Многие из нас хотя бы раз в жизни уставали от однообразных задач, мечтали хлопнуть на работе дверью и улететь на Бали, выбросить паспорт и серфить всю оставшуюся жизнь уйти в закат. Избежать необдуманных сценариев и не увязнуть в бесконечном цикле поиска новой работы помогает ротация. Что это такое, какой она бывает и когда сотруднику вообще можно ротироваться, сегодня расскажу я, Асия Морозова — руководитель направления по обучению и адаптации персонала в МТС Диджитал. Жду вас под катом!

Что такое внутренняя ротация и зачем она нужна

Внутренняя ротация — это переход сотрудника на другую должность или в другое подразделение внутри одной компании. Например, работал ты тестировщиком четыре года и заскучал, захотелось что-то серьезно поменять. Конечно, можно быстро пройти какие-нибудь курсы, переписать резюме, сменить компанию — и делать так каждый раз, когда становится скучно, и поседеть от стресса. А можно пойти к карьерному консультанту и подумать, какие возможности для развития у тебя есть прямо сейчас. В МТС в таких случаях мы предлагаем сотрудникам ротацию — например, тот же тестировщик может стать программистом. За последнее время у меня были кейсы, когда сотрудники с роли инженера ротировались на роли ведущего разработчика и DevOps. Спойлер: все прошло отлично.

Основные преимущества ротации:

  1. Никакого стресса почти. В ротации меньше слепых зон, чем во внешнем поиске, а значит ниже риск выбрать не тех. Находясь на текущем проекте, можно посещать демо команд, присматриваться к их культуре и ценностям, выбрать для себя топ и податься в ротацию. При ротации собеседование тоже проводится, но оно проще. К тому же нет переживаний, связанных с поиском новой работы «с нуля»: не придется гадать на кофейной гуще, какие обещания — правда, а какие — плод воображения работодателя.

  2. Легкая адаптация. Сотрудник уже вовлечен в культуру компании, разделяет ее ценности, ориентируется в процессах и сервисах и даже знает, где добыть в офисе самый вкусный кофе. Максимум ему придется адаптироваться к новой команде и задачам.

  3. Стимул для «второго дыхания». Выгоревшему сотруднику может казаться, что его работа и знания не так уж и нужны и лучше вообще все начать сначала. Но эффект новизны после ротации может стать мотивационным «уколом» для нового карьерного витка. Часто оказывается, что твой опыт был очень даже ценным и его можно применить на новой позиции — чем не фундамент для карьерного взлета?

Для компании от ротации тоже одни плюсы: текучка ниже, а лояльность и уровень доверия сотрудников — выше. Ребята видят, какие траектории карьерных треков у них есть, понимают, что могут развиваться не только вертикально, но и горизонтально, и чувствуют, что их поддерживают.

Пять видов ротации

Что такое ротация и в чем ее плюсы — разобрались. Теперь расскажу про виды ротации — да-да, все не так однозначно!

  1. Ротация с повышением. Это тот самый «вертикальный рост», когда в компании или своей же команде открывается вакансия. Например, младший аналитик становится старшим, а ведущий разработчик — тимлидом. Это, пожалуй, самый популярный вид ротации. Обычно сопровождается обучением, чтобы сотрудник овладел новыми компетенциями и справился с задачами, которые до этого времени решали на более высоком уровне. Ну и без практики, конечно, никуда. В МТС сотрудникам, которые идут на повышение, руководители делегируют свои задачи, назначают их наставниками для новичков, поручают свои задачи на время отпуска, то есть дают все возможности, чтобы осваивать новую роль. Самое важное здесь — грамотно планировать переход и обучать сотрудника, чтобы он действительно был готов к новой должности.

  2. Ротация со сменой направления. А здесь сразу приведу свой пример: в МТС я пришла рекрутером, но почти сразу брала дополнительные задачи по адаптации новичков и организации тренингов по софт-скилам. Набравшись опыта, полностью ушла в направление адаптации и обучения. Конечно, освоить методологию проектной деятельности и выучиться на бизнес-тренера параллельно тоже пришлось.

    У смены роли внутри компании, опять же, много плюсов. Не будет значительных потерь в условиях труда, можно осваивать новую сферу параллельно с текущей ролью, параллельно с основной работой набираться опыта в смежных командах — а без такого опыта кандидата даже не станут рассматривать на внешнем рынке.

  3. Ротация с расширением функциональности. Иногда даже не нужно менять роль или продукт, достаточно перераспределить задачи внутри команды. То есть «пересобрать» задачи сотрудника. Получается, он остается на прежнем месте, но поле деятельности при этом полностью меняется. Вуаля — есть возможность развивать новые компетенции и реализовывать потенциал. В МТС я делаю такие пересборки в своей команде раз в полгода или год. Например, даю проекты на прокачку компетенций в HR-аналитике, фасилитации, организации ивентов, проектном менеджменте и так далее. Это всегда задачи на вырост, которые помогают сотрудникам быть эффективнее с точки зрения бизнеса и попадают в их мотивацию.

  4. Ротация с уходом от демотивирующих обстоятельств. Ее еще называют «ротацией от». Например, когда сотрудник хочет покинуть команду, потому что не может найти общего языка с коллегами или руководством. Это всегда звоночек для HR: нужно проверить, соблюдаются ли в команде этические и деловые нормы. А еще дело может быть в избегании точек роста сотрудником: возможно, он не научился давать открытую обратную связь или воспринимать ее от коллег. Тогда и на новом месте возникнут старые сложности. Важно, чтобы в качестве решения проблемы сотрудник выбрал не спасаться бегством, а сходить на карьерную консультацию и разобраться в истинных мотивах. Тогда и станет понятнее, куда и как двигаться дальше.

  5. Вынужденная ротация. Это когда компанию настигла реструктуризация, остановилось финансирование проекта, закрылся продукт и так далее. К сожалению, в современном мире это вполне себе будничные ситуации. В результате сотрудникам могут предложить переход на роли, которые их не очень-то и устраивают. Чаще всего такая ротация воспринимается сотрудниками негативно. Лучшее, что тут можно сделать, — это выйти на честный диалог сотрудника и работодателя и обсудить сценарии развития карьерного трека в конкретной ситуации для конкретного сотрудника.

Чем карьерный консультант помогает во время ротации

Суперсилы карьерного консультанта я уже описала в своем прошлом посте. А сейчас расскажу, чем конкретно поможет карьерный консультант, если есть цель ротироваться.

Во-первых, он дает максимум информации о том, как организован процесс ротации, какие сценарии работают для конкретного кейса — то есть раскладывает по полочкам, какие шаги тебя ждут. Ты не находишься в неведении, и перспектива ротации из чего-то туманного и теоретического превращается в понятный и структурированный процесс.

Во-вторых, консультант помогает определиться, какая тебе нужна ротация — и точно ли вообще она нужна. Иногда бывает сложно отличить свои идеи от «вирусных». Всегда кажется, что где-то трава зеленее. Консультант поможет вернуться на путь карьерного планирования и трезво оценить перспективы.

В-третьих, карьерный консультант предоставляет сотруднику поле для принятия решений. Ты понимаешь, что прямо сейчас можешь влиять на свою карьеру, а не ждешь, что компания прочтет твои мысли и все решит за тебя. Иногда это помогает полностью пересмотреть свою роль и найти то, что подходит тебе гораздо больше. А еще карьерный консультант — это всегда про поддержку. Он поможет сформировать лояльное отношение к процессу ротации и подсветит карьерные перспективы, которые ты мог раньше не замечать.

Ну и чтобы подытожить, покажу недавнюю обратную связь от нашего сотрудника Влада Фионова: год назад с роли инженера он ротировался на роль ведущего разработчика в ИТ-кластер «Платформа клиентского опыта».

«Сначала я работал инженером. Все было здорово, но со временем мне захотелось самому создавать продукт, так что я стал задумываться о роли разработчика. Ротация была отличным вариантом, чтобы к этому прийти. Разобраться в этом процессе и в том, какие меня ждут этапы, помог карьерный консультант. Сложностей даже не припомню, эмоции остались приятные. В целом ротация заняла у меня около месяца. В роли ведущего разработчика я чуть больше года, и мне все нравится. В моем случае ротация оказалась отличным вариантом, чтобы вырасти внутри компании».

Когда можно ротироваться

В МТС мы подсвечиваем возможность ротации еще на этапе отбора и адаптации, то есть все новички уже знают о такой возможности. Обычно сотрудники прибегают к ней, если им кажется, что они работают не на своем месте, что ожидания не соответствуют реальности, если хочется быстрого карьерного роста или, опять же, «работа не идет». А бывает, что сотрудник уже сам решил ротироваться и приходит к карьерному консультанту за конкретным алгоритмом действий.

Нет какого-то срока, который обязательно «нужно» отработать в компании перед тем, как претендовать на ротацию. Это не плюшка, которую дают за выслугу лет. И еще: ротация не означает предательство своей команды. А ведь многие сотрудники именно так ее воспринимают: им кажется, что желание сменить роль может ухудшить их отношения с коллегами. А еще люди боятся, что ротация закончится неудачей и тогда тебя уже не примут обратно. Тут важно прояснить, что адекватная компания и команда всегда заинтересованы в развитии сотрудников. Ни у кого нет цели на веки вечные заточить тебя в нелюбимом проекте. Так что если не нравится работа, лучше не терпеть, а проанализировать ситуацию и подумать, как и что конкретно можно поменять здесь и сейчас.

На этом на сегодня все. Если у вас были кейсы ротации, расскажите о них в комментариях — мне будет интересно почитать.

Комментарии (4)


  1. Vilos
    23.10.2024 17:06

    Асия, написано красиво (особенно про МТС), однако я сам работал в этой компании, и....внезапно оказалось что, чтобы встать на должность выше мне нужно почему-то сменить филиал (и даже знаю несколько коллег ради роста сменили кучу мест жительств....и даа....это внутри МТС). Почему-то есть внутри МТСа табу на рост сотрудников; хочешь роста - чеши в другой филиал (что многие и делают), а порою не через перевод, а через увольнение. А еще в этой прекрасной компании есть другое табу: не брать из фиксы (отделы фиксированной связи) в рост на смежные подразделения. Например вот хочешь стать техдиром - фигушки, ты в фиксе работаешь....из мобилы бы взяли, а из фиксы неззззяя....у меня ради этого мой предшественник в должности написал заявление на перевод в начальники отдела мобильной связи, а через полгода уже из мобилы прыгнул на техдира (и то чудом...поскольку регион был специфичный, и ему можно сказать просто повезло).

    Со мною же все оказалось проще: я просто сменил компанию и встал на должность техдира другого интернет-провайдера...жаль конечно, мне в МТСе очень нравилось. И даже готов вернуться, но разумеется на должность не ниже техдира.


  1. AndreyYu
    23.10.2024 17:06

    Просто лента новых на Хабре. Снизу вверх.

    Скрытый текст

    Просто лента новых на Хабре. Снизу вверх. Полоса белая, полоса черная.

    Просто лента новых на Хабре. Снизу вверх. Полоса белая, полоса черная...
    Просто лента новых на Хабре. Снизу вверх. Полоса белая, полоса черная...


  1. Surrogate
    23.10.2024 17:06

    Ваша статья напомнила мне утверждение

    Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!

    Далеко не во всех компаниях есть возможность ротации. И далеко не каждому сотруднику она доступна.


  1. sshmakov
    23.10.2024 17:06

    мы предлагаем сотрудникам ротацию — например, тот же тестировщик может стать программистом

    Соответственно, программист может стать тем же тестировщиком. Не тимлидом же ему становиться, когда его тестировщик ушел в программисты.