Недавно прогремело сразу несколько историй об увольнении сотрудников за использование соцсетей (самая яркая, пожалуй, про создание закрытых групп).

Появление таких сообщений всегда опасно – полностью ситуацию в любом случае не расскажут, а кто-то из работодателей тоже пойдет по этому пути и, возможно, столкнется с судебными исками работников. С другой стороны, активность в соцсетях может не только отвлекать от работы, но и наносить вред репутации компании.

Самое время ответить на главный вопрос всех работодателей страны: А что, так можно было?



Так за что увольнять?


Нужно понимать, что отдельной статьи «расстрелять уволить за использование соцсетей» нет.
Поэтому истории об увольнении всего коллектива за такой проступок юридически выглядят несколько иначе (не спешите угрожать своим работникам скорой расправой).

Уволить работника можно только с учетом положений ТК. А этот свод законов гласит, что увольнение по инициативе работодателя возможно исключительно по основаниям, перечисленным в ст. 81 ТК РФ.

К данному кейсу подходит п. 5 ч. 1 названной статьи, согласно которому работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Таким образом, имеет значение установление того факта, является ли излишняя активность в социальных сетях нарушением трудовых обязанностей (и тут нам крайне пригодятся должностные инструкции и регламенты).

Ключевым фактором будет являться «рабочее время», а значит, использование соцсетей во время перерыва и до/после рабочего дня не в счет (конечно, если вы не судья или госслужащий, который должен следить за своим моральным обликом).

Дополнительным камнем в огород работника будет выход в соцсети через рабочие компьютеры/телефоны/айпады/айфоны. В этом случае человека можно привлечь к дисциплинарной ответственности (ст. 192, 193 ТК РФ).

Факт использования сотрудниками в личных целях программ, предназначенных для выполнения трудовых обязанностей, нужно зафиксировать актом (подп. 1 п. 34 постановления Пленума Верховного Суда № 2).
Тут крайне пригодятся четко прописанные процедуры использования рабочей техники.

Внутренние документы


Прежде всего необходимо детально описать права и обязанности сотрудников в корпоративных регламентах. Это значит, что у вас должен быть не только трудовой договор с общими формулировками, но и правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция.

Возможно, стоит создать отдельное положение об использовании соцсетей и личной почты в рабочее время (но это для особо продвинутых и нетерпимых к личной переписке в рабочее время).

Только такое детальное и жесткое регламентирование позволит доказать, что сотрудник нарушил должностные обязанности.

Судебная практика


Подобных дел в суде крайне мало и говорить и единообразной практике просто не приходится. Тем не менее дела появляются, что говорит о нарастающей проблеме.

Например, суд рассматривал дело о незаконном увольнении за переписку в рабочее время. Правда, переписка велась не в соцсетях, а по электронной почте, но было зафиксировано открытое окно личной почты в рабочее время.
Суд встал на сторону работника и указал среди оснований (помимо прошедшего срока на применение взыскания), что тяжесть проступка не соответствует примененному взысканию. Иными словами, единожды солгавший чатившийся в рабочее время в личных целях не может быть уволен (Определение по делу № 33-5891/2014 от 04.12.2014. Верховный Суд Республики Коми).

В другом подобном деле суд рассматривал правомерность увольнения учителя русского языка на ведение нетактичной переписки с учениками через социальную сеть.
Под нетактичной перепиской суд понимает применение слов, задевающих личность ученика и его родственников. При этом суд указал, что только это обстоятельство не явилось основанием для увольнения (но по факту рассматривалось в качестве обстоятельств, характеризующих личность работника) (Определение по делу № 33-878/2012 от 17.04.2012. Верховный Суд Республики Дагестан).

Так же известны подобные случаи увольнения, только личность работника характеризовали его фото или видео в соцсетях.

Получается, что активность в соцсетях может стать основанием для увольнения, но сделать это непросто. Для этого потребуется:
  1. детально прописать внутренние регламенты;
  2. зафиксировать нарушение;
  3. должно иметь место неоднократное нарушение трудовой дисциплины и не снятые взыскания.


ПОМНИТЕ! Риск встретиться с работником в суде и проиграть ему остается. Например, в случае нарушения процедуры увольнения или несоразмерности наказания.

Комментарии (33)


  1. Aingis
    29.02.2016 16:43
    +1

    Сама постановка вопроса, мягко говоря, странная. Какая разница чатится работник или нет, если он выполняет свои рабочие обязанности? А если не выполняет, то это уже совсем другой разговор. Начиная с обеспечением условий труда и мотивации, заканчивая опять же должностной инструкцией и системой обучения и поощрения работников.


    1. zarlaw
      29.02.2016 16:44

      Работодатели бывают разные. И истории с такими увольнениями имеют место -а вот насколько это законно как раз вопрос.


    1. Color
      29.02.2016 17:54

      Можно вывезти советского руководителя из совка, а вот вывести совок из советского руководителя...


    1. AstorS1
      29.02.2016 22:08

      Предположу, что если работник, как Вы указали, "чатится", то он не загружен и ворует рабочее время, оплаченное работодателем. Выполняет ли он свои служебные обязанности честно?


      1. Aingis
        29.02.2016 22:12

        Ещё раз: справляется или нет? Обеспечение условий труда, в том числе поступающей работой — в целом, забота работодателя. Времена конвееров, чтобы непрерывно нужно было что-то делать, уже давно прошли.


        1. zarlaw
          29.02.2016 22:18

          Коллеги, очевидно, что увольнение за "чаты" не самая лучшая идея сама по себе.И с точки зрения управления во многом это просчет менеджмента. Но раз такие кейсы есть нужно понять насколько они законны.


          1. AstorS1
            29.02.2016 22:41

            Просчёт администрации в том, что развлекательные ресурсы, не относящиеся к выполнению служебных обязанностей, изначально доступны в компании. Если менеджмент считает недопустимым их использовать, то они должны быть заблокированы на корпративном прокси-сервере (социальные сети, побличные почтовые сервера и пр.)


            1. escom
              01.03.2016 21:17

              Однозначно. На многих предприятиях так и сделано. Хочешь пользоваться — с телефона, планшета. И в обеденный перерыв. И всем будет счастье :)


      1. VladimirAndreev
        01.03.2016 11:51

        вот например, программист. ему пришло 10 задач на 40 часов. он их выполнил за 35, все они прошли приемку и выполнены.
        других задач нет.
        а что оставшиеся 5 делать, по вашему?


        1. zarlaw
          01.03.2016 12:18

          тут все зависит от прописанных в трудовом договоре положений


        1. madsmiley
          01.03.2016 13:54

          Запросить еще задач, тасков, выпить кофе, поиграть в теннис, самообразовываться. Но будет ли это оплачено премией (тыж не овертаймиш).


          1. VladimirAndreev
            01.03.2016 15:05

            чем "поиграть в теннис", "выпить кофе" и "посамообразовываться" отличается от початиться?
            ты ни в одном из этих вариантов непосредственно работу не работаешь.
            ну, самообразование еще ладно, чисто теоретически может принести пользу работодателю, но остальное...


        1. 007913
          02.03.2016 09:35

          Везет вам если у вас действительно так «10 четких задач сразу задач и 40 часов» и больше программист не будет ничем заниматься… это утверждение мне кажется из серии «сферического в ваккуме»…


          1. VladimirAndreev
            02.03.2016 12:59

            ну, многие компании используют планирование циклами… нередко двухнедельными. особенно если для одной задачи требуется больше одного разработчика


    1. impetus
      29.02.2016 22:29
      +1

      Рабочие обязанности давно уже привязаны не с выработке (сдельнаая система оплаты) а ко времени — работник продаёт работодателю свое рабоче время, в которое он работает работу. Ибо большая часть современных обязанностей трудно формализуема.


      1. zarlaw
        29.02.2016 22:30

        Это так работник конечно "продает" свое время, но формализация должностных обязанностей нужная вещь. Во многих случаях это помогает и работнику и работодателю


        1. impetus
          01.03.2016 16:18

          как варинат этой формализации у Лебедева (как бы к нему не относиться): "всё рабочее время оплачивает работодатель, посторонняя деятельность в рабочее время запрещена"


          1. VladimirAndreev
            02.03.2016 13:01

            ну, тут вопрос в том, насколько это эффективно и как формализовано.
            если Тёма формализовал перерывы и вне их все запретил — его дело. все равно разраб редко может одинаково эффективно работать все 8 часов


          1. VladimirAndreev
            02.03.2016 13:05

            тем более, что штрафы убивают мотивацию.

            например, была у меня в биографии одна контора. отказались платить за некоторые переработки (когда задачу на месяц оценили в две недели, потому что "мы работаем на бизнес и он ставит сроки") — в итоге больше не было переработок.

            были штрафы за опоздания. ответом на них стал уход ровно в 17:00, независимо ни от чего и использование по полной программе обеденного и всех иных перерывов. и письменное уточнение любых вопросов по любым задачам.

            правда, надоело быстро и я ушел туда, где не было такого бреда.


            1. impetus
              02.03.2016 15:33

              как в зеркало посмотрелся…
              (у Тёмы это оговраивается заранее — и не с перерывами борются так а с "леваками" в рабочее время на раб. месте)


    1. rtzra
      02.03.2016 09:23

      Знаю обстановку в одной из дочек большой добывающей компании. Там лимитировано кол-во и время посещения туалета. Понос или золотуха — ты попал на штраф. И штрафы за все-все-все, тут уж не до соцсетей, поверьте.
      Руководители отдела где работала знакомая менялись как перчатки, самый упорный поставил рекорд в полгода.
      И система поощрений там простая, озвучивается в глаза: «Не нравится — иди на х… отсюда».


    1. lolhunter
      02.03.2016 13:54

      Мне нравится ваша мысль от и до. В ней НИКАКОЙ ответственности работника над его результатами труда. Выполняет обязанности — отвалите, Не выполняет — обеспечьте условия, мотивируйте, поощряйте и обучайте. Надо еще дописать что-то вроде совкового — скажите спасибо, что я за вашу зарплату еще на работу хожу.


      1. Aingis
        05.03.2016 15:33

        Интересно, что у вас в голове творится, что вы прочитали ровно противоположное тому, что написано мною? Вас самих не смущают взаимоисключающие параграфы на одной строчке: «НИКАКОЙ ответственности» и «Выполняет обязанности»?


        1. lolhunter
          05.03.2016 16:56

          В соответсвии с вашей логикой — если работник выполняет обязанности — отвалите от него и пусть делает что хочет. В принципе логично. Ровно до того момента, когда он не начнет отвлекать коллектив на глянуть фишечки.
          Дальше читаем:
          А если не выполняет, то это уже совсем другой разговор. Начиная с обеспечением условий труда и мотивации, заканчивая опять же должностной инструкцией и системой обучения и поощрения работников.

          Переведу на русский:
          Если нет — это не проблема работника — это работодатель должен прыгать, скакать, мотивировать, поощрять, обучать.
          Ответственность за результаты труда по вашей логике на все 100% лежит на работодателе и работник это такой нежный механизм, к которому надо кланяться и молиться, и который по велению своей левой пятки может сегодня работать, а завтра нет. Выгоднее даже не работать — за это зарплату поднимут — же. Мотивация.


          1. Aingis
            05.03.2016 17:16

            Вы нихрена не понимаете в мотивации. И опять же читаете не то, что я написал. Другой разговор — это и значит, что надо рассматривать проблему комплексно. Часто проблема может быть вовсе не в работнике, а например в неэффективно организованном процессе труда. Мотивация тоже фактор, если недоплачивают, то ждать чудеса производительности от работников не стоит.

            Ну, отключите вы соцсети или уволите за них, будут гонять чаи и т.п. Какая цель: посамодурствовать или работать? А у вас отношение какое-то рабовладельца. «Работать, негры, солнце ещё высоко!»


            1. lolhunter
              07.03.2016 12:11

              Я не говорю, что надо увольнять за ФБ. Я считаю, что если у работника есть какие либо текущие задачи (в том числе, которые он "забыл") и он сидит на том же ФБ, то это повод для "дать по мозгам". Просто потому, что работа не выполнена. Если задач нет, то это уже моя проблема как работодателя.

              Я искренне считаю, что фразы в стиле если недоплачивают, то работать не надо это какой-то русский совок. Я не говорю про ситуацию когда обещали 50, а в реальности 30. Если вам обещали сумму за работу и вы на нее устроились, то ваша фраза про недоплаты сильно лукавая.
              Если вас не устраивают условия труда вы всегда можете пойти на рынок и найти зарплату, которая вас устраивает (другое дело хватит ли у вас квалификации/знаний/времени/сил). Если вам ее не платят, то скорее всего, либо ваша квалификация недостаточна, либо такая квалификация как у вас банально не нужна работодателю. Винить в этом работодателя как-то инфантильно что ли.
              Работодатель заинтересован в нормальной зп, но если платить всем так как они ХОТЯТ, а не так как работают это прямой путь к банкротству (ну кроме гос компаний и прочей присосавшейся фигни).


              1. Aingis
                07.03.2016 12:26

                Я считаю, что если у работника есть какие либо текущие задачи (в том числе, которые он «забыл») и он сидит на том же ФБ, то это повод для «дать по мозгам». Просто потому, что работа не выполнена.
                Лол, вы когда-нибудь слышали о СНиПах? А о норме загрузке? Если вы перегрузили работника, то чему удивляться? В своё время ввели 8-часовой рабочий день и пятидневную неделю (вместо 12 часов и 6 дней), потому что медицинские исследования показали, что без отдыха не может быть полноценного труда. В?том числе должны быть перерывы в течение дня. (у-нас-компилируется.jpg)

                Я искренне считаю, что фразы в стиле если недоплачивают, то работать не надо это какой-то русский совок.
                Я тоже, но психологию людей от того не изменится. Механизм прост: те, кто могут больше, уйдут на более хлебные места. Требовать чего-то от оставшихся бесполезно.


                1. lolhunter
                  07.03.2016 12:53

                  Лол, вы когда-нибудь слышали о СНиПах? А о норме загрузке? Если вы перегрузили работника, то чему удивляться? В своё время ввели 8-часовой рабочий день и пятидневную неделю (вместо 12 часов и 6 дней), потому что медицинские исследования показали, что без отдыха не может быть полноценного труда. В?том числе должны быть перерывы в течение дня. (у-нас-компилируется.jpg)

                  Я прекрасно знаю о нагрузке и перерывах. Никто не говорит что, скажем, в обед работник не может заниматься тем, чем хочется. Проблема в том, что пара минут в фб раз в пол часа на самом деле снижает работоспособность в 3-4 раза. Потому что фокус внимания переключается не мгновенно, и фактически каждые пол часа работник вырубается на 15-20 минут. А потом к вечеру удивляется, что у него нифига не сделано и его "загружают". И в этом основная проблема социалок — уведомления о сообщениях и прочей мути реально дергают и не дают сосредоточиться.

                  Я тоже, но психологию людей от того не изменится. Механизм прост: те, кто могут больше, уйдут на более хлебные места. Требовать чего-то от оставшихся бесполезно.

                  Вы подменяете понятия. Есть квалификация и средняя зарплата за нее. Если ваша квалификация выше — это ваша проблема, что вы сидите на низкооплачиваемой работе. Часто ваша квалификация избыточна для конкретного работодателя и он не готов платить за нее деньги. Это как есть машина в начальной комплектации и она мне подходит, а есть супер люкс, который стоит в два раза дороже и конечно классный, но мне он не нужен для работы. Если квалификация соответствует — вы можете найти работодателя с более выгодными условиями (бонусы, расположение, и тд), но в общем и целом вины работодателя тут нет.

                  Основная проблема нашего менталитета в том, что мы виним кого угодно кроме себя. В том что вы получаете мало или много только ваша заслуга — рынок большой не трепите нервы — ищите место, которое вас устроит.


  1. vgsnv
    01.03.2016 11:07

    А по мне так надо сразу на собеседовании говорить — мы хотим чтобы вы работали на нас каждую минуту оплаченного времени. И мы будем следить за вами каждую минуту, и если поймаем, то будут санкции. Работнику самому надо решать хочет ли он в этом пионерлагере находится большую часть своих лучших лет или нет.


  1. AlekseyArh
    01.03.2016 11:07

    Разбираем кейс


  1. kogot
    02.03.2016 07:38

    Совсем недавно, одну сотрудницу в компании моего друга уволили за то что та "разврендила" коллегу в Facebook. Оказалость, что в контракте был отдельный раздел про поведение в соц. сетях.


  1. nick-name-18
    02.03.2016 09:36

    История почти в тему.

    Организация по ремонту аппаратуры, менеджмент среднего звена решил «оптимизировать время сотрудников» и запретил совместные чаепития и перекуры. В результате, через пару месяцев начали падать результаты, сроки ремонта аппаратуры стали больше, локальное расследование не дало результат. Пригласили сторонних консультантов и выяснили, что во время чаепитий и перекуров, сотрудники делились помимо сплетен еще и опытом, давали советы по сложным случаям. А после запрета на перекуры, перестали меняться опытом…

    Дальше я думаю понятно.

    Уважаемые «оптимизаторы» иногда проще использовать не оптимизированного человека на 80% процентов каждый день, чем оптимизированного в режиме 110% — 90%- 70% — 50% и 50% в плоть до увольнения.


  1. nikitasius
    02.03.2016 16:22

    Во Франции интересная вещь — право на общение (НЕ по рабочей технике!) = права человека на свободное общение и свободу слова.
    То есть можно сидеть на работе с планшетом и чатится, болтать по своему сотовому. Главное работать. А если ты к примеру прервал работу и поговорил с кем-то, это не возбраняется, так как это твои права.
    Работодатель, который начитает указывать на отключение сотовых телефонов, звонков и т.д. имеет рандеву с "инспекцией по работе", которая его быстро ставит на место, или он огребает больше проблем.

    А вот по рабочей технике (ресурсам) нельзя болтать, это нарушение. Касаемое электронных писем — на ответы с корпоративной почты можно указывать prive в топике, что значит частное. В этом случае вы ничего не нарушаете.

    Ну и до кучи, 1 час обеда и 35 часовая нелеля (и 38 часов для кадров/насяльников).