Появление таких сообщений всегда опасно – полностью ситуацию в любом случае не расскажут, а кто-то из работодателей тоже пойдет по этому пути и, возможно, столкнется с судебными исками работников. С другой стороны, активность в соцсетях может не только отвлекать от работы, но и наносить вред репутации компании.
Самое время ответить на главный вопрос всех работодателей страны: А что, так можно было?
Так за что увольнять?
Нужно понимать, что отдельной статьи «
Поэтому истории об увольнении всего коллектива за такой проступок юридически выглядят несколько иначе (не спешите угрожать своим работникам скорой расправой).
Уволить работника можно только с учетом положений ТК. А этот свод законов гласит, что увольнение по инициативе работодателя возможно исключительно по основаниям, перечисленным в ст. 81 ТК РФ.
К данному кейсу подходит п. 5 ч. 1 названной статьи, согласно которому работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Таким образом, имеет значение установление того факта, является ли излишняя активность в социальных сетях нарушением трудовых обязанностей (и тут нам крайне пригодятся должностные инструкции и регламенты).
Ключевым фактором будет являться «рабочее время», а значит, использование соцсетей во время перерыва и до/после рабочего дня не в счет (конечно, если вы не судья или госслужащий, который должен следить за своим моральным обликом).
Дополнительным камнем в огород работника будет выход в соцсети через рабочие компьютеры/телефоны/айпады/айфоны. В этом случае человека можно привлечь к дисциплинарной ответственности (ст. 192, 193 ТК РФ).
Факт использования сотрудниками в личных целях программ, предназначенных для выполнения трудовых обязанностей, нужно зафиксировать актом (подп. 1 п. 34 постановления Пленума Верховного Суда № 2).
Тут крайне пригодятся четко прописанные процедуры использования рабочей техники.
Внутренние документы
Прежде всего необходимо детально описать права и обязанности сотрудников в корпоративных регламентах. Это значит, что у вас должен быть не только трудовой договор с общими формулировками, но и правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция.
Возможно, стоит создать отдельное положение об использовании соцсетей и личной почты в рабочее время (но это для особо продвинутых и нетерпимых к личной переписке в рабочее время).
Только такое детальное и жесткое регламентирование позволит доказать, что сотрудник нарушил должностные обязанности.
Судебная практика
Подобных дел в суде крайне мало и говорить и единообразной практике просто не приходится. Тем не менее дела появляются, что говорит о нарастающей проблеме.
Например, суд рассматривал дело о незаконном увольнении за переписку в рабочее время. Правда, переписка велась не в соцсетях, а по электронной почте, но было зафиксировано открытое окно личной почты в рабочее время.
Суд встал на сторону работника и указал среди оснований (помимо прошедшего срока на применение взыскания), что тяжесть проступка не соответствует примененному взысканию. Иными словами, единожды
В другом подобном деле суд рассматривал правомерность увольнения учителя русского языка на ведение нетактичной переписки с учениками через социальную сеть.
Под нетактичной перепиской суд понимает применение слов, задевающих личность ученика и его родственников. При этом суд указал, что только это обстоятельство не явилось основанием для увольнения (но по факту рассматривалось в качестве обстоятельств, характеризующих личность работника) (Определение по делу № 33-878/2012 от 17.04.2012. Верховный Суд Республики Дагестан).
Так же известны подобные случаи увольнения, только личность работника характеризовали его фото или видео в соцсетях.
Получается, что активность в соцсетях может стать основанием для увольнения, но сделать это непросто. Для этого потребуется:
- детально прописать внутренние регламенты;
- зафиксировать нарушение;
- должно иметь место неоднократное нарушение трудовой дисциплины и не снятые взыскания.
ПОМНИТЕ! Риск встретиться с работником в суде и проиграть ему остается. Например, в случае нарушения процедуры увольнения или несоразмерности наказания.
Комментарии (33)
vgsnv
01.03.2016 11:07А по мне так надо сразу на собеседовании говорить — мы хотим чтобы вы работали на нас каждую минуту оплаченного времени. И мы будем следить за вами каждую минуту, и если поймаем, то будут санкции. Работнику самому надо решать хочет ли он в этом пионерлагере находится большую часть своих лучших лет или нет.
kogot
02.03.2016 07:38Совсем недавно, одну сотрудницу в компании моего друга уволили за то что та "разврендила" коллегу в Facebook. Оказалость, что в контракте был отдельный раздел про поведение в соц. сетях.
nick-name-18
02.03.2016 09:36История почти в тему.
Организация по ремонту аппаратуры, менеджмент среднего звена решил «оптимизировать время сотрудников» и запретил совместные чаепития и перекуры. В результате, через пару месяцев начали падать результаты, сроки ремонта аппаратуры стали больше, локальное расследование не дало результат. Пригласили сторонних консультантов и выяснили, что во время чаепитий и перекуров, сотрудники делились помимо сплетен еще и опытом, давали советы по сложным случаям. А после запрета на перекуры, перестали меняться опытом…
Дальше я думаю понятно.
Уважаемые «оптимизаторы» иногда проще использовать не оптимизированного человека на 80% процентов каждый день, чем оптимизированного в режиме 110% — 90%- 70% — 50% и 50% в плоть до увольнения.
nikitasius
02.03.2016 16:22Во Франции интересная вещь — право на общение (НЕ по рабочей технике!) = права человека на свободное общение и свободу слова.
То есть можно сидеть на работе с планшетом и чатится, болтать по своему сотовому. Главное работать. А если ты к примеру прервал работу и поговорил с кем-то, это не возбраняется, так как это твои права.
Работодатель, который начитает указывать на отключение сотовых телефонов, звонков и т.д. имеет рандеву с "инспекцией по работе", которая его быстро ставит на место, или он огребает больше проблем.
А вот по рабочей технике (ресурсам) нельзя болтать, это нарушение. Касаемое электронных писем — на ответы с корпоративной почты можно указывать prive в топике, что значит частное. В этом случае вы ничего не нарушаете.
Ну и до кучи, 1 час обеда и 35 часовая нелеля (и 38 часов для кадров/насяльников).
Aingis
Сама постановка вопроса, мягко говоря, странная. Какая разница чатится работник или нет, если он выполняет свои рабочие обязанности? А если не выполняет, то это уже совсем другой разговор. Начиная с обеспечением условий труда и мотивации, заканчивая опять же должностной инструкцией и системой обучения и поощрения работников.
zarlaw
Работодатели бывают разные. И истории с такими увольнениями имеют место -а вот насколько это законно как раз вопрос.
Color
Можно вывезти советского руководителя из совка, а вот вывести совок из советского руководителя...
AstorS1
Предположу, что если работник, как Вы указали, "чатится", то он не загружен и ворует рабочее время, оплаченное работодателем. Выполняет ли он свои служебные обязанности честно?
Aingis
Ещё раз: справляется или нет? Обеспечение условий труда, в том числе поступающей работой — в целом, забота работодателя. Времена конвееров, чтобы непрерывно нужно было что-то делать, уже давно прошли.
zarlaw
Коллеги, очевидно, что увольнение за "чаты" не самая лучшая идея сама по себе.И с точки зрения управления во многом это просчет менеджмента. Но раз такие кейсы есть нужно понять насколько они законны.
AstorS1
Просчёт администрации в том, что развлекательные ресурсы, не относящиеся к выполнению служебных обязанностей, изначально доступны в компании. Если менеджмент считает недопустимым их использовать, то они должны быть заблокированы на корпративном прокси-сервере (социальные сети, побличные почтовые сервера и пр.)
escom
Однозначно. На многих предприятиях так и сделано. Хочешь пользоваться — с телефона, планшета. И в обеденный перерыв. И всем будет счастье :)
VladimirAndreev
вот например, программист. ему пришло 10 задач на 40 часов. он их выполнил за 35, все они прошли приемку и выполнены.
других задач нет.
а что оставшиеся 5 делать, по вашему?
zarlaw
тут все зависит от прописанных в трудовом договоре положений
madsmiley
Запросить еще задач, тасков, выпить кофе, поиграть в теннис, самообразовываться. Но будет ли это оплачено премией (тыж не овертаймиш).
VladimirAndreev
чем "поиграть в теннис", "выпить кофе" и "посамообразовываться" отличается от початиться?
ты ни в одном из этих вариантов непосредственно работу не работаешь.
ну, самообразование еще ладно, чисто теоретически может принести пользу работодателю, но остальное...
007913
Везет вам если у вас действительно так «10 четких задач сразу задач и 40 часов» и больше программист не будет ничем заниматься… это утверждение мне кажется из серии «сферического в ваккуме»…
VladimirAndreev
ну, многие компании используют планирование циклами… нередко двухнедельными. особенно если для одной задачи требуется больше одного разработчика
impetus
Рабочие обязанности давно уже привязаны не с выработке (сдельнаая система оплаты) а ко времени — работник продаёт работодателю свое рабоче время, в которое он работает работу. Ибо большая часть современных обязанностей трудно формализуема.
zarlaw
Это так работник конечно "продает" свое время, но формализация должностных обязанностей нужная вещь. Во многих случаях это помогает и работнику и работодателю
impetus
как варинат этой формализации у Лебедева (как бы к нему не относиться): "всё рабочее время оплачивает работодатель, посторонняя деятельность в рабочее время запрещена"
VladimirAndreev
ну, тут вопрос в том, насколько это эффективно и как формализовано.
если Тёма формализовал перерывы и вне их все запретил — его дело. все равно разраб редко может одинаково эффективно работать все 8 часов
VladimirAndreev
тем более, что штрафы убивают мотивацию.
например, была у меня в биографии одна контора. отказались платить за некоторые переработки (когда задачу на месяц оценили в две недели, потому что "мы работаем на бизнес и он ставит сроки") — в итоге больше не было переработок.
были штрафы за опоздания. ответом на них стал уход ровно в 17:00, независимо ни от чего и использование по полной программе обеденного и всех иных перерывов. и письменное уточнение любых вопросов по любым задачам.
правда, надоело быстро и я ушел туда, где не было такого бреда.
impetus
как в зеркало посмотрелся…
(у Тёмы это оговраивается заранее — и не с перерывами борются так а с "леваками" в рабочее время на раб. месте)
rtzra
Знаю обстановку в одной из дочек большой добывающей компании. Там лимитировано кол-во и время посещения туалета. Понос или золотуха — ты попал на штраф. И штрафы за все-все-все, тут уж не до соцсетей, поверьте.
Руководители отдела где работала знакомая менялись как перчатки, самый упорный поставил рекорд в полгода.
И система поощрений там простая, озвучивается в глаза: «Не нравится — иди на х… отсюда».
lolhunter
Мне нравится ваша мысль от и до. В ней НИКАКОЙ ответственности работника над его результатами труда. Выполняет обязанности — отвалите, Не выполняет — обеспечьте условия, мотивируйте, поощряйте и обучайте. Надо еще дописать что-то вроде совкового — скажите спасибо, что я за вашу зарплату еще на работу хожу.
Aingis
Интересно, что у вас в голове творится, что вы прочитали ровно противоположное тому, что написано мною? Вас самих не смущают взаимоисключающие параграфы на одной строчке: «НИКАКОЙ ответственности» и «Выполняет обязанности»?
lolhunter
В соответсвии с вашей логикой — если работник выполняет обязанности — отвалите от него и пусть делает что хочет. В принципе логично. Ровно до того момента, когда он не начнет отвлекать коллектив на глянуть фишечки.
Дальше читаем:
А если не выполняет, то это уже совсем другой разговор. Начиная с обеспечением условий труда и мотивации, заканчивая опять же должностной инструкцией и системой обучения и поощрения работников.
Переведу на русский:
Если нет — это не проблема работника — это работодатель должен прыгать, скакать, мотивировать, поощрять, обучать.
Ответственность за результаты труда по вашей логике на все 100% лежит на работодателе и работник это такой нежный механизм, к которому надо кланяться и молиться, и который по велению своей левой пятки может сегодня работать, а завтра нет. Выгоднее даже не работать — за это зарплату поднимут — же. Мотивация.
Aingis
Вы нихрена не понимаете в мотивации. И опять же читаете не то, что я написал. Другой разговор — это и значит, что надо рассматривать проблему комплексно. Часто проблема может быть вовсе не в работнике, а например в неэффективно организованном процессе труда. Мотивация тоже фактор, если недоплачивают, то ждать чудеса производительности от работников не стоит.
Ну, отключите вы соцсети или уволите за них, будут гонять чаи и т.п. Какая цель: посамодурствовать или работать? А у вас отношение какое-то рабовладельца. «Работать, негры, солнце ещё высоко!»
lolhunter
Я не говорю, что надо увольнять за ФБ. Я считаю, что если у работника есть какие либо текущие задачи (в том числе, которые он "забыл") и он сидит на том же ФБ, то это повод для "дать по мозгам". Просто потому, что работа не выполнена. Если задач нет, то это уже моя проблема как работодателя.
Я искренне считаю, что фразы в стиле если недоплачивают, то работать не надо это какой-то русский совок. Я не говорю про ситуацию когда обещали 50, а в реальности 30. Если вам обещали сумму за работу и вы на нее устроились, то ваша фраза про недоплаты сильно лукавая.
Если вас не устраивают условия труда вы всегда можете пойти на рынок и найти зарплату, которая вас устраивает (другое дело хватит ли у вас квалификации/знаний/времени/сил). Если вам ее не платят, то скорее всего, либо ваша квалификация недостаточна, либо такая квалификация как у вас банально не нужна работодателю. Винить в этом работодателя как-то инфантильно что ли.
Работодатель заинтересован в нормальной зп, но если платить всем так как они ХОТЯТ, а не так как работают это прямой путь к банкротству (ну кроме гос компаний и прочей присосавшейся фигни).
Aingis
Я тоже, но психологию людей от того не изменится. Механизм прост: те, кто могут больше, уйдут на более хлебные места. Требовать чего-то от оставшихся бесполезно.
lolhunter
Я прекрасно знаю о нагрузке и перерывах. Никто не говорит что, скажем, в обед работник не может заниматься тем, чем хочется. Проблема в том, что пара минут в фб раз в пол часа на самом деле снижает работоспособность в 3-4 раза. Потому что фокус внимания переключается не мгновенно, и фактически каждые пол часа работник вырубается на 15-20 минут. А потом к вечеру удивляется, что у него нифига не сделано и его "загружают". И в этом основная проблема социалок — уведомления о сообщениях и прочей мути реально дергают и не дают сосредоточиться.
Вы подменяете понятия. Есть квалификация и средняя зарплата за нее. Если ваша квалификация выше — это ваша проблема, что вы сидите на низкооплачиваемой работе. Часто ваша квалификация избыточна для конкретного работодателя и он не готов платить за нее деньги. Это как есть машина в начальной комплектации и она мне подходит, а есть супер люкс, который стоит в два раза дороже и конечно классный, но мне он не нужен для работы. Если квалификация соответствует — вы можете найти работодателя с более выгодными условиями (бонусы, расположение, и тд), но в общем и целом вины работодателя тут нет.
Основная проблема нашего менталитета в том, что мы виним кого угодно кроме себя. В том что вы получаете мало или много только ваша заслуга — рынок большой не трепите нервы — ищите место, которое вас устроит.