Напомню, что Pied Piper — это сервис эффективной компрессии и облачного хранения файлов, который в этой серии выходит на массовый рынок, и пока что выходит не совсем успешно.
Итак, Pied Piper не взлетел. Сомнений нет, что всё будет хорошо (сезон ещё не закончен, сериал тем более), но для этого Ричарду & Co (точнее, сценаристам) придётся сделать что-то из ряда вон выходящее. Пока же имеем следующие цифры: на 500 тысяч установок лишь 19 тысяч активных пользователей в день (DAU). Неясно, сколько дней прошло с начала запуска приложения, а потому точные значения retention, то есть процент пользователей, которые посетили проект в определенный срок, рассчитать трудно. Но судя по всему, прошло совсем немного времени, и можно с небольшим допущением говорить о метриках retention 1 день или 7 дней.
И 3,8% (то есть19 тысяч / 500 тысяч) — это совсем мало. По опыту, retention 1 дня должен быть в районе 30%, retention 7 дня — в районе 15%. Или ещё одна оценка — 20% за неделю (именно поэтому Моника поначалу прикинула, что должно быть 100 тысяч пользователей), ещё больше завышающая планку для Pied Piper.
На правах аналитика сервиса devtodev разберу основные ошибки ребят из Pied Piper:
Ошибка первая, распространенная: неправильный выбор метрик
Все следят лишь за одной метрикой: количеством установок. Эта метрика всегда будет расти, она кумулятивная, но за растущим числом установок почти никто не видит проблему продукта: пользователи в него не возвращаются.
На этапе запуска продукта метрика Installs часто находится в центр внимания, так как показывает количество пользователей, попробовавших продукт. Однако на первое место надо ставить всё же метрики качества продукта: retention первых дней, ARPU (average revenue per user — доход с пользователя), иногда среднюю продолжительность сессии. Если с этими показателями всё в порядке, то можно быть спокойным за продукт, а установки пусть продолжают расти.
Я рекомендую отслеживать ключевые события (хотя бы сжатие файла), чтобы понять:
- какой процент пользователь доходит до сжатия файла;
- какие типы файлов выбирает пользователь;
- насколько успешно происходит сжатие.
Отслеживание этих метрик поможет распознать проблемы, а отчёты по событиям помогут сформулировать гипотезы для их решения.
Ошибка вторая, предсказуемая: неправильный выбор фокус-группы при бета-тестировании
Ключи от закрытого бета-теста были получены лишь ближайшим окружением разработчиков, то есть теми, кто уже знаком с уникальным алгоритмом, придуманным Ричардом. Когда продукт попадает к ним в руки, они знают, куда смотреть, что проверять и чем восторгаться, их отзывы заведомо положительны. Поэтому Ричард не получает должной обратной связи от обычных пользователей (на реплику Моники он предпочёл не обращать внимания).
Что же надо было сделать?
Самое главное: нужно было увеличить количество людей, принимающих участие в бета-тесте, тем самым подняв свои шансы услышать справедливое мнение и необходимую критику. Стоит всё же помнить, что люди, участвующие в бета-тесте и люди, которые будут в дальнейшем использовать продукт — это разные категории людей. Первые интересуются технологиями, следят за разработками, и уже наслышаны о Pied Piper (то есть будут проверять лишь алгоритм, а значит останутся им довольны). Вторые же — обычные пользователи, и Pied Piper, который они устанавливают к себе на устройство — лишь одно из десятков других приложений, детально разбираться в преимуществах которого у них не будет времени
Отсюда следует, что фокус-группу можно и нужно было собрать до запуска продукта, чтобы выявить проблему и успеть её решить.
Ошибка третья, поучительная: проблема с активацией пользователя
Пользователи не могут понять преимущества системы ни с первой попытки (когда фокус-группа проходила ещё без Ричарда), ни со второй (когда Ричард начал рассказывать про то, что яйца состоят из электронов). Лишь потом, потратив много времени и исписав доску маркером, Ричард добивается своего: пользователи понимают, что платформа действительно очень и очень крутая.
Разумеется, до каждого пользователя лекциями и семинарами этого не донести (а попытки были), поэтому правильно было бы в первую сессию провести некоторое обучение пользователя.
Пользователь, впервые увидевший новое для себя приложение, задаёт себе вопросы:
- что это такое?
- чем это может быть мне полезно?
- чем это отличается от других подобных приложений на рынке?
- сколько это будет мне стоить?
И если бы ответы на эти вопросы были даны в первую сессию, показатели были бы выше. Можно просто предложить пользователю сжать свой первый файл, увидеть его на всех своих устройствах и рассказать, что этот файл на устройстве ничего не весит. Уже тогда заинтригованный пользователь разберется во всём сам. Так что интерактивный помощник при всей своей возможной нелепости — не самое худшее из решений.
Процесс осознания пользователем преимущества продукта называется активацией (user onboarding), а сам момент, в который пользователь понимает функционал продукта, иногда именуют aha-моментом (“Ага! Я понял, в чём фишка”) — я про это подробно рассказывал вот здесь. Пользователь, испытавший aha-момент, как правило, остаётся в продукте надолго (явно дольше, чем пользователь, до этого момента не дошедший). Для справки: сервис Dropbox, работающий на том же рынке, что и вымышленный Pied Piper, своим aha-моментом считает загрузку первого файла в облако.
Что же будет дальше? Мне самому интересно узнать, как сценаристы выкрутятся из ситуации и выведут Pied Piper на новый уровень: тут надо отдать должное создателям сериала, эмпатия к персонажам настолько высока, что каждую серию переживаешь за них, как за родных. Некоторые вот даже статьи пишут.
Комментарии (27)
voidMan
24.06.2016 14:29+2Ещё есть проблема со сложностью интерфейса, в отличие от того же DropBox, который упростили донельзя, в Piped Piper огромное количество настроек http://www.piedpiper.com/app/themes/pied-piper/dist/images/interface_large.jpg
voidMan
24.06.2016 14:34В тему оставлю ссылку на анализ персонажей из сериала, практически каждый из которых создавался на основе реальных людей в индустрии — https://backchannel.com/who-are-the-real-life-models-of-silicon-valley-characters-we-have-them-3507bc890d9a
usgleb
24.06.2016 16:00Я думаю, что метрика установок не была основной — это был просто маркетинговый ход, «что бы было что отсчитывать» на праздновании. Ричард знал об основной и рассказал об этом Монике.
По-поводу того как это работает, а точнее про пиринговую сеть, лучше вообще было бы не рассказывать. Не думаю, что пользователям понравиться, что их дисковое пространство занимают «кусочки чужих» файлов.
Вообще мне кажется сделать редизайн и снять нормальный видео туториал и все будет норм. Можно даже подумать о реферальной программе, благодаря которой взлетел тот же ДропБокс.
MistaTwista
24.06.2016 18:19+1Единственное, как я могу повлиять на этот спойлер я сделал. Хотя вы, вероятно, не знакомы со значением слова спойлер.
И да, я пишу этот комментарий, а статью не читал.
eydemidov
25.06.2016 05:40+2Вашей компании надо дать плашку «тролль».
Это примерно как
Почему Бен не сказал Люку, что Дарт Вейдер — его отец: наш разбор 5 эпизода трилогии «Звёздные Войны». Осторожно — текст содержит спойлеры!
gmaker
25.06.2016 17:16Смотрел три серии, в голове крутился заголовок статьи, зачем же вы так, ребят?!
eydemidov
25.06.2016 22:21Ё-моё, да поменяйте вы название уже, новые люди ведь приходят и тоже видят. Ну нахрена вы специально портите просмотр? Весь сезон потерял смысл от вашего долбаного заголовка.
hwsun
27.06.2016 01:28+2Как же хорошо, что я уже видел девятую серию. Ребята, у меня к вам просьба — не делайте разбор десятой серии, ибо если я случайно прочту чем закончился сезон в очередном названии, это будет трудно пережить.
eydemidov
27.06.2016 23:41Ну вы хоть предыдущие 9 посмотрели нормально, тут уже 10ая была бы так.
А я больше месяца ждал пока выйдут все серии этого долбаного сериала (единственного, который мне понравился за последние 5 лет), чтобы наконец в следующие выходные сделать нормальный выходной и посмотреть. И тут ВНЕЗАПНО пролистывая хабр в заголовке это, после чего даже начинать вообще смысла нет.
До сих пор горит.return_true
28.06.2016 15:43Серьёзно? Все сезоны сериала построены по одному шаблону: команда что-то делает, потом случается «большой облом» и в конце сезона они как-то почти выкручиваются, но оставляют задел и нерешённые задачи на следующий сезон. Что вы такого увидели в заголовке, чего вы не ожидали?
eydemidov
28.06.2016 15:50«все» это первые два?
eydemidov
28.06.2016 16:00Поясню — по двум первым сезонам предположения на все остальные строить не стоит, потому что они не обязательно будут такими же.
Теперь, понятное дело, я понимаю, что и этот так же построен, но был хороший шанс, что он будет другим (и никаких предположений я не делал по этому поводу) и будет хоть какая-то интрига.
Например так же в Докторе Хаусе первые два сезона, насколько я помню — это довольно тупые одноразовые «кому-то в начале стало плохо -> он заболел -> никто не знал, что с ним -> но в конце пришло озарение», но дальше это несколько меняется и даже появляется что-то вроде сюжета.
return_true
28.06.2016 16:01Ну, вы же только два смотрели? Про них я вам и рассказываю.
Кстати, этот шаблон можно обобщить для большинства сериалов, к сожалению.
KOLOBOKING
27.06.2016 11:45Было бы интересно почитать анализ знающих людей по поводу вопроса патентной защиты подобной технологии. В сериале про этот вопрос совсем ничего нет, несмотря на наличие реальных конкурентов и попыток украсть технологию.
SerCe
Спасибо огромное за спойлер прямо в заголовке
Here_and_Now
Поддержу комментарием. Надеюсь люди запомнят devtodev и этот спойлер.
tapoton
Дожили, на хабре выкладывают спойлеры к сериалам, которые еще и мимо не обойдешь…