imageВ такой большой стране как Россия платежные привычки покупателей зависят в основном от размера населенного пункта и особенности географии. В других странах лидерами «зрительских симпатий» стали платежные инструменты, о которых мы и не слышали. Мы в процессинговой компании PayOnline подготовили материал, позволяющий узнать больше о платежных привычках европейских и азиатских пользователей.

Пока европейский рынок электронной коммерции продолжает свой стремительный рост, все больше интереса проявляется к различиям в платежных привычках европейцев. Изучив европейский рынок, можно выделить три тренда.


А именно:

  1. В большинстве развитых стран Европы «альтернативные» способы оплаты более популярны, чем банковские карты, хотя и нет никаких ограничений для работы международных платежных систем.
  2. Европа характеризуется высокой концентрацией разноплановых платежных инструментов. Есть опасность потратить впустую время на подключения всех возможных платежных инструментов, которые при этом обеспечат низкий охват.
  3. Организация приема всех платежных инструментов достаточно сложна технически, а ряд платежных инструментов заметно отличается по схеме работы от привычных банковских карт всех типов и электронных кошельков.

Потребительские предпочтения и «альтернативные» инструменты оплаты


В 2015 году более двух третей онлайн платежей в Германии (втором по размерам рынке e-commerce в Европе) были совершены без использования банковской карты. Только 11% оплат в Интернете в этой стране совершается с помощью карт, и их доля постепенно уменьшается.

Потребители в Германии предпочитают активно использовать банковские переводы и прямое дебетование для покупок в сети интернет. Это не является следствием ограниченного доступа к картам. Наоборот, платежи в магазинах с помощью кредиток растут на 3% ежегодно (в Великобритании аналогичный показатель падает на 1% в год), на немецком рынке уже выпущено 38 миллионов карт. Подобная картина наблюдается и на других североевропейских рынках. Например, голландский платежный оператор iDeal в ответ на запросы потребителей позволил клиентам совершать оплаты напрямую с их банковского счета, вследствие чего занял практически 58% рынка.

Несмотря на то, что в целом в Европе карты все еще являются доминирующим платежным инструментом, на некоторых национальных рынках «альтернативные» инструменты приобрели статус «предпочитаемых». Эти предпочтения рациональны и очень стабильны, а значит, маловероятно, что жители Северной Европы готовы переключиться исключительно на карты. Вероятно, в скором времени мы увидим стандартизацию требований к обработке дополнительных способов оплаты для достижения их соответствия функциональности карты.

Финансовые привычки индийских пассажиров такси


А вот в Индии с развитием приложений такси, таких как Uber и Ola, популярность приобрели мобильные платежи. Но так как большинство клиентов платят либо через Uber-кошелек, либо через Ola-деньги (что в России соответствует понятию «привязка карты»), иногда водители под конец дня остаются совсем без наличных денег — им даже не на что заправить автомобиль. Таксисты избегают заказов до аэропорта — для них такие поездки оказываются не выгодными. Сегодня агрегаторы такси в Индии столкнулись с потоком жалоб от водителей.

Таксист, работающий через один из сервисов онлайн заказа такси, рассказал:
«В пятницу все мои пассажиры платили картами. Мне пришлось просить последнего пассажира расплатиться наличными, так как у меня не было денег даже на бензин. Многие водители из числа моих знакомых отказывают пассажиру, если тот указал банковскую карту как способ оплаты. Мы избегаем поездок в аэропорт, так как стоимость бензина изначально взимается с нас, и только потом возмещается компанией. Но на заправку нужны наличные деньги. «Благодаря» онлайн платежам, мы вынуждены ждать целую неделю, чтобы получить заработанные деньги на руки».

Индийские пассажиры, напротив, предпочитают платить картами вместо наличных, чтобы не держать при себе большие суммы. Один из пользователей приложения, живущий в пригороде, говорит:
«Онлайн платежи решают проблему сдачи — вместо того, чтобы искать размен, вы просто платите картой. К тому же приложения с возможностью автоматической онлайн оплаты помогают нам сэкономить время».

Пассажиры регулярно сталкиваются с тем, что водители заранее узнают, как будет произведена оплата, и только затем решают, брать заказ или нет.

В ответ на эти комментарии Uber заявляет:
«Мы не сталкивались с подобными жалобами. Это могут быть лишь единичные случаи. Но онлайн платежи в Uber — это, прежде всего, надежность. Мы перечисляем деньги водителям в течение семи рабочих дней».

Важно не столько разнообразие, сколько концентрация платежных инструментов на рынке


Даже если потребителям могут быть доступны 200+ различных способов совершить оплату, лучше определиться с их предпочтениями, которые имеют свою логику и границы.

Топ-10 платежных инструментов аккумулируют 99% объема онлайн платежей (исключая наличные при доставке) в Европе. Ни один инструмент, добавленный к Топ-10, не увеличит объем платежей больше 0,1% на европейском уровне, и не больше 2% на уровне страны. Этот анализ показывает: если вы предлагаете Топ-10 инструментов, вы покрываете 99% возможных доходов и даете возможность потребителю совершать оплаты с помощью предпочитаемых в стране и во всей Европе инструментов.

Карты остаются любимым европейскими потребителями способом оплаты онлайн, генерируя 58% оборота. Однако, как отмечалось выше, важно признать роль предпочитаемых схем оплаты в конкретных странах. Например, если продавец хочет вести торговлю в Нидерландах, ему следует воспользоваться платежным сервисом iDeal, потому что на него приходится большая доля онлайн платежей в стране. Прием кредитных переводов также позволяет торговцам обращаться к более широкому сегменту сообщества интернет-покупателей на таких рынках как Германия.

Принимать платежи с помощью местных платежных инструментов — это не то же самое, что принимать Visa и MasterCard


Можно сказать, что рынок онлайн платежей создали международные платежные системы. У них есть надежные решения для оценки рисков мерчантов, авторизации платежей, гарантийные фонды, механизмы управления фродом, урегулирования споров, а главное (с точки зрения потребителя) отработанные схемы чарджбеков.

Переход от карточных продуктов к альтернативным платежным инструментам требует значительных инвестиций в построение новых операционных стандартов и механизмов взаимодействия с сервис-провайдерами.

В то время как большинство платежных шлюзов упрощают процесс технической интеграции с множеством платежных инструментов через стандартные API, коммерческие процессы не всегда адаптируются так просто и удобно, как бы этого хотелось. Зачастую продавцам приходится адаптировать бизнес-процессы с подключением каждого нового платежного инструмента: настройка локальных банковских счетов в соответствии с местными требованиями, согласование отдельных коммерческих договоров, управление отдельными расчетными операциями и отработку новых процессов диспутов по спорным транзакциям. Помимо высоких издержек интеграции, возникают значительные операционные издержки в центрах поддержки клиентов, так как потребители генерируют новые нестандартные запросы, и бэк-офисы увеличивают расходы на обработку таких обращений.

Европейские платежные сервис-провайдеры признают эту проблему и все чаще предлагают сервисы по обработке транзакций, которые упрощают расчеты с мерчантами. Они делают это с помощью создания единых расчетных счетов мерчантов, в которые направляются все платежи, предварительно согласовывая договоры и создавая возможность отслеживания транзакций, которые позволяют фронт и бэк офисам обрабатывать местные платежные инструменты так же, как и карты.

Что в итоге?


Жители Северной Европы отдают предпочтение «местным» платежным инструментам и не воспринимают их как альтернативу банковским картам, и этот тренд устойчив и стабилен. Продавцам рекомендуется сфокусироваться на Топ-10 платежных инструментов и не беспокоиться об обработке инструментов, которые принесут малую долю оборотов. Наконец, продавцы должны учитывать, что техническая интеграция сопровождается адаптацией бизнес-процессов, позволяющей снизить нагрузку на фронт и бэк-офисы. Кроме того, как показывает пример финансовых привычек пассажиров индийских такси, большим платформам, таким как, например, UBER, необходимо также учитывать особенности финансовых взаимоотношений между заказчиками и исполнителями.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (28)


  1. Fen1kz
    02.08.2016 18:31
    +2

    Начали за здравие, кончили за чем-то «невнятным» и «в кавычках» про Европу и мелкой перевранной историей о том, как водители в Индии предпочитают нал безналу (хотя проблема-то в том, что деньги от убера по безналу им идут целую неделю, а не в самом безнале) Увольте копирайтера и попытайтесь ещё раз.

    По делу:

    > UBER, необходимо также учитывать особенности финансовых взаимоотношений между заказчиками и исполнителями.

    Ничего им не надо учитывать, надо решить проблему когда водители, повозив пассажиров не могут заплатить за бензин.


    1. ctapnep
      03.08.2016 08:02

      а в Индии бензин за кредитки не продают? как-то меня смущает необходимость именно налички, чтоб заправить машину.


      1. gearplex
        03.08.2016 11:46
        +1

        Так деньги падают не водителю, а Uber'у. А у таксистов, судя по жалобе, нет запаса денег на неделю — пока ждешь перевода от Uber'а


        1. ctapnep
          03.08.2016 17:54
          +1

          так деньги от убера поступают в течении 7 дней, а за кредитку надо расплачиваться раз в месяц. По идее вполне должно работать. В течении месяца Убер должен тебе, а ты должен банку. В конце месяца до тебя доходит 3 недели плат от Убера, а ты расплачиваешься с банком.

          В общем, в целом, вопрос в том, чтоб иметь «финансовую подушку» на одну неделю вперед, пока деньги от Убера дойдут.


  1. Wesha
    02.08.2016 20:25
    +1

    > «… у меня не было денег даже на бензин. [...] на заправку нужны наличные деньги. «Благодаря» онлайн платежам, мы вынуждены ждать целую неделю, чтобы получить заработанные деньги на руки».

    То есть чувак вошёл в бизнес, не имея оборотных средств, и живёт от «зарплаты до зарплаты»?.. Феерический долбо… клюй.


    1. ctapnep
      03.08.2016 08:08

      это работает в стране, где есть 4 банка. а в стране с парой сотен банков такой прямой интеграции не сделать.
      это не говоря о том, что с «обычная работа с интернет банком» для многих является очень редким действием. А вот имя и фамилию на сайтах вбивать — это таки уже на автомате. да и браузер помнит и имя и адрес.


      1. Wesha
        03.08.2016 08:31

        Я живу в стране с «парой сотен банков». Всё отлично инегрируется. ЧЯДНТ?


        1. ctapnep
          03.08.2016 17:46

          что интегрируется? На сайте интернет-магазина оплата проходит через логин твоего банка?
          Не путай с оплатой через глобальные платежные системы. В Прибалтике там таки реально совсем по-другому всё. Очень интересная и очень защищенная схема. Но она реально работает только если банков буквально несколько.


        1. ctapnep
          03.08.2016 18:21

          блин, я только сейчас понял, что мой предыдущий коммент запостился совершенно не в ту ветку и я тут веду разговор о чем-то совершенно не по теме. Простите, был не прав.


          1. Wesha
            04.08.2016 00:08

            То-то я и думаю: при чём тут вообще банки… разве что кредит взять на оборотные средства :) Извинения принимаются.


      1. usego
        03.08.2016 09:46

        В Латвии уже даже пенсионеры приучились счета в интернет банке оплачивать. Это быстрее, а главное дешевле, чем на почте / в банках, причем дешевле существенно. Страховки типа российского ОСАГО покупаются в основном интернете тоже. Потому попытки всяких Киви-Вемани тут закрепиться с терминалами оплаты — провалились.


        1. ctapnep
          03.08.2016 17:41

          Я в Литве тоже инетернет-банком пользуюсь. А вот в Штатах я почти везде пользуюсь кредиткой. Ибо оно получается проще, дешевле и деньги не уходят сразу. Да, есть места где за пользование кредиткой берут дополнительные деньги, там таки приходится оплачивать напрямую с банковского счета. Но это настраивается один раз и больше я туда не захожу годами. Так что по-любому в инетрнет-банкинг захожу весьма редко.


  1. usego
    02.08.2016 22:10

    Расскажу как житель не то северной, не то восточной Европы… В общем Латвии.

    Картами у нас пользуются меньше при оплате в Интернете, так как это тупо не так удобно, чем через прямую интеграцию со своим банком. Для оплаты картой надо вводить имя, фамилию, вбивать длинный номер карты, CVV, expirtation, потом ещё 3D secure банка открывается и там пароль вводи. В общем гемор. При прямой оплате через банк требуется лишь пройти auth банка и ещё раз ввести код с карточки / калькулятора для подтверждения платежа, что и так делается очень часто при обычной работе с интернетбанком и давно уже дошло до автоматизма.


    1. DjOnline
      03.08.2016 07:19

      Что за зверь?
      С каждым банком приходится делать интеграцию?
      В России такого пока не видел.


      1. usego
        03.08.2016 09:53

        У нас всего 20-30 банков, из них банков 5 охватывают аудиторию в 90+ процентов, вот с ними и интегрируемся. Есть ещё платёжные гейты, которые интеграцию на себя берут, тогда интеграция с ними идёт.


      1. martin_wanderer
        03.08.2016 11:47

        В России такая интеграция есть с несколькими крупными банками. Например, один сервис личной бухгалтерии позволяет для оплаты перейти в интернет-банки Сбера, Альфы и Промсвязи. На сайте ФНС еще можно так налоги оплатить. Но больше примеров в голову не приходит.


        1. DjOnline
          03.08.2016 19:58

          Но это видимо немного не то, хотя тоже круто и не для всех.
          Как расказывает usego и автор топика, европейские банки разрабатывают платёжную страницу, которые немного похожи друг на друга, и единственное преимущество я так понимаю в более низкой комиссии за эквайринг.
          То что сделало МоёДело http://www.moedelo.org/Press/Releases/AlfaBank тоже круто.


    1. cigulev
      03.08.2016 11:48

      Уточните, пожалуйста, вы говорите про Direct debit или про обычную оплату через интернет-банкинг?


      1. AlexPu
        03.08.2016 12:13

        Да… обычная оплата через интернет банкинг именуется direct debit во многих странах… в финляндии например… Но вот в UK это не так… Кажется в германии этот термин тоже неоднозначен… я пользуюсь одним немецким сервисом… там какие-то особенности…


      1. usego
        03.08.2016 12:36

        Честно говоря, про термин direct debit не слышал до чтения статьи.

        У нас ещё есть сервисы по оплате счетов, когда привязываешь к сервису один раз именно кредитку и далее сервис сам уже снимает с неё деньги при поступлении счетов от поставщиков услуг. Подобный сервис предоставляют и многие крупные банки с развитым IT, там уже счета оплачиваются автоматически прямо со счёта.


        1. AlexPu
          03.08.2016 13:55

          «У вас» это в США? Или в Эстонии?

          Что касается «автоматичской оплатой счетов», то как раз один из вариантов (но не любой! есть и другие варианты!) такой оплаты в UK именуется direct debit (тут я должен сразу оговориться, что «именуется» = «именовался примерно 15 лет назад». Вряд ли что то там моменялось, но фиг знает...) Это когда получатель платежа всесто выставления вам счета просто снимает с вашего счета (direct debit!!!) некую сумму денег за оказанные услуги, предоставляя подробный отчет (но не счет!!!) в электронной форме. Обычно если вы соглашаетесь на такую форму оплаты вам дают некоторую скидку… копеечную как правило, но и она на дороге не валяется

          Сейчас в Финляндии компании, которые оказывают потребителям услуги могут пересылать счета (именно счета) прямо в ваш банк (для чего имеются специально обученные посредники), а вы просто подтверждаете их оплату (или устанавливаете автоматическое подтверждение). Как вариант счета могут высылаться не в банк а в специальный сервис, который уже имеет платежный линк ко всем банкам страна (что не мудрено, ибо их тут штук пять всего), а также принимает платежи иных видов (актуально напр, если вы нерезидент страны). Для тех провайдеров услуг, которые по какой-то причине не считают нужным выставлятьсчета, почта предоставляет услугу сканирования счетов пришедших на адрес плательщика с пересулкой их электронной версии этому плательщику, вместе со сгенерированным цифровым баркодом (вместо введения реквизитов вставляется баркод)

          Но в финляндии direct debitэто непосредственное перечисление средств со счета плательщика, на счет получателя вне зависимости от того, кто был инициатором платежа…


          1. AlexPu
            03.08.2016 14:10

            Упс! Посыпаю голову пепельным перлом!

            Не direct debit (это именно прямое списание средств со счета плательщика — именно оно в UK), а direct PAYMENT, на крайняк — direct deposit (последний термин самый корректный, но мало используемый) — это я пробежался по интернет магазинам — именно direct payment — платеж осуществляется со с банковского счета напрямую на счет продавца или поставщика услуги


  1. DmitrySpb79
    03.08.2016 09:31
    +1

    Могу сказать про голландский iDeal.

    Суть в том, что зарплатные карточки в Голландии — не пригодны для оплаты в интернете, ни номера ни CVC-кода у них тупо нет. Оплатить покупку в супермаркете ею можно, а вот онлайн что-то купить, фиг. Зато есть этот самый iDeal, который по умолчанию умеет работать со всеми местными банками, и им можно онлайн оплачивать покупки (даже отдельной регистрации не надо, все банки iDeal поддерживают).

    В общем, платить можно, но проблема в том, что про iDeal знают только голландские магазины, еще правда можно пополнить счет Paypal. Если же нужно купить что-то в другом месте (например на amazon), то надо заводить полноценную кредитку которая стоит около 20E/год.


  1. AlexPu
    03.08.2016 12:07

    Совершенно верно! В большинстве развитых стран Европы растет популярность такого метода оплаты, как direct debit (который в статье почему-то именуется альтернативным). Причины банальны — легкость подключения и удобство использования как для продавцоав, так и для покупателей (проблемы с локализацией не особо серьезные, ибо европейские интернет магазины по любому вынуждены создавать локальные версии своих сервисов уже просто потому, что НДС платится в стране — получателе).

    Удобство для продавца состоит в том, что он сразу получает всю сумму платежа (иногда не сразу, но это его, продавца собственное решение — некоторые продавцы предоставляют отсрочку платежа — я так покупал дорогущий лэптоп для жены два в одном — лептоп прислали, а срок платежа установили через три месяца...). Удобство для покупателя — в простоте совершения платежа, и высоким уровнем безопасности совершения платежа.

    Но главное, что это стало возможным только после того, как национальные правительства нетрадиционным образом простимулировали банки на предоставление подобных сервисов… А то ведь банкам оно как бы не особо и надо… им бы кредит выдать… лет на сто…

    А вот действительно нетрадиционный метод платежа это paypal — там сделано все, чтобы пользователи получали максимальный гемор… Нет оно конечно, бывает, что обходится и без гемора, но это скорее исключительный случай…


    1. usego
      03.08.2016 12:41

      Банкам выгодно — они свой % с транзакции имеют и не отстёгивают его VISA/MasterCard


      1. AlexPu
        03.08.2016 13:38

        Банкам много чего выгодно, но вот размер процента с разных операций разный… И объем трудозатрат тоже разный…

        Самое выгодное дело для банка не принимать от населения денег на хранение вообще, только выдавать им ипотечные (ТОЛЬКО!) кредиты на максимально возможный срок, и просто получать ежемесячные платежи — самый эффективный вид банковской деятельности (в таких случаях юанки одалживают не свои деньги, но имеют устойчивый доход с каждого платежа в виде маржи и service fee на много лет, а то и десятилетий вперед)

        А самое геморное дело для банков это обеспечение денежных переводов — в сущноси дело обстоит таким образом, что государство позволяет банкам заниматься рсотовщичеством в обмен на то, что они обеспечивают надежную систему перевода денежных средств (Только не надо рассматривать это как закон — это просто утрированная точка зрения)


        1. usego
          03.08.2016 14:17

          Не берусь судить, что банку выгоднее, но безопасный процент за обслуживание платежей не поставит банк на колени, в отличии от «плохих» ипотечных активов, как это было в Латвии с ипотечным кризисом в 2007. Тут банки до сих пор держат на балансе «плохие» активы и потихотьку распродают их.


          1. AlexPu
            03.08.2016 14:31

            Я не знаю кто и кого сталил на колени (хотя конечно никто не освобождает банки от соблюдения разумных мер резервирования), но с точки зрения ЭФФЕКТИВНОСТИ получения денег кредитование под залог САМЫЙ выгдный. Посудите сами — все что нужно сделать — немного поработать в самом начале привлекая подходящих клиентов и… в общем-то все — деньги заемщику даются не свои (фактически это деньги ЕЦБ, которые через биржевые торги передаются коммерческим банкам), доходы защищены законодательно… Да иногда приходится нести судебные издержки, но в пересчете на всех заемщиков это исчезающе малая сумма…

            А с платежами дело другое — нужно поддерживать саму инфраструктуру платежей — в сущности для банка это самый дорогой и самый геморный способ зарабатывания денег… И не исключено, что все или почти что они на этом зарабатывают, идет на содержание этой инфраструктуры…