У студентов всего мира начинается напряжённое время — сессия. «Прошаренная» молодёжь больше не исписывает коленки чернилами, а применяет современные технические средства из арсенала Джеймса Бонда.

Например, недавно в тайском университете Рангсит (престижный медицинский вуз с очень высоким конкурсом) разоблачили трёх студентов, которые использовали самодельное (сделанное под заказ) электронное оборудование: скрытые видеокамеры в очках и умные часы с GSM-модулем для приёма SMS.

Любой сообразительный студент сразу поймёт, как работает связка «камера-часы».

Скрытая видеокамера снимала экзаменационные билеты и транслировала видео на компьютер сообщника (его пока не нашли). Получив картинку, сообщник отправлял клиенту текстовое сообщение с правильным ответом. Фотографии гаджетов, конфискованных у студентов, опубликовал в своём фейсбуке ректор университета Рангсит.




Ректор пояснил, что гаджеты изъяли на вступительном экзамене по биологии. Он также сказал, что каждый студент заплатил по $23 000 (!) за изготовление шпионских гаджетов. Это немалая сумма за такое оборудование, хотя квалифицированные врачи в частном медицинском секторе Таиланда зарабатывают очень много и легко окупят инвестиции «в образование» за несколько месяцев работы.

Очки сделаны элегантно: мастера сумели уместить видеокамеру, передатчик, аккумулятор и прочее в дужки очков, тут могут позавидовать даже дизайнеры Google Glass.



Как сказали по местному телевидению, трое абитуриентов занесены в чёрный список и больше никогда не станут врачами в университете Рангсит.

Скоро такое оборудование станет дешевле и поступит на массовый рынок. Похоже, университетам придётся обыскивать студентов перед экзаменом, запретить очки и часы (в Австралии на выпускные школьные экзамены уже запрещено надевать умные часы), а также ставить в экзаменационной аудитории джаммер для глушения радиочастот.



Например, во время всекитайских вступительных экзаменов гаокао (на фото вверху) с прошлого года начали использовать беспилотники со сканерами радиочастот. На фотографии хорошо видно антенну на мультикоптере.



Оптимальная высота полёта дрона — от 100 до 200 м над полем, где проходит экзамен.



Но студенты всё равно придумывают новые трюки. Производители заметили спрос и выпускают гаджеты, специально предназначенные для сдачи экзаменов, в том числе Bluetooth-наушники и очки с беспроводным микрофоном. Принцип работы примерно такой же, как у очков с видеокамерой, только надо прочитать вслух текст билета, а потом заслушать продиктованный ответ.



Впрочем, такая схема хорошо известна ещё по советскому фильму «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» 50-летней давности.

Но есть и необычные гаджеты. Например, часы Invisible Watch внешне не показывают ничего подозрительного, только текущее время, но через специальные очки становится виден любой контент, который туда предварительно загрузили (upd: в комментариях к статье указано, что такие очки легко сделать самостоятельно, статья публиковалась в рубрике DIY на Geektimes).



Многообразие шпионских гаджетов впечатляет, но по-настоящему сложно будет бороться со списыванием, когда в народ пойдут беспроводные нейроинтерфейсы и биоимплантаты.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (108)


  1. qrck13
    15.05.2016 01:27
    +6

    > Многообразие шпионских гаджетов впечатляет, но по-настоящему сложно будет бороться со списыванием, когда в народ пойдут беспроводные нейроинтерфейсы и биоимплантаты.

    Как там в 2036-ом?


    1. superhimik
      15.05.2016 05:47
      +2

      Введут собеседование, где надо сходу отвечать на вопросы. Да и отсев во время учёбы никто не отменял.


    1. GreyGazer
      15.05.2016 09:40
      +6

      Все куда проще, просто закачают знания на мозг


      1. Sadler
        15.05.2016 17:18
        +2

        Это уже не списывание, а вполне себе замена зубрёжки. Только записывать надо не в сверхценные вычислительные ресурсы самого мозга, а на внешнюю память, которая будет управляться сознательно, чтобы пользователь всегда мог отличить свои воспоминания от внешних данных. Кроме того, вместо фиксированной базы можно использовать доступ в интернет. Такой себе гуглинг на стероидах.


    1. Alexsandr_SE
      15.05.2016 13:28
      +1

      С биоимплантами возможно и учиться не нужно будет, все данные буду загружаться в голову, ну а применение уже от мозгов.


      1. andreyle
        15.05.2016 14:33
        +1

        " Эрих с тоской подумал о тех временах, когда на экзамен можно было
        пронести допотопные мобилку или пэйджер — громоздкие, размером с полкулака,
        а то и больше! Ему прадед рассказывал, он именно так когда-то и сдал
        историю: договорился с приятелем, прямо с экзамена скинул ему вопросы,
        получил ответы, записал — и готово!
        Эх, были времена! А теперь научно-технический прогресс и информатизация
        общества вон как шагнули вперед — и без толку. Против каждого лома свой
        прием: от дезодорантного пера — душ, от минипередатчиков, вживленных под
        кожу, — экранирующие стены класса плюс «глушилки»… И рентгеном, говорят,
        просвечивают так, что никаких шансов."
        Владимир АРЕНЕВ «Новый Гутенберг»


    1. spellman003
      15.05.2016 13:46

      У нас тут все сильно проще, работают роботы, а мы наслаждаемся жизнью. А экзамены уже лет 10 никто не сдает.


  1. BOPOHA
    15.05.2016 01:58
    -30

    1. Watcover3396
      15.05.2016 09:40
      +9

      Можно было просто скинуть картинку, вместо всяких «Давай я поищу в Google за тебя».


    1. w1nterfell
      15.05.2016 13:11
      +7

      Вообще-то: «Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем...»


  1. Jump
    15.05.2016 05:58
    +2

    А всего-то надо отменить тестирование, и отвечать преподавателю.
    Один- два наводящих вопроса и видно сам студент написал, или тупо переписал.
    И никакой борьбы с гаджетами.


    1. 0x131315
      15.05.2016 06:43
      +8

      От устных экзаменов ушли ради обьективности: устный экзамен субьективен. Многим это кажется несправедливым. К тому же там были несбалансированные билеты, что порождало дополнительное негодование: Петя отличник, трудился 11 лет, но завалился на сложной теме, и получил гуся, а Вася раздолбай, 11 лет спал, но ему досталась детская тема, и он получил отлично, и теперь дразнит Петю — кто не работает, тот ест.
      Но с тестами тоже какой-то цирк получается: прямо тюремный режим, скоро и в очко при входе заглядывать начнут, лол. А за шпору — расстрел на месте без права помилования.

      Хотя не особо понимаю смысл всего этого действа: для меня устный экзамен был сложнее тестов, там надо было обосновывать ответ, препод мог задать дополнительные неожиданные вопросы, нужно было быть готовым ко всему, а тесты эти вообще за 20 минут выполнял, уходя раньше всех — проставил галочки по быстрому, и свалил. Результат такого экспресс-экзамена — 85/100, по моему неплохо.

      А чего ждать? Если знаешь — ответ ясен сразу, если не знаешь — так и через 3 часа не узнаешь.
      Если сомневаешься — оставь на потом, потом дважды подумай, прими решение, и впиши наконец какой-нибудь ответ. Никакой дополнительной информации у тебя все-равно нет — 3 часа будешь только метаться туда-сюда между двумя вариантами, все-равно решать придется, какой из двух вероятнее.

      Но то, что даже тесты дети перестали осиливать — это что-то. Может действительно образование того? Вроде даже предлагают идею учиться по желанию, и упразднить оценки, вообще детский сад начнется.


      1. major_oleg
        15.05.2016 10:23

        «А чего ждать? Если знаешь — ответ ясен сразу, если не знаешь — так и через 3 часа не узнаешь.»
        Если с умом составлен тест, то в нём самом может быть подсказка или наоборот: только сопоставляя факты (варианты ответов) можно понять суть вопроса. При добросовестном подходе к тестам, можно куда больше научиться системному мышлению, нежели тупо зубря билеты. Лично я, несколько раз сдавал второразрядные предметы (классическим способом — нетестовым) зная только исключения из правил. Тут моя любовь к тестам помогла. В тестах, тоже субъективизма много составителя, но он опосредованный.


        1. DrZlodberg
          15.05.2016 11:01
          +1

          Imho правильный экзамен должен иметь правильно составленные вопросы, а не тупое повторение (как у нас в инсте принимало большинство).
          Из личного опыта: в институте препод по гидравлике позволял пользоваться на зачётах и экзамене чем угодно. Сам приносил учебники, справочники. Не всем это помогало.
          На лабе пару отличников-зубрил завалил вопросом — «что будет если перевернуть установку вверх ногами». Если понимаешь происходящее — ответ проблем не составляет, если заучил или списал — без шансов.
          Но если есть правильный консультант — это уже совсем другая тема. Хотя у него на экзамене мы билет вдвоём решали. 6 часов.


          1. 0x131315
            15.05.2016 19:40

            >Из личного опыта: в институте препод по гидравлике позволял пользоваться на зачётах и экзамене чем угодно. Сам приносил учебники, справочники. Не всем это помогало.
            Во многих институтах это практикуется. Такие преподы говорят: можете пользоваться чем хотите, мне все-равно, мне не важно что вы знаете, мне нужно, чтобы вы научились решать задачи, научились самостоятельно искать нужную информацию в книгах, и правильно ее применять.


          1. Quickie
            16.05.2016 09:03
            +3

            Если правильно помню, то было это у нас на квантовой химии. Мне очень нравился подход нашего преподавателя:

            — знаешь и понимаешь – 5;
            — не знаешь, но понимаешь – 4;
            — знаешь, но не понимаешь – 3;
            — не знаешь и не понимаешь – 2.

            Всего несколько доп. вопросов по теме вписывали отвечающего в сетку этой парадигмы.


      1. major_oleg
        15.05.2016 11:02
        +1

        «Но то, что даже тесты дети перестали осиливать — это что-то.»
        Этому есть как минимум две причины:
        1. «Если знаешь — ответ ясен сразу, если не знаешь — так и через 3 часа не узнаешь.»
        2. Дети, родители, учителя настраиваются быстрый результат. И если тесты составлены по одному учебнику, то и учат на максимальный быстрый ответ по нему. Прям как из новояза: что бы ответ давался на автомате.
        з.ы. Тесты я люблю. Они позволяют количество информации трансформировать в качество.


      1. TsSaltan
        15.05.2016 11:20

        Чтоб уйти от субъективности, придумали комиссии с несколькими преподавателями. Хоть это долго и в какой-то мере затратно, но всяко лучше тестирования.

        И с чего бы тесты стали объективными? Если везде поставить один вариант ответа, можно получить определенный процент правильных ответов. Или, например, Вася вызубрил тесты с прошлых лет, а Ваня отлично знает предмет, но завалился на тестах типа «выберите все, кроме», в результате у обоих одинаковое количество баллов.

        По моему мнению, тесты вводят повсеместно, т.к. это быстро, дёшево, результаты более менее корректно отображают уровень знания тестируемого, ну и конвертик компьютеру не положишь :) А процент прошедших Вань и не прошедших Вась спишут на техническую ошибку.


        1. BelBES
          15.05.2016 13:18

          По моему мнению, тесты вводят повсеместно, т.к. это быстро, дёшево, результаты более менее корректно отображают уровень знания тестируемого, ну и конвертик компьютеру не положишь :)

          Так в случае вступительных экзаменов раньше была хорошая практика, когда преподаватели ВУЗа сами придумывали задания для вступительной контрольной. Не думаю, что это было намного затратней ЕГЭ(а вполне может быть, что и дешевле) и при этом каждый ВУЗ мог составлять такие задания, чтобы ожидать от поступивших студентов необходимый для освоения программы уровень знаний.


        1. 0x131315
          15.05.2016 19:45

          Тесты более обьективны хотя бы за счет автоматизации оценки. устный экзамен каждый преподаватель оценивает индивидуально, а на него может действовать тысячи всяких причин, может погода плохая, в семье неурядицы, или ученик не вышел рожей, а по тестам 80% оценки выставляет компьютер, которому класть и на погоду, и на семью, и на рожу.


          1. AndreyHenneberg
            16.05.2016 14:47

            Я написал про компьютерную оценку в комментарии чуть ниже.


        1. MamontsevDS
          16.05.2016 09:56

          ЕГЭ и ОГЭ ооочень затратны, поверьте.


        1. AndreyHenneberg
          16.05.2016 14:38

          Если бы тесты проводились так же, как в «Астровитянке» Горькавого, тогда да. Лучше, конечно, прочитать — оно того стоит, но если коротко, то терминал устанавливается принимающим учебным заведением, весь экзамен идёт только через него, абитуриент в течении всего экзамена в помещении один и оборудование терминала следит за тем, чтобы до окончания экзамена так и оставалось. Да, оценивает результат тоже компьютер и только компьютер. Это идеал, а существующий вариант не защищён от коррупции. Иначе откуда бралист бы толпы отличников с Кавказа? И «клубничкой на тортик» — пример из собственного опыта: просматривал как-то вопросы ЕГЭ по какой-то гуманитарной дисциплине — у некоторых среди вариантов ответа не было ни одного правильного.


      1. astono0
        15.05.2016 12:22

        Ради объективности устные экзамены можно фиксировать на видеокамеру. Если студент не согласен, то подымается запись и решают, на сколько объективен был преподаватель.

        Тесты скорее используют для экономии времени и средств.


        1. BelBES
          15.05.2016 13:06

          По крайней мере в России есть возможность подать апеляцию по результатам экзамена(любого), и в случае устного экзамена сдавать его другой комиссии.


      1. Stroy71
        15.05.2016 14:34

        Имхо, чтобы принимать устный экзамен, сам экзаменатор должен иметь довольно таки высокий уровень образования.
        А нынешний преподавательский состав отнюдь не блещет(или блещет, но далеко не везде).
        Т.е. проверка тестов по трафарету требует от экзаменатора гораздо меньших знаний, чем устный экзамен


        1. AndreyHenneberg
          16.05.2016 14:57

          Если проверка по трафарету, то её можно свалить на компьютер. Как и сам приём ответов и выбор вопросов.


          1. Stroy71
            17.05.2016 11:04

            К этому всё и идет.


            1. AndreyHenneberg
              17.05.2016 11:16

              Как-то медленно идёт, к сожалению, хотя этот способ позволяет сочетать идею ЕГЭ с экзаменами по программе принимающего ВУЗа: выпускной экзамен сам по себе, а вступительный можно спокойно сдавать там, же где и выпускной, только в конкретный аппарат будет заряжаться другая программа. Или к другому сервису будет цепляться. Технически уже всё можно делать, причём, недорого.


  1. 0x131315
    15.05.2016 06:21
    +2

    >но по-настоящему сложно будет бороться со списыванием, когда в народ пойдут беспроводные нейроинтерфейсы и биоимплантаты.
    Когда в народ пойдет нейроинтерфейс и импланты мозга — смысла учиться уже не будет: все необходимое знание и опыт доступно почти мгновенно, только поставь галочки, профессионалом в каких именно специальностях ты хочешь стать через 10 секунд.

    Да, мозг все-еще нужно будет тренировать, но он это будет делать уже сам, просто наблюдая за тем, как носитель выполняет работу. 3-4 года — и можно удалять имплант: мозг усвоил всё необходимое, и стал автономен. Но конечно никто имплант удалять не будет — он слишком удобен, и предоставляет множество других сервисов, помимо мгновенного обучения.


    1. superhimik
      15.05.2016 06:40
      +1

      Знания — да, но не опыт. :-)


      1. MooNDeaR
        15.05.2016 06:44
        +1

        Но кто мешает загружать в мозг и опыт? Опытный врач просто отгрузит из памяти чуть-чуть знаний о встречающихся медицинских случаях и будет продавать опыт за деньги :)


        1. superhimik
          15.05.2016 06:56
          +2

          Опыт — это в том числе знать как действовать в нестандартной ситуации, часто — по интуиции. А поскольку всех нестандартных ситуаций не опишешь, то опыт не загрузишь. Как можно загрузить опыт уверенно держать скальпель?


          1. Akronix
            15.05.2016 07:26
            +1

            Со знаниями ты приходишь на работу, опыт приходит со временем, т.к. там тебе осветят все нюансы, не вижу ничего сложного


          1. EmmGold
            15.05.2016 07:37
            +3

            Опыт — информация. Набор причинно-следственных связей, не более. Загрузить так же как и любую другую информацию. По некоторым теориям опыт основан на памяти. Если будет память, мозг увидит соответствия и отразит их на текущие события. Своя это память или чужая разницы нет.

            По поводу скальпеля. Это как спортсмен, пролежавший пол года в больнице, удивляется, что не может поднять гирю ведь он точно помнит, что он это делал. Адаптируется.


            1. superhimik
              15.05.2016 07:51
              +1

              Вы бы хотели оперироваться у хирурга, обученного таким способом? :-)


              1. EmmGold
                15.05.2016 09:54

                Если он адаптировался к полученным знаниям, то вполне.

                «Мышечная память» может немного не соответствовать, т.к. у всех разные мышцы, разная длина рук, ног, пальцев. Разное цветовосприятие. Это как 10 лет не ездить на велосипеде, а потом за полчаса «вспомнить всё». Если физ подготовка позволяет, то особых отличий от постоянно практикующего велосипедиста не будет.


                1. superhimik
                  15.05.2016 10:08
                  +1

                  Что значит «адаптировался к полученным знаниям»? Вы на себе готовы эту адаптацию проверить?


                  1. Fedcomp
                    15.05.2016 10:42

                    Нет конечно, надо самостоятельно спонсировать обучение врача 10 лет, и только тогда можно будет у него лечиться.


              1. 0x131315
                15.05.2016 19:35

                Не вижу проблем. Главное, что такой хирург точно знает, что делает, так что не ошибется.
                А натренироваться он сможет на более простых случаях — сделать надрез не такая великая наука, особенно когда точно знаешь где и на сколько. Большинство травм легкие, сложные операции редки, так что мышечная память наработается быстро.
                К тому же, как и сказали, вполне возможно, что к тому времени хирург вообще не будет прикасаться к пациенту, а лишь будет программировать хирургического робота, который ошибок не допустит точно: роботу можно перед операцией прогнать симуляцию, и убедиться, что ошибок в программе нет, а уж повторяемость у роботов идеальная — если симуляция прошла успешно, значит и операция пройдет успешно.


                1. superhimik
                  16.05.2016 03:51

                  Вы вообще в курсе, что у животных, в том числе человека, очень высока вариабельность расположения сосудов, нервов и прочих важных, но мелких вещей?


                  1. 0x131315
                    17.05.2016 21:45

                    И?
                    Ты про повторяемость операций? Так сканеры никто не отменял — прогнал симуляцию на скане, убедился, что ничего лишнего не отрезано, прогнал физический тест (подтверждение работоспособности всей механики и проверка калибровки), и можно класть пациента под нож: робот уже имеет программу действий, ему достаточно только найти место на теле пациента, используя сканер в режиме реального времени и системы оптического распознавания, привязаться к нему, и выполнить программу, при этом пациент может быть в сознании, шевелиться — у робота достаточно точности и быстродействия, чтобы компенсировать любые помехи.

                    Сейчас даже станки ЧПУ умные пошли — им достаточно модели заготовки и модели готовой детали, чтобы самим рассчитать всю программу, когда и какой резец применять, как именно его сориентировать, они даже во время работы учитывают реальное состояние инструментов и положение детали, и автоматически корректируют программу, чтобы даже с коротким резцом сделать то, что требуется — там целая куча сенсоров и проверок.

                    Так что создание подобных медицинских роботов — это вопрос времени.
                    Вполне вероятно что и врач будет не нужен — уже сейчас есть медицинские экспертные системы, робот сам будет обучаться диагностике, и обмениваться опытом с другими роботами и сетевыми банками данных. Любая новая, только что открытая, методика мгновенно станет известна всем и тут же начнет применяться во всех клиниках.
                    Живой хирург максимум что будет налаживать это все железо, настраивать, программировать (если оно вдруг не умное), пациентов резать руками ему не нужно, да и скорее всего просто запретят ручные операции, во избежание рисков.


            1. Cr558
              15.05.2016 11:29

              Вы были бы правы будь у всех людей одинаковые по размеру конечности, сила мышц и скорость реакции. Но опыт от человека отличного от Вас закончится плачевно, когда исходя из информации Ваша рука поведет скальпель быстрее и надавит сильнее. Когда опыт имеет место к определеной гибкости кисти и длине пальцев и т.п. Все равно нкжно будет пройти коррекционное обучение, без него это информация как пользоваться ЧУЖИМ телом.


              1. Darth_Biomech
                15.05.2016 16:45

                Никто же не говорит что врача через пять минут после загрузки нужного пакета знаний запихнут в операционную. Разница между «обучайся в институте 10-15 лет, а потом ещё лет 15 практикуй, чтобы стать реально хорошим хирургом» и «потрать полчаса на загрузку нужных навыков и потом ещё несколько месяцев на то чтобы адаптироваться к ним» все равно колоссальная.


            1. Bioman85
              15.05.2016 19:42
              +1

              Замечательно, а теперь вопрос, какое кол-во информации вы можете проанализировать за один раз? Проблема опыта не только том, что это информация, а в том, что реальное кол-во информации будет настолько огромным, что уйдет много времени, чтобы его проанализировать и сгруппировать в систему.Опять же, мышечная память так не передается.Впихнуть в голову то с био можно много, но толку от этого, как от козла молока.Восприятие и сознание влияет на то, как проходит анализ, а без этого это будет просто большая каша в голове, с которой сможет разобраться только прямой носитель.И видится мне, системы, для прямого построения данных в группах по подтипу сознания появятся намного позже, чем био импланты.И что толку от знаний, которыми пользоваться не можешь?
              Сейчас таких спецов много, на бумаге знают все, а на деле…


              1. EmmGold
                16.05.2016 15:57

                Я уверен, что если загрузить всю память с одного человека в другого человека, предварительно очистив последнего. То во втором человеке будет личность первого, со всем жизненным опытом, мышечной памятью, сознанием и т.п.

                Загружать можно не полностью, а только то, что нужно.


                1. Bioman85
                  16.05.2016 18:50

                  Ничего не будет в этом случае.Это вам не программный код на одной архитектуре.В итоге будет каша.Если по простому, информацию можно обозначить одной структурой, но то, как идет ее обработка и восприятие не зависит от самой информации.И тут очень большое кол-во вариантов.Сложности анализа этих систем во много раз сложнее обычной передачи информации.И в этом проблема.Передать и понять — это разные вещи.Совсем разные.


                  1. 0x131315
                    17.05.2016 22:48
                    +1

                    Для этого нужны абстракции. (Я сейчас говорю только про прямую загрузку в мозг, без нейроинтерфейсов и имплантов — с ними все это значительно легче)

                    Мы читаем книгу, и запоминаем написанное — это загрузка информации. Обычный человек сейчас может за сутки загрузить и запомнить 400 страниц информации, с техниками скорочтения — несколько тысяч. Загрузка всегда быстрая, даже сейчас.
                    Мы осмысливаем запомненное, прикидываем на себя, проверяем это на практике, и что-то отбрасываем, что-то подтверждаем, что-то улучшаем — это вычисление опыта. Процесс долгий, медленный и тяжелый, иногда требующий десятилетий чтобы понять простую и давно известную (давно загруженную в память) мысль.

                    При этом обьем опыта всегда меньше обьема знаний: в учебнике одна тема занимает десятки страниц, но когда мы ее поняли, она становится настолько простой, что и смысла в этих десятках страниц не было. Но самое смешное — мы не можем обьяснить понятое тому, кто еще не понял, и точно также вынуждены расписывать десятки страниц, чтобы и он наконец-то понял нашу мысль.
                    Если загрузить опыт напрямую — эффективность связи резко возрастет: вместо ажурных словестных конструкций достаточно передать только суть, смысл.

                    Да, опыт, в той форме, в которой он находится в мозге — индивидуален. Именно здесь кроется проблема непонимания: опыт (суть) всегда один и тот же, но у каждого грубо говоря своя архитектура, и для того, чтобы другой человек понял твой опыт, ты должен скомпилировать его под архитектуру другого человека, только тогда он начнет понимать, о чем конкретно ты говоришь.

                    Но эта архитектура отнюдь не аппаратная, а виртуальная — грубо говоря у каждого в голове свой словарь, который формируется за их жизнь из их опыта, при этом вместо слов/обьектов там записаны только их описания, причем эти описания собраны из других статей словаря, грубо говоря каждая статья словаря — это ссылки на другие статьи в том же словаре. Такой вот идеально семантический веб 2,0.

                    У каждого в голове часть статей — общие, и привязаны к реальному миру: заученные слова, цвета, звуки, формы обьектов, и их свойства. Например каждый знает, что такое лампочка, и вместо ее описания достаточно назвать лишь слово, известное каждому.

                    Именно через такие общие статьи и происходит все наше общение с внешним миром. Любая информация, которая не описана в терминах общих статей — для нас бессмысленна.
                    Конкретно, для общения двух людей достаточно, чтобы оба использовали только те слова, что оба они знают. Все остальные слова — шум, для одного или другого. И поэтому любое непонятное слово мы просим обьяснить — описать другими известными словами.

                    Проблема в том, что даже одинаковые слова у каждого описываются по разному, грубо говоря содержат разное количество ссылок на разные статьи и слова.
                    Для кого-то лампочка — это та круглая штука, что висит на люстре, а для кого-то — это та маленькая штука, что стоит в фонарике. Общего у этих лампочек только то, что они светятся, горячие и бьются. Так что, хотя слово общее и известно обоим, когда один скажет «лампочка», имея ввиду ту, что в фонарике, другой подумает, что имели ввиду ту, что на люстре, и общение не состоится — информация искажена.

                    Но все эти структуры — информационные. Это значит, что от них можно абстрагироваться сколь угодно далеко, и в конце концов подобрать такую форму, что она будет универсальной для всех.

                    Таким образом, имея на руках несколько таких словарей из мозга нескольких людей, можно извлечь их опыт, и выделить его из словарей, обобщить, сделать универсальным. Чем больше словарей обработаем — тем более универсальной будет форма.
                    В конце концов мы получим такую структуру: одна общая статья, которая описана несколькими параллельными ветками, каждая из которых основана на своем словаре.

                    Сам опыт здесь — только одна статья, общая для всех. Всё остальное — просто описания, которые совсем не обязательны, но необходимы для того, чтобы опыт был усвоен, понят.

                    И тут возможны три сценария:

                    В первом мы к опыту прикладываем все словари, в которых он описывается. Для миллиарда людей — миллиард словарей. Именно поэтому так опыт передавать нерационально.
                    Но фишка в том, что большая часть словарей одинакова, и чем профессиональнее человек, тем больше одинаковых статей, тем более стандартизировано описание опыта. Так что словари легко обобщаются, и чем больше словарей в наличии — тем больше таких совпадений мы найдем, и сильнее обобщим, пока наконец не придем к одному/нескольким общим словарям, которые и достаточно прикладывать к опыту.
                    Вторая фишка — нам не нужно сохранять словари полностью, их можно сильно порезать, удалив все лишнее или незначительное, важно лишь сохранить самое главное.
                    Третья фишка — мы можем редактировать и словарь, и любую статью, как на флешке, так и в мозгу, добавляя/убирая ссылки/статьи.

                    Во втором мы просто обьясняем человеку опыт — сканируем его словарь в поисках подходящих статей, и проставляем на них ссылки, а если статей не хватает — создаем, дообучаем человека.
                    В этом случае для передачи опыта нужен сам опыт и все его дерево зависимостей, до базовых общих вещей. Это значительно проще (и меньше), чем работать с массивом словарей, обобщать их, хранить.
                    В этом случае опыт вообще оторван от носителя, и описывается в общепринятых терминах — прям как в обычной книге. По сути это и есть такая книга, где записана главная концепция, и расписаны все ее зависимости.
                    Например та же лампочка описана как конструкция из колбы, спиралей, держателей, цоколя и проводов, при этом приложены их свойства и технологии производства, например спираль греется током — прикладываем закон ома, но он описывает ток в терминах электронов и тепла — прикладываем описание электронов и температуры, и т.д.
                    Таким образом каждый опыт получается замкнутым, самостоятельной независимой единицей, пакетом информации.
                    Выделять такой опыт мы можем как напрямую из наших источников знаний — просто обработав книги и построив для каждого обьекта/идеи такое законченное дерево зависимостей.
                    Либо можем выделить такой опыт из мозга, обработав его словарь, переведя его в общепринятые термины, и дополнив все это недостающими зависимостями.
                    Обрати внимание — в этом случае по книгам получаются более полные деревья зависимостей, но зато то, что в книгах не описано и постигается только на практике, можно достать только из мозга, а за одно дополнено информацией из книг, что сделает опыт ценнее.

                    В третьем мы создаем автоматическую обучающую машину, которая все вышеперечисленное делает сама, за нас. В таком случае нам обо всех этих деревьях и словарях вообще думать не нужно — машина возьмет дамп мозга и наштампует пакетов опыта по каждой теме в универсальном формате, а при загрузке снимет дамп мозга, наложит выбранные пакеты, выделит несовпадения, и просто загрузит их в мозг, проставив ссылки на уже там имеющиеся статьи, либо прошивая недостающие — последнее подразумевает принудительное обучение: если ты хочешь понимать, что такое радиация — ты обязан знать, что такое атомный распад и свет, и тебя этому научат, внедрив недостающую информацию в мозг, иначе ты просто не поймешь про радиацию.

                    Также есть три любопытных детали:
                    1 — емкость мозга ограничена, и чем обширнее опыт, чем сложнее специализация — тем меньше таких пакетов можно загрузить. Так что как и сейчас, знать что-то на уровне профессионала или же на уровне любителя — разные вещи: обьем пакета профессионала намного больше, и позволить себе забивать им свой мозг могут не все, придется тщательно выбирать набор своих знаний, подстраиваясь под свою жизнь: кому-то нужно оперировать, кому-то достаточно знать, как повязку наложить.
                    2 — все это уже на начальных этапах — идеально семантично, т.е. пригодно для машинной обработки и анализа. Это значит что любой утекший в се


                    1. Bioman85
                      18.05.2016 19:39

                      Прочитав быстро 400 страниц, запомнишь далеко не все.А брать в расчет несколько человек, которые запомнят все, едва ли есть смысл, ибо это исключение, а не правило.Читая слишком быстро, выпускаешь порядочную часть информации, необходимой для анализа.По сути эта информация нужна не для передачи самих системных данных, а для включения работы мозга и проведения анализа и построения данных в систему.Но что есть данные, что есть опыт?
                      Если взять компьютерные технологии и терминологию, есть унифицированные системы файловых систем и за их счет обеспечивается фундаментальная совместимость между разными типами данных.Проблема заключается в том, что мозге нет унифицированных систем, типичный мозг и система анализа разных людей разная — и работает по разному.В базовом виде принцип работы нейросетей схожи, но сам принцип формирования и анализа данных у всех субъектов различен.Говоря в информационной терминологии данное явление можно сравнить с криптосистемой, которая шифрует данные в зависимости от системы субъекта.Иначе говоря, голая информация в чистом виде, хоть в сути, хоть с примерами будет просто кашей в голове, которую разные субъекты просто не смогут проанализировать. Если подумать, многие из вас в обычной жизни сталкивались с этим, например, когда учились, некоторые сложные темы вы читаете много и долго, но времени на анализ и понимание этого уходит в разы больше, чем на просто на прочтение.А после объясняете тему кому-то еще, но уже своими словами.Но в свою очередь система анализа обучаемого уже перестраивает данные под себя, чтобы данный субъект это мог понять.
                      Насчет виртуальной архитектуры — это не совсем так.Видите ли, все дело в том, что на систему анализа влияет много факторов, в том числе генетические.На сбор и анализ такого объема данных нужно очень много времени.Тем более это сложно проанализировать в принципе, современные медицинские устройства самые примитивные действия только могут фиксировать, а размер нейросетей, как вы и сами понимаете, совсем не маленький.
                      К сожалению сейчас нет времени отвечать но все, но в одном все же вы немного заблуждаетесь.
                      Передавать суть — это отличная идея.Но ведь для анализа и понимания нужны 2 элемента — субъект и суть субъекта.Именно на комплексной связи получается полная картина.Например, если вы получили суть, но не знаете где-она используется — какой от нее толк? Ведь понимание получается при сравнительном анализе чего-то с чем-то, а при понимании сути мы получаем так называемое *чем-то*, но что-то для сравнения для нас остается неизвестным.
                      Плюсом к этому, все же надо учитывать тот факт, что мозг и так в пассивном режиме воспринимает много информации и его возможности к обработки не безграничны.Ускорять это можно, но гарантии в нормальном восприятии уже давать нельзя.Опять же, думаю многие из вас по молодости что-то учили быстро и сами знаете разницу, когда времени нет и когда время есть.Ну так вот — мозгу в любом случае требуется время, чтобы все разложить в том порядке, каком нужно для системы, и даже если в него пытаться завалить в разы больше информации, быстрее он работать не начнет.


          1. arheops
            15.05.2016 08:18
            +1

            Это пока мало информации так. А на деле, когда у вас будет выбор зайти со сложным случаем к доктору с имплантантом, который найдет наиболее подходящий диагноз из миллиарда историй болезни и 10 миллионнов похожих случаев, или к традиционному опытному доктору с записью в 2 месяца, вы выберете первый вариант или умрете.


            1. superhimik
              15.05.2016 08:24

              Давайте не путать диагностику и хирургическое лечение.


              1. arheops
                15.05.2016 08:35
                +1

                Как только закончат диагноста, робота хирурга сделают очень быстро. Полностью робота хирурга, без контроля человека и с реакцией на нештатные ситуации. 100 тысяч операций не каждый хирург сделает, а такой робот наберет миллионы операций для обучения в первые два года.


                1. superhimik
                  15.05.2016 08:41

                  Ждём-с.


        1. Sol_Vento
          15.05.2016 09:51

          Не удивлюсь, если именно студенты, чтобы не учиться, изобретут загрузку знаний напрямую в мозг, как в «Матрице». :)


        1. Stroy71
          17.05.2016 17:37

          Опыт это еще и мышечная память, наработанные рефлексы.


      1. 0x131315
        15.05.2016 06:49

        И опыт тоже, т.к. он тоже в мозге, и по сути — результат анализа информации. Так что ничто не мешает взять уже проанализированную информацию, чужой опыт, и внедрить новичку — в результате уровень профессионализма будет расти бесконечно, со смертью мастера его опыт утрачен не будет, а будет дополнен опытом другого носителя.
        Но не мышечную память конечно — но это уже скорее область физподготовки, и не особо важно.


        1. superhimik
          15.05.2016 06:56

          :-)))
          Как протекает анализ этой информации, ещё толком никто не знает.


        1. arheops
          15.05.2016 08:27

          А мышечная память не нужна будет. Будет все делать робот. Заодно он будет ошибки исключать и пролазить через отверстие в пару миллиметров туда, куда хирургу не добраться


          1. EmmGold
            15.05.2016 09:57

            не думаю, что мышечная память отличается от какой-нибудь другой. Это как набор ассоциаций — слышишь «хабра», додумываешь «хабр». Ощутил пимпочку под указательным пальцем правой руки, рука сама встала на «олдж» и можно набирать текст. Если длина пальцев у донора памяти/опыта совпадает с длиной пальцев реципиента, то проблем не будет вообще.


            1. maxpsyhos
              15.05.2016 10:33
              +2

              Отличается он тем, что
              1 — не вся расположена в головном мозге
              2 — заточена под кривизну рук и силу мышц того, кто её нарабатывал.


              1. EmmGold
                15.05.2016 17:42

                Про кривизну рук, силу мышц и длину пальцев чуть выше обсуждаем. Загружаем в новоиспечённого данные, потом он пару месяцев, ну с полгода, адаптирует их к кривости своих рук. Это гораздо меньше, чем обучать человека пол жизни, и не факт, что он при этом что-то будет уметь.


                1. 0x131315
                  15.05.2016 19:27

                  Обучение извне — суть повторение раз за разом, в течении многих лет, пока внутри не выработается нужная программа.
                  Обучение изнутри — мгновенная загрузка такой программы, вырабатывать несколько лет ее не надо.
                  Но это что касается знаний и опыта.

                  Мышечная память — это периферийные нейросети.
                  Во первых к ним нет и не ожидается такого удобного интерфейса, как к головному мозгу, так что снятие дампов и загрузка там выглядит как минимум проблематично
                  Во вторых они подстраиваются к конкретному телу — со всеми его особенностями: насколько велика масса мышц, насколько они чувствительны, каков состав крови, состояние нервной сети, каналов связи, задержки, ослабление сигналов. Равновесие настолько тонкое, что в случае небольших травм, нарушении состава крови, или даже просто недостаточно активном использовании мышц юстировка системы теряется, и человеку приходится осваивать все заново.

                  Но мышечная память — очень специфична, и нужна лишь в экзотических специальностях, вроде снайпера, атлета, танцора. Там, где много тонких рассчитанных движение тела.
                  Обычно человеку достаточно просто понимать, что делать — в этом и заключается обучение, дать осознанность действиям, позволить свою работу выполнять не по инструкции, а по уму, позволить отличать исключительные ситуации от штатных, и уметь решать исключительные ситуации, действовать гибко, по ситуации, но правильно, обдуманно, со смыслом.


                  1. superhimik
                    16.05.2016 03:53

                    простите за странный вопрос: вы роды принимали?


                    1. Meklon
                      16.05.2016 09:12

                      Я принимал. Ассистировал. А что там?


                      1. superhimik
                        16.05.2016 09:17
                        +1

                        так я не у вас спрашиваю :-)


                  1. GadPetrovich
                    17.05.2016 15:12

                    А что мешает корректировать данные под криворукость перед их загрузкой в человека? Тогда этап адаптации сократится с нескольких месяцев до недель или даже дней.


                    1. 0x131315
                      17.05.2016 23:41

                      Ты про мышечную память? Подгонять под конкретную криворукость? Да, ты прав — ничто не мешает, вот результат анализа этой идеи:

                      Мышечная память — это информация о том, как преобразовать конкретный запрос в движения, с учетом всех особенностей конкретного тела.

                      Например даже у станка есть мышечная память — в него заложены коэффициенты ПИД, подобранные конкретно под его конструкцию, под массу и инерцию головки, трение в механизмах.
                      Некоторые станки даже умеют сами подстраивать эти коэффициенты — а это уже считай обучение, приспособление к особенностям конкретного механизма.
                      Тело делает то же самое — сначала контролирует движения мысленно, потом со временем нарабатывается мышечная память, и тело уже знает, какие сигналы посылать мышцам для выполнения необходимого движения, может дозировать силу и предсказывать результат — мысленного контроля нужно все меньше и меньше, пока однажды он вообще не исчезнет, и тело начнет выполнять сложные операции не глядя и на задумываясь, автоматически. К этому результату и стремятся все, кто работает с телом.

                      Можно сравнить и обобщить особенности множества тел, и выделить общие признаки, что позволит загрузить хоть что-то осмысленное, и в конечном итоге немного ускорит обучение.

                      Но все-равно есть одна проблема: мышечная память — это по большей части периферийные сети, они разбросаны по телу, к ним сложно получить доступ.
                      Хотя одна технология просматривается — на такие сети электродов не напасешься, но там всегда полно ионов, так что можно проецировать потенциалы удаленно, что фактически заменяет электроды.

                      И просматривается технология быстрой наработки мышечной памяти: если задача лишь подогнать результат воздействия к заданному, то участие человека тут вообще не требуется, машина может сама тренировать периферийные сети, в ускоренном режиме, быстро обучая эти сети — так вместо месяцев практики это может превратиться в несколько сеансов сна в обучающей машине.

                      Хотя, если мы можем перезаписывать информацию в сетях — даже тренировка не нужна: достаточно получить эталоны движений, однократно протестировать тело, выяснив особенности, вычислить коррекции к эталонам, и прошить все это в сеть напрямую. А это уже почти мгновенное обучение: тест тела занимает несколько минут, еще несколько минут — запись.
                      Зашел в кабинку, нажал кнопку — через 10 минут вышел полноценным хирургом с 20 летней практикой. Удобно :)


      1. DrBanana
        16.05.2016 09:52

        Ну так же картина будет, что и сейчас — знания есть у многих, а на работу берут только с опытом в несколько лет


    1. herr_kaizer
      15.05.2016 12:59

      Создание нейроинтерфейсов вовсе не предполагает умение управлять человеческой памятью.


  1. vconst
    15.05.2016 08:41
    +1

    Никогда этого не понимал. Если на экзамене тебе нужно списывать, значит учился ты зря, время и деньги были потрачены впустую


    1. Hayate
      15.05.2016 09:17

      Ну конкретно в статье описывается случай когда хотят просто влезть в профессию и потом грести бабло.
      А в нашей стране это результат маркетинга специальностей в вузах. Все хотят машину, хорошо одеться, айфон и диплом вон того вуза. Ещё столько же получает диплом следуя карго-культу. Им не образование нужно, а строчка в резюме. Ну и остаётся малая часть, которая правда учится.


      1. superhimik
        15.05.2016 09:31

        Так поступление ещё не гарантирует, что доучишься, не?


        1. Hayate
          15.05.2016 09:37

          Так это когда ещё будет. От сессии до сессии студенту всё норм.


          1. superhimik
            15.05.2016 09:43

            Ну так придёт сессия и всё расставит на свои места. Рано, или поздно.


            1. Hayate
              15.05.2016 09:47

              Ну, это ещё когда будет. Да и будет ли. А папа с мамой уже на днях пороть будут, если не сдаст экзамены. А там видно будет. Сессия? Да не страшнее экзаменов.
              А потом такие вот салфетки, или даже простыни, забывают в брюшных полостях.


    1. EmmGold
      15.05.2016 09:58

      А как же корочки и «престижность» менеджера среднего звена…


  1. zagayevskiy
    15.05.2016 09:41

    Меня это умиляет. Часы — умные, а студенты — всего-лишь сообразительные. Почему, интересно, смартфон не называют умнофоном?


    1. EmmGold
      15.05.2016 10:00

      уфоном ;)


    1. Basil_BF
      15.05.2016 11:06
      -1

      вообще смартфон умнофоном с самого начала называют просто по забугорному, смартклокс в России слишком ухо режет…


      1. zagayevskiy
        15.05.2016 13:57

        Смарт-часы. Просто меня реально вымораживают эти названия — умный дом, умные часы. Какие ж они умные? Умный человек, который их придумал. А они — смарт.


      1. aratak
        15.05.2016 14:16
        +1

        Смартвотч, скорее. Если это не Смарт-Биг-Бен.


    1. gladilindv
      15.05.2016 13:48
      -1

      Потому что Apple уж всех опередила


  1. Romiro_Orimor
    15.05.2016 09:41
    +1

    Invisible Watch напомнили статью «Делаем приватный монитор из старого LCD монитора» geektimes.ru/post/257030


    1. MartinX
      15.05.2016 12:56
      +3

      По факту те же игры с поляризацией.


      1. Romiro_Orimor
        15.05.2016 20:26

        На это намёк, никакой уникальности…
        Показывали бы они время или любую другую информацию свойственную часам, а в очках уже другую… стеганография.
        «Раскурочив» экран простых смарт часов можно такое повторить, e-ink экран пролетает.
        Я всё же думаю проверяющие на экзаменах следят за последними новинками на этом поле и такие часы выделяются на фоне других больше, чем популярная модель с модифицированным экраном. А вообще: смарт часы, как и телефоны вроде сдаются перед экзаменом/тестом.


        1. MartinX
          15.05.2016 20:36

          > Показывали бы они время или любую другую информацию свойственную часам, а в очках уже другую… стеганография.
          Для этого надо делать еще один слой из ЖК кристаллов и решать проблему с возможной поляризацией «невидимого» слоя.

          > «Раскурочив» экран простых смарт часов можно такое повторить, e-ink экран пролетает.
          Да, можно, но какие-нить Apple Watch жалко курочить, да и рассчет продукта идет именно «под ключ».

          Все зависит от места. У нас в университете доходило до открытого использования ноутбука на экзамене, уж про бумажки и телефоны я молчу. Преподы тоже не дураки, но зачастую даже строгие бывает закрывают глаза на списывание.


          1. Romiro_Orimor
            15.05.2016 20:52

            >Для этого надо делать еще один слой из ЖК кристаллов и решать проблему с возможной поляризацией «невидимого» слоя.
            Можно и обратиться за примером к цветовому тесту Люшера, а в очках обычный цветовой-фильтр.
            Тут парю сделали очки с коррекцией цвета: https://youtu.be/WCcxwieuDH0

            >Да, можно, но какие-нить Apple Watch жалко курочить, да и расчет продукта идет именно «под ключ».
            Сделав бы реплику брендовых — по судам бренды затаскают и по этому пришлось курочить брендовые часы, чтоб не бросаться в глаза.


          1. QWhisper
            15.05.2016 22:23

            А зачем слой? оставляем полоску поляризатора посредине и норм, по краям текст по центру время.


            1. Romiro_Orimor
              16.05.2016 06:20

              Хорошая идея.
              Или полоску поляризатора сверху пустить в 2/5 высоты экрана, а внизу уже текст, чтоб удобнее читать.
              Останется найти поляризатор на очки(на две лизны не натянуть остаток плёнки)


  1. r3l0c
    15.05.2016 09:41

    Позабавило последнее предложение. Когда появятся импланты и прочие няшности-я думаю экзамены будут не нужны.


    1. superhimik
      15.05.2016 09:44

      Будут сдавать экзамены на право имплантации.


  1. AVKinc
    15.05.2016 09:44
    +1

    Чет уж больно дофига они отдали за очки с камерой и передатчиком.


    1. rPman
      15.05.2016 12:37

      размеры и сборка того стоит.
      вы можете сделать дешевле?


      1. Arezus
        16.05.2016 09:25

        Думаю, что тут упор на другое, мне сразу показалось, что никто там ничего не делал, а просто купили на ибее и перепродали, первый запрос по словам "camera glasses" дает ну очень похожий товар, и стоит он 16 уе, а не 25 к$.


  1. wOvAN
    15.05.2016 11:44
    +1

    Экзамены это какое то недоразумение когда нужно впихнуть невпихуемое количество информации в единицу времени, по мне так достаточно было бы формирования оценки по итогам работы на занятиях.


    1. superhimik
      15.05.2016 11:58

      в принципе, так в нормальных вузах и делают. итоговая оценка=баллы за работу в семестре*0,75+баллы за экзамен*0,25. Правда, в статье идёт речь о вступительных экзаменах, так что такая фишка не прокатит.


    1. maxzhurkin
      15.05.2016 23:20
      +1

      А по каким занятиям оценивать при поступлении?


  1. Neuromantix
    15.05.2016 12:07

    Я всегда было настолько лень писать шпаргалки, и выкручиваться со всякими хитростями, что я просто учился в течении семестра. Т.к. время позволяет, скорость передачи и обработки знаний можно сделать очень малой, и вычислительной мощности мозга вполне хватает для их переработки.


    1. Arezus
      16.05.2016 09:28

      А я всегда писал шпоры на весь конспект, даже если не учил какую-либо тему и не списывал ее, то все равно пока шпоры катал что-то да запомнил, всяко легче. Но у нас в универе, в основном, преподы разрешали пользоваться конспектами, но только если они были твоими личными, тк "все запомнить нереально, но нужно уметь пользоваться справочной литературой"


  1. KSA_GT
    15.05.2016 14:33

    Для самых умных

    УК РФ, Статья 138.1. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

    Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных «технических средств», предназначенных для негласного получения информации, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


    1. KivApple
      15.05.2016 18:57

      Это касается только очков с видеосъёмкой. Поляризационные очки, умные часы и т. д. — полностью законны. К тому же это статья УК РФ, а очки были применены не в России. Далеко не во всех странах есть такая статья.


  1. Mixim333
    15.05.2016 16:47
    -1

    В студенческие годы более-менее своих мозгов и понимания того, «что это нужно прежде всего мне» хватало для сдачи экзаменов, а вот в школьные годы…

    До сей поры помню как в 5-6 классе вызлили учителя Географии и она решила устроить нам контрольную по всем темам, изученным за год — запомнить это все было очень трудно, поэтому я взял стикеры, записал на них ключевые слова, фразы и приклеил на стул, извините, между ног — учитель отвернулся, развел ноги, прочел ключевое слово по теме, в голове всплыла вся тема и написал ответ, учитель повернулся — свел ноги… В итоге, я и рядом сидящая одноклассница сдали контрольную на 4-5, все остальные на 2-4…


  1. asdfghjk12
    15.05.2016 18:02

    Сейчас наоборот нужно поощрять тех, кто знает и умеет найти информацию. Потому что в современном мире информации ТАК много, что запомнить всё невозможно. Поэтому отличники, зазубривавшие билеты и учебники, имеют меньше шансов на успех во взрослой жизни, чем середнячки, умеющие быстро и точно искать ответы и пользоваться современными гаджетами… А уж запрет на пользование микрокалькулятором вообще выглядит дико… Уже давно никто не считает на счётах и не делит столбиком… Или это к ядерной войне готовят, и к выживанию в пещерах?


    1. KivApple
      15.05.2016 18:37
      +1

      Полностью согласен, но некоторые варианты списывания подразумевают использование третьих лиц, которые будут решать задачу за испытуемого (за деньги или по большой дружбе). В этом случае возникает вопрос — зачем нужен испытуемый и не лучше ли взять вместо него этих самых третьих лиц. Что касается различных справочников и калькуляторов (частный случай — гугл) — считаю, что вот этим как раз нужно разрешать пользоваться неограниченно.


  1. Vampireos
    15.05.2016 18:48

    Проще было эти ощутимые деньги предложить преподу) или на лектора на дому, дабы подтянул^ ^


  1. leader72
    15.05.2016 19:42

    А по поводу записи знаний прямо в мозг — есть замечательная повесть Айзека Азимова «Профессия», написанная в далеком 1957 году. Почитайте, кто не читал, на досуге — очень поучительно!


  1. temazosin
    16.05.2016 09:47
    +1

    Последний девайс из новости легко реализуем. Года три назад на хабре была статья про создания такой штуки из жк-монитора. Отделяем слой и монитор не передает картинку. Этот материал в очки.