Публикация, даже лонгрид, похожа на фотографию — она показывает снимок ситуации на момент своего создания. Но жизнь на этом не останавливается, случившееся получает свое развитие. 2016 год не получится назвать годом одного космического события, даже значительных было много и разных. Что сейчас с тем, что волновало нас в 2016, и что интересного в мире космонавтики ждет нас в 2017?

Пилотируемая космонавтика


Самым ярким событием в пилотируемой космонавтике стало завершение годовой миссии Скотта Келли и Михаила Корниенко. После возвращения с орбиты в начале марта их дороги разошлись. Скотт завершил космическую карьеру, стал лицом часовой компании и пишет мемуары. Михаил Корниенко проходит многомесячную послеполетную реабилитацию, совмещая ее с пиар активностью, например, Новый год он с семьей встретил в Башкортостане, совмещая отдых с выступлениями перед школьниками.



Очевидно, что годовой полет прошел в целом успешно, научные публикации пока пишутся, а из интервью самих космонавтов можно узнать, что первое время после полета они чувствовали себя весьма так себе. Корниенко в интервью говорил про боли в спине непонятного происхождения, Келли рассказывал про боли в ногах и ощущения ожога на коже, которая на Земле гораздо чаще и сильнее взаимодействует с окружающими предметами, нежели в невесомости. Косвенно об успехе также говорят новости о планах повторения годового полета с новыми экипажами.



Вторым важным событием на МКС стало развертывание надувного модуля BEAM. Модуль несколько слежался из-за переноса запуска по причине аварии Falcon 9 еще в 2015 году, поэтому надували его медленно и печально. Но это не помешало полностью его развернуть, и модуль сейчас летит «пассажиром» в составе МКС — в нем не работают и не живут, и он закрыт почти все время. В июне его люк впервые открыли и установили датчики, а в сентябре люк открывали снова — заменить батареи, подтянуть разболтавшиеся датчики и привести в чувство зависший ноутбук. Пока что модуль переносит космические условия нормально, датчики собирают информацию, и пока что нет оснований сомневаться, что BEAM сможет провести в космосе запланированные два года.



Расследование аварии «Прогресса» 1 декабря все еще ведется. По последним новостям работу комиссии снова продлили, теперь уже до 9 января, но сегодня вместо результатов мы можем услышать новости об очередном переносе сроков.

Как это ни печально, но, похоже, самой значимой новостью 2017 на МКС станет уменьшение экипажа — из-за сокращения полетов «Прогрессов» на одного российского космонавта теперь будет меньше, а экипаж МКС сократится с 6 до 5 человек. Зато, как и в нулевых годах, снова можно будет возить космических туристов.

Еще одна большая новость — в 2017 году ожидаются первые тестовые полеты новых американских пилотируемых кораблей — Boeing CST-100 Starliner и SpaceX Dragon 2. Первые полеты будут беспилотными, а в 2018 могут состояться и пилотируемые запуски. Учитывая постоянные переносы сроков у SpaceX я не удивлюсь, если они сдвинут свой первый пуск на 2018, а вот у «Боинга» больше шансов уложиться в график.



В 2016 году Китай после трехлетнего перерыва продолжил пуски по пилотируемой программе. На орбиту была выведена орбитальная станция «Тяньгун-2», и на ней месяц успешно проработали два космонавта. Раньше говорилось, что на станции будет второй стыковочный узел, и одна из экспедиций примет грузовой корабль, но по последним новостям план работы «Тяньгун-2» очень небольшой — у нее нет второго стыковочного узла, в первой половине 2017 она примет в автоматическом режиме грузовой корабль, который проверит возможность перекачки топлива, и на этом ее эксплуатация завершится. А следующие пилотируемые экспедиции отправятся уже к новой станции «Тяньгун-3», которая по функциональности будет похожа на «Мир» и будет запущена не то в конце десятых, не то в начале двадцатых годов.

SpaceX




2015 год закончился большим успехом SpaceX, когда они впервые посадили первую ступень на площадку около старта. Весной 2016 первая ступень впервые успешно села на баржу. В конце 2016 года ожидались первый полет сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy и первый запуск уже летавшей ступени, но оба этих события съехали на 2017 не в последнюю очередь из-за сентябрьской аварии при тестовом прожиге. Только спустя четыре месяца, 2 января, на официальном сайте SpaceX появились результаты расследования происшествия. Причиной названо разрушение бака наддува второй ступени. Этот бак состоит из двух частей — алюминиевого внутреннего корпуса и композитной обмотки. Оказывается, в обмотке были пустоты, и это обнаружено в обломках. В аварии 1 сентября в такую пустоту попал переохлажденный кислород, возможно, замерз и из-за трения и давления карбоновых волокон воспламенился, вызвав разрушение бака и второй ступени. В качестве мер по устранению причин аварии SpaceX планирует подавать в баки наддува более теплый гелий и, до изменения конструкции баков, отказаться от процедуры ускоренной заправки. Возобновление пусков сдвигалось весь декабрь, переместилось на 8 января, но, по последним новостям, было перенесено на 14 января, теперь уже из-за погодных условий. Первый пуск использованной ступени пока что запланирован на февраль, а первый полет Falcon Heavy — на второй квартал, но, учитывая постоянные переносы сроков у SpaceX, было бы замечательно, если бы эти события в принципе состоялись в 2017 году.

Суборбитальный туризм


В этой области самого большого успеха достигла компания Blue Origin с ракетой и кораблем New Shepard. В 2016 году они провели четыре полностью успешных беспилотных полета, в которых также протестировали посадку на двух парашютах из трех и работу системы спасения на участке максимального скоростного напора. В итоге успешно приземлившаяся пять раз ракета уехала в музей.



В 2017 году ожидаются первые пилотируемые пуски уже на новой ракете, а туристов собираются начать возить в 2018.

Компания Virgin Galactic, потерявшая в катастрофе 2014 года суборбитальный аппарат SpaceShipTwo и одного из пилотов, сумела вернуться к полетам только в 2016 году. Да и то пока второй летный экземпляр SpaceShipTwo проверяется в планирующих полетах без включения двигателя, который и был главной проблемой всей системы в последние годы. В 2017 году, надеюсь, начнутся полеты с включением двигателя, и мы сможем узнать, способен ли с ним SpaceShipTwo подняться до высоты в 100 км. Если Брэнсон будет очень торопиться, и ему будет способствовать удача, то он даже сможет начать возить туристов раньше неторопливого Безоса, но по уровню безопасности эти корабли несравнимы. Если бы у меня были лишние 100-200 тысяч долларов, я бы однозначно выбрал New Shepard.

Научная космонавтика


В начале 2016 года огромной новостью стало открытие гравитационных волн. Оно было сделано на наземном оборудовании, но в космосе уже летает демонстратор технологии LISA Pathfinder, который способен измерять положение платиновых кубиков с точностью до фемтометров. Весь 2016 год аппарат тестировался на орбите и показал отличные результаты. Жаль, что детектор на основе его технологии планируется развернуть только в 2030-х.



Весной к Марсу стартовал и в октябре успешно вышел на орбиту российско-европейский зонд «ЭкзоМарс». Летящий с ним тестовый посадочный аппарат Schiaparelli разбился из-за неверно воспринятого как посадка насыщения инерциального навигационного устройства. Инерциальная система целую секунду сообщала неверные данные об отрицательной высоте, и бортовой компьютер, не запрограммированный на такой тип ошибки, напрасно поверил ей, потому что на самом деле аппарат находился на высоте 3,7 км. Орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter сейчас готовится к переходу на рабочую круговую марсианскую орбиту с высокоэллиптической при помощи небольшого торможения об атмосферу Марса каждый виток орбиты.

Следующим большим событием стало прибытие к Юпитеру станции «Юнона». Увы, здесь тоже не обошлось без накладок — зонд до сих пор не смог перейти с промежуточной орбиты на рабочую из-за проблем с клапаном наддува. Витки промежуточной орбиты занимают гораздо больше времени, и на них «Юнона» может не успеть выполнить всю научную программу до выхода из строя из-за крайне тяжелой радиационной обстановки у Юпитера.

В сентябре стартовала новая межпланетная станция OSIRIS-REx к астероиду, она должна достигнуть цели в 2018, а вернуться с образцами астероидного материала только в 2023. А в конце сентября завершила работу и была целенаправленно разбита о комету Чурюмова-Герасименко межпланетная станция Rosetta.

В 2017 году в атмосфере Сатурна намеренно сожгут аппарат Cassini, который работает уже больше десяти лет, и вокруг газовых гигантов впервые за долгое время не будет работать ни один земной аппарат. Но есть в планах на 2017 и хорошие новости — Китай собирается впервые после советской «Луны-24» вернуть образец грунта на «Чаньэ-5».

Прикладная космонавтика


Здесь космос приносит прямую выгоду, поэтому количество запусков в 2016 исчислялось десятками и будет расти в 2017. Кроме телекоммуникационных спутников, в последнее время сильно растет рынок спутников дистанционного зондирования Земли. Немного комическая история произошла в 2016 с компанией Planetary Resources, которая изначально собиралась добывать полезные ископаемые на астероидах. Телескоп для разведки потенциально интересных астероидов, на который собирали деньги краудфандингом, запускать передумали, зато компания заключила контракт на создание спутника для наблюдения за посевами пшеницы и повышения ее урожайности. Запуск российского спутника ДЗЗ «Канопус-В-ИК» с конца декабря сдвинулся на второй квартал 2017, и это, может быть, даже неплохо, потому что попутной нагрузкой с ним летит кубсат «Маяк», который, возможно, на некоторое время станет самой яркой звездой на небе, и во втором квартале его будет удобнее наблюдать.

Кстати, американский военный связной спутник MUOS 5, у которого летом сломался маршевый двигатель, таки добрался до геостационарной орбиты на маневровых.

Космодромы и средства выведения




Большим успехом для России стал первый пуск с нового космодрома «Восточный» весной 2016. Как это ни парадоксально, он приносит пользу, даже если с него производить только редкие пуски — наличие суверенной альтернативной площадки сделало Казахстан более сговорчивым в вопросах эксплуатации Байконура. В Китае также открылся новый и очень перспективный космодром — с Вэньчана, занимающего выгодное положение недалеко от экватора, успешно стартовали новые китайские ракеты — «Великий поход» -5 и -7.

После аварии 2014 года вернулась к полетам на новых, но также российского производства, двигателях ракета-носитель Antares.

В 2017 году ожидается первый пуск еще одной китайской ракеты, легкой Naga-L, которая, как ожидается, не будет находиться под ограничениями США, и ее можно будет запускать вне территории Китая (называются территории Швеции, Индонезии и Танзании) с коммерческими полезными нагрузками. Кроме этого, в первый полет должны отправиться две сверхлегкие ракеты — японская SS-520, переделанная из геофизической, и частная Electron.

2017 выглядит не менее обещающим на интересные события, чем минувший год, не забывайте про космос, там много интересного.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (21)


  1. Miratvorets
    09.01.2017 07:50

    Спасибо за интересную статью


  1. allexr
    09.01.2017 09:00

    По поводу Cassini интересно какие именно причины, неужели ритеги все? И вроде погружать, а не сжигать планируют. Жалко аппарат, больше десяти лет честной работы + смерть в роли атмосферного зонда.


    1. lozga
      09.01.2017 09:26
      +3

      По официальной информации кончается топливо, и, чтобы зонд не упал на Титан или Энцелад, где может быть жизнь, его надежно сжигают в атмосфере со всеми возможными "зайцами" земных микроорганизмов. Не удивлюсь, если кроме этого кончаются деньги на поддержку миссии, и падает научный выход.


    1. ilis
      09.01.2017 12:10
      +3

      Собственно вот объяснение


  1. pnetmon
    09.01.2017 14:14
    +2

    Еще одна большая новость — в 2017 году ожидаются первые тестовые полеты новых американских пилотируемых кораблей — Boeing CST-100 Starliner и SpaceX Dragon 2. Первые полеты будут беспилотными, а в 2018 могут состояться и пилотируемые запуски. Учитывая постоянные переносы сроков у SpaceX я не удивлюсь, если они сдвинут свой первый пуск на 2018, а вот у «Боинга» больше шансов уложиться в график.

    4 января писали


    https://www.nasa.gov/feature/mission-awards-secure-commercial-crew-transportation-for-coming-years
    Boeing’s uncrewed flight test, known as an Orbital Flight Test, is currently scheduled for June 2018 and its crewed flight test currently is planned for August 2018.
    SpaceX’s uncrewed flight test, or Demonstration Mission 1, is currently scheduled for November 2017, followed by its first crew flight test in May 2018.

    У Боинга давно за 2017 год ушло, о переносе у SpaceX пилотируемого на 2018 год просочилось в СМИ 12-13 декабря.


  1. acin
    09.01.2017 22:34

    Кстати, американский военный связной спутник MUOS 5, у которого летом сломался маршевый двигатель, таки добрался до геостационарной орбиты на маневровых.

    Таки нет. Перигей сейчас составляет 15250 км.


    1. lozga
      09.01.2017 22:35

      Любопытно, я смотрел новости, но не параметры орбиты. ВМФ говорит, что он добрался до рабочей орбиты


    1. GlassEagle
      09.01.2017 23:01
      +1

      US Navy рапортует о полном успехе:
      “We are happy to announce today that MUOS-5 has reached its operational orbit, and has successfully deployed its arrays and antennas,” said a statement from Steve Davis, a spokesman for the Space and Naval Warfare Systems Command."

      Я было подумал, может имелось в виду, что пока только апогей достиг расчётных 35710 км, но вот они пишут про тестирование:
      “The satellite has begun its on-orbit testing in preparation for acceptance by the Navy and handover for operational use.”

      У n2yo.com нет привычки тормозить с обновлением данных?


  1. Leslov
    09.01.2017 22:35

    Спасибо, особенно интересно было прочитать про ожидаемое в 2017 году.


  1. GlassEagle
    09.01.2017 22:35

    1.

    подтянуть разболтавшиеся датчики и привести в чувство зависший ноутбук.
    А известна причина разбалтывания датчиков (или это фигуральная фраза)?
    Как много прошло времени от момента зависания ноутбука до вмешательства экипажа в ситуацию?

    2. Китайская картинка, насколько я понимаю, это просто продвинутая симуляция?
    Помимо всего прочего представляет интерес наличие у КК 4-х сопел, не закрытых никакими защитными крышками (к вопросу об отличиях от «Союза»).


    1. lozga
      09.01.2017 22:39

      1. Это перевод. На МКС есть и вибрация, и положение станции меняют, и двигатели иногда включают. Причин для ослабления креплений хватает. А про оперативность реагирования на зависания, там, где я читал, не писали.


      2. Нет, это реальное фото, китайцы специальный спутник Banxing-2 запустили со станции, чтобы он летел рядом и фотографировал. Да, вы правы, отличие в ПАО любопытное.


      1. GlassEagle
        09.01.2017 22:48

        >Причин для ослабления креплений хватает — Ясно, спасибо.

        Banxing-2 — Молодцы китайцы! Ещё интересно, это у них двигатель — 4-камерный типа наших широко известных, или 4 отдельных (думается, в этом случае отказоустойчивость всей двигательной установки ох как возрастает, что Falcon-9 уже показал в одном из своих запусков).


        1. lozga
          10.01.2017 07:16

          Наверняка 4 отдельных. Здесь надежность важнее эффективности.


  1. sas3819
    09.01.2017 22:39

    Всегда приятно читать как мир развивается!
    Спасибо за статью.


  1. IAmNotMe
    11.01.2017 12:36

    Спасибо за статью!

    А как дела у Curiosity-марсохода (надеюсь, марсоход входит в множество «космических событий», все таки про грунт вы упомянули)? Можно ли описать интересное, что он открыл за 2016 год? И, насколько помню, в конце 2016 года у него возникли какие-то неполадки, удалось ли их устранить?


    1. Jeka_M3
      11.01.2017 16:04

      Кстати да, статей про Curiosity заметно поубавилось, раньше как-то чаще писали. Или там особо значимого с тех пор не было? Но хотя бы некий дайджест событий за год не помешал бы.


      1. lozga
        15.01.2017 19:51

        @Zelenyikot, не хочешь написать?


    1. lozga
      15.01.2017 19:38

      Бур сломался, пока не починили, еще, насколько я помню, с датчиком ветра какие-то проблемы возникли. Если хотите регулярных новостей о марсоходе, смотрите вот эту группу, Виталий ее регулярно обновляет.


  1. Gargyl
    13.01.2017 15:14

    А что за ограничения США такие, про них говорится в связи с легкой Китайской ракетой Naga-L?


    1. lozga
      15.01.2017 19:42

      ITAR
      Из-за них РН "Великий поход" имеют проблемы с коммерческой полезной нагрузкой.


      1. pnetmon
        15.01.2017 20:22

        А что с РН Naga-L? Что-то находятся только сообщения 2015 года. А для коммерческого использования со строительством космодрома находится Kuaizhou-11