Если вы хоть раз были на стороне бизнеса, наверняка слышали (или говорили):

Разработчики что-то тормозят…
Сколько можно делать такую простую штуку?
Они что, не понимают, как это важно?

Но тут надо смотреть шире

Проблема может быть не в людях. А в самих задачах.

Возможно, причина не в том, что разработчики не могут, а в том, что им не дали нормальную задачу.
Да-да, даже если вы её долго объясняли. Даже если она вам кажется очевидной. Даже если вы сами бывший разработчик.

Ситуация 1: «Добавьте кнопку. Это же просто!»

Разработчик слышит - "Сделай кнопку"

Что на самом деле стоит за этой кнопкой:

  • куда она ведёт?

  • кто ей будет пользоваться?

  • как она должна вести себя на разных ролях?

  • куда сохраняются данные?

  • надо ли логировать действия?

  • а если что-то "пойдёт не так"?

Задача вроде бы простая, но это iceberg task — видно только вершину, остальное под водой.

Когда таких задач много, разработчик начинает тормозить — не потому что глупый, а потому что не хочет сломать и не хочет потом по тысячи раз переделывать. Или вообще сам себе напридумывал море функционала вокруг этой простой задачи

Ситуация 2: “Надо побыстрее”

Бизнес просит - "Сделайте это как можно быстрее"

Что получает команда:

  • Задача "написать весь код для марсохода".

  • Вопросы по архитектуре отодвигаются на потом — “сейчас не до этого”

  • ТЗ дописывается прямо на ходу. В пятницу вечером прилетает "ещё вот это допилить"

  • Времени на тесты нет, лишь бы "завелось"

  • Фича выходит в прод, но быстро начинает сыпаться: баги, падения и откаты.

А потом еще и удивление: "А почему они опять сделали такую фигню?"

Ситуация 3: «Мы хотим MVP, но чтобы всё было качественно»

Самый частый парадокс.
Вы просите сделать быстро, но без факапов.
Вы даёте свободу, но при этом ожидаете "по уму".

Что делает разработчик: либо начинает обрастать страхами и тормозит, либо перебарщивает, и это уже больше, чем MVP, и в сроки никак не укладывается, либо делает "как получится" — а потом вас это не устраивает.

Почему задача может быть "дурацкой"?

По множеству причин задача может быть совершенно неудачной.
Например:

  • Нет чёткого результата. Выглядит как "переделать, чтобы было лучше".

  • Нет контекста. Разработчик не понимает, как это повлияет на бизнес. Та и вообще закрыт в вакууме "незнания"

  • Задача "в воздухе". Непонятно, кто её ставит, зачем и с кем согласовывать.

  • Много неизвестных. Решение на коленке — потом переделывать вдвойне.

  • Изменения на ходу. Бриф один, а к релизу — вообще другой запрос.

Как это решается?

Чтобы разработчики "не тупили", им нужно не вдохновение, а структура.
Никакой джедайский менторинг или тимлид не поможет, если задачки в духе "вот тут поковыряй".

Объясните, зачем задача. Не просто "сделать выгрузку", а "чтобы менеджеры быстрее получали отчёт, а не мучились с ручной таблицей".

Никогда не пишите в личку задачи, ведите трекер.

Если задача меняется по ходу, то фиксируйте изменения и обговаривайте изменение сроков.

И просто дайте разработчику подумать, хорошее решение - не всегда быстро. Иногда пара часов на архитектуру в начале сэкономит пару недель потом.

И самое важное

Когда кажется, что разработчики медлят.
А точно ли задача правильно поставлена?
Может быть вы ее сунули на обум?

Небольшой оффтоп

В Telegram-канале Техдир на пальцах я также разбираю подобные проблемы/кейсы/советы. Там все про разработку и управление, но простым языком, понятным бизнесу.

Комментарии (6)


  1. sh_ayuv
    15.07.2025 06:36

    Правильная постановка задачи - забота менеджмента. Правильно задавать вопрос, если не понял - задача разработчика.

    В целом, конечно, согласен. Но, камон. Если неопытный проджект или, тем более, клиент дал задачу "сделай кнопку", а специалист ничего не сказал\спросил в ответ - то тут и проблема в разработчике. Ну и далее вопросы, а разработчики имеют право сказать "нет"? А могут поспорить с проджектом? А могут клиенту объяснять, что такая постановка задач жрет время и бджет клиента, и давайте выведем более эффективную формулу взаимодействия. Или лучше проджект\экаунт пойдет и все выяснит и вернется с адекватной задачей...


  1. saege5b
    15.07.2025 06:36

    Хм... Значит, когда разрабы решили писать все рабочие файлы (размером в 100 - 400 Мб) в базу 1С, - виноват заказчик, который не предупредил, что так делать не надо.

    И с кнопкой история знакомая. Кнопку сделать сложно, а оператору руками ковыряться минут 15 - нет.


  1. koreychenko
    15.07.2025 06:36

    А разработчики они совсем "ротом пользоваться не умеют"? А задачу, видимо, приносит сова в свитке и совершенно нет никакой возможности дать обратную связь.
    К тебе приходит фича-реквест, ты должен рассказать "заказчику", какие сложности могут быть в реализации и предложить варианты. Может быть после твоего рассказа задача вообще отвалится, потому что это нерентабельно или можно изменить постановку таким образом, чтобы реализация не потребовала изменения всей архитектуры.

    P.S. у меня в команде были и противоположные случаи, когда "заказчик" честно думал, что там надо всю архитектуру переписывать и задача на неделю, а мы ему это делали за 15 минут (потому что реально все было готово) и он уходил заливаясь слезами радости :-)


    1. Techdir_hub Автор
      15.07.2025 06:36

      Это палка о двух концах — безусловно, проблемы бывают и со стороны разработки. Где-то не хватает инициативности, где-то не озвучены риски, а где-то и правда можно было бы просто задать пару вопросов

      Но конкретно в этой статье я сознательно фокусировался на управленческой стороне: как формулируются задачи, с каким контекстом они приходят, и почему иногда сами вводные мешают нормальной работе. Про ответственность разработчиков — абсолютно согласен


      1. koreychenko
        15.07.2025 06:36

        Я бы сказал, что такое часто бывает в компаниях, где "всё это айти" не профильное. Ну, типа, вот мы компания, которая торгует помидорами и решили внутри себя тоже открыть Айти департамент, но при этом четкого понимания зачем и что он делает в целом по компании нет. Кроме того, в таких компаниях, айти департамент не является тем, что приносит деньги, поэтому и постановка из серии "я вам плачу деньги, и вы двигаете кнопки".
        Там, где прогеры делают основной продукт, который генерит деньги вопрос ставится следующим образом: "мы хотим изменить то, что и так работает и приносит деньги с риском факапа (который всегда не нулевой)".


    1. Portnov
      15.07.2025 06:36

      С одной стороны да, а с другой стороны, тут что-то наподобие старого-доброго "как правильно задавать вопросы". Если разработчик завален задачами, то он скорее возьмётся за те задачи, в которых ему всё понятно. Особенно большой шанс попасть на игнор, если этот разработчик этому заказчику уже неоднократно объяснял, что именно нужно описывать в постановке задачи, но заказчик продолжает писать задачи вида "сделайте хорошо".