Один американский маркетолог купил себе спортивную машину Ferrari.
Некоторое время он наслаждался завистливыми взглядами прохожих и вниманием девушек, а потом сообразил, что ездить на машине весьма неудобно.

Низкая посадка и ковшеобразные сидения были хорошо приспособлены для высоких скоростей, но… Но вот только разогнаться до этих скоростей было невозможно. За соблюдением скоростного режима весьма жестко и эффективно следила дорожная полиция.
Несколько штрафов окончательно победили маркетолога, что единственный прок о мощного мотора — возможность быстро разогнаться до разрешенных 50 миль в час. Но учитывая, что 80 процентов времени в дороге он проводил в пробке, и эта возможность оставалась в основном невостребованной.



При этом багажник был маленький, на задние сиденья не влезет и ребенок. Низкий клиренс требовал особой аккуратности при парковке. Дорогое и частое техническое обслуживание вынимало из кармана немаленькие суммы. Ну и сама машина стоила весьма немало.

И однажды маркетолог задумался. Ведь в мире есть всего два места, где можно ездить без ограничения скорости — знаменитые германские автобаны и некоторые пустынные районы Австралии. Любители погонять специально ездят туда, берут мощные машины напрокат и несколько дней наслаждаются.



Маркетолог почувствовал себя верблюдом из анекдота. Вы его наверное знаете, но на всякий случай перескажу.

Спрашивает верблюжонок у мамы: — Мама, для чего нам горбы?
— В них мы запасаем воду, чтобы жить в пустыне.
— А почему у нас такие большие ноги?
— Чтобы не проваливаться в песок, когда идёшь по пустыне.
— А почему губы такие толстые?
— Чтобы есть колючку, которая только и растёт в пустыне.
Малыш подумал и сказал: — Ну, и зачем нам все эти навороты в зоопарке?




«Так зачем же мне все эти навороты в забитом пробками Лос Анджелесе», — думал маркетолог. Но поскольку он был профессионал, то скоро понял. Именно из-за восхищения окружающих и кокетливых взглядов девушек.
Толстый, пожилой, неуклюжий, коренастый, некрасивый — да кто угодно. В спортивной машине ты станешь Мачо!



И тут маркетолога осенило. Люди ассоциируют спортивные машины с успехом и привлекательностью. При этом из-за дорожных ограничений качество мотора никто оценить не может.

Так зачем производить настоящие спортивные машины с мощным мотором, если можно делать имитацию. Внешний вид у этих «подделок» будет вполне себе спортивный, а все остальное… ну чуть лучше, чем у обычных седанов.

И понеслось. Кто-то только не занялся изготовлением таких псевдо спорткаров.

Toyota Celica



Mitsubishi Eclipse. Сделан на базе обычного Lancer (а вовсе не Evolution). Я сам пытался управлять им в холмистом Сиэттле — в горку сия машина еле ехала.



Ну и для компании, Hyundai Tiburon (у нас продавался как Coupe). Сделан на шасси обычной Elantra с минимальными изменениями двигателя и тормозов.



В салоне у этих «ряженых спорткаров» такая же теснота, клиренс такой же низкий. Зато цены в разы меньше. Вот и покупает народ эти «Ferrari для бедных».

А наш маркетолог вывел вот такое правило:
Как известно, Потребитель (в том числе корпоративный), покупает не реальные потребительские качества и функционал товара, а выгоды (в том числе эмоциональные), которые товар может ему принести.
А значит, нет нужды напрягаться и шлифовать качество и увеличивать функционал товара.
Более того, чрезмерное количество функций вредно, поскольку увеличивает себестоимость товара и мешает выбору потребителя.
С точки зрения автомобилей это означает, что не нужно вкладываются в разработку более мощных двигателей, эффективной подвески и тормозов. Покупатель оценивает только схожесть с классическими спортивными машинами, поэтому достаточно сделать эффектный кузов.

К сожалению, тоже самое происходит не только на авторынке, но и на рынке программного обеспечения. Расскажу про нашу нишу, поскольку знаю её досконально.

Есть достаточно много систем, осуществляющих учет рабочего времени. Системы умели определять чем занимались сотрудники на своих рабочих ПК. Когда-то их разработчики старались сделать их максимально удобными для пользователей и добавить побольше нужного функционала.

А потом одни разрабочики сказали — «наши клиенты не интересуются функционалом, они хотят видеть простые отчеты». В результате их системы стали собирать только информацию о посещенных сайтах и запущенных программах. Эти данные сводились в простой отчет.
Проблема заключалась в том, что информация в таких отчетах была весьма неполной, а системы можно было с легкостью обмануть (например вот так: https://www.kickidler.com/ru/how-to-cheat-time-tracking.html).

Другие разработчики решили, что их клиентам наоборот очень важно получить как можно больше информации. Какие письма получались-отправлялись, какими сообщениями обменивались, какие файлы открывали — и еще много чего. И весь этот объем данных выливается на пользователя. Причем в виде примитивных html файлов.
Понятно, что одолеть море данных никто не может, зато такой «полный контроль» создает хорошую иллюзию защиты.

В результате рынок стагнирует. Одни продают красивые отчеты — простоту, другие кучу данных — объем, а в результате никаких качественно новых и при этом работающих решений на рынок не приходит. Причем в отличие от примера с автомобилями, стоимость продуктов примерно одинаково, то есть клиенты сознательно платят за «Жигули» цену Ferrari. А что, тоже красная машина с лошадью…



Что делать в такой ситуации — каждая компания решает для себя. Можно прибиться к какой-то из группировок, а можно внедрять новые методики и принципы работы.
Мы, например, придумали онлайн-мониторинг для контроля сотрудников.

В общем, не будьте как все, ищите свой путь.
И удачи вашему бизнесу!

Андрей Игнатов
Руководитель проекта Kickidler

P.S. Да, я знаю, что на самой первой картинке не Ferrari, а Porsche. Просто картинка уж очень понравилась :)
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (32)


  1. smarkelov
    16.06.2016 16:57
    +8

    Вечно маркетологи все с ног на голову вывернут…


    1. ChiefPilot
      17.06.2016 14:50

      А! Вот почему на фотке с лошадью у машины номер перевёрнут?! :)


  1. amaksr
    16.06.2016 17:42
    +17

    Контроль активности сотрудников на ПК не является ни необходимым, ни достаточным условием эффективной работы сотрудников.


    1. eoffsock
      16.06.2016 21:03
      +12

      Более того, это скорее демотивирующий фактор, особенно для дорогих и востребованных специалистов.


    1. AndrewIg
      17.06.2016 08:42
      -2

      Рядовые сотрудники с этим конечно же согласны )) А поскольку рынок такого ПО резко растет, то видимо у руководителей другое мнение.


      1. amaksr
        17.06.2016 09:38
        +4

        Ну не знаю где растет, в западных компаниях такое не используют вообще…

        Вообще конечно спорить бессмысленно, так как вы заложники вашего продукта, и поэтому будете всячески его пиарить против любых доводов.
        Но основная его проблема в том, что он никому не приносит пользы: руководитель не получает информации об эффективности сотрудников, а сотрудников под таким колпаком уже невозможно ничем замотивировать. Как управленец вы, скорее всего понимаете разницу в производительности труда при положительной мотивации, и при отрицательной. Ваш продукт убивает всю положительную мотивацию, и создает отрицательную, что в итоге приводит к тому, что люди плохо работают. Правда ваш продукт прикроет задницу не очень толкового руководителя, и ему будет чем оправдываться перед вышестоящими. Пожалуй такие не очень толковые боссы и есть ваша клиентская база, поэтому и получаете тут в основном минусы.
        Лучше бы вы поменяли лодку, и например занялись консалтингом на тему как стимулировать положительную мотивацию у сотрудников и реально повышать и контролировать эффективность. Методики есть. И польза бы была реальная, и карму бы себе не губили.


        1. AndrewIg
          17.06.2016 09:51

          На тему «в западных компаниях такое не используют вообще…»
          http://employee-monitoring-software-review.toptenreviews.com/
          http://www.ft.com/cms/s/0/bf5cc95c-ba1c-11e5-b151-8e15c9a029fb.html#axzz4Boi7gC6U
          https://next.ft.com/content/d56004b0-9581-11e3-9fd6-00144feab7de
          Вот тут кто-то в шутку предполагал работника датчиками обвесить? Так сделали уже -> https://next.ft.com/content/d7eee768-0b65-11e5-994d-00144feabdc0
          https://next.ft.com/content/39b7c560-570a-11e5-9846-de406ccb37f2
          Еще пруфы нужны?


        1. AndrewIg
          17.06.2016 09:59

          Я уже достаточно много работаю в этой сфере и знаю, что к сожалению, большинство сотрудников ничем замотивировать нельзя. Есть единичные примеры, так их никто с помощью подобных систем и не оценивает.
          Проблема сайта в том, что около трети читающих действительно высококлассных программисты, которые справедливо считают, что могут хорошо работать без контроля.
          Оставшиеся — низкоклассные программисты, которые верят, что они высококлассные, и по аналогии с профи тоже не хотят, чтобы их контролировали.
          Но большинство-то офисного персонала — мальчики и девочки, дяди и тети, которым вовсе не хочется работать. Они не программисты, не бухгалтера, они МЕНЕДЖЕРЫ...,. Они что-то делают, им лень, им скучно. Но они из всех сил будут убеждать начальника, что их работа необходима компании.
          Второе заблуждение в том, что мотивация поможет. Нет, не поможет. Ее воспримут как еще одну гарантированную зарплату. Поверьте, я работал в крутых западных компаниях, там это тоже не помогало.


          1. KlimovDm
            17.06.2016 10:31
            +1

            Не могу ничего сказать за менеджеров (не в теме), а за программистов…
            Вы действительно считаете, что необходимость такого рода контроля за программистом зависит от его класса? Вы или заблуждаетесь или я не понял вашу мысль.
            Ничего более бессмысленного, ненужного и глупого, чем применение «онлайн-мониторинга для контроля сотрудников» к программистам я еще не встречал. Так мы скоро мерилом работы усталость считать начнем…


      1. wing_pin
        17.06.2016 12:23
        +1

        Собственно некомпетентный руководитель всегда рад снять с себя ответственность и переложить ее на других. Да только какой прок от этого?


  1. impetus
    16.06.2016 18:17

    «в мире нет ничего, что нельзя бы было сделать чуть хуже, и продать чуть дешевле»

    С получившимся — повторить.



  1. lasalas
    16.06.2016 18:18
    +5

    Что общего между спортивными (псевдо или тру) машинами и системами контроля сотрудников? — Ни те, ни другие не приносят покупателю никакой реальной пользы.


    1. impetus
      16.06.2016 20:53
      +3

      Возили меня как-то раз на Порше-911-кабриолет по москве. Басовито рычащем (несильно). Летом, Со снятым верхом. За рулём была вся из себя изящная девушка. В общем мы по пробке шли в левом ряду как без пробки — перед нами все разом включали поворотник и уходили вправо, на левом повороте встречные на перекрётске пропускали… Она сказала, что пусть подвеска у него — табуретка, и кондиционера нет и рычит — ей этот порш два часа в день по москве экономит. Каждый день. Так что польза — реальная — иногда есть. И второй (мелкий) бонус — не лезут с комплиментами знакомиться. Третий сложный бонус — в разного рода конторах, что гос, что нет — глядя, на чём приехала — быстрее приступают к сути общения, минуя стадию «выдержки клиента в приёмной»


    1. AndrewIg
      17.06.2016 10:04
      -1

      Вы наверное пробовали и то и другое?
      Видимо вы руководитель компании и владелец спортивной машины? )))))


  1. dmitriy_novikov
    16.06.2016 18:35
    +8

    Да, я знаю, что на самой первой картинке не Ferrari, а Porsche.

    И все-таки это Ferrari.
    Ferrari F360


    1. AndrewIg
      17.06.2016 08:48
      -6

      Мегамозг когда-то создавали, чтобы выделить аудиторию профессиональных управленцев и маркетологов. Не получилось. Даже там было огромное количество линейных сотрудников и аудитория резко падала.
      Тогда его снова слили с Хабром, но специально выделили в отдельные потоки.
      Я прекрасно понимаю, что ни Маркетинг ни Управление разработчикам не интересны. Так зачем их читать?
      Ну представьте, что управленцы начнут читать статьи про программирование, ничего не поймут и напишут «фигня какая-то» ))
      И вообще, главная ошибка — считать, что Хабр все еще community для программистов. Это уже давно площадка для корпоративных блогов.


      1. aquamakc
        17.06.2016 12:24
        +3

        А вот плохо, когда управленцы ничего не знают о работе «линейных сотрудников» из-за этого и повышается спрос на программы учёта времени. Ибо не имея понятия о рабочих процессах — не можешь оценить работу и начинаешь придумывать искусственные способы: сколько км. за день пробег мышки, сколько нажатий на кнопки клавиатуры, сколько строчек кода в среднем за академический час…


        1. AndrewIg
          17.06.2016 13:46
          -1

          http://rusbase.com/news/dolenilsya/
          Этого факта мало?

          Я много слышу про программистов с тонкой душевной организацией и тупых начальниках. Жаль факты говорят немного про другое…


          1. aquamakc
            17.06.2016 14:05
            +1

            http://rusbase.com/news/dolenilsya/
            Этого факта мало?

            Да, поскольку это совсем не типовой случай.
            Этот программист автоматизировал работу… что-ж за работа такая, которую можно автоматизировать? Это не сгибание балок под одинаковым углом, не склейка коробочек. Работа программиста — это решение нетривиальных задач, её невозможно автоматизировать, по крайней мере до появления полноценного ИИ. И я сильно сомневаюсь, что он создал Скайнет для того, чтобы читать Reddit.
            Если уж мы начали говорить об альтернативно-одарённых представителях, то у меня есть что рассказать.
            Работал я с одним руководителем. Этот руководитель условно (не помню в подробностях) 14 числа месяца составляет и утверждает план работы отдела разработки… а 15 числа того-же месяца влепляет штрафы и лишения премии сотрудникам отдела за не выполнение плана… И очень удивляется чего-это разработчики увольняются.


  1. AllexIn
    16.06.2016 18:54
    +5

    Мы, например, придумали онлайн-мониторинг для контроля сотрудников.

    А я бы уволился с работы, где меня такой штукой мониторят.

    При этом я сам для себя сделал контроль потраченного времени:
    https://habrahabr.ru/post/275447/
    Но самоконтроль — это одно, а работодатлеь желающий каждую секунду знать чем я занимаюсь — совсем другое. И ИМХО такое поведение работодателя недопустимо.


    1. impetus
      16.06.2016 21:09
      +1

      У меня работодатель знает каждую секунду чем я занимаюсь. Даже если я торчу на Хабре или травлю анекдоты в курилке. Нам это надо, что бы знать реальную себестоимость проектов. НИКОГДА он высказал неудовольствия (вслух или оргвыводами), что кто-то у нас занимается с его точки зрения не тем, чем нужно (в смысле неработой вместо работы — вопросы приорита задач дискутируются постоянно). Зато если я говорю. что мне нужен завтра выходной — в 95% ответ будет «ок». И вопросы удобства работы тоже решаются им очень оперативно. потому что и он и мы хорошо знаем, как на фирме создаётся прибавочная стоимость (трудом сотрудников), и как она распределяестя (да, он не скрывает от работников (всё же не всех) финансовые дела предприятия). Понимаю — такие отношения весьма редки и вряд ли масштабируемы или вообще переносимы в другие места. Но бывают. Если такого обоюдного доверия нет — то контроль конечно недопустим.


      1. AllexIn
        16.06.2016 21:12
        +1

        Дело не в том, что вам позволяет работодатель.
        Дело в том, что вы ему позволяете.

        Уверен, гребцы на галерах тоже лучше работали с надсмоторщиком.
        Оправдание слежки в условиях секретных проектов — могу понять.
        Оправдание слежки в обычных условиях мне не понять. Также как не понять мотивацию плеточкой.


        1. impetus
          16.06.2016 23:25

          ок, не оправдание, нет… просто были много обсуждений из серии «какую цену итоговую назначать, что бы не вышло что в убыток отработали», с учётом, что проект длится иногда 3-4 месяца, с большими перерывами, часто с десяток параллельно, с перекидыванием людей с проекта на проект и проектов от человека к человеку (у нас проектов много больше чем людей, нормально «в одно рыло» пять-семь в месяц осилить простеньких, и почти не бывает что люди заняты только одним проектом долго) сошлись что проще всего считать рабочее время (а уж там продажники накинут %прибыльности), после того как несколько раз «посчитали — прослезились» и выяснилось, что сам о себе человек склонен ошибаться в разы, приём непредсказуемо в любую сторону — поставили учётку. на котрой всегда тикает какая-то задача как «активная» (в т.ч задачи «чаепитие», «обед», «перекур», «трёп с коллегами за жизнь» и «интернет-сёрфинг»)
          Заодно несколько раз выручала, когда проект выходил сильно за рамки отведённых не него сил и времени — вовремя спохватывались, что дороговато он нам обходится.


  1. KlimovDm
    16.06.2016 21:02
    +3

    Полтора десятка абзацев баек, пара ни о чем, пара рекламы… Я так и не понял, что же происходит на рынке «программного обеспечения». Радует то, что вы знаете эту нишу досконально. Удачи вам. И хорошего настроения.


    1. rockin
      16.06.2016 23:40

      Тут вся статья ради двух ссылок. Неужели не заметно ;)


  1. bonnzer
    16.06.2016 21:02
    +4

    Если бы в нашей компании внедрили нечто подобное — я бы уволился не раздумывая и без промедлений.


  1. vgsnv
    16.06.2016 21:03
    +1

    Зачем следить за сотрудником?
    Если у него есть время на ничегонеделанье то это вина его руководителя, или что более вероятно его это устраивает. Да и потом если обложить работника со всех сторон, писать видео в конце концов как он сидит за стулом перед монитором, то он скорее всего, если ему нечего будет делать, будет просто пялится и двигать окна)).


  1. dipsy
    16.06.2016 21:04
    +3

    Отличная задумка с онлайн-мониторингом! Правда, я слышал, вроде какие-то «смартфоны» сейчас появились, и прямо с них можно и в интернет и куда хочешь, прям в обход служебного компьютера, и в кармане можно на рабочее место его пронести.
    Как-то надо ширше мыслить, например к каждому сотруднику по видеокамере над головой или специально обученного человека, чтобы по кабинетам ходил и контролировал, тогда толк будет.


    1. AllexIn
      16.06.2016 21:14

      У меня теща работает на режимном объекте, где смартфоны запрещены и телефоны с камерами. Тяжело было ей искать подарок на ДР вместо сдохшего телефона. :)))

      В целом запрещать смартфоны сейчас стало модно и в обычных офисных могильниках.


      1. dipsy
        17.06.2016 04:23

        А как отличают обычный телефон от смартфона? У меня интернет был почти на всех кнопочных телефонах с более-менее цветным экраном, начиная от алкателя с дисплеем 128x128 пикселей.
        А про запрещение смартфонов в обычных офисах не вижу ни одной причины, почему это могло бы быть не чьей-то фантазией, ну кроме гипотетических офисов постапокалиптического будущего, с висящими над каждым работником камерами и специально обученными обходчиками-контролерами.


  1. mgremlin
    16.06.2016 21:39
    -1

    Возникает подозрение, что автор пассажа про «Сиэтл с горками» реально на Эклипсе никогда не ездил. Даже на самом простом, двухлитровом. Что уж говорить о версиях посерьезней, типа 2.4 битурбо? А подготовленных, хоть минимально?

    Здесь был абзац про штрафы ГАИ за скорость под 200 в местах с ограничением 40, причем, совершенно обоснованным, типа набережной Яузы 8-) Но поскольку это все было настолько давно, что уже и неправда… вычеркнем. Однако, «cafe racers» в самом общем случае вполне себе едут. Не-пилот и из порша/феррари не сумеет выжать больше, особенно, в трафике.