Привет, коллеги! В этой статье я постараюсь максимально подробно рассказать о том, как мы пытались получить субсидии в Омске на развитие малого и среднего предпринимательства. Речь в статье пойдет об омском Центре занятости по Ленинскому административному округу.

Идея обратиться в ЦЗ за субсидиями пришла из телевизора, где в одном из новостных репортажей рассказывали о выделении субсидий на развитие предпринимательства. К моменту обращения в ЦЗ имеем работающий сайт и команду из трех человек. У одного из основателей уже имеется юридическое лицо, поэтому регистрировать нашу деятельность юридически мы не планировали, а планировали привлечь дополнительные средства на продвижение проекта. Таковы вводные данные, а теперь сама история.

Прежде чем отправиться в путь, я погулил информацию о субсидиях для малого и среднего бизнеса в Омске, оперативно не удалось найти никаких данных о способе получения, сумме, правилах участия в конкурсе, контактных лицах ответственных за выдачу субсидий. Поэтому 13 апреля 2015 я направился в Центр занятости, чтобы узнать обо всем на месте. Попав к информатору, была получена следующая информация:

Для того чтобы поучаствовать в конкурсе субсидий, для начала необходимо официально стать безработным. С этого и начнем.

Этот статус можно получить в Центре занятости по прописке, т.е., если в паспорте у вас Ленинский район, то идти вам в Ленинский ЦЗ. Для этого необходимо иметь при себе следующие документы:
  1. Паспорт + копии второй и третьей страницы, а так же страницы с регистрацией по месту жительства;
  2. Справка о среднем заработке по последнему месту работы (бланк справки установленного образца);
  3. Трудовую книжку + копии всех страниц с записями и иные документы, подтверждающие трудовой стаж (договора, справки);
  4. Документ о профессиональной квалификации + его копия;
  5. ИНН (только оригинал);
  6. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (только оригинал).

Инвалиды 1, 2, 3 групп, кроме указанных документов, обязаны предоставить:
  1. Справку МСЭ + копию;
  2. Индивидуальную программу реабилитации инвалида + копию.

Но нельзя просто так зарегистрироваться и стать безработным, сдав все перечисленные выше документы.

Во-первых, для присвоения заветного статуса должно пройти 10 дней с момента регистрации.

Во-вторых, зарегистрировав, вам зачем-то выдают направление на работу, хотя на собеседовании с сотрудником ЦЗ проговариваются намерения. В общем, в течение трех дней вам необходимо сходить по указанному в направлении адресу и постараться не устроиться на работу, ведь в этом случае вам уже не дадут субсидии. Можно конечно не идти, но есть шанс, что вас снимут с регистрации.

В-третьих, ровно через три дня после регистрации, вас приглашают на собеседование по профориентации и предлагают пройти обучение на различные рабочие специальности. Можно отказаться. В этот же день необходимо принести подписанное направление на работу, желательно с отказом в трудоустройстве.

В первый же день посещения я попал на прием к заместителю начальника ЦЗ. Не без труда удалось выведать у него правила получения субсидий:
  1. Необходимо быть официально безработным;
  2. Обязательно пройти три теста на пригодность к предпринимательской деятельности, весь процесс тестирования занимает минут 30:
    — Тест Голланда. Методика профессионального самоопределения;
    — КОС (выявление коммуникативных и организаторских склонностей);
    — Самооценка личных качеств предпринимателя.
  3. Написать бизнес-план. Выдают шаблон и рекомендации по составлению.

Итак, спустя 10 дней приходим в Центр занятости с паспортом, трудовой книжкой и открытым в Сбербанке счетом. С этого дня вы официально становитесь безработным. В этот же день добровольно-принудительно могут отправить на лекцию об открытии собственного дела. Мне она, поначалу, казалась скучной и бессмысленной, но в итоге сэкономила время, ведь именно на ней я понял, что привлекать субсидии в ЦЗ не лучшая идея.

На лекции присутствовало 8-10 человек разных возрастов, кто-то пришел просто так, а кто-то явно планировал открыть бизнес. Первые минут 15 нам рассказывали о правилах написания бизнес-плана, позже позволили задавать вопросы. После дюжины вопросов стало понятно следующее:

— Победители предыдущих лет: фотостудия, организация праздников, продажа аксессуаров для мобильных телефонов;
— В год на один ЦЗ Ленинского района выделяется 2 субсидии на открытие бизнеса;
— Одним из обязательных условий получения субсидии является создание дополнительного рабочего места, соответственно 135 000 делится на двоих: основателя (70 000) и наемного сотрудника (65 000);
— Отбор бизнес-планов длится месяц, окончательное решение принимает Омский региональный бизнес-инкубатор;
— 70 000 необходимо потратить сразу. 65 можно растянуть на некоторый срок;
— Наемного сотрудника подбирает ЦЗ. Можно предложить свою кандидатуру, но человек должен быть признан официально безработным;
— Деньги выделяют безвозмездно при соблюдении всех условий договора, если условия не соблюдать, то деньги придется вернуть в полном объеме;
— Условия договора (ориентировочно):
  1. Бизнес должен просуществовать 2 года минимум;
  2. Наемный сотрудник так же должен проработать на вас минимум 2 года. Если сотрудник увольняется, то необходимо взять другого, если в течение определенного срока не нанять сотрудника, то это повлечет за собой нарушение договора.

Примерно, считаем расходы за 2 года:
  1. Регистрация ООО или ИП = 5000 – 10 000 рублей;
  2. Налоги = 124 000 рублей;
    Если допустить, что у руководителя и работника будет установлена минимальная заработная плата, установленная в размере 6000 рублей, то по ставке в 43% за два года надо будет заплатить, примерно, 124 000. Но скорее всего минималку установить не позволят и отметят это в бизнес-плане. Да и кто пойдет за 6000.
  3. Офис = 360 000 за 2 года.
    Вести бизнес на дому вряд ли разрешат. Коммунальные и прочие вытекающие расходы, около 15 000 в месяц.

Итого: 489 000 рублей за 2 года.

В итоге, мы приняли решение не участвовать в конкурсе субсидий и сняли свою кандидатуру. Руководствовались следующими соображениями:
— для организации приема платежей и прочих официальных мероприятий есть существующее ООО;
— сотрудники рекомендованные центром занятости вроде как нам без надобности;
— сумма затрат на обслуживание бизнеса, организованного на субсидии, выше, чем размер предоставляемой субсидии.

Выводы: институт предоставления государственных субсидий, безусловно, полезная и привлекательная идея, но только для тех предпринимателей, которые в любом случае планируют создавать ООО, либо регистрироваться в качестве ИП.

Комментарии (1)


  1. progchip666
    08.05.2015 09:36
    +7

    У нас так везде.
    Та же история скажем с получением бесплатных лекарств. Нужно обегать столько кабинетов и собрать столько справок что только на транспорт потратишь больше чем получишь субсидию. Если вообще получишь, поскольку это под большим вопросом. Если это время банки от пива собирать и то больше заработать можно.
    Но самое главное что на всём этом кормится огромное количество чиновников, которые получают совсем не плохие оклады. Расходы на их содержания кратно превышает размер субсидий, которые они должны выдавать, но не выдают.