Уолтер Левин — 80-летний физик и преподаватель Массачусетского технического института. Его лекции сопровождаются обильной жестикуляцией и нестандартными действиями, например, катанием на шаре. Записи его курсов набирают миллионные просмотры на YouTube, а Билл Гейтс проходил, как минимум, три его программы. Достаточно интригующее введение для научно-популярной книги, написанной физиком. Стоит ли на самом деле внимания книга Уолтера Левина «Глазами физика», или это все просто очередной маркетинговый ход? Я потратил выходные, чтобы прочитать перевод его книги и составить мнение о ней.

Книга читается легко, в процессе чтения удивляешься, почему нельзя так же преподавать физику в школе и ВУЗах. Все начинается с биографии, в которую вплетены объяснения физических явлений, например, причины голубого неба и красного заката. Поступив в университет, Уолтер смог убить одним выстрелом трех зайцев: откосить от армии, начать преподавательскую практику в школе для погашения кредита за учебу и, конечно, получить образование.

От ядра атома к открытому космосу


На 29-м году жизни Уолтер защитил докторскую диссертацию по субатомным частицам. Для получения диссертации он несколько лет работал с радиоактивными изотопами и изучал их распад. За это время наука значительно продвинулась вперед, и не только физика, но и обожаемая профессором Левиным астрономия. Он сравнивает физику с астрономией, говоря, что это неотъемлемые части друг друга.

В 1965 году профессор Бруно Росси из МТИ пригласил Уолтера работать в области рентгеновской астрономии, основанной всего шестью годами ранее. Так Уолтер Левин из физика перепрофилировался в астрофизика, по признанию автора:

«Приход в МТИ — лучшее, что могло со мной случиться.»

Рассказывая о работе Росса над измерением солнечного ветра, профессор Левин как-бы невзначай раскрывает природу полярного сияния.



Не вся книга — это веселая биография с рассуждениями о физике. В ней есть место и трагедии.
Когда Уолтеру было 4 года, в Гаагу пришли нацисты. Часть его семьи была отправлена в лагеря, а дедушка с бабушкой из-за невозможности работать, в силу преклонного возраста, в газовую камеру. Ужасы войны даже спустя столько лет преследуют автора в ночных кошмарах.

Рассказывая о зарождении нового направления астрофизики, Левин подчеркивает, что профессор Росс действовал скорее по наитию, чем зная, что делает. Так, совместно с нобелевским лауреатом Риккардо Джаккони, 18 июня 1962 года Росс запустил за пределы атмосферы ракету с тремя счетчиками гейгера. Благодаря этому было открыто рентгеновское излучение в космосе, а также стало понятно, что его источник находится за пределами Солнечной системы.

В 1967 году, через год после прибытия в МТИ и начала работы с Джорджем Кларком, Уолтер получил бразды правления исследовательской группой, работавшей над поиском и исследованиями рентгеновского излучения в космосе.

В годы начала работы Уолтера в МТИ происходили удивительные открытия и к части из них он имел отношение: открытие источников рентгеновского излучения, фундаментальных строительных блоков ядра атома,  W- и Z- бозонов, кварков и глюонов и многое другое.

Благодаря физике и ранним открытиям были сделаны снимки с помощью космического телескопа Хаббл, показавшие человечеству бесконечность галактики. Правда немного позже чем Уолтер начал работать в МТИ — в 2004 году.


Hubble Ultra Deep Field 2004

Физика уже объяснила нам очень многое, а также ответила на многие вопросы, позволив заглянуть как в наименьшие зоны субатомного мира, так и в самые дальние уголки Вселенной.

С тех пор как изотопы впервые распались в руках Уолтера Левина, он не перестает восторгаться открытиям и красоте физики.

«Для меня физика — эффективный способ увидеть мир, великое и будничное, огромное и сиюминутное и то, как красив и тесно все в нем переплетено».

Раз за разом открывая глаза на красоту мира и науки, профессор Левин старается преподавать своим ученикам физику в том же ключе — не давая забывать о красоте открытий и не сосредотачиваясь на сложных формулах.

Цель книги по словам автора:
«Открыть вам глаза на замечательные способы, которыми физика открывает мир, показать ее удивительную элегантность и красоту»

Измерения, погрешности и звезды


В главе о экспериментальности физики и о том, что все, даже самые величайшие открытия в ней основаны на прогнозах и их измерениях, подчеркивается важность учета погрешностей в любых расчетах, даже при приобретении одежды онлайн. Все доказательства просты и понятны, они взяты из повседневной жизни.

С помощью простых измерений он доказывает то, что у лежащего человека рост, примерно на 3 см больше чем у стоящего, и это объясняется действием гравитации.

А при помощи измерений бедренных костей разных видов животных опровергает теорию Галилео Галилея, о том почему большие животные именно такого размера, а не больше.


Бедренная кость человека

Также Уолтер описывает метод параллакса — единственно возможный способ измерения расстояния до звезд вплоть до конца XIX века. В течение времени способы измерений немного менялись и расстояния, вычисленные ранее, изменялись вместе с ними. И это настоящий бич для астрономии — невозможность точных измерений и учет погрешностей при расчетах космических мегарасстояний. Также он рассказывает про метод цефеид для измерения космических расстояний, основанный на диапазонах светимостей звезд.

При измерении расстояния до галактики Андромеды, ближайшей к нам галактики, современными методами погрешность между результатами составляла примерно 140 тысяч световых лет. О какой же погрешности может идти речь при измерении расстояния до более удаленных объектов?
После этого становится понятна гонка астрономов за стандартными свечами — объекты с известной светимостью для точных вычислений. Сегодня сформирована астрономическая лестница расстояний, первой ступенью которой является измерение расстояний при помощи параллакса. Вторая ступень лестницы — измерения с помощью цефеид, а на следующих ступенях разнообразные технически сложные экзотические методы измерений.

Выводы


Н2О: ~30%
Это действительно научно-популярная книга, в которой простым языком объясняются сложные механизмы. Но и в ней не обошлось без минусов научной литературы — порой встречаются сложные понятия, неизвестные людям далеким от физики. Иногда приходится перечитывать абзац повторно, так как слова понятные, а значения доходят не сразу.

Надеюсь мой небольшой обзор поможет вам понять ценность книги и стоит ли она вашего времени.
Всем добра!



О книге:
«Глазами физика. Путешествие от края радуги к границе времени» Уолтер Левин и Уоррен Гольдештейн (Ссылка на издательство)
Оригинал: «For the Love of Physics. From the End of the Rainbow to the Edge Of Time — A Journey Through the Wonders of Physics» Walter Lewin и Warren Goldstein
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (14)


  1. vconst
    01.02.2017 13:50

    Что характерно — сразу же доступен и файл, большая редкость, когда издательство заботится о читателях.


  1. vgivanov
    01.02.2017 15:06
    +3

    … работал с радиоактивными изотопами и изучал их полураспад ...


    Что, так прямо и написано в оригинале? «Изучал полураспад»?


    1. Knjazh
      01.02.2017 15:19
      +1

      Примеры двух дословных цитат с книги:

      «Моя работа была чрезвычайно захватывающей: радиоактивные изотопы распадались буквально у меня в руках.»

      «Мне необходимо было проверить теорию ядерного распада...»


      Нет, дословно в книге так не написано, а в английском оригинале не читал.
      В моем понимании — это работа с изотопами и изучение полураспада. Или вас смутила приставка «полу-»?


      1. vgivanov
        01.02.2017 15:28
        +2

        Можно изучать радиоактивный распад элементов как таковой. Можно, в частности, изучать период полураспада элементов. «Изучать полураспад» — режет слух.


        1. Knjazh
          01.02.2017 15:33

          Спасибо за поправку, исправил.


  1. ABy
    01.02.2017 17:40

    Может кто знает где можно найти записи его лекций в MIT? А то после того скандала со студенткой его лекции убрали с edx.org и ocw.mit.edu



    1. Cerber96
      03.02.2017 14:28

      А что за скандал?


      1. ABy
        07.02.2017 00:00

        https://www.insidehighered.com/news/2015/01/23/complainant-unprecedented-walter-lewin-sexual-harassment-case-comes-forward


  1. labyrinth
    02.02.2017 10:16
    +1

    удивляешься, почему нельзя так же преподавать физику в школе и ВУЗах.


    Можно. Но всё зависит от преподавателя\учителя. В школах есть множество факторов, которые убивают мотивацию. Проверено на себе. Сам преподавал физику, причём в обычной школе, а не гимназии. Из класса в 25 человек при «обычной» работе (проверка домашки, читаем учебник, решаем пару задач, получаем новую домашку) интерес проявляли хорошо если 2 человека. Остальные начинали маяться ерундой, т.к. не понимали, о чём там рассказ у доски.

    Поэтому на своих уроках я старался донести темы и явления максимально наглядно. Через жизненные ситуации, с которыми ученики наверняка могли бы сами столкнуться. К примеру, деформация. «Карандаш деформирует парту, но очень незначительно и мы этого не видим, но вот если бы он был массой под 80 кг, вы бы заметили». С этими словами я залезал на учительский стол с ногами и начинал по нему прыгать. Дети в шоке, стол ходит ходуном, но зато все поняли, что такое деформация.

    Или неньютоновская жидкость. Простая теория не интересна. А когда ты просишь ребят притащить из дома крахмал, потому что «на уроке замутим кое-что», они это делают. И потом сами катают «шарики», рассказывая о своих ощущениях.

    Или встать на обычную лампочку. Или объяснять принцип эхолокации у летучих мышей, строя аналогию с kinect от xbox (и притащив этот самый xbox в школу).

    В итоге мы пришли к тому, что в конце каждого урока, если класс себя хорошо вёл, я им показывал видео какого-нибудь интересного эксперимента и объяснял, почему так происходит. Если эксперимент был простой, мы договаривались сделать его в следующий раз в классе. И что в итоге? Класс вышел на саморегуляцию. В нём по прежнему было пару человек, которым физика была до фонаря. Но даже они сидели спокойно, т.к. их успокаивали одноклассники. Все знали, будет шум — будет скучный урок и никаких экспериментов в конце.

    Прошло уже почти 10 лет после моего ухода со школу. Но до сих пор иногда в городе подходят незнакомые ребята и говорят «а вы у нас физику вели». Пару человек даже на физфак поступили, отчасти из-за моих уроков. Честно, приятно такое узнавать)


  1. fonegg
    02.02.2017 18:10

    Радуют такие статьи, сразу после прочтения которых взял и заказал себе книгу.


  1. dimalu85
    03.02.2017 21:44

    Подскажите, какие еще популярные книги о физике/физиках вы читали? Есть ли с чем сравнить?

    Я за всю жизнь прочитал только две — Дао физики (Фритьоф Капра) и Открытие вселенной (А. Потупа). Во многом определило мое мировоззрение.

    О Левине узнал только благодаря записи его юбилейной лекции. Стоит ли читать?

    з.ы. читал Ландау и Лившица в оригинале :)


    1. Knjazh
      04.02.2017 13:56

      С научно-популярными книгами по физике стал знакомиться недавно, поэтому сравнивать не берусь.
      Стараюсь каждую книгу оценивать самостоятельно.
      Левина почитать стоит, написано легко и понятно.
      Еще посмотрите Физику невозможного (Митио Како), а если вас не задевает невозможность доказательств/опровержений теорий — книги Хоккинга.
      Возможно будут интересны: Квантовая вселенная и Почему E=mc?? (Брайан Кокс, Джефф Форшоу)