Вчера в ЖЖ руководителя «Лин Индастриал» Александра Ильина появился пост с новостями о планах компании. После декабрьской аварии и таинственного молчания любые новости из отечественного ракетного стартапа ценятся чуть ли не на вес золота. Давайте попробуем попытаться проанализировать новую информацию.


Новый вид ракеты-носителя «Таймыр», новый двигатель и стационарный стенд, графика «Лин Индастриал»

Тайны раскроют не скоро


Прежде всего, обращает на себя внимание отсутствие какой бы то ни было новой информации о декабрьском инциденте. На мой взгляд, гласность в таких случаях скорее помогает, чем мешает, но «Лин Индастриал» могут действовать, как им говорит, например, адвокат. Юридический мир живет по своим правилам. После того, как я прочитал, что юристы Russia Today советуют никак не комментировать задержание в США их журналиста, лично мне эта версия кажется достаточно убедительной. Но в таком случае полное видео аварии и прочие интереснейшие материалы мы увидим еще не скоро — разбирательство в суде длится месяцами. Жаль.

«Черная стрела» встречает «Электрон»



Новая версия ракеты-носителя «Таймыр», графика А. Шлядинского

Главная новость — изменение проекта сверхлегкой ракеты-носителя «Таймыр». Если прошлая версия была похожа на маленькую «Ангару» с несколькими универсальными ракетными блоками и одним двигателем на каждом, то в новом варианте собираются реализовать классическую схему последовательного расположения ступеней. На первую ступень планируется установить 12 двигателей собственной разработки тягой 500 кг. На вторую — один двигатель тягой 500 кг с высотным соплом. И на третью — небольшой твердотопливный двигатель. Грузоподъемность ракеты-носителя оценивается в 20-30 кг на низкую орбиту, это один микроспутник или до трех десятков кубсатов. В качестве топливной пары планируется использовать концентрированную перекись водорода и керосин. С точки зрения грузоподъемности, компоновки и выбранного топлива получается вылитая британская ракета-носитель Black Arrow («Черная стрела»).


Black Arrow, фото Wikipedia

«Черная стрела» была единственной британской космической ракетой-носителем, запускалась 4 раза (2 суборбитальных пуска и два орбитальных, из которых последний был успешен) в 1969-1971 годах и могла вывести на низкую орбиту до 135 килограмм. Увы, в 1971 году о наноспутниках не было и речи, и такая низкая грузоподъемность в итоге поставила крест на проекте. Black Arrow использовала такую же топливную пару перекись-керосин, несколько сравнительно маломощных ЖРД и твердотопливный двигатель на третьей ступени.



В то же время, в проекте «Таймыр» не обошлось и без новомодных решений. Если в прошлой версии компоненты должны были подаваться в двигатель вытеснительной подачей, то есть давлением газа наддува из отдельного бака, то в новой версии предполагается использовать электрические насосы и литий-ионные батареи для их питания. Эта идея реализуется в частной сверхлегкой ракете-носителе Electron, которая должна будет впервые полететь уже в этом году.


РН Electron, фото: Rocket Lab

Разработка электрического насоса гораздо легче, чем создание турбонасосного агрегата, а масса двигателей получается сравнимой.

Кругом гадость


Что же касается топлива, то после декабрьской аварии в интернете увеличилось количество диванных ракетных конструкторов, многие из которых осуждали выбор топливной пары «перекись-керосин». Проблема в том, что ракетное топливо должно содержать в себе много энергии и активные окислители этой энергии, иначе ракета никуда не улетит. Поэтому приходится использовать всякую неудобную в работе гадость. Жидкий кислород холодный, перекись водорода имеет гнусную привычку саморазлагаться, азотная кислота производит ядовитые пары. Лично я бы со своего ракетного дивана выбрал, наверное, азотную кислоту, потому что на ней летал мой любимый OTRAG, и ее же довольно успешно использовали пионеры ракетной техники. Но на самом деле вопрос здесь стоит в несколько другой плоскости. Если соблюдать правила, то можно успешно работать с пренеприятнейшей отравой типа несимметричного диметилгидразина и успешно летать на ней десятилетиями (привет, «Протон»). А если нарушать технологию и не думать о безопасности, то можно взорвать стенд и погубить людей при испытаниях без зажигания, только на окислителе, как это было у Virgin Galactic в 2007. Так что если «Лин Индастриал» будет соблюдать технологию и меры безопасности, то сможет успешно летать на чем угодно.

Новый двигатель



Модель двигателя, графика «Лин Индастриал»

Еще одно изменение — новый двигатель на 500 килограмм тяги будет использовать регенеративное охлаждение вместо абляционного. В нем появится полноценная рубашка охлаждения, по которой перед попаданием в камеру сгорания будет проходить один из компонентов (в данном случае почти наверняка керосин) и охлаждать двигатель. Камеру сгорания собираются изготовлять методом селективного лазерного спекания (фактически 3D-принтер, только по металлу).



А давление в камере сгорания собираются довести до 60 атмосфер, столько же, сколько у двигателей РД-107/108 для РН «Союз». Меняя тип охлаждения, «Лин Индастриал» идет по пути Илона Маска, который тоже сначала хотел делать абляционное охлаждение, но потом перешел на регенеративное. Парадоксально, но более технически сложное регенеративное охлаждение привычно и освоено, а абляционное может потребовать изыскания новых материалов и дополнительных исследований.

Двигатель на 500 кг тяги не будут делать сразу. Сначала хотят создать технологический демонстратор на 100 кг тяги и испытать на новом стенде. После декабрьской аварии от идеи мобильного стенда «Лин Индастриал» отказалась и теперь ищет место под стационарный.


Модель стенда, графика «Лин Индастриал»

Из-за дороговизны земли в Москве и области, вполне серьезно рассматриваются варианты создания стенда на юге России или даже на Кипре.

Увы, но из этих новостей следует один не очень приятный вывод — новые испытания «Лин Индастриал» проведет не скоро. Навскидку, разработка и создание двигателя и строительство стенда займет не меньше года и только после того, как на это найдут деньги.

Проклятый вопрос


Хорошо, что денежный вопрос поднимается в посте. Точнее, в финансовом положении «Лин Индастриал» нет ничего хорошего, но хорошо, что нам об этом честно говорят. С одной стороны, по словам Александра, договоренности с инвесторами в силе, и они даже согласились выделить дополнительные деньги весной, но конкретно сейчас на продолжение работ денег нет, а на создание летом производственной базы и стенда дополнительно потребуются в разы большие ресурсы. Оценка требуемых инвестиций до первого пуска составляет примерно 400-500 миллионов рублей, а, учитывая, что сам Ильин пишет про ошибочное занижение прошлых смет, это число можно смело умножать на два. Найдутся ли инвесторы на миллиард рублей? Увы, это неизвестно.

Если вы хотите поддержать «Лин Индастриал», это можно сделать, купив их сувенирную продукцию. Также, они распродают оказавшееся лишним после переезда оборудование.

Заключение


Декабрьские события нанесли крайне серьезный удар по российскому ракетному стартапу. Даже не учитывая прямые потери времени и денег, изменения в проектах потребуют дополнительных расходов. И если в 2016 году можно было надеяться на новости о запусках все более мощных и тяжелых летающих стендов «Лин Индастриал», то в 2017 году, похоже, компания будет заниматься только бумажной работой и рисованием чертежей на компьютере. Да, конечно, можно найти положительные стороны в том, что команда не сдается и полна решимости двигаться дальше. И, если выбранная дорога была неверной, то хорошо, что по ней не успели уйти далеко. Но положение компании все равно достаточно сложное, и облегчит его разве что чудо, когда с неба свалятся инвесторы с мешками денег. Буквально на днях вышла грустная история провала стартапа Yaliny, собиравшегося раздавать интернет со спутников, из которой, как мне кажется, я вынес рациональное зерно. Если сейчас у «Лин Индастриал» есть свободное время, стоило бы попробовать проработать резервный путь самостоятельного заработка существующей командой, на тот случай, если путь стартапа не получится реализовать из-за отсутствия инвесторов. По крайней мере, так сохранится возможность вернуться к космосу, пусть и через годы, заработав на чем-то другом.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (72)


  1. A-Stahl
    21.02.2017 09:17
    -1

    >На мой взгляд, гласность в таких случаях скорее помогает, чем мешает, но «Лин Индастриал» могут действовать, как им говорит, например, адвокат. Юридический мир живет по своим правилам.
    Так они виноваты по всем фронтам и поэтому им лучше молчать. Ведь, как говорят американские полицейские, всё что они скажут может и будет использовано против них в суде.
    >Из-за дороговизны земли в Москве и области,
    Я живу далеко и не в курсе цен, но разве в московской области нет какого-то зажопья в 20 км от ближайшего села где сотку земли можно взять в аренду за литр водки в год? Что-то я сомневаюсь.


    1. Abiboss
      21.02.2017 09:38
      +13

      В Подмосковье наличие таких мест начинается там, где нет возможности ежедневно ездить на работу в Москву. Это около 70 км от МКАД. Впрочем, зависит от транспортной инфраструктуры, но господам стартаперам нужен асфальт — по грунтовке жигуль с прицепом не всегда сможет проехать.

      Здесь другое — ребятам нужен тестовый центр на юге России (рискну предположить, что стоит рассматривать первую линию Черного или Азовского моря) или на Кипре. Я удивился, что в предполагаемый список мест не вошли другие такие удобные для успешных стартаперов места, как Багамы, Сейшелы, Карибы, Гавайи… Много есть мест, где тестовый центр удобно сделать. Ну не в среднем Поволжье же его делать, оно никак не подходит!


      1. Foveator
        21.02.2017 11:22
        +1

        Что-то подсказывает мне, что в промежутке между ТНА-1500, испытательной станцией Миля, преведенной из Люберец, Подмосковным аэродромом, «ЭНА» (ранее назывался Химзавод), Центром дальней космической станции и Листопрокатным заводом, на территории, где размещены объекты «Газком» работа по испытанию двигателей с тягой в одну тонну не вызовет отторжения у окружающих.
        Я имею ввиду территорию Щелковского подземного хранилища газа.
        Учитывая ситуацию,
        верю в успех телефонного звонка Александра Ильина
        в адрес
        приёмной Севастьянова 504-29-01 для организации визита


        1. teecat
          21.02.2017 17:07

          Опять же полигон на фаустово-Белоозерской. Стенды для испытаний ЖРД вроде еще не все порезали.


          1. Foveator
            21.02.2017 18:57

            А кто контролирует? Кому звонить?



      1. AlexanderVr
        21.02.2017 11:59
        +1

        Правильное замечание. Какое еще Кипр, они о чем?
        Волгоградская область — степь да степь кругом, запускай не хочу. Там не то что любительскую поделку, там Н1 запускать можно


        1. nikolayv81
          21.02.2017 22:06
          +1

          Там почти вся земля засеяна, цены га аренду немалые т.к. земли плодородные, бывают и разборки между фермерами с ОМОНом охраняющим уборочную технику.


      1. Goroshki
        21.02.2017 12:03
        +4

        Кипр?! На жигулях туда с прицепом))
        А как же дальневосточный гектар?
        Был там, плотность населения никакая, можно бабахать движки без опасения огородив просто ленточкой))
        А вот на нашем юге и кипре тож можно кого-то подстрелить осколком и опять же логистика (кипр то другая страна, если чё)


        1. Areso
          21.02.2017 13:11
          +2

          А на ДВ доставка чего-либо выйдет едва ли не дороже, чем на Кипр. Да еще и дольше, почти наверняка. В МО это надо погрузить в контейнер, контейнер надо доставить до ж/д, ж/д до ДВ, по ДВ опять на автотранспорте. Каждая "перевалка" контейнера — деньги.
          Лучше найти землю, пусть не даже не в МО, то в Ярославской или Владимирской области.


  1. Segmentq
    21.02.2017 10:14
    -6

    Прежде всего, обращает на себя внимание отсутствие какой бы то ни было новой информации о декабрьском инциденте.


    Я думаю отсутствие информации связано скорее всего из-за неадекватности некоторых сотрудников правоохранительных органов и надзорных ведомств, которые задушат эту компанию для своих палочных отчетов и им будет абсолютно пофигу на то, что эта частная компания пытается развивать технологии.


    1. DMGarikk
      21.02.2017 11:31
      +10

      Есть у меня знакомый, владелец так скажем «среднего бизнеса начального уровня», платит зарплату вчёрную, постоянно нарушает законодательство по рекламе, противопожарке, потребнадзору… и с негодованием относится к «неадекватным сотрудникам правоохранительных органов» которые душат его компанию которая кровью и потом поднимает экономику страны, а они налоги доначисляют, заставляют соблюдать «идиотский ТК РФ из-за которого дармоеды прожирают бабло компании»


      1. hdfan2
        21.02.2017 11:51
        +8

        Прямо как у Филатова:

        Ну и ушлый вы народ –
        Ажно оторопь берет!
        Всяк другого мнит уродом,
        Несмотря, что сам урод.


      1. Animan
        21.02.2017 12:47
        -2

        Многие просто упорно закрывают глаза на то что сотрудники правоохранительных органов(ровно как и все гос функционеры и чиновники) это срез общества, и на самом деле не с Марса прилетели.


      1. Rahit
        22.02.2017 18:34
        +1

        Напомнило бывшего руководителя, который пропагандировал черную зп, основываясь на том, что нашу пенсию всё равно украдут. Но свои деньги он экономил сейчас :)


      1. Akr0n
        23.02.2017 13:25

        Да да, таких пол страны! А еще, они больше других возмущаются качеством дорог, больниц, детсадов для своих малолетних мажоров — все, что строится и содержится на налоги честных граждан.


        1. Pakos
          28.02.2017 17:24

          Особенно доставляет что ругаемые ими «либералы», не довольные политикой партии и правительства, работают в компании с белой з/п, а сами получают серую, но поддерживают курс и верят что кто-то извне рушит страну из-за чего так всё плохо, но заплатить налоги обожаемому ими правительству не хотят. То ли чиновники разворуют, то ли ещё что — сложно добиться аргументации.


  1. VMichael
    21.02.2017 10:42
    +10

    Мне бросилась в глаза смена технологий.
    Доводить прошлый двигатель скучно или невозможно.
    Поэтому возьмем охапку технологий (новых (что увеличивает риски) или не очень) и сделаем заново.
    Т.е. прошлые работы выбросим (типа опыта набирались, но вот, не взлетело).
    А далее скажем «ну не вышло» дайте еще пару млрд.


    1. Foveator
      21.02.2017 13:06
      +4

      В 1983 году, находясь на преддипломной практике, познакомился с молодым инженером из Тирасполя — Мишей Смольским.
      У Миши была идея ракетного двигателя нового типа. Он что-то говорил про энтропии и энтальпии, сообщал о визите к ещё живому НК-12. После которого (визита) его с молдавской пропиской поместили на два месяца в психиатрическое заведение города Москвы.
      Но дух был не сломлен и Миша пытался реализовать свои идеи в МоМ и потому находился «Лаборатории искусственного сердца института переливания крови», где ждал с другими бедолагами разрешения МАП на переход в МоМ.
      Прошло десятилетие и эта планида коснулась меня.
      Рассчитывая разные компоненты для ЖРД и ГБРД с помощью АСТРА я нащупал способ последовательного разгона продуктов сгорания и нашел для его реализации единственно -возможную, как мне казалось пару Перекись водорода — аммиак.
      Удельный импульс обещал быть 455 сек.
      Но куда идти с такими идеями? К начальству? Спасибо но в контракте у меня не было пункта изобретать для начальства двигатели. К Руководству лично?
      Печальная судьба канувшего в лету Миши Смольского меня не привлекала.
      Уволившись из РКК «Энергия» я уничтожил все расчеты.

      Борьба за пропитание поглотила меня перемежаясь с борьбой в судах за Правду.

      И тут, двадцать лет спустя, вдруг сообщение, что Лин рассматривает двигатель на перекиси водорода!
      Вот оно!
      Подумал я.
      Вряд ли они вызовут врачей в штатском для моей госпитализации.
      Да и не является Александр Ильин трижды Героем Советского Союза, чтобы три часа беседовать с изобретателем, забрать его чертежи, а затем лично поставив суровый диагноз госпитализировать человека без прописки в московскую клинику.
      А что, было бы занятно собрать Н.Севастьянова и Александра Ильина у стенда для испытания ЖРД на новом алгоритме отбора энергии у продуктов сгорания, немного отличном от предложенного Прандтлем.

      А технология 3D печати меня особенно привлекает, поскольку особенность способа — невысокая температура в камере сгорания, не превышающая 1570 С делает возможным экономить на материалах. Теоретические поверхности — создаются кривыми второго порядка. коих невозможно выточить.

      Конфабуля?ция (лат. confabulari — болтать, рассказывать) — вид парамнезий, заключающийся в том, что больной сообщает о вымышленных событиях, никогда не имевших места в его жизни. Конфабуляции иногда образно называют «галлюцинациями воспоминания». Конфабуляции могут заполнять пробелы памяти больного, но наличие пробелов памяти для формирования конфабуляций совсем не обязательно, они могут формироваться при отсутствии амнезии и гипомнезии. Содержание конфабуляций часто фантастическое, но это не всегда обязательно.


      1. VMichael
        21.02.2017 15:49
        +8

        Признаюсь не понял, о чем вы?


    1. lolhunter
      24.02.2017 11:24

      Ну это обычное поведение большинства стартапов в мире)


  1. Alexsandr_SE
    21.02.2017 11:36
    +1

    Какая прочность изделий по технологии лазерного спекания метала? Там же явно прочность будет ниже чем выпиленных из «монолитных блоков». выдержит ли? Все же и вибрация и давление и температура.
    Я далеко не профи, но сколько в перекиси водорода останется воды? Это ведь потенциальная полезная нагрузка.
    Просто продумывание вариантов испытаний заставляет склоняться к мысли, что мы видим Кружок моделист-конструктор который спонсируется добрыми дядями. Надеясь, на то, что вот что-то выгорит и заработаем. Деньги на это будут выделяться уже когда все куплено и тратить больше не хочется.


    1. lozga
      21.02.2017 12:02
      +1

      Прочность сравнима с литыми, но сочетание «старых» технологий штамповки, фрезерования, закалки, легирования могут давать гораздо более прочные изделия.
      Чистую перекись использовать не получится, она разлагается.


      1. sergku1213
        21.02.2017 12:15
        +6

        В детстве мне довелось прочитать целую книжку про перекись водорода. Было очень увлекательно. Многих данных из нее нет в Сети. Но в общем — 100% перекись водорода — практически так же стабильна, как и 90 %. И то и то — штуки смертельные и ужасные. Не надо путать с диметилгидразином. Тот просто ядовит. Перекись разлагается от катализаторов. Веществ которые вызывают разложение перекиси очень много. Часто органика. Если Вы в 60% перекисью намочите дерево, оно загорится. Даже при разложении 30% перекиси уже получается испарение воды и пар этот еще и весьма пожароопасен — много кислорода. В немецких Фау-2 насос подачи топлива работал на газопаровой смеси от разложения перекиси водорода. Температура 500С! А всего-лишь поступала 70% перекись водорода на серебряную сеточку. Так что перекисные двигатели быть могут, но — 1 чешуйка кожи в баке или трубопроводе и неминуемый взрыв и пожар. В общем, требуется очень высокая культура производства, не такая низкая, как у немцев.(У них было очень много случаев при эксплуатации Фау-2, связанных в том числе и с взрывами перекиси водорода)(


        1. lozga
          21.02.2017 13:05
          +2

          Я не спорю с вами, но не забывайте, что во всех ракетах семейства Р-7 используется привод турбонасоса на разложении перекиси. И запущены их сотни. Хотя, справедливости ради, в 80-х была катастрофа с самопроизвольным разложением перекиси, взрывом и пожаром. Что опять возвращает нас к вопросу технологии и безопасности — если соблюдать правила, то можно прекрасно летать.


    1. sergku1213
      21.02.2017 12:04
      +3

      Объяснялось еще в 60-е годы что изделия полученные порошковой технологией прочнее изделий из монолитного металла. Это связано с тем что, изделия из монолитного металла вовсе не так монолитны как Вы думаете. В них есть немало дефектов структуры — дислокаций. С них начинается рост трещин. Аналогично трещинке в стекле автомобиля — начинает расти. Чтобы её остановить в конце трещины сверлят дырочку. Так же и с дислокациями — от них избавиться не получается, но можно их нагнать кучу. Например, посредством ковки. Да, трещины взаимопересекаются — это я очень грубо утрирую, но факт остается — кованное изделие прочнее — наклеп. Из-за обилия нарушений структуры. То же и о порошковых изделиях. Конечно, испортить можно любое изделие, но если хорошо, нормально спечь получится очень прочно.


      1. jetexe
        21.02.2017 15:14
        -2

        Для этого есть отдел качества: рентген, ультразвук, магнитно-порошковый и люминесцентный виды.


        1. sergku1213
          21.02.2017 15:27
          +5

          Дислокации — перечисленными методами не взять. Почитайте «дислокационный механизм пластической деформации». Ясный пень, что когда я за минуту излагаю то что мы учили 2 года получается непонятно. А просто сказать — не верят — «я знаю». А вот не знаете.


        1. black_semargl
          28.02.2017 16:54

          Это для проверки того что получилось.
          Но оно должно иметь хотя бы шанс получиться.


      1. Garbus
        21.02.2017 21:49

        Вот только для того чтоб нормально спечь нужно хорошо постараться. Мощный лазер, качественный порошок, газовый состав в рабочей камере и еще десятки тонких моментов. Что делает печать весьма дорогим удовольствием, да еще и не слишком предсказуемой по результатам, по причине молодости технологии и малого количества информации по теме.
        P.S. Проковать можно в нужном месте и направлении, печать же дает равномерную структуру, что не всегда выгодней.


        1. black_semargl
          28.02.2017 16:55

          Внутренние каналы двойной кривизны ну никак не проковать…


          1. Garbus
            28.02.2017 18:25

            Так они и не требуются абсолютно во всех деталях. В любом приборе (почти) куча болтов и гаек, подшипников, пружинок и прочих подобных мелочей, печать которых не выглядит более выгодной даже в перспективе.


  1. kostus1974
    21.02.2017 12:03
    +1

    любые новости из отечественного ракетного стартапа ценятся чуть ли не на вес золота. Давайте попробуем попытаться

    давайте для начала не будем врать: новости из этой компании уже почти никому не интересны. Ну нет там никакой работы и всё тут. Просто пара чуваков решила по-тихому рубить невеликое баблишко от госинвесторов. Попилят до поры и разбегутся.


    1. lozga
      21.02.2017 12:04
      +4

      Люди разные, лично мне интересно. И я не спешу называть кого бы то ни было мошенниками, для этого нужны доказательства.


      1. kostus1974
        21.02.2017 12:47

        две картинки на страничке, проект газовой горелки, отсутствие каких-либо интересных результатов и, одновременно с этим, участие в инвестпроектах — это не доказательство? не для суда, просто для вас? вам нужно подписанное этими людьми признание? ну да, люди разные. у меня есть мнение. не отсутствие его, не «люди разные», не «может быть», не «поживём увидим» — просто мнение. может ошибочное. ошибусь — исправлюсь.


        1. rPman
          22.02.2017 01:30
          -1

          А как должен выглядеть проект, который (хотя бы вас) бы убедил что это не попил бабла инвесторов?
          мне правда интересно! так как сам думаю так же но разум говорит что я вполне ошибаюсь.


  1. Disgrenado
    21.02.2017 13:31
    -1

    А если им «подружиться» с S7 — не вариант?


    1. lozga
      21.02.2017 13:58
      +1

      В принципе идея нормальная, но: во-первых, разные масштабы компаний, во-вторых, реанимация Морского старта и Зенита очень дорогая, S7 будет годами нести убытки, тут не до благотворительности.


      1. Disgrenado
        21.02.2017 14:25

        Ну, S7 же типа «раздумывает» над тем, чтобы вложиться в «Сункар», который предварительно оценен в 30 млрд рублей, чтобы ускорить разработку и использовать-таки свой «морской старт».
        А тут 1 млрд и «новая ракета, разработанная частной российской компанией S7 при участии инженеров Лин Индастриал», которая может летать, пусть и на низкую орбиту.


        1. lozga
          21.02.2017 15:04

          Зенит или Сункар может десятки кубсатов попутной нагрузкой выводить, зачем тут Таймыр?


          1. Foveator
            21.02.2017 17:06

            Извиняюсь, но
            1 — Зениту никто не продаст двигатели по причине известных проблем;
            2 — Сункар и Воздушный старт — сверх далекая перспектива
            В наличии РН Союз и РН Протон.
            Без специальной ступени разведения (деталь от межконтинентальной баллистической ракеты) все нагрузки существующими в России РН будут выводится в одной плоскости стрельбы.
            Без труда не обойтись. Нужно, чтобы кто-то сделал типовые ступени разведения для Союза и Протона.
            Тогда у рабочих в Филях и Самаре будет работа, а все стартапы с микро РН можно перевести в статус стартдаунов.


            1. lozga
              21.02.2017 17:19
              +1

              Прикол в том, что негосударственная S7 теоретически может купить и двигатели и все, что нужно из обеих стран и пускать Зениты.


            1. Sandmann-bk
              21.02.2017 22:07
              +1

              Без специальной ступени разведения (деталь от межконтинентальной баллистической ракеты)

              Для Союзов и Протона в достатке блоков выведения и разгонных блоков.


              будут выводится в одной плоскости

              Да наклонение орбиты после выведения особо сильно и не поменять, как ни старайся.


            1. black_semargl
              28.02.2017 17:06

              Двигатели купит С7. Орбитал вполне успешно устанавливает на украинскую ступень российские РД-181.
              И вопрос идёт больше о выкупе уже изготовленных ракет, вряд ли кто новые закажет.


    1. k155la3
      21.02.2017 19:04

      Зачем пионерам S7 понятно.
      А зачем пионеры S7?


      1. Disgrenado
        22.02.2017 11:22
        -1

        Чтобы получить свою ракету, которая может летать с морского старта уже «завтра» и хоть как-то оправдать его покупку.


        1. k155la3
          22.02.2017 19:19
          +1

          «Завтра» у пионеров ничего не взлетит. Не говоря уж о ракете среднего класса, на замену «Зениту».
          Сначала им за большие деньги нужно накопить инженерный опыт, построить своё производство, а уж затем… _если_ нигде на этом пути нигде не будет косяков, лет через 10-20 получится фирма, в которой за большие деньги смогут сделать ракету среднего класса.
          То есть, вместо оплаты создания ракеты (скажем, теми же макеевцами или хруничами), оплатить нужно _и_ создание фирмы, _и_ создание ракеты.

          Думаю, у S7 задумка была коммерческая.


  1. Gozdi
    21.02.2017 14:25

    Печать в металле встанет в огромную копеечку, помноженную на количество итераций. Лучше иметь свой принтер, но это примерно 700,000 евро, или в Китае приглядеть, если продадут.


  1. elmm
    21.02.2017 16:41

    Мелькнувший в статье Электрон — интересная тема. Кто-то кроме них, ещё тако подход использует? (композитный корпус, электрические насосы в место турбоагрегатов).


    1. lozga
      21.02.2017 17:20
      +1

      Композиты постепенно появляются много где, а с электронасосами они первые.


      1. k155la3
        21.02.2017 19:16
        +1

        Наверное, и последние. Насосы требуют несколько процентов от мощности двигателя, и ставить их электрическими на РН, где каждый грамм жрёт дико дорогую полезную нагрузку?

        Годится лишь для стартапов, которым, хоть тушкой, хоть чучелом, но взлететь.

        Нет, так не победимъ.


        1. black_semargl
          28.02.2017 17:08

          А как ни крути, или батарейки тащить или перекись тратить — и неизвестно что тяжелее.


          1. k155la3
            28.02.2017 19:47

            ? Конечно, тащить батарейки тяжелее. И конечно, тяжелее (в сравнении с турбонасосом) электромотор.
            Причём, намного.


            Преимущество электричества только в том, что не надо думать: турбонасос не купишь, его надо конструировать, делать и отлаживать самому, а вот батарейку с мотором можно заказать с алиэкспресс, добрые китайцы не откажут.
            Отсюда следует разница в цене: сфероконически-то батарейка с электромотором посложнее, но у них миллионные тиражи, а тут — штучное изделие с каким-никаким, но НИОКР.


            1. black_semargl
              01.03.2017 09:10

              А вот и не намного, как ни странно
              Расходники:
              Перекись — 2.3 МДж/кг, литиевые аккумуляторы — более 1 МДж/кг — но КПД электромотора вдвое-втрое выше.
              Что касается привода — то там примерно одинаковый вес, сейчас научились мощные моторы делать. А если его ещё и охлаждать…


              1. k155la3
                01.03.2017 09:13

                Перекись при этом расходуется как рабочее тело — добавляет импульс ракете и по мере работы уменьшает её массу.
                А батарейки тупо висят мертвым грузом, не только не помогая ускорять, но требуя ускорять себя.


                Если б насосы требовали доли процента от энергии, это можно было бы игнорировать. Но их мощность — до десятка процентов с лишним. Это серьёзно.
                Именно, что намного.


      1. konst90
        22.02.2017 09:23
        +1

        Электронасосы не только они ставят:
        http://smoliarm.livejournal.com/272405.html
        Тоже композиты, свои двигатели, 3D-печать и насосы электрические.
        Это кто-то у кого-то идею утащил или в воздухе витало?


        1. lozga
          22.02.2017 18:37
          +1

          А у кого еще электронасосы? По вашей ссылке это решение названо «уникальным»


          1. konst90
            27.02.2017 18:16

            Как у кого? Киви (то что по ссылке) и Лин, и те и другие планируют использовать электронасосы.
            Вот мне и интересно, кто первый придумал.


            1. lozga
              27.02.2017 21:05

              Электрон — первые, у них уже пуск скоро ожидается. А У Лина пока бумажный проект.


  1. Kapn614
    21.02.2017 16:51
    -3

    Поражает упорство, с которым ребята не желают сотрудничать с отраслью. Есть в Подмосковье не просто места для стендов, а нормальные стенды. Сертифицированные, оборудованные. Испытания на таких можно еще и пришить официально для участия в гос.заказах. Но нет же…


    1. lozga
      21.02.2017 17:21
      +6

      Ильин писал, мол, пытались, но цену им заламывают совершенно неподъемную.


      1. Kapn614
        21.02.2017 19:08

        А для этого нужны сколковские функционеры. Хотя уверен на 100% эта неподъемная цена меньше цены собственной инфраструктуры.


      1. Foveator
        21.02.2017 19:13
        +5

        А тут и писать не надо.
        Все полигоны — режимные объекты.
        Отсюда вооруженная охрана, пристальное внимание к испытуемому образцу.
        Лину придется передать всю техническую документацию и расчеты подтверждающие прочностные характеристики испытуемой двигательной установки.
        Если двигатель Лина хуже чем у Энергомаша, то нафиг он («Лин» со своим двигателем) нужен, а если двигатель покажется лучше чем у госпредприятия, то госпредрприятие выпустит свой, такой же и даже лучше. И тогда «Лин» не нужен без двигателя.
        Второй вариант даже гуманнее.
        Можно попробовать запатентовать свой ЖРД или способ.
        Но текст попадет из Федерального института промышленной собственности на предпросмотр тому же «Энергомашу». И там живенько поставят гриф на изобретение и гуляй автор внутри периметра Русского мира, но в стороне от производства двигателей.
        PS. Извиняюсь за пессимизм. Но «жить в обществе и быть свободным от общества — нельзя» (Л.Н. Толстой).


        1. rPman
          22.02.2017 01:35
          +1

          придется передать всю техническую документацию и расчеты подтверждающие прочностные характеристики испытуемой двигательной установки.
          разве подобные требования не будут выставлены на каком-нибудь другом этапе, например сертификации чего-либо? мало ли подводных камней врыто на пути бизнесмена в России.


        1. Kapn614
          24.02.2017 11:00

          Есть часть истины в Ваших словах о краже технологии. Но и тут нюансы есть. Из соображений коммерческой тайны пусть будет Большая Госкорпорация (БГ) и Частная Фирма (ЧФ). Так вот ЧФ разрабатывала изделие, которое собиралась устанавливать на крупной космической технике ГБ, согласовали с ними КД, все идет хорошо. Но потом вдруг БГ сливается, а через год уже сама выпускает пресс-релиз, что они разработали изделие, которое разрабатывала ЧФ. Вроде бы всё по Вашему сценарию! Но вот он нюанс, БГ обратилась к ЧФ с тем чтобы покупать у них комплектующие изделия, потому что сами не осилили.

          Дальнейшие взаимодействия это чистая политика и к делу не относится.

          Учитывать всё надо, конечно. В том числе и защиту ноу-хау. Стенды про которые я говорю не имеют никакого отношения к упомянутому Энергомашу. Факт передачи КД третьим лицам, это серьезное нарушение. И в случае огромного интереса, конечно может быть совершено. Но риск должен быть оправдан. Во-первых, те кто проводят испытания должны по КД понять, что двигатель стоит «кражи», вы переоцениваете исполнителей. Во-вторых, руководство должно взять на себя правовые риски для передачи КД.

          Ну и самое главное. Безотносительно темы стенда. В Российской Федерации вся космическая деятельность регулируется одним документом РК-11-КТ. Любая, в т.ч. и коммерческая, в т.ч. и иностранная полезная нагрузка! Игнорирование этого факта безобидно пока масштабы не велики.

          Ну и напоследок, самое очевидное что надо было бы написать сначала. Для испытаний всё КД передавать не нужно. Только программу обеспечения надежности, программу обеспечения безопасности и программы и методики. КД передается только на оснастку необходимую. Да, в программах будет прочностной расчет, но он явно не достаточен для воспроизведения всего двигателя.


    1. vanxant
      21.02.2017 22:10
      +5

      Ну тут всё немного наоборот как мне кажется.
      Отрасль, точнее её руководители — это такие заслуженные, почётные и прочая прочая деды, привыкшие рулить многотысячными коллективами. Если к ним припрутся какие-то по их меркам пионеры в количестве трёх калек и попросят чего-нибудь там пожечь на вверенном дорогостоящем имуществе, деды разве что санитаров вызовут, даже не рассмеются.
      Есть буквально пара фирм, которые хотя бы научились зарабатывать самостоятельно. Остальные всё ещё живут при коммунизме и денег добывают исключительно звонком в Кремль. Какие уж там стартапы…


  1. frog
    21.02.2017 21:42
    +1

    > сможет успешно летать на чем угодно.
    Выбор топлива и окислителя зависит не только от них. Полагаю, испытывать двигатели на ДМГ им просто не дадут, из соображений безопасности. Случись чего — можно микрорайон угробить, в сторону которого ветер будет дуть. А не только тех, кто рядом проходил.


  1. dronab
    22.02.2017 11:18
    +3

    Я вот не совсем понимаю почему тестовый стенд выходит таким дорогим, если по сути это цельнометаллическая конструкция их профиля представляющая собой каркас на котором будет установлен двигатель. Цена профиля 80х80х5 равна 540 рублям за погонный метр. Если купить 100 м с доставкой будет ну пускай тысяч 50-55 рублей. Понимаю что одной трубы недостаточно, но даже это вполне недорого. В стенд понятное дело входит датчик давления который покажет нам тягу. Но там нет ничего сложного и самое интересное дорогостоящего. Ведь суть стенда в чем — провести огневые испытания и посмотреть результат тяги, температуру узлов. Опять же места они не смогли найти. Как-то это все странно, я думаю можно было приобрести небольшое здание в пром зоне, где аренда иногда стоит 100 рублей метр квадратный, и дают площадь пару гектаров — бери не хочу. Видел лично как один завод отдавал помещения под аренду, на условиях что первые 6 месяцев не будет брать ни копейки, лишь бы воду и свет, канализацию оплатили, а дальше аренда если берешь больше 100 метров то каждый метр по 90 рублей если не путаю. Даже интернет оптоволокно нескольких провайдеров находились на территории. Т.е. все условия есть и здание рассчитанное на нагрузки.

    У меня лично сложилось впечатление, как некоторые выше писали. Ребята замутили стартап чтобы зарабатывать деньги, топчась на одном месте получают деньги за красивые глаза — я тоже такой стартап хочу чтобы стричь из воздуха деньги. Кажется мне надо тоже начать срочно разрабатывать ракету и двигатель… а потом говорить что места нету и что вообще все дорого…


    1. Foveator
      25.02.2017 16:09

      Расчеты dronab касаются Модели стенда, графика «Лин Индастриал", приведенного в статье. С двигателем, направляющим струю продуктов сгорания из камеры сгорания сверху вниз.
      Почему не снизу вверх?
      Тогда не требуется сложная конструкция, лестница, рассекатель пламени…
      Выкопали яму, установили в ней систему ЖРД, направив сопло вертикально вверх.
      Подвели кабели управления и электропитания.
      Залили всё по критическое сечение песко-глинянным раствором. В соотношении 10/1. Или просто промытым речным просеянным песком.
      Подождали пока вода схлынет подобно тому, как волны схлынывает с пляжа, оставляя твердь песчаную.
      Уползаем в окоп и оттуда управляем испытанием ЖРД.
      В случае взрыва энергия детонации уйдет в песок, песок создаст ударную волну, но далеко не улетит и не пустит далеко лететь осколкам камеры сгорания.
      Только шум и пламя струи.

      Почему Лин не использует такой стенд.
      А потому, что, подобно большинству предшествователей Лина, они делают ЖРД с гравитационной системой подачи топлива в камеру сгорания. По крайней мере в горловины топливных насосов.
      А если сразу ставить перед собой задачу проектирования ДУ, способной запускаться в невесомости или в условиях ускорения в любом направлении относительно оси камеры сгорания, то в этом случае, ничего кроме лопаты, песка, дианометров и датчиков давления в КС энтузиастам Лин для испытания ЖРД не потребуется.


      1. dronab
        25.02.2017 17:39

        Вариантов реализации стендов масса и все они не могут стоить баснословных денег. Да конечно если там будет высокоскоростная камера чтобы смотреть как выходят газы, то даже такая камера стоит вполне доступные деньги. Миксер бетона 10 кубов стоит тысяч 10 — 15. Хоть весь за бетонируется такой стенд можно забабахать, и траншеи и газоотводы, стенки подавления ударной волны.
        Все это выглядит как пиление бюджета и ничего более. У нас не хотят заниматься наукой, у нас хотят делать бабки из воздуха и при этом ничего не делать. Больно на это все смотреть, когда же наконец появятся люди которые смогут засучить рукава и сделать настоящий прорыв…


  1. Akr0n
    23.02.2017 13:28

    Все это пустые обещания, никогда они не найдут столько денег, расходимся.
    А вот что с другой фирмой, Даурия Аэроспейс? Жива ли еще?


    1. black_semargl
      28.02.2017 17:14
      +1

      В фейсбуке отписываются регулярно…