Привет, Хабр! Меня зовут Асия Морозова, я руководитель направления по обучению и адаптации персонала.

Помнишь свою первую работу? Это место, где чувствуешь себя потерянным, не знаешь, к кому обращаться с вопросами и где искать поддержку. Чтобы сориентироваться было легче, лучше заранее разобраться, кто какие роли выполняет в твоей команде.

Сегодня объясню, кто такие наставники, менторы, коучи, бадди и карьерные консультанты и что входит в их задачи. Для наглядности возьмем конкретный пример — систему наставничества и сопровождения сотрудников в МТС. Поехали!

Бадди

Что за супергерой и какие у него суперсилы

Начнем с бадди (англ. buddy — «друг, приятель»). Основная его задача — эмоциональная поддержка новичка в период адаптации и погружение в культуру компании.

В отличие от ментора или наставника, у бадди может не быть экспертизы в области новичка. Но он должен отлично разбираться в корпоративной культуре, разделять миссию и ценности компании — и уметь это донести. Еще он знает обо всех формальных и неформальных мероприятиях и в рабочее время всегда открыт к общению. Часто роль бадди выбирают вчерашние новички, которые понимают ценность простых, но важных «Как дела? Давай пообедаем!».

Что спросить

А вот примеры вопросов, с которыми можно прийти к бадди:

  • Какие в нашей компании есть сообщества по интересам?

  • Какие в компании есть социальные проекты?

  • На какие корпоративные мероприятия мне стоит сходить?

  • На дейли я услышал имя сотрудника, но не помню, кто это и какими задачами занимается. Можешь подсказать?

  • А где тут самый вкусный кофе и где вкусно пообедать?

Как это работает в МТС

В МТС, помимо бадди, есть чат новичков — Welcome on board. Там много сотрудников, которые только проходят испытательный срок и которые его уже прошли. Вторые остаются, чтобы помогать новеньким: делятся опытом, советами, создают настроение в чате. Если тебя тепло встречают люди из разных команд и продуктов, ты сразу чувствуешь себя среди своих, в безопасности. А значит, адаптируешься проще и быстрее.

Наставник

Что за супергерой и какие у него суперсилы

Наставник тоже помогает новичку адаптироваться в команде и к новым рабочим реалиям. Но он передает знания не только о компании в целом, но и о продукте, правилах работы, традициях в конкретной команде.

Еще наставник знакомит с коллегами, добавляет в рабочие чаты, делится проектной документацией, обучает работе с программами и системами, дает обратную связь по прогрессу новичка.

В отличие от ментора, наставник может быть одного уровня экспертности с новичком. Его задача — донести специфику и правила работы в конкретной команде или продукте.

Что спросить

Примеры вопросов, с которыми можно прийти к наставнику:

  • Кто есть кто в нашей команде?

  • Какие у нас есть командные встречи? Сколько встреч с командой в неделю?

  • В каком мессенджере общаться с коллегами?

  • Как построен рабочий процесс в нашей команде?

  • Какие мои задачи приоритетны?

Как это работает в МТС

В нашей компании наставничество развивается для онбординга новичков и для стажерских программ.

Например, в МТС Travel каждый новичок получает индивидуальный план развития: в него входят цели по улучшению hard и soft skills. А еще наши ребята с радостью выступают в роли наставников для студентов, чтобы они могли сразу получать опыт разработки на реальных продуктах.

В командах приложения «Мой МТС» наставники часто знакомятся с новичками на этапе интервью. Это помогает установить контакт и учесть особенности опыта и знаний потенциального кандидата при составлении адаптационного плана.

Ментор

Что за супергерой и какие у него суперсилы

Ментор — это опытный эксперт в профессиональной области новичка. Главная его задача — помочь подопечному (менти) эффективно дойти из точки А в точку Б. Это может быть помощь в освоении новой технологии, решении задачи повышенной сложности, развитии компетенций для перехода на более высокий грейд и так далее.

Главное тут вот что: ментор уже проходил путь, по которому сейчас проходит менти. Он уже все знает и умеет и может замотивировать развиваться.

Что спросить

Вот какие вопросы можно задать ментору:

  • Я разработчик, но хочу освоить архитектуру. С чего начать?

  • Хочу освоить новую технологию. Как это сделать?

  • Какие перспективы откроются для меня, если я буду вести этот проект?

  • Какие компетенции мне нужны, чтобы перейти на позицию выше?

  • Сейчас мне не хватает компетенции, чтобы решить эту задачу. Как мне прокачаться?

Как это работает в МТС

Недавно в нашей компании успешно завершился пилот менторской программы: ставили и достигали своих целей 23 менторские пары. Кроме пар, в которых были менторы и менти одного стека, были еще и сотрудники, которые хотели освоить компетенции смежных направлений. В результате все участники высоко оценили эту программу: 10 пар из 23 полностью достигли своих целей, остальные — частично. Есть кейс с переводом менти на новую позицию внутри команды прямо во время пилота. Так что сейчас мы запускаем второй поток: в нем будет уже 50+ пар, а еще заработает «Витрина менторов» — это когда менти смогут познакомиться с менторами в онлайне заранее и выбрать подходящего для себя.

Карьерный консультант

Что за супергерой и какие у него суперсилы

Карьерный консультант внутри компании — это специалист, который помогает на определенном этапе развития карьеры сотрудника. Чаще всего это сопровождение в период профессионального кризиса, выгорания, при карьерных переходах внутри компании, помощь в построении карьерного или образовательного трека.

Что спросить

Примеры вопросов карьерному консультанту:

  • Мне неинтересны мои задачи. Хочу попробовать что-то новое. Какие возможности есть для меня в компании?

  • Мне кажется, я перестал развиваться. Какие у меня есть перспективы?

  • Что мне нужно, чтобы ротироваться?

  • Я системный аналитик, но хочу стать продуктовым. Что делать?

Как это работает в МТС

Как к карьерному консультанту ко мне часто обращаются сотрудники, планирующие карьерные переходы. Мы уточняем цель и мотивацию: важно настроить сотрудника к мотивации «к», а не «от», вернуть авторскую позицию по отношению к собственной карьере. А еще очистить карьерную цель от вирусных и навязанных трендами идей. Подробнее об этом я расскажу в следующем посте. 

Коуч

Что за супергерой и какие у него суперсилы

В отличие от наставника, ментора и карьерного консультанта, коуч не дает прямых советов. Ключевой принцип коучинга — убеждение, что каждый человек обладает всем необходимым для достижения целей. Поэтому его задача — с помощью техник и вопросов разрешить проблемную ситуацию сотрудника.

Что спросить

С какими вопросами можно обратиться к коучу:

  • Не знаю, чего хочу. Работа перестала быть интересной. Что делать?

  • Могу взять эту задачу, но боюсь, что не справлюсь. Как быть?

  • Мне кажется, что я не на своем месте и к моему мнению не прислушиваются. Это тот самый синдром самозванца?

  • Работа больше не драйвит. Как быть?

  • Где найти мотивацию?

Как это работает в МТС

В нашей компании сотрудники могут поработать с коучем индивидуально или в командном формате. Командные сессии помогают построить доверие внутри команды, выработать или синхронизировать стратегию, сделать коммуникацию более результативной. Например, договориться о ролях, форматах и оптимальных каналах взаимодействия.

Результатом работы с коучем может стать построение здоровых границ, оздоровление коммуникации, снятие барьеров и улучшение эмоциональной обстановки в команде. В итоге члены команды сформируют общие ценности и смогут составить план по достижению поставленных целей.

Два супергероя в одном

В МТС есть все роли сотрудников, которые я перечислила выше. Но, как вы могли заметить по вопросам, иногда их сферы пересекаются. Поэтому в компаниях роли могут сливаться — и это отлично работает.

Например, классно, когда наставник — это еще и бадди. То есть он не просто объясняет тебе процессы в команде, но может и подбодрить в сложной ситуации, похлопать по плечу и сказать: «Не переживай. Я тоже был на твоем месте, все нормально!». То есть наставник — это тоже приятель, он не просто «про задачи». Кстати, в нашей новой программе наставничества роли бадди и наставника как раз сливаются.

Если речь идет о стажировке, то наставник для стажера может быть еще и ментором. Ведь за определенный срок — например, полгода — стажер должен выйти на новый уровень, стать джуном. То есть наставник-ментор его до этого «дотягивает».

Еще одна пара — карьерный консультант и коуч. Это как раз моя сфера. Я карьерный консультант, но часто начинаю работать с сотрудниками как раз с коучинговых техник: задаю открытые и расширяющие вопросы, чтобы не навязать человеку чужое мнение.

Хорошо, когда наставники и менторы владеют базовыми коучинговыми техниками. Конечно, обычно они дают новичкам четкие инструкции, но умение правильно задавать вопросы еще никому не вредило. Особенно это полезно, когда нужно получить развернутую обратную связь.

На сегодня у меня все. Буду рада, если поделитесь в комментариях своим опытом работы с бадди, наставником, ментором и другими ролями из этой статьи.

Комментарии (0)