Недавно специалист по пользовательским интерфейсам корпорации Intel доктор Дария Лои и ее команда провели исследование, чтобы определить, как пользователи в разных странах мира относятся к своим компьютерным устройствам. В ходе исследования, которое получило название «Использование устройств: глобальная перспектива», было установлено, какие устройства являются предпочитаемыми у пользователей, какими устройствами люди пользуются чаще всего, какие устройства используют для определенных задач (и почему) и в чем можно было бы улучшить устройства. В ходе исследования было опрошено 1200 человек из 6 стран мира. Возраст респондентов различался в пределах нескольких десятков лет.
Исследование показало, что хотя такие устройства, как смартфоны, ноутбуки, настольные ПК и планшеты дают пользователям возможность выполнять многие важнейшие задачи как по работе, так и в личной жизни, и у большинства пользователей есть любимое или предпочитаемое устройство (см. рис.), все равно еще есть немало областей, где требуются улучшения. В этой статье подробно рассматриваются полученные в ходе исследования факты, а также обсуждаются возможности создания программного обеспечения, которое смогло бы повысить удобство пользователей.
Нет единого универсального устройства
Результаты исследования используемых устройств: глобальное исследование показало, что у большинства респондентов (39 %) предпочитаемым устройством является смартфон. За смартфонами следуют ноутбуки (30 %) и настольные ПК (21 %). Но ни одно из этих устройств не обладает интерфейсом, помогающим пользователям выполнять все действия, связанные с работой, личными задачами и развлечениями. Например, смартфоны очень удобны для фотосъемки, прослушивания музыки, участия в социальных сетях и общения с другими, но из-за небольшого размера экрана и низкого (на самом деле или по ощущениям) уровня безопасности они не столь полезны для покупок, управления банковскими счетами, редактирования изображений и электронной почты.
«Смартфон — портативное устройство, поэтому чаще всего люди пользуются именно этими устройствами, — говорит доктор Лои. — Поскольку это предпочитаемое устройство, хотелось бы, чтобы оно было идеальным, но в настоящее время не существует идеального устройства, поэтому люди владеют несколькими разными устройствами. Тем не менее, далеко не все существующие и новые пользователи, особенно молодые или в развивающихся странах, могут позволить себе приобрести несколько устройств, да и не желают носить с собой не одно устройство, а несколько. Поэтому перед нами, разработчиками технологий, встает вопрос: как создать будущее, в котором люди смогут удобно делать все что захотят, не обременяя себя несколькими устройствами? Как помочь пользователям решать все задачи на одном устройстве?»
При попытке сформулировать отчет на этот вопрос разработчикам имеет смысл обратить на те характеристики, которые уже сейчас являются важными для пользователей устройств. Отвечая на вопрос о том, какая характеристика устройств является самой важной, респонденты чаще всего называли операционную систему, затем — производительность, размер экрана, удобство использования и бренд, — именно в этом порядке (см. рис. 1). Лои отмечает, что именно на удобство использования разработчики должны обратить особое внимание: это ключевая характеристика; если пользоваться устройством неудобно, его просто не будут покупать.
Рисунок 1. Ответы на вопрос исследования о наиболее важных характеристиках (в порядке убывания важности, уровень 1 — самая важная)
Разнообразие устройств
Согласно результатам исследования, для разных функций люди предпочитают использовать разные устройства. Среди этих функций — чтение локально хранящихся книг, журналов и текста; просмотр фотографий, хранящихся как локально, так и в сети; интерактивный чат; интерактивные текстовые платформы; видеочат и видеоконференции; казуальные игры. Для определенного круга задач используются определенные устройства в зависимости от их возможностей.
Кроме того, выбор устройства зависит и от того, где находится пользователь. Находясь дома, люди предпочитают выполнять задачи, для которых нужен ноутбук или настольный ПК: покупки в интернет-магазинах, банковские услуги, обучение, ресурсоемкие игры. На работе и в учебных заведениях также используются ПК и ноутбуки: для подготовки и демонстрации отчетов, создания и редактирования документов, электронной почты, чтения новостей и текстов в Интернете. Применяются и смартфоны: например, чтобы узнать прогноз погоды или воспользоваться календарем. Еще одно место, где предпочитаемым устройством является настольный ПК — это интернет-кафе и аналогичные выделенные пространства, где в число типичных задач входит голосовая связь через Интернет, видеоконференции, обновление блогов и веб-сайтов.
В поездках смартфоны являются предпочитаемым устройством для поиска нужных мест, навигации, фото- и видеосъемки, прослушивания музыки. «Ожидания людей зависят от того, где они находятся, — поясняет Лои. — В зависимости от места люди могут принимать некоторое снижение скорости работы устройств. Ожидания пользователей меняются при изменении контекста. Цель разработчиков — создать приложения, хорошо работающие в любом контексте или способные изменяться таким образом, чтобы предоставлять пользователям нужные возможности всегда, вне зависимости от ситуации».
Смартфоны становятся умнее
Некоторые задачи можно выполнять на разных устройствах, но есть и задачи, которые чаще всего выполняются на одном определенном устройстве. Среди опрошенных 43 % назвали смартфоны в качестве предпочитаемого устройства для повседневных задач, таких как просмотр прогноза погоды, сохранение контактов и использование календаря; 47 % респондентов заявили, что смартфоны лучше всего подходят для поиска нужных мест и навигации; по мнению 62 % пользователей смартфоны — наилучшее устройство для фото- и видеосъемки (см. рис. 2).
Рисунок 2. Ответы на вопрос исследования о предпочитаемом устройстве для навигации, поиска и получения новостей
Тем не менее, люди не слишком охотно совершают покупки в интернет-магазинах со своих смартфонов, поскольку чувствуют, что это менее безопасно. Некоторые участники опроса особо упомянули о том, что на смартфоне им не всегда удается увидеть весь экран, а по этой причине они обеспокоены тем, что могут не увидеть кнопку или какой-нибудь другой элемент, о котором им хотелось бы знать, чтобы не сомневаться, что покупка в полной мере соответствует их пожеланиям. «И все же людям хотелось бы выполнять эти задачи на любых устройствах, — отмечает Лои, — и здесь у разработчиков есть возможность создания программного обеспечения и инфраструктуры, позволяющей делать это с полной надежностью и безопасностью. Этот аспект станет особенно важным с учетом того, что корпорации Google и Apple стремятся продвигать свои решения по использованию смартфонов в качестве платежного средства, наподобие банковских карт».
Еще одно направление для усовершенствования на смартфонах касается функций, позволяющих снизить зависимость пользователей от других устройств в поездках или когда эти устройства недоступны. Например, как можно наделить смартфон более широкими возможностями для работы? Если учесть, что люди все чаще используют телефоны в качестве основной камеры, как можно улучшить возможности встроенных камер? А поскольку люди часто слушают музыку на телефоне, как реализовать на смартфонах более удобные функции и пользовательские интерфейсы для этого?
Еще одно направление для возможного развития смартфонов: сделать их более полезными для обучения. «Подростки и молодые люди не могут вообразить себе жизнь без своих любимых телефонов, но эти устройства крайне редко интегрированы в учебную программу. Зачастую учащимся предлагается оставлять свои устройства дома или выключать их перед началом занятий, но для них смартфон — это интересный, привычный, увлекательный повседневный инструмент, который может помочь в обучении. В этом контексте наша задача — совместно со специалистами по обучению разрабатывать решения, обеспечивающие удобное, правильное, глубокое и эффективное изучение материалов».
Производительность ПК — фактор победы
Многие люди всерьез влюблены в свои телефоны, но, несмотря на это, для определенных задач предпочитаемыми устройствами являются все же ноутбуки или моноблоки (см. рис. 3). В частности, 38 % пользователей используют ноутбуки для редактирования мультимедиа, 47 % — для создания и редактирования документов, 36 % — для публикаций в блогах и на веб-сайтах, 41 % — для пользования банковскими услугами и оплаты счетов; 44 % — для просмотра товаров с целью возможной покупки, а 41 % пользователей — для покупки товаров в интернет-магазинах. Лои отмечает, что для всех этих предпочтений важнейшую роль играет размер экрана. «Гораздо удобнее работать с информацией на большом экране, — говорит она. — Кроме того, многие программные продукты либо недоступны для смартфонов, либо стоят недопустимо дорого. Мощная экосистема программного обеспечения, а также преимущества ноутбуков по практичности, физическому размеру и производительности — вот факторы, в силу которых ноутбуки являются предпочитаемым устройством для этих задач».
Рисунок 3. Ответы на вопрос исследования о предпочитаемом устройстве для покупок в интернет-магазинах
Участники опроса также назвали ноутбуки предпочитаемым устройством для связи и развлечений, в частности: для просмотра видео в Интернете (36 %); для просмотра видео, хранящегося локально (37 %); для отправки, загрузки или передачи мультимедиа (38 %); для работы с электронной почтой (42 %); для голосовой связи через Интернет (VoIP) и других голосовых платформ (35 %, см. рис. 4). «Это области применения, требующие высокой производительности, которой смартфоны пока не обладают. В будущем возможности ПК могут появиться и у более компактных устройств. И вновь, для реализации этой возможности нужна подходящая экосистема, программное обеспечение, промежуточные средства, интерфейсы и инфраструктура — в дополнение к удобным средствам для передачи мультимедиа».
Рисунок 4. Ответы на вопрос исследования о предпочитаемом устройстве для ввода текста и разговора
Прочие области, в которых респонденты предпочитали мощь и крупные экраны своих ноутбуков: демонстрация презентаций и отчетов (59 %), ресурсоемкие игры (24 % — ноутбуки, 25 % — настольные ПК), просмотр и изучение информации в Интернете 38 %), обучение (47 %), чтение новостей и текста в Интернете (39 %, см. рис. 5). «Некоторые из этих функций, казалось бы, доступны и на смартфонах, но смартфоны обычно гораздо сложнее подключать к другим устройствам (таким как проекторы), чем компьютеры, — замечает Лои, — производительность смартфонов не позволяет запускать на них хоть сколько-нибудь сложные игры; ограниченный размер экрана делает смартфоны непригодными для продолжительной, сосредоточенной многозадачной работы, характерной для изучения информации или обучения».
Рисунок 5. Ответы на вопрос исследования о предпочитаемом устройстве для чтения и обучения
Мнения о технологиях
Чтобы лучше понять, какие ощущения устройства вызывают у участников опроса, Лои и ее команда поговорили с несколькими респондентами, чтобы получить качественную информацию, способную дополнить количественные данные глобального опроса. Один из важнейших выявленных фактов состоит в том, что люди все сильнее одновременно любят и ненавидят новые технологии. «Люди понимают, что не могут жить без своих устройств, но при этом чувствуют себя рабами своих устройств, — говорит Лои. — Очень часто ощущения описываются таким образом: «я хочу иметь возможность постоянно пользоваться устройствами, чтобы выполнять важные для меня дела, но при этом я хочу, чтобы устройства не маячили перед глазами, когда они не нужны». Например, если пользователь находится на собрании, его смартфон должен учитывать это и отключать входящие звонки. Существует немалый потенциал в области создания машин, способных обучаться поведению пользователей и отключаться, чтобы не мешать в неподходящее время».
«Я жалею, что те времена, когда мы не были круглосуточно на связи, в сети, остались в прошлом». — Арон, возрастная группа старше 20 лет
На положительной стороне диапазона «любовь–ненависть» участники описывали достоинства своих устройств, в том числе следующие: устройства помогают проще выполнять разные задачи в жизни, общаться с другими, взаимодействовать в реальном времени. Но, как отмечает Лои, даже эти положительные стороны устройств можно улучшать еще дальше. «Как можно расширить способы общения с другими людьми, какие новые возможности можно изобрести в дополнение к существующим? — спрашивает Лои. — Какие технические решения можно придумать, чтобы мы ощущали себя более тесно связанными с другими людьми вне зависимости от физического расстояния?»
«Мне хотелось бы больше общаться с родными, а сейчас мы, кажется, больше разглядываем экраны телефонов, чем разговариваем друг с другом». — Кэрол, возрастная группа старше 40 лет
Новые технологии вызывают не только одобрение и признание, но и разочарование, и раздражение. Вот некоторые из основных недостатков устройств, на которые жалуются пользователи: слишком быстро расходуется заряд аккумуляторов; устройства работают слишком медленно или «зависают»; устройства подвержены вирусам и утечке конфиденциальных данных; они слишком крупные, чтобы их было действительно удобно с собой носить; они слишком маленькие, чтобы хранить на них всю информацию; устройствами сложно пользоваться. Основная причина раздражения опрошенных — малая мобильность устройств, обусловленная недостаточным временем их автономной работы. «Общество, в котором мы живем, становится все более мобильным, — утверждает Лои. — Это общество полностью опирается на использование мобильных устройств. Но для того, чтобы эти устройства превратились в действительно полезные инструменты, они должны долго работать от аккумулятора. Для большинства респондентов, с которыми я поговорила, необходимость поиска розетки электросети, чтобы зарядить устройство, превратилась уже в навязчивую идею. Это серьезнейшее препятствие, мешающее устройствам быть действительно мобильными и эффективными. В этой области неплохие перспективы есть, помимо прочего, у беспроводной зарядки, но для ее использования должна быть эффективная, надежная и интуитивная экосистема». По словам Лои, пароли — еще одна проблема, требующая решения. В числе других проблем — слишком быстрое изменение технологий; эту проблему можно решить, помогая людям переходить со старых операционных систем и приложений на новые.
«Технологии постоянно меняются, и следовать за ними очень непросто». — Рауль, возрастная группа старше 20 лет
Как же справиться с раздражением? Участники исследования рассказали, в чем технологии могли бы быть полезнее. В частности, технологические решения должны допускать более глубокую индивидуальную подстройку, они должны экономнее расходовать электроэнергию, быть более доступными и повсеместно распространенными, обладать более мощными речевыми функциями и хорошо работать вне зависимости от используемой операционной системы. Людям хочется, чтобы устройства меньше мешали им и меньше действовали на нервы, и могли бы предвидеть определенные потребности пользователя с учетом контекста. «Людям нужен контроль над устройством и возможность выбора, — отмечает Лои. — Еще один важный фактор — простота использования. Удобство работы с приложением — самый важный момент для разработчиков. Если пользователь не может найти какую-либо функцию в приложении, то можно считать, что этой функции там просто нет, и люди не будут покупать такое приложение».
«Мне нужно, чтобы у меня был выбор. Не хочу, чтобы мне указывали, что мне делать». — Фрэнсис, возрастная группа старше 30 лет
Несмотря на раздражение постоянными изменениями, люди с интересом ожидают новых возможностей. Многие участники исследования описывали футуристические функции, которыми могли бы обладать их устройства — как в фильме «Железный человек», по словам некоторых опрошенных. Среди таких возможностей — ввод сообщений не с клавиатуры и не голосом, а с помощью мысли; интерактивные голографические изображения во время чата; сверхчувствительные микрофоны, способные распознавать голосовые команды из любой точки дома. «Идеи и ожидания в отношении будущих технических идей формируются у людей главным образом по социальным сетям и голливудским фильмам, — говорит Лои. — Некоторые просто не понимают, почему эти технологии, относящиеся к области научной (и не очень научной) фантастики, до сих пор не получили широкого распространения. Несмотря на сложность таких технологий, многие ожидают их скорого появления на рынке, во многих случаях — намного раньше, чем это фактически возможно.
«Возможность показывать другим в точности то, что я себе представляю, скажем, в виде трехмерной голограммы». — Шила, возрастная группа старше 20 лет
Заключение
За последние годы в области компьютерных технологий пройдено несколько важных этапов, и современные устройства вполне заслуженно нравятся своим пользователям. Тем не менее, есть еще немало областей, в которых удобство устройств можно и нужно повышать. Доктор Лои, специалист корпорации Intel, провела исследование, озаглавленное «Использование устройств: глобальная перспектива». Цель этого исследования состояла в том, чтобы узнать, как люди в разных странах используют свои устройства сейчас, и как они хотели бы использовать их в будущем. В ходе исследования были обозначены следующие области, в которых разработчики могут усовершенствовать свои решения:
- Упорядочение функциональности, чтобы люди могли выполнять полный круг необходимых задач, нося с собой (и приобретая) меньше устройств.
- Непрерывное повышение удобства использования.
- Укрепление безопасности, повышение наглядности работы на смартфонах для покупок в интернет-магазинах.
- Усовершенствование функций смартфонов (камеры, доступ к музыке) с тем, чтобы можно было использовать смартфоны вместо нескольких специализированных устройств.
- Реализация возможностей, делающих смартфоны более полезными для обучения.
- Повышение производительности смартфонов, необходимое для запуска более ресурсоемких приложений; программные пакеты, предназначенные для ПК, должны стать более удобными и доступными для смартфонов.
- Предоставление пользователям приложений, работающих с учетом контекста.
- Усовершенствование технологий связи, чтобы люди ощущали себя ближе к своим собеседникам.
- Продление времени работы устройств от аккумулятора, изобретение новых способов зарядки устройств.
- Помощь пользователям в переходе со старых приложений и систем на новые.
Самое главное, по мнению доктора Лои, заключается в формировании более продуманной концепции будущего. «Для этого нужно, чтобы все новые разработки опирались на четкое понимание того, что люди делают, чего они хотят, в чем нуждаются, — говорит она. — Работа нашей отрасли должна основываться на четком, подтвержденном данными понимании того, что важно для пользователей».