Сегодня компьютер Apple II в магазине уже не купишь, и в большую часть игр для него поиграть можно лишь в эмуляторах. Пользователь Twitter под ником 4a.m. производил взлом DRM-защиты игры Gumball. Для него это обычное занятие. Эта игра стала его 683 взломанной игрой для Apple II. Случайно 4a.m. разгадал секрет, с которым ещё никто не был знаком.
Стив Джобс хотел, чтобы в каждом доме был компьютер. Apple старалась сделать систему максимально простой для обычных пользователей. В 1977 году, после успешного эксперимента с первой моделью, компания выпустила Apple II. Первый серийный компьютер от Apple имел интегрированную клавиатуру, цветную графику, звук, пластиковый корпус и восемь слотов расширения. Всего было произведено до шести миллионов экземпляров. С того момента прошло почти сорок лет, но сообщество любителей этой системы ещё существует — с 1989 года и до сих пор в Канзасе собирается КанзасФест, где в течение пяти дней фанаты обсуждают старые материнские платы, клавиатуры, мониторы, учатся работать и программировать на старых системах и находят новые способы их использования.
Благодаря популярности Apple II для неё сделали сотни игр. Инженер Роберт А. Кук, основатель Freebase и Metaweb, в 1983 году выпустил Gumball. В ней нужно построить карьеру, начав с мастера и получив должности супервайзера, менеджера и вице-президента фабрики по производству жевательных резинок. Процесс сводится к тому, чтобы ловить жвачку, проходящую через лабиринт, в соответствующий её цвету контейнер. Ниже в видео — геймплей.
4a.m. за последние несколько лет взломал DRM-защиту 683-х игр для Apple II и закачал их в Архив Интернета. Можно назвать его пиратом, но только благодаря его энтузиазму в эти игры есть шанс поиграть — эти игры уже не продаются, а играть можно только на старых компьютерах. На взлом защиты Gumball у 4a.m. и его коллеги qkumba ушло в два раза больше времени, чем на самую сложную защиту до этого. Журналисту Motherboard 4a.m. в личных сообщениях рассказал, что всё это благодаря Роланду Густаффсону — легендарному специалисту по DRM для Apple II.
На взломе DRM работа не закончилась — 4a.m. сумел найти пасхалку. На каком-то сайте он нашёл первую часть головоломки — информацию о сообщениях на экране после окончания каждого уровня. Чтобы увидеть сообщения, нужно нажать ctrl+z во время заставки:
Уровень 1: RBJRY JSYRR
Уровень 2: VRJJRY ZIAR
Уровень 3: ESRB
Уровень 4: FIG YRJMYR
Расшифровать значение этих символов можно с помощью онлайн инструмента, например этого. Буквы RBJRY JSYRR превращаются в несколько фраз:
- LADLE DWELL
- LISLE SHELL
- LISLE SMELL
- LISLE SNELL
- LISLE SPELL
- LISLE SWELL
- EATER THREE
- ENTER THREE
- ESTER THREE
- EATER TYREE
- ENTER TYREE
- ESTER TYREE
Из них нужно выбрать наиболее вероятный с учётом контекста. Это будет Enter Three. 4a.m. расшифровал остальные сочетания и получил следующую комбинацию:
- ENTER THREE
- LETTER CODE
- WHEN
- YOU RETIRE
Осталось только найти код. Игрок обнаружил, что при повторном нажатии Ctrl-Z во время отображения зашифрованного сообщения появляется ещё одна подсказка — DOUBLE HELIX. Теперь стало ясно, что для поиска пасхалки нужно ввести трёхбуквенный код во время «выхода на пенсию» в игре, и подсказка к коду — «Двойная спираль». 4a.m. ввёл код DNA в нужный момент и получил сообщение от создателей игры. В нём был код ZODWARE для другой игры от разработчиков Broderbund.
На момент описания найденной пасхалки ещё ни один человек (вероятно) её не видел. Во всяком случае, в этом уверен создатель игры Роберт А. Кук, поздравивший 4a.m с его находкой словами «Отличная работа! Я думал, на это уйдёт тысяча лет, но вы управились всего за 33 года». На вопрос, в какой игре код ZODWARE действует, Кук ответить не смог, зато пообещал найти человека, который способен это вспомнить.
@a2_4am WELL DONE. I assumed it would take a thousand, but you solved it in a mere 33 years.
— Robert Cook (@robert_a_cook) 10 июня 2016 г.
Поделиться с друзьями
k_a_r_s
Ну ничего себе ребята над играми заморачивались раньше
ivansychev
И ведь тогда разгадать шифр было бы сложнее. Это сейчас можно нагуглить кучу дешифраторов.
DCNick3
А что это за необычный шифр такой? В чём заключается?
ivansychev
Не могу сказать, и я не уверен, что он очень уж необычный. Просто на расшифровку тогда было бы нужно время, а сейчас — гугл помогает за пару минут.
15432
Выглядит как простая замена символов на другие.
Myshov
Это шифр Цезаря:
Взламывается частотным анализом, который программируется довольно просто, вот мои эксперименты с ним https://github.com/myshov/programming_in_haskell/blob/master/lesson5/caesar_crack.hs
ADEX
Это не шифр Цезаря, тут нет постоянного смещения. Это просто шифр подстановки.
Myshov
Ага точно, чот перепутал немного :/
Пример выше для взлома шифров, зашифрованных методом подстановки, шифр Цезаря — это просто его разновидность.
DoctorManhattan
Стоит заметить: если знать, что данный текст зашифрован именно шифром цезаря — взламывается простым перебором, количество вариантов на один меньше, чем длинна алфавита. Перебрать можно даже в уме. Частотный анализ используется уже для более сложных шифров подстановки, среди которых шифр цезаря наиболее тривиальный.
Ramiel2009
Ну, например создатели The Binding of Isaac во время запуска DLC Afterbirth сделали невероятно крутую загадку, решение которой открыло новый мод и персонажа игры. При чем для разгадки людям пришлось решать загадки в реальной жизни и побегать с лопатами по городам Америки. На реддите есть хронология этого ивента www.reddit.com/r/bindingofisaac/comments/3ss8oo/the_afterbirth_arg_a_stepbystep_summary
GSG9Bercut
Да и сейчас заморачиваются иногда
LifeKILLED
Кошмар, смотрел с открытым ртом. Стал уважать Баттлфилд ещё больше.