Изящное встраивание платежной системы в доставшуюся в наследство от Джобса замкнутую экосистему Apple означает, что следование рыночным тенденциям в сфере платежных систем ведет к неизбежному одновременному развитию всех направлений бизнеса корпорации.
Наши эксперты в области электронной коммерции PayOnline изучили тренды развития платежной индустрии на примере системы Apple Pay и ее конкурентов и подготовили для вас обзор тенденций, показавшихся нам наиболее актуальными.
Выпуск 1: Рынок мобильных NFC платежей: ключевые игроки, текущая ситуация и перспективы на будущее
Выпуск 2: Будущее p2p платежей: когда смартфон заменит наличные
Выпуск 3: Система мобильных платежей Apple: практическое использование и перспективы развития
Выпуск 4: Apple Pay станет доступен на мобильных веб-сайтах, а также будет полноценно запущен в РФ к концу этого года
Выпуск 5: Как Apple Pay влияет на платежную индустрию?
Заявление о претензиях на Веб
В июне на мероприятии Apple’s Worldwide Developer Conference 2016 корпорация Apple объявила о запуске платежной технологии Apple Pay для веб-сайтов, благодаря которой у продавцов появится возможность улучшить свои показатели онлайн-продаж. Появление Apple Pay не только в сегменте приложений, но и в Вебе — большое событие для мобильной коммерции. Данная сфера зачастую характеризуется вялыми показателями конверсии, но с появлением Apple Pay продавцы смогут увеличить цифры своих продаж.
Давайте вернемся в недалекое прошлое и попытаемся понять, почему добавление еще одного варианта оплаты имеет столь большое значение для онлайн-магазинов.
Электронная коммерция вытесняет с рынка традиционные магазины
Первая причина заключается в том, что электронная коммерция сама по себе – весьма масштабное явление. Онлайн-шоппинг стал настолько популярен, что многие розничные бренды, работающие в самых разных сегментах рынка, стремительно закрывают или планируют закрыть свои магазины в 2016 году. Традиционные магазины сдают свои позиции в новых, неблагоприятных условиях, сложившихся под влиянием гигантов электронной коммерции, таких, как Amazon. В результате розничные продавцы вынуждены адаптироваться, чтобы выжить.
Председатель правления Sears Эдди Ламперт прокомментировал трансформацию торговой среды в своем февральском письме акционерам, партнерам и представителям. В документе говорилось о том, что «Walmart, Nordstrom, Macy’s, Staples, Whole Foods и многие другие почувствовали на себе кардинальные изменения, связанные с деятельностью онлайн-конкурентов и появлением новых бизнес-моделей».
Ради выживания в современных реалиях ритейла необходимо сосредоточить все свои усилия на развитии онлайн-бизнеса. Некоторые магазины (RadioShack, Wet Seal, Sports Authority and American Apparel) уже оказалась вытеснены из бизнеса полностью, тогда как другие бросили все свои усилия на то, чтобы остаться на плаву и сохранить свои основные направления, на которые наступают гиганты электронной коммерции.
Тем не менее, здесь есть свои нюансы. Основной канал онлайн-продаж — мобильные устройства. Почти половина (47%) из более чем 160 экспертов по инновациям в области платежей и финансов, недавно CAN Capital, согласились, что мобильные платежи меняют картину потребительских расходов. По мнению 35% респондентов, эти изменения должны привести к росту популярности онлайн-магазинов, а 18% считают, что вслед за этим развитие получит персонализированный маркетинг и реклама. Ожидается, что глобальный объем платежных операций, составивший в 2015 году 450 млрд долларов, в этом году достигнет 620 млрд долларов, а в 2019 преодолеет отметку в 1 трлн долларов.
Как бы то ни было, мобильный канал сбыта не является единственным для розничных продавцов. Независимо от стремительно растущих показателей мобильной коммерции, десктопы и лэптопы все еще лидируют в качестве устройств для выбора и завершения онлайн-покупок (95% покупателей не только ищут с их помощью товары, но и завершают покупку). Более того, самый высокий показатель удовлетворенности покупкой (85%) наблюдается именно у обладателей десктопов. В недавнем исследовании UPS сделал вывод о том, что десктопные компьютеры по-прежнему остаются основным инструментом, обеспечивающим успех онлайн-шоппинга.
Все больше способов оформления и оплаты заказа
Понимая неизбежность кардинальных изменений, вызванных ростом популярности электронной коммерции, платежная индустрия предлагает все больше решений, позволяющих розничным продавцам улучшить показатели продаж.
Разнообразие способов оплаты, к которым относятся решения PayPal, подарочные карты, предоплаченные карты, Google Checkout, привело к расширению доли онлайн-покупок в общем объеме продаж и упростило выход на рынок новых участников.
Ранее кредитные и дебетовые карты были двумя традиционными способами оплаты онлайн-покупок. Оплата с их помощью — самый прямолинейный, но в то же время и самый отпугивающий способ, поскольку покупателям приходится вручную вводить собственную конфиденциальную информацию. Тем не менее, благодаря появлению альтернативных способов оплаты, ритейлеры и владельцы интернет-магазинов теперь обладают целым перечнем вариантов оплаты, отвечающих самым разным предпочтениям клиентов: Bitcoin, Dwolla, Amazon Payments, подарочные карты, пополняемые предоплаченные карты, PayPal, Google Сheckout, Google Wallet, электронные чеки и другие.
Несмотря на то, что тенденция увеличения количества способов оплаты имеет свои недостатки, в целом именно она считается основной движущей силой, помогающей сохранять клиентов, повышать продажи и улучшать опыт онлайн-покупок.
До этого момента Apple Pay был очень ограниченным платежным решением, позволявшим производить оплату только в приложениях iPhone или в бесконтактных терминалах с предварительной загрузкой информации о карте в смартфон.
Как бы то ни было, в июне компания сделала крупный шаг вперед, навстречу собственному процветанию в платежной сфере, попутно предоставив ритейлерам мощный инструмент для улучшения их онлайн-бизнесов.
Apple Pay для веб-сайтов вступает в игру
Есть как минимум 2 основных момента, объясняющих важность появления Apple Pay для веб-сайтов.
Во-первых, оплата в одно касание – это золотая жила для онлайн-бизнесов, поскольку данный способ позволяет получить выгоду от импульсивного покупательского поведения. Чем меньше времени проходит между возникновением желания купить что-либо и появлением возможности сделать это, тем выше вероятность того, что покупка состоится. В действительности, наблюдения показывают, что внедрение оплаты в одно касание снижает цикл продаж со 103 до 17 секунд.
Упрощение и устранение препятствий в процессе оформления становится наиболее важным фактором, способным катализировать продажи. Это особенно важно на фоне данных, опубликованных IBM и Forrester в январе, и показывающих, что средний показатель «заброшенных» заказов в электронной коммерции составляет 69%.
Во-вторых, как сообщает издание Recode, «во время прошлогоднего сезона новогодних распродаж, покупатели посещали мобильные веб-сайты ритейлеров на 20% чаще, чем приложения».
Вот почему это изменение от Apple, позволяющее добавить «тач-оплату» на веб-сайты, пусть и в немного измененном по сравнению с приложениями виде, является большой новостью.
Так же как и любой другой способ оплаты для онлайн-магазинов, Apple Pay изначально вступил в игру с намерением и обещанием увеличить конверсию розничных продавцов. Версия для веба создавалась с теми же целями и на основе предположения, что общий объем передачи мобильных данных к 2021 будет расти в среднем на 45% ежегодно. При этом 90% этого объема будут обеспечиваться смартфонами.
Тем не менее «тач-функция» в веб-версии Apple Pay будет работать немного по-другому. Выбирая Apple Pay для Веба в качестве способа оплаты товара в процессе онлайн-шоппинга, пользователи будут получать на свой iPhone уведомление для подтверждения транзакции. Затем технология распознавания отпечатка пальца на смартфоне позволит идентифицировать покупателя. И здесь мы снова сталкиваемся с замкнутостью экосистемы продуктов Apple: чтобы во время онлайн-шоппинга почувствовать все преимущества веб-версии Apple Pay, вам нужно быть владельцем не только iPhone, но и лэптопа Mac. Более того, вам непросто нужно иметь два дорогостоящих устройства Apple, но также просматривать онлайн-магазины только в браузере Safari.
В конечном счете, покупки в Apple Pay для веба будут ограничены фан-клубом Apple, однако это едва ли можно назвать серьезным недостатком с учетом размера базы пользователей iPhone и силы бренда Apple по всему миру, и, в особенности в Северной Америке.
Вдобавок к изменениям в сфере розничной торговли, новая функция оплаты также существенно повлияет и на деятельность основных конкурентов Apple в сфере платежных решений, среди которых: PayPal, MasterPass, Google Checkout и другие. Настоящий тяжеловес в сфере десктопных оплат PayPal почти наверняка почувствует приход Apple Pay на свое главное игровое поле.
В конце 2015 года PayPal объявил, что его решение для оформления заказов One Touch достигло отметки в 10 млн пользователей, что делает его серьезным конкурентом для Apple Pay. У MasterPass, другого конкурентного решения, разработанного MasterCard, есть собственное сообщество онлайн-продавцов. В США оплату с помощью MasterPass принимают более 500 онлайн-площадок. Сервис был запущен в 2013 году, доступен в 24 странах и, по данным MasterCard, имеет базу в 250 тыс. продавцов по всему миру. Еще одним соседом Apple Pay по рынку станет Android Pay. Google недавно объявил о своих планах сделать Android Pay доступным решением для веб-сайтов с помощью нового API для Веба. Это означает, что поход Apple Pay на Веб только начинается.
Будущее Apple Pay
В своей колонке автор издания Computerworld Джонни Эванс перечислил возможные направления развития технологий Apple Pay.
У Apple Pay большие планы, выходящие за пределы текущего функционала системы. Стараясь улучшить популярность своего платежного сервиса, Apple собирается расширять его в нескольких направлениях одновременно. По словам представителей компании, аудитория Apple Pay увеличивается на 1 млн человек еженедельно. В то же время по данным Juniper Research, услугами бесконтактных платежных сервисов, таких, как Apple Pay, в этом году воспользуются 148 млн пользователей по всему миру.
Сфера платежей
Apple прилагает большие усилия для расширения территориального охвата услуги (особенно в Европе и Азии). «Мы ускоренными темпами работаем над внедрением услуги в Азии и Европе. Наша цель — сделать так, чтобы Apple Pay присутствовал на каждом значимом рынке, где представлена наша компания», — сказала Дженифер Бейли, вице-президент подразделения Apple Pay в интервью TechCrunch. Недавний запуск сервиса в Китае имеет для компании большое значение. По словам генерального директора Apple Тима Кука, Индия так же считается ключевым для компании рынком. Помимо скорого появления Apple Pay в этой стране в качестве средства приёма платежей онлайн и через приложения, существуют и другие возможности, изучением которых в данный момент и занимается Apple.
Прямые переводы средств между пользователями
В отчете об интернет-трендах, опубликованном изданием Computerworld, немало внимания было уделено сервисам мобильной оплаты. На странице 105 было отмечено, что приложения-мессенджеры, такие, как WeChat и социальные сети, такие, как Facebook и Instagram набирают популярность в качестве платежных сервисов, особенно в Тихоокеанском регионе, где WeChat уже завоевал большую популярность, нежели некоторые дебетовые карты. Общий объем платежей в системе AliPay от Alibaba в 2015 году составил более 1 трлн долларов.
Нетрудно представить, что интеграция между платежными системами и сервисами обмена сообщениями, вероятно, приведет к появлению в Apple Pay функции отправки средств вместе с сообщениями. Такой подход для попадания на рынок традиционных мобильных операторов вполне ожидаем и может иметь более серьезные стратегические последствия с учетом того, что он очень хорошо сочетается с недавним вложением Apple в Didi и планами компании по созданию собственного автомобиля. Wall Street Journal уже рассказывал о подобных планах компании в прошлом году, а патент Apple на «пользовательский интерфейс для проведения платежей» подтверждает возможность введения поддержки платежей через сообщения.
Банкоматы
Банки сейчас занимаются разработкой банкоматов с поддержкой NFC, лежащей в основе бесконтактной передачи данных в Apple Pay. Вероятно, такие аппараты будут требовать как биометрической аутентификации, так и кодов доступа для защиты от мошенничества. Как бы то ни было, возможность снимать наличные из любого банкомата с помощью простого поднесения к нему Apple Watch рано или поздно неизбежно станет реальностью.
Замена банков
Биллинг на стороне оператора в некоторых странах очень популярен. Это система, в рамках которой мобильный оператор позволяет вам оплачивать счета и услуги с помощью мобильного телефона, а деньги при этом удерживаются со счета вашего мобильного телефона. Подобные услуги очень популярны в развивающихся экономиках, где у пользователей смартфонов может не быть доступа к традиционным банковским услугам. В будущем Apple Pay может предложить нечто подобное: «Это одно из направлений, развитие которого интересует нас в Индии», — сказал недавно Тим Кук. Таким образом, Apple Pay может помочь поддержать развивающиеся мировые экономики.
Розничная торговля
У Apple Pay и Wallet есть огромный потенциал в сфере розничной торговли. Недавние исследования Forrester выявили, что 57% взрослых пользователей смартфонов в США интересен доступ к программам лояльности и вознаграждениям в рамках их мобильных кошельков. Таким образом, вскоре Apple Pay может начать предлагать:
- Программы лояльности и скидки (и для этого у Apple тоже есть патент)
- Замену малопопулярным приложениям розничных магазинов
- Помощь в индивидуализации покупательского опыта пользователей
В связи с этим пользователи смогут не только оплачивать покупки с помощью Apple Pay, но и видеть, как информация о покупке добавляется к их личному счету в магазине, позволяя получать выгодные предложения и купоны прямо на входе в магазин.
Искусственный интеллект
Конечно, не стоит забывать и о возможном сочетания Apple Pay с развивающимися решениями Apple в области ИИ, такими, например, как Proactive. В рамках данной модели девайс будет запоминать привычки пользователей и своевременно предлагать персональные рекомендации. Например, резервирование столика в любимом ресторане в определенное время или вызов умного автомобиля в нужное место.
Развитие платежных технологий происходит стремительно и в той или иной степени затрагивает каждую сферу жизни современного общества. Материалы, подготовленные экспертами PayOnline, помогут вам оставаться в курсе самых актуальных мировых тенденций платежной индустрии.
По материалам изданий LTP и Computerworld.
Комментарии (13)
rockin
30.06.2016 20:15-4Меня лично карта от ткс устраивает уже года так четыре более чем (в первую очередь отсутствием комиссий, там, где они обычно есть)
Чем мне может помочь апплепей, я хезе.
Таскать дивайсы на руке я не особо люблю, и какая особо разница, что вынимать «из широких штанин» — банковскую карту или телефон?! Какая разница, что подносить к турникету метро или в автобусе?
Я уж молчу о том, что сий способ платежа доступен только на одной платформе.
Хорошая попытка, но… сначала айтьюнз зарежьте, а там посмотрим :)farcaller
30.06.2016 22:52карта от ткс не проверяет отпечаток пальца? у карты от ткс есть один фиксированный номер, зашитый в полосу?
n_demitsuri
01.07.2016 11:25А карту от ткс и можно, кстати, уже давно привязать к телефону и платить прикладыванием смартфона, сумма списывается со счета карты.
bkotov
01.07.2016 11:15-1Вобщем-то Apple Pay уже работает у нас в России. Я привязывал виртуальную карту, заведенную в UK и расплачивался в магазинах где есть NFC терминалы.
TimerPlayer
01.07.2016 12:23Apply Pay, Android Pay и другие аналогичные системы для онлайн-магазинов «физических» продуктов (продажа: одежды, автозапчастей, телефонов и т.д.) имеют один большой недостаток. API этих систем предоставляет скудную информацию о адресе доставки. Например: для отправки посылок из-за границы для растаможки в РФ нужны обязательно данные паспорта получателя. Для доставки в странах скандинавии нужно указывать не адрес проживания, а адрес пункта выдачи посылок. Зачастую скандинавы выбирают пункт выдачи на карте.
Покупка в одно нажатие — всего лишь возможность споймать клиента на крючок. Потом все равно ему надо будет либо выдать UI способный собрать недостающие данные от клиента, либо звонить ему и спрашивать о них.
Проблема не новая тоже самое происходит с PayPal, Klarna.
Вывод: Пока покупка «нажал-и-доставили» — это пока еще миф.
habrrich
К слову, Bank of America уже запустили банкоматы с поддержкой ApplePay в тестовом режиме.
xapienz
А в Южной Корее уже стоят банкоматы, работающие с Samsung Pay.
http://www.cnet.com/news/samsung-pay-now-lets-you-withdraw-cash-at-the-atm-samsung-developer-conference/
Fury
Регулярно пользуюсь Android Pay — удобнее, чем карточка, потому что карточка обычно все-таки в кошельке лежит, а кошелек — где-нибудь в рюкзаке или дальнем кармане куртки. Телефон реально быстрее вытащить. Плюс сама оплата быстрее проходит — карточку надо провести или засунуть в считыватель, а телефон просто подносишь, даже касаться терминала не надо.
Кроме того, как уже заметили в комментах, это более секъюрно, так как есть авторизация по отпечатку и номер карточки передаётся виртуальный, а не реальный.
Ещё сам не использовал, но знаю, что есть интеграция со всякими скидочными картами.
Короче, никто, конечно, только ради оплаты с мобильного покупать новые устройства не будет, но если уже телефон с поддержкой мобильных платежей, то вот из-за таких приятных мелочей, описанных выше, начинаешь пользоваться этим все больше и больше.
sheknitrtch
Подскажите, а нужен ли доступ в Интернет в момент оплаты? То есть, если у меня внезапно отвалится 3G на телефоне, смогу ли Я оплатить с телефона по NFC?
Fury
Хм, отличный вопрос. Обязательно проверю, даже странно, что до сих пор не попробывал так сделать.
Но предполагаю, что интернет обязателен.
Fury
Блин, это был ответ на коммент rockin про «какая разница, чем платить». Не понимаю, как так получилось. А отредактировать уже не могу.