Увы, точная циклограмма выведения «ЭкзоМарса» не была опубликована, как это часто бывает с пусками на геостационарную орбиту. А, согласитесь, было бы интересно увидеть схему вроде такой, тем более, что «Бриз-М» впервые в своей истории выводит аппарат на межпланетную траекторию. Но, с помощью открытой информации, смекалки, космического симулятора и небольшого инсайда можно не только реконструировать циклограмму, но и наглядно посмотреть на то, как ЭкзоМарс отправлялся в путь, и как он достигнет цели.

Исходные данные


За день до старта было известно, что разгонный блок будет выводить зонд на траекторию к Марсу в четыре этапа. Также опубликовали время включения двигателя на каждом этапе, и, в принципе, даже эту информацию можно было бы использовать. Но итоговая ошибка могла бы получиться большой, потому что без параметров орбиты было бы легко ошибиться с вектором и длительностью разгона. А в космических масштабах Марс — очень маленький объект, в который надо целиться очень тщательно. Однако, в ночь на понедельник на сайте ESA появилась статья, из которой можно было вытащить и параметры орбиты и положение активных участков траектории, а из них, в свою очередь, — вектор разгона.

Статья объясняла читателям, почему «Бризу» требовалось целых одиннадцать часов, чтобы вывести ЭкзоМарс на отлетную траекторию. Были опубликованы две иллюстрации. Первая показывала высоту полета связки зонда и разгонного блока над Землей:



Из этой схемы мы легко видим высоту апоцентра после второго и третьего включения.

Вторая картинка показывала проекцию траектории связки на Землю и отображала активные участки траектории:


Красные участки — работа двигателя

Также в статье указывалась высота круговой орбиты после первого включения (175 км). А в репортаже о выведении говорилось о высоте в районе 176 км. Ну и, наконец, на форуме «Новостей космонавтики» был опубликовал инсайд, в котором сообщили, что после второго включения орбита составляла 250х5000 км, а после третьего — 400х22000 км. Инсайд прекрасно сочетался с открытой информацией от ESA. Таким образом, план полета получается следующий:
  • Первое включение. 12:45 по Москве, выход на круговую орбиту с высотой 175 км.
  • Второе включение. 14:10, чуть севернее Каспийского моря, выход на орбиту с апоцентром 5-6 тыс. км.
  • Третье включение. 16:25, над Португалией, выход на орбиту с апоцентром 22 тыс км.
  • Четвертое включение. 22:50, над Великими озерами, и разгоняемся, пока не кончится топливо.


На чем летим


Следующая задача — подобрать аппарат для перелета. Увы, не нашлось заинтересованных фанатов, которые бы сделали готовый сценарий с ЭкзоМарсом, поэтому сымпровизируем и запустим что-нибудь похожее. Я честно убил несколько часов, пытаясь пересадить Mars Reconnaisanse Orbiter на «Протон», но потерпел неудачу — MRO использует нотацию spacecraft3.dll, которая без бубна не соединяется с закрытой нотацией аддона Proton LV. Можно было бы, конечно, попытаться использовать другой «Протон» из еще одного аддона, но там такой страшный и неверно нарисованный «Бриз», что даже браться за это не хотелось.

Масса Trace Gas Orbiter и посадочного модуля «Скиапарелли» составляет 4332 кг. Похожей массой обладает телекоммуникационный спутник Sirius-4. А после того, как я опытным путем сравнил их тяговооруженность и запас топлива, выяснилось, что они тоже практически совпадают. Решено — летим на Марс на телекоммуникационном спутнике для геостационарной орбиты :)



Подготовка


Для полета нам понадобится сам Orbiter (игра официально бесплатна, качайте на здоровье) и аддон Proton LV. Мои сохраненные файлы по этапам полета доступны по ссылке. При написании материала я исходил из того, что вы, как минимум, читали мои предыдущие публикации про Orbiter, не все действия здесь описаны по шагам. При чтении это не должно создавать сложностей, но, если вы захотите повторить полет, то часть действий надо будет делать самостоятельно.

Полетели!


Оригинальный Sirius-4 был запущен в 2007 году, но с помощью редактора сценариев (или открыв сохраненный файл) мы без проблем оказываемся в 2016 году.



Стартовали почти как в реальности, только тут погода хорошая и испуганной сороки нет:



Сброс первой ступени и переходника. Красиво!



Отделение второй ступени, запуск третьей ступени:



Есть отделение разгонного блока и «марсианского зонда».



Пора прекращать любоваться красотами и приступать к пилотированию. Прежде всего, увы, выполнить схему абсолютно точно не получится. Траектория виртуального выведения такова, что, если «Бриз» включит двигатели в 12:45, то улетит не к Марсу, а в Тихий океан. На этой орбите 12:45 — это уже после апоцентра, масса связки больше 22 тонн, а тяга маршевого двигателя «Бриза» всего две тонны. Тяги двигателя просто не хватит, чтобы выйти на круговую орбиту. Вы спросите — зачем выводить на такую траекторию? Все просто — выгоднее взять больше топлива и часть его потратить на довыведение, чем выйти на круговую орбиту на третьей ступени и разгонять гораздо более легкий разгонный блок. «Протон» может вывести порядка 23 тонн на низкую орбиту, а так можно взять три дополнительных тонны топлива.

Выходим на круговую орбиту, выдерживая угол тангажа примерно 27 градусов.



Есть стабильная орбита 176 км!



Разгон


Готовимся ко второму включению, занимаем положение по вектору орбитальной скорости, точка запуска двигателя указана стрелкой:



Уже появилось небольшое расхождение — по карте надо запускать двигатель, а еще целых пять минут до официального запуска. Вектор разгона важнее, поэтому начинаем маневр раньше.



Маршевый двигатель запускается не сразу, сначала небольшие двигатели осаждения дают маленькую тягу, чтобы топливо осело на дне баков, а пузыри газа наддува всплыли вверх и не попали в турбонасос.



Апоцентр между 5 и 6 тысячами километров, по карте положение совпадает, выключаем двигатель



Приближаемся к Португалии для третьего включения двигателя, время уже 16:27, мы начали отставать от графика, очевидно, правильный апоцентр 5000 км, а не 6000 как в статье.



В реальности третье включение длилось до окончания топлива в сбрасываемом баке. Но у нас с вами топливо кончилось, когда апоцентр еще только 17500 км. Ничего не поделаешь, сбрасываем бак и включаем двигатель еще раз (чего не было в реальном полете).





А вот так это бы выглядело с Земли. При обычном выведении на геостационарную орбиту двигатель включается сразу после сброса бака, и это фотографировали споттеры спутников. На анимации отлично видна разница в работе двигателей осаждения (широкий выхлоп) и маршевого двигателя.



Апоцентр 22 000 км, под нами недавно прошло Каспийское море, по карте идем неплохо. Выключаем двигатель.



А вот реальное фото с Земли — летящие рядом ЭкзоМарс верхом на «Бризе» и сброшенный бак



Земля с высоты 22 тысячи километров



В Москве уже ночь, а у нас четвертое включение, почти по расписанию.



Топливо кончилось, но мы смогли выйти на отлетную траекторию



Спасибо, «Бриз»! Земляша, прощай!



Наступил вторник. Безграмотные и ангажированные журналисты написали о нас полный бред, на Эхе Москвы это безобразие до сих пор висит.



А мы виртуально преодолели первые мегаметры к Марсу, и, если посмотреть на траекторные дисплеи, то, как ни удивительно, вышли на неплохую перелетную траекторию.



Полет к Марсу


Орбита оказалась очень хорошей, с коррекцией всего в ~300 м/с, что для ручного выведения — ерунда, я сумел выйти на полноценную трассу к Марсу.



И прибыл к цели 30 сентября. Реальный «ЭкзоМарс» должен достичь цели 19 октября.





По последней информации ЭкзоМарс успешно летит по отличной траектории, которая не потребовала коррекции (спасибо, «Бриз-М»!), часть приборов уже проверили, пока что все штатно. Пожелаем ему счастливого пути, а также долгой и плодотворной работы на марсианской орбите.

Комментарии (83)


  1. slovak
    21.03.2016 07:05
    +18

    Безграмотные и ангажированные журналисты написали о нас полный бред

    Странно, что на ГТ не перепостили… А ведь могли же.

    lozga, Zelenyikot, tnenergy, верю в Вас, парни!
    Держите марку!
    Долой журналистов, дорогу популяризаторам!


    1. Akr0n
      21.03.2016 07:24
      +1

      Там, судя по всему, на newsru.com безграмотно перевели с английского сообщение ESA, а Эхо перепечатало.


      1. lozga
        21.03.2016 07:53
        +12

        Скорее выдавали желаемое за действительное при незнании физики и неумении работать с источниками.


        1. dbanet
          21.03.2016 09:28
          +3

          Не понял. Уточни, пожалуйста, всё ли верно: факт работы двигателя ступени выведения на четырёх непересекающихся временны?х интервалах был трактован как "вывод с четвёртой попытки"?


          1. lozga
            21.03.2016 09:38
            +3

            Именно что.


            1. Halt
              21.03.2016 10:36
              +21

              Скажите спасибо, что не написали «двигатель глох 4 раза».


              1. Oberon812
                21.03.2016 10:42
                +32

                А в конце разгонный блок и вовсе отвалился!


                1. Halt
                  21.03.2016 10:59
                  +23

                  Тогда так: «В процессе выведения двигатель глох 4 раза, а потом и вообще бак отвалился. Сама же ракета буквально разваливалась на части прямо в полете!»


                  1. Aversis
                    21.03.2016 13:14
                    +2

                    Жжешь глаголом аки огнемётом!


                  1. Leozaur
                    22.03.2016 06:43

                    Чую я, найдутся такие, которые в это будут свято верить. Вон flat earth уже и видео запуска не нравится :)


                    1. Leozaur
                      22.03.2016 13:40

                      Прошу прощения, тэг не вставился (а ведь был в предпросмотре): https://www.youtube.com/watch?v=bl-5ye2EVNk


                      1. Rumlin
                        22.03.2016 14:01

                        У вас карма 0 т.к. у вас нет публикаций. Напишите одну статью.


        1. alexs0ff
          21.03.2016 09:55
          +1

          незнании физики

          Этим сейчас все грешат, вон в ТАСС мощность журналисты амперами измеряют:)
          http://tass.ru/kosmos/2749378

          суммарная мощность солнечных батарей спутника превышает 100А



          1. maisvendoo
            21.03.2016 11:10
            +2

            мощность журналисты амперами измеряют:)
            суммарная мощность солнечных батарей спутника превышает 100А

            Не совсем так. Скорее формулируют на западный манер. Насколько я понял из просмотра фильма "Аполлон-13" американские специалисты оценивают мощность источника энергии по максимальному току нагрузки, полагая питающее напряжение постоянным. Так что речь идет видимо о токе нагрузки при номинальном напряжении


            1. alexs0ff
              21.03.2016 11:26

              Причем тут фильм? В фильме возможно были "трудности перевода", к тому же он все-таки художественный. Не верю, что в НАСА мощность в амперах измеряют. Есть соответствующая единица в международной СИ, других толкований быть не может. А в статье говорилось о нашем спутнике и комментариях росскосмоса, вроде кто-то видел на самом сайте такой же ляп, а уже ТАСС перепечатал эту "глупость"


              1. alsii
                21.03.2016 12:27

                Есть система СИ, а есть сложившаяся практика. Емкость аккумуляторов традиционно указывают в ампер-часах, счета за электрическово приходят в кловатт-часах, а физки упорно используют электрон-вольты, хотя есть "системные" джоули. Использование внесистемных единиц допускается и на нормативном уровне. Так "Положение о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" предусматривает использование 55 внесистемных единиц для 27 величин в различных отраслях. Указание "мощности" солнечных батарей в амперах, вполне понятно, т.к. во-первых при фиксированном напряжении бортовой сети потребляемый ток однозначно связан с мощностью, а во-вторых именно он обычно замеряется для работающего оборудования и указывается в спецификациях модулей. Для педантов же эта формулировка должна звучать так: "Суммарная мощность солнечных батарей позволяет обеспечить ток, превышающий 100А, при номинальном напряжении в бортовой сети".


                1. alexs0ff
                  21.03.2016 12:44
                  +4

                  "электрическово приходят в кловатт-часах, а физки упорно используют электрон-вольты, хотя есть "системные" джоули "
                  Эти единицы прекрасно переходят из одних в другие по всем известным правилам. Амперы нельзя перевести в ватты не зная, как минимум напряжение. Поэтому, извините, выглядит натягиванием совы на глобус.


                  1. sdegaas
                    22.03.2016 06:43

                    Когда электрику говорят, что мощность чайника 10А, он совершенно спокойно переводит её в ватты: 2,2 кВт


                    1. alexs0ff
                      22.03.2016 09:22
                      +3

                      Вот именно, мы тут знаем о сети в 220 вольт, а о напряжении в эл сети спутника ничего не говорится, поэтому употребление мощности с указанием только силы тока — совершенно безграмотно.


                    1. Pakos
                      22.03.2016 11:11
                      +4

                      Тут ещё важна модель электрика — у американского будет другой ответ.


              1. Rumlin
                21.03.2016 15:36

                ТАСС и другие часто в технических вопросах глупости пишут. Пока самые грамотные, из замеченных мною, пишут в Известиях. По крайней мере по космонавтике очень прилично.


              1. lozga
                22.03.2016 06:48
                +4

                Простите, что влезаю, но я фильм смотрел в оригинальной озвучке, там были именно амперы, и на это была логика — напряжение считалось постоянным, а вот ток нагрузки был критически важен, чтобы не перегрузить аккумуляторы при включении командного модуля.


                1. alexs0ff
                  22.03.2016 09:41
                  +4

                  Посмотрел субтитры, контекст упоминания "ампер" там совершенно корректен, они говорили о потреблении тока и соответствующей необходимой остаточной емкости остатка батарей. А в приведенной выше ссылке "черным по белому написано" мощность в амперах. Мощность можно мерить в ампер вольтах, но приводить ее без указания разности потенциалов — безграмотно.
                  Это все равно, что я скорость буду выражать только в километрах или часах. или плотность в граммах или в кубических миллиметрах.


            1. cyberly
              21.03.2016 15:01

              Тоже замечал, что англоязычные описания/обсуждения, например, электроинструмента изобилуют фразами типа "10 amp motor". А еще у них мощность часто в лошадиных силах.
              Пример (описание фрезера на амазоне): http://www.amazon.com/Makita-3612-4-Horsepower-Plunge-Router/dp/B00004YODA/ref=cm_cr_arp_d_product_top?ie=UTF8



              3-1/4-Horsepower Plunge Router

              Product Description
              15 Amp, 2 23/64" plunge depth capacity, 3 plunge depth presets...


              1. Sleepwalker_ua
                22.03.2016 09:40

                Ну, лошадиные силы в киловатты легко переводятся. Один киловатт это примерно 1.35 л.с. или наоборот — одна лошадиная сила это около 0.73кВт.

                С амперами же все действительно неоднозначно — если мы не знаем напряжения или Rнагрузки, мы не можем прикинуть мощность даже с точностью +- лапоть, потому что 10А 12В дают 120Вт, а 10А 220В — 2.2кВт.

                Хотя в бытовом смысле, когда мы точно знаем питающее напряжение, амперы в чем-то даже удобнее — ведь на автоматах, проводах и розетках-вилках в 99% случаях написано что-то вроде 16А, а не 3,6 кВт. И прикинуть, потянет ли старая розетка в гараже, висящая на кабеле в 1,5мм2 этот фрезер проще в таком случае.


                1. cyberly
                  22.03.2016 10:52
                  +1

                  Я бы не сказал, что прямо так легко переводятся лошадиные силы, потому что они у всех разные. У вас вот 730Вт, а у некоторых 750 (у меня компрессор 2HP, мотор 1,5кВт)… У этого фрезера, вообще указано "без четверти три лошадиные силы" (европейская версия 1850Вт). По мне, это вообще ни разу не удобно и очень похоже на "просто у них так повелось".

                  Вот, еще бытовых примеров придумал:

                  • время вместо расстояния ("в пяти минутах от метро")
                  • освещение в ваттах вместо люменов
                  • да даже "столовая ложка муки" вызывает кучу вопросов

                  Если есть контекст, проблем перевода и понимания (ощущения "много/мало/в самый раз") обычно не возникает. В общем, моя мысль, что это не безграмотность, а просто локальная традиция.


      1. pnetmon
        21.03.2016 08:23

        Имел немного другой взгляд — newsru.com воспользовался сообщениями ТАСС и ВОЗМОЖНО англоязычным сообщением от ESA…
        http://tass.ru/kosmos/2738584
        23:39 UTC+3
        … В 12:41 от третьей ступени носителя отделились связка из разгонного блока и самого «ЭкзоМарса», после чего «Бриз-М» четыре раза включал двигательную установку, чтобы вывести межпланетную миссию на нужную траекторию.

        А Роскосмос и все остальные крупные новостные СМИ молчали…


      1. CEPBAHTEC
        21.03.2016 10:47
        +8

        «Эхо Москвы» как всегда, в своём репертуаре…


  1. ExplosiveZ
    21.03.2016 08:27

    А сильно ли помог бы запуск с луны? Можно ли было бы взять больше полезной нагрузки?


    1. lozga
      21.03.2016 08:39
      +3

      С Луны стартовать было бы проще, но тут возникает проблема попасть на Луну :)


      1. ExplosiveZ
        21.03.2016 08:43

        Надеюсь, в будущем(ближайшие 15 лет) решат эту проблему.
        В принципе можно использовать роботов, для подготовки этих самых ракет.(проблема — роботов еще не существует, разве что поделки японцев)


        1. lozga
          21.03.2016 09:39
          +5

          За 15 лет — вряд ли. Нам бы простую базу там построить, какие уж тут роботы.


        1. KirillFormado
          21.03.2016 17:49
          -1

          Там скорее нужны не японские роботы собаки и музыканты, а те роботы что разбирали Чернобыль и Фукусиму.


    1. ikaktys
      21.03.2016 10:35
      +2

      а смысл? Туда надо все как то доставить, потратить топливо на доставку и торможение/посадку там, и снова потратить на взлет оттуда…

      Разве что таки найти там лед, посадить фабрику про его добыче и производства топлива уже из него, поля солнечных батарей на обеспечение всего этого энергией, а так же системы для сжижения, хранения, заправки водорода и кислорода, так как другого топлива из льда не получить…
      Многовато получается…


      1. LoadRunner
        21.03.2016 10:41

        Проблема-то не в том, чтобы тратить топливо на доставку к Луне, а в том, чтобы взять с собой как можно больше полезной нагрузки при том же объёме топлива для полёта.
        И если топливо на Луну можно везти в несколько заходов, то полезный груз с Земли не отправишь на нескольких ракетах (дороже будет).


        1. ikaktys
          21.03.2016 10:46
          +1

          так а всеравно какой смысл в посадке на Луну ?

          Почесу б тогда не сразу все на орбите у Земли оставить, там набрать нужное и оттуда и лететь дальше Не тратясь на посадку/взлет ?

          Только в "Марсианене" был смысл сажать фабрику на Марсе и там делать из атмосферы (СО2/азот) топливо накапливая его для обратного полета.


          1. LoadRunner
            21.03.2016 11:32

            Сейчас — никакого. А когда (я оптимист, никаких если) там будет полноценная база — то почему бы и не быть ситуации «доставили груз на Луну, где его модифицировали, взяли часть груза, добавили своего и отправили на Марс».


            1. ikaktys
              21.03.2016 11:34

              я тоже оптимист, но мне сложно представить даже на 50+ лет что можно модифицировать так что б был смысл везти это с промежуточной посадкой на Луне, кроме как производство топлива и прочего прямо там из того что есть.


            1. Alexsandr_SE
              21.03.2016 13:51

              Как мне кажется выгоднее конейтер два, три… спустить и столько же поднять на орбиту чем все сажать и опять стартовать.


            1. Guitaricet
              21.03.2016 22:23

              Я тоже оптимист, но давайте прикинем сколько нам это будет стоить в характеристической скорости.
              Допустим, что мы уже на орбите земли. Рассмотрим такие сценарии:
              1) Сразу летим на Марс:
              3.2 (чтобы улететь с Земли) + 1 (пересечь нашу орбиту с Марсом) + 1.4 (затормозить около Марса и выйти на его низкую орбиту).
              Получаем примерно 5.6 км/с.
              2) Земля -> поверхность Луны -> Марс:
              3.2 (пересечь нашу орбиту с Луной — да, столько же, чтобы улететь с Земли, Луна не так близка, как кажется) + 0.7 (орбита Луны) + 1.7 (посадка на Луну) = 5.6 км/с.
              Получается что это уже стоит нам столько же, сколько прямой полёт на Марс. Далее добавляем 1.7 (орбита Луны) + 0.7 (улетаем из системы Земли) + 1 + 1.4.
              В сумме: 10.4 км/с — сумасшедшая скорость. Этого хватило бы, чтобы с низкой орбиты Земли долететь до Нептуна, ещё бы и на чай осталось почти 2 км/с, чего возможно хватило бы, чтобы выйти на какую-нибудь его высокую орбиту.
              Но не стоит унывать. Есть более реалистичные идеи!
              3) Земля -> орбита Луны, дозаправка космического аппарата -> Марс
              Считаем: 3.2 + 0.7 + 0.7 + 1 + 1.4 = 7, что уже не так сильно отличается от 5.6 для прямого полёта, «всего» на 1.4 км/c. Что тут такого хорошего?
              Давайте учтём что можно придумать с заправкой. Что есть на Луне интересного, что можно использовать в качестве топлива? Вода! Вода это очень хорошо, потому что её можно разложить на водород и кислород, которые являются самым эффективным химическим (неядерным) топливом. Допустим, что наша масса порядка 4 тонн (как у ExoMars'а), тогда чтобы компенсировать эти дополнительные 1.4 км/с нам нужно ~1.5 тонны топлива.
              Но если мы можем заправляться на луне, то появляется возможность притекать на орбиту Луны (3.9 км/с) почти пустым, заполнять баки (или даже цеплять новые) и лететь куда дальше, чем это можно было бы без заправки.
              P.S. На эту тему можно ещё много писать, например как добывать воду на луне, как разделять её на кислород и водород, как доставлять на орбиту, как хранить — а водород очень вредный, его молекула настолько мала, что может проходить прямо сквозь многие металлы и так далее.


              1. sim31r
                21.03.2016 23:19

                Водород еще и кипит при -252 градусах. На Земле ракета стартует с мощной и тяжелой первой ступенью, прежде чем водород успеет выкипеть он (как и кислород) сгорает в прожорливых двигателях первой ступени. На Луне такие мощные двигатели не нужны (да и доставить их туда сложно), и возникнет проблема сохранения водорода в течение десятков часов работы слабенькой межпланетной ступени.
                С совершенствованием ионных двигателей, подзарядка топливом может вообще не понадобиться, для межпланетных полетов (правда нужен источник энергии):
                Ионному двигателю в настоящее время принадлежит рекорд негравитационного ускорения космического аппарата в космосе — Deep Space 1 смог увеличить скорость аппарата массой около 370 кг на 4,3 км/с, израсходовав 74 кг ксенона.


                1. Guitaricet
                  21.03.2016 23:30

                  Кстати говоря с выкипанием водорода сейчас вроде бы разобрались. Блок Centaur, который, к примеру выводил Curiosity, работает на H2+O2. У России с ближайшем (надеемся) будущем тоже будет свой водородный разгонный блок КВТК. Стоило бы узнать, сколько у Centaur было включений и сколько он летал до того, как отработал.


                  1. isden
                    22.03.2016 13:38
                    +1

                    А еще можно закидывать с Земли углерод (или брать CO2 на переработку с базы) и синтезировать не водород, а метан.


              1. LoadRunner
                21.03.2016 23:25

                А если взять более сложный случай — подкинули попутный груз на Луну, облегчили ракету, взяли ещё груза с Луны (мало ли, грунт?), дозаправились и улетели не к Марсу, а куда-нибудь ещё, на Венеру, например? Чтобы распылить грунт в атмосфере и посмотреть, что получится.


                1. Guitaricet
                  21.03.2016 23:49

                  Может быть. Но не забывайте, но это весьма усложняет и так очень непростую миссию — полёт на другую планету (чтобы осознать сложность, стоит указать на то, что первые советские/американские полёты на Марс пролетали мимо него), кроме того, если не тормозить около Луны, а просто пролетать мимо, её гравитация изменит траекторию аппарата (гуглите "гравитационный манёвр"), и самое весёлое начинается в тот момент, когда мы думаем пролетать очень близко в Луне — проблема в том, что она отнюдь не однородный шар и чем ближе мы к ней, тем больше её поле отличается от M/r^2 и посчитать как она подействует на аппарат с достаточной для межпланетного манёвра точностью всё сложнее и сложнее.
                  Вероятно в будущем такие манёвры будут иметь смысл, (может быть даже будут передавать небольшие попутные грузы, как сейчас делают с микроспутниками, которые запускают с Союзов, Прогрессов и МКС), но сейчас я не слышал о том, чтобы кто-нибудь пытался упростить себе жизнь с помощью гравманёвров о Луну, возможно это могло бы неплохо сэкономить характеристическую скорость, но так с ходу не скажешь — нужно считать.
                  А касательно того, чтобы подобрать какой-либо груз — это весьма плохая идея. Сейчас попробую пояснить почему.
                  Если груз будет находиться на орбите, а мы будем пролетать луну, не останавливаясь, разница в нашей скорости и скорости груза будет очень большой, и подхватывание его каким-нибудь крюком очень опасно хотя бы из соображений прочности ну или из того, что посчитать, как точно изменится траектория после этого непросто. А если мы подхватим контейнер, а после этого он врежется в наш аппарат? В общем это плохая идея. А если контейнер будет находиться в той же точке пространства, что и наш аппарат и с той же скоростью, то он и самостоятельно долетит до куда нужно — большую часть времени двигатели космических аппаратов не работают — они включаются только для создания нужной орбиты и потом для возможных корректировок.


                1. sim31r
                  21.03.2016 23:58
                  +1

                  Наоборот было бы интересно, парниковые газы перекинуть с Венеры на Марс, так можно сделать 2 планеты более пригодными для жизни. Разгонять ионы СО2 орбитальной венерианской пушкой и направлять к Марсу…


    1. maxpsyhos
      21.03.2016 10:51
      +3

      (мечтательно) Когда-нибудь, когда на луне появится полноценная колония, можно будет поставить на экваторе длинную-предлинную электромагнитную катапульту, и давать приличное стартовое ускорения вообще без реактивной тяги. Атмосферы-то там всё равно нет, можно разгонять прямо параллельно поверхности.

      (так, помечтали и хватит) А на современных технологиях, как уже сказал lozga, смысла нет, т.к. всё равно всё оборудование придётся тащить с Земли, лишняя промежуточная остановка на Луне только в пустую растратит ресурсы.


      1. ExplosiveZ
        21.03.2016 11:06

        Надеюсь, мы еще увидим это!


      1. sim31r
        21.03.2016 23:30

        Катапульту лучше тогда через центр Луны, или по хорде (в центре ожидается 500 километровое горячее ядро, не как на Земле, но 1000 градусов будет), чтобы были сотни километров по прямой, а не по дуге.
        Катапульта еще больших размеров поместится только в космосе. Запустила зонд и «успокаивается» ионными двигателями и солнечными парусами, возвращаясь на стабильную орбиту.


        1. maxpsyhos
          22.03.2016 03:30

          По поверхности весь профит в том, что строить сильно проще. Не надо ни высоких башен, ни длинных тоннелей, ни каких-то монструозных сооружений вроде пусковой петли. Просто обычная монорельсовая трасса под специфический "подвижной состав".


  1. Rumlin
    21.03.2016 11:43

    летим на Марс на телекоммуникационном спутнике для геостационарной орбиты

    Скорее всего так и есть. Попадалось, что Mars Express вполне серийный геостационарный спутник, доработанный под миссию.


    1. lozga
      21.03.2016 22:24

      А источник не можете указать? А то краткий поиск говорит, что его делали на базе Розетты


      1. Rumlin
        22.03.2016 12:40
        +3

        В Facebook запомнилась фраза американского исследователя истории космонавтики. Его примерная фраза была о том, что сейчас межпланетные аппараты совершенно неинтересны т.к. используют готовые узлы и платформы телекоммуникационных спутников. Нет той новизны как на заре космонавтики, когда каждый аппарат был уникальным изделием и поиском правильного решения. И в конце он добавил, что европейский аппарат (по-моему говорил про Mars-Express, но может и про Роззету раз они "одинаковые") это в основе геостационарный спутник, с доработанной радиосистемой для дальней связи.


    1. sim31r
      21.03.2016 23:47

      В принципе Марсу бы не помешал свой телекоммуникационный спутник, чтобы поверхностные зонды и следующие спутники не тратили бы энергию на прямой доступ к Земле, а пользовались промежуточным коммуникационным спутником со скоростным каналом связи (может даже лазерным). Такие же спутники связи можно заранее запускать к другим планетам, но там активность исследований пока ниже.
      Пример вот
      «Новые горизонты» может передавать данные со скоростью 768 бит/с (96 байт в секунду); 1 мегабайт будет передаваться примерно 3 часа.
      Если бы на орбите Сатурна (он между Землей и Плутоном сейчас) был бы специализированный коммуникационный спутник, он бы помог в разы ускорить передачу данных.


      1. encyclopedist
        22.03.2016 00:49
        +3

        Cейчас в качестве такого ретранслятора для Марса используются MRO и Mars Odyssey


  1. KirillFormado
    21.03.2016 17:54
    +1

    А на анимации вторая, оставшаяся неподвижной точка, это что?


    1. lozga
      21.03.2016 22:23

      Сброшенный дополнительный бак


      1. qbertych
        22.03.2016 11:49

        А то, что импульс перпендикулярен направлению сброса бака — это изменение наклонения на четвертом включении или что-то другое?