image alt text


Последние годы в профессиональных сообществах наблюдается вялотекущая депрессия касаемо будущего профессии системного администратора. Регулярно встречаются мысли о том, что местных специалистов вытеснят облачные провайдеры и аутсорсеры. Но с первых упоминаний облачных систем прошло уже лет 5, вакансии администраторов все также появляются, а на форумах продолжают общение на профессиональные темы.


И все же, отношения бизнеса и IT изменились. В этой статье хочу поделиться некоторыми наблюдениями и выводами из собственного опыта. Возможно, кому-то это поможет в общении с руководством небольшой компании, а другому подкинет пару мыслей о дальнейшем карьерном пути.


Спойлер о том, почему вообще появилась эта статья, а я взялся рассуждать на тему карьеры в IT.

Около 8 лет я посвятил системному администрированию Windows-среды, особенно плотно занимался Exchange. В этом качестве успел поработать как в маленьких компаниях из 6-70 человек, так и в относительно крупных предприятиях на 500 хостов. Довелось как участвовать в крупных инфраструктурных проектах компаний-интеграторов, так и продавать серверное железо и мониторы. Пробовал себя в роли руководителя IT-отдела и presale-инженера в зарубежной софтверной компании.


В общем, собрал собственный сад граблей разной степени твердости и опробовал некоторые советы "карьеристов" на практике. Сейчас по роду деятельности приходится плотно общаться с бизнесменами и предпринимателями, что позволило взглянуть на ситуацию в IT с другой стороны баррикад.


В тексте не будет тонких психологических советов из сферы HR, не будет сферических коней в вакууме – только собственный опыт и рассуждения о месте IT-специалиста в современном бизнесе. Присоединяйтесь в комментариях, если вам тоже есть чем поделиться.


Штатные и внештатные специалисты


Как вы думаете, почему аутсорсинговые компании оказываются ближе и понятнее руководству вашей организации, чем собственные специалисты? Если отбросить эффект "человека в форме", то представители подрядчика говорят на понятном директору языке и наглядно показывают, где и как будет происходить экономия. То есть, они рассказывают о преимуществах для бизнеса, а не о тенденциях развития виртуализации.


Вообще, эти преимущества вряд ли склонят директора к закрытию собственного IT-отдела. Сократить людей не так просто и процесс может съесть всю экономию. Но перспективные проекты вполне могут отдать сторонним подрядчикам, а вы просто потеряете контроль над некоторыми элементами инфраструктуры. Новую CRM вполне может внедрить некто извне с использованием облачных технологий. Дальнейшую поддержку, скорее всего, отдадут ему, ведь кто откажется от возможности регулярно получать деньги и дальше?


image alt text


Однажды ездил на обновление Microsoft Exchange в один крупный петербургский банк. Технический директор заодно попросил разобраться с отваливающимися на его компьютере сетевыми папками, сославшись на некомпетентность местного персонала. Как выяснилось, человек просто игнорировал политики собственной компании и сидел с локальной учетной записью, используя для доступа к доменным ресурсам сохраненный и уже не актуальный пароль. Разумеется, местные специалисты обращали его внимание на корень проблемы, но мнение человека извне почему-то было оценено выше.

Для менее цивилизованных компаний отказ от собственного подразделения IT тоже маловероятен, даже если технически это легче провернуть и "серая" зарплата позволяет сократить человека практически без потерь. Дело в том, что пропадет ощущение контроля над ситуацией и с подрядчиком придется общаться в рамках бумажных договоренностей, оплачивая любые отступления. В случае с собственным персоналом можно банально зайти в кабинет, “раздать приоритеты” и добавить обязанностей совершенно бесплатно. Неприятно, но подтверждение этим словам многие читатели наверняка найдут в своем прошлом опыте.


Например, в одной маленькой солодовенной компании из 60 человек руководитель IT-отдела не только выполнял свою работу и внедрял новое, но и администрировал сеть в загородном доме владельца, решал проблемы с его телефоном и помогал друзьям бизнесмена с компьютерами. Очевидно, что подрядчика так в оборот не возьмешь.

Итого: вряд ли аутсорсинг в ближайшем будущем полностью заменит подразделения IT в малых и крупных компаниях, но потеснить с новыми проектами в состоянии.


Облачные альтернативы


Еще одна модная тенденция, суть которой уже размыта настолько, что облаками называют даже банальную ферму терминальных серверов. Тем не менее, настоящие облачные технологии за последние годы шагнули далеко вперед благодаря усилиям крупных игроков в профессиональных нишах.


Например, традиционно прохладно к облакам относятся крупные российские компании с массой сложных и запутанных систем. Но за последние годы появилась масса специализированных облаков, которые решают ресурсоемкие задачи:


  • Unity Cloud позволяет компаниям-разработчикам отказаться от собственного сервера сборки и фермы тестирования. Вместо этого программистам выдаются аккаунты в облаке, где и происходит магия. Между тем, поддержка собственной build-фермы обычно предполагает привлечение соответствующего специалиста;


  • С сервисами renderRocket и Autodesk A360 не обязательно собирать стойку с мощными серверами для рендеринга 3D-анимации и изображений. Даже рабочие инструменты дизайнеров доступны по подписке, что дешевле;


  • Одна из популярных CRM систем, SalesForce, делает ставку на облачные веб-сервисы, для которых не нужно устанавливать клиентские приложения и нанимать администратора. Более того, у них есть армия консультантов по внедрению и изменению бизнес-процессов.

Для большинства бизнес-процессов уже можно подобрать внешнюю услугу. Эта услуга с высокой вероятностью будет дешевле, и с ней в комплекте идет техническая поддержка.


Одно время работал в компании, разрабатывающей специализированное ПО для сотовых операторов. У них была система сборки и контроля версий Starteam, которую поддерживал отдельный администратор. В сущности, теперь его можно заменить облачной сборкой, для работы с которой не требуется глубоких административных навыков и знания серверного железа.

image alt text


Для малых компаний ситуация еще любопытнее, так как для них существует масса бесплатных или очень дешевых приложений для решения ежедневных задач: почта и календари-контакты от Google, задачи и совместная работа в Trello, офис и продажи от Zoho. Все это не требует услуг высококвалифицированного ИТ-специалиста, достаточно того, кто может установить Windows на ноутбук и подключить его к сети.


Был на собеседовании в питерской компании, которая разрабатывает ПО для розничных торговых сетей. У них в свое время сократили человека, отвечавшего за Active Directory и Exchange, так как почтовая система от Microsoft была заменена на корпоративный Gmail. Облачную почту, календарь и документы настроил лично технический директор, а второй администратор покрывал остатки физической инфраструктуры и бухгалтерию. Знаете, как мне объяснили переход с всемогущего Exchange на Gmail? Сказали, что последний работает стабильно, не требует больших административных познаний и отлично фильтрует спам. Остальное для них было вторично.

Особняком стоят организации с жесткими требованиями к географическому размещению своих данных и наличию сертификатов ФСТЭК. Пожалуй, для них облачное будущее в ближайшие годы вряд ли настанет, хотя провайдеры с необходимыми "галочками" в описании уже есть.


Итого: не стоит относиться к облакам лишь как к модной бесполезной идее. Технологии уже развились настолько, что их реально использовать в серьезной работе. В дальнейшем они будут становиться доступнее, так как основная масса вложений за первые годы уже отбита и ценовую политику можно ослабить. Для узких специалистов это совершенно точно означает меньше рабочих мест на предприятии, но больше вакансий у провайдеров услуг.


Кто виноват ясно, но что делать?


Стоит подготовиться к тому, что экономия и новые тенденции рано или поздно навестят вашего руководителя и сделают ему заманчивое предложение. Но можно проявить инициативу и предложить нововведения на более удобных вам условиях. Не зря ведь тренеры по переговорам рекомендуют не дожидаться предложения, а озвучивать его самостоятельно для получения наиболее выгодных условий.


В следующий раз, когда соберетесь обосновывать счет на апгрейд железа, предложите вариант сэкономить на менее критичных приложениях и перенести их в облако. Если стоимость такого облака на ближайшие 3 года (средний цикл апгрейда железа) будет ниже стоимости новых серверов, то это уже будет весомым аргументом. К тому же, бизнесмены любят платить по счетам с максимальной отсрочкой, так как деньги со временем дешевеют. А старое железо можно не просто списать, а с выгодой для бюджета продать профильной компании вроде Сервер Молл.


Первоначальный счет — стоимость вашего варианта + сумма за проданное старое оборудование = столько денег вы только что сэкономили бизнесу


Не нужно скромничать, обязательно подчеркивайте такие заслуги. Это создаст вам имидж технического консультанта, а не просто увлекающегося железом компьютерщика. Значит, с вами можно советоваться и вы вряд ли будете тратить деньги компании из желания попробовать более дорогое железо или технологии.


Когда-то разрабатывал новую схему резервного копирования для своей компании. До этого там использовалась дисковая полка, а в планах была защита от небольших катастроф и «маски шоу». Изначально для этого планировалось организовать небольшую дополнительную серверную в соседнем здании, протянуть туда оптику и переносить дубликаты резервных копий. Но предложенный вариант из ленточной библиотеки и перевозки кассет в банковскую ячейку оказался заметно дешевле. Компания получила гарантированную сохранность критичных данных в любом случае и за меньшие деньги (не нужна аренда помещения и протяжка оптики, которые могут не помочь при выездной проверке). Я же добавил к резюме работу с ленточными библиотеками HP корпоративного класса и популярный в те годы продукт от Symantec.

К слову о «масках», есть любопытная история про серверную в Газели. Не знаю, насколько история правдива, но какие только варианты смекалка не порождает.

Облака приведены как пример не просто так. Как и любая модная тенденция, технология на слуху и о ней, так или иначе, ваш руководитель слышал. Значительно проще продать то, с чем собеседник внутренне согласен и что ему знакомо. Если облака не подходят – предложите другое ПО или иной бренд с выгодными условиями приобретения. Фирма выиграет в деньгах, а вы добавите в резюме новые серверные приложения и бренды. К тому же, больший вес на собеседованиях имеют как раз проекты миграции или переезда с одной системы на другую.


Полезно быть в курсе основной деятельности бизнеса и знать о применяемых для этого инструментах. Если компания погрязла в таблицах Excel и ведет учет клиентов в почте, то самое время предложить CRM-систему и продемонстрировать следующие преимущества:


  • Экономия времени на обработку каждого потенциального клиента;


  • Возможность помнить обо всех этапах общения с клиентом, что минимизирует процент упущенных сделок;


  • Масса отчетов для руководителя, которые позволят держать руку на пульсе продаж и финансовых потоков. Руководители любят отчеты.

И вот вы уже полезный технический консультант по бизнесу, а не просто "компьютерщик" с непонятным языком. То есть, сочетаете в себе преимущества штатного специалиста и деловых людей из аутсорсинговых компаний. К тому же, вы уже предложили многое из того, о чем они будут рассказывать. Облака, экономия? Так у нас все это уже есть, в прошлом году внедрили.


План Б


Когда-то услышал любопытную мысль о том, что любому специалисту раз в 4 – 5 лет необходимо менять профиль деятельности. Это нужно, чтобы не застаиваться в зоне комфорта и не начать ненавидеть все связанное с IT. Для себя я когда-то нашел выход в изучении мобильной разработки и написании текстов об облаках. Первое на некоторое время стало хобби и привело к богатому миру Android, а второе вытеснило основную работу и стало источником дохода не следующую "пятилетку".


Кроме того, самую высокую концентрацию любопытных проектов по части IT-инфраструктуры я встречал лишь в интеграторах и провайдерах. Если вам не интересно в рутинной поддержке серверных систем, то подумайте о работе там. Ничего сверхъестественного от кандидатов в подобных компаниях не требуют, важен в первую очередь энтузиазм и голова на плечах. Кроме того, это отличный плацдарм для дальнейшего развития карьеры в крупный Enterprise. Треть моих бывших коллег из системного интегратора сейчас работают в компаниях масштаба Яндекс, SAP, Аэрофлот, Газпром Нефть. По крайней мере, так говорит LinkedIn.


image alt text


Вам уже успели посоветовать идти в программисты? С этой отраслью вполне может случиться то же самое, что произошло с экономистами и юристами, которые сейчас работают где попало и кем попало. Пока ситуацию спасает высокая потребность в кадрах, так как новые технологичные стартапы появляются ежедневно, если не ежечасно. Даже если не думать о перспективах рынка, профессия программиста хороша тем, что допускает работу на заказчика в любой точке страны или мира. Фриланс – отличная мера от непростой финансовой ситуации в стране.


Если раньше администрирование неплохо оплачивалось и имело низкий входной порог, то теперь все стало наоборот. Студентов технических ВУЗов выпускается много, все они хотят подработать и с чего-то начать. По части соотношения усилий к доходам интересно выглядит работа тестировщика. Можно практически без опыта устроиться на стартовые позиции и получить вполне рыночный оклад.


Одно время увлекся смарт-часами Pebble, которые были в те годы доступны только по предварительному заказу. И настолько это затянуло, что изучил язык C и написал несколько приложений для часов разной степени сложности. К слову, Pebble предлагает удобную облачную IDE с подробной и наглядной документацией. На мой взгляд, они вложились в SDK не хуже, чем Apple в свою платформу для разработчиков.

Кто же знал, что спустя 3 года мне доведется поработать на импортного заказчика с Upwork именно по проекту с Pebble. Сильно много денег я не заработал, но это были самые увлекательные две недели за последние годы.

В поисках новых путей развития карьеры вы можете найти занятие на следующие пару-тройку лет. Не упускайте шанс попробовать даже то, что требует времени и не сулит мгновенного дохода.


Удивительно, что человек ленится потратить несколько лет на собственное дело, но не ленится десятилетиями ходить по утрам на работу. Фраза не моя, но очень способствует выходу из зоны комфорта, чего и вам желаю.


PS. Открывать кафе тоже думал, только coffee-to-go теперь на каждом углу есть, а для более крупного проекта морально не созрел еще. Как сказал один товарищ, "у нас в Екатеринбурге кофе разве что из утюгов не разливают".

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (65)


  1. azsx
    20.09.2016 16:43
    +1

    Очень хорошая статья, только непонятно. Есть ли какие-то иные перспективы у обычных it работников кроме фриланса и организации собственного дела?


    1. dimskiy
      20.09.2016 17:05
      +1

      Типичная альтернатива – закопаться поглубже в какую-нибудь узкую технологию вроде SAP или баз Oracle, и там стать экспертом. Но тут нужна страсть и интерес, без которых «выше среднего» стать сложно. В любом случае, я бы плясал от того, что по душе и что интересно даже без денег. В этом направлении и стоит двигаться.
      Как вы понимаете, универсального ответа в таком случае нет и приходится долго «тыкаться» во все стороны. И все равно иначе никак, потому что профессиональное выгорание рано или поздно случается у любого, и тогда уже будет гораздо сложнее.

      Опять же, по своему опыту: раза 3-4 устраивался на работу «по инерции», хотя от обязанностей уже воротило совершенно невозможным образом. Каждый раз это заканчивалось тупиком и все с начала… Плюс, каждый раз поиск работы проходил раза в 2 дольше прошлого. Очень не советую до этого доводить.


      1. yury-dymov
        21.09.2016 07:25

        Я работаю в SAP почти 6 лет. Не уверен, что идея закопаться в SAP — это удачная стратегия. С точки зрения денег сейчас и в ближайшие лет 5-10 сложно найти варианты лучше в IT, но технически мы отстаем от индустрии и выезжаем за счет всеобщей безграмотности и маркетинга. Грубо говоря, лет через 10 как технический специалист вы едва ли кому-то будете нужны вне нашего уютного мирка. Другое дело, если вы захотите стать менеджером, или PMом, или кем-то еще, кто руками сам особо не двигает.


        Я для себя нашел решение, которое меня почти устраивает: делаю свои side-проекты и много занимаюсь самообучением, так как работа приходит "волнами": то аврал, то тишина и спокойствие, и тогда есть время на подобные активности. Но все равно после дивного мира OpenSource каждый раз коробит, когда приходится нырять обратно в технологии 10+ летней давности и объяснять "экспертам" на пальцах как работают базовые вещи.


        1. 1099511627776
          21.09.2016 08:32
          +1

          Я работаю в SAP почти 6 лет

          Можете более детально это дело описать. Потому как недавно говорил с определенными людьми и услышал фразы типа «SAP просто так не научишся, нужно со своим проектом...», «Сертификат фрилансеру не дадут а только с крупной фирмы и т.д. и т.п.», Спасибо


    1. Idot
      21.09.2016 08:04
      +1

      Фриланс — это конкуренция с индусами и пакистанцами. Не каждый такое потянет.


      1. immaculate
        21.09.2016 16:02

        Не согласен. У индусов и пакистанцев очень низкое качество и все более-менее адекватные заказчики это понимают. Ну и от области наверное зависит. Например, если PHP-фрилансер, то точно придется конкурировать по цене за еду.


        1. azsx
          21.09.2016 16:23

          У индусов и пакистанцев очень низкое качество и все более-менее адекватные заказчики это понимают.

          Заказчики сплошняком уходят в облака где от них вообще ничего не зависит, так как это немного дешевле и меньше ответственности на менеджерах внутри фирмы. Рискну погадать, что цена важнее качества товара. Экономия сейчас.
          если PHP-фрилансер, то точно придется конкурировать по цене за еду.

          В интернетах пишут, что java также не особо то котируется. Да fulstack сеньор с большим опытом еще более менее рассчитывает на зарплату более 200 тысяч рублей на руки в РФ. Но многие соглашаются на меньшие деньги. При этом зарплаты скорее падают.
          И это при том, что в РФ джавистам и 1 эсникам всё таки платят, в отличии от многих других языков программирования.


          1. immaculate
            21.09.2016 16:28

            Облако — это всего лишь среда исполнения. Кто-то должен написать код, который выполняется в облаке, само по себе ничего не делается.

            Если код пишется на Филиппинах, в Индии, Пакистане, то у заказчика получается полуработающее совершенно неподдерживаемое решение. Обычно, впрочем, даже до этого не доходит.

            Про java не знаю, но думаю, что там заработать можно и еще долго. На мой взгляд, java — это своеобразный Enterprise PHP, но тут мы совсем уклоняемся от темы.


            1. azsx
              21.09.2016 17:15

              Кто-то должен написать код, который выполняется в облаке, само по себе ничего не делается.

              Речь о том, что программистов, которые будут писать для облака надо значительно (в сотни раз) меньше, чем программистов и сисадминов, которые писали решения на месте под компанию.
              Если код пишется на Филиппинах, в Индии, Пакистане, то у заказчика получается полуработающее совершенно неподдерживаемое решение.

              Есть какие-то примеры? Просто субъективно мне кажется, что сейчас половина софта так или иначе пишется в азии и индии. В ес и сша архитекторы и прочие менеджеры сидят. При этом объяснение простое, значительно дешевле труд.


              1. immaculate
                21.09.2016 17:38

                Я говорю только из личного опыта. Весь код, который писали в Индии, Вьетнаме, на Филиппинах в тех проектах, где я работал, был полным отстоем, имеющим отрицательную стоимость. Он не только не делал то, что от него требовалось, но и требовал полного рефакторинга или переписывания с нуля, так как по мелочам исправить шаткую конструкцию из соплей и скотча было невозможно.

                С глобальной статистикой не знаком, возможно, конечно, что это конкретно мне так сильно не везло.

                А вот как раз с коллегами из ЕС и США более-менее положительный опыт. И мне кажется, что там многое пишется из реально интересного. Если взять тот же Open Source, то самые интересные и красивые архитектурно проекты делаются не в Азии (ну, может быть, Япония — исключение).

                Насчет того, что программистов для облака надо меньше — тут вашу мысль не понял. Сисадминов и devops возможно надо меньше. А программистов — как минимум столько же. Тут облака никаких преимуществ не дают, по-моему.


          1. pan_KOST
            21.09.2016 17:04

            А где то и 50 т.р. это хорошая сумма.
            Всё зависит от того, как мерить достаточные деньги и где жить.


      1. dimskiy
        21.09.2016 17:34

        Полагаю, вы сужаете понятие «фриланс» до списка фрилансерских бирж. Между тем, это любая работа вне штата, удаленно. Мои лучшие примеры фриланса находились не на интернет-развалах, а путем самостоятельного поиска клиентов. Фактически, это равносильно малому бизнесу, только подчиненных нет.


  1. SamKrew
    20.09.2016 17:34

    Переходить в DevOps. Облака тоже настраивать нужно.


  1. immaculate
    20.09.2016 18:02

    Я уже очень давно хочу радикально сменить область деятельности. Честно говоря, устал до чертиков от компьютеров, пялиться целыми днями в экран. Никогда бы не поверил в такое, компьютеры завораживали меня с раннего детства, программировать начал лет в 12.

    Но сейчас мне это скучно. Это пожирает все время, у меня устает голова и все остальное. Мне стало интереснее бывать на свежем воздухе и среди людей. Мне интересно ездить на мотоцикле, путешествовать, копаться в нем.

    Сейчас отучился на мотомеханика, но идти в сервис пока не готов. Почти нет опыта, за исключением небольшого копания в личном авто и мото. Понимаю, что это ничуть не проще программирования, люди даже не предполагают, насколько приходится напрягать именно мозги при работе над мотоциклом. И в деньгах наверняка потеряю. Хотя чем дальше, тем больше думаю, что деньги не главное в жизни…

    Думаю, что если подвернется возможность поработать в каком-нибудь сервисе на неполную занятость, обязательно попробую.


    1. MaximChistov
      20.09.2016 18:07

      Возможно вы просто слишком много времени уделяете работе? Судя по описанию, у вас обычное перегорание. Попробуйте для начала сидеть там ровно 8 часов и ни минутой более и не делать ничего связанного с работой в остальное времяю


      1. dkukushkin
        20.09.2016 19:01

        ровно 8 часов

        Ровно 4 часа. Но фиг найдешь такую работу.

        8 часов + обед + дорога домой — это считай весь день, вся твоя жизнь за $600 тыс.


        1. Skerrigan
          21.09.2016 04:40

          -> $600 тыс.
          Простите мою не скромность, но за какой период такие суммы? За «от сада до гроба»?


          1. dkukushkin
            21.09.2016 10:06

            Ага. Это цена жизни среднестатистичекого программиста.


            1. Skerrigan
              21.09.2016 16:05

              Есть достаточно тех, кто и сравнительно мало имеет — 4k$, тогда за 30 лет работы мы имеем почти 1,5млн$ и все не так плохо ведь, как может показаться.
              У кого-то ЗП под 10k$ в РФ причем.


              1. dkukushkin
                21.09.2016 21:05

                достаточно тех, кто и сравнительно мало имеет — 4k$

                Не понял, вы хотите сказать что 4k$ — это мало для IT в РФ?


                1. Skerrigan
                  22.09.2016 04:20

                  Когда я вижу коллег по цеху с окладами от 250тр/мес, причем не в Москве, а в «глухой Сибири», то мне становится очень тоскливо и самооценка падает до критических значений.
                  Нет, 4k$ — да можно себя королем жизни ощущать конечно же. Но, все познается в сравнении.


                  1. azsx
                    22.09.2016 05:23

                    А что за цеха такие, в которых коллеги получают от 250 и выше?


                    1. Skerrigan
                      22.09.2016 06:39

                      Различная «боевая» автоматизация. Это как оборонный сектор (сильным специалистам платят просто «горы золота», но в свободном доступе вакансий как правило таких нет — все по внутренним связям), так и сферы сопряженные с созданием прорывных разработок. Взять же к примеру тот же ТДСК (Томская домостроительная компания) — если закрытый внутренний отдел. Там ведут разработку башенного крана с функцией печати домов.
                      Или работа связанная с оптимизацией и повышением КПД у специфичных движков по вычислению кой-каких расчетов. Тут вам и баллистические расчеты, и микроэлектроника, и цепи питания в связке со спец-оборудованием политые из «соуса» закрытого софта.


                      1. azsx
                        22.09.2016 06:55

                        Спасибо. А я временно отказался идти в закрытый город работать на военный завод специальность it. Причина я хочу университет закончить, а уже потом работать на подобном производстве.


                    1. Skerrigan
                      22.09.2016 06:46

                      Пожалуй дополню, я мелкая сошка: пишу систему автоматизированного тестирования для программного обеспечения. Т.е. контора пишет веб-приложение с определенным рынком. А я отвечаю за то, что оно будет проверено вдоль и поперек. И на фоне таких монстров иной раз «жить трудно».
                      А ведь все из нас примерно из одного мира java.


    1. ProLimit
      20.09.2016 19:47

      Были похожие симптомы. Мне помогло несколько событий в комплексе: 1). начать работать на себя, развивать интересный мне проект и получать с него реальную прибыль. 2) Сократить рабочий день, найти другие увлечения. 3). Перейти в смежную область (например, я сменил web и Perl на Java, с Java на программирование и разработку электроники). Вроде то же программирование, но новизна дает новые силы и интерес на пару лет. Сейчас новые технологии как грибы растут, так что не надо бояться оказаться чайником в новой для вас отрасли — возможно. вы будете там пионером-первопроходцем, а смена деятельности вообще полезна для саморазвития.


      1. dimskiy
        20.09.2016 21:32

        Поддерживаю, аналогичный рецепт помог и мне. Только работать по факту стал больше, хотя это и не бесит как раньше. Плюс, это все же на себя и видишь ради чего стараешься.


        1. immaculate
          20.09.2016 21:51

          Я че-то не могу придумать интересный проект. Такой, который был бы интересен мне и другим людям, да еще и приносил прибыль. Пробовал думать много раз, ничего не идет в голову.


          1. dimskiy
            21.09.2016 00:31

            Ну, мне пришлось думать года 2, так что не торопитесь :) Процесс не быстрый и решение может прийти спонтанно и крайне очевидно.
            Тяжело переключить сознание офисного работника на предпринимателя. Даже после открытия ИП мне пришлось более полугода бороться с паразитными мыслями «а ну его все, проще в офисе». Пока не ушел с основной работы, ИП было лишь приятной подработкой.


    1. dimskiy
      20.09.2016 21:31

      Нечто похожее у меня с автомобилями :) В том смысле, что интересуют как класс, но не до уровня их ремонта. Даже была мысль заняться стартапом по созданию навигационного гаджета для авто любого класса. Который был бы аналогом китайских магнитол, но сделанным по уму и со своей спец. оболочкой. Пока в стадии обдумывания.


    1. Alew
      21.09.2016 17:32

      Может это у вас программирование такое примитивное? Или вы что то запредельное с мотоциклом делаете? Слесарь это все-таки среднее специальное образование.


      1. immaculate
        21.09.2016 17:44

        Причем тут образование? Образование подразумевает обязательно интересную разнообразную работу, дающую удовлетворение?

        Работа с мотоциклом требует смекалки, и у многих проблем, возникающих при ремонте, нет готовых простых решений. Кроме того, лично мне она дает больше удовлетворения. Когда что-то не работало, а после начинает работать, и это можно пощупать, на этом можно поехать, то это интереснее, чем когда ты винтик в какой-то системе и работаешь над каким-то субмодулем. Ни ты, ни кто-либо другой никак ценность работы определить не можешь, по большому счету.

        Большинство истерии, типа: «вот тут мы основали крутой стартап, который в зависимости от вашего настроения, наливает кофе соответствующей крепости из утюга», меня никак не трогает. Я не считаю это интересным и полезным обществу. По-моему, большинство этих стартапов решает проблемы, которые сами же и придумали. Рад, конечно, если их создатели этого не замечают, создавая 100500-й мессенджер с самым крутым шифрованием и эмотиконами, или финансовый стартап по оплате кофе со смарт-часов.


        1. azsx
          21.09.2016 17:57

          Я начинал работу автослесарем на грузовых автомобилях. Сразу отказался идти водителем, потом отказался от специальности медника (немного поработал) и аккумуляторщика (даже работать не стал).
          Причина очевидна, по сравнению с офисной жизнью — слишком вредное производство и очень вредные условия труда. Травмы также очень частые.


        1. Alew
          21.09.2016 18:02

          Интерес это совсем про другое. Я придрался к фразе «это ничуть не проще программирования». Вы не уточнили что конкретно имеется в виду, но если вы про работу автослесаря, то она значительно проще.


      1. Idot
        22.09.2016 06:46

        Наверно, речь об ускоренных курсах программирования «за пару недель», без каких-либо фундаментальных знаний = голый синтаксис языка.


  1. Stan_1
    20.09.2016 18:18
    +1

    Как вы думаете, почему аутсорсинговые компании оказываются ближе и понятнее руководству вашей организации, чем собственные специалисты? Если отбросить эффект «человека в форме», то представители подрядчика говорят на понятном директору языке и наглядно показывают


    Я тоже так когда-то думал. По факту — постоянно убеждаюсь, что причина одна: ИТ-директор отныне на любые претензии руководства говорит «Это не я виноват, а аутсорсер». Был один ИТ-директор, который за чашкой пива мне прямо сказал: «Наконец-то нашего ГД убедили отдать поддержку ИТ-систем на аутсорсинг. Теперь во всем будет виноват аутсорсер, выбрал его директор, у меня зарплату сохранили — жизнь удалась».

    Причем, где удается копнуть такую тему — всегда она скатиться к «Теперь есть кому за простои отвечать». Поэтому для меня теперь очевидно, что аутсосринг — не делегирование задач, а делегирование ответственности. :)


    1. dimskiy
      20.09.2016 21:33

      Думаю, в мелких компаниях мотив все же не в ответственности, так как там нет ИТ-директора. А в случае с крупняком вы правы, новые проекты передают в те же интеграторы в частности и для того, чтобы как следует оштрафовать в случае проблем. Это даже особо не скрывается :)


      1. Stan_1
        20.09.2016 21:38

        Да, действительно. Описанный мной опыт — это наблюдение за жизнью больших компаний. :) Малый бизнес — совершенно другое.


  1. intsurfer
    20.09.2016 18:51
    +1

    Мне уже пятый десяток и я уже начал готовиться к земле пенсии. :) Т.к. программист с возрастом за 60 вряд ли будет сильно нужен кому-то, то изучаю совершенно другие отрасли деятельности, где требуется работа не только головой, но и руками. Тем более, что программирование пока кормит и позволяет заниматься этим относительно дорогостоящим хобби. Впрочем, благодаря ему перестал покупать многие дорогие вещи в магазинах и с каждым новым проектом для дома-для семьи все финансовые вложения постепенно отбиваются (и жена довольна, что все сделано так, как она хочет). ;)

    ИМХО — а ИТ-специалисты и дальше будут приближаться по значимости к дворникам: вроде бы нужны и дело для них есть, но ничего особенного. Отношение к ИТ-спецам как к небожителям давно уже прошло.


    1. azsx
      21.09.2016 02:05

      Отношение к ИТ-спецам как к небожителям давно уже прошло.

      А какие специальности сегодня в тренде «небожителей»?


      1. Skerrigan
        21.09.2016 04:47

        Думается мне человек что-то путает. Ибо… знаю одного товарища из Омска с окладом такого каллибра, что его европейские офисы не смогли переманить — денег не хватило. И этот парень по-прежнему живет в Омске, зарабатывает бешенные суммы денег.

        По своему кругу знакомых вижу — IT, это единственные люди, что могут себе позволить иметь квартиры от 100кв.м. (чиновников среди друзей нет). При этом не напрягаясь особо. А в кредиты ни один из друзей из IT не заходит (исключая миллионные ипотеки ествественно) — у всех есть всегда НЗ. И изрядный «запас прочности».

        P.S. Хотя могу иметь оторванное от реальности мнение — я из Enterprise-JAVA-world :)


        1. pan_KOST
          21.09.2016 10:54

          В любом Enterprise такого уровня, почти всегда такое же мнение, как у Вас =)

          PS. Это вечный холивар: своё дело — офис в малой/средней компании — крупный Enterprise — у каждого варианта свои плюсы и минусы и каждый сам выбирает то, что ему ближе


  1. Daniil1979
    20.09.2016 18:57
    +1

    «Типичная альтернатива – закопаться поглубже в какую-нибудь узкую технологию вроде SAP или баз Oracle, и там стать экспертом»

    А потом на собеседовании у тебя спросят какое-нибудь идиотское определение из теории, которое совершенно не нужно для практической работы с технологией, и опять сидишь без работы. Или помимо твоей технологии, в которую ты закопался, требуется знать ещё несколько, зачастую совершенно устаревших.


  1. rockin
    20.09.2016 19:22
    +3

    Я — сисадмин и одновременно бизнесмен (если это так можно назвать).
    Т.е. с одной стороны я админю столицу и заграницу, а с другой — управляю, ругаюсь, сдаю отчётность, плачу деньги туда-сюда и так далее.

    Этому моему совмещению лет не так уж и много, всего три.

    Бизнес даёт взглянуть на админство с другой стороны. Со стороны твоего работодателя, например. Со стороны сотрудников, кому ты помогаешь. Оценить, сколько реально вложено бабла.
    Но айти-подготовка для бизнеса — это нечто. Вы помните «юзеров»? Так вот, теперь «юзеры» — это все вокруг, клиенты и твои сотрудники. Ты можешь поощрать грамотных и говорить «перезагрузитесь» для не очень умных. Теперь ты платишь, а они танцуют.
    И, плюс ко всему, в твоём бизнесе автоматически закрыта самая важная (вторая важная — это бухгалтерия, третья важная — это юриспруденция) сфера деятельности. Айти. Кому как не тебе знать, что нужно купить и как нужно сделать, только теперь ты думаешь только для себя и решаешь только для себя.

    Я считаю, что из айтишников получаются очень хорошие и жёсткие бизнесмены, у нас же всё по полочкам. Работает — не трогай. Настрой всё так, чтобы можно было лениться. И так далее.

    В общем, пробуйте ребята. Должно получиться. Только не бросайтесь сразу покорять вершины, пробуйте на мелком, чтобы можно было вести «бизнесик» параллельно с основной деятельностью. Это может быть даже просто магазин чего-то, что не представлено в вашем районе/городе.


    1. MaximChistov
      20.09.2016 20:45

      (del)


  1. EmmGold
    20.09.2016 19:28

    — «Сократить людей не так просто и процесс может съесть всю экономию.»

    Только не в России. У нас нормальное дело для крупной компании уволить сотню человек по собственному желанию.


    1. dimskiy
      20.09.2016 21:36
      +1

      Если зарплата в компании белая и вы оформлены по трудовому договору, то простота увольнения по собственному все же зависит от склада характера сотрудников. Если отказаться, то руководство скорее всего даст задний ход после общения с кадровиком. Даже серые бизнесмены стараются действовать тоньше, потому как отдача может замучить если нарваться на кого-то совсем не сговорчивого.


      1. rockin
        21.09.2016 00:13

        Конечно, я больше за сотрудника, а не за владельца, но, сколько я видел таких «несговорчивых», обычно они тупо улетали гулять по статье. И их походы в суд ни к чему не приводили.
        Т.к. возможностей у того, кто владеет баблом и связями, намного больше, чем у обычного трудяги
        Се ля ви.

        Другой момент, когда и у работодателя связей никаких или рыльце сильно в пушку, тогда можно и трудовой инспекцией припугнуть, и судом.
        Но всё очень сильно зависит от конкретной ситуации. И именно «простота увольнения» никак не зависит от белизны зп.


        1. dimskiy
          21.09.2016 00:36
          +1

          Даже не знаю. Даже если работодатель готов подкупить суд или нанять дорогущего адвоката (раз при деньгах), не факт что он будет так делать. Просто ваши 2 оклада могут оказаться меньшим расходом, чем такой судебный процесс.
          Уволить «по статье» тоже не так просто, как кажется. В ТК прописана четкая процедура, которую делать задним числом тоже чересчур увлекательно. К тому же, вы уверены что кадровик и кто-то еще будет рисковать административкой ради сговора? Трудовая инспекция-то на стороне работника. А если ей давать денег, то опять же выходит дороже простой выплаты ЗП. Добавьте сюда негативные отзывы и дурную репутацию, которую работодателю будет создавать уволенный работник в узких кругах.

          Отдача замучает :) Все равно работодатель потеряет больше, чем при нормальном сокращении. Конечно, если руководитель глуп (тут была статья про инфантилизм в бизнесе), то может об этом не думать, это да. Но его кадровики и юристы должны быть умнее и отговорить.


          1. EmmGold
            22.09.2016 16:14

            не 2 оклада, а в перспективе 5 средних зарплат. А если сидишь на окладе, да с постоянной премией, средняя зарплата очень близка к максимальной.

            5 зарплат считаются очень просто. работодатель уведомляет работника за 2 месяца о сокращении, работник за них получает 2 зарплаты. при сокращении выплачивается выходное пособие, это ещё 1 зарплата. работник идёт в службу занятости, которая предлагает ему работы, которые его не устраивают, так можно ещё 2 месяца получать зарплату от прежнего работодателя итого 5. служба занятости будет платить полгода, но последние 4 месяца из бюджета и не полную зарплату.


        1. saxer
          21.09.2016 08:13

          Спешу вас расстроить, но у нас в стране в большинстве случаев суды встают на сторону наемного работника, как то моего коллегу попросили уволиться «по собственному желанию», на что он ответил «у меня нет такого желания», в итоге его официально сократили со всеми «плюшками».
          Основная проблема в том что люди просто не знают законов и даже не читают хотя бы должностную инструкцию. У меня многие знакомые с удивлением для себя узнают, что если их уволили задним числом, то можно пойти в суд потратить на это полгода-год времени и с вероятностью 90% его выиграть, получить восстановление должности и компенсацию в размере зп за все время до решения суда, ну а потом можно и «по собственному желанию» написать уже.


  1. kalobyte
    20.09.2016 21:10

    «Облачную почту, календарь и документы настроил лично технический директор, а второй администратор покрывал остатки физической инфраструктуры и бухгалтерию. Знаете, как мне объяснили переход с всемогущего Exchange на Gmail? Сказали, что последний работает стабильно, не требует больших административных познаний и отлично фильтрует спам. Остальное для них было вторично.»

    почти как у меня, только я был как раз тем аутсорсером, который обслуживал сервер
    а потом из центра пришла бумага, что сервер надо убрать и аутлуки подключить к центральному ексченджу по впн
    подключили, только теперь адресная книга контактов местных не будет работать, а в глобальной творится ад и израиль
    а еще филиал висел на 2мбит оптике, а у каждого сотрудника по 3-5 гиг почты локальной было и теперь они пересылают по полчаса доки друг другу в соседний кабинет

    а потом пришла бумага, что раз сервера нет, то аутсорсер не нужен и я пошел гулять, а что 2 трех этажных здания остались — никто в центре не подумал
    после меня остался там работать сервер с одной виртуальной машиной, где собиралась статистика а атс и как-то мне позвонили с другого аутсорсера, кто поставлял сервер и спрашивали пароль
    видать упало что-то там, хотя при мне эта виртуалка работала годами

    вот уже полгода прошло — никто не звонит, наверное виндовс 8.1, сильно заточенный мной под эту контору и безопасность работает как часы, а раз работает, то зачем платить?

    «Не нужно скромничать, обязательно подчеркивайте такие заслуги. Это создаст вам имидж технического консультанта, а не просто увлекающегося железом компьютерщика.»
    всегда думал, что любой админ разбирается в нюансах бизныса своей конторы и оптимизирует расходы и улучшает работу сотрудников путем внедрения нужного или вынедрения ненужного

    я сейчас объединяю 3 вещи — софт, железо и специфику бизныса
    т.е. вникаю в потребности клиента и предлогаю оптимальное решение по деньгам и это не в пользу облаков
    в германии в 95% аплоад очень низкий 1-2мбит при 16-20 входящем, а брать тариф 150мбит ради 5-10 исходящего это не очень

    сейчас клепаю железку, чтобы открывать входную дверь можно было кнопочкой на панели браузера любому сотруднику, даже где нет телефона( с телефонов открывают сейчас через атс) + это позволит так же с мабил открывать одним нажатием иконки, если сотрудник не в кабинете и другие заняты

    в атс могли бы такую плюшку сделать, там есть веб апи, но там только сбор статистики по звонкам, а кучу всего не сделали
    я написал производител, но вот неделю молчат

    вобщем я пришел к пониманию, что условия складываются так, что надо организовывать свою контору с 2-4 человек и делать то, что еще как бы нет или делать узкозаточенные решения, а не допиливать универсальных монстров
    направление — мелкий и средний бизныс


    1. dimskiy
      20.09.2016 21:38
      +2

      Многие администраторы, с которыми доводилось общаться мне, о бизнесе вообще не думали. Их цель заключалась в том, чтобы серверы работали, а заказанные директором приложения крутились и особенно не докучали. Разумеется, подход к работе у всех разный, встречаются и админы другого склада.


      1. pan_KOST
        21.09.2016 17:08

        На мой взгляд, это нормально — есть специалисты, которым нравится быть специалистом и профессионалом и всегда иметь ответ на вопрос "КАК?", а есть ИТ-менеджеры, которые являются переводчиками потребностей бизнеса в конкретные действия ИТ и они знают ответ на вопрос "ЗАЧЕМ?"

        На мой личный взгляд, в компании среднего размера ( ну или в небольшой, но с высокими потребностями в ИТ-инфраструктуре) должны быть оба — и сисадмин-инженер, и ит-менеджер


  1. xtala
    20.09.2016 21:39

    Если мотивация состоит только в умозаключении: «О! В этой отрасли больше платят! Пойду сюда… ой нет, тут стали больше платить пойду туда...», то лучше остановиться и подумать оно вам вообще надо? Денежная мотивация действует только первые 3-6 месяцев, потом сумма, казавшаяся космической становиться данностью. Повышается планка запросов и хорошая зарплата уже не кажется хорошей, а если работа не является работой для души и кошелька, а работой только для кошелька, она становится одним сплошным актом мазохизма и прокрастинацией. Заканчивается это обычно одним — увольнением. Либо хватает духу самому написать заявление, либо начальству надоедает ваше равнодушие к работе и вам находят более подходящую замену.


  1. amdf
    21.09.2016 08:56

    Мне удивительно, как кафе может быть прибыльным. С трудом мне представляется, как пара-тройка людей в день, заказавших кофе, может окупить затраты на электроэнергию, аренду, продукты и персонал, да ещё и принести прибыль. Безусловно, вокруг много кафе, и многие из них прибыльны, раз не закрываются, этот факт я не отрицаю. Я просто говорю, что мне удивительно, каким образом они умудряются существовать.


    1. dimskiy
      21.09.2016 10:02

      Ну вот считал я как-то окупаемость бизнеса «кофе с собой». При удачном размещении и среднем количестве активных дней 20 выходит от 2500р в день (23 человека купили только кофе). Это 50000 в мес, из которых вы положите в карман около 15000. Но это база. В день следует обслуживать около сотни покупателей, предлагать выпечку и шоколадки (основной источник маржи). С удачной точки вполне можно снимать около 50000 чистыми, себе в карман.

      Ключевая составляющая успеха – удачное место. Без этого ничего не выйдет увы. Хотя сейчас этот вид бизнеса засален настолько, что обеспечить хороший доход с учетом скачков курса непросто.


  1. Igoorr
    21.09.2016 17:28

    Фриланс для айтишника это вообще не вариант, нужно иметь не слабую выдержку.
    Вариант с кафе не каждому айтишнику подойдет. У меня брат айтишник, так это его идеальная работа только потому, что он интроверт, полнейший. А на работе минимальный контакт с людьми. Если его кинуть создавать кафе, тот, но наверное с ума сойдет. Он планирует начать свое дело, потому как ему работа в офисе начинает надоедать, медленно и уверенно.
    Единственная проблема это найти качественную идею, что бы и полезно было и спросом пользовалось.


    1. dimskiy
      21.09.2016 17:31

      Выдержка хороша в любом деле :) На фриланс-сайтах масса программистских вакансий со средней ценой $10/час. Нужно просто методично искать варианты и не отчаиваться первое время. Так в любой работе на себя.

      А вашему брату я бы советовал взять и попробовать реализовать одну из его идей (уверен, их больше одной). Мои личные грабли подтверждают мнение «гуру», что идея не стоит ничего – вся соль в реализации. Хорошо подняться можно даже на торговле собачьим кормом, у меня есть примеры :)))


    1. oleamm
      23.09.2016 23:55

      Единственная проблема это найти качественную идею, что бы и полезно было и спросом пользовалось.

      В бизнес школе брал курс design thinking — идей за один мозговой штурм генерируется столько, что вычеркиваешь пачками.


  1. whitest
    22.09.2016 00:25

    Эх, вы всё о больном… На самом деле, очень хочется быть настоящим специалистом, в системе, где старший тянет младшего, где есть стандарты образования, требованиям в работе, понятной карьерой, уважением, блин, от работодателя. Но по факту админство до сих пор является в какой-то мере закрытой специальностью, где каждый пашет на свой огородик, на какие курсы хватило денег, что расковырял сам, и пытаешься бежать впереди всех.
    А по факту за 7 лет работы админом мне больше всего платили в тех случаях, когда половина моей работы составляла менеджмент над самим собой. То есть за организационные процессы, потому что это понятно работодателю. Только не дай бог дашь понять, что можешь отнять кусок у начальства или кого-то на уютном кресле, тут же топят. Это понятно, но это всё дикость, я считаю.
    В итоге тоже настраиваюсь как минимум на своё ИП, или с женой бизнес развивать помаленьку. Особой перспективы админить через 5-7 лет не вижу, хоть это всё мне и дико нравится. Однако кушать что-то хочется, и при этом не давиться и не дохнуть на офисных амбразурах.


    1. dimskiy
      22.09.2016 00:26

      Ну, мы не молодеем. Никому не нужен 40-летний администратор, как правило :) Так что правильно рассуждаете.


      1. Skerrigan
        22.09.2016 06:33

        В нашем штате системный администратор есть. Процессы критические и мы доверяем ему больше, чем «облакам-аутсорсу». И ему немного меньше, чем «условные 40». Судя по последним нескольким годам работы, его никто и не думает увольнять — он наш ценный актив.
        *Да, провалы и в его работе бывают, но без этого никак и мы это все прекрасно понимаем.


        1. dimskiy
          22.09.2016 14:43

          Это хороший пример, но таких не так много. HR не сильно и скрывают, что стараются искать людей помоложе.


    1. immaculate
      22.09.2016 10:39

      В этом ничего удивительного нет. Какие могут быть стандарты образования в отрасли, где все меняется за месяцы, даже недели? Здесь все может держаться только на людях, способных к самообразованию.

      Что касается всего остального — это типичное впечатление от столкновения идеалистичных представлений о людях с реальностью. Люди — это умные обезьяны. Тех, кто сильно вырвался вперед по развитию, мало, и они почему-то не стремятся на руководящие должности. А руководители обычно заинтересованы в том, чтобы максимально переложить ответственность на других.

      Помню, когда работал в крупной компании, как месяцами и годами гуляли бумажки об изменении какой-либо части функциональности, между отделами по кругу. Каждый начальник должен был поставить свою подпись, и каждый боялся ее ставить, потому что в случае проблем, ему бы сказали: «ты же подпись поставил под одобрением изменений». Поэтому годами никаких радикальных изменений не происходило, новый код тихо гнил, а бумажка обходила отделы по десятому кругу.