Где же тут кнопка «Интернет»?

Компьютеры, смартфоны, планшеты и другие электронные устройства распространены повсеместно. Такие гаджеты можно встретить даже в самых удаленных регионах. К сожалению, использовать компьютеры так, как это задумывалось разработчиками, умеют немногие. И это несмотря на то, что работать с техникой и ее программным обеспечением сейчас гораздо проще, чем раньше.

Промышленные дизайнеры и инженеры создают эргономичные устройства с минимумом органов управления. Программисты и дизайнеры разрабатывают новые интерфейсы, изменяют и упрощают дизайн операционных систем и софта. Но людей, которых можно назвать продвинутыми пользователями компьютерной техники по-прежнему немного. Это же касается и пользователей сети интернет — большинство использует сеть лишь для просмотра сообщений в социальной сети, и ни для чего другого. Для того, чтобы выяснить уровень владения компьютерными системами и программным обеспечением у населения стран ОЭСР, было проведено специальное исследование. Его результаты кратко изложены в этой статье.

Работа проводилась силами Организации экономического сотрудничества и развития (OECD, Organisation for Economic Co-operation and Development). Исследователи собирали данные в 33 странах с 2011 по 2015 год. Выборка была действительно большой, поэтому обработка и анализ результатов заняли порядочное время.

Целевая группа исследования — люди в возрасте от 16 до 65 лет. Если взять и пользователей старше 65 лет, то общий процент продвинутых пользователей будет еще меньше. В работе, в основном, изучались способности людей, которые имеют отношение к выполнению рабочих обязанностей. Для такой оценки было отобрано 14 задач, с проверкой, могут ли пользователи ПК с ними справиться. Некоторые задачи (посещение и навигация по сайтам) были эмулированы при помощи специализированного программного обеспечения. Поскольку задания были стандартизированы, исследователи получили возможность убедиться в том, что у участников исследования равные возможности, включая технические условия работы (интерфейс, компьютерная техника и т.п.).

Задачи, предлагаемые пользователям, ранжировались от самых простых, до относительно сложны. Одна из простых задач — функция «ответить всем» для отсылки ответа на электронное сообщение трем пользователям. Это просто, поскольку для выполнения задачи необходимо выполнить очень ограниченное количество действий, но, как мы знаем, даже эта простая задача нередко вызывает трудности в реальной жизни

Одна из сложных задач — планирование виртуальной встречи в специализированном приложении, с использованием информации, содержащейся в нескольких сообщениях электронной почты. Сложной эту задачу исследователи назвали потому, что некоторые действия для ее выполнения неявные, здесь много промежуточных шагов и действий. Выбирать необходимо информацию из разных приложений, затем полученные данные нужно правильно использовать, умея к тому же работать с виртуальными конференциями.

В принципе, для большинства читателей Geektimes все это кажется, вероятно, смешным — ведь что это за «сложная» задача такая — организация встречи в сети. Но, на самом деле, для неподготовленного пользователя это непросто.

Исследователи, подводя итоги работы, разделили степень владения пользователями компьютерной техникой и ПО на три уровня. Первый уровень — это минимальное владение, умение решать базовые задачи. Последний — способность без проблем справиться с самыми сложными относительно рутинными задачами, которые нужно выполнять для работы.

Ниже уровня 1 — 14% взрослых пользователей

В общем-то, здесь речь идет о почти полном отсутствии навыков работы с компьютерами (этот уровень все же выше нуля). Такие люди по-прежнему есть, и, как видим, их немало. Компьютер такие пользователи иногда видят, но справиться с проблемой, более сложной, чем удаление файла или отправка e-mail, они не могут.

Уровень 1 — 29% взрослых пользователей

Здесь уже более продвинутые пользователи. Они могут использовать браузер или почтовый клиент для выполнения каких-либо задач на работе. Реализация таких задач обычно требует минимального числа шагов и промежуточных этапов. Например, пользователи такого типа умеют отвечать на письма, искать нужные им сообщения электронной почты или информацию в сети.

Типичная задача, с которой они без проблем справятся, это «Найти все сообщения электронной почты от Ивана Ивановича».

Уровень 2 — 26% взрослых пользователей

На этом уровне выполнение задач требует и опыта, и специфических знаний, с одновременным пониманием самой задачи. Например, пользователь может справиться с заполнением сложной онлайн-формы, требующей постраничной навигации и работе с приложениями. Использование сторонних инструментов тоже необходимо. Здесь уже гораздо больше промежуточных этапов, чем в предыдущих случаях. Правда, за пользователями такого типа необходимо присматривать, чтобы они не допустили каких-либо технических ошибок, которые будет сложно исправить.

Типичная задача, с которой могут справиться пользователи этого уровня, это, например, поиск документа определенной тематики, отправленного Ивану Ивановичу в сентябре прошлого года.

Уровень 3 — 5% взрослых пользователей

А вот этот уровень уже имеет отношение к пользователям, которые могут сделать очень многое, используя большое количество разнообразных инструментов для решения своей задачи. Их рабочие задачи могут состоять из большого количества промежуточных шагов, причем некоторые из них могут быть неявными, требуя специфических знаний, навыков и опыта.

Если взять в качестве примера все те же письма Ивану Ивановичу, то речь здесь идет о возможности подсчитать процент отправленных e-mail определенной тематики определенному адресату, и это самая простая задача, с которой могут справиться такие пользователи.

Почему сумма всех названных процентов не 100%? Дело в том, что почти треть взрослых не умеют пользоваться компьютером. В основном, речь идет о людях из удаленных регионов или стран со значительными экономическими проблемами, где компьютерная техника просто недоступна. Но от этого смысл сказанного все равно не меняется: почти треть людей не умеют пользоваться цифровой техникой и программным обеспечением.

Если взять разбивку по странам, то ситуация будет следующей.



В целом, эксперты говорят о том, что в любой стране 5-8% технически продвинутых пользователей, этот показатель очень слабо меняется от страны к стране (если оценивать экономически развитые государства). Что и говорить, процент этот очень невелик. Наверное, можно сказать, что примерно 95% людей в любой стране не являются технически продвинутыми пользователями. Многие из них умеют выполнять относительно простые задачи, больше трети вообще ничего не умеют. И совершенно напрасно, поскольку в некоторых случаях компьютерная грамотность помогает сохранить умственные возможности в преклонном возрасте.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (128)


  1. eandr_67
    07.12.2016 12:24
    +7

    А причём здесь «компьютерные навыки»? Исследовались вовсе не они, а только умение решать узкий круг задач, характерных для столь же узкой области деятельности. Скольким процентам жителей Земли хоть раз в жизни понадобилось «подсчитать процент отправленных e-mail определенной тематики определенному адресату»?


    1. Garbus
      07.12.2016 12:55
      +1

      Ну проценты конечно перебор, но возможность найти письмо в куче почты вполне себе полезна многим.
      Вот только непонятно, как они оценивали, в привычном пользователю окружении? Или надо было найти в незнакомом окружении нужные функции за определенное время?
      P.S. Понемногу кодя для контроллеров, почуствовал себя странно. Оказывается вовсе не грамотный, раз не подозревал о возможностях считать какие то проценты в почте. Разве что с помошью калькулятора.


      1. Zul_Kifl
        07.12.2016 13:09

        Я из текста понял, что почта и не должна считать проценты. Вы просто должны найти количество писем определенной тематики, а проценты посчитать уже с помощью стороннего приложения — калькулятора.


        1. Garbus
          07.12.2016 13:34

          Ну хоть на том спасибо. Все же английский у меня не слишком хорош, чтоб бегло читать статьи. А от перевода как раз осталось ощущение, о странной ограниченности теста работой с почтой и заполнением форм.


        1. marysuon
          07.12.2016 14:26

          уже написала в уме подходящую утилитку.


          1. QDeathNick
            08.12.2016 14:37
            +1

            Вы видимо из тех исчезающе мизерных процентов, которые даже для простейшей задачи пишут утилитку, чтобы не делать эту задачу два раза. Для этого надо быть не только мегаумным, но и мегаленивым.


            1. marysuon
              08.12.2016 19:20
              +1

              Пожалуй, второе даже больше, чем первое.


        1. 0x131315
          07.12.2016 20:01

          С помощью самописного скрипта жи.
          Калькулятором проанализировать хотя бы 1000 писем (а в почтовых ящиках явно больше писем хранится) — это подвиг.


          1. Jogger
            07.12.2016 20:23
            +2

            Сделать поиск по имени адресата, посмотреть количество найденных писем, сделать поиск по имени + теме, посмотреть количество найденных, поделить второе на первое и умножить на 100 на калькуляторе. Это правда будет подвиг?


            1. unver
              08.12.2016 12:43

              Вот так наглядно, мы и узнали разницу между этими 5% и остальными…


          1. 25080205
            08.12.2016 05:49

            В TheBat! творчески посортировать и все получится, процент — да, на калькуляторе. А вот если у нас сферовакуумный онлайн-клиент — я даже не скажу, с какой стороны подступиться.


            1. saboteur_kiev
              08.12.2016 14:08

              Вот Вы совсем чуть-чуть до 5% не дотянули…


  1. A-Stahl
    07.12.2016 12:36
    +9

    >5% людей можно назвать «продвинутыми пользователями»
    Это огромный процент. Неимоверно большой.
    Вот провести опрос какой процент людей шарят в электротехнике на уровне подстанции микрорайона? 0.001%? А чтобы не убиться домашней розеткой? Ну те же 5-10%.
    А сантехника?
    Вот-вот…
    Просто огромнейшее количество людей действительно знакома с компьютерами.
    >только 5%
    ЦЕЛЫХ 5%!


  1. aik
    07.12.2016 12:43

    Ну и что.
    А сколько процентов людей резистор от сопротивления отличат? Или свечи поменять (или что там сейчас принято менять в машинах, батарейки)?

    Это все достаточно специфичные навыки. Может и полезные, но для жизни и профессиональной деятельности необязательные.


    1. engine9
      07.12.2016 12:56
      +4

      А вот я не соглашусь. Чтобы шарить в приблизительном устройстве ДВС и электросетях (а так же в электронике, биологии, астрономии, и куче всего такого) нужно выжить в обществе где подавляется любознательность. Для обширных знаний о мире не нужны какие-то особые мозги, главное в человеке не дать потухнуть огню интереса и ум останется живым до смерти.

      Оглядываясь назад я благодарен судьбе, за то что у нас дома была куча интересных книг, компьютер, радиодетали, паяльник и всевозможные приборы и технические новинки. И увлеченные своими занятиями родителе. Причем я себя не считаю профи ни в одной сфере, но по чуть чуть многое знаю. Хотя бы в общих чертах.

      Мне кажется каждому родителю просто необходимо оградить детей от натиска «машины обыдления», которая начинается со школы и агрессивной рекламы из зомбоящика. Ну и конечно же с образа жизни родителей.


      1. Sokol666
        07.12.2016 13:40

        Плюсануть нечем. Полностью с вами согласен, знать все на про уровне не реально, но уметь применять элементарные знания для получения в голове путем процесса мышления общей картины работы устройства это нужно и полезно. А зомбоящик, живу с друзьями, у них там вечно один канал фоном работает, там ладно что эфир забит одним и тем же, так в этих передачах звуковое оформление такое, что создается впечатление что их для дошкольников или отстающих в развитии делают.


      1. aik
        07.12.2016 14:10
        +1

        необходимо оградить детей от натиска «машины обыдления»

        Только компьютерная грамотность тут не показатель.
        Можно уметь нажимать кнопку «ответить всем» и заполнять онлайн-формы и даже собирать ядро линукса, но об уровне развития человека это ничего не скажет. Просто офисный планктон выучил чуть больше повседневных алгоритмов, чем обычно. Применения фантазии подобное не требует.


        1. engine9
          07.12.2016 14:22

          Есть и обратный вариант, например человек может быть ультра-профи хирургом или биологом а компьютер знать на уровне секретарши. Но в целом тенденция формирования конформного, неосознанного, обладающего «магическим» мышлением потребителя не заметна разве что слепому.


          1. aik
            07.12.2016 15:06

            Есть и обратный вариант, например человек может быть ультра-профи хирургом или биологом а компьютер знать на уровне секретарши

            Это не обратный, а практически тот же самый пример. Компьютерная грамотность — вторичный навык, при этом не требующий особого напряжения ума. И уж точно не нужный большинству людей в тех объемах, которые нужны для «подсчитать процент отправленных e-mail определенной тематики».
            Одноразово это вообще может быть проще ручками сделать, чем скрипт сочинять.


          1. k102
            07.12.2016 17:56

            Очень сложная технология неотличима от магии.
            Чем технологии сложнее, тем меньше людей в них разбирается. Например, многие в состоянии понять как работает, скажем, карбюратор — там достаточно простые физические принципы в основе. Как работает распределенный впрыск (или какая-нибудь сложная фигня типа free valve) — понимает уже меньше людей, т. к. тут надо понимать в нескольких областях сразу.
            В какой-то момент появится технология, которая «даже читателям Geektimes» покажется магией.


            1. nikolaynnov
              08.12.2016 18:37
              -1

              EmDrive?


      1. Endimeon
        07.12.2016 17:43

        Причем я себя не считаю профи ни в одной сфере, но по чуть чуть многое знаю. Хотя бы в общих чертах.

        Согласен с вами. Вообще было бы здорово, если бы в школах ввели предмет «Цивилизация» или что-то вроде того, на котором бы обучали хотябы основам техники, механики, выплавки металлов, медицине, созданию тканей и одежды и т.д. Хотябы в общих чертах и на примитивном уровне. Чтоб в случае чего даже небольшая группа людей могла возродить нашу цивилизацию на необитаемом острове, планете, после какой-нибудь катастрофы (нужное подчеркнуть)


        1. engine9
          07.12.2016 20:57

          И сняли бы нагрузку потому что школьники в запарке полной.


        1. Vjatcheslav3345
          08.12.2016 09:45

          Между прочим — в школе есть уроки труда, ОБЖ и физкультура и история, — достаточно подправить их программы.


    1. EugeneButrik
      07.12.2016 14:59

      А сколько процентов людей резистор от сопротивления отличат?
      А правда, сколько? :)


      1. aik
        07.12.2016 15:06
        +1

        Не знаю. Я не отличу. :)
        Надо выбивать грант и проводить исследования.


      1. adson
        07.12.2016 15:28

        и правда, кто бы рассказал

        насколько я понимаю, речь не о схемотехнике, а о «железном» компоненте, который руками можно взять…


        1. aik
          07.12.2016 15:31
          +1

          Да, именно радиодеталь имелась ввиду.

          image

          Иногда практикантам задание даю, даю кучку и прошу рассортировать — в одну сторону резисторы, в другую сопротивления. И некоторые таки сортируют.


          1. adson
            07.12.2016 15:33

            /sarcasm/
            И где сопротивление, а где резистор??


            надо обновлять комментарии перед отправкой сообщения


            1. ploop
              07.12.2016 15:36
              +1

              Сопротивление — в учебнике физики, резистор — на картинке.
              Примерно как «сила» и «кулак». Первое — физическая величина, второе — девайс, её применяющий.


              1. aik
                07.12.2016 15:41

                На самом деле радиодетали тоже сопротивлениями звали. По крайней мере в девяностые, когда я ещё с ними хоть как-то ковырялся.


                1. ploop
                  07.12.2016 15:44
                  +1

                  Да, есть такое. Хотя это название скорее сленговое, и уже устаревает.
                  Собственно, как конденсатор = ёмкость, дроссель = индуктивность и т.д. По сути простая деталь, использующая одно физическое явление.


                  1. aik
                    07.12.2016 15:56

                    конденсатор = ёмкость

                    Конденсаторы ёмкостями и сегодня точно зовут — «дай материнок дохлых ёмкости повыкусывать». Да и на просьбу «впаяй мне сюда сопротивление чтобы 9 вольт на выходе стало» наши ребята с паяльниками лишних вопросов не задают. А там и младше меня народ есть.

                    Хотя вообще я о нынешних студентах не слишком хорошего мнения. Университетские получше, а вот колледж… Учатся как бы на айтишников, получают диплом, а потом видишь их у нас на заводе грузчиками.


            1. aik
              07.12.2016 15:38
              +1

              И где сопротивление, а где резистор??

              Самый нижний точно резистор — толстый потому что. :D

              Абсолютно серьезный ответ одного из практикантов, он именно по размеру кучки тогда разложил.


              1. Delics
                07.12.2016 19:11
                +1

                Вы там точно делом заняты?

                Извините, ничего личного, просто интересуюсь.


                1. jetexe
                  08.12.2016 13:58

                  Да ладно вам, весело жеж


          1. ARD8S
            07.12.2016 15:45
            +2

            На месте студента, я вполне мог бы засомневаться, что часть из них не катушки индуктивности. Есть такие на 100 мкГн, например, очень похожи.


            1. aik
              07.12.2016 15:56

              Картинка абстрактная, из вики взята.


        1. niknamezanat
          07.12.2016 15:46

          Тем же, чем убийца от киллера, кроссовки от кед, джинсы от штанов, хлорид натрия от поваренной соли


          1. adson
            07.12.2016 15:50

            Ну, все же немного не так
            Сопротивление — это рафинированный элемент, как выше было сказано — из учебника физики, а резистор — это и сопротивление (причем несколько), и термосопротивление, и индуктивность и даже емкость. Посмотрите эквивалентную схему резистора, но даже она — упрощение. Как матмодель и реальный процесс.


          1. jusiter
            07.12.2016 17:19
            +2

            Извините извините, но…
            Кроссовки и кеды — совершенно разная обувь (хотя бы подошва у кед плоская у кроссовок нет, а вообще их больше). В вики первая строчка в статье про кроссы — «не путать с кедами».

            Джинсы это подвид штанов.
            А киллер это профессиональный убийца.

            Так что из 4 примеров — 3 мимо =)


            1. niknamezanat
              08.12.2016 07:39
              +1

              Ну тогда уж и четвёртый пример заворачивайте. Поваренная соль, которую мы покупаем в магазине — это подвид хлорида натрия, поскольку не является на 100% чистой, а содержит примеси.

              К тому же, сопротивление — физическая величина, также как емкость или индуктивность. На схеме у вас условные обозначения этих единиц. А в реализации у вас конкретные элементы — резистор, конденсатор, катушка. Сопротивлением может оказаться в итоге и дорожка на плате. /zanuda off


              1. WildHorn
                08.12.2016 13:55
                -1

                Возвращаясь к соли в магазинах — это смотря какую покупать. В соли «экстра» содержится (по заявлениям производителей) 99,8 — 99,9% NaCl, а это по классификации хим. реактивов уже «химически чистый» — высшая степень чистоты реактива.


                1. niknamezanat
                  08.12.2016 14:29
                  +1

                  Как химический реактив, определённой степени чистоты, экстра может и подойдёт, но не как высшая степень абстракции для химических веществ, чем по сути является запись «хлорид натрия».
                  А на практике да, для меня джинсы — это те же штаны, а кеды и кроссовки — одинаково спортивная обувь.


                1. dreamerchant
                  11.12.2016 09:47
                  +1

                  Есть реактивы чище ХЧ. Это ОСЧ. И даже ОСЧ бывают разными. Например, азотная кислота ОСЧ 27-5 чище, чем ОСЧ 27-4.


  1. sleeply4cat
    07.12.2016 12:51

    Забавно. Знаю человека, который вполне успешно заполняет многостраничные формы «со сложной навигацией» и делает покупки в интернете, но не умеет разворачивать окно на весь экран, щёлкает на ссылки по два раза и ищет свои файлы на чужих компьютерах. Какой у него уровень грамотности по приведённой шкале?


    1. impetus
      07.12.2016 14:11
      +1

      знаю секретаршу. которая эту почту перелопачивала тоннами, писала рег.эксп. для отсева лишнего, набивала текст в ворде вслепую, сканировала-распознавала… но при этом называла монитор компьютером, а системный блок считала блоком питания.

      впрочем, уже написали ниже, что с оригиналом эта «статья» почти не имеет общего


      1. engine9
        07.12.2016 22:25
        +1

        Классная секретарша, регэксп написать это круто.


      1. 25080205
        08.12.2016 05:55

        Знаю инженера-программиста, которая ведет приличный проект, но не может переставить себе на домашнем компе винду. Бывают такие крайне узкие специалисты…


  1. Loki3000
    07.12.2016 12:53

    «Ответить всем» я и сам сходу не смогу. Ни разу в жизни не пользовался этой опцией и даже не знал о ее существовании. Я совсем потерян для общества?


    1. Akuma
      07.12.2016 12:58
      +1

      Вы наверное еще и ни разу не считали «процент отправленных e-mail определенной тематики определенному адресату»? Видимо, совсем :)


      1. Loki3000
        07.12.2016 13:00
        +1

        Нет, это я как раз сразу придумал как сделать. Хотя, до сих пор не придумал зачем:)


    1. RaphZak
      07.12.2016 14:12

      Этой функцией тоже надо уметь пользоваться грамотно.
      Бывало так, что на всех рассылались чьи-то заявки на оборудование и материалы. А некоторые, особо невнимательные рассылали свою зарплатную ведомость на все подразделение.


  1. Silvatis
    07.12.2016 12:58
    +14

    Ну нифига себе. Сидишь такой, пишешь софт на сишке со вставками асма, ибо быстродействие, но в жизни не пользовался Оутлуком и подобными сервисами с календарями. Вот и конец карьере, я неуч, проф непригодность =(

    ** можно, наверно почитать апи и свое написать…


    1. Zul_Kifl
      07.12.2016 13:58
      +1

      На самом деле суть глубже. Вы ни разу за всю свою жизнь могли не сталкиваться с Оутлуком или даже вообще с электронной почтой (мало ли в жизни бывает) и, соответственно, можете не знать как конкретно выполняются те или иные действия. Но при необходимости — сориентируетесь и за несколько минут выполните все действия, даже не подумав о том, что это может быть сложно.
      А большинство людей не обладают именно гибкостью мышления, чтобы подстраиваться под изменяющиеся требования. Поэтому дело совсем не в знаниях, и вы можете спокойно продолжать справедливо считать себя профессионалом)


      1. QDeathNick
        07.12.2016 17:33

        Есть очень тугие люди, не гибкие, и тут даже не в компьютерах дело.
        Вот приходит человеку сообщение:
        — Запрос переносов срока задачи на 31.12.2016
        Принять
        Отказать
        Просмотр задачи
        — Он жмёт Принять и после этого попадает на страницу задачи, где уже написано в логе, что срок окончания работы изменен на 31.12.16. И он начинает возмущаться, что для него слово «Принять» означает что он принимает это сообщение, но со сроком задачи он не согласен и хотел отказать в изменении срока.
        А так как это гендир, то он требует поменять слово «Принять» на «Согласовано».
        Но сообщение присылает сторонний сервис и вот я думаю попросить их поменять для всех клиентов слово или оставить и сообщить шефу, что это не реально.


        1. kafeman
          08.12.2016 07:21

          Для человека, который принимает у себя людей, принятие какого-то всплывающего уведомления с целью узнать подробности должно казаться весьма логичным. Так что я бы поменял (технически можно придумать кучу решений).


        1. niknamezanat
          08.12.2016 15:01

          Согласен, что тот кто придумал такой интерфейс — явно тугодум. Если уж переходить на канцелярит, то полностью. И вместо «Принять» там должно было стоять «Утверждаю».
          Либо вопрос должен звучать типа: "Забить на проблему до Перенести задачу на 31.12.2016? «Да» «Нет»


    1. vKreker
      07.12.2016 14:31

      На специалисте есть тест «опытного пользователя ПК». Я с трудом преодолел проходной балл. Поразвлекайтесь, если как-нибудь скучно будет зимним вечером.


    1. aik
      07.12.2016 15:12

      Я тут с месяц назад на тесты отвечал, которые первокурсникам на зачёте дают. Зачёт не сдал.
      Ответил где-то на половину вопросов — потому что местами жутко двусмысленные и заточенные под конкретную методичку.


      1. kucheriavij
        07.12.2016 15:30

        А оно так и есть, в образовательных учреждениях сейчас исключительно на эти методички натаскивают, утверждая что этот материал единственно верный. В результате выпускники приходят устраиваться на работу, а у них спрашивать даже не о чем, потому что понимаешь что они всего этого даже не слышали никогда в жизни


        1. aik
          07.12.2016 15:35

          Причем вопросы вида «что будет если сложить два поля типа „дата“ — и ведь не читая методички не знаешь, что это про ms access вопрос.


  1. Nuwen
    07.12.2016 13:09

    Вот так и получается. Мегакорпорации выбрасывают миллиарды денег на исследования, упрощают интерфейсы программ до абсурдного минимума, урезают функционал браузеров и кладут на алтарь производительность в угоду простоте в обслуживании. А 75% населения не в состоянии первичную настройку смартфона с созданием аккаунта произвести, и зовут соседского пятипроцентника, которому глубоко похрену все миллиарды, которые вбухали для удобства его работы. Где-то не туда свернули.


    1. inferrna
      07.12.2016 14:31
      +1

      Если бы корпорации не старались, пришлось бы звать однопроцентника.


      1. Nuwen
        07.12.2016 15:12
        +1

        Если бы корпорации не старались постоянно поймать свой хвост в плане интерфейса, и не продвигали свои тезисы, типа «устройство как сервис», сделанные для большего удобства пользователей, то с первым включением телефона справлялись бы сами владельцы, как это было раньше, на худой конец 25% пользователей 2 уровня.
        Что раньше требовалось от телефона, в досмартфонную эру? Позвонить, смс отправить, сфотографировать, рингтон скачать, фото или рингтон по блютусу отправить, к компьютеру подсоединить как флешку, скопировать данные. С этим всем успешно справлялись почти все владельцы, которые имели подходящие аппараты. Разве что с интернетом бывали проблемы, путали web и wap, например. Потребности в мобильном интернете были небольшими, конечно. Потом началось, куча аккаунтов, куча предустановленных программ с неясным функционалом, всюду учебники с блокировкой функционала, пока всё не пролистаешь, кнопочки «поделиться», клавиатуры QWERTY, потому что прединдуктивный ввод, типа T9, непонятен для человека, который с компьютерной техникой «на Вы». Я до сих пор теряюсь, когда мне предлагают кроме гуглоаккаунта создать ещё аккаунт от производителя устройства. Зачем? Точно нужен? А вдруг без него не будет доступен весь функционал?
        Нет, я не говорю, конечно, что смарты нужно настраивать командами из консоли, но постоянные поиски оптимальных для новичков решений приводят к тому, что невозможно привыкнуть к определённому алгоритму пользования устройством. И ситуация в процентном соотношении не улучшается, версии операционных систем плодятся как грибы, программы меняют интерфейсы, не успеешь к ним привыкнуть.


    1. mediatr
      07.12.2016 14:31
      +1

      Большинство сетей по продаже электроники как раз пользуются этой неграмотностью и за достаточно большие деньги продают «первичные настройки». А еще продают установку OpenOffice.


      1. Nuwen
        07.12.2016 15:17

        Вот и меня интересует, знают ли разработчики массовых продуктов, что живут в искусственном мирке, в котором пользователи сами разбираются со своим железом, а их таргет-группы не предоставлены, фактически, никем, кроме их же тестеров. Даже «заливщики» в упомянутых сетях не вникают так сильно в то, что они для клиентов настраивают, просто используют автоматическую установку, позволяющую быстро и без заморочек зарабатывать побольше на заливах, игнорируя всё то, что для них так старательно разрабатывалось.


        1. APLe
          07.12.2016 15:51

          Думаю, знают. Потому что в массовых продуктах последнее время возможности настройки сплошь и рядом сведены к минимуму


          1. Nuwen
            07.12.2016 17:07

            Возможности сведены к минимуму, а количество действий, совершаемых ещё до начала работы, всё растёт.


            1. Rascko
              07.12.2016 17:19

              >>количество действий, совершаемых ещё до начала работы, всё растёт.

              Извините, но нет. Точнее, не совсем так — количество действий растет только для случаев «у пользователя не было раньше смартфона и он не хочет отдать всю свою личную информацию большим корпорациям, имея ССО и автозагрузку в облако» :) В большинстве остальных сценариев все сводится к «ввел пароль от гугла и ввел пароль от фейсбука, готово».


              1. Nuwen
                07.12.2016 17:32

                То есть, более опытным юзерам даётся поблажка, по сравнению с теми, кто в первый раз смартфон в руки взял?


                1. Rascko
                  07.12.2016 17:43

                  Я Вам больше скажу — пользователям, покупающим «дорогие фирменные смартфоны», дается ещё большая поблажка, чем тем, кто покупает аппараты, куда надо «маркет руками вкорячивать».

                  Грубо говоря, идеология смартфона проста, как двери — вот вы залогинились через ССО, положим, гугла (или эппла), добавили аккаунт фейсбука (опционально), ВСЕ. Больше ничего делать не надо. Сложности начинаются у трех с половиной групп пользователей:
                  — «мы не хотим использовать это ваше вот все и отдавать информацию, зачем гуглу хранить все мои фотографии, а фейсбуку читать мои СМС». Да, тут надо подумать, т.к. смартфон без привязки к основному стору и соцсеточкам — это неудобная большая звонилка. И да, по умолчанию, пользователь платит за удобство настройки и миграции тем, что отдает очень много информации.
                  — «у меня раньше этого ничего не было». Добавляется 10 минут на регистрацию одного-двух аккаунтов, делается очень просто. В случае, если «не было, потому что был ребенком» — и того проще.
                  — «и мне нужен специфический софт/сценарии использования, например, кроссэкосистемные». Вот тут могут быть засады, но тут уже надо смотреть на процент пользователей, этим пользующимся.


                  1. Nuwen
                    07.12.2016 18:13

                    Добавляется 10 минут на регистрацию одного-двух аккаунтов, делается очень просто

                    Мне кажется, вы забыли о ком идёт речь. Какие уж тут десять минут, когда человек даже не знает что такое e-mail и зачем нужен секретный вопрос. И с единой системой входа не всё так радужно, как кажется маркетологам, придумавшим этот ад. Ну, ад не ад, но два подводных камня есть: пароль либо забывается навсегда в ту же минуту, ответ на секретный вопрос задаётся настолько невнятно, что гугл просто разводит руками, когда пытаешься разблокировать телефон, привязанный к аккаунту и с включённой защитой. Либо, ожёгшись на молоке, чуть более опытный пользователь всей семье вводит всегда один и тот же аккаунт, на телефоны и планшеты, так проще не запутаться, и логин один, и пароль. В итоге, сервисные сообщения приходят всем одновременно, в списке программ каша из детских игр и взрослых «приложений для досуга», ну и прочая неразбериха.


                    1. Rascko
                      07.12.2016 18:34

                      Какие уж тут десять минут, когда человек даже не знает что такое e-mail
                      Для регистрации в гугле и фейсбуке (сходу сейчас негде проверить регистрацию у эппла) имейл не нужен (точнее, не обязателен). Нужен телефон, и восстановление пароля в случае привязки телефона делается достаточно просто, не нужно секретных вопросов и т.д. Но это как раз то, про что я говорил — «отдается достаточно ценная информация», особенно, если номер контрактный.


                      1. Nuwen
                        07.12.2016 19:13
                        +1

                        имейл не нужен

                        Но он заводится в процессе, необходимо подключиться к интернету (быть в курсе, позволяет ли твой тариф пользоваться интернетом, и не сожрёт ли 7 рублей за каждую сессию, либо ввести пароль от WiFi, со всеми вытекающими, либо, хотя-бы, знать про WPS) придумать уникальное имя на латинице (s как доллар) есть подсказки, типа petrovaanna548542, которые ещё больше запутывают, и пароль, к которому нет подсказок, который не видно после набора. Потом записать логин и пароль в бумажный блокнотик правильно, не путая J и G и обращая внимание на регистр букв. Не говорю уж о том, что нужно ввести своё имя с фамилией с клавиатуры 5х5см, дату рождения натыкать, и прочие «хитрости» с прокруткой лицензионного соглашения до самого низа, иначе не видна кнопка «далее». А ещё привязка к телефону как раз одна из самых частых причин невозможности восстановления аккаунта, и дело вовсе не в ценности информации, просто симку-то сменили ещё год назад.


                        1. Rascko
                          07.12.2016 19:41

                          А вот тут-то и начинается дружбомагия как раз. Вся проблема в том, что разработчики интерфейсов всех этих устройств, предполагают, что столица государства, где покупатель смартфона живет, называется Вашингтон. На худой конец — Лондон. Берлин и Париж тоже сойдут, но с нюансами. Сценарии «плохо с мобильным интернетом» сразу резко усложняют пользование смартфоном «не задумываясь», в общем-то — прекрасно помню кучу лишних движений, когда тарифы были не вида «ну в среднем уходит долларов 10 в месяц, ну и отлично», а лишние 50 центов были не лишними.

                          Поэтому сценарий «симку сменили год назад» не так, чтобы — люди сидят на контрактах, более того — и смартфоны зачастую покупаются, как часть этого самого контракта. Поэтому и вайфай/мобильный интернет предполагается чем-то само собой разумеющимся, пусть и небыстрым, но постоянно имеющимся.

                          Ну и да, ситуация, когда в 2016 году человек покупает смартфон, не используя до этого интернет и т.п. ВООБЩЕ никогда (а иначе для него не будет проблем иметь везде логин вида JOHNSILVERBACK1948 и пароль вида 19480514, ко всему что движется), хоть и возможна, но с легкостью перекроется консультантом, который минут за 10-15 все подключит, настроит, аккуратно обведет на бумажечке и с милой улыбкой отдаст.


                          1. Nuwen
                            07.12.2016 20:03

                            но с легкостью перекроется консультантом, который минут за 10-15 все подключит, настроит, аккуратно обведет на бумажечке и с милой улыбкой отдаст.

                            Вот я с этой мысли и начал ветку. Само собой что человек, который никогда не видел смартфон, не будет пытаться сам разбираться в первоначальной настройке, и я его прекрасно понимаю. На пару миллионов рублей, конечно, как те молодые супруги, скачавшие на Кипре пару серий мыльной оперы, попасть надо ещё умудриться, а вот потратить сразу весь баланс в пустую, а то ещё и заблокировать случайно телефон на гуглоаккаунт — вполне вероятно.
                            Но гугл то считает по другому! После каждого сброса настроек на своём смарте наблюдаю кучи всяких подсказок «попробуйте новую кнопку ДОМОЙ», красненьких меток на менюшках, как будто я с луны упал или из каменного века верхом на мамонте приплыл, и не смогу разобраться где все программы у меня на этот раз. Вот вместо такой заботы о пользователе, взяли бы и автоматическую активацию сервисов сделали, с первым включением спрашивая, желает ли пользователь привязать устройство к уже существующему аккаунту, для использования синхронизации, либо смартфон для него важен как вещь в себе, а не как ещё одно устройство в куче уже имеющихся. Абсолютное большинство пользуются одним смартфоном, и синхронизация с другими устройствами им не нужна, их бы вполне устроило то, что с гугл-плея программки качаются, и ладно. Но нет, Гугл же корпорация добра, им на месте не сидится, когда человек не заводит их почту и одновременно досье на себя, покупая новый смарт.


                            1. 0x131315
                              07.12.2016 21:23

                              Вот вместо такой заботы о пользователе, взяли бы и автоматическую активацию сервисов сделали, с первым включением спрашивая, желает ли пользователь привязать устройство к уже существующему аккаунту, для использования синхронизации, либо смартфон для него важен как вещь в себе, а не как ещё одно устройство в куче уже имеющихся.
                              Это невозможно.
                              Если пользователю дать выбор — он выберет неправильно, и пострадает от своего выбора.
                              Выберет неправильно, т.к. по умолчанию некомпетентен. И тест это подтвердил: почти в 95% случаях это верно, 5% — это на уровне погрешности.
                              Пострадает — например не включит привязку, и потеряет и смартфон и данные и аккаунт, а часто и на деньги попадет, везде мобильные банки с привязкой к стору.

                              Корпорации важна забота о благополучии пользователя, подставлять его не в интересах корпорации.
                              Предоставлять право выбора — все-равно что обезьяне гранату вручить, вредительство.
                              Поэтому право выбора не предоставляют: ты либо пользуешься сервисом и защищен, либо не пользуешься сервисом (не осилил регистрацию), зато если подставишься — виноват будешь только ты сам, а не корпорация.


                              1. Nuwen
                                07.12.2016 21:38

                                Если пользователю дать выбор

                                Да было бы что там выбирать-то! Синхронизировать, не синхронизировать, велика важность. Раньше как-то тоже не очень дешёвые телефоны носили с собой и ничего, если теряли то производителя прошивки не винили. Потом гугл объявился, которому больше всех надо, ответственность на себя решил взять. Я не хочу сказать, что он специально во вред пользователю делает, он, скорее, чего-то в корне недопонимает, живёт в своём мирке, думает что его хвалёная «защита» и сервисы для пользователей важнее, чем комфорт от пользования штуковиной.


                                1. QDeathNick
                                  08.12.2016 13:51

                                  Попробуйте в gmail ввести в письме слово «вкладываю», вас добрый гугл переспросит, не забыли ли вы вложить что-то.
                                  З-Забота!


                            1. Rascko
                              08.12.2016 11:02

                              не будет пытаться сам разбираться в первоначальной настройке, и я его прекрасно понимаю.
                              Да ему и не надо. В принципе, ничего не мешает использованию смартфона в стиле «звонилки». В остальном же процесс первоначальной настройки все равно в разы проще, чем был в случае смартфонов «до эпохи глобальной синхронизации»: профиль мобильного интернета подхватывается сразу, нет нужды вбивать специфичные настройки под сонимоторолонокию, во всех нужных сервисах можно зарегистрироваться прямо из смартфона (удовольствие коннектить пачку тех же почтовых аккаунтов на нокию n95 помню до сих пор), компьютер в принципе не является серьезно-необходимым дополнением к смартфону.

                              Просто раньше у человека была одна опция — разобраться с этим всем за некоторое время N и сделать-таки. А сейчас опции две — либо разобраться за N/10, путем запихивания всего в клауд, либо долго и вдумчиво копаться, что может занять времени от N до N+бесконечность.


                              1. Nuwen
                                08.12.2016 11:53

                                В принципе, ничего не мешает использованию смартфона в стиле «звонилки»

                                Тогда смысл покупки смартфона совсем теряется, ведь он без программ из маркета по функционалу не лучше звонилки. Разве что для понтов, но для этого отдельный ряд телефонов есть, даже не обязательно «смарт».
                                профиль мобильного интернета подхватывается сразу

                                Настройки интернета опсосы научились смсками рассылать задолго до смартфонов
                                почтовых аккаунтов на нокию n95

                                Я и сейчас то слабо понимаю, зачем почта на телефоне, ведь ей обычно пересылаются какие-либо документы. Зачем на телефоне документы? Тут сама проблема, думаю, в том, что люди не знали и не знают других методов электронного общения. У одной знакомой дамы смарт на винде, она сразу попросила настроить ей там корпоративную почту. А там несколько тысяч не прочтённых писем, которые никто и никогда не будет разбирать. Соответственно, бедная нокия тормозит как не смазанная, но хозяйка не сдаётся, читает корпоративную почту по дороге на работу. А ведь всего-то можно было поставить мессенджер для переписки, гораздо проще было даже во времена обычных телефонов.


                                1. aik
                                  08.12.2016 15:42

                                  Я и сейчас то слабо понимаю, зачем почта на телефоне

                                  А какие ещё есть удобные средства общения, которые хорошо систематизируются, архивируются, по которым есть удобный поиск и т.п.?

                                  там несколько тысяч не прочтённых писем, которые никто и никогда не будет разбирать.

                                  Это как бы проблемы хозяина почтового ящика, а не почты как таковой.
                                  Во входящих вообще писем не должно быть, тем более непрочтенных.


                                  1. Nuwen
                                    08.12.2016 16:23

                                    А какие ещё есть удобные средства общения, которые хорошо систематизируются, архивируются, по которым есть удобный поиск и т.п.?

                                    «Систематизируются» это как? Архивация лога переписки и поиск по сообщениям есть даже в ICQ. Кроме того, речь не о ненужности почты как таковой, как средство общения не лучше и не хуже остальных. Речь о том, насколько удобно систематизировать, архивировать и искать письма на смартфоне.
                                    А вот из-за того, что многие считают общение через почту безальтернативным де-факто стандартом, и существует такое уродливое явление как «корпоративный и-мейл». Когда организация заводит один официальный адрес на себя, и всё общение идёт через него. Там чёрт ногу сломит, письма от организаций, письма от продавцов услуг, спам, письма от директора завхозу, письма от завхоза уборщицам… И это существует уже почти двадцать лет, сменилось уже не знаю какое поколение людей, пытавшихся пересадить всех на более удобный способ обмена PDF-бумажками и сообщениями. Выписано уже десятки выговоров людям, заархивировавшим входящие.
                                    Пост был про то, что многие сервисы на смартфоне существуют для галочки, электронная почта как пример.


                                    1. aik
                                      08.12.2016 18:23
                                      +1

                                      «Систематизируются» это как?

                                      Да хотя бы банально по папкам разложить. Автоматически. Плюс нормальный поиск.

                                      Архивация лога переписки и поиск по сообщениям есть даже в ICQ.

                                      Только пользоваться этим, мягко говоря, неудобно. Особенно в нынешней инкарнации.

                                      Когда организация заводит один официальный адрес на себя, и всё общение идёт через него.

                                      Один почтовый ящик на всю организацию что-ли? Это бред какой-то, а не корпоративная почта.
                                      Корпоративная почта — это когда у всех есть свои почтовые ящики, доступные откуда угодно. Как минимум.

                                      Пост был про то, что многие сервисы на смартфоне существуют для галочки, электронная почта как пример.

                                      Электронная почта на смартфоне совсем не для галочки, а для увеличения скорости реакции. Если же у вас один ящик для уборщицы и директора, то это просто значит, что вы почту готовить не умеете и она для галочки вообще, а не только на смартфоне.


                                      1. Nuwen
                                        08.12.2016 18:56

                                        Да хотя бы банально по папкам разложить. Автоматически. Плюс нормальный поиск.

                                        Я так и не понял, вы говорите что во входящих вообще не должно быть писем и в то же время что они должны быть по папкам разобраны? В архиве разобраны, имеете ввиду? В любом случае, со смартфона письма по папкам разбирать так же неудобно как и пользоваться ICQ в 2016 году.
                                        Корпоративная почта — это когда у всех есть свои почтовые ящики, доступные откуда угодно. Как минимум.

                                        Хм, а чем это от личной почты отличается? Ну ладно, уродство с одним ящиком на организацию это не корпоративная почта, но часто так называют.
                                        а для увеличения скорости реакции.

                                        Всегда казалось, что E-Mail пишут не для мгновенного реагирования, в отличии от Instant Messaging. Почта на телефонах распространение получила уже после своего появления на десктопах, и даже после расцвета IM, поэтому, как-то традиционно, что-ли, что письмо пишут не рассчитывая на мгновенный ответ, и пожарных через имейл не вызывают.
                                        и она для галочки вообще

                                        В конкретно том случае, что я описывал, почта совсем не для галочки, иначе её давно можно было безболезненно для организации заменить на что-то более удобное.


                                        1. aik
                                          09.12.2016 04:18
                                          +1

                                          Непосредственно папка «Входящие» должна быть пуста. Ну или там должны лежать те письма, которые требуют реакции. После «обработки» они должны уходить в подпапки. Ну, это по хорошему.
                                          Но уж держать во «Входящих» тысячи непрочитанных писем точно нельзя.

                                          со смартфона письма по папкам разбирать так же неудобно

                                          Так их и не надо на смартфоне разбирать. Этим фильтры в десктопном почтовом клиенте занимаются.
                                          Почта на смартфоне нужна для того, чтобы вовремя прореагировать, прочитать, сразу ответить, если это требуется.

                                          Хм, а чем это от личной почты отличается?

                                          Личная почта не используется для работы, к примеру.

                                          Всегда казалось, что E-Mail пишут не для мгновенного реагирования, в отличии от Instant Messaging

                                          Скорость реакции на письма определяется внутренними регламентами фирмы. Технически никто не мешает реагировать на пришедшее письмо сразу, почта на телефоне этому помогает.

                                          Почта на телефонах распространение получила уже после своего появления на десктопах,

                                          Конечно. Она была, есть и еще долго никуда не денется. На телефонах она появилась потому, что это дополнительная степень удобства в плане работы с почтой — доступ к своему ящику из любого места, где есть доступ в интернет. Причем не обязательно быстрый и постоянный.

                                          расцвета IM

                                          Мессенджеры на замену почты не потянут. Слишком мало умеют, слишком привязаны к «хозяину», требуют онлайна для общения и т.п.

                                          и пожарных через имейл не вызывают.

                                          А через мессенджер вызывают?

                                          В конкретно том случае, что я описывал, почта совсем не для галочки

                                          С таким использованием — для галочки. Сами же сказали, что там тысяча непрочитанных писем.

                                          безболезненно для организации заменить на что-то более удобное.

                                          Заменять не надо, надо порядок наводить. Обмен PDF'ами через аську — это совсем не замена почте.


                                    1. saboteur_kiev
                                      08.12.2016 20:09

                                      Попробуйте предположить, что вы пользуетесь IMAP протоколом, и можете читать почту и систематизировать с комфортного и удобного Outlook-а, но при этом можете в любой точке земного шара зайти с вашего телефона, и прочитать ее не в mobile web interface, а вполне даже удобном почтовом клиенте на телефоне, причем с кешированием писем, чтобы можно было бы даже в отсутствие инета почитать, ответить, подготовить, а разошлется оно само как появится связь.


                                      1. Nuwen
                                        08.12.2016 20:48

                                        Попробуйте предположить, что вы из той трети взрослых, о которых в статье говорят, что они не умеют пользоваться компьютерами, смартфонами и интернетом вообще. Допустим вам понадобился новый телефон, потому-что.., не знаю, статус требует. Старая нокия с фонариком не подходит к цвету автомобиля. Вот как бы вам объяснить все преимущества почты на смартфоне, которые вы перечислили? Outlook там, IMAP, кешированые письма. Объяснить так, чтобы вы сразу поняли, зачем нужна предварительная настройка и создание аккаунта. Чтобы вы не заскучали по старым добрым временам, когда в телефонах было меню 3x3 иконки, и не надо было делать ничего, чтобы полноценно пользоваться им. Чтобы вы не возмутились тому факту, что в магазине за предварительную настройку с вас ещё около 10% от стоимости аппарата возьмут. Либо чтобы вы не сидели в тоске, взирая на единственное окошко с кнопкой Ok на экране вашего смартфона, непонятно о чём таком сообщающее и просящее подтвердить неизвестно что вообще.


                                        1. saboteur_kiev
                                          09.12.2016 02:23

                                          Очень легко.
                                          Можно почитать книжку прямо с телефона. А книжку взять прямо с интернета.
                                          А почту можно читать вообще без интернета. Дома она синхронизировалась и все с собой.
                                          А помочь настроить может грамотный сын или сотрудник.

                                          Вы путаете людей, которые не пользовались смартфонами с теми, кто не умеет думать. И мой комментарий адресовался тем. кто не понимает зачем нужна почта на телефоне. Если она не нужна лично ему, это очень плохо, что не хватает воображения представить тех, кому она крайне удобна и необходима.


                                1. Rascko
                                  08.12.2016 18:26
                                  +1

                                  Тогда смысл покупки смартфона совсем теряется, ведь он без программ из маркета по функционалу не лучше звонилки. Разве что для понтов, но для этого отдельный ряд телефонов есть, даже не обязательно «смарт».
                                  Ну так, а значительная масса функционала «незвонилки» удобно доступна в обмен на личные данные. Неужели вы думаете, что гугл держит многотеррабайтный архив видео с котятками не для того, чтобы на основе анализа того, каких котяток вы смотрите, предлагать вам рекламу нужных котяток.

                                  Настройки интернета опсосы научились смсками рассылать задолго до смартфонов
                                  О да. Только вот далеко не сразу они научились это делать в режиме «вот вы вставили симку и прилетело». Зачастую нужно было:
                                  — отправлять запрос на присылание этого руками
                                  — хорошо, если опсос умел формировать эту смс-ку так, что вот конкретно ваша звонилка умела её читать. А с этим были траблы.

                                  Я и сейчас то слабо понимаю, зачем почта на телефоне, ведь ей обычно пересылаются какие-либо документы.

                                  В рамках работы в достаточно крупной компании почта — это далеко не только «для документов». Инстантмессенджер не обладает целой кучей фич, которые нужны:
                                  — нету возможности форварднуть письмо (с сохранением истории переписки, только руками копипастить). А это часто надо — потому что есть иерархия, и иногда нужно вопрос поднимать наверх, если его решить не могут на каком-то уровне.
                                  — не всегда есть возможность врубить нотификацию о прочтении.
                                  — не всегда есть возможность установить серверное логирование, чтобы рубить на корню отмазы вида «ну, не дошло наверное».
                                  — намного неудобнее делать штуки типа «создать событие из письма и пригласить туда всех, кто в получателях». Или наоборот — создать событие в календаре и кинуть всем инвайт.
                                  — про поиск я вообще молчу — при наличии этих самых тысяч писем от сотен людей, найти некоторое конкретное, если вы не помните «от кого именно» — это ад и угар.
                                  — почта работает везде. Вообще везде и практически везде — из коробки. Хоть на допотопном симбиане, хоть на модном андроиде.


                                  1. Nuwen
                                    08.12.2016 19:20

                                    удобно доступна в обмен на личные данные.

                                    Доступна? Да. Удобно ли это реализовано? Когда ради модного «Ок, гугл» приходится обращаться к одному из 5%-ных «хакеров»? Вообще-то, это небезопасно, доверять чужим людям, тем более «хакерам» полную настройку безопасности своих личных данных. Такие вещи человек должен сам делать. А как?
                                    Только вот далеко не сразу они научились это делать

                                    В любом случае научились до смартфонов, да и сейчас я не уверен что это заслуга смартфонов а не опсосов, когда настройки прилетают сами.
                                    Инстантмессенджер не обладает целой кучей фич, которые нужны:

                                    Я повторюсь, но я не против самой почты как таковой. Но почти все, перечисленные вами её преимущества теряют смысл, когда вы пользуетесь ей с небольшого устройства. Короче говоря, это далеко не основная фича, ради которой люди покупают смартфоны, и слабый аргумент, что стало удобнее производить её первоначальную настройку, по сравнению с прежними временами.


                                    1. Rascko
                                      09.12.2016 14:48

                                      Когда ради модного «Ок, гугл» приходится обращаться к одному из 5%-ных «хакеров»?
                                      Ок, а вы уверены, что на тех рынках, на которых смартфоны делают значительную долю продаж, для того, чтобы завести два аккаунта в соцсетях, значительному числу пользователей нужно обращаться к пятипроцентным хакерам? Мы не говорим о рынках, где человек меняет телефоны раз в десять лет, потому что телефон стоит, как его годовая зарплата. Мы не говорим о консерваторах, которые «ну это же железка ещё работает, зачем мне новую».

                                      Да, интерфейсы могут казаться тяжелыми для тех, кто в 2016 году покупает первый смартфон, при этом ему не 12 лет (это отдельная история, я по своей маме вижу проблему), но для основной массы — это НЕ сложно.

                                      Я вижу вокруг СОТНИ людей, очень далеких от ойти и компьютеров, для которых рутинные операции, типа «поставить программу на пека» сложны. Это не помешало им самостоятельно завести аккаунты в фейсбуке-инстаграмме и постить фоточки с детьми и котятами, играть в соедини-трех-викингов-купикамешки-засмску и даже смотреть пробки на дороге.

                                      В любом случае научились до смартфонов, да и сейчас я не уверен что это заслуга смартфонов а не опсосов, когда настройки прилетают сами.
                                      Это заслуга и тех, и других — в первую очередь, за счет значительного уменьшения зоопарка платформ и отсутствием необходимости держать мешок конфигураций.

                                      когда вы пользуетесь ей с небольшого устройства.
                                      Вопрос в том, что это НЕБОЛЬШОЕ устройство — НЕ единственное. Ну то есть представьте себе типичного офисного белого воротничка. У него наверняка есть ноутбук/пека, зачастую даже не один. Но ритм его жизни такой, что в дороге, за обедом, даже за дверью с двумя нулями могут возникать ситуации, когда переписку было бы неплохо иметь возможность прочитать. И хорошая работа с почтой, особенно с корпоративной, в данном случае — очень важный аспект — в который смартфоны (кроме блэкберри) научились достаточно недавно. Причем почту тут нельзя рассматривать отдельно от связки «почта-контакты-календарь», эти три вещи должны работать совокупно.


  1. LazyCrazy
    07.12.2016 13:40

    Помниться, приставала одна сотрудница: «Могу я считаться продвинутым пользователем?». Претендовала на должность, в требованиях к которой это было прописано, вот и переживала. Хотя сама и «непродвинутым» пользователем была (и остаётся) со скрипом. ;)
    И, весьма возможно, на подобные исследования в нашей стране может повлиять «статистика по должностям», а не по фактическому умению (смотря кто, конечно, будет проводить).


  1. Forest_Gump
    07.12.2016 13:40

    Ну зачем так делать? Текст стать никак не является кратким изложением исследования ОЭСР.

    ОЭСР опубликовало 160 страничную работу «Вопрос квалификации: Дополнительные результаты исследования квалификации взрозслого населения», в котором исследовались профессиональные требования к сотрудникам, их навыки, успешность решаемых задач и удовольствие от работы.

    После этого маленькая консалтинговая компания в области интерфейсов ПК Nielsen Norman Group опулбликовала на своем сайте рекламную статью с громким названием «Распределение компьютерных навыков пользователей: хуже, чем вы думаете», в которой постаралась показать, дизайн интефейсов не стоит делать под себя, т.к. IT профессионалы составляют только 5% населения, используя неболшую часть оригинальной работы.

    После этого geektimes решило использовать еще более желтое название, чем Nielsen:«Компьютерные навыки населения: только 5% людей можно назвать „продвинутыми пользователями“, а текст рекламной статьи был представлен, как основное содержание оригинальной работы.


    1. justK
      07.12.2016 14:13
      +1

      На самом деле ответ на вопрос очень простой: это Marks же. Тут даже несколько постов с расширениями для браузеров проскакивали… Некоторые просто красят в жёлтый жёлтые заголовки, друге вообще предлагают скрывать посты от этих авторов, например, как это: https://geektimes.ru/post/272164/

      А вообще — видите надпись «редактор Geektimes» под именем пользователя — сразу включайте критическое мышление, перепроверяйте инфу, при необходимости (и желании) информируйте других, в чём опять наврали — в общем, делайте то же, что вы сделали в своём комментарии :)


      1. Shapelez
        08.12.2016 09:32

        А читать-то мы будем ваши остроумные комментарии в отсутствие публикаций от вас?


        1. justK
          09.12.2016 15:09
          +1

          Увы, но чукча не писатель.
          Да, максимум, на что я способен, это оставить несколько комментариев, для написания поста у меня просто нет ни навыков, ни способностей рассказчика, ни интересных неразжёванных тем из тех, в которых я хоть что-то понимаю. Именно поэтому я и не пишу статьи, чтобы не захламлять ленту других пользователей.

          И чтобы мой ответ на ваш вопрос не показался попыткой ввязаться в холивар, я просто немного дополню свою мысль: все потребляют контент. Всем хочется потреблять _качественный_ контент. И на том же гиктаймсе я знаю тех, кто может предоставить качественный, интересный и уникальный контент. А так же знаю тех, кто предоставляет пусть временами и интересный, но некачественный и не уникальный контент.

          Примером первой группы могут послужить, к примеру, такие товарищи, как Milfgard, Lozga, Meklon, Zelenyikot (и это те, кто вспомнился прямо сразу. а сколько ещё тех, кто пока не примелькался мне, человеку с ужасной памятью на имена/ники?). Статьи от них я читаю, даже не пытаясь проверять источники, поскольку я знаю, что они стараются избегать жёлтых заголовков и проверять информацию, допуская разве что случайные очепятки.
          Пример второй группы — редакторы Geektimes. Я не говорю, что все, носящие этот статус, пишут фигню. Но мои наблюдения подсказывают, что если видишь такой статус — стоит «сделать стойку» и не принимать статью на веру. И комментарии это только подтверждают.

          Я достаточно развернул свою мысль?


    1. saboteur_kiev
      07.12.2016 15:22

      «После этого geektimes решило использовать еще более желтое название»

      Очень надеюсь, что geektimes не решит интерфейс переделывать, чтобы им могло пользоваться эти 95%.


  1. hdfan2
    07.12.2016 14:21
    +1

    Одна из простых задач — функция «ответить всем» для отсылки ответа на электронное сообщение трем пользователям. Это просто, поскольку для выполнения задачи необходимо выполнить очень ограниченное количество действий, но, как мы знаем, даже эта простая задача нередко вызывает трудности в реальной жизни

    Ах, если бы.


    1. Cheater
      07.12.2016 15:26
      +1

      Всё в мире повторяется:

      https://news.slashdot.org/story/16/11/14/1423215/the-nhss-12-million-employees-are-trapped-in-a-reply-all-email-thread


  1. Eldhenn
    07.12.2016 14:31

    > Одна из простых задач — функция «ответить всем»

    Значительно более сложная задача — «ответить только одному из участников рассылки».


  1. ShinRa
    07.12.2016 14:31
    +1

    Не умею организовывать конференции, но умею компилировать модули ядра Linux. Я вряд ли отношусь к «продвинутым пользователям»


    1. Mako_357
      07.12.2016 15:07

      При желании вы узнаете, как это сделать. Читая мануалы, гугля и тп. Многие даже этого не умеют.


    1. amarao
      07.12.2016 15:10

      «Не умею» и «не смогу, когда понадобится» — это разные ситуации.


  1. Cheater
    07.12.2016 14:38
    +1

    Зря ссылку на сам тест не даёте, многим наверняка интересно.

    http://www.oecd.org/skills/piaac/


  1. amarao
    07.12.2016 15:10

    Ощущаю себя creme de la creme. С другой стороны, я обращусь к специалисту, чтобы поменять масло в машине. В теории я знаю, что там есть дырка для слива и дырка для залива, но как выглядит дырка для залива масла в моей машине — я не знаю.


    1. ploop
      07.12.2016 15:34
      -1

      но как выглядит дырка для залива масла в моей машине — я не знаю.
      Согласитесь, вам просто удобнее поручить это профессионалу. Так как у вас, возможно, нет ни инструментов, ни места, ни одежды, ни желания чтобы проделать это самому. Однако, появись такая потребность, вы за пять минут нагуглите эти дырки и сам процесс.

      Вот последнего не все люди могут.


  1. Jogger
    07.12.2016 15:17
    +5

    Поражают комментарии. Да, все кто сейчас тут кичится «я могу то-сё-пятое-десятое но не знаю как ответить всем в письме» — да, вы не продвинутые пользователи. Даже и близко (хотя на самом деле вы скорее всего просто привираете, и на деле всё прекрасно сможете, если надо будет). Потому что для выполнения этой задачи — не нужно знать как это делать! Достаточно посмотреть на интерфейс, подумать минутку, может быть навести мышкой на кнопки чтобы увидеть подсказку, если кнопки не подписаны. Если вы продвинутый пользователь, и вам дают новое, совершенно незнакомое, но простое приложение — вы в нём разберётесь с ходу. Да, это будет занимать не секунду а минуту, может быть даже пять, но это не поставит вас в тупик. Если поставит — то да, вы совершенно не продвинутый пользователь. Вы можете быть гениальным программистом, можете быть системным администратором, но при этом плохим пользователем. Потому что быть продвинутым пользователем — это именно «уметь разобраться самому в софте, который не является узкоспециализированным». Мне вспоминаются институтские годы, когда мои однокурсники (и особенно однокурсинцы) спрашивали меня «а как сделать вот то-то в Visio», а я брал и делал. Хотя Visio видел в первый раз в жизни. Потому что понять, что написано на кнопке, или найти нужный пункт в меню — это не ядерная физика! Для этого не нужны обширные знания. Для этого не нужно быть очень умным. Нужно просто знать некоторые абстракции, принятые в построении интерфейсом, иметь базовые представления об устройстве компьютера… да в общем-то и всё.


    1. 0x131315
      07.12.2016 20:16
      +1

      Для этого не нужно быть очень умным. Нужно просто знать некоторые абстракции, принятые в построении интерфейсом, иметь базовые представления об устройстве компьютера… да в общем-то и всё.
      Все проще: знать вообще ничего не надо, нужно просто обладать определенным складом ума.
      Обладая таким складом ума, все необходимые знания сами подгрузятся: заинтересуешься проблемой, поищешь решения, и быстро приобретешь необходимые для решения проблемы знания.
      И так в любой ситуации:
      -сломался движок — интересно самому поковырять, ищешь принцип работы и устройство ДВС, чинишь, параллельно приобретаешь опыт — в следующий раз эта поломка не вызовет проблемы.
      -сломался магнитофон — разобрал, поковырялся, нашел учебники, подтянул теорию, починил
      -сломался софт — нашел исходники, подтянул синтаксис, починил.

      Просто большинство почему-то не могут решать проблемы самообучением.
      Их нужно учить специально, для каждой проблемы — отдельно.
      Они ходят на курсы, чтобы подтянуть какую-либо сферу знаний.
      95% — идеальные узкие спецы. Новое знание дается трудно, основное — закрепляется долго.
      5% — идеальные спецы широкого профиля. Новое знание дается легко и быстро.
      Может это подвижность ума, или что-то такое. Но определенно какой-то биопараметр, т.к. корреляция налицо, и держится на одном уровне давно, еще с докомпьютерной эры. Может даже тысячелетия — может это какая-то видовая черта.


      1. Jogger
        07.12.2016 20:32
        +1

        Ну не совсем так. Некоторые абстракции знать нужно. Если человек видит компьютер первый раз, то каким бы гибким умом он не обладал — ему придётся довольно долго разбираться. Просто интерфейсы программ, так или иначе, используют одни и те же абстракции — кнопки, скролбары, меню… Если человек пользовался одной программой — у него есть достаточно знаний, чтобы пользоваться и другой. Именно о таком минимальном опыте я и говорил. Да, иногда интерфейсы делают так, что они непривычны для среднестатистического юзера — blender например. Или vim. Поэтому я отдельно упомянул, что пользователь должен уметь разобраться с простой программой — сложные всё равно заставят вас читать мануалы)


        1. 0x131315
          07.12.2016 21:33

          Так в том то и дело: 5% разбирается, когда припрет, а 95% даже не пытается приступить.


          1. Rikkitik
            08.12.2016 00:18

            О да, мне как-то раз встретился чудный экземпляр, который просидел час (!) перед монитором в ожидании «кого-нибудь, кто понимает в компьютерах, а то у меня тут какое-то окошко валезло и ничего не работает». На вопрос, читал ли юзер, что на окошке написано, последовало удивлённое: «Нет, я же в этом ничего не понимаю!» А написано там было русским языком что-то вроде: «Обновление завершено, нажмите ОК» — и единственная кнопка, с этим самым «ОК».


            1. QDeathNick
              08.12.2016 13:59

              Это вообще показательный тест на вменяемость. Если меня человек переспрашивает, нажимать ли ОК, когда на экране одна кнопка ОК, то мне становится его жалко и себя.


            1. 0x131315
              08.12.2016 19:35

              На вопрос, читал ли юзер, что на окошке написано, последовало удивлённое: Нет
              Меня это тоже убивает.
              Только мне такие экземпляры постоянно встречаются.
              Сперва списывал на недостаток интеллекта, но очень быстро заметил, что с интеллектом это никак не коррелирует.
              Они вполне нормальны, решают какие-то задачи, профессионалы в каких-то своих сферах, в общем живут нормально. Но у них какой-то другой тип мышления, что и сбивает с толку: мы все жертвы эффекта выжившего — нам наше мышление кажется единственно возможным, и в голову не приходит, что кто-то может мыслить по иному, пока не начнешь сталкиваться с такими людьми, тупящими в кнопку по необьяснимой причине.


            1. aik
              09.12.2016 04:21

              На вопрос, читал ли юзер, что на окошке написано

              Мои читают. Потом перезванивают и спрашивают «Нам тут выскочило сообщение всё сохранить и выйти из 1С, что делать, всё сохранять и выходить из 1С?»

              Хотя, конечно, мои юзеры ещё более-менее адекватные, заскоки не так часто случаются.


  1. Flash_CSM
    07.12.2016 16:41
    +1

    Пора делать нашивки «5%» по примеру «1%-х» байкеров. :)


  1. norlin
    07.12.2016 17:03
    +1

    Тут вот в чём проблема. Все эти "уровни" немного не с той стороны на проблему смотрят. В моём понимании, в данном контексте людей можно разделить на 2 типа:


    1. Знают, как решить ту или иную задачу на компьютере путём повторения некоторых шагов. Сюда можно отнести и поиск писем, и даже работу с каким-нибудь экселем для подсчёта процентов. Но стоит лишь поменять кнопочки местами или спрятать иконку экселя с рабочего стола – и всё, работа останавливается.


    2. Люди, которые не запоминают алгоритмы действий, а действуют осознанно исходя из ситуации и вводных данных. Например, даже если они ни разу в жизни не пользовались экселем, то, при необходимости, без особых проблем сами найдут, как его запустить и как сделать там табличку с нужными формулами.

    И вот было бы интересно сравнить процентное соотношение людей по этим категориям… Особенно, учитывая, что это относится не только (и не столько) к использованию компьютеров, сколько к принципу мышления вообще.


    1. norlin
      07.12.2016 17:11

      Комментарии не читай @ Сразу ответ пиши


  1. 0x131315
    07.12.2016 20:06

    примерно 95% людей в любой стране не являются технически продвинутыми пользователями. Многие из них умеют выполнять относительно простые задачи, больше трети вообще ничего не умеют.

    Удивительная корреляция.
    Про 5% писали еще до компьютерной эры. Так все и осталось с тех пор.


  1. ThunderCat
    07.12.2016 20:42

    Япония порадовала, самый высокий процент (~30%) нифига в компьютерах не шарящих.
    А так — ну так оно и понятно, зачем бухгалтеру Маше учить 1С, когда есть админ Петя, еще и симпатичный, пусть приходит разбирается. Да и одноклассники то гораздо интереснее.


  1. perfect_genius
    07.12.2016 21:00

    Нужно было ещё спрашивать — страдают ли они от того, что не могут «уверенно» пользоваться ПК. Думаю, нет.


    1. Sheti
      10.12.2016 03:39

      А чего им страдать? Если про Россию говорить и в особенности про гос. учреждения, то там всегда найдётся мальчик на должности админа который умеет нажимать кнопку ОК и читать сообщения на экране. Сам сотрудник в это время пьёт чай или втыкает в летефон.


  1. mwaso
    08.12.2016 06:13
    +1


  1. drafff
    08.12.2016 10:22

    Думаю, что я задачей уровня 2 (найти документы в каком-то специальном почтовом клиенте, от конкретного пользователя, за конкретный период) я бы не справился, хотя работаю программистом, и считаю себя, как минимум, уверенным пользователем ПК.


    1. ploop
      08.12.2016 11:11

      Я бы тоже не справился, если в этом клиенте нет поиска, сортировки по дате, импорта/экспорта и всего остального. Но такой клиент — злая шутка тролля 80го левела, а не реальный софт.


    1. QDeathNick
      08.12.2016 14:29

      Видимо вы программист, который НИКОГДА не использует костыли, иначе бы у вас развился навык справляться со всем и в любом софте.