![image](https://habrastorage.org/getpro/megamozg/post_images/aa8/49e/077/aa849e077bb4477421fef8908e462054.jpg)
По данным компании J’son & Partners Consulting, объем рынка легальных видеосервисов в России в 2015 году вырос на 15%. Исследователи проанализировали видеосервисы России, оказывающие доступ к легальному контенту (VOD — видео по запросу) через абонентскую приставку или посредством ОТТ (без привязки к сети оператора).
По итогам 2015 года объем российского рынка легальных видеосервисов достиг 8,5 миллиарда рублей. В 2015 году наиболее распространенной моделью монетизации осталась рекламная (AVOD). По прогнозам J’son & Partners, AVOD будет оставаться абсолютным лидером рынка, и до 2019 года ее доля не опустится ниже 65%.
![image](https://habrastorage.org/getpro/megamozg/post_images/d8d/9db/647/d8d9db647aae9799242c4712a4b665c4.jpg)
Онлайн-кинотеатры на рынке лидируют по объему доходов, в 2015 году они заработали 5,9 миллиарда рублей. У основных игроков резко увеличились доходы (на 50-70%), в том числе за счет развития платных сервисов. Это позволило некоторым из них заявить об операционной безубыточности.
Телеканалы занимают второе место с выручкой 1 миллиард рублей. Это пока менее 1% от рекламных доходов в телеэфире, но бурный рост в онлайне количества каналов и их доходов продолжится, полагают исследователи.
Операторы платного ТВ от предоставления видео по запросу (Video on Demand) получили 994 миллиона рублей. Со временем для них это может стать важным дополнительным сервисом.
![image](https://habrastorage.org/getpro/megamozg/post_images/d52/bb1/292/d52bb1292ebdf221e57e5be70251d95a.jpg)
Платформы цифровой дистрибуции в 2015 году заработали на видео по запросу 581 миллион рублей. Введение НДС на продажу цифрового контента способно замедлить развитие этого сегмента в ближайшие несколько лет. Ведь игроки рынка не смогут платить налоги с продаж без повышения стоимости контента для пользователей.
Из-за девальвации рубля и роста мирового рынка опережающими темпами в 2015 году доля российского рынка в общемировом объеме уменьшилась вдвое и составила 0,5%.В отчете J’son & Partners Consulting отмечается, что выход новых крупных игроков на российский рынок маловероятен, но возможно усиление существующих.
Ярким примером служит появление Netflix в России в начале 2016 года. Если компания проведет русификацию интерфейса, пересмотрит тарифы и пополнит библиотеку востребованным российским пользователем контентом, то она может занять существенную долю на рынке. «Мы надеемся, что в России станет больше лицензионного контента, а с приходом Netflix люди начнут привыкать к подписной модели потребления», заявил менеджер LG Electronics по развитию Smart TV в России Виталий Свистунов.
Среди других ключевых тенденций специалисты J’son & Partners Consulting также называют расширение сотрудничества операторов платного ТВ и онлайн-кинотеатров, производство видеоресурсами собственного контента.
Важным явлением 2015 года стала разработка многими видеосервисами систем рекомендаций пользователям, считают исследователи. Нововведение позволит упростить пользователям выбор контента для просмотра и увеличить общее время просмотра. Это, в свою очередь, должно привести к росту доходов видеосервисов.
По данным за 2014 год, просмотр телепередач посредством Smart TV и приставок пользовался успехом менее чем у половины россиян. Самым популярным устройством оставался обычный компьютер.
По данным «ТМТ-Консалтинг» в 2014 году в России действовали свыше 20 легальных ОТТ-видеосервисов. У шести игроков рыночная доля превышала 5%. Okko и ivi.ru держали половину рынка на двоих.
В прошлом году популярность разных видов ОТТ-сервисов в России распределилась следующим образом:
![](https://habrastorage.org/files/35f/448/d02/35f448d02bce4af5a4063d2bd62c2196.png)
Источники: J'son & Partners Consulting