Мат Бел основатель проекта Treehouse в своем блоге рассказал о способах проверки идеи которые испробовал на своем продукте, мы перевели этот полезный материал для читателей Хабрахабр, приятного чтения.
Как-то друг сказал мне: «Есть у меня одна идея для веб-сайта на миллиард долларов!». Я уже слышал эту фразу сотни раз, однако решил включиться в игру: «Да? И какая же»? – спросил я. Он с большим энтузиазмом ответил: «Это будет профессиональная соцсеть для владельцев малого бизнеса». Немного озадаченный, я сказал: «Что-то уж больно похоже на LinkedIn». На что тот ответил: «Да это и есть аналог LinkedIn, но для малого бизнеса».
Мне не хотелось сразу разрушать его мечты, поэтому какое-то время я продолжал развивать нашу беседу незначительными расспросами. Правда заключалась в том, что лично мне эта идея не казалась достойной. Возможно, тот друг смог бы реализовать свою задумку и даже занять какую-то нишу, но я не видел в его задумке ничего из того, чего бы не смог решить LinkedIn. Все пользователи, заинтересованные в расширении профессиональных связей, уже сидят в LinkedIn, а их там уже свыше 300-ет млн. И владельцы малого бизнеса здесь не исключение.
Еще до того, как присоединиться к Treehouse, я занимался запуском своего мобильного приложения. А до запуска самого приложения мы с командой потратили немало времени для того, чтобы убедиться в том, что создаем что-то такое, чем люди и впрямь будут пользоваться. Проведенное нами исследование перед запуском окупилось сполна, и мы смогли избежать множества типичных ошибок, изначально проверив свою идею. А это помогло нам понять, что мы с самого начала двигались в нужном направлении.
Для любого предпринимателя, в том числе и для новичка в этом деле, есть одно отличное упражнение, заключающееся в том, чтобы до запуска проекта проверить правильность своей идеи. И для успешности в своем начинании, крайне важно быть уверенными в том, что вы создаете продукт, в котором люди нуждаются, и который будут использовать.
Успешные продукты решают проблемы – коротко и ясно. Большая часть всех успешных предпринимателей свой первый мозговой штурм начинают с обозначения проблемы и путей ее решения. Вы можете сделать тоже самое. Для начала определитесь с проблемой, а затем придумайте какое-то ее решение.
Если ваш продукт сможет сделать жизнь пользователя немного проще, избавив его от определенной проблемы, то можно смело говорить о ценности вашей разработки для ключевого потребителя. А это уже гарантия того, что продуктом будут пользоваться, и, возможно, захотят даже за него заплатить.
Отличный пример стартапа, решающего проблему – Uber. Какое-то время я прожил в Нью-Йорке. И могу сказать вам по личному опыту, что до запуска Uber, поймать такси на улицах города было довольно-таки проблематично. Вам приходилось стоять на углу улицы вместе с десятком таких же бедолаг, в погоне за одним и тем же такси, и призывно поднимать руку перед каждой проезжающей машиной, в попытках предугадать, окажется ли этот лихач, мчащийся по Бродвею, свободным.
Вы бы, как и все, судорожно махали рукой, пытаясь привлечь внимание таксиста, но, как это обычно и бывало, такси оказывалось бы уже занятым, и машина со свистом пролетала бы мимо вас. А вы бы повторяли свои действия заново, до тех пор, пока не нашлось бы свободное такси. Причем, в час пик охотиться на свободное такси можно было по 20-30 минут.
Uber сразу решил эту проблему. Теперь вы могли просто нажать на нужную кнопку, и ваше Uber-такси приехало бы к вам в течение пары минут. Проблема решена. Лишняя головная боль ушла. И теперь Uber оценивается в $50 млрд.
Один из самых классных лакмусовых тестов для проверки своей идеи – это честный ответ на вопрос: а буду ли я сам использовать то, что создаю? Важно создавать то, что вы сами захотите использовать. Если вы слабо представляете себе портрет конечного пользователя или подходящий рынок сбыта, то шансы создания успешного продукта и бизнеса сильно усложняются.
Если же вы – эксперт в потребительских товарах и нацелены на создание крупной биотехнической компании, скорее всего, вам стоит пересмотреть свои амбиции. Никто не спорит: в жизни возможно все, и не мне вас отговаривать от решения нырнуть с головой в совершенно новую сферу деятельности. Однако, ваш путь к успеху будет чуть менее тернистым, если вы сможете четко придерживаться тех знаний, которыми уже обладаете.
Вы поняли, что ваш продукт в состоянии решить какую-то проблему – да. Вы создаете продукт, которым хотите пользоваться сами, – да. Но захотят ли другие пользоваться вашей идеей? Это еще один важный вопрос, требующий честного ответа.
Хотя найти ответ достаточно просто. Составьте простой онлайн-опросник и разошлите его своим родственникам и друзьям, но будте предельно осторожны с ответами, часто неправильные вопросы могут привести к циклу смерти продукта. Можно даже сделать его в Google Forms. Придумайте список обобщенных вопросов, которые как-то связаны с проблемой, которую в состоянии решить ваш продукт. Но тут есть одна важная деталь: ваши респонденты должны расценивать все рассмотренные в вопросах ситуации как реальные проблемы, приводящие к лишней мороке и волоките. Ответы должны быть анонимными, чтобы люди отвечали на вопросы предельно честно.
Если для получения статистически важных результатов вам необходимо больше участников опроса, обратитесь к сервису Survata. За $100 целых 100 пользователей поучаствуют в вашем опросе, причем вы можете даже задавать демографический критерий участников. Результаты опроса не лгут. Вы получите реальную обратную связь от целевых пользователей. Прислушивайтесь к тому, что они скажут!
Вам может прийти в голову просто потрясающая идея, которая в состоянии решить массу проблем. Да и пользователи от нее будут без ума. Но… вдруг оказывается, что кто-то другой опередил вас с реализацией точно такой же идеи. Однако, если ваша гениальная идея уже существует и была кем-то реализована, это не значит, что успеха вам гарантированно не видать. Это лишь говорит о том, что целевой рынок для данной конкретной идеи уже сформировался, поэтому к вашему продукту изначально будет предъявляться ряд требований.
Если же, несмотря на существующую конкурентную среду, вы все еще с блеском в глазах жаждите реализовать свою задумку, то вам придется тщательно продумать, как именно можно будет выделить свой продукт из общей массы, позиционировать его лучшим решением по рынку и указать на его положительные отличия от конкурентных аналогов.Для этого Вам придется всегда говорить с вашими юзерами и всегда находить пути привлечения их к интервью.
Совокупный объем целевого рынка (TAM) – это указатель на то, сколько, в теории, вы сможете выручить со своей разработки, и каков суммарный объем подходящей ниши для вашей бизнес-идеи. Предположим, для своего продукта или сервиса вы смогли получить 100% доступного рынка. И каков тогда будет ваш годовой доход? Это иная трактовка вышесказанного.
Рассмотрим реальный пример в сфере решений для владельцев животных. Допустим, вы разрабатываете мобильное приложение для владельцев животных, которые хотят познакомиться с другими владельцами собак той же породы по соседству, для организации совместного выгула. Это будет нишевый продукт и малый объем рынка сбыта.
У владельца должна быть собака, смартфон для доступа к приложению и интерес к совместным прогулкам с собаками. Но, к примеру, если вы создаете приложение, которые связывает владельцев животных с виртуальным ветеринарным сервисом, ваш целевой рынок – это каждый владелец животного, имеющий смартфон. А это уже намного больший объем целевого рынка.
Эти 5 вопросов не освещают всех аспектов проверка идеи, однако могут существенно помочь в оценке успешности вашего предприятия. Но как только вы поймете, что у вас на руках имеется проверенная идея, вам все-таки придется как-то превратить ее в потрясающий продукт, которым люди захотят воспользоваться.
Как-то друг сказал мне: «Есть у меня одна идея для веб-сайта на миллиард долларов!». Я уже слышал эту фразу сотни раз, однако решил включиться в игру: «Да? И какая же»? – спросил я. Он с большим энтузиазмом ответил: «Это будет профессиональная соцсеть для владельцев малого бизнеса». Немного озадаченный, я сказал: «Что-то уж больно похоже на LinkedIn». На что тот ответил: «Да это и есть аналог LinkedIn, но для малого бизнеса».
Мне не хотелось сразу разрушать его мечты, поэтому какое-то время я продолжал развивать нашу беседу незначительными расспросами. Правда заключалась в том, что лично мне эта идея не казалась достойной. Возможно, тот друг смог бы реализовать свою задумку и даже занять какую-то нишу, но я не видел в его задумке ничего из того, чего бы не смог решить LinkedIn. Все пользователи, заинтересованные в расширении профессиональных связей, уже сидят в LinkedIn, а их там уже свыше 300-ет млн. И владельцы малого бизнеса здесь не исключение.
Еще до того, как присоединиться к Treehouse, я занимался запуском своего мобильного приложения. А до запуска самого приложения мы с командой потратили немало времени для того, чтобы убедиться в том, что создаем что-то такое, чем люди и впрямь будут пользоваться. Проведенное нами исследование перед запуском окупилось сполна, и мы смогли избежать множества типичных ошибок, изначально проверив свою идею. А это помогло нам понять, что мы с самого начала двигались в нужном направлении.
Для любого предпринимателя, в том числе и для новичка в этом деле, есть одно отличное упражнение, заключающееся в том, чтобы до запуска проекта проверить правильность своей идеи. И для успешности в своем начинании, крайне важно быть уверенными в том, что вы создаете продукт, в котором люди нуждаются, и который будут использовать.
1. Какую проблему вы сможете решить?
Успешные продукты решают проблемы – коротко и ясно. Большая часть всех успешных предпринимателей свой первый мозговой штурм начинают с обозначения проблемы и путей ее решения. Вы можете сделать тоже самое. Для начала определитесь с проблемой, а затем придумайте какое-то ее решение.
Если ваш продукт сможет сделать жизнь пользователя немного проще, избавив его от определенной проблемы, то можно смело говорить о ценности вашей разработки для ключевого потребителя. А это уже гарантия того, что продуктом будут пользоваться, и, возможно, захотят даже за него заплатить.
Отличный пример стартапа, решающего проблему – Uber. Какое-то время я прожил в Нью-Йорке. И могу сказать вам по личному опыту, что до запуска Uber, поймать такси на улицах города было довольно-таки проблематично. Вам приходилось стоять на углу улицы вместе с десятком таких же бедолаг, в погоне за одним и тем же такси, и призывно поднимать руку перед каждой проезжающей машиной, в попытках предугадать, окажется ли этот лихач, мчащийся по Бродвею, свободным.
Вы бы, как и все, судорожно махали рукой, пытаясь привлечь внимание таксиста, но, как это обычно и бывало, такси оказывалось бы уже занятым, и машина со свистом пролетала бы мимо вас. А вы бы повторяли свои действия заново, до тех пор, пока не нашлось бы свободное такси. Причем, в час пик охотиться на свободное такси можно было по 20-30 минут.
Uber сразу решил эту проблему. Теперь вы могли просто нажать на нужную кнопку, и ваше Uber-такси приехало бы к вам в течение пары минут. Проблема решена. Лишняя головная боль ушла. И теперь Uber оценивается в $50 млрд.
2. Будете ли вы сами пользоваться своей идеей?
Один из самых классных лакмусовых тестов для проверки своей идеи – это честный ответ на вопрос: а буду ли я сам использовать то, что создаю? Важно создавать то, что вы сами захотите использовать. Если вы слабо представляете себе портрет конечного пользователя или подходящий рынок сбыта, то шансы создания успешного продукта и бизнеса сильно усложняются.
Если же вы – эксперт в потребительских товарах и нацелены на создание крупной биотехнической компании, скорее всего, вам стоит пересмотреть свои амбиции. Никто не спорит: в жизни возможно все, и не мне вас отговаривать от решения нырнуть с головой в совершенно новую сферу деятельности. Однако, ваш путь к успеху будет чуть менее тернистым, если вы сможете четко придерживаться тех знаний, которыми уже обладаете.
3. Будут ли другие пользоваться вашей идеей?
Вы поняли, что ваш продукт в состоянии решить какую-то проблему – да. Вы создаете продукт, которым хотите пользоваться сами, – да. Но захотят ли другие пользоваться вашей идеей? Это еще один важный вопрос, требующий честного ответа.
Хотя найти ответ достаточно просто. Составьте простой онлайн-опросник и разошлите его своим родственникам и друзьям, но будте предельно осторожны с ответами, часто неправильные вопросы могут привести к циклу смерти продукта. Можно даже сделать его в Google Forms. Придумайте список обобщенных вопросов, которые как-то связаны с проблемой, которую в состоянии решить ваш продукт. Но тут есть одна важная деталь: ваши респонденты должны расценивать все рассмотренные в вопросах ситуации как реальные проблемы, приводящие к лишней мороке и волоките. Ответы должны быть анонимными, чтобы люди отвечали на вопросы предельно честно.
Если для получения статистически важных результатов вам необходимо больше участников опроса, обратитесь к сервису Survata. За $100 целых 100 пользователей поучаствуют в вашем опросе, причем вы можете даже задавать демографический критерий участников. Результаты опроса не лгут. Вы получите реальную обратную связь от целевых пользователей. Прислушивайтесь к тому, что они скажут!
4. Существует ли ваша идея?
Вам может прийти в голову просто потрясающая идея, которая в состоянии решить массу проблем. Да и пользователи от нее будут без ума. Но… вдруг оказывается, что кто-то другой опередил вас с реализацией точно такой же идеи. Однако, если ваша гениальная идея уже существует и была кем-то реализована, это не значит, что успеха вам гарантированно не видать. Это лишь говорит о том, что целевой рынок для данной конкретной идеи уже сформировался, поэтому к вашему продукту изначально будет предъявляться ряд требований.
Если же, несмотря на существующую конкурентную среду, вы все еще с блеском в глазах жаждите реализовать свою задумку, то вам придется тщательно продумать, как именно можно будет выделить свой продукт из общей массы, позиционировать его лучшим решением по рынку и указать на его положительные отличия от конкурентных аналогов.Для этого Вам придется всегда говорить с вашими юзерами и всегда находить пути привлечения их к интервью.
5. Каков размер целевого рынка для вашего продукта?
Совокупный объем целевого рынка (TAM) – это указатель на то, сколько, в теории, вы сможете выручить со своей разработки, и каков суммарный объем подходящей ниши для вашей бизнес-идеи. Предположим, для своего продукта или сервиса вы смогли получить 100% доступного рынка. И каков тогда будет ваш годовой доход? Это иная трактовка вышесказанного.
Рассмотрим реальный пример в сфере решений для владельцев животных. Допустим, вы разрабатываете мобильное приложение для владельцев животных, которые хотят познакомиться с другими владельцами собак той же породы по соседству, для организации совместного выгула. Это будет нишевый продукт и малый объем рынка сбыта.
У владельца должна быть собака, смартфон для доступа к приложению и интерес к совместным прогулкам с собаками. Но, к примеру, если вы создаете приложение, которые связывает владельцев животных с виртуальным ветеринарным сервисом, ваш целевой рынок – это каждый владелец животного, имеющий смартфон. А это уже намного больший объем целевого рынка.
Эти 5 вопросов не освещают всех аспектов проверка идеи, однако могут существенно помочь в оценке успешности вашего предприятия. Но как только вы поймете, что у вас на руках имеется проверенная идея, вам все-таки придется как-то превратить ее в потрясающий продукт, которым люди захотят воспользоваться.
Поделиться с друзьями
Комментарии (6)
BaDP1nG
26.06.2016 08:07Приведу банальнейший пример: мне кажется, но ничего из того, что не мог бы решить вконтакте в тех же Одноклассниках нет, но сайт Одноклассники до сих пор жив. Иногда для успеха стоит предоставить МЕНЬШЕ функциональных возможностей, дабы снизить «порог вхождения» и не пугать неподготовленного пользователя «сотней ненужных ему переключателей»))
avost
26.06.2016 12:58Приведу дургой банальный пример — гуглоплюс vs фейсбук. Г+ ещё и удобнее, но ьаки он скорее мёртв, чем жив.
dkukushkin
А почему сервис должен быть один? Вот новостных сайтов даже в одной стране — великое множество, и у каждого есть свои посетители.
Притом чел. может таргетировать свой сервис на предпринимателей одной страны. Сможет выкинуть ненужный функционал и легко добавить уникальный, который нельзя позволить в рамках комбайна LinkedIn. К примеру, для предпринимателей можно добавить раздел «поиск партнера для бизнеса» или «сделки сообщества».
Все зависит от реализации и возможностей по продвижению.