До недавних пор мобильные операторы (МО) предлагали услуги мобильного доступа в Интернет и услуги голосовой связи. Как результат, их сети разрабатывались для использования персональными устройствами пользователей, включая смартфоны, ноутбуки и планшеты. Однако, сейчас МО должны подготовиться к тому, чтобы начать предлагать на рынке новый тип услуг в рамках концепции Интернета вещей (Internet of Things, IoT), которая включает устройства, которые раньше не имели развитых сетевых возможностей, начиная от многофункциональных датчиков и интеллектуальных счетчиков коммунальных компаний, заканчивая автомобилями и грузовиками с подключением к сети Интернет производителей машин и логистических компаний. Новые сценарии использования IoT появляются почти каждый день, что дает возможности для развития бизнеса как МО, так и поставщиков платформы IoT.

Согласно Gartner, к 2020 г. в мире будет насчитываться почти 21 млрд устройств с поддержкой концепции Интернета вещей. Не важно, является ли эта цифра точной – некоторые специалисты думают, что она завышена (на самом деле, Gartner снизила прогноз за последние несколько лет) – МО стоит быть готовым к росту количества устройств, использующих их сети. Это потребует фундаментального пересмотра инфраструктуры, которая сможет эффективно обрабатывать возросшую нагрузку. Если этого не сделать, МО не смогут привлечь пользователей IoT, что снизит лояльность к ним, когда зайдет речь о предоставлении услуг голосовой связи и мобильного Интернета.

Инфраструктурные требования IoT

Помимо увеличения объема трафика МО должны учесть, что IoT-устройства могут осуществлять коммуникацию не так, как это делают смартфоны и компьютеры. Некоторые IoT-устройства обмениваются небольшими объемами данных и быстро отключаются от сети. Такие устройства включают в себя интеллектуальные счетчики (например, газовые или электрические). Они передают последние показания в централизованное хранилище данных. Напротив, автомобили с подключением к сети Интернет могут обмениваться не только информацией о диагностике с центральным узлом, но и предлагать услуги широкополосного мобильного доступа для встроенных информационно-развлекательных систем, что создаст большой объем трафика на большом промежутке времени.

Эти различия в поведении конечных IoT-устройств создают различные требования к сети и центру обработки данных, который занимается обработкой и размещением информации. Например, 4G-сети идеально подходят для автомобилей с расширенными сетевыми возможностями, но их использование для устройств коммунальных компаний может быть нецелесообразно. Для подобных систем требуется канал с низкой пропускной способностью, для доступа к которому требуется минимальное напряжение. Некоторые МО уже занимаются развертыванием сетей WAN (LP-WAN) с пониженным энергопотреблением, включая компании LoRa и Sigfox. Они будут работать параллельно с традиционными сетями 3G/4G, предназначенными для IoT-систем, для которых требуется низкая пропускная способность и низкое напряжение для сохранения ресурса аккумуляторов IoT-устройств на протяжении нескольких лет.

Для центров обработки данных внедрение облачных технологий имеет исключительно высокое значение. Очень важно иметь возможность оперативно развернуть виртуальную среду, которая будет предлагать функциональные возможности сети и IoT -платформы в соответствии с каждым конкретным сценарием использования IoT. Для того чтобы добиться и сохранить непрерывную доступность IoT-приложений и не отставать от темпов развертывания новых проектов IoT, компании должны гарантировать, что их облачная инфраструктура работает надежно и может адаптироваться в соответствии с изменяющимися условиями.

Подготовка к развертыванию концепции IoT

В целом, отрасль поставщиков услуг значительно продвинулась в процессе создания инфраструктур и сервисов с поддержкой IoT. Как уже говорилось, несколько поставщиков услуг уже развертывают сети LP-WAN в дополнении к уже имеющимся сетям 3G/4G. Консолидация инфраструктур также идет полным ходом, что позволяет не только снизить общие расходы, но и предложить новые сервисы гораздо более оперативно, т.к. сети стали проще в процессе этой консолидации.

В рамках первых проектов по адаптации IoT поставщики услуг внедрили облачные технологии, включая Network Functions Virtualisation (NFV), для создания инфраструктурных компонентов, которые будут поддерживать сценарии использования IoT. NFV – это концепция сетевой архитектуры, в рамках которой виртуализируются целые классы функций сетевых узлов путем создания конструктивных элементов которые могут подключаться или образовывать целые цепочки для создания масштабируемых коммуникационных сервисов.

Изначально NFV разрабатывалась для снижения капитальных и операционных расходов поставщиков услуг. Сейчас же они рассматривают NFV в качестве решения для предоставления новых сервисов и более быстрой адаптации существующих. В условиях, когда IoT-системы предъявляют различные требования к сети и поддерживаемым приложениям, решения на базе NFV станут необходимыми для поставщиков услуг, которые хотят выйти на IoT-рынок.

Несколько последних препятствий

Эпоха Интернета вещей приближается, и у провайдеров услуг есть возможность принять активное участие в развитии этой концепции. Поставщики услуг смогут предложить базовые сервисы радиосвязи для IoT-устройств, однако многие из них хотят участвовать более активно и предлагать полноценные IoT-платформы. Хотя современная облачная инфраструктура и внедрение технологии NFV создают должную основу для новых сервисов, перед поставщикам услуг стоит еще целый ряд неразрешенных проблем.

Подключение IoT-устройств – это одно, а защита устройств и приложений – это совсем другое. Поставщики услуг начали все больше уделять внимания вопросам информационной безопасности в свете последних атак киберпреступников. И это также сделало многие компании более осторожными в отношении выхода на рынок IoT-услуг.

И, возможно, это не так уж и плохо. В конечном счете, мы, как пользователи (компании или частные лица), только получим преимущества, если сети и инфраструктуры будут иметь высокий уровень защиты.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (5)


  1. olloy
    07.09.2016 16:23
    +3

    прочел дважды, силясь понять, о чем все таки эта статья?)
    или это эксперимент с яндекс рефератами?


  1. sumanai
    07.09.2016 17:24
    +1

    Самое больше препятствие тут- это округление трафика со стороны мобильных операторов вплоть до мегабайта. Толку от того, что датчик передаёт 10 байт в ча, если это округлиться до мегабайта?
    И вообще, зачем им мобильная сеть, WiFi должно хватить. Лично я ничего в интернет пускать принципиально не буду, нечего им там делать. Всё должно обрабатываться локально.
    Ну и последние законодательные веяния ставят крест на всей этой сфере в России.


    1. kail
      07.09.2016 18:12

      10 байт в час посылайте по смс, дешевле по цене, надёжней и заметно дешевле по энергозатратам.

      У WiFi, во-первых, и так забит эфир. Во-вторых, он работает на сравнительно небольших дистанциях при прочих равных. В третьих, работает только там, где у БС есть сетевое питание и нормальный канал связи (хотя тут, опять же, поможет 2G-3G).

      А вообще, статья то как раз про то, что параллельно GSM/UMTS связи развёртываются чисто технологические сети M2M и сопутствующаыя инфраструктура, к потребительской связи отношения не имеющие (и ценообразование там, соответственно, другое).

      И да, статья слабенькая, хотелось бы побольше.


  1. kail
    07.09.2016 18:02

    [промахнулся веткой]


  1. Onito
    08.09.2016 09:20

    Дааааа пустить в интернет устройство выполняющее какую-то важную функцию в доме, что бы потом его взломали и спалили дом. И кто гарантирует что такой кейс не возможен?