Источник питания: Встроенный аккумулятор на 5200 мАч (несъёмный) обеспечивает до 16-17 часов работы
Поддерживаемые сети 3G: DC-HSPA+/HSPA/UMTS B1/B8 (2100/900 МГц)
Поддерживаемые сети 2G: EDGE/GPRS/GSM Quad Band (850/900/1800/1900 МГц)
Скорость передачи данных down/up: 21,6 / 5,76 Мбит/с
Стандарты беспроводных сетей: IEEE 802.11b/g/n, одновременная поддержка до 10 пользователей
Размеры (ШхДхВ): 100 ? 44,3 ? 28,5 мм
Я не торопился с обзором этого роутера, поскольку хотел испытать его во всех возможных режимах и ситуациях. Он проехал со мной больше 10 тыс километров и неоднократно выручал в пути, вдали от спасительной розетки, но об этом позже.
Первый взгляд
Первый взгляд на устройство вызывает некоторое недоумение: все производители стремятся делать как можно более тонкие и компактные устройства, а здесь из коробки появляется небольшой кирпичик, размерами сравнимый с пачкой сигарет. Внешний осмотр сразу выявляет наличие двух портов: microUSB и USB 2.0. Если первый служит для зарядки встроенной батареи, то через второй можно запитать любой смартфон или планшет, если его аккумулятор начинает садиться. Тут надо сказать производителям спасибо за то, что не стали изобретать велосипед, а установили для зарядки стандартный разъем microUSB. Большую часть внутреннего объема занимает батарея емкостью 5200 мАч, отсюда и габариты, и вес. Сбоку находится заглушка, за которой скрываются посадочные места для sim-карты и microSD. Последняя допускается объемом до 32 Гбайт. Как показала практика, часто пользоваться таким общедоступным хранилищем на роутере не очень удобно, но для экстренных ситуаций может сгодиться. Есть и информационный дисплей со всеми текущими параметрами.
Что касается корпуса, то пластик достаточно крепкий, а лицевая панель выполнена из прозрачной пластины, которая со временем покрывается мелкими царапинами.
Первое подключение
Вставляю sim-карту оператора «Мегафон» и включаю роутер. Монохромный OLED-дисплей приветливо загорается логотипом производителя и переключается к окну параметров. Соединение происходит автоматически — даже не приходится вводить настроек: видимо, параметры основных операторов связи уже имеются в прошивке. WI-Fi сеть по умолчанию имеет шифрование WPA2-PSK, а стандартный пароль написан на этикетке с обратной стороны девайса. Немного не хватает кнопки WPS, чтобы на каждом устройстве не вводить пароль вручную.
Меню устройства достаточно просто и информативно: есть параметры подключения, можно настроить тип шифрования и привязку по MAC-адресам. Отсутствует привычное для стационарных роутеров меню проброса и замены портов, но сделаем скидку на то, что это все же мобильное устройство, которое предназначено для работы в пути.
В основном меню можно посмотреть, сколько трафика уже потрачено, параметры подключения, количество беспроводных клиентов. В урезанном виде эта же информация отображается на экране роутера: наличие подключения, количество клиентов и уровень заряда аккумулятора.
Наслаждаемся и пашем
Полагаю, что для всей уважаемой аудитории Хабра Интернет уже давно является не столько развлечением, сколько инструментом, поэтому основные требования к устройству: настроил и забыл. Тут это правило сработало на все 100%, даже настраивать роутер не пришлось. За последние полгода я путешествовал только между Санкт-Петербургом и Москвой 4 раза.
Время в пути на обычном поезде или автомобиле составляет от 7 до 12 часов, а встроенного аккумулятора должно хватать на 16 часов. В принципе, если не устраивать жесткий серфинг с постоянной передачей данных, то полного заряда аккумулятора хватит как раз на путешествие туда и обратно. Это оказалось очень удобно, так как интернетом обеспечены все мобильные устройства вокруг: ноутбуки, планшеты и смартфоны. Этим же гаджетом решается вопрос роуминга передачи данных: достаточно иметь одну симку с соответствующим тарифом и все устройства остаются на связи. При этом роутер поддерживает одновременное подключение до 10 устройств. Кстати, этот обзор также был написан в поезде по пути в Санкт-Петербург.
Мобильная батарейка
Емкость аккумуляторов большинства современных смартфонов колеблется около в 2500-3000 мАч. К примеру, достаточно выносливый смартфон ZTE Axon Mini, который я гоняю в хвост и в гриву последний год, имеет емкость батареи 2800 мАч, а новый iPhone 7 Plus — 2810 мАч. Понятно, что очень многое зависит от оптимизации прошивок и приложений, но авторы софта редко заморачиваются оптимизацией расхода энергии, перекладывая вопрос быстрого расхода энергии на плечи пользователей. Именно поэтому у меня в машине всегда есть свободный порт USB, а практически все пользователи смартфонов имеют с собой USB кабель для зарядки.
Поэтому было вдвойне интересно испытать это устройство. Исходя из теоретической емкости встроенной батареи в 5200 мАч, роутер мог зарядить мой смартфон 1 раз и еще оставить заряд на 3-5 часов пользования сетью. Есть правда одна особенность: заряд может вестись лишь при полном включении устройства, а значит, на работу роутера тоже будет тратиться энергия, даже если он в этот момент не нужен. Видимо, КПД DC-DC преобразователя не очень высок, так как даже при обычном пользовании корпус роутера немного нагревается. Ну а если подключить смартфон, то уровень заряда роутера снижается довольно интенсивно. Хотя на заряд смартфона и пару часов работы встроенного в роутер аккумулятора действительно хватило.
К минусам могу отнести лишь малый ток собственной зарядки: при подключении к ЗУ с выходными параметрами 5В 2А, роутер потреблял от 1 до 1.5А, то есть на зарядку самого устройства уходит 4-5 часов.
Итог
Роутер TP-Link M5360 оказался очень полезным и достойным приобретением. Устойчивая связь, работа в сетях 3g/2g гарантирует наличие Интернета почти в любой точке, где доступна сотовая связь. Из пожеланий: добавить поддержку 4g сетей, благо сотовые операторы активно развивают это направление и наращивают покрытие с каждым годом. Хотя и текущих скоростей в стях 3G для большинства задач хватает с лихвой. А вот увеличивать емкость аккумулятора в ущерб габаритам, пожалуй, не стоит — компактный кирпичик и выглядит стильно и места много не занимает. А главное: устройство работает из коробки, работает правильно и достаточно долго, чтобы не обращать внимания на его заряд всю дорогу от Питера до Москвы и обратно.
Комментарии (52)
smarkelov
29.09.2016 11:00+2«батарея емкостью 5200 мАч» — так это почти батарея телефона? И для этого такой кирпич? Я всегда думал, что нормальный банк это от 10к мАч… а раздать интернет можно и с телефона, зачем еще одна симка?
shuvaevgl
29.09.2016 11:034000-5000 мАч — это скорее емкость батареи у немногих смартфонов, пользователи которых хотят хотя бы сутки не подходить к розетке. Основная масса — это смартфоны с аккумулятором до 3000 мАч. И тут такого повербанка хватит, чтобы один раз обойтись без розетки
RiseOfDeath
29.09.2016 17:50Ага… Хитрый самсунг, например, пишет емкость в милливатчасах. А так у стокового S5 Mini аккумулятор на 2-3 амперчаса всего. А повербанк маленький. С учетом КПД моего павербанка на 13 амперчасов хватает 2 с половиной раза зарядить телефон, а того, что у ТС, хватит, наверное, только на раз.
artyums
29.09.2016 23:035200mAh — батарея телефона? У меня в iPhone 6S — 1715 mAh (а спустя год использования уже и того меньше, наверное). С батарейкой на 5000 mAh телефон превратился бы в знатный такой кирпичик)
Stepanow
29.09.2016 11:36+1Поискал аналоги с 4G:
Xiaomi ZMI MF855 102 * 75 * 22 mm 7800 mAh
Huawei E5771 117 x 74 x 23 mm 9600 mAh
shuvaevgl
29.09.2016 11:54-1Габариты вдвое больше карман тянуть начнет. Хотя работать подольше будет. Важно еще, чтобы нашу сетку LTE поддерживали.
Stepanow
29.09.2016 15:53Ну это не недостаток. И LTE обе наш вроде тянут. Недостаток, что их в России в продаже нет
shuvaevgl
29.09.2016 16:02-1В последнее время все больше склоняюсь к покупке «белых» устройств и наличию нормального сервиса и гарантии, особенно в связи с заложенным сроком годности устройств. А 4g интересен при наличии безлимитных тарифов, в остальном скоростей 3g хватает
AMIluvatar
29.09.2016 13:18Удобно, что все в одном.
У меня есть связка из 4G/WiFi роутера ZTE MF90 (купил в декабре 15 года в Билайне за 1200 рублей, за 20 минут разлочил его) и пауербанки XiaoMi на 10400mah, купленной год назад за 900 рублей на Али. В самом роутере батарея на 2300mah, держит до 10 часов (в зависимости от числа подключенных, уровня сигнала БС, типа сети и тд). Вместе с пауербанкой получается двое суток непрерывной работы (проверял на даче этим летом при отключении электричества).
Конечно 2 устройства не так удобны, как одно, но в рюкзаке или сумке (а смысла держать такие устройства ближе к телу я не вижу) разницы нет.
norlin
29.09.2016 14:17+1Пользуюсь девайсом GlocalMe G2: 4G + встроенная глобальная симка с очень вкусными тарифами по роумингу во всех странах мира. Кроме встроенной есть 2 слота для обычных симок, но, пока что, ни разу не пользовался.
vconst
29.09.2016 14:54Погуглил — штука очень интересная. Можете рассказать подробнее, с ценами за связь и тп, или еще лучше — написать обзор?
norlin
29.09.2016 15:00+1Если вкратце – то пользуюсь больше года (именно в поездках, для роуминга). По ценам: вот их страничка, чтоб всё не перечислять.
Можно покупать пакет траффика (worlwide или на конкретные страны) либо платить по-мегабайтно (менее выгодно, но всё равно сильно дешевле, чем классические роуминговые цены).
Пользовался в Израиле, Германии, Финляндии, США – везде связь вполне приличная. В США пару раз был какой-то глюк – переставал работать интернет и выдавалась страничка сотового оператора-посредника про израсходованый траффик, но через несколько часов всё само фиксилось.
Единственный крупный минус для меня – девайс раздаёт wifi, а мобильные устройства перестают экономить траффик, когда подключены к wifi-сети. Приходится следить за этим, иначе, например, один айфон запросто молча выкачает пару сотен мегабайт за ночь (обновления софта и т.д.).
Второй минус (опять же – для меня): оплата только через PayPal или AliPay. В т.ч., оплата картами тоже проводится через PayPal, а для России он требует создания аккаунта, который может быть в любой момент без причины заблокирован.
После долгих переписок с GlocalMe, они дали мне SWIFT-реквизиты для прямого перевода, но там комиссия за SWIFT получается $30 (в зависимости от вашего банка)...zvirusz
29.09.2016 16:00Вроде как грозятся в сентябре/октябре выпустить прошивку, в которой можно будет блокировать излишнюю активность ios.
norlin
29.09.2016 16:08Уже сейчас это можно сделать, включив режим экономии аккумулятора – оно запрещает автоматические обновления, как минимум.
Однако, этот режим автоматически выключается при зарядке, примерно на 80% заряда. Всё равно приходится следить и снова включать его.shuvaevgl
29.09.2016 16:14В ios нет функции «отключить авто обновление», как в android?
shifttstas
29.09.2016 22:45Есть, но её же надо включать. А при использовании мобильной сети телефон сильнее экономит трафик
vconst
29.09.2016 22:59Там все просто. Можно поставить нормальный фаерволл и никаких проблем с трафиком. И вообще настройки очень гибкие, можно запретить сети при выключенном экране и тп
andersong
29.09.2016 15:15Был у меня предок, M5350.
Экран один в один. Покупал за 4тыр.
Работал неплохо, хватало часов на 6, но грелся сильно, через год вздулся аккумулятор, теперь валяется в ящике.shuvaevgl
29.09.2016 15:16Видимо, глюк пофиксили и модель перевыпустили. Проблем с аккумулятором пока не наблюдаю, но при активной работе немного греется, но не критично.
Kren_vpravo
29.09.2016 18:29Автор так и не ответил, зачем понадобился переносной модем, чем опция шаринга интернета по вайфаю с телефона не понравилась?
Берем телефон с двумя симками, одна от домашнего региона, другая «местная» или «интернет-роуменговая» и радуемся жизни без лишних гаджетов.
pomkaster
30.09.2016 14:49+1Пользуюсь таким. Покупался для интернета для дачи. Телефон для этих целей не очень подходит (это некоторым коментаторам выше).
Сравнивать данное устройство с повербанками на 20 ампер часов как-то не усместно считаю. Тут скорее мобильная точка доступа с хорошим аккумом и юсб выходом, который позволяет работать устройству как повербанк в экстренном случае.
Автору:
Есть правда одна особенность: заряд моет вестись лишь при полном включении устройства, а значит, на работу роутера тоже будет тратиться энергия, даже если он в этот момент не нужен.
Если при включенном устройстве сделать дабл клик по кнопке питания отключаются сетевые интерфейсы и устройство переходит в Powerbank mod.shuvaevgl
30.09.2016 23:47Проверил, подтверждаю: переход в режим повербанка работает из включенного режима. Было бы логичнее, если бы этот режим включался при выключенном роутере, а при включенном работал всегда
unxed
На днях ехал в сапсане из мск в спб. Большую часть дороги не то что 3g или 4g — edge стабильного нет. И вряд ли проблема в хэндоверах на большой скорости. Оператор МТС. В ленобласти всё существенно лучше, чем в московской и тверской (новгородскую проспал).
shuvaevgl
Вчера только ехал из Москвы в Питер. Замедление связи наблюдал только местами на перегоне от Твери до Бологое.
unxed
Главное не сказали — оператор?
shuvaevgl
На фото даже видно — megafon
norlin
Аналогично "Мегафон". Не только между Москвой и Питером, но и вообще по любой трассе или ж/д – связь кое-как есть километров до ~50 от МКАДа. Дальше – хорошо, если голый GSM есть. Даже Edge не работает (хотя и ловится).
RaymanOne
Проехал на Йоте от Красноярска до Питера, практически всегда был хотя бы Edge и GPS маяк исправно данные отправлял на сервер.
shuvaevgl
Йота наверное был не модемом, а симкой для смартфона? Где нет вышек 4g yota, они пользуются связью мегафона
norlin
Йота – тот же Мегафон, технически. И в том регионе, где обычно бываю я, связь у них одинаково паршивая (Москва, Московская область, Тульская область, Тула).
shuvaevgl
В Москве активно пользуясь йотой, как стационарно, так и в движении Удо волен. Последние тормоза были где-то год назад. тверская область последние два года осваивается, в Питере без роуминга безлимитный инет-очень удобно.
norlin
Ну я на Йоте сидел года 3, как минимум. Можете мне не рассказывать. В Москве в спальных районах всё замечательно. А вот в центре города, или в пробках, или в крупных торговых центрах – там хорошо если Edge работает. Чаще всего сеть перегружена и даже при наличии LTE/3G связи нет абсолютно никакой – даже пинги не проходят.
По-поводу безлимитного инета – я именно из-за него терпел Йоту. А потом запросил статистику по траффику и слегка офигел – получалось, что я за последний ГОД потратил всего ~6 гигабайт траффика (это с телефона). При том, что абсолютно не экономил и вообще не задумывался.
А, учитывая, что Йота запрещает торренты, запрещает шарить интернет и т.д. – никакой это не безлимит, по-сути. Перешёл на Мегафоновский тариф с 2гб/мес за 300р – в 2 раза дешевле + никаких реальных ограничений + нормальный саппорт, в случае необходимости. Связь такая же осталась, но у других операторов мне ещё меньше нравится.
shuvaevgl
Качаю торренты с модема. Периодически включается ограничение скорости до 1 мбит/, полагаю, что из-за загрузки бс
norlin
Модем – отдельная тема, я говорю именно о "телефонных" условиях. Йота, очевидно, как раз и режет "телефонный" трафик именно в угоду "модемным" пользователям.
GregMD
технически -да, но на практике беда, с Ростова-на-Дону периодически катаюсь по Краснодарскому краю. 30% времени в дороге у меня вообще связи нет. В поездках в лучшем случае 3G, до Йоты претензий к своему телефону не имел.
shuvaevgl
Меня Yota в Ростове-на-Дому порадовала-очень шустро в районе ЖД. Как по вашему, карта покрытия на сайте соответствует реальности?
norlin
Не соответствует. Их собственный ответ: карта – это симуляция.
И я почти уверен, что симуляция тупо по максимальной дальности базовых станций, без учёта застройки и рельефа местности.
RaymanOne
Был опыт использования Йоты в ПГТ в Забайкальском крае, карта покрытия рисовала 3G, по факту в целом так оно и было. Чаще всего показывал H+, ролики в HD без проблем смотрел. Единственное, начали резко рубить скорость когда запустил torrent через VPN и выкачал около 5гб.
YotaRussia
Здравствуйте!
Обеспокоены вашим отзывом! Просим Вас написать нам в личные сообщения группы ВК https://vk.me/yota. Во всем разберемся подробно и постараемся помочь. Спасибо!
norlin
Да я уже перешёл к другому оператору, вот эти ваши "просим вас написать, обязательно разберёмся" уже задолбали. Вы, для начала, выполните своё обещание и разбаньте меня в вашем официальном твиттере тех.поддержки.
Scalar
Должен подтвердить, езжу на Сапсанах каждый месяц последние пару лет. Ни платный мегафоновский вай-фай на борту, ни мой билайн в айфоне почти ничего не ловят, за исключением крупных населенных пунктов на пути.
А автор неприкрыто рекламирует мегафон и бессовестно врет в комментах (