Что такое справедливость? Какую роль она играет в поведении человека, как регулирует социальные отношения, является ли эволюционным преимуществом? Почему в некоторых случаях люди проявляют иррациональное поведение, отказываясь от прямой выгоды?
Это человеческое качество — чувство справедливости — неоднократно пытались исследовать учёные. Исторически в таких экспериментах применяют игру-ультиматум, разновидность «игры-сделки» (или игры с торгом). Игра-ультиматум предполагает, что один из игроков ограничен в наборе возможных предложений. Ему предоставляют только один вариант выбора. И он волен согласиться с этим выбором или отвергнуть его. В итоге у игры всего два исхода.
При исследовании человеческого поведения, в том числе справедливости, традиционно используют игру-ультиматум на деньги. В этом случае один игрок получает в дар некоторую сумму (например, $100) и должен разделить эти деньги со вторым игроком (например, оставить себе $70 и отдать $30). Второй игрок может принять предложение (деньги будут разделены в предложенной пропорции) или отвергнуть его (оба не получат ничего).
Эксперименты показали, что в играх на деньги большинство игроков отвергают слишком низкие «несправедливые» предложения суммы. Это происходит даже в ущерб собственной выгоде. То есть люди зачастую отказываются от денег вообще — лишь бы второй игрок не получил несправедливо большую долю от общих денег. См. комментарий на GT от участника эксперимента Zigfrid_n, который идеально объясняет мотивацию игроков.
На самом деле, тут причина в том, что в любой (почти) игре, как правило, две стороны в равных условиях. И они противостоят друг другу. А тут внезапно оказывается, что условия не равны. Это реально бесит и вызывает иррациональное желание насолить сопернику. Хотя, как сказать, иррациональное ли? Потому что его потери в игре вдевятеро превышают мои. То есть я потерял 10$, а он — 90$, получается я выиграл? Если рассматривать игру как соперничество, то стратегия вполне выигрышная. Как в шахматах, я жертвую пешку — противник теряет ферзя. А если рассматривать как сотрудничество, выигрышна иная стратегия — согласиться. И мы оба получим 100$! Замутим новый бизнес. :-)
Эта игра может много сказать о людях и о том как они относятся к другим. Как к партнерам или соперникам. Чувство справедливости и логика тут не вполне применимы. Ведь в разных ситуациях будет логичен и правилен тот или другой выбор.
Отказ от меньшей суммы — такое поведение совершенно иррационально. У игрока не будет шансов на повторный раздел денег. У него не будет возможности вернуть сумму, от которой он отказался. Предположим, что некое число X больше нуля. В этом случае ноль всегда будет меньше, чем X, каким бы малым ни был X. Что тут может быть непонятного? Это ведь совершенно логично. Самое удивительное, что такая простая базовая логика понятна даже человекообразным обезьянам вроде шимпанзе. Они всегда соглашаются на сделку, когда им предлагают получить часть еды при разделе общей кучи. См. статью об абсолютной рациональности поведения шимпанзе.
Любая часть еды лучше, чем ничего. Шимпанзе это понимают, а люди — нет.
Шимпанзе по имени Аюму проходит тест на память в Институте изучения приматов Университета Киото (Япония)
Поразительная иррациональность человеческого поведения, которое принято связывать с высшим абстрактным мышлением и таким понятием как «честность», привлекает внимание учёных.
Итак, факт наличия чувства справедливости научно установлен. Но что он означает на практике? Это чисто абстрактное понятие, некий «дефект» человеческой логики — или социально значимое явление?
Учёные пошли дальше, и в 2012 году был поставлен ещё ряд экспериментов, продолжения классической игры-ультиматума с разделом суммы денег. Только здесь вместо денег людям предлагали воду. Как недавно выяснили учёные, вода вызывает у человека естественное желание получить её, также как физическое присутствие товара повышает желание заплатить за него (см. статью «Процессы Павлова в потребительском поведении человека»).
Этот эксперимент дополнили другим, в котором у подопытных искусственно вызывали жажду. Обычно для этого требуется лишение жидкости в течение 24 часов под надзором экспериментаторов или длительные физические упражнения на жаре, что обычно делают в военных экспериментах, когда изучают изменение умственных способностей при обезвоживании и другие эффекты.
В данном случае испытуемым внутривенно вводили гипертонический раствор NaCl (контрольной группе вводили физраствор), чтобы вызвать сильную жажду.
Учёные хотели проверить, каким образом объективные физиологические потребности человека влияют на предполагаемую мотивацию справедливости. Давно известно, что физиологические потребности, такие как сильный голод, в значительной степени усиливают эгоистическое поведение (кстати, этим частично объясняется поведение шимпанзе в игре-ультиматум).
Как показал опыт, при наличии сильной жажды выбор человека действительно сильно изменяется, а чувство справедливости — притупляется. На графике показано субъективное чувство жажды у подопытных, которым вводили физраствор (слева) и у тех, кому ввели гипертонический раствор NaCl (справа).
После ввода физраствора люди проявляли стандартное чувство справедливости, как и в случае с игрой на деньги. Большинство отказываются принять стакан с малым количеством воды, которую отлил другой игрок из общей доли. При индуцированной жажде поведение резко меняется. Большинство людей теперь соглашаются даже на маленький глоток воды. Таким образом, их поведение становится более логичным и предсказуемым.
Но самое интересное то, что даже в состоянии сильной жажды заметная часть людей (пусть и меньшинство) по-прежнему отказываются принять несправедливый раздел воды! Это уже похоже на некую жертвенность, когда человек готов страдать, но не потерпит несправедливость.
Учёные пока не могут найти объяснение такому уникальному свойству (некоторых) людей как иррациональное, нелогичное чувство справедливости. По одной из версий, это может быть некоторым императивом с детства, вложенным или приобретённым качеством. Чувство справедливости может быть частью некоей социальной стратегией альтруизма — человек поступает так, как выгодно всему сообществу, а не ему.
Учёные обращают внимание, что люди не склонны отвергать несправделивый раздел, если это не повлияет на долю, которая досталась другому игроку. Другими словами, человек отказывается от маленькой доли только при условии, что у другого игрока заберут большую.
Но даже при отсутствии обратной связи остаётся небольшой процент тех, кто отказывается от несправедливой доли — пусть это ни на что не повлияет. Наверное, в жизни таких можно назвать «неисправимыми идеалистами». Вполне возможно, что существование таких людей — жертв, добровольно лишённых материальных благ ради идеалистических принципов — каким-то образом важно для всего общества.
В любом случае, феномен «иррационального» чувства справедливости нуждается в дополнительном изучении, считают учёные.
Комментарии (96)
NaHCO3
07.03.2017 16:05+9> Эксперименты показали, что в играх на деньги большинство игроков отвергают слишком низкие «несправедливые» предложения суммы. Это происходит даже в ущерб собственной выгоде. То есть люди зачастую отказываются от денег вообще — лишь бы второй игрок не получил несправедливо большую долю от общих денег.
> Такое поведение совершенно иррационально.
Вселенную контролирует не тот, кто владеет Арракисом, а тот кто может уничтожить весь спайс! Кто может уничтожить ценность, тот отчасти контролирует поведение своего оппонента. На этом основан принцип захвата заложников. Это поведение, наоборот, крайне рационально.
Вы напираете на то, что у нас нет шанса повторить игру или коммуницировать с другим игроком, чтобы поставить ему свой ультиматум. Но этом не так. Исход игры — сама по себе коммуникации. Да, в точности такую же игру сыграть второй раз не выйдет, но «справедливость» — это абстрактное понятие. И значит в другой игре, включающей «справедливость», игроку придётся учитывать результат предыдущих игр, включающих «справедливость» — и он уже будет обучен искать справедливости.
Человек — обучаем, в этом его отличие. Более того, люди сами в курсе, что окружающие обучаемые и готовы преподнести им уроки с целью максимизации своей долговременной прибыли, в которую входит проживание в обществе людей, обученных сходными с тобой ценностями, включая справедливость.alizar
07.03.2017 16:07готовы преподнести им уроки с целью максимизации своей долговременной прибыли, в которую входит проживание в обществе людей, обученных сходными с тобой ценностями, включая справедливость.
Как-то похоже на идеализм…Prome_T
07.03.2017 16:16+1Это куда больше похоже на простые идеи Павлова, которыми, к сожалению, мало кто пользуется на практике списывая их на идеализм.
Liltanariel
07.03.2017 16:30+2Если смотреть с точки зрения выживания сообщества, идеализм становится на удивление рационален.
NaHCO3
07.03.2017 16:45+1Большая часть общества даже не задумывается, почему воспроизводит паттерн поведения «справедливость» — общество давно методом проб и ошибок к нему пришло и закладывает в людях с малых лет. А те, кто задумываются — те идеалисты, да.
Bronx
08.03.2017 03:49Это похоже на оптимальную стратегию в повторяющейся дилемме заключённого. Нерациональность и идеалистичность тут только кажущиеся.
Nepherhotep
08.03.2017 11:24В дилемме заключенного ситуация немного другая — если ты не играешь против второго участника, то рискуешь проиграть по-крупному. А в этом эксперименте проигрываешь, если играешь против участника, а не за.
Bronx
08.03.2017 11:48Да, поэтому я и написал «похоже на». Тут фишка в слове «повторяющаяся»: выигрышные стратегии для однократной игры и для повторяющейся могут быть очень разными, и «чувство справедливости» и «желание наказать» в повторящейся игре является эволюционно-успешной стратегией, никакого идеализма тут нет.
NaHCO3
08.03.2017 13:48Это лучше описывается игрой «дуэль нескольких лиц». Где-то была обзорная лекция — то ли на лекториуме, то ли на колоквиуме, а может даже на хабре ссылку постили. Найти уже не смог. Это примерно как https://www.youtube.com/watch?v=TWvKQlAFBIM только полтора часа с подробностями
Olorin111
07.03.2017 16:10+6Предложение малой суммы отвергается в назидание. Это не иррационально. Это наоборот крайне логично. В случае повторного предложения второй игрок будет понимать, что существует неиллюзорный риск получить ничего. Таких действий больше не повторит. Если-же повторно предлагать сумму по правилам нельзя — это имеет смысл, когда много участников являются также наблюдателями событий. Теперь уже они не повторят такого действия. Единственная ситуация, когда это иррационально — в случае если нет повторного предложения, и никто из других игроков не имеет возможности пронаблюдать за остальными.
2morrowMan
07.03.2017 16:14+4Как-то все искуственно ограничено под эксперемент чтобы получить очевидные результаты.
Если бы была третья сторона, которая делила деньги/воду по своему усмотрению, то, уверен, результаты были бы другими, пока кто-то не выявил бы закономерности как принимать эти решение более выгодно для себя.
Если же мой оппонент, делит сейчас что-то «не справедливо», то я могу отказаться от своей доли(и он не полчит свою), только для того чтобы в след. раз моя доля не была еще меньше. Человек же делящий, осознавая что можно лешиться своей доли, уже не будет так «перетягивать одеяло на себя».
Отказаться от меньшей доли сейчас — не получить долю меньше в будущем.
«Справедливость» появляется, если вы осознаете влияния принятого сейчас решения.
Если же речь идет о виживании здесь и сейчас, то понятно что мысли о будущем уже имеют меньший приоритет.vbif
08.03.2017 00:28+1Если бы была третья сторона
Больше того, вполне возможно, что если бы задание ставилось чуть другими словами, другим тоном, в другой обстановке, с другой суммой денег, могли бы быть получены другие результаты. Тем более смешно выглядят отметки разброса значений на графике, не говоря уже о том, что график построен «в субъективных единицах»!
melchermax
07.03.2017 16:14+2Мне кажется, здесь всё довольно просто: если я, отказываясь от меньшей доли денег или воды, лишаю другого члена эксперимента большей доли, то и страдать он будет больше, хотя бы в морально-психологическом плане. Соответственно, есть надежда, что этот самый другой член в следующий раз не захочет страдать и разделит ресурсы так, чтобы я согласился. Террор работает почти так же (к примеру, в браке использование отказа от секса как нструмента давления на супруга).
Aingis
09.03.2017 12:18Террор как раз не работает по куче причин. Он всегда заканчивается стадий «да ты охренел!» (В браке разводом, в криминалистике — штурмом.) А вот эта стадия как раз похожа на то самое «чувство справедливости». Ведь казалось бы проще удовлетворить террориста здесь и сейчас. Ан нет.
mao_zvezdun
07.03.2017 16:29+5Любая часть еды лучше, чем ничего. Шимпанзе это понимают, а люди — нет.
Это верно в эксперименте, который закончится здесь и сейчас, но в жизни скорее всего работает правило «лучше совсем плохо сейчас и нормально завтра, чем просто плохо сейчас, а завтра еще хуже»
Соглашаясь однажды на несправедливый раздел мы поощряем такое поведение, что в долгосрочной перспективе не несет никаких выгод. Люди это понимают.
romkor
07.03.2017 16:29+2Описанный тест скорее тестирует реакцию на понижение статуса — унижение.
Какой долей своего статуса человек готов пожертвовать в замен на долю в неком ресурсе?
Если тестировать именно ощущение справедливости то тест нужно «перевернуть» — смотреть в какой ситуации человек получающий бОльшую долю будет её добровольно уменьшать в пользу другого из-за чувства справедливости.
Silvatis
07.03.2017 16:47+2>Эксперименты показали, что в играх на деньги большинство игроков отвергают слишком низкие «несправедливые» предложения суммы. Это происходит даже в ущерб собственной выгоде.
У автора этих строк никогда не было старшего брата). Вопрос не в том, что ты получишь что то, или ничего. Вопрос в том, что если рассматривать такое соперничество, как некую линию с прогрессом до победы (лидерство к примеру), то конкурент несоизмеримо дальше продвинется к «победе», получит солидную фору. Посему лучше остаться вместе на прежнем низком левле, чем позволить вырваться в перед сопернику.edogs
07.03.2017 16:58Во-первых, это верно только в гонке один на один. В гонках со многими участниками стратегия «вырву себе глаз пусть у тещи зять будет одноглазый» приводит к отставанию обоих сторон от группы.
Во-вторых, участники эксперимента должны были понимать, что их выбор никаких долговременных последствий не имеет, Вы реально предполагаете что выбор был обусловлен рефлексией?Silvatis
07.03.2017 18:29+2> приводит к отставанию обоих сторон от группы.
В смысле? Я останусь в социальной иерархии семьи там же в случае общего проигрыша, в прочем, как и в случае победы. А вот в случае согласия на несправедливость, я как бы признаю права второго на «превосходство». Это игра не в еду, это игра в политику)edogs
07.03.2017 19:55+1У Вас 4р, у брата 3р, у остальных 5 членов семьи по 5р у каждого.
Вам с братом предложили 7р и 3р соответственно.
Отказ приведет к тому, что Вы будете в семье предпоследним как и были, но впереди брата.
Согласие приведет Вас на 2 место в группе, но окажетесь позади брата.
Так что все в итоге сводится к возможности увидеть большую картину. Если Вы сравниваете свое богатство только с братом — это фэил, если можете посмотреть на бОльшую картину — это вин.Silvatis
07.03.2017 22:49+1Деньги неудачный пример. Я уже писал, что тут вопрос авторитета.
у родителей over9000 авторитета. у меня как у младшего 40 едениц, у брата, ка ку старшего — 50. Согласившись на «подачку» я пожую вкусняшку, брат отберет 5 едениц авторитета, у него станет 55, у меня 35.
Это не война за еду. Это война за авторитет.edogs
07.03.2017 23:08Деньги, авторитет, хошидайзник нырпучий — это абсолютно не важно.
Всё равно все сводится к возможности или невозможности увидеть бОльшую картину.
Даже если предположить что согласившись на «подачку» Вы убавите свой авторитет в семье (что не бесспорно, потому что отказавшись от вкусняшки — Вы уже идиот, а поднасрав брату — еще и подлец) и все.
А бОльшая картина это детский сад, где этой вкусняшкой можно потрясти всю группу и снискать себе славу вплоть до перехода в школу.Silvatis
07.03.2017 23:58+2вы ведь спорите ради спора, верно? Или же позволяли старшему брату на вас «ездить»? Просто мне для дальнейшего диалога важно понять, вы теоретик, или так сказать практик) как подлому идиоту, интересно)
edogs
08.03.2017 12:22вы ведь спорите ради спора, верно?
Мы не спорим, мы объясняем точку зрения.
вы ведь спорите ради спора, верно? Просто мне для дальнейшего диалога важно понять, вы теоретик, или так сказать практик) как подлому идиоту, интересно)
Вот в этом и дело.
Вы относитесь к диалогу как к спору и соревнованию, возможно полагаете что тут можно какой-то авторитет в споре заработать или типа того… Вам важны не факты и корректность выводов, а наличие старшего брата у собеседника.
Если же Вы посмотрите на бОльшую картинку, то поймете, что наличие или отсутствие старшего брата никак не может сделать правильными или неправильными изложенные утверждения — поэтому это абсолютно не важно для диалога и выводов из него, а выигрыш в споре на хабре (при всем нашем уважении к хабру) с точки зрения большой картинки вообще ни о чем — поэтому можно просто вести диалог.
Основная мысль простая — если Вы бежите в группе (а это всегда так) Вы можете или заняться борьбой с соседямя (и вместе с ними в результате отстать) или потратить те же усилия и вырваться вперед метров на 500 (оказавшись в лидерах).
Если забыть о «старшем брате» и перейти ко взрослой жизни, то одни люди подсиживают начальника вплоть до его увольнения и занимают его место, другие поднимают свою квалификацию и улучшая показатели занимают место начальника в то время как он уходит вверх, при этом во втором случае у них улучшем не навык подсиживания, а профессиональная квалификация (т.е. они продвинулись вперед в общей картинке).
То что мы пытаемся объяснить, так это то, что несмотря на реально имеющийся эффект «старшего брата» в реальной жизни, это не имеет отношения ни к логике ни к справедливости. Это детские психологические травмы и неспособность увидеть бОльшую картинку.
Deosis
09.03.2017 07:22Предположим такую ситуацию: Вам со старшим братом дадут 10 конфет при условии, что вы их сможете поделить.
Брат предлагает: себе 7, вам 3. Будете соглашаться?
Если согласитесь, в следующий раз тоже будете получать меньшую долю.edogs
09.03.2017 14:45Брат предлагает: себе 7, вам 3. Будете соглашаться?
Это другая ситуация, в эксперименте что в статье — доли не зависят от получающих сторон.
Если согласитесь, в следующий раз тоже будете получать меньшую долю.
Будете получать меньше, только если Вы сами поверите в такую логику.Mad__Max
15.03.2017 02:54Это не другая ситуация, а точно та же самая что описана в эксперименте. Один участник может определять долю произвольно(но не общее количество — оно зафиксировано экспериментаторами/3й стороной), а 2й может только либо согласиться с предложенными 1м участником пропорциями раздела или не согласится (и тогда оба ничего не получат).
Достаточно того, что в нее поверит он, убедившись что она работает. Один раз «продавил», значит и в следующий раз прокатит. Либо скорее всего будет попытка еще сильнее урезать долю и перекрить в свою пользу.
Вот чтобы сразу пресечь подобное поведение как раз и нужен «нелогичный» шаг с отказом и обоюдной потерей. Хотя бы раз или два.
Mad__Max
15.03.2017 03:09P.S.
Ниже Wesha примерно аналогичное расписал: https://geektimes.ru/post/286664/#comment_9930990
Старший брат это просто довольно распространенный, но частный случай такого жадного/наглого партнера.
edogs
07.03.2017 16:56+1Это старое древнее «понты дороже денег» и «лучше быть цезарем в деревне чем центурионом в риме».
Это не имеет отношение ни к справедливости, ни к «идеализму», ни к «воспитанию оппонента».
maslyaev
07.03.2017 17:05+2Мне кажется, непонимание возникает из-за того, что при интерпретации результатов господа учёные недопустимо сужают контекст ситуации, и в результате упускают ключевой фактор.
Если бы человек был простым существом, все задачи которого сводятся к получению баксов или воды, то правильной стратегией было бы соглашаться на любую неотрицательную долю. И, скорее всего, эта стратегия бы реализовывалась.
Но человек капельку сложнее. Мы одновременно решаем много задач. В данном случае в ходе эксперимента сталкивается тактическая задача «получить профит сейчас» со стратегической задачей «поддерживать порядок в коллективе». В зависимости от ситуации приоритеты, понятное дело, меняются. Если мучает жажда, на первый план выходит тактическая задача, а в спокойной обстановке есть смысл поработать над стратегией.
То, что испытуемые не объясняют своё поведение высокими стратегическими мотивами, ничего не значит. Значительная часть того, что у нас отвечает за коллективное поведение, отрабатывает автоматически, без задействования сознания. Инстинктивно. То, что шимпанзе оказались в данном случае абсолютно рациональны, свидетельствует лишь о том, что обезьянкам не смогли объяснить, что когда они забирают меньше положенного, они тем самым поощряют крысятничество в своей стае.
Я бы предложил изменить схему эксперимента и посмотреть, что получится. Пусть не игрок делит, а бездушный ГСЧ.
Два игрока, $100. Вращают барабан, и второй игрок либо соглашается на предложенную долю $5, либо оба уходят ни с чем. У меня подозрение, что соглашаться будут все, даже на $1.dimm_ddr
07.03.2017 17:28Скорее всего все же найдутся люди действующие назло другим. Можно придумать много объяснений почему, но я уверен что такие люди будут. Их вряд ли будет много, но было бы интересно посмотреть на результат.
maslyaev
07.03.2017 18:07+1Скорее всего да, но с позиции норм человеческого общежития такой перец будет мерзавцем, ни за что ни про что сознательно подкладывающим свинью товарищу. По правилам человеческого общежития такой гражданин обязан огрести.
Nagh42
07.03.2017 23:16Думаю, тут еще есть фактор «ничтожности потери» и «шобы у соседа корова сдохла». Если смотреть не только на пропорции, но и на фактические цифры, результаты могут сильно изменится. При этом сохраняя несправедливость. То есть в делении $100 как $99 и $1 — скорее всего получим большой процент отказов (призывов к справедливости). Но если изменить сумму на порядки, скажем $99KK к $1KK, то процент согласных стремительно подрастёт.
Rikkitik
07.03.2017 17:10+1Есть интересное исследование о развитии эгалитаризма (чувства справедливости) у детей. Там проводились игры с разделом конфет по трём разным правилам, тестирующим разные аспекты принятия решений. По итогам, оно достигает взрослого уровня к 8 годам. При этом примерно 14% людей всегда выбирают вариант, наихудший для другого игрока, 5% — лучший для другого игрока, 30% — максимально справедливый, остальные не столь категоричны.
Распределение стратегий по возрастамalexkunin
07.03.2017 17:18+3Это происходит даже в ущерб собственной выгоде.… Такое поведение совершенно иррационально.
Если под выгодой понимать исключительно получение оговоренных в игре денег, то да, иррационально.
Но человек значительно более сложный фрукт. И игра происходит не в вакууме: она занимает некоторое время, происходит в некотором месте, у игрока есть какой-то доход, чувство собственного достоинства, тараканы в голове, детскую ненависть к президенту, изображенному на купюре потенциального выигрыша, и т.д.
Если человеку объявить, что игра будет на деньги, отвести в какое-то место, и только затем объявить, что цена вопроса — один доллар (или 10, или 100, или любое другое число, которое для данного конкретного человека — мизер), то его потраченное время, его обманутые ожидания и т.д. начинают сильно перевешивать чисто рациональную прибыль. Человек может психануть, или наоборот сохранить хорошую мину, или хотя бы выудить из ситуации всю возможную для себя эмоциональную выгоду.
Короче говоря, исследователи изучали точность попадания пули в цель, забыв про сопротивление воздуха, ветер, свойства оружия, стрелка и даже цели. Попытались натянуть сферического коня на человеческий фактор и предсказуемо получили дурацкие результаты.igruh
07.03.2017 18:08Совершенно верно. Кроме того, оба игрока знают правила игры и, самое главное, что это — игра. Реакция второго игрока — обратная связь на первого в игре. Ещё, конечно, уместно вспомнить притчу про удвоение для соседа и глаз…
blik13
07.03.2017 17:53+1Если попыток разделения денег между двумя игроками заведомо несколько, то отказ от очень низкой доли уже не иррационален.
u010602
07.03.2017 18:12А мне кажется, что эксперимент просто провален, т.к. методика не учитывает скрытых условий.
Шимпанзе делится реальными вещами с реальными собратьями, она оценивает их состояние и свое состояние. Уверен что если игрок не очень голоден, а видит что его собрат нуждается — то он откажется от большой доли в пользу нуждающегося. Если же оба голодны — то тут каждый сам за себя. Доказательств у меня нет, но как делятся собаки и кошки я видел в живую, если им не очень нужно — они готовы отступиться.
Касательно человека, если человеку что-то не нужно особо, то это игра абстрактная, и начинают работать правила из абстрактного мира, как-то справедливость или «боязнь быть л*ом». А вот если взять реальных людей, в нормальных условиях, со своими близкими, друзьями и тд и посмотреть их поведение. То можно увидеть что многие соглашаются на любые сделки, если это правильно. Родители и старшие братья поддаются детям и младшим. Старикам и женщинам некоторые добровольно уступают места, а некоторые не уступают.
По-моему многие теплокровные групповые животные умеют сопереживать, умеют жертвовать своими интересами ради группы, и среди всех таких видов есть трутни, и есть те кто трутней вычисляют и уничтожают, т.к. иначе группа вымрет. Отличия только в балансе и сложности трутневых войн в каждой отдельной группе.
На самом деле я верю что все в мире рационально, даже то что кажется иррациональным. Просто мы еще не поняли мотивов. Иррациональными могут быть только отдельные «сбойные» индивиды, но они обычно быстро выводятся из оборота.
nrv
07.03.2017 18:14Может быть, существование людей, которые поступают в угоду справедливости даже в ущерб себе, играет какую-то роль в жизни общества (пока неясную), считают ученые
Лично я считаю, что играет, причем, чувство справедливости является врожденным, практически инстинктом и является биологически обусловленным механизмом, возникшим для:
1)повышения вероятности выживания вида. Т. е., чтобы особи, которые перетягивают одеяло на себя, не разрушили общество.
2)второй (очень спорный) вариант: помимо врожденного чувства справедливости, люди обладают встроенным желанием жить по законам общества, и, есть процент людей, которые эволюционно находятся в процессе «отпочковывания» от Homo Sapience, и, которые уже не воспринимают остальное большинство как «своих», и, таким образом, законы общества не распространяются на них, и, этот процент может поступать с большинством несправедливо. А большинство таким образом выражает протест против «отпочковывания», т. е. это такая борьба.
trauus
07.03.2017 18:15+1Тоже бы отказался от значительно меньшей доли, чтобы оппонент не получил большую. Ведь если это повторить много раз, то все оппоненты «вырастут» быстрее меня и моя позиция ухудшится. Да и все же я проецирую на эту выдуманную ситуацию реальный опыт, а он говорит, что в нашем мире губу нужно раскатывать почаще, тогда получишь больше, чем те, кто закатывает :)
seminole
07.03.2017 18:23+1Tit-for-tat является наиболее оптимальной стратегией в повторяющейся prisoner's dilemma.
Т.е. сотрудничай со мной или получи в глаз.
Чувство справедливости это результат естественного отбора людей с такой прошивкой в мозгу.
Чувство справедливости форсит tit-for-tat.
В неповторяющейся prisoner's dilemma выгоднее получить максимум сейчас и плевать на то что будет, игра все равно не повторится. На этом чисто логически-математическом построении стоит вся человеческая цивилизация, с законами, полицейскими, делением на своих и чужих (нации, партии, религиозные группы) и т.д. Есть люди с которыми я играю игры повторно, их «кидать» нельзя, и есть люди которых выгодно кинуть потому что после этого игра закончена я их никогда больше не увижу и мне ничего не будет.
tartarelin
07.03.2017 19:00С одной стороны здорово, что с какого-то момента появилась возможность оставить свой комментарий, без получения инвайта, но с другой стороны теперь бывает, что комментарии быстро превращаются в простыню из сообщений от разных людей, которые разными словами излагают по сути одну и ту же мысль.
Читать такие простыни быстро становится скучно.wych-elm
10.03.2017 23:54Тогда надо как в твиттере, ограничить размер комментария, для лаконичности выражения мыслей.
Lofty
07.03.2017 19:00+1Как по мне все логично. Давайте вспомним так часто критикуемую, но все же в чем-то верную пирамиду Маслоу:
При игре в ультиматум на деньги человек основывается на потребности в самоутверждении и его оценка ситуации базируется на сравнении профита от данного предложения. В этом случае принципиальным становится то, что при отказе от несправедливого предложения человек считает, что предлагающий, задевший его гордость (попутал там что-ли так мало предлагать, ты чё парень ээ?) «недополучит больше, чем недополучу я» и в итоге, отвергнув предложение, я останусь в более хорошей ситуации, чем предлагавший. Оценивается относительный результат.
А в случае с водой мы спускаемся к основанию пирамиды, где царит инстинкт самосохранения, который превалирует над мыслями того, кому выставляют ультиматум типа «Ну я помру от жажды, зато он раньше помрет». Уже не важно выиграл ты или проиграл — главное удовлетворить жажду, важен результат принятого решения в абсолютном эквиваленте.
gerahmurov
07.03.2017 19:57Где-то читал статью (вероятно даже тут) о дилемме заключённых, и там были разные стратегии на успешную игру с одним разом и успешную серию из нескольких игр. Вероятно, и тут будет какая-то взаимосвязь, с точки зрения разового подхода справедливость не оптимальна, но в долгосрочной перспективе будет выигрывать. Возможно, это даже учитывалось, оригинальную статью об игре-ультиматуме не читал, там деньги просят.
Constin
07.03.2017 20:05По моему загадок тут нет. Вы не станете поднимать с земли 5 копеек, потому что затраты на наклон больше, чем прибыль, но поднимете 100 евро. при небольших суммах дискомфорт от несправедливой дележке выше, чем удовольствие от получения небольшой суммы. измените сумму и все поменяется. так и с жаждой, утолить жажду более ценно, чем дискомфорт от несправедливой дележки. p.s.разговор с копипастой.
MotttoR
07.03.2017 21:17+1Любая часть еды лучше, чем ничего. Шимпанзе это понимают, а люди — нет.
странно, думал во всех организациях руководитель получает больше подчиненного.
И ни кто с самого низа иерархии и до верха не отказывается от своей части.alizar
07.03.2017 21:19Полностью согласен. Каждый работник получает в качестве зарплаты мизерную часть той прибыли, которую он принёс фирме. Кто-нибудь отказывался от зарплаты?
niknamezanat
09.03.2017 10:11Похоже это и есть Иллюзии мозга, как они есть.
Попробуйте ответить на такие простые вопросы:
Этот ли работник определил сумму контракта, за которую взялась фирма в лице директора?
Этот ли работник определил среднерыночную зарплату по своей специальности или директор или какие-то другие факторы?
И да, огромное количество людей отказываются от зарплаты — называется поменять работу, и как правило с оплатой в большую сторону.alizar
09.03.2017 10:56Какие иллюзии, это просто симуляция эксперимента в реальной жизни.
niknamezanat
09.03.2017 11:19Я ещё могу понять, когда реальность симулируют в эксперименте, т.е. нечто большее упрощают. Но когда наоборот, нечто меньшее пытаются применить на что-то большее в голове возникает только известная аллюзия на сову и глобус.
mrrouter
07.03.2017 22:14во всех организациях руководитель получает больше подчиненного.
Причём совершенно незаслуженно. В советское время рабочий мог получать больше начальника. Такую страну потеряли…
Ghedeon
07.03.2017 22:06+2такая простая базовая логика понятна даже человекообразным обезьянам вроде шимпанзе. Они всегда соглашаются на сделку, когда им предлагают получить часть еды при разделе общей кучи. См. статью об абсолютной рациональности поведения шимпанзе.
saboteur_kiev
«Чувство справедливости может быть частью некоей социальной стратегией альтруизма — человек поступает так, как выгодно всему сообществу, а не ему.»
Почему не подумать про другой вывод — каждый человек эгоист в бОльшей степени, и не хочет, чтобы другой представитель его вида, получил бОльшее преимущество, которое он будет использовать, чтобы карабкаться наверх по социальной стене?
NINeOneone
Тогда как объяснить отказ той группы, которые отказались от воды даже в случае, когда у «противника» воду не отберут при его отказе?
saboteur_kiev
1. «Я сильнее, мне подачки не нужны, сам возьму все что надо. Бойтесь меня.»
2. «Но даже при отсутствии обратной связи остаётся небольшой процент» — небольшой процент просто с поломанной психикой.
То есть я — не специалист в вопросах психологии, но я не понимаю, почему вывод у специалистов такой прямолинейный, если даже мне кажется, что есть несколько вариантов интерпретации результата.
Kaleostro
Быть
обиженнымжертвой тоже бывает выгодно в перспективе. Тут нужно учитывать, знают ли другие о твоем выборе — хомячить ночью в темноте намного проще.slonoslon
В обоих случаях это защита от зависти. Там, где можно повлиять на ситуацию напрямую — все довольно просто, устраняется сама ситуация и не придется завидовать получившему больше, и потеря ресурсов оказывается приемлемой оплатой за избавление от зависти. Там, где повлиять нельзя, за счет отказа человек выводит себя за рамки ситуации — «раз так, я в эту вашу игру вообще не играю».
areht
Цена отказа не высока. Я этим глотком воды всё равно не напьюсь.