Всё началось с моего другого SaaS-сервиса с названием Postio, который я сделал, чтобы облегчить людям поиск и публикацию контента на их страницах и в их группах в социальных сетях. В рамках своей маркетинговой стратегии я приобрёл и опубликовал на своём блоге десяток статей по различным темам, ориентированных на аудиторию веб-сервиса, чтобы получить дополнительный трафик с поисковых систем.
Потом вдруг Postio начал получать относительно большой трафик от Google и Яндекс (русская поисковая система) с ключевыми словами, которые не имели ничего общего с самим Postio.
Аналитическая статистика Гугл по суточному трафику
Здесь-то и начинается фактическая история.
Выявление проблемы
Ясно, что у людей были реальные проблемы с этим меню. Короткое рассмотрение показало, что многие владельцы групп на vk.com (русский Facebook) используют графическое меню, находящееся в верхней части группы для перенаправления их аудитории на наиболее важные части группы, такие как отзывы, информация о ценах и бланк заказа.
Здесь показано, как обычно выглядит меню
Как можно видеть, группы в этой социальной сети, в конечном итоге, становятся своего рода магазинами; многие люди используют их для запуска бизнеса, чтобы не иметь хлопот с созданием своего автономного веб-сайта. Таким образом, это не было просто скопление некоторых случайных групп о котятах (хотя, безусловно, было много групп и такого рода), а это был мелкий бизнес, имеющий некоторые проблемы, которые можно было бы решать более или менее автоматически. Очевидно, что они нуждались в решении так сильно, что гуглили его довольно часто.
Но это ещё терпимо. Чтобы сделать показанное меню, они должны были создать его в редакторе изображений, вырезать, а затем построить меню с помощью какой-то разметки вики-стиля. Такое являлось, определённо, слишком сложным для них, и выполнение этой работы кем-то со стороны за прим. 20 долларов было довольно распространённым явлением.
Обычный процесс создания меню был примерно следующим:
1. Создать в графическом редакторе какое-то изображение меню и расположить на нём некоторые кнопки.
2. Разрезать изображение на отдельные части так, чтобы можно было снова собрать их с кнопками, расположенными слева.
3. Загрузить эти изображения в альбом группы или на страницу владельца.
4. Создать wiki-страницу в группе и ввести разметку с изображениями и линками.
5. Опубликовать пост с линками на странице меню в группе.
6. Закрепить его так, чтобы он постоянно оставался сверху.
Неплохо, правда?
Теперь давайте посмотрим, что мы можем сделать, чтобы снять эту проблему.
Создание программы с минимально необходимым функционалом (MVP)
Прежде всего, я должен был изучить возможности прикладного интерфейса (API) социальной сети, чтобы определить, какие действия здесь могут быть автоматизированы и в какой степени.
Оказалось, что этот API может делать всё, что мне нужно, за исключением пиннинга поста. Но это слишком много для MVP, поэтому я решил удалить следующие функции:
1. Аутентификация.
2. Настройка меню под требования заказчика (пользователя). Вместо этого пользователь получает возможность выбирать из десятка предварительно заданных шаблонов.
3. Обработка платежей. Я мог бы сделать это вручную.
4. Автоматическое создание wiki-страницы. Пользователь может сделать страницу сам, а затем вставить wiki-разметку, которую подготовило моё приложение.
5. Автоматическая публикация поста. Снова — пользователь может сделать это сам вручную.
Поэтому, по существу, то, что я должен был сделать, были генератор изображений и загрузчик. Вот как это выглядело после двух-трёх дней работы.
Главное окно
Очень неважно, я знаю. Но этого было достаточно, чтобы выяснить, готовы ли пользователи платить за такое автоматизированное решение.
Диалог создания меню также, гм,… не очень совершенный.
Окно создания меню
Да, я тоже бывал перфекционистом. Теперь я продаю.
Проверка идеи
Это было сравнительно легко в моём случае, поскольку имеющийся трафик был тем, с чего я начал. Так что всё, что я должен был сделать, это просто поместить пару кнопок здесь и там в статье и ждать прихода посетителей.
Это выглядело так:
Первые 10 дней после фактического запуска
Даже не рассматривая статистику продаж, можно видеть, что пользователи весьма заинтересовались этим сервисом. Имейте в виду, что это был только тип трафика «эй-у-вас-проблема-у-нас-есть-решение» с действительно слабенькой целевой страницей на основе свободного шаблона.
Теперь вот некоторая сырая недавняя (или, ну, хорошо, не очень недавняя) статистика с БД.
Оборот и взносы указаны в долларах США
Вроде бы, нельзя назвать большим успехом? Но это работало, и пользователи были готовы платить. Хотя оказалось много брошенных неоплаченных меню (menus_created относительно menus_paid). Но в любом случае это ведь просто (очень грубое) MVP.
Как можно видеть из статистики, я немного поиграл с ценой, изменяя её от 6 до 4 долларов за меню, пытаясь получить некоторое представление о ценах.
Теперь, когда мы знаем, что наш сервис жизнеспособен, пришло время выяснить, какую цену пользователи готовы платить за наши услуги. И это должно быть сделано на основе информации, а не «чутья».
Определение цены
Я немного отойду в сторону и объясню, почему я выбрал оплату за каждое меню вместо стандартного месячного подхода. Прикладной интерфейс (API) восходящей линии связи социальной сети является в значительной степени нестабильным, и модель подписки была бы катастрофической, поскольку я должен был бы постоянно компенсировать убытки пользователям, которые были бы затронуты ошибками в API.
Итак, назад к цене. Сплит-тестирование является самым простым способом определения наиболее выгодной цены, приемлемой для пользователей. В принципе, я установил случайную цену для каждого пользователя при регистрации, а потом отслеживал каждое действие, связанное с этой ценой. Сетка цена выглядела следующим образом (да, я также добавил цену для обновления меню и множество различных функций, таких как, например, тонкая настройка дизайна пунктов меню):
Форматом является array(creation_price, update_price)
Я также удалил электронную почту из регистрации в системе и сделал её осуществляемой одним щелчком, чтобы получить больше регистраций (и статистики) от пользователей. Примерно через месяц я увидел следующее:
О чём говорит эта статистика? Довольно интересный материал:
1. 1, 2 и 3 доллара за создание меню и 0,5 доллара за обновление являются наиболее прибыльными ценами.
2. Цена 1 доллар влечёт вдвое больше генераций меню, чем цена 2 доллара, и втрое больше, чем цена 3 доллара.
3. Комбинация 1/0,5 доллара является наиболее прибыльной по среднему доходу на одну продажу.
Несмотря на то, что цена 2 доллара требовала намного меньше усилий при том же доходе, что и цена 1 доллар, я решил придерживаться цены 1 доллар, потому что хотел дать возможность пользователям создавать столько меню, сколько они желали, поскольку каждое меню имело в какой-то степени вирусный механизм. Я объясню это в следующей статье.
Развитие
После того, как я определился с ценой, я решил добавить дополнительные функции, которые необходимы пользователям. Посмотрите, как в конечном итоге стала выглядеть страница создания меню:
Хотя она выглядит немного неряшливо и грубовато, но она хорошо делает своё дело. И под внешностью здесь нет никаких ухищрений — просто немного PHP и Imagemagick. Весь процесс создания занял у меня две ночи и доставил мне удовольствие, так как я ещё с подростковых лет всегда любил работать с изображениями. Я до сих пор помню бессонные ночи, потраченные на изучение трассировки лучей и 3D-программирования с Delphi. Вот уж, воистину, — старые добрые времена …
Маркетинг
Прежде всего, я хотел использовать то, с чего этот веб-сервис начался, — имеющийся SEO-трафик из статьи. Действительно, это уже работало, так что всё, что я должен был сделать, — это немного увеличить кнопку пуска и сделать её более приметной. Такое простое действие дало мне 150 посещений в день.
Однако затем я заметил, что сам веб-сервис начал привлекать внимание поисковых машин, поэтому общий трафик составил примерно 200 посещений в день. Это привело к 100 подпискам в день (в среднем).
Оставим скучный текст — здесь окончательная статистика за ноябрь 2016 года:
Учтите, что колонка Users (Пользователи) показывает количество пользователей, подписавшихся в указанный день, а не число пользователей, действовавших на сайте. Количество последних намного больше из-за повторных действий ранее зарегистрированных пользователей.
Заключение
Можно ли назвать это историей большого успеха? Вряд ли. Но я надеюсь, что этот рассказ будет полезным для тех, кто колеблется в принятии решения, приниматься ли за что-нибудь небольшое и способное принести какой-то доход.
Здесь есть много нюансов, не получивших того внимания, которого они заслуживают.
Что, по вашему мнению, следовало бы уточнить в будущих статьях?
Я собираюсь поделиться разными приёмами и историями, поэтому, если вам понравилась статья, следуйте за мной здесь в Medium или в моем Twitter.
Комментарии (36)
Scratch
01.02.2017 13:06+14Яндекс (русская поисковая система) vk.com (русский Facebook)
Спасибо за пояснения
khim
01.02.2017 13:19Это перевод — но Хабр это не делает очевидным…
http3
01.02.2017 13:50+2Не хватает всплывающего окна? Или чего? :)
Newbilius
01.02.2017 14:01+9Текущая плашка максимально незаметна.
DROS
01.02.2017 17:39Тогда ребятам из ТМ нужно перед полем ввода комментария явно указывать — «Эй, это перевод! Не стОит адресовывать ваши вопросы переводчику...». Так было бы куда удобнее.
taujavarob
01.02.2017 20:00+4ребятам из ТМ нужно перед полем ввода комментария явно указывать — «Эй, это перевод! Не стОит адресовывать ваши вопросы переводчику...». Так было бы куда удобнее.
Достаточно просто после заголовка статьи на русском (с плашкой) приводить заголовок исходной статьи. И всё. — Взгляд натыкается на иноязычный текст и сразу мозг понимает — это перевод.
Имхо, конечно, имхо. (С)
Acuna
01.02.2017 18:05-1Голубая плашка бросается в глаза так, что не заметить ее очень трудно. Если, конечно, знать о существовании их на Хабре и опускать на нее взгляд. Однако странно было бы считать, что человек не знает об этом, имея аккаунт с возможностью комментирования :/
pudovMaxim
01.02.2017 18:15+1Никогда не замечаю плашку и подпись внизу. Но перевод сразу узнается по фразам-артефактам из английского в духе «Я имел...»(вместо «у меня»).
Acuna
01.02.2017 18:21Ахах) Ну честно признаться, тоже замечаю ее не всегда, однако здесь я начал видеть неладное при появлении фраз «русская поисковая система», «русский Facebook» и т. д., поэтому отлистал к заголовку в поисках плашки. Очевидно, что это же мог сделать и ТС, и это намного быстрее, чем оставлять комментарий, за который можно даже, в том числе, нехило отхватить минусов. Ан нет, все-равно петросянят в надежде прибавления кармы) Может и не поэтому, но иначе я не могу объяснить сие явление…
Fen1kz
01.02.2017 19:06Это только если вы долго, вдумчиво смотрите на заголовок, оцениваете его привлекательность, любуетесь шрифтом и ещё делаете фото на память. А тут и перевод хороший, и автор работает в России — мелкая плашечка мгновенно улетучивается из памяти
Acuna
01.02.2017 19:11Хммм… Нет, как я уже говорил выше — меня смутили некоторые весьма заметные нюансы в тексте (пояснения что есть Яндекс и VK), поэтому я целенаправленно отлистал к заголовку статьи, и увидел плашку там, где ей, собссно, и предполагается быть.
kdsniper
02.02.2017 14:55Автор изначально писал для англоязычной аудитории, после чего перевёл текст обратно на русский, он об этом на vc.ru в комментах уточнял
habradante
01.02.2017 14:13На часть вопросов есть ответы от автора в потрясающе похожем переводе на сайте vc.ru (https://vc.ru/p/menumake)
noonv
01.02.2017 14:34+2Недавно же была авторская статья на ЦП.
steff
01.02.2017 15:01+3Да, вот здесьWayfarer15
01.02.2017 21:01+2Простым смертным не понять, зачем публиковать статью, называя это перевод, если её и так можно прочитать на русском в оригинале.
gorodnev
02.02.2017 08:53Самое забавное, что
Редакция vc.ru публикует перевод статьи.
Так что там тоже не оригинал, а «перевод перевода».
URURU
02.02.2017 14:59Проблема в том, что в правилах хабра указано, что материал ранее нигде не должен публиковаться.
mskvsk
02.02.2017 18:05+1Она не совсем авторская. Перевод сделала редакция vc.ru, а я его подредактировал немного. Вариант на Хабре вышел замечательный.
KoToSveen
02.02.2017 14:56Простите, но в чём смысл?
И последнее — этот веб-сервис был сделан для внутреннего рынка России, поэтому я перевёл всё на английский и в доллары для удобства.
taujavarob
02.02.2017 18:07Простите, но в чём смысл?
- Многие люди не из России не понимают величины русских рублей.
- Инфляция.
mskvsk
02.02.2017 17:50+4Друзья, я автор оригинальной статьи.
Большое спасибо за перевод, получилось здорово.
На VC хоть и была тоже эта статья, но это был тоже перевод, который я отредактировал.
Если есть вопросы, буду рад ответить. Сейчас пройдусь по всем комментам здесь.
TOBBOT
03.02.2017 09:41Не боитесь появления конкурентов после выхода цикла статей?
Почему не расширяетесь? Есть ведь реклама в самом ВК, контекстная реклама.
Не думаю, что у вас есть много времени на раздумья.mskvsk
03.02.2017 12:23Конкуренты даже если появятся, не смогут конкурировать с Менюмейком в поиске — слишком большая ссылочная масса накоплена у самого сервиса и у Postio, с которого он берет траф.
Единственная надежда конкурентов — это попытаться перебить мои ставки в системах рекламы, но это тоже маловероятно. Слишком мал рынок. Игроки меньше меня не смогут со мной конкурировать финансово, а игрокам сильнее меня этот рынок просто не интересен.
Более того, я скоро создам статью про мой второй сервис Postio, там будет еще больше технических деталей. Вся проблема в том, что некоторые из них трудноповторимы в текущих реалиях.TOBBOT
03.02.2017 12:45Речь конечно же шла о Менюмейке, т.к. его повторить довольно просто: бери да копируй идею. А тут вы еще и финансовые результаты светите, который хоть и не зашкаливает, но все же может смотивировать.
mskvsk
03.02.2017 16:40Да, я ответил как раз про Менюмейк — копирование идеи не поможет выйти на первые места в поисковиках. А без этого маржинальность сервиса будет невелика.
Fen1kz
А как вы узнали? Расскажите про взаимодействие с пользователями, пожалуйста.
gnkoshelev
Боюсь, что вопрос не по адресу, т.к. перевод.
Со своей стороны могу рассказать про «коридорный тест»:
На повторяющиеся идеи как раз и стоит обращать внимание. «Коридорный тест» имеет продолжение и в работе с гипотезами (те идеи, полученные на предыдущем этапе): всё тоже самое, но проверяем гипотезы на состоятельность.
Из плюсов: быстрый фидбэк; как правило не требуется готового решения; новые идеи, которые не всегда можно увидеть замыленным взглядом.
Из минусов: выборка может быть не релевантна целевой аудитории; не в любой предметной области можно дать контекст за столь ограниченное время.
Fen1kz
А, сорри, не заметил что перевеод, видимо слишком хороший. Просто в коридоре сложно найти левого человека, если это личный проект. Просто сложилось впечатление, что либо у автора уже было какое-то комьюнити, либо он делал не один. А то и фидбек сразу и пользователи набежали, прям сказка
mskvsk
В большинстве своих проектов, я просто общаюсь с первыми клиентам и на основе микса их желаний принимаю решения о том, что реализовывать дальше.
В Менюмейке это были такие моменты как:
— Генерация обложки меню
— Более гибкая настройка дизайна
— Расширенные опции редактирования меню после загрузки
Еще очень полезно было почитать задания на создание меню на фриланс биржах. Но приходилось фильтровать, так как вместо автомобиля, люди хотели улучшенную лошадь.