Этим материалом мы начинаем цикл «Борьба за звук», поводом для которого послужили комментарии пользователей geektimes (@SADKO melchermax и др.), написанные к некоторым нашим статьям. Такие комментарии всегда значимы для нас, и мы будем рады если они будут появляться и дальше.


В замечаниях читатели обратили внимание на то, что мы не уделили должного внимания интермодуляционным (далее IMD) и фазовым искажениям, как факторам, существенно влияющим на качество, детальность, чистоту звука и на характеристики стереопанорамы. Кроме того, очевидной проблемой при выборе аппаратуры является валидность субъективных и объективных методик оценки качества звука. Этот цикл мы посвящаем тем проблемам качества, которые, в силу их «неудобности», не редко игнорируются.

Сегодня многие считают наиболее значимыми параметрами качества звука АЧХ и КНИ, так как их указывают производители. А это не совсем верно. При описанном подходе к качеству интермодуляционные искажения (IMD), как правило, не рассматриваются, либо им придаётся не большое значение. Производители аудиоаппаратуры, в подавляющем своём большинстве, склонны «забывать» об этой проблеме. Это закономерно, ведь исследования в этой области требует вложений, специалистов этого профиля не много, а потребителей вполне устраивает парадигма, в которой основными характеристиками качества является АЧХ и коэффициент гармоник.

Ввиду сложности проблемы – эта статья скорее задаёт вопросы, чем даёт ответы, её основная цель – обратить внимание читателей на проблему IMD в звуковых трактах, обобщить сведения о интермодуляционных искажениях.

Я постараюсь представить в этом материале наиболее значимые сведения об интермодуляционных искажениях, которые удалось откопать в сети. К слову, при поиске источников и исследований на эту тему столкнулся с проблемой не хватки информации, про IMD пишут крайне мало.

Проблема оценки качества: — Видишь суслика? — Нет… — А он есть!


Проблема нелинейных искажений известна достаточно давно и рассматривается физиками и инженерами почти с момента появления первых звуковых излучателей и усилителей. Сегодня производители и пользователи аудиоаппаратуры придают большое значение «ровности» АЧХ и гармоническим искажениям. Гармоники наиболее известны среди звуковых искажений, а коэффициент гармоник (далее КГ) считается одной из значимых характеристик качества звука и указывается в документах на то или иное устройство.


При этом многие исследования параметров качества усилителей и излучателей, деградации звука и т.п., проводившиеся во второй половине прошлого столетия демонстрируют, что значение коэффициента гармонических искажений прямо не связаны с качеством звука. Периодически приходится слышать от людей не исповедующих «религиозные» подходы к звуку о том, что субъективная оценка не менее чем аппаратные исследования, важна при определении качества.


До того как я столкнулся с информацией о существенном влиянии интермодуляционных искажениях на звук, я полагал, что такой подход связан лишь особенностями личного субъективного восприятия и не предполагает объективных критериев. Изучение проблем качества звуковоспроизведения, процессов влияющих на звук, и осознание низкого уровня валидности стандартных методов оценки (чувствительность + АЧХ + КНИ + шум), дали мне понять, что это не всегда лишь вкусовые предпочтения.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что не нужно обращать внимание на приведённые выше характеристики, но твёрдо убеждён, что это лишь часть критериев, которые необходимо учитывать при оценке, а в ряде случаев и вовсе «вершина айсберга».

Связь КГ с качеством звучания безусловно есть, но этот показатель, равно как и АЧХ, далеко не в полной мере отражают то, что мы привыкли подразумевать под уровнем качества. Не редко аппаратные тесты упомянутых выше параметров соответствуют принятым стандартам, а субъективная оценка звука того или иного устройства очень низкая.

Очень грубо можно продемонстрировать отсутствие прямой связи КГ и качества звука на следующем гипотетическом примере.

Предположим на форуме, посвященном аудио, люди оставляют нелицеприятные отзывы об устройстве с субъективных позиций, прослушав с помощью тестируемого устройства песню группы «Ленинград» — «Любит наш народ» в исполнении детского хора (в параметрах устройства указана «ровная» АЧХ, а коэфициент гармоник составляет 0,1 %). Совершенно естественно, что эти люди нарываются на жесткую критику, обвинения во «вкусовщине», «клиническом аудиофильстве» и т.п. При этом критикующие знакомы лишь с результатами аппаратного тестирования, но не слышали устройство в живую. Субъективное же мнение большинства из тех, кто слышали устройство можно сформулировать так: «звук — го… но далёк от совершенства».


Тут же возникает holy war, где у оценивших далёкий от совершенства звук в натуре, нет аргументов в пользу своей позиции, тогда как у не слышавших его есть значения ровной АЧХ и низкого КНИ, которые общественным мнением признаны более значимыми, чем субъективные ощущения. Но каким-то «магическим» образом звук тестируемого аппарата остаётся гов… ом далёким от совершенства, более того, в качестве аргументов все прослушавшие девайс люди говорят о «замыленности», «не четкости», «кашеобразности» сцены, отсутствии «прозрачности».

Безусловно приведённые описания искажений субъективны, но в силу того, что в нашей гипотетической ситуации их слышит подавляющее большинство тех, кто оценивал оборудование в реальности, мы явно имеем проблему, которую не отражает ни КНИ, ни АЧХ. Такой проблемой с высокой степенью вероятности могут стать интермодуляционные искажения. Последние не характеризует ни коэффициент гармоник, ни стандартные тесты АЧХ, при этом влияние их на звук не менее, а вероятнее всего более существенно.

Интермодуляционные искажения – «тактика» невидимого врага


В Википедии опубликовано достаточно точные определения интермодуляций и интермодуляционных искажений:

Интермодуляционные искажения — нелинейные искажения, создаваемые усилительными схемами. В частотном спектре двухтонального сигнала с интермодуляционными искажениями содержатся комбинационные составляющие с частотами, являющимися суммой и разностью основных и гармонических частот входных сигналов.

Интермодуляция — это процесс взаимодействия нескольких различных сигналов в нелинейных каскадах тракта. В результате возникают новые составляющие спектра, зашумляющие принимаемый сигнал (либо проявляющиеся в качестве зеркального сигнала).

Следует также отметить, что интермодуляции могут стать следствием не только работы усилителя, но также возникают в излучателях за счет нелинейности упругости подвеса диффузора, нелинейности при влиянии магнитных полей при разных условиях возбуждения и ряда других причин.



Исследователи изучавшие нелинейные искажения, такие как Энтони Нью, Геддес, Войшвилло, указывают, что на развитие IMD влияет целый комплекс факторов и взаимодействие этих факторов между собой, некоторые из них были подробно описаны, а именно:

абсолютный уровень сигнала, частотный диапазон, сложность спектральной картины, соотношения между пиковым и усреднённым сигналом, форма волны, а также взаимодействия между вышеупомянутыми факторами.

При исследовании усиления синусоидальных сигналов всё несколько проще, чем с музыкой. Всё, что мы можем сказать про коэффициент гармоник справедливо, главным образом, для синусоидального сигнала. Но музыка – это не синусоидальный сигнал, в ней содержится множество частот, спектр и амплитуда которых постоянно изменяется во времени.

Для демонстрации интермодуляции при усилении звука можно привести следующий пример: на вход усилителя с не линейной характеристикой подается сигнал, состоящий из 2 частот. В результате генерируются гармоники не только этих двух тонов, но также от частот являющихся их математической суммой и разностью.


Понятно, что в случае с воспроизведением музыки существует далеко не 2 и не 3 частоты, а спектральный состав музыкальных произведений сложен. Известно, что обертоны (естественные гармоники) музыкально соотносятся с породившими их частотами, при этом суммы и разности частот, генерируемых самими обертонами, далеко не во всяком случае будут музыкально согласованы. Таким образом, можно представить интермодуляционные искажения, как генерирование сигналов частоты которых являются суммой и разностью частот обертонов.

Как выявили исследования Александра Войшвилло (Sr. Manager Transducer Engineering & Acoustic Research — JBL professional), при воспроизведении сложного поличастотного музыкального сигнала спектральное распределение интермодуляции не способно обогатить музыкальный сигнал (как это происходит в случае с обертонами четных гармоник низких порядков), но напротив приводит к неизбежному появлению шумоподобных дисгармоничных отзвуков.

Изложенное выше подтверждает вывод о том, что картина гармонических искажений не отражает в полной мере «музыкальность» системы и не может свидетельствовать о качестве звука.


График проявления гармонических искажений в зависимости от частоты. В этом случае выше порогового уровня проявляются гармоники второго и третьего порядка. На любой отдельно взятой частоте уровень определённой гармоники может быть найден путём вычитания уровня искажений от уровня отклика в осевой направленности. На частоте 200Hz уровень звукового давления в осевой направленности составляет 87dB, а гармоники третьего порядка — 30dB. Поэтому искажение относительно сигнала составляет 57dB, что является чуть больше, чем 0,1%

Измерение IMD – уши или нет?


Возникает резонный вопрос, почему критичным параметром для аппаратуры становится коэффициент гармоник. Вероятнее всего, так как его легче измерить. Причиной появления гармоник и интермодуляционных искажений являются одни и те же процессы, при этом – это отнюдь не означает зависимость количества одних от других.

Согласно статьи в Википедии существуют 4 вида измерения IMD:

  • двухтональный 400Гц и 4кГц при соотношении амплитуд 4:1 по методике ГОСТ 16122-88 и МЭК 60268-5;
  • двухтональный 19кГц и 20кГц одинакового уровня — отличает простота реализации — измеряется уровень разностной частоты 1кГц;
  • многотональный — методика разработана А. Г. Войшвилло;
  • субъективный — в результате прослушивания звучания разных тестовых музыкальных композиций экспертами.


Наиболее эффективными методами измерения сегодня признаются многотональный и субъективный экспертный метод. Мультичастотная методика Войшвилло даёт более полное представление нежели двухтональные измерения. Результаты мультичастотного тестирования представлены на графиках, ниже описание теста опубликованное в статье Александра Кравченко «Интермодуляционные искажения – неуловимый враг» www.sound-consulting.net


Тестирование интермодуляционных искажений мультичастотным методом. Искажения в сферической волне при перемещении в среде. Уровень звукового давления на расстоянии 1 метр – 110 dB. Радиус источника — 0,5 метра. На первом графике – уровень звукового давления в dB, на втором – процентное соотношение интермодуляционных искажений по отношению к основным частотам. Линии с полной высотой — это испытательные мультичастотные сигналы, а оставшиеся линии – это интермодуляционные составляющие. Тёмные области – это частотные диапазоны, в которых интермодуляционные составляющие сливаются, образуя шумоподобный спектр.

Не смотря на неточность измерений и отсутствие математического аппарата, которые бесспорно являются недостатками, экспертный метод позволяет проводить комплексную оценку. При проведении оценки применяются записи женского или детского дискант-хора. Некоторые комментаторы наших статей писали о том, что при проведении личных тестов на интермодуляции им помогают записи тяжелой музыки с плотным звучанием, например, thrash metal.



К слову, математический метод, позволяющий получить корреляцию характеристик нелинейности тракта с субъективными оценками звучания устройства, станет темой следующего материала цикла.

Итог


В отсутствии сложных стендов и специальной измерительной аппаратуры, а также данных от производителя (а их как правило нет) единственный способ оценить уровень интермодуляционных искажений в сигнале — использовать собственные уши. Главное про это знать и запастись парой другой файлов с дискант-хором, чтобы, находясь в шоуруме не пропустить ни единой интермодуляции в предлагаемом аппарате, гневно возвестив об этом менеджеру магазина и открытым письмом компании-производителю.

Если говорить серьёзно, безусловно стоит помнить о том, что одной из главных проблем разработчиков аудиоаппаратуры являются интермодуляционные искажения. Полагаю, что тема интермодуляций может примирить ярых сторонников субъективной и объективной оценки звука, по крайней мере, когда дело не затрагивает «сакральных» «метафизически-религиозных» тем и «аудиоритуалов».
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (40)


  1. Templton
    15.11.2016 12:54

    Есть метод, что применяется при исследованиях нелинейности выходного усилителя мощности спутникового ретранслятора — метод NPR (Noise Power Ratio). На вход подается не гармоники, а шум с ограниченной полосой.

    Думаю, в звуковых приложениях данный метод будет наиболее объективный.


  1. PULT
    15.11.2016 13:09

    Интересно, а были опыты по использованию метода для оценки аудиоаппаратуры? Возможно у вас есть ссылка, буду признателен если скинете.


    1. Templton
      15.11.2016 13:16

      Нет, понятие обычно используется сугубо в спутниковой связи. Если базируетесь в СПб, можно сообразить встретиться и попробовать организовать опыт на стенде.
      Может получиться очень качественная научная статья.


      1. PULT
        15.11.2016 13:19

        Согласен. К несчастью базируюсь не в спб, но там есть сотрудники компании. Если руководство одобрит, думаю что-нибудь получится. Я обеими руками — за.


        1. Templton
          15.11.2016 13:32

          Если что надумаете — написал адрес почты в личку.


          1. PULT
            15.11.2016 13:49

            ок


  1. Seven-ov
    15.11.2016 13:32
    +3

    … то чувство, когда статьи от Итана об устройстве вселенной более понятны и просты для всприятия, чем блог аудиофилов…


    1. PULT
      15.11.2016 13:35

      А где вы увидели блог аудиофилов?


    1. PULT
      15.11.2016 13:47

      Заявление из цикла: «karma police, arest this man he talks in maths»)


      1. Seven-ov
        15.11.2016 14:32
        +1

        «Не смотря на неточность измерений и отсутствие математического аппарата»
        Я прочитал статью и она написана далеко не на языке математики, что не раз сказано в самой статье. Да и вообще, вся статья это пятикратное повторение того, что мы не можем это измерить, не можем это толком посчтиать, не можем верить на слово людям которые «слышат», но это все несомненно важно и нужно учитывать.


        1. PULT
          15.11.2016 15:03
          -2

          Я прочитал статью и она написана далеко не на языке математики

          Было бы странно, если бы на этом языке писали статьи (приведённая фраза — цитата из Radiohead).
          Статья не повторение, но аргументация в пользу того, что мы ПОКА, не можем измерить. Верить мы можем своим ушам, а экспертам не редко доверяют производители.


        1. PULT
          15.11.2016 15:24

          «что мы не можем это измерить, не можем это толком посчитать, не можем верить на слово людям которые «слышат», но это все несомненно важно и нужно учитывать.»
          Всё верно, а, что не так?
          Проблема в том, что можем посчитать не всё, но опорные точки существуют — это несколько известных аппаратных методов с точными измерениями (которые на данный момент ограничены не совершенством математического аппарата) и возможности наших ушей, при, бесспорно, субъективной оценке.

          «There are more things on earth, Horatio, than are dreamed of in your philosophy»


        1. jex
          15.11.2016 15:47

          К сожалению так и есть. Когда покупаешь мониторы(аудио систему) — полгаться можно только на собственный слух. АЧХ только как первый фильтр можно использовать. Если ачх кривая, то эти колонки точно не стоит покупать.


  1. SALO-S-KALOM
    15.11.2016 14:59

    Не так уж и страшны эти ваши интермодуляции
    http://ixbt.photo/photo/626699/377461QTYRUUIwg/CG21Vknene/745604.png
    Куда страшнее ситуация с колонками. Как видно, все очень неоднозначно и компромисс найти весьма затруднительно. Забавно, что behringer truth стоимостью более 500$ проигрывает отечественной акустике s30 по всем графикам, а KEF Reference стоимостью в 2000 евро выдает рекордные ИМД(тут стоит заметить, что данная ос выдает относительно ровную АЧХ даже при отклонении в 60 градусов, что впечатляет)
    http://ixbt.photo/photo/626699/49720gqwzweK0oF/MkQL9i6K2b/898224.png
    *графики сталкера29218


    1. PULT
      15.11.2016 15:29

      Занимательное сравнение, различия впечатляют. Какой метод измерения «не так уж страшных» искажений использован в исследовании?


      1. SALO-S-KALOM
        15.11.2016 16:02

        Там же все написано вверху столбцов.
        Обратите внимание на четвертый снизу усилитель technics. Огромная мощность и рекордные показатели по искажениям. Подобные модели сейчас стоят в районе 50 долларов. Вот он — hi end для бедных.


        1. Nessi
          25.11.2016 12:55

          Подскажите, а какие подобные модели вы имеете в виду? А то упомянутый Technics нашел на ebay, примерно по 100 долларов продают.


  1. SADKO
    15.11.2016 23:10

    Зря вы про суслика так, интермодуляционные искажения очень даже заметны даже для неподготовленного слушателя и выражаются в том, что любимый ска-панк/металл превращается в шумовую кашу…
    … это вам не джиттер, тут всё более чем ощутимо, и к стати синтетические тесты очень даже свои задачи решают, в первую очередь дефектоскопические, и для продавцов это очень не удобная тема, ибо всякое бывает в пути, а товар надо продать :-)


    1. PULT
      16.11.2016 00:31

      Я это не к тому, что не слышно, а к тому, что не видно, ибо производитель не указывает.


  1. melchermax
    15.11.2016 23:17
    -1

    гневно возвестив об этом менеджеру магазина и открытым письмом компании-производителю.


    Кто-то сожрал клоуна?


    1. PULT
      16.11.2016 12:54
      -1

      Док, это что-то из баварского юмора?


      1. melchermax
        16.11.2016 13:54
        -1

        Так говорят немцы, когда шутка имеет некоторое сходство с отходами жизнедеятельности, предположительно происходящими из чего-то, что когда-то было весёлым. Короче, язвить надо тоньше.


        1. PULT
          16.11.2016 14:14
          -1

          Я и не думал язвить. Простенькая ирония, добрая и совсем не претендующая на язвительный сарказм.


  1. novice2001
    15.11.2016 23:37
    +3

    Возникает впечатление, что статья написана не техническим специалистом, а каким-то маркетологом или подобным ему гуманитарием. Что с некоторой долей вероятности подтверждается фразой «До того как я столкнулся с информацией об интермодуляционных искажениях...»
    Интермодуляционные искажения известны давным-давно. Более того, тот же самый эффект (появление на выходе нелинейного элемента суммарной и разностной частот) используется и во благо — в смесителе любого современного приемника. В то же время в других каскадах тех же приемников он приносит существенный вред, и их стараются сделать как можно более линейными. Эта работа ведется еще со времен господства ламповой электроники.
    Поэтому говорить о том, что «специалистов этого профиля не много» может только полнейший дилетант. Во-первых, потому что нет «специалистов по интермодуляционным искажениям», также как нет «специалистов по задней правой ноге свиньи», человек либо специалист и знает об ИМД, либо вовсе не специалист. А во-вторых, потому что о них знает любой выпускник радиотехнической специальности, который получил свой диплом честно, а их, смею надеяться, достаточное количество.
    И далее по тексту полнейшая каша.
    Например, «нелинейный сигнал, состоящий из 2 частот». Не может СИГНАЛ быть линейным или нелинейным, это как «три зеленых свистка».
    Или «обертоны (естественные интермодуляции)». Обертоны по-другому называются гармоники, к интермодуляциям они не имеют ни малейшего отношения.
    Или еще «Таким образом, можно представить интермодуляционные искажения, как генерирование сигналов с увеличением их частоты в определённое количество раз». ИМД — генерирование сигналов суммарной и разностной частот, «в определенное количество раз» увеличивают частоту искажения гармонические.
    Этот список можно продолжать и продолжать…
    Я не могу спокойно смотреть на это издевательство. Маркетологи должны впаривать товар, а не писать на технические темы.


    1. PULT
      16.11.2016 00:26
      -1

      «Возникает впечатление, что статья написана не техническим специалистом» — я не скрывал, что я не технический специалист, при этом не маркетолог, я уже где-то писал, что у меня естественнонаучное образование, при этом вся информация которую я излагаю почерпнута из более чем авторитетных источников, если изложение где-то не соответствует «Интермодуляционные искажения известны давным-давно» — этго никто не отрицал

      «нет «специалистов по интермодуляционным искажениям»» — есть специалисты которые занимаются темой искажений в аудиоаппаратуре и знают об интермодуляционных искажениях больше чем просто выпускники радиотехнических ВУЗов (Пример Александр Войшвилло из JBL) и таких специалистов не много.

      «Или «обертоны (естественные интермодуляции)»» — заимствовано у Кравчено Sound Consulting, у меня нет причин не доверять этому автору, его компетенция не вызывают у меня сомнений.

      И в результате продолжения списка я готов на каждую претензию дать ссылку на источник. Если при описании проблемы допущены существенные ошибки — напишите, я поправлю, если нет — не цепляйтесь к словам и не высасывайте проблему из пальца.


      1. novice2001
        16.11.2016 01:08
        +3

        ИМД в аудиоаппаратуре ничем не отличаются от таковых в радиочастотной аппаратуре. Но в РЧ в отличие от ЗЧ они критически важны. Это разница между «можно принять сигнал» и «нельзя принять сигнал». А в аудиоаппаратуре это «четкое воздушное» звучание (и прочие аудиофильские сопли) и «нечеткое, мыльное» и т.п. Поэтому разработчики РЧ аппаратуры знают об ИМД и методах борьбы с ним не меньше (а, скорее всего, на порядки больше), чем Войшвилло и иже с ним.

        Кравченко НИГДЕ не писал чуши про «обертоны — естественные интермодуляции». Вместо этого он писал про «обертоны — естественные гармоники». Опора в суждениях на авторитеты («у меня нет причин не доверять этому автору, его компетенция не вызывают у меня сомнений») вместо физики выдает в вас полнейшего профана, не способного даже как следует скомпилировать информацию из 2-3 источников в сети.

        И еще. Чтобы определить чью-либо компетентность в какой-либо области, нужно хоть немного в этой области разбираться самому. Профан по определению не способен оценить чью-либо компетентность.


        1. PULT
          16.11.2016 10:34
          -1

          «обертоны — естественные гармоники» — согласен, исправил.

          Опора в суждениях на авторитеты

          Бросьте, в той или иной степени, на них опираются все.

          и прочие аудиофильские сопли

          Эти, как вы выразились, сопли — критерий качества, который игнорируется, и он критически важен, так как при наличии ИМД — звук говно
          Поэтому разработчики РЧ аппаратуры знают об ИМД и методах борьбы с ним не меньше

          — если вы так ратуете за научный подход, доказывайте, приведенное утверждение требует доказательства.

          Замечу, я совершаю ошибки в употреблении терминов, что печально, но поправимо.
          Вы же подгоняете факты под удобный вам результат и на основании этой подгонки пытаетесь представить домыслы в качестве фактов (это к выводу о разработчиках РЧ аппаратуры).


          1. novice2001
            16.11.2016 11:59

            «Бросьте, в той или иной степени, на них опираются все.»
            Одно дело опираться на авторитет Эйнштейна, Капицы, Фейнмана, Алферова или других всемирно известных ученых, и совсем другое — на широко известного в узких кругах строителя звуковых студий.
            Тем более, что, зная основы радиотехники, не понадобилось бы опираться на мнение этого «авторитета» вообще и не пришлось бы исправлять явную глупость в тексте. Повторюсь: такие тексты должны писать специалисты в теме, а не профаны. Тем более на ресурсе типа Geektimes.

            «Эти, как вы выразились, сопли — критерий качества»
            Сопли есть сопли, критерием качества они быть не могут. Коэффициент интермодуляционных искажений — может, как объективно существующая и измеримая величина. Естественно совместно с другими такими же объективно существующими и измеримыми параметрами аппаратуры — коэффициентом нелинейных (гармонических) искажений, амплитудно- и фазово-частотной характеристиками, выходным сопротивлением (для УМЗЧ) и т.п.
            К тому же в двойных слепых тестах подавляющее большинство «аудиофилов» не отличит толстый сварочный кабель от «прогретого» «суперпровода» по килобаксу за метр. Ну, и с усилителями примерно то же самое. Зато когда они ВИДЯТ марку (и цену), то из слух просто невероятно «обостряется».

            «если вы так ратуете за научный подход, доказывайте, приведенное утверждение требует доказательства.»
            Вы пишете несусветную глупость. с тем же успехом я могу потребовать от вас доказательств, что ИМД — не ваша личная выдумка, ведь вы ЛИЧНО ( и весь ваш Пульт) никаких измерений не производили (а до недавнего времени и вовсе не знали об ИМД).

            Я же никаких фактов не подгоняю. Любой серьезный связной радиоприемник неизбежно обладает высоколинейными каскадами усиления, в которых ИМД всеми возможными схемотехническими средствами снижен. Иначе приемник просто не сможет нормально работать. Звуковая техника принципиально не сталкивается с такими техническими вызовами. Если вы этого не знаете, то это не означает, что это неизвестно специалистам. Ну, и оценка ваших и моих комментариев в значительной мере подтверждает мою правоту. Кстати, если что, минусую не я, даже возможности такой не имею…


            1. PULT
              16.11.2016 12:32

              К тому же в двойных слепых тестах подавляющее большинство «аудиофилов» не отличит толстый сварочный кабель от «прогретого» «суперпровода» по килобаксу за метр. Ну, и с усилителями примерно то же самое. Зато когда они ВИДЯТ марку (и цену), то из слух просто невероятно «обостряется».

              Обратного никто не утверждал. Мы никогда не писали о прогреве проводов и писать не станем, тут вы адресом ошиблись).
              Суть статьи была в том, что на данный момент производители игнорируют ИМД как критерий качества, равно как и пользователи, в силу того, что пользователи об этом знают мало.
              «такие тексты должны писать специалисты в теме» — специалисты должны писать диссертации, спецификации и пр., посты в личный блог. Корпоративные блоги ведутся специалистами из другой области, что оправдано. Выбор темы обусловлен интересами читателей, допущенные ошибки исправлены. Инцидент исчерпан.


            1. PULT
              16.11.2016 13:18

              Ну, и оценка ваших и моих комментариев в значительной мере подтверждает мою правоту.

              не могу согласиться, в силу того, что мы не знаем, кто оценивает. Можно с тем же успехом сравнивать рейтинги, но объективным критерием «правоты» это также не будет.
              Любой серьезный связной радиоприемник неизбежно обладает высоколинейными каскадами усиления, в которых ИМД всеми возможными схемотехническими средствами снижен.

              это не доказывает вашего утверждения, лишь подтверждает компетентность радиоинженеров в вопросе ИМД, что понятно. Но когда речь идёт об устранении этих искажений в аудиоаппаратуре существуют определённые различия и дело не только в каскадах усиления, генерировать ИМД могут и другие участки тракта, не только усилитель.


            1. SALO-S-KALOM
              16.11.2016 15:03

              Мне кажется, вы слишком нападаете на автора статьи. Да, статьи далеки от технарских, конкретно эта и вовсе избежала какого бы то ни было попадания в себя информации по теме, НО, если сравнивать со статьями аудиомании тут, наполненными влажной аудифильской аналитикой и мракобесием, то этот товарищ абсолютно безобиден и, как минимум, несет тред для дискуссии.
              При этом, никакой рекламы в статье.


              1. PULT
                16.11.2016 15:19

                Реклама, в виде ссылок, всё же присутствует), но я стараюсь не делать её навязчивой и идеология блога не предполагает рекламы (ни скрытой, ни явной) в самом тексте (тема, смысл написанного). Относительно аудиомании, мне сложно что-либо сказать, я не читал их статей.


  1. PULT
    16.11.2016 00:41
    -3

    * если изложение где-то не соответствует — поправляйте, но старайтесь делать это не предвзято и корректно.
    Возможные терминологические неточности в данном случае не отражаются на сути и достоверности написанного.


    1. novice2001
      16.11.2016 01:15
      +2

      Простите, что вновь пораню вашу нежную душу, но терминологические неточности еще как отражаются на сути и достоверности написанного. Специалист всегда называет вещи своими именами, а неспециалист — теми, которые ему нравятся. И по этому признаку очень легко отличить одного от другого.
      Суть статьи без лишней воды можно передать в одном абзаце. А ваши излишние неграмотные объяснения достоверности статье ну никак не прибавляют.


      1. PULT
        16.11.2016 12:20

        Подводя итоги дискуссии:

        1. замечания относительно обертонов, линейности/нелинейности, отличий гармоник от интермодуляций — учтены и исправлены;
        2. ваше утверждение относительно количества и компетенции специалистов вами не доказано;
        3. довод о том, что ИМД давно известны нигде не отрицается;
        4. лишняя вода и один абзац — голословное утверждение;
        5. опора на авторитеты в этой области вполне обоснована тем, что я не являюсь в ней специалистом;
        6. излишество в объяснениях, аргументации для того чтобы доказать, что они излишни вы не привели;


        Чтобы определить чью-либо компетентность в какой-либо области, нужно хоть немного в этой области разбираться самому.

        при этом ваша компетенция также ничем не подтверждена. Из ваших комментариев можно сделать вывод, что вы компетентны в поиске чужих ошибок, при сравнении их с источниками информации, что соответствует компетенции корректора, но не свидетельствует о технической грамотности.


  1. PULT
    16.11.2016 10:45
    -2

    " ваши излишние неграмотные объяснения " — объяснения грамотные, ошибки с терминами я признал и исправил.

    «Суть статьи без лишней воды можно передать в одном абзаце» — или докажите, или не пишите бреда

    Относительно нежной души, позаботьтесь о своей, это ведь вас задевают чужие статьи)


  1. timelle
    16.11.2016 12:29

    Друзья, проблема очень интересная и вызывает много споров. Выскажу свое мнение меломана, которое сформировалось довольно давно. Итак. У нас есть АЧХ и КНИ. Их можно измерить. Есть приборы и методики. Также имеют место интермодуляционные искажения — ИМИ. Они тоже измеряются. В чем соль? А в том, что любые из перечисленных искажений просто не воспринимаются на слух, если они ниже определенного порога. Я готов провести слепой тест и держу пари, что испытуемые не смогут уверенно отличать сигнал с искажениями от сигнала без искажений. Главное условие — чтобы искажения были незначительны. И вот тут мы переходим ко второй части поста. Искажения в реальной жизни.

    В реальной жизни мы получим искажения от преломлении звуковой волны, частичного поглощения, отражения и так далее. Если есть желание насладиться живой музыкой, то есть смысл сходить в консерваторию или филармонию. Там всё получится услышать «без посредников». Но искажений вы все равно не избежите. Даже если однажды изобретут способ передачи звука без искажений (совсем), то получить звук оркестра как в концертном зале не получится. Источники воспроизведения будут стоять в квартире или другом помещении, где акустика зала далека от концертного зала, где вы услышали «эталон» звучания. Всё дело в искажениях, которые внесли стены помещения. В комнате и концертном зале они разные. Если же записать звук с искажениями концертного зала, то тоже ничего хорошего не выйдет. Нужно проигрывать сигнал в абсолютно глухой комнате. Например студии.
    Друзья, ходите на любые живые концерты, наслаждайтесь живой музыкой и не требуйте невозможного от аппаратуры.


    1. Silvatis
      17.11.2016 18:03
      -1

      А вот тут мы забываем о отсутствии стандартизации человека =). Попробуйте взять чистую шкалу ачх и нарисовать свою, основываясь на личных ощущениях. Потом попросить это же сделать другого человека на том же оборудовании. Результат будет очень необычным.

      Я как оказалось, имею сильный провал в нижних частотах (можно фактически линию провести от нуля у 20 до нормы у 250гц). А вот в высоких «горб» у моего слуха, от 10к до 14к, где середина «горба» (где то в 2.5 громче воспринимаю), затем, где то чуть ли не в плотную до двадцатки немного сходит (с горба 2.5 до 2), там чуть ли не вертикальной линией спад в ноль у 19 — 20к.

      В результате я очень люблю наушники с правильными верхами (которых не существует, кажись =( ) Если они задраны, то характеризую звук, как «острый» и «неприятный». При этом, мне почти плевать на горбы в низах (все равно не слышно, только если это не что то совсем уж матерое)

      и что интересно: на том же оборудовании разные люди рисовали разные «ачх». И надо сказать, эти графики вполне себе описывали предпочтения людей в ушах.


      1. FisHlaBsoMAN
        18.11.2016 19:58
        +1

        Тема ушей раскрыта у stalker29218
        https://www.youtube.com/watch?v=sI5B81vKxgw
        Да видео несколько нудное и довольно долгое, хотя есть сокращенный вариант
        https://www.youtube.com/watch?v=pavYLPH-2ao
        Но там практически только про ачх ведётся разговор.


        1. Silvatis
          19.11.2016 00:41

          О, то же самое, что сам делал, но на маленькой выборке, с десяток человек.