Для радиолокационной разведки ВВС различных стран используют самолёты-радары. В США долгое время эксплуатировали Боинг Е-3 «Сентри», это самолет дальнего радиолокационного обнаружения. Впервые этот самолет вылетел на задание в октябре 1975 года и до сих пор используется. В частности, эта модель находится на вооружении у ВВС таких стран, как США, Великобритания, Саудовская Аравия и Франция. Работают Е-3, судя по продолжительности срока эксплуатации, неплохо, но им не хватает современных компьютерных систем управления.

ВВС США не так давно решили обновить бортовые системы своих самолетов-радаров и выпустили E-3G Block 40/45. После этого началось обновление самолетов-радаров с установкой современной электроники. В некоторых летающих радарах ВВС США уже установлены компьютерные системы с открытой архитектурой, их можно обновлять прямо во время полета. Американцы успели модернизировать девять таких самолетов, но затем работы были приостановлены. Причина проста: оказалось, что современные компьютеры, разработанные для самолетов-радаров, подвержены взлому. В результате осталось 18 машин со старыми бортовыми системами, которые пока решено не модернизировать.

E-3G Block 40/45 пришла на замену старых ПК. Основа новинки — управляющий сервер с операционной системой на базе Red Hat Linux. В качестве нового ПО для рабочих станций военные решили использовать Windows. ОС от Microsoft оснастили все рабочие станции в летающей радарной установке. Оборудование объединено в сеть, с бортовыми системами могут работать 15 членов команды одновременно. После того, как новая аппаратная платформа была готова, военные заявили о том, что главное преимущество бортовой системы такого типа — открытая архитектура, что расширяет возможности программно-аппаратного комплекса самолета.

Летательные аппараты с блоком E-3G Block 40/45 получили новую серию — E-3G. Компьютеры таких самолетов могут отслеживать различные объекты в воздухе, на море и суше. Получаемая информация обрабатывается в режиме реального времени и отображается на сенсорном дисплее. По словам военных, это сокращает время реакции на появление важных целей и снижает вероятность ошибки.

Технические характеристики самолета-радара

  • Экипаж: 4 человек лётного состава и 13—19 человек в составе оперативной группы.
  • Длина: 46,61 м
  • Размах крыла: 44,42 м
  • Высота: 12,73 м
  • Площадь крыла: 283,35 м?
  • Масса пустого: 78 000 кг
  • Масса снаряжённого: 147 420 кг
  • Масса максимальная взлётная: 160 822 кг
  • Запас топлива: 90 800 л
  • Двигатели: 4? ТРДД Пратт-Уитни TF33-P-100/100A
  • Тяга: 4? 93,41 кН
  • Обнаружение целей до 400 км (период обзора 10 с)
  • Крейсерская скорость: 750 км/ч

Кроме локальной сети, новые военные компьютеры связаны со спутниковой сетью. Это позволило наладить удаленное управление некоторыми системами летающего радара и одновременно снизить количество членов команды техников на борту. В числе прочих достоинств обновления называлось снижение задержки при передаче данных о приоритетных наземных целях.


Самолет-радар E-3 над Невадой, 2012 год. Источник: ВВС США.

Программа обновления оказалась недешевой. Военные потратили на нее более $2,6 млрд к 2016 году. Продолжительность реализации проекта, включая разработку новых систем, их производство и установку составила 10 лет. Причем еще в 2012 году аналитики, которые проводили оценку проекта, заявили о ряде выявленных недостатков, которые, впрочем, было решено считать несущественными.

Модернизированные летающие радарные установки уже успели себя проявить. В частности, два самолета приняли участие в некоторых операциях в Карибском бассейне, направленных на борьбу с наркоторговлей. В 2015 году один из самолетов вел наблюдение боевых действий участников конфликтов на Среднем Востоке.

К 2016 году Boeing модернизировал девять своих самолетов-радаров, используя 32-х битные системы. Чуть позже ВВС заявили о желании установить в остальных самолетах программно-аппаратный комплекс с 64-х битной конфигурацией. Но тут одна за другой начали проявляться проблемы у систем на обновленных самолетах. В частности, в шторм они с трудом определяли местоположение некоторых целей, компьютеры перегревались и сбоили.

Но хуже всего даже не это, а то, что компьютерные системы оказались подвержены взлому. Причем вероятность успешного взлома оказалась высокой, после атаки киберпреступников, как считают специалисты, бортовые системы вышли бы из строя.

Ирония судьбы в том, что самолеты хотели обновить для того, чтобы сделать их более эффективными, воспользовавшись всеми преимуществами современных технологий. Но внедрение этих технологий открыло дорогу и современным угрозам, в частности, возможности взлома систем самолетов-радаров. Теперь ВВС потратят еще два года на то, чтобы настроить и перестроить программное и аппаратное обеспечение Block 40/45. Пока же военным придется использовать самолеты с бортовыми системами 70-х и 80-х.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (10)


  1. alltiptop
    07.03.2017 12:58
    +4

    А где и какие уязвимости так и не сообщили


  1. Rumlin
    07.03.2017 13:00

    Дилемма любого министерства обороны куда поставить запятую «Обновить нельзя использовать».


  1. LoadRunner
    07.03.2017 14:54
    +3

    Причина проста: оказалось, что современные компьютеры, разработанные для самолетов-радаров, подвержены взлому.
    Потому что:
    В качестве нового ПО для рабочих станций военные решили использовать Windows.
    Ничего плохого не говорю про Windows, но уязвимости там ищут и находят намного активнее. Или всё дело в этом:
    Военные потратили на нее более $2,6 млрд к 2016 году.
    Пилят бюджеты же не только у нас?


    1. geisha
      07.03.2017 16:16

      Ну как сказать — есть ложное ощущение, что если завалить проект деньгами, то он даст военным преимущество. Безусловно, кое-кто неплохо заработает на этом. Дело просто в другом. Стоит ли конкретное преимущество потраченных лярдов скажать сложно, а вот стоит ли вконец раздолбанная дорога потраченных на неё деревянных — относительно просто.


    1. Alexsandr_SE
      08.03.2017 02:52

      Windоws не факт, что виновата. Возможно «роутер» какой-то.
      Перегрев странный. Охлаждение же с запасом должно делаться?


      1. saege5b
        08.03.2017 09:15

        Запас запасом, но объём/масса ограниченно.
        И чем больше потратишь, тем меньше положишь в карман.


  1. antey86
    07.03.2017 15:12

    вспомнил историю с эсминцем и WinNT )


    1. CrazyRoot
      07.03.2017 16:36

      А не подлодка?


  1. AlekDikarev
    08.03.2017 00:10

    Сразу вспомнился «зенитные кодексы аль-эфесби» Пелевина. Freedom liberator точь в точь


  1. wych-elm
    10.03.2017 23:45
    +1

    Неудивительно. Чем сложнее система — тем она менее надежна. Именно поэтому старые системы надежнее новых, но в равной степени и ограниченнее.