По данным компании J’son & Partners Consulting, объем рынка легальных видеосервисов в России в 2015 году вырос на 15%. Исследователи проанализировали видеосервисы России, оказывающие доступ к легальному контенту (VOD — видео по запросу) через абонентскую приставку или посредством ОТТ (без привязки к сети оператора).
По итогам 2015 года объем российского рынка легальных видеосервисов достиг 8,5 миллиарда рублей. В 2015 году наиболее распространенной моделью монетизации осталась рекламная (AVOD). По прогнозам J’son & Partners, AVOD будет оставаться абсолютным лидером рынка, и до 2019 года ее доля не опустится ниже 65%.
Онлайн-кинотеатры на рынке лидируют по объему доходов, в 2015 году они заработали 5,9 миллиарда рублей. У основных игроков резко увеличились доходы (на 50-70%), в том числе за счет развития платных сервисов. Это позволило некоторым из них заявить об операционной безубыточности.
Телеканалы занимают второе место с выручкой 1 миллиард рублей. Это пока менее 1% от рекламных доходов в телеэфире, но бурный рост в онлайне количества каналов и их доходов продолжится, полагают исследователи.
Операторы платного ТВ от предоставления видео по запросу (Video on Demand) получили 994 миллиона рублей. Со временем для них это может стать важным дополнительным сервисом.
Платформы цифровой дистрибуции в 2015 году заработали на видео по запросу 581 миллион рублей. Введение НДС на продажу цифрового контента способно замедлить развитие этого сегмента в ближайшие несколько лет. Ведь игроки рынка не смогут платить налоги с продаж без повышения стоимости контента для пользователей.
Из-за девальвации рубля и роста мирового рынка опережающими темпами в 2015 году доля российского рынка в общемировом объеме уменьшилась вдвое и составила 0,5%.В отчете J’son & Partners Consulting отмечается, что выход новых крупных игроков на российский рынок маловероятен, но возможно усиление существующих.
Ярким примером служит появление Netflix в России в начале 2016 года. Если компания проведет русификацию интерфейса, пересмотрит тарифы и пополнит библиотеку востребованным российским пользователем контентом, то она может занять существенную долю на рынке. «Мы надеемся, что в России станет больше лицензионного контента, а с приходом Netflix люди начнут привыкать к подписной модели потребления», заявил менеджер LG Electronics по развитию Smart TV в России Виталий Свистунов.
Среди других ключевых тенденций специалисты J’son & Partners Consulting также называют расширение сотрудничества операторов платного ТВ и онлайн-кинотеатров, производство видеоресурсами собственного контента.
Важным явлением 2015 года стала разработка многими видеосервисами систем рекомендаций пользователям, считают исследователи. Нововведение позволит упростить пользователям выбор контента для просмотра и увеличить общее время просмотра. Это, в свою очередь, должно привести к росту доходов видеосервисов.
По данным за 2014 год, просмотр телепередач посредством Smart TV и приставок пользовался успехом менее чем у половины россиян. Самым популярным устройством оставался обычный компьютер.
По данным «ТМТ-Консалтинг» в 2014 году в России действовали свыше 20 легальных ОТТ-видеосервисов. У шести игроков рыночная доля превышала 5%. Okko и ivi.ru держали половину рынка на двоих.
В прошлом году популярность разных видов ОТТ-сервисов в России распределилась следующим образом:
Источники: J'son & Partners Consulting