С 11 по 13 мая в «Экспоцентре» проходил Х Международный навигационный форум. В одном из павильонов действовали две гоночные трассы для дрон-рейсинга, организованного НП «ГЛОНАСС» в партнёрстве с Yota. Здесь состязались друг с другом пилоты мультикоптеров, проводя свои аппараты через серию препятствий: кольца, трамплины, ворота, мосты и тоннели.

Любители и профессионалы соревновались отдельно друг от друга. Новички могли попытать счастья на трассе в течение трёх дней форума, по результатам каждого дня победитель награждался ценным призом — квадрокоптером. Профессиональные пилоты сразились за звание лучшего 12 мая. Заявки на участие в гонке подали 32 спортсмена, после проведения квалификационных туров в финал вышли 17 человек. Одним из условий гонки профессионалов было использование для управления дронами шлемов виртуальной реальности.



Мы поговорили с победителем соревнования Владимиром Мещеряковым о гоночных дронах, его впечатлениях от соревнований и о том, чем живёт сегодня мир профессионального дрон-рейсинга.



Он впервые попробовал пилотировать дрон всего лишь год назад, а сейчас в его активе уже есть бронзовая медаль на чемпионате мира в Дубае — World Drone Prix 2016.

Финал WDP 2016, запись с камеры дрона Владимира:


Что такое гоночный дрон


«Большинство пилотов-профессионалов летают на самостоятельно собранных коптерах, изготовление хорошей гоночной модели обходится в среднем в $200-$300», — говорит Владимир.

Сегодня благодаря активному развитию как самих дронов, так и этого вида спорта, появляются хорошие серийные модели, и многие спортсмены уже используют их на гонках. Для этого их не требуется тюнинговать: они способны на равных тягаться с «самодельными» дронами. Одни из лучших профессиональных дронов производит компания Team Black Sheep (TBS), самая популярная модель — Vendetta. Также очень широко используется дрон Vortex PRO от компании Immersion. Владимир обычно летает на дроне собственной сборки, но у него есть и Vendetta (на фото справа).


Фото из личного архива Владимира

Чем же отличается «гоночный» дрон от «обычного»? Гоночный максимально облегчен. Он не имеет никаких лишних элементов: GPS-датчиков, систем безопасности и каких-то приятных дополнений. Отсутствует также функция автоматического возвращения на базу при потере связи с оператором. От гоночного дрона требуется только максимальная скорость и маневренность, моторы устанавливаются помощнее. Но за мощность приходится расплачиваться — время полёта гоночных дронов очень невелико и в среднем составляет 3-5 минут.

В профессиональных гонках существует ограничение по размеру дронов: расстояние между роторами диаметрально противоположных моторов не должно превышать 330 мм. Чаще всего используются дроны от 210 до 250 мм, на машинах бОльшего размера почти никто из профессионалов не летает. Зато на соревнованиях встречаются и совсем крошечные аппараты по 130 мм. Количество моторов обычно не регламентируется, но почти все пилоты летают на квадрокоптерах — это оптимальный вариант с точки зрения мощности, веса и аэродинамического сопротивления.

Из чего состоит дрон? «В первую очередь, это рама, на которую крепится все оборудование. Она обычно изготавливается из карбона. Силовая установка, как правило, состоит из четырёх моторов и четырёх регуляторов, управляющих моторами. Далее идёт аккумулятор и полётный контроллер».

Для обзора используется система FPV — First Person View. Она состоит из камеры и видеопередатчика. На гоночных дронах устанавливаются аналоговые видеокамеры, передающие сигнал в PAL или NTSC. Такая консервативность обусловлена низким временем задержки, которое пока недостижимо для цифровых FPV-систем. Видеосигнал передаётся на частоте 5,8 ГГц и выводится на дисплей очков. Для управления используется специальный пульт ДУ, работающий на частоте 2,4 ГГц. На очки выводится информация OSD (on-screen display), которая позволяет контролировать уровень заряда аккумулятора. Если на дроне стоит датчик GPS, то данные с него также можно вывести на дисплей. С увеличением количества передаваемых видеосигналов начинают возникать помехи, поэтому сейчас в одних гонках одновременно могут участвовать не более восьми дронов (чаще — четыре).

В профессиональных гоночных дронах не применяются вспомогательные алгоритмы коррекции, не производится стабилизация и выравнивание. Дрон точно отрабатывает все движения органов управления. Как уже говорилось выше, для снижения массы на профессиональных коптерах не применяются никакие системы безопасности, поэтому при потере связи с оператором дрон сразу выключается, падает и может разбиться.

Профессиональные гонки


В отличие, например, от болидов «Формулы 1», на соревнованиях окраска дронов особой роли не играет. «Их размеры невелики, летают и маневрируют аппараты очень быстро, поэтому обычно пилоты выражают свою индивидуальность с помощью светодиодной подсветки. На гоночных дронах есть лишь одна курсовая камера, направленная вперёд. Подсветка размещается в задней части беспилотника, чтобы её могли видеть соперники, летящие следом. Это позволяет избегать столкновений».

Для своих дронов Владимир выбирает мерцающие синие светодиоды. Однако на некоторых гонках спортсмены вынуждены использовать тот цвет, который им укажут организаторы. Например, на чемпионате мира в Дубае в каждом полете участвовали по четыре дрона: с белой, зеленой, красной и синей подсветкой. Профессионалы обычно оставляют себе возможность настроить цвет. К слову, Владимир установил только синие светодиоды, поэтому перед каждой гонкой приходилось перепаивать подсветку, чтобы соблюсти требования жюри.

Будни спортсмена


Как и любым спортсменам, дрон-рейсерам необходимо постоянно тренироваться, чтобы не терять навык. Самые маститые спортсмены тренируются ежедневно по несколько часов. Владимир не может позволить себе уделять столько времени, у него есть основная работа и семья. Поэтому тренировки обычно проходят пару раз в неделю по 2-3 часа, вечерами. «Когда дети уложены спать, мы собираемся на безлюдной бесплатной парковке торгового центра и устраиваем полёты. В ночное время парковки пусты. Бывает, что охрана интересуется, что происходит, и обычно вопрос разрешается мирно: мы честно рассказываем и показываем, чем занимаемся, и продолжаем тренироваться. Охранники с интересом наблюдают, иногда просят попробовать “погонять”».

«Естественно, дрон — вещь хрупкая. Гоночный дрон летает быстро, маневрирует очень активно, подлетает близко к препятствиям и не имеет ни активных, ни пассивных средств безопасности. Поэтому поломки происходят регулярно, всё время приходится что-то менять: лопасти, рамы, движки». На соревнования Владимир ездит сразу с тремя дронами, чтобы в случае чего использовать запасной. И кстати, наш собеседник является горячим сторонником применения дронов в повседневной жизни.

К слову, в сентябре прошлого года Yota впервые на телеком-рынке провела эксперимент по доставке SIM-карт дронами. Хочется надеяться, что в ближайшем будущем мультикоптеры можно будет широко применять для решения всевозможных бизнес-задач. Но для этого необходима популяризация этой технологии, как среди бизнесменов, так и среди потребителей.

Также одним из способов популяризации использования дронов могло бы стать появление официальной российской лиги дрон-рейсинга. И если «Формула 1» весьма далека от традиционного автотранспорта, то гонки дронов, напротив, прекрасно демонстрируют возможности, которые могут найти применение во многих областях жизни: скорость, маневренность, возможность максимально быстро добраться до труднодоступных мест. Мультикоптеры быстро развиваются, становятся надёжнее, дольше летают, совершенствуются всевозможные системы безопасности. И хотя сейчас рынок услуг по использованию дронов пока невелик, в ближайшие годы он будет стремительно расти.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (2)


  1. Oxoron
    18.05.2016 09:24

    Лет 15 назад я играл в старую уже тогда Slipstream 5000.
    Сегодня на видео полета я увидел старый геймплей в современном реале…

    По поводу же гонок: как дроны не сталкиваются, особенно на поворотах? Неужели реакции пилотов хватает?


    1. xeo
      18.05.2016 11:30

      Сталкиваются и еще как.
      Обычно стараются обгонять на прямых участках, в поворотах все же есть опасность столкновения.