image Космический рентгеновский телескоп ASTRO-H (Hitomi), был запущен в космос 17 февраля 2016 года. 26 марта аппарат был потерян. Согласно официальной версии причина выхода из строя спутника заключается в отделении от аппарата солнечных панелей, которые должны были обеспечивать дорогостоящее оборудование энергией. Стоимость проекта, включая сам спутник и его запуск, составила порядка 31 миллиарда иен ($273 миллиона долларов). Опубликована версия событий, приведшая к разрушению спутника.

26 марта космический аппарат завершил маневр по подготовке к наблюдению квазара Маркарян 205. Attitude Control System (ACS) начала использовать данные системы Star Tracking (STT) для управления положением спутника. В это же время другая система позиционирования Inertial Reference Unit (IRU) должна была обновить данные для STT. Это вероятно не произошло.
image
В этот момент аппарат проходил Бразильскую магнитную аномалию и как в случае с Фобос-Грунт, повышенный уровень радиации нарушил работу бортовой электроники, а отсутствие в этом регионе связи с наземными службами не позволило вмешаться в работу системы управления космическим аппаратом.

Системы STT и IRU имели разные данные о высоте полета спутника. В этом случае IRU имеет приоритет, но его данные были ошибочны — система считала, что аппарат вращается со скоростью 20 градусов в час, чего на самом деле не было. Космический аппарат пытался остановить несуществующее вращение с помощью маховиков инерциальной системы ориентации. Но ранее была допущена роковая ошибка — в конфигурацию спутника была внесена ошибка и работа инерциальной системы ориентации только создавала нарастающее вращение спутника.

Достигнув аварийных значений система перешла в аварийный режим “Safe Hold” и попыталась остановить вращение двигателями ориентации. Но опять эта же самая программная ошибка, вместо остановки вращения, еще более ускорила вращение. Сильное вращение вызвало нагрузки и деформации превышающие расчетные, что вызвало разрушение космического аппарата с отрывом солнечных панелей.

Комментарии (42)


  1. miksoft
    02.05.2016 12:39
    +6

    Системы STT и IRU имели разные данные…
    … IRU имеет приоритет ...
    Помнится, еще на парусных кораблях в море брали либо три хронометра, либо один (если нет возможности взять три), но никогда два. Возможно, это миф, но жаль, что его не учли создатели Hitomi.


    1. Rumlin
      02.05.2016 12:42

      У КА Фобос-1,-2 было три компьютера, которые принимали решение голосованием. У компьютеров был брак в блоках питания (заводской брак конденсаторов) и компьютеры из-за этого сбоили, но сбоили не одновременно и один из КА почти всю миссию выполнил.


    1. mydoom
      02.05.2016 17:02

      А можно пруф?


      1. miksoft
        02.05.2016 21:55
        +1

        Я про это читал еще в доинтернетные времена. Сейчас удалось найти такую ссылку — Головнин и хронометры

        На русских кораблях, отправлявшихся в океанские плавания, положено было иметь три хронометра.


        1. mydoom
          02.05.2016 22:31

          Да, но там же написано, что в уплату Головнин отдал один хронометр, оставив на борту два.
          Я это все к тому, что, на мой взгляд, гораздо логичнее усреднять время по двум хронометрам, чем сознательно от одного из них отказываться и полагаться на один.


          1. miksoft
            03.05.2016 00:22
            +4

            Ну так это было уже в процессе плавания по причине форс-мажорных обстоятельств, а не при выходе из родного порта в плавание.

            Усреднять, имхо, имело бы смысл, если бы погрешность хронометров распределялась по нормальному закону. Однако для хронометров (как и для космических систем) характерны поломки/баги, из-за которых становится вероятна большая ошибка в показаниях. В результате чего усреднение двух сильно различающихся показаний приведет только к тому, что результат будет гарантированно неверным. Поэтому чаще применяется мажоритарная система, для которой нужно не менее трех приборов. А моряки, может, брали бы и больше хронометров, да только они стоили огромных денег.


          1. Dmitry_Dor
            03.05.2016 18:25

            гораздо логичнее усреднять время по двум хронометрам
            При этом весьма вероятен результат как в финале фильма Ларса фон Триера «Мандерлей».


  1. ittakir
    02.05.2016 12:47
    +3

    Проблема, как я понял из текста, не в том, что IRU имел приоритет и выдавал ошибочные данные, а в том, что в программе ошиблись и поменяли минус на плюс и маховики начали вращаться в другую сторону.
    Примерно как у нас, когда датчик положения ракеты впендюрили вверх ногами.


    1. Rumlin
      02.05.2016 12:52

      По-моему получается, что если бы STT и IRU имели одинаковые данные о высоте, то из IRU не были вычитаны данные среди, которых были ошибочные данные о вращении. А дальше запустилась ошибка «плюс-минус». Возможно бы эту ошибку перезаписали бы на правильное значение в будущем, продержись аппарат дольше.


  1. pnetmon
    02.05.2016 13:21
    +1

    >>Согласно официальной версии причина выхода из строя спутника заключается в отделении солнечных панелей от аппарата, которые должны были обеспечивать дорогостоящее оборудование энергией.

    Это не причина, это последствие.

    О какой высоте полета речь?

    Столько ссылок, но все чей-то пересказ без источников JAXA


  1. temonix
    02.05.2016 13:54

    Бедный программист, который допустил эту ошибку. И его начальник. Надеюсь им не позволили сделать харакири…


    1. Sun-ami
      02.05.2016 14:42
      +6

      Тут, скорее, проблемы организационного характера — настолько грубую ошибку выявило бы любое тестирование. Значит этот код либо вообще не тестировался, либо в тестовой модели также попутали + на -. А это может говорить о том, что ошибка была допущена на этапе проектирования.


      1. VitalyNasennik
        04.05.2016 11:25

        В книге Б.Чертока «Ракеты и люди» описывался похожий косяк. Двигателисты сделали двигатели ориентации, автоматчики сделали систему управления этими двигателями, на стендах каждый отдел свои изделия полностью протестировал, правда, у этих отделов оказалось разное представление о том, что означает «по часовой стрелке», в смысле, куда при этом ориентирована ось корабля…


    1. dom1n1k
      02.05.2016 16:16
      +3

      Владимир Пирожков рассказывал, что когда он работал в компании Тойота, какой-то его косяк стоил пару миллионов долларов (дешевле спутника, но всё же). Так у них там философия такая, что после такого случая ценность сотрудника повышается, потому что повторно он такую же ошибку уже не совершит ни при каких условиях.


      1. hdfan2
        02.05.2016 18:25
        +2

        Слышал ещё одну историю, возможно, вариант этой же. Там тоже программист сделал ошибку на много миллионов долларов. Когда его вызвали к начальнику, он зашёл на трясущихся ногах и сразу спросил:
        — Меня увольняют?
        На что начальник с удивлением ответил:
        — Ещё чего! Твоё обучение только что стоило нам несколько миллионов долларов! Иди, работай.

        P. S. Сам лично несколько лет назад делал косяк, приведший к несколькочасовому простою очень крупного финансового учреждения, так что представляю себе, чтО это. Но меня даже к начальству не вызвали. Урок усвоил, да.


        1. Wesha
          02.05.2016 22:50

          Однажды (когда только начинал работать в одной фирме), я по незнанию перепутал коды операции — вместо того, чтобы начислять энную сумму на счёт клиента, система эту сумму со счёта снимала. Не уволили, работаю долго и плодотворно :)


        1. Mixim333
          03.05.2016 15:27

          У начальника этого программиста расчет верный — теперь разработчик будет не только работать очень продуктивно, но и будет знать важность тестирования.
          Сам, как-то раз не учел, что разделитель дробной и целой части может быть '.' (точка) и ',' (запятая) — приложение отработало за ночь, а результатов нет, начал смотреть логи: «FormatException...» (сервер, отправляющий данные, работал в английской локали, сервер, на котором крутилось приложение — в русской). С тех пор стараюсь тестировать свои приложения в разных локализациях.


      1. ZhenyaZero
        02.05.2016 21:02
        -1

        После второй действительно придётся сделать харакири?


      1. CyberAndrew
        02.05.2016 22:41

        С одной стороны да, он усвоил урок и не совершит подобную ошибку. Но есть обратная сторона медали: если человек совершает такую дорогую и, возможно, глупую ошибку, значит он большой косипор, у него руки из попы, значит вероятность что он опять совершит ошибку — высока. Где правда?


        1. Rumlin
          03.05.2016 14:28

          «За одного битого двух небитых дают» — опытный человек, научившийся на своих ошибках, за которые пришлось отвечать или быть наказанным, дороже, ценнее многих неопытных.


          1. CyberAndrew
            03.05.2016 15:14

            Вот только эта пословица не всегда верна. Некоторые не умеют (или не хотят) учиться. Именно таких называют «руки из *опы». Они постоянно будут наступать на одни и те же грабли.За одного такого битого я бы и десятой части небитого не дал бы.


    1. TriKrista
      04.05.2016 17:37
      +1

      Судя по этой фразе

      повышенный уровень радиации нарушил работу бортовой электроники
      , проблема возникла на аппаратном уровне, поэтому, не программист виноват, а архитектор микросхем или те кто отвечал за их изготовление.


      1. amartology
        04.05.2016 18:26
        +1

        Вот у меня та же мысль возникла при прочтении, что там причина проблем — это все же хард, а не софт.


  1. olartamonov
    02.05.2016 15:01
    +6

    Ariane 5, у которой на старте в софтине честный exception при приведении типов переменных случился, по красоте всё же ещё долго никому не переплюнуть: https://www.youtube.com/watch?v=gp_D8r-2hwk

    Как говорилось в анекдоте, «в шестом знаке ошибка — а такой эффект!»


    1. neolink
      02.05.2016 18:15

      да ладно, протоны бабахают не хуже: https://www.youtube.com/watch?v=Zs2qkpnFc2c


      1. olartamonov
        02.05.2016 19:17
        +6

        Там грубая сила, кувалда, вот это всё.

        А Ariane уронили фактически одной строчкой кода. Красивая работа.


    1. ittakir
      03.05.2016 06:34

      Самый дорогой фейерверк в истории?


  1. solariserj
    02.05.2016 18:06
    +1

    Cколько cлышу о потерях из-за мертвой зоны в Южной Америке при работе спутников, нельзя там поставить управляющую антену где-то в Бразилии/Аргентине?


    1. stifff
      02.05.2016 19:14

      там скорее орбитальный свинцовый «зонтик» нужен


    1. pnetmon
      02.05.2016 19:24
      +2

      Кажется там проблема не в отсутствии антенн и возможности управления, а из-за природных процессов влияющих на электронику.


      1. Basil_BF
        02.05.2016 22:23

        Давайте по честному из-за природных процессов показывающих компетенцию разработчиков ПО и железа. Природа не виновата


      1. Eklykti
        02.05.2016 22:41

        Если все знают, что там аномалия, почему аппараты, летающие над тем местом, не снабжаются соответствующей защитой?


        1. ZhenyaZero
          03.05.2016 09:54
          +1

          Вероятно, защита существенно увеличит стоимость/массу аппарата. Если, к примеру, шанс потерять спутник 2%, а защита увеличит стоимость втрое, никто не будет её ставить. Просто запустят ещё один в случае неудачи.


        1. amartology
          04.05.2016 18:24

          Вообще это место стараются просто не пролетать, потому что соответствующая защита получается слишком дорогая.


    1. vmarunin
      02.05.2016 23:51
      +1

      Кому поставить? Наши и Японцы — разные люди.
      Вроде наши хотели повтыкать наземных станций, оно и для ГЛОНАСС очень полезно, но не получается. Интересно, может ли Роскосмос использовать хоть что-то в Куру.
      Чего хотят Японцы я не знаю.

      В СССР был целый флот (11 судов) для приёма телеметрии и управления. 2000 год пережило только одно судно (в Калининградском музее)


      1. ksr123
        03.05.2016 04:08
        +1

        Простите, при всем уважении к японцам, ни в коем случае не нужно нарушать правила русского языка и писать название национальности с большой буквы!


      1. Rumlin
        03.05.2016 14:54

        Кстати говоря над последним была недавно угроза утилизации http://kik-sssr.ru/News.htm

        В результате проделанной работы были получены ответы:
        — из Министерства культуры с выводом экспертизы о включении выявленного объекта научно-исследовательского судна «Космонавт Виктор Пацаев» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как памятника истории федерального значения.
        — из Министерства транспорта о продлении срока Классификационного свидетельства на судно до 23.08.2020 г., а также о не возражении включения судна в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

        Таким образом, легендарный корабль символов продолжит своё зримое свидетельство славной космической истории Отечества.


  1. mpeg
    03.05.2016 13:52

    Очень жаль! Цепь нескольких сбоев сложилась в потерю спутника. Разработчики плохо сделали свою работу.


  1. potan
    04.05.2016 17:22

    Интересно, почему аппаратуру исследовательских кораблей не делают совместимой с коммерческими спутниками связи, которых на орбите пруд пруди? Можно было бы поддерживать связь постоянно, даже без специального наземного оборудования.


    1. Sun-ami
      04.05.2016 18:02

      Антенны для коммерческой передачи данных у геостационарных спутников — узконаправленные, в океане и малонаселённых районах покрытия нет. Подходят только низкоорбитальные спутники.


      1. potan
        04.05.2016 18:20

        Спутниковая телефония, типа Итаниума, работает без узконаправленных. Ее должно хватить.


        1. Rumlin
          04.05.2016 18:51

          Для этого случая да — иридиумы на орбите высотой 780 км, а этот на орбите 575 км.