К пятой продлёнке дети научились вполне серьёзно троллить выступающих

Мы делаем открытые уроки про разные профессии – делали про кондитеров, генетиков, космонавтов. Каждый раз приходили живые представители профессии и рассказывали о своей работе. Первая продлёнка про программистов получила просто сумасшедшие отзывы, поэтому мы сделали ещё одну – но на этот раз не про код, а про самые разные профессии в ИТ.

Ниже – короткие выдержки из рассказов Натальи Касперской из Infowatch, Сергея Орловского из Nival и Василия Лебедева из RedKeds. Простыми словами о будущем для детей. Целая куча интересных профессий!



Полный зал на 300 человек каждый раз.

Скорее всего, вам будет не очень интересно читать ликбезы ниже – вы же из IT, и всё прекрасно понимаете сами. Но ссылку на этот пост можно дать не-IT-родителям, и для них с детьми (судя, опять же, по многочисленным отзывам) это будет как минимум достаточно интересно.

Наталья Касперская, Infowatch


Я работаю в информационной безопасности около 20 лет. Начинала я еще в 1994 году как менеджер антивирусного проекта. Тогда он еще назывался AVP (Antiviral Toolkit Pro). Где-то через три года мы сделали собственную компанию вместе с разработчиками. Я эту компанию возглавила, и 10 лет была там генеральным директором.

Далее Наталья коротко рассказала ликбез про то, что есть ИБ и перешла к тому, что Россия – лидер по ИБ в мире («Лаборатория Касперского» стабильно №3 по рынку, «Акронис» — тоже примерно на тех же позициях.



Только в России мы взяли рынок в 51 млрд. рублей. Огромный, на самом деле, объем рынка, причем рост его к 2013 году составил 13%. Всего в России работает около 250 компаний. Примерно 70 из них – компании-производители… В январе 2015 года количество вакансий по большинству специальностей в области информационных технологий, к сожалению, снижалось, кроме одной области – это область безопасности. Они выяснили, что большинство компаний сейчас стараются либо не повышать зарплаты, либо даже снижать. Есть небольшой процент – порядка 13%, — которые повышают зарплаты, и это программисты и технические специалисты.

С точки зрения, какая зарплата, я представила пять профессий, которые в основном используются в области информационной безопасности. Самая высокооплачиваемая – программисты. По данным SuperJob до 105 тыс., но по нашему опыту и до 200 тыс. доходит, зависит от специализации программиста. Чем более редкая специальность, тем выше оклад. Причем скажу, что где-то к третьему-четвертому курсу программисты в целом уже разобраны. У нас большое количество вузов в стране, которые выпускают технических специалистов, и если работодатель приходит на пятый курс, то ему ловить уже нечего, потому что все хорошие уже где-то работают, настолько большая потребность.
… Был кризис 2008 года – у программистов зарплаты не снижались. Финансисты, экономисты, несчастные юристы ходили по рынку с протянутой рукой, а программистам стабильно продолжали повышать зарплату, их стабильно никогда не хватало.

И другие специальности. Есть и специалисты по защите информации, их требуется чуть меньше, поэтому у них и оклады меньше. Есть специальные системные аналитики в области информационной безопасности. Это продвинутые люди, которые анализируют угрозы, что с ними делать, и потом строят модель угроз. Есть инженеры, которые занимаются непосредственно внедрениями различных решений, их реконструкцией и воспроизведением. Системный администратор – это человек, который поддерживает сеть. Он самый низко оплачиваемый на текущий момент, хотя тоже неплохо.

Потом Наталья начала рассказывать про семантические алгоритмы простыми понятными детскими словами. Вот, посмотрите её выступление (или лучше покажите ребёнку) — там реально всё на пальцах:



Сергей Орловский, Nival


Истории игр насчитывают много тысячелетий. Самым древним настольным играм уже более 5 тыс. лет. Из более-менее известных, например, нарды – им порядка 3 тыс. лет. В принципе, мы, как homo sapiens, как люди, играем с детства и продолжаем играть уже во взрослом возрасте. И это не только наше качество, огромное количество животных познают этот мир через игровые формы.



Тем не менее, последние 60 лет у нас появилось совершенно новое направление – компьютерные игры. Они возникли где-то в 1950-х еще на мэйнфреймах и осциллографах. Дальше в районе 1970-х появились первые игровые приставки к телевизору, и начался бум компьютерных игр. В 1980-х появились первые персональные компьютеры, в 1990-х – 3D-игры, в 2000-х – более-менее современные приставки, которые вы знаете, как PlayStation, Xbox. С 2005 года появились онлайн, потом мобильные. На сегодня те известно вас, кто могли перед началом продленки посмотреть, чем мы занимаемся, в частности уже есть новое направление – VR (виртуальная реальность), которое сейчас активно набирает обороты, и где-то с этого года, по крайней мере, по моим предположениям, начнет очень активно развиваться на рынке.

В свою очередь, это развитие игровых платформ для компьютерных игр и привело к тому, что игровые жанры тоже очень сильно эволюционировали от простейших аркад в 1970-е, до на сегодня очень сложных моделей, описывающих этот мир, и позволяющих интерактивно взаимодействовать с моделями этого мира, учась или обучаясь чему-то полезному, что может потом пригодиться в реальной жизни. Это и стратегические игры, и ролевые, и бизнес-игры, которые активно используются разными компаниями для как раз повышения квалификации. В частности, это были образовательные игры, которые развивались на протяжении последних 30 лет, но поначалу были достаточно примитивными. В некотором смысле первые эксперименты, так как игры были достаточно скучные сами по себе, хотя давали огромное образование, оттолкнули огромное количество людей, разработчиков и потребителей от себя, несмотря на то что само направление является очень привлекательным в силу того, что игровая форма лучше для обучения.

Если мы посмотрим, как вы учитесь, в основном, в школе, или в институтах, в университетах – в основном, вы слушаете, когда вам что-то рассказывают, периодически решая какие-то задачки, но при этом было бы гораздо веселее, если бы у вас была некая среда, где все эти вещи можно было бы изучать, взаимодействуя с этой средой в игровой форме, то есть просто играть в игры. Таких хороших примеров уже становится все больше и больше. В частности, есть очень известная игра Rocksmith, где вы учитесь играть на живой гитаре. Не Rockband, где надо было нажимать какие-то непонятные кнопочки, а есть настоящая гитара, и играя с консолью или компьютером в эту игру, вы действительно приобретаете реальные навыки игры на гитаре.

Или очень активно используют сейчас уже в образовании, например, игры компании Paradox «Hearts of Iron» или «Europa Universalis», где можно понять историю нашей цивилизации, не просто читая скучные учебники, а играя за одну из стран, и сталкиваясь с реальными проблемами, которые у них были в этот исторический период, принимая решения, играя против других игроков, и прочее. Или игра типа «Portal», где можно понимать и разбираться с физическими законами этого мира, приобретая очень полезные для будущего навыки. Таким образом, несмотря на то что игры, как образование, вначале чувствовали себя не очень хорошо, на сегодня это самая интересная область, которой очень интересно заниматься и очень весело в это играть, и очень полезно.



Дети смотрят на мозг изнутри в обучающей игре Nival

Еще одно из достаточно интересных направлений – геймификация. Можно брать существующие области, например, любой курс по географии или еще по чему-то, и прикладывать к этому какую-то игру, даже не создавая пока отдельный программный продукт, о котором мы говорим, а просто используя дополнительные карточки, дополнительные баллы, таким образом сильно увлекая людей в этот образовательный процесс, делая его гораздо веселее.

Вот полное выступление, там ещё много про игрофикацию и обучающие проекты Nival для детей изнутри:


Часто задают вопрос: «Где же учиться, и как стать теми, кто эти игры разрабатывает?». Если брать московские вузы, программистов лучшим образом готовят в МГУ, МФТИ, МГТУ. Художники – МГАХИ, ВГИК. Игровые дизайнеры – МГУ, ВШЭ, ВГИК. Менеджеры – ВШЭ, МГУ, МГИМО. Сама разработка игр – штука очень мультидисциплинарная, там требуется огромное количество разнообразных специальностей, поэтому можете выбрать то, что близко вам. Если вам ближе изобразительное искусство, то МГАХИ и ВГИК. Рассказывали, что запускаются курсы игровых дизайнеров, но готовых курсов по игровому дизайну для школьников, по крайней мере, чтобы поступать в вуз, нет. Можно сказать, что их нигде не готовят, но определенное базовое образование для того чтобы потом расти непосредственно в компаниях по этой специальности, в частности техническое или гуманитарное образование крайне полезно. Поэтому считаю, что МГУ, ВШЭ и ВГИК крайне полезны как база для того чтобы потом развиваться самостоятельно по аналогии с креативным директором – в сторону игрового дизайнера, так как эти специальности очень близкие. Последнее – это менеджеры, они всегда нужны для того чтобы руководить любим процессом. Их учат в ВШЭ, МГУ, МГИМО.


Василий Лебедев, RedKeds


Последние 12 лет я работаю в отрасли рекламы. Реклама – это достаточно обширная область, которая охватывает совершенно разные гуманитарные и технические науки. Так уж получилось, что, в принципе, я начинал учиться как лингвист: изучал английский, немецкий, латынь. Но в 12 лет я очень сильно увлекся программированием, в частности на PHP. Меня дико захватила идея того, что я могу сделать сайт, который все увидят, на который все будут заходить, на котором я смогу сделать игры, суперинтересные проекты, и миллионы-миллионы людей будут на него заходить.



Это был настолько дикий восторг, что я, не понимая, как все это работает, стал изучать языки разметки, программирование, стал сам рисовать дизайн, анимацию. Так как мне было 12 лет, я не понимал, как все это работает, и начал все делать «на коленке». Постепенно получилось так, что я стал осваивать не только технические, но и гуманитарные науки, и на их синтезе стало понятно, что появилась новая потребность — не только сесть за программирование, не просто что-то закодировать, а именно еще и придумать, что вы собираетесь запрограммировать.
Оказалось, что такие профессии, о которых мы не знали, потому что ни в школе, ни в институте об этом не рассказывали, давно уже в мире есть, и такая профессия называется креативный директор – специалист, который придумывает, зарабатывает деньги тем, что придумывает новые изобретения, игры, стартапы, рекламу, сайты. Так получилось, что я устроился в рекламное агентство, и стал работать программистом. Но когда к вам приходит задача от компании Honda или Panasonic, и говорят: «Вы нам придумайте сайт», подразумевается: «Вы нам придумайте, что нам надо сделать, и сделайте это». Но это еще ладно.

Потом пошла следующая история. Стали приходить большие компании, которые стали говорить не «Вы придумайте, что нам сайт», а они стали говорить: «Вы придумайте, что нам придумать». То есть «Придумайте нам игру, ролик, мероприятие, может быть, сделать, стратегию, сервис». И встала интересная задача: как можно что-то придумать осознанно? Я стал изучать эту тему, и оказалось, что очень много есть различных креативных методологий, позволяющих придумывать. Для вас я собрал разные типы проектов, которые вам предстоит придумывать, если вы когда-нибудь будете работать креативным директором.


Вот его выступление. Судя по реакции детей, жжёт Василий просто на «ура», плюс там много видеороликов. Советую посмотреть, очень живое и интересное. В конце – упражнение на творческое мышление, которое можно и даже стоит сделать с ребёнком дома:



У нас есть одна из известнейших систем в мире — теория решения изобретательских задач, и на протяжении последних 50 лет у нас воспиталось целое поколение изобретателей, которые сделали в сумме такое количество изобретений, что и всему миру не снилось. Единственное, обидно, что делались эти изобретения не всегда для российских компаний, но мы сейчас, опять же, вместе с МИСиС будем делать все, чтобы это происходило у нас.


Итого


Получился ещё один крутой урок. Напоминаю, что вот тут в посте про программистов есть огромная куча ссылок на разные детские приложения и сайты, где можно учиться.


И да, мы опять играли в игры от Мосигры

У нас уже понемногу появляется целый каталог профессий: если вам интересно узнать про генетиков, программистов, космонавтов, кондитеров и ИТ-специальности – вот записи: http://prodlenka.pro/

В этом сезоне Продлёнок по профессии больше не будет, поэтому встретимся в сентябре. А пока можно погулять по сайту, посмотреть видео, и, если хотите, подписаться на рассылки: как правило, зал забивается уже за неделю или 4-5 дней до начала события, и почтовое уведомление о первых Продлёнках следующего года лишним не будет. И — да! Нас, в частности, благодаря полезности для IT-сферы поддерживает Минкомсвязь, вот даже министр обращение записал.

Комментарии (4)