Доброго времени суток всем любителям телекома. Мы продолжаем рассказывать вам про самые интересные моменты работы сети МТС вместе с директором Департамента эксплуатации конвергентных сетей и сервисов МТС Андреем Серегиным.

Напомним, что в нашем первом посте Андрей Вячеславович рассказал, как работает наш Центр оперативного управления мобильной сетью в Краснодаре. Во втором посте – ответил на ваши вопросы по работе центра. Сегодня Андрей Вячеславович ответит на волнующий всех вопрос, почему иногда «падает» сеть мобильных операторов.

Каждый абонент, рано или поздно, может столкнуться с ситуацией, когда при хорошем уровне сигнала сети не получается позвонить или скачать/отправить информацию. Предлагаю поговорить о причинах такого явления в сотовых сетях и возможностях операторов минимизировать неудобства для абонентов.

На языке технических специалистов такая ситуация называется «локальные перегрузки». В нашей жизни мы тоже часто сталкиваемся с «локальными перегрузками» — будь то на дороге в пятничной пробке на выезде из города или даже в торговом центре в очереди за новым iPhone в ночь старта продаж. На сети тоже могут возникать «узкие места» в какое-то время или в каком-нибудь месте.

image
Сеть у нас никогда не падает на уровне коммутации или «на транспорте», потому что там всегда поддерживается большая пропускная способность. Проблемы возникают, как правило, на радиоподсистеме. Вот, к примеру, стоит башня с базовой станцией далеко за городом, в чистом поле. В обычной обстановке у нее нагрузка 10 эрланг (непрерывное использование голосового канала) – то есть одновременно всегда говорят 10 человек. Это могут быть, например, бабушки из соседней деревни, дачники, отдыхающие из близлежащего пансионата, водители проезжающих неподалеку автомобилей и т.д. В целом базовая станция может быть рассчитана на 28 звонков одновременно. И вдруг на корпоратив в это поле или пансионат приезжает 50 человек. И все начинают одновременно звонить. Естественно, они «завалят» эту станцию. Это будет сравнимо с тем, как в метро 50 человек одновременно попытаются протиснуться в одну дверь вагона.

Кстати, раз уж речь зашла о метро. У связи в метро есть интересная особенность. Если вы едете в туннеле, а между станциями нет сигнала сети, то по прибытию поезда на станцию ваш телефон, а также телефоны еще сотен абонентов, одновременно начнут устанавливать соединение с появившейся сетью. В этот момент «узким местом» становятся служебные каналы сигнализации. Из-за резко возникшей перегрузки это кратковременно не позволит передавать/принимать данные или совершать звонки.

Через некоторое время лавина сигнализации спадает, и интернет-страницы снова начнут загружаться, а звонки – доходить до абонентов. Но как только поезд отойдет от станции, связь может снова прерваться.

Что же может предпринять в таких ситуациях оператор, заботящийся об абонентах?

В метро лучше всего, конечно, проложить излучающий кабель в тоннеле, чтобы радиопокрытие было непрерывным. Это устранит первопричину проблемы. Можно также побороться с последствиями проблемы, увеличив количество каналов сигнализации или подобрав особенные параметры для базовых станций в метро, снижающие сигнальную нагрузку. Все это делается в зависимости от технических возможностей и инженерных сложностей.

Но вернемся к нашей теме. Естественно, что для решения проблемы перегрузки сети при массовом скоплении абонентов устанавливаются дополнительные базовые станции: непосредственно в пансионатах, бизнес- и торговых центрах, на спортивных стадионах, в развлекательных комплексах. Это так называемые индор базовые станции.

Важно проактивно следить за развитием города или региона и еще на этапе строительства новых объектов прокладывать все каналы связи и устанавливать индор базовые станции. Также необходимо следить за планируемыми крупными событиями: концертами, спортивными играми, форумами, конгрессами и т.д., чтобы заблаговременно оценить возможности сети и успеть их подтянуть до нужно уровня.

В целом это уже привычная, можно сказать, будничная работа каждого оператора. Интересно, что в последнее время операторы стали объединять силы для совместного построения сети высокой пропускной способности в локальных зонах. Наиболее ярко это проявилось при обеспечении связью новых стадионов, строящихся к ЧМ 2018 года по футболу.

SON


Достаточно новой и интересной технологией, внедренной у нас в Москве, является SON (self-organizing network — самоорганизующиеся сети). Среди множества полезных функций SON есть функции, которые помогают избежать «падения» сети. Как это работает? Допустим, какая-то базовая станция вышла из строя — что сделает система SON? Она смотрит на статистику – если трафик распределился между станциями и качество покрытия пострадало незначительно, то она, естественно, ничего не делает. Если SON видит, что трафик «просел», и появилась «дыра» в покрытии и что абоненты со станции, которая выключилась, никуда не перераспределились, то она увеличивает мощность, меняет углы наклона антенн соседних станций, чтобы эту область покрыть сигналом. «Рана» на сети затягивается. Так что SON можно назвать «доктором» для сети.

image

Аналогично функции «доктора» SON может практически мгновенно изменять параметры базовых станций с целью уменьшения перегрузки на одной базовой станции за счет ресурса соседних. Алгоритм похож на описанный выше, только применяется он не когда БС выходит из строя, а когда находится под чрезмерной нагрузкой.

Новый год


Новогодняя ночь является особенным примером перегрузки сети, которую трудно назвать локальной. В первые часы Нового Года нагрузка на сеть возрастает везде, где есть встречающие Новый Год абоненты. Стоит отметить, что никто в мире не расширяет базовые станции под такой всплеск нагрузки.

При этом на Новый год мы вводим специальные параметры сети, которые позволяют пропускать повышенную нагрузку в ущерб каким-то второстепенным функциям. Например, мы отключаем повторный пейджинг. Что это значит. Если вам кто-то пытается дозвониться – первое, что делает сеть, она ищет вас, рассылая пейджинговые сообщения. Находитесь ли вы в зоне действия сети или нет. Если ваш телефон не ответит на запрос сети, то она еще и еще раз шлет сообщения. Когда в Новый год сеть перегружена, многие запросы или ответы «теряются», и получается, что мы сами себя «заваливаем» повторными пейджингами. Поэтому лучше один раз сделать пейджинг. Если ты не ответил, то человек просто перенаберет. Зато другие дозвонятся.

В последние годы в новогоднюю ночь мы наблюдаем следующую тенденцию: всплески голосового трафика и SMS уменьшаются. Люди реже звонят или отправляют SMS сразу после боя курантов. Сейчас в основном растет передача данных. Люди поздравляют друг друга в соцсетях и через мессенжеры.

Хотя на Красной площади еще бывают перегрузки в новогоднюю ночь. Но в целом в Москве такого аврала, как было лет 10 назад, уже нет. Так что Новый год сейчас проходит довольно «скучно».
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (10)


  1. abcdsash
    20.09.2016 16:26
    +3

    хочется напомнить что такое Эрланг.

    из текста:

    В обычной обстановке у нее нагрузка 10 эрланг (непрерывное использование голосового канала) – то есть одновременно всегда говорят 10 человек.


    НЕТ!!! 1 Эрланг это когда 1 абонент занимает голосовой канал в течение 1 часа:

    из вики:
    1 эрланг (1 Эрл) — соответствует непрерывному использованию одного голосового канала в течение 1 часа. То есть если абонент проговорил с другим абонентом в течение одного часа, то на телекоммуникационном оборудовании была создана нагрузка в один Эрланг.



  1. dmitryrf
    20.09.2016 16:26

    Можете рассказать как происходит изменение угла наклона антенн? Насколько я знаю, они выставляются один раз монтажниками и никаких приводов в них нет.


    1. yalex1442
      20.09.2016 17:46

      Видимо некоторые модели БС позволяют удаленно ругулировать наклон.


    1. Templton
      20.09.2016 19:58
      +1

      ФАР.


  1. zte189
    20.09.2016 17:46
    +2

    Интересно про SON, жаль, очень мало информации вы по этой технологии раскрыли. Секрет фирмы?)


    1. crypby
      26.09.2016 22:47

      Тут можно прочитать по SON в общем http://cellwize.com


  1. Adamantium
    21.09.2016 00:32

    В целом, читается с интересом, захватывающе… Но неожиданно резко закончилось. Понятно, что это только начальная раскачка корпоративного блога, но всё же, хотелось бы несколько больше подробностей.
    Например, как конкретно операторы взаимодействуют друг с другом? За городом, видимо, используют одну высокую мачту-вышку для установки всех антенн. А ещё где как?


  1. nevzorofff
    21.09.2016 00:33

    Пользуюсь не МТС, другим оператором, покрытие по городу UMTS900 все БС и примерно половина имеет довесок в UMTS2100. При устойчивом сигнале и режиме UMTS-only на телефоне чтобы я не дозвонился с первого раза(ну или не услышал автоиныформатор с того конца провода) — не бывает вообще.
    28 Эрланг на базе это же GSM? У UMTS сколько?


  1. Kapella
    21.09.2016 00:33

    Да, полезной информации действительно мало.
    Я не видел ни одной базовой станции с оборудование позволяющим поворачивать или наклонять антенны. Возможно, это где-то и используется, но очень локально, например при покрытии крупных мероприятий. А вот изменение мощности на антенне вполне возможно и почти не требует дополнительного оборудования. Чаще сталкиваемся с проблемой поворота антенн (секторов) вручную…


    1. abcdsash
      21.09.2016 02:10

      да ничего подобного.
      там есть кроме «вручную» еще методы, например, движущаяся пластина из диэлектрика внутри антены, системы рычажков внутри антены… в общем то от производителя зависит, что и как влияет на диаграмму направленности.

      вот тут: http://femtosota.blogspot.ru/p/gsmumts4g.html

      можно посмотреть, например.

      Внешне антенны будут иметь тот же механический угол наклона (2-4 градуса, как правило), а электрическое управление может его менять так или иначе. Да в общем то это и не будет снаружи никак заметно.

      Конечно, в более старых конструкциях приходится бойца отправлять на регулировку…