Приветствую!

В продолжение статьи о регистрации безналоговой компании в Эстонии хочу поделиться с Вами информацией связанной с VAT (Value-added tax — аналог нашего НДС).

Если Вы зарегистрировали, или планируете зарегистрировать компанию в Эстонии для IT бизнеса, а именно для предоставления услуг, Вы с наибольшей вероятностью задумаетесь над вопросом: «А нужен ли мне VAT номер»?

Исходя из практики и общения с моими клиентами, могу Вам сказать, что Вы не один, кто ищет ответ на этот вопрос.
Учитывая этот факт я постараюсь дать публичный ответ на этот вопрос здесь, на «Мегамозге».

Полезная информация для тех, кто впервые слышит о VAT, или не уверен, что правильно понимает, что это такое:

Итак, что такое VAT можно прочесть в Википедии.
Конкретнее о EU VAT можно так же прочесть в Википедии.
Что такое VAT number (синоним VAT ID) можно увидеть тут.

На сегодняшний день, практика в Эстонии показывает, что Вы не получите VAT number если:
  1. Вы не резидент Эстонии или хотя бы ЕС (*неофициальный источник)
  2. Вы не ведете бизнес на территории Эстонии (реальный офис и сотрудники)
  3. у Вас нету налогооблагаемого VAT оборота в Эстонии (у Вас должны быть реальные сделки с контрагентами из Эстонии)


А если и получите с помощью хитростей, например, купите готовую компанию с VAT number, у Вас его могут забрать на основаниях указанных выше, или если Вы:
  1. не будете подавать ежемесячные декларации по VAT.
  2. не будете подавать ежемесячные декларации по заработной плате
  3. будете подавать указанные в пунктах «а» и «б» декларации, но нулевые.


Но не спешите расстраиваться, так как Вы можете работать с Вашими контрагентами и без VAT номера.

По общему правилу утвержденному COUNCIL DIRECTIVE 2006/112/EC on the common system of value added tax при экспорте услуг с территории Евросоюза, EU VAT не применяется. Согласно этой Директивы, местом оказания услуг является место регистрации заказчика.

То есть продажи IT услуг компанией зарегистрированной в Эстонии за территорию Еврозоны не являются объектом налогообложения VAT и получение VAT number не является обязательным.

Теперь давайте разберемся с необходимостью получения VAT number при продажах IT услуг компанией зарегистрированной в Эстонии заказчикам зарегистрированным на территории Евросоюза (но не в Эстонии):
Согласно пункта 1, параграфа 19 эстонского Value-Added Tax Act, Вы освобождены от получения VAT number при таких продажах.
Существующий лимит в 16000 евро\в год в пределах которого можно вести деятельность без получения VAT number не применяется.

И наконец, если Ваша и Вашего заказчика компании зарегистрированы в Эстонии, то после достижения лимита по доходу на территории Эстонии в 16000 евро\в год Вы будете обязаны получить VAT number.

Моделируем ситуации:

Итак, давайте предположим, что Вы зарегистрировали компанию в Эстонии и занимаетесь разработкой ПО для внешних заказчиков (аутсорсингом).
Команда девелоперов у Вас в Украине, РБ, РФ.

Заказчики у Вас юридические лица в:
  • США, Канаде, Латинской Америке, Азии, Оффшорах.
  • UK, ЕС (но не в Эстонии).
  • Эстонии.


США, Канада, Латинская Америка, Азия, Оффшоры
Вы выставляете счет без VAT.
Вы не обязаны получать VAT number в Эстонии.

UK, ЕС (но не Эстония)
Вы выставляете счет без VAT.
Вы не обязаны получать VAT number в Эстонии.

Эстония
До 16,000 евро в год Вы имеете право выставлять счет без VAT и не получать VAT number.
После достижения лимита Вы обязаны получить VAT number.
До достижения лимита Вы выставляете счет без VAT.

Касательно выплат команде денег на их местные ИП (в Украине — ФЛП):

Такие выплаты не являются объектом налогообложения Эстонским (Европейским) VAT.

Вывод:
Имея Эстонскую компанию, можно оказывать услуги (например, аутсорсинг) без получения VAT номера заказчикам со всего мира, кроме Эстонии, так как там установлен лимит по обороту в 16,000 евро в год.

Надеюсь, статья будет Вам полезна!

P.S.: Дайте знать, пожалуйста, что контент Вам интересен, и в будущем я напишу статью общую по Европейскому VAT (по товарам и услугам), а не конкретно по Эстонскому VAT, который возникает или не возникает при оказании услуг.
Есть ли у Вас компания в Эстонии?

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Проголосовало 53 человека. Воздержалось 19 человек.

Комментарии (8)


  1. general
    19.05.2015 12:31

    А можете написать, как принимать PayPal платежи от физлиц на компанию в Эстонии?
    Насколько я понял, PayPal в таких сделках выступает в роли банка, а значит надо фиксировать в бухгалтерии каждый поступивший в PayPal платеж. Определять местонахождение клиента по IP и на основании этого решать — платить ли с этого платежа VAT. Все действительно настолько печально?


    1. lawboot Автор
      03.06.2015 17:53

      Приветствую! наконецто нашел время Вам ответить.

      Вопрос №1. Да в данном контексте пейпал можно сравнить с банком. И да нужно фиксировать в бухгалтерии каждую транзакцию.
      Первичной документацией при приеме платежей компанией, зарегистрированной в Эстонии, через PayPal являются квитанции о приеме платежей (Sales Receipt), которые генерируются автоматически при приеме платежа.

      Вопрос №2 (касательно VAT) Для того чтоб установить местонахождение клиента, при настройках счета (в самом пейпале) Вы можете указать какие данные будут отображаться в квитанции о приеме платежей, в случае с Эстонской компанией и идентификацией клиента для целей VAT необходимо, чтобы отображалась информация о местонахождении и гражданстве покупателя. Таким образом будет прямо подтверждаться источник дохода и обязанности по VAT.

      Надеюсь ответил на Ваш вопрос


  1. awoland
    19.05.2015 13:22
    +1

    Меня тоже интересует данный вопрос… Как и сама процедура регистрации корпоративного бизнес-счёта в PP на компанию в Эстонии. Какие данные и документы запрашивает PP при открытии подобного счёта?


    1. lawboot Автор
      19.05.2015 13:39
      +1

      Я отвечу в коменты на выходных как это сделать. Сейчас, увы, нету времени.


      1. Zegaldis
        28.05.2015 01:22

        Появилась ли возможность ответить?
        Мне уже тоже интересно :)


        1. Mendel
          29.05.2015 02:02

          +1
          И еще пару вопросов возникает, не совсем по НДС, но в первой статье тоже не понял:
          1 — чему равна стоимость поддержания такой компании? Бухгалтерия это 600-700 евро в год, как я понял, но есть еще расходы? Юридический адрес например?
          2 — За директора налоги как я понял можно не платить, если он не резидент, а минимальную з/п нужно какую-то при этом выплачивать? Или можно оставить ноль и всё?
          3 — Если иметь электронную карточку на учредителя (и как я понимаю на директора?), то можно ли открыть счет без личного присутствия?
          4 — интернет-эквайринг такой компании дадут без особых проблем, или нужны танцы с бубном?
          5 — я правильно понимаю, что местные власти и банки без проблем принимают «странные» документы и взаимоотношения? Под странными я имею ввиду вполне себе законные вещи, но достаточно нестандартные. К примеру у человека несколько гражданств, в каждом разные фамилии, при этом их не два а три, и скажем нужно подтвердить, связь одного из этих паспортов с собственностью или родственными отношениями по другому паспорту, все бумаги подтверждающие все телодвижения есть, даже переведены, апостилированы и т.п. Или вот к примеру у меня есть различная собственность которой я владею де-факто, но де-юре это не совсем так. Например я открыл наследственное дело, но не оформлял наследство. Собственником недвижимости числится покойник, но никто кроме меня не может стать наследником (сроки), а для меня сроки уже не действуют (заява есть, дело открыто)… Я почему спрашиваю? У меня оно просто всегда и всё выглядит как-то так… У меня на одной работе требуют сдавать декларацию о доходах, так меня отдел кадров за два месяца дергает, а потом всем отделом читают :)


          1. lawboot Автор
            03.06.2015 18:25

            — юр адрес около 140-150 евро в год
            — директору можно ничего не платить и это законно (мы не привыкли к такому, согласен)
            — в некоторых банках открывают удаленно если есть виза в загране Шенген
            — интернет еквайринг можно прикрутить, но все зависит от Вашей деятельности. Если у Вас злая фарма или адалт — будет сложно, если белый биз, то не проблема.
            — мне тяжело Вам ответить. По наследству — Вы не собственник пока не оформили должным образом наследство. Де-факто собственность владеть на законных оснаваниях нельзя (только де-юре, ведь институт собственности сугубо юридическое понятие с экономическим подтекстом). Три паспорта с разными фамилиями для меня загадка. Буду рад услышать подробные описания и вопросы по последнему пункту, и может помогу. п.с. мое личное мнение: может лучше потратить деньги на юриста и он Вам все документы приведет в порядок, чем пускать это на «самотек»?


            1. Mendel
              04.06.2015 11:18

              За ответы БлагоДарю!

              Ну мне упорядочивать собственность смысла нет.
              Это один из вариантов защиты активов. Плюс конкретно с наследством это еще и сокрытие фактического адреса проживания от любопытных лиц. Если всерьез искать то оно конечно не поможет, но как первая линия обороны вполне себе. Как вы знаете любая государственная база как в Украине так и в РФ доступна для запросов за небольшое коррупционное вознаграждение чуть ли не любому гражданину…
              На счет паспортов — напишу в личку. Вдруг интересно будет.