Эту идею я придумал в конце прошлого столетия. Тогда Россию охватил бум цифрового спутникового телевидения, не обошел он и меня. На работе появился первый спутниковый ресивер, который открывал доступ к тысяче, или около того, каналов. В общем, их было много.

И я быстро подсел на этот контент — потому что, на тот момент, руководил собственной телекомпанией, в южной провинции нашей страны.

Спутник стал настоящим окном в мир. Более того, он позволил обучаться самому и обучать коллектив. Тогда мы ещё не догадывались, что российские федеральные телеканалы занимались массовым копированием чужого. Первым открытием стали шоу: как оказалось, все они, на отечественном телевидении, на тот момент, были более-менее (чаще менее) удовлетворительными копиями проектов европейской и американской индустрии. За единичными исключениями, вроде «Что? Где? Когда?».

Но, настоящим открытием стало итальянское телевидение: никогда не подозревал, что едва ли не каждый итальянская деревня имеет свой телевизионный канал. Нет, конечно, тогда и в России в каждом районе было свое эфирное VHS-TV. Но, вещали такие студии с передатчиков мощностью 10-100 ватт, себе «под нос». Итальянские коллеги делали примерно также, однако, каждый их вещатель считал вполне нормальным иметь свой собственный спутниковый канал.

Веселенькое занятие, скажу я вам, переключаться между двумя тремя десятками каналов провинциальных итальянских тв-студий, которые представляли из себя нечто среднее между зарождающимся Болливудом и пресс-службой Наполеона в ссылке.

Но, по-настоящему захватывали реалити-шоу, которые там, в Европе, уже завоевали огромную аудиторию. Казалось, в кадре ничего особенного не происходило — подумаешь, несколько человек едят, спят, разговаривают, делают все тоже самое, что в жизни — но оно «держало».

Показывали такие шоу всегда не вполне удачно. Когда хотелось видеть общий план, показывали крупный. Когда показывали одного человека, хотелось видеть совсем другого. То есть, зона интереса режиссера трансляции совершенно не совпадала с моей.

Вот тогда, впервые, я и подумал: если бы у меня появился свой спутниковый ствол, я бы прицепил на группу каналов камеры, стоящие в студии, и дал бы возможность зрителю самому переключать эти камеры.

Согласитесь, просто и эффективно: переходим на следующий канал — и это следующая камера, стоящая в студии прямого эфира. Результат: смотрим на сектор (героя, объект), который хотим видеть. А не туда, куда считает нужным смотреть режиссёр трансляции.

Любой телезритель время от времени испытывает точно такое желание, только сформулировать его не может. Я же, в силу профессиональной принадлежности, знал как работают камеры в студии, кто распоряжается сигналом с них, кто отвечает за формирование конечной картинки трансляции и почему именно такая картинка приходит к зрителю.

И почему же? — спросите вы.

Бо’льшая часть трансляции формируется по существующим отраслевым правилам. Меньшая часть — под влиянием вкуса, пристрастий и привычек режиссёра трансляции. На сто процентов (или близко к тому) регламентированы матчевые состязания, единоборства, гонки. В концертной работе импровизации немного больше.

Здесь мы говорим о лидерах отрасли — BBC, SNN, HBO и подобных. Обсуждение правил формирования конечной картинки среднеарифметических вещателей следует вынести за рамки этой статьи.

Иногда сигналы, приходящие с камер, сводятся в одном месте и потребителям раздаётся готовый микс, созданный одним коллективом.

Такое вы наверняка встречали в боксе, когда русскоязычные комментаторы отмечают, что трансляция готовится «у них», поэтому на повторах показывают моменты, не отражающие объективный ход поединка.

В других случаях, разные студии, в разных точках страны или мира, получают сигналы с камер для сведения по своему усмотрению. Пример: олимпийские состязания, в индивидуальных видах спорта, или глобальные шоу типа «Евровидения».

Не уверен, что сейчас в этих проектах раздают индивидуальные пакеты вещания, но посыл понятен. Уточнения не принципиальны.

Вернёмся к идее.

Постоянно создавая телевизионную продукцию, мне приходилось смотреть очень много контента. Словосочетание «очень много» не должно пройти здесь незамеченным. Я действительно, в какой-то момент, стал телевизионным экспертом, на своём региональном уровне. Меня уже не удивляло, что ведущая студии «Каллабриа Т19» по вечерам читает объявления, с мятого листочка бумаги, о продаже пяти овец, в соседней деревне — на своём персональном спутниковом канале! В прайм-тайм!

И чем больше смотрел, тем больше крепла уверенность, что моя идея выстрелит. Везде, повсюду — в образовательных проектах, в спорте, в музыке, в политических баталиях и продукции для взрослых — везде могла работать схема управления камерами, с помощью двух кнопок, с той стороны экрана. Однако…

Жизнь заставила отказаться от активности, в этом направлении. Если живёшь в России — не ты командуешь бизнесом, а он командует тобой. В общем, я отошёл по делам, ненадолго, лет на пятнадцать… Пока не настало время вернуться.




День сегодняшний


Идеи проверяются временем и потребителем. Вторая проверка в будущем, первую считаем пройденной. Телевизор теперь не актуален, точнее он — далеко не главный интерфейс в этой системе. Дорога к получателю продукта стала в сотни раз короче.

С появлением интерактивных видеосервисов, планшетов, смартфонов, приложений и подобного — инструмент, который я назвал «I Directed», безусловно, вот-вот появится и найдёт своего потребителя. Другой вопрос, насколько готовы к этому вещательная и смежные отрасли, но когда их кто-то спрашивал…

Теперь резюмируем: что даём, как реализуем, кто получатель и кто против?

Что мы предлагаем потребителю


На сайте трансляции (для настольного варианта) юзер видит схему размещения камер и зону их «зрения». Он выбирает ту, которая ему интересна в данный момент. Либо, переключает камеры кликом по экрану. В мобильном приложении ещё интереснее — стартовый экран можно разделить на сектора или сделать схему размещения камер как в Periscope. Реализаций пользовательского интерфейса будет столько, сколько захочет потребитель. А два смартфона, например, позволят иметь перед глазами мультиэкран, и даже в полукилометре от сцены можно видеть своего кумира рядом, с двух ракурсов. Особенно, если это второй запасной гитарист группы «Иванушки», которого никогда не показывают.

С учётом возможностей беспроводной связи — перспективы ещё более интересные. Дальше — виртуальные очки и переключение камер поворотом головы. И даже режим удержания цели, когда камеры переключаются по мере передвижения объекта.

Сферы применения: концертные площадки, спортивные состязания, театральные постановки. На самом деле, значительно шире, но об этом ниже.

Как реализуем


Элементарно. Получаем сквозные сигналы с камер, до их сведения в микшере. Сжимаем каждый по отдельности и отдаём пользователю. Технологии сжатия, передачи, другие технические подробности здесь не обсуждаем. Тем более, что через десяток лет уже будем отдавать видео без компрессии.

Кто получатель


Первые в очереди — фаны, болельщики, эксперты, а также любители поговорить с телевизором, из условного города Таганрога. Со временем технология заменит существующее традиционное вещание полностью.

В биатлоне мы сможем «вести» нашего кумира от начала до конца дистанции. В «Формуле» наконец-то начнём понимать, кто за кем едет и кого догоняет — особенно, сидя на стадионе в Сочи, где диких денег стоит место, с которого слышно «вжик-вжик» и видно примерно так же.

На музыкальном фестивале (например, в Вудстоке) можем смело занимать место, где «валит» лучший звук (традиционно далеко от сцены), цеплять на голову телевизор (или на нос очки) и смотреть на исполнителя крупным планом, слева, справа, сверху… как хотим.

Отдельные истории — конкурсы, закулисье, реалити-шоу, секс-индустрия.

В итоге, с распространением технологии, она дойдёт и до «самого святого» — появится новый жанр в игровом кинопроизводстве. С этого момента можно будет говорить о наступлении новой технологической эпохи, в индустрии сериалов и в мировом кинематографе.

С технологией «I Directed», сериал «Теория большого взрыва», который я так и не посмотрел, стал бы моим любимым кино — ведь можно включить ту камеру, которая следует за Пенни и остальные не будут мешать…


Кто будет против


Разумеется, отрасль. Буквально здесь и сейчас объявлена умирающей профессия режиссёра эфира и ещё с десяток смежных, плюс всяческие ассистенты и консультанты. И все те, кто учат этой прекрасной непоправимо устаревшей работе.

Но, самое значимое «против» в начале скажут рекламодатели: теперь никто не заставит любителей бокса разглядывать общий план пустого ринга, лишь потому что на канвасе написано про алкоголь. Ведь пока боксеры выходят, можно поглазеть на ринг-гёрл, которых прячут где-то во втором ряду…

Отрасль и смежников перетряхнёт настолько сильно, что пока результаты не прогнозируемы. Да и не наше это дело. Мы говорим об идее.

С чего начать


Именно этот вопрос и заставил меня написать текст, который вы сейчас читаете. Как запустить тестовый вариант, знаю: берём ночной клуб или концертную площадку, обвешиваем стационарными камерами (можно с Wi-Fi), пишем приложение, на входе в клуб рисуем что-то типа схемы, как это работает и рекламируем Уникальное Торговое Предложение.

Но, как дать этому проекту большое будущее, я пока не сформулировал. Разработка ПО здесь вторична. На первом месте вопрос о том, как получить сигнал от вещателей для реализации глобальных проектов, типа чемпионата мира по лыжным гонкам или трансляции с камер, установленных на МКС.

Какие будут предложения, замечания, поправки?



Напоследок, предвидя вопросы, об авторском праве и патентах: сознаю, что моя идея, рано или поздно, принесёт много денег. Но, для меня сейчас первична реализация. И прогресс, в конечном счёте. А деньги заработаем.

Перефразируя известное — вознаграждение всегда найдёт своего героя.
Ваш прогноз:

Проголосовало 72 человека. Воздержалось 22 человека.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (23)


  1. mikkab
    24.05.2016 22:31
    +1

    На пульте любого DVD проигрывателя есть одна бесполезная кнопка — изменения угла камеры. Бесполезная, потому что дисков таких почти никто не видел.


    1. shinkareff
      25.05.2016 01:34

      Здесь другое: любой телевизионный продукт это многокамерная съёмка, кроме редких исключений. То есть, разные камеры и переключение этих камер есть везде. Вопрос только в том, чтобы их переключал не кто-то где-то, а мы, здесь и сейчас.


      1. mikkab
        25.05.2016 02:09
        +4

        Телевидение это пассивное восприятие, даже раздражающую рекламу не все отключают. Переключать и настраивать во время процесса далеко не каждый будет, это отвлекающий фактор. Кроме того, режиссерская работа это управление зрительским восприятием, эмоциями. Если отдавать это на откуп зрителю, то просто теряется смысл и рушится визуальное повествование. В лучшем случае будут смотреть в одну камеру, это скучно и быстро надоедает, а грамотно составить видеоряд может далеко не каждый.

        тут есть другой подход — автоматизировать процес монтажа, правильно подбирать кадры и ракурсы, цвет и звук, согласовывать результат с возможными рейтингами и тд. Я занимался таким проектом и хотя результаты очень даже хорошие, но слишком много «против».


        1. MuratovTM
          25.05.2016 02:39
          -1

          Как же Вы правы. Аплодирую!


  1. saboteur_kiev
    24.05.2016 23:04

    В кино такое не пройдет, потому что режиссер хочет, чтобы зритель видел именно то, на что идет акцент.

    Может быть такое пройдет для спортивных событий или тех же реалити шоу, где операторская работа не так сильно прописана сценарием.
    А в обзорных «экскурсиях» и порно уже делает первые шаги технология 360.


    1. shinkareff
      25.05.2016 01:42

      В кино это будет реализовано позже других смежных производств контента. И реализация начнётся со сценариев. Кино станет многомерным.

      Пример: в какой-то момент нам надоедает смотреть за тем, как варит мет мистер Уайт и мы выходим из комнаты, вслед за мистером Солом. Таким образом, из сериала «Во все тяжкие» перемещаемся в сериал «Лучше звоните Солу». Только это не разные сериалы, а один. И мы выбираем, какой вариант развития истории смотреть сейчас. Когда надоест Сол, вернёмся в эту комнату и продолжим смотреть за мистером Уайтом. Или за Джесси.


      1. MuratovTM
        25.05.2016 02:20

        «Во все тяжкие» перемещаемся в сериал «Лучше звоните Солу»…
        Вы точно не любитель таких фильмов?
        Мой мозг меня не понял.


      1. SADKO
        25.05.2016 22:53

        Угу, так же в своё время говорили про стереокино с будущим в голографии, только воз и ныне там…
        … как спецэффект да, но новый кино язык упорно не изобретается, хотя пытались очень многие и даже в области телевизионных трансляций вообще и спорта в частности, SKY сматывает удочки, всем пофиг :-(


      1. saboteur_kiev
        26.05.2016 14:57

        И как же синхронизировать время? Если мне будет нравится все время следить за героем, например женского пола, у нее рано или поздно уже закончится фильм, а остальные актеры даже не выступили?

        Опять же, слишком затратно и непонятно, зачем смотреть фильм с разных точек зрения, если режиссер хочет привлечь внимание зрителя к конкретным моментам. В художественном кино, ну можно сделать несколько ракурсов на тот же сценарий. Но — в кинотеатр (а там отбивается более половины фильмов) такое не пойдет, в телевизор — работы в несколько раз больше (потому что не просто несколько камер, а еще и обстановка студии для двух ракурсов — это не в два раза больше работы, а и вообще в некоторых случаях практически нереально.

        Вот и остается — экскурсии по выставкам 360 и порно.


  1. EndUser
    25.05.2016 01:07

    ИМХО, идея неплоха на 15-40 минут. Однажды я запомнил подвиг — 3.5 часа смотрел Формулу-1, начиная с 3ч (ночи). (Повторять смелости не хватило). Вот в этом аспекте я бы не решился эти же 3.5 часа переключаться по сотне камер два раза в минуту.


    1. shinkareff
      25.05.2016 01:31

      Можно всю трассу проехать одной камерой — той, которая на болиде нашего гонщика. На втором мониторе, для полноты картины, держать обзорную панораму с вертолета.


  1. MuratovTM
    25.05.2016 01:29
    +1

    Прочитал заголовок, прочитал пол статьи и увы, не проникся…
    Может я не люблю Дом 2?..

    Про технологии всегда интересно читать. Автору удачи.


    1. shinkareff
      25.05.2016 01:31

      Я вообще не люблю телевидение. Благодарю.


  1. MuratovTM
    25.05.2016 02:19

    -


  1. 2PAE
    25.05.2016 08:53

    Массовый пользователь включит, побалуется, выключит. Но для режиссёров любителей, это будет интересно.
    У конечного зрителя появится возможность выбирать кого смотреть. Что-то типа летсплэй на теле шоу.
    Вот это, будет востребовано.
    В кино, это тоже не особо приживётся. Низкий контроль за действием зрителя, высокая сложность.
    Практическая невозможность сохранения единой линии повествования.
    Проведу аналогию с книжками игрушками, где возможны переходы на ключевых точках.
    Где они в массе? Да нету их. Они не интересны. Хотя технология книгопечатания давным давно позволяет сделать какие угодно отступления от основного текста.
    А если сравнить авторов с режиссерами, то всё вообще встаёт на свои места.
    Считаю что люди смотрят, читают, не просто потому что им важна информация, им важна именно авторская, писательская, режиссерская работа.
    Ведь тех же летсплейщиков, одних смотрят, других нет. А игры они проходят одни и те же.
    Ладно, можно много ещё написать, закруглюсь.
    Считаю, что для массового зрителя, технология будет не востребована. В силу ненужности.


  1. Segmentq
    25.05.2016 10:48

    Большинству людей нужно, что бы за них решали, а не они. Поэтому не взлетит.


    1. 2PAE
      25.05.2016 13:07

      Как-то печально звучит. Я, всё таки думаю, что большинство предпочитает готовый продукт, а не полуфабрикат.
      И вот выбор продукта и «повара» остаётся за человеком.

      Но да, не взлетит. Так как полуфабрикат.


  1. Wayfarer15
    25.05.2016 19:52

    Не взлетит как раз по той причине, котрую автор указал в конце — все более-менее интересные шоу защищены копирайтами по самые помидоры. И если купить лицензию на обвешивание всё камерами, то автор будет первый, кто засунет рекламную строчку в каждую камеру, дабы отбить вложения. Тогда уж и само шоу должно быть сделано автором статьи, чтобы иметь полный контроль над производимой продукцией.


  1. burdin
    26.05.2016 08:01

    Один-два раза посмотреть на такое было бы интересно. А потом мне будет просто лень.


  1. saboteur_kiev
    26.05.2016 15:01

    Во всем мире, крупнейшие бренды перестают выпускать 3Д матрицы, хотя буквально несколько лет назад каждый пытался реализовать свой вариант 3Д для домашнего просмотра. Но не взлетело, а из-за 3Д матрицы дороже.

    Но 3д контент не особо востребован
    Во-вторых его просто мало
    В-третьих, вместо 3Д гораздо выгоднее выпустить 4к — вот это гораздо востребованнее.


    1. BartonFink
      27.05.2016 15:03

      Но тут как-бы не о том речь.
      В историю с 3D-экранами почему-то не верил с самого начала их раскрутки.


  1. BartonFink
    27.05.2016 08:05

    Поддерживаю автора, как единомышленник и… как бы это сказать… как независимый соавтор идеи — сам в конце 90-х обдумывал в точности то же самое:) Что именно навело тогда на мысль о многомерном интерактивном тв не помню. Возможно, тексты Маклюэна и жажда культурно-технической революции плюс избыток эфирных (не спутниковых и не кабельных, а именно эфирных) каналов в нашем городе на тот момент (вроде даже лидером по их количеству были в стране). В начале 2000-х делился грандиозными перспективами реализации такого способа создания и подачи медиаматериалов со знакомыми с тв, большого воодушевления не обнаружил и успокоился)

    Взлелит или нет.

    Да, сейчас больше технических возможностей для реализации таких идей и я уверен, что так или иначе они используются. К примеру, видеоэфиры эха москвы позволяют пользователю получать картинку с одной из трех(или четырех? — смотрю редко) установленных в студии камер. Почти уверен, что такая возможность уже реализована в порно — одном из главных двигателей прогресса в медиа-сфере:) Если нет, то это серьезное упущение и надо срочно что-то делать:) Про кино, сериалы, трансляции событий в прямом эфире даже не говорю — если инерция производителей, потребителей и рекламодателей будет надломлена ростом популярности такого способа взаимодействия со зрителями, то взлетит еще как и займет свое место в отрасли, значительно ее переосмыслив. Отсюда вытекает главный вывод, о котором здесь уже говорили: революционерам придется очень много работать, создавая и продвигая специфический контент самостоятельно.
    Потому что за то, что не взлетит, больше аргументов, которые тоже уже были упомянуты:

    — инерция и пассивность потребителя (кстати, часть пассивных потребителей может быть вовлечена в процесс в качестве зрителей многочисленных линейных версий материала, сделанных творческими, активными потребителями. Примерно так, как происходит с ремиксами в музыке, только круче и разнообразнее в плане конечного результата)

    — инерция отрасли в целом

    — усложнение и удорожание производства


  1. ameremortal
    27.05.2016 08:06

    дорогу осилит идущий, это не взлетит, взлетит то что будет после этого…