При этом ни один профессиональный дизайнер, не может раз и навсегда расставить точки над i. Нет программы, которая скажет: «этот логотип будет на 46% успешнее предыдущего и привлечет аудиторию домохозяек 30-45 лет». Вместо этого у нас есть архетипы по Юнгу, платформы брендов и коммуникационные стратегии. Но провалы, которые допускают крупные агентства и бренды, показывают, что все это работает не очень-то четко.
Поэтому в дизайне так много мифов, заблуждений и вкусовщины. Чтобы ориентироваться в этом хаосе и не скатываться в метафизику, я использую метафору, которая пока меня не подводила. Надеюсь, она поможет и вам лучше понимать мир дизайна.
Аналогия
Бренды часто сравнивают с людьми — у них есть характер, стремления, друзья и враги. Я предлагаю относиться к логотипу и фирменному стилю, как к одежде брендов. Посмотрите, как это работает:
«Сколько стоит логотип?» все равно что «сколько стоит одежда?». Ответ очевиден: по-разному. Можно одеться на рынке и сэкономить, можно купить дорогущий костюм, но не все это оценят. Стоит исходить из заработка и здравого смысла.
«Моей фирме важен логотип?» превращается в «мне важна рабочая одежда?». Если вы адвокат и лично встречаете каждого потенциального клиента, покупка дорогого костюма точно окупится. А если вы возите щебень на Камазе одному и тому же клиенту, наверное, не так важно, во что вы одеты. А вот если водитель Камаза одет в дорогой костюм, это повод насторожиться. В логотипах также: иконка для приложения важна, а на логотип господрядчика никто не обращает внимания — там наверняка орел, флаг или контур России. А если нет, это повод насторожиться.
«Сделайте мне узнаваемый логотип» звучит как «сшейте мне узнаваемую одежду». Очевидно, что узнавать будут и водолазку с джинсами, если вы каждый год презентуете в них новый Айфон. Также и в логотипах — мы начнем узнавать желтую букву М на красном фоне, если она висит на каждом столбе. Не бывает какой-то особенной «узнаваемой» одежды. Бывает одежда, которая бросается в глаза, но чаще всего она вульгарная и неуместная. В конечном счете, узнаваемость зависит от того, как много людей видит вас в этой одежде и что вы в ней делаете.
«Логотип должен быть уникальным» превращается в «одежда должна быть уникальной». Прийти на вечеринку в абсолютно одинаковых платьях — это конфуз. Но пытаться пришить к пиджаку фалды от фрака, потому что охранники в торговом центре тоже носят пиджаки, это помешательство. Так и с логотипами: они не должны быть одинаковыми, но остальное — дело вкуса. Не стоит переживать, что у фирмы из другой сферы на логотипе тоже прыгающая кошка — вас точно не перепутают.
Давайте применим эту метафору одежды в более широком смысле.
Логотип, как и одежда, не должны просто нравиться. Никто не стоит перед входом в кафе, пытаясь понять, нравится им логотип или нет. Скорее дизайн работает как фильтр «свой-чужой»: вот это, судя по вывеске, дешевая закусочная для дальнобойщиков, это фастфуд, а это — дорогой ресторан. Мы ведь знаем, как они выглядят.
Поэтому нет большого смысла расспрашивать людей: «вот мне сделали логотип, вам нравится?». Никто толком не знает, что из себя представляет ваш проект, и редко кто оценивает логотипы по шкале «нравится-не нравится». Если вернуться к аналогии с одеждой, вы рискуете оказаться во фраке на рок-концерте. Ведь фрак — это так красиво!
Но если никто толком не разбирается в дизайне, зачем вообще работать над фирменным стилем? Опять-таки, как и в одежде: редко кто самостоятельно шьет пиджаки или пристально следит за модой. Но каждый может сделать выводы по внешнему виду: это гопник, это байкер. А вот парень в футболке и джинсах может быть и студентом, и молодым миллионером — нужно пообщаться, чтобы понять. Программист может носить что хочет, главное чтобы работал хорошо. Но все равно приятно, когда это не растянутый до пола свитер.
Вывод: каким должен быть лого
Давайте подведем итог — какой же
Во-первых, качественно сделанной. Даже если это разорванные на коленях джинсы, все равно штанины должны быть одинаковой длины, а молния располагаться спереди, а не сзади.
Во-вторых, одежда должна соответствовать цели. Если вы хотите влиться в ряды предпринимателей на встрече с инвесторами, выбирайте пиджак и брюки. А если наоборот нужно выделиться, наденьте яркую футболку, джинсы и кеды — на фоне пиджаков вас точно заметят.
В-третьих вы должны себя чувствовать комфортно в этой одежде. Парень в яркой футболке либо эксцентричный гений, либо местный дурачок, который не понял, что надо прийти в пиджаке. Если он потеет, заикается и трясется, наверное это все-таки неподходящий образ.
Думаю, каждый сам переведет это на язык логотипов. И, разумеется, встречают по одежке — провожают по уму.
Комментарии (8)
Ant-VAV
16.03.2017 17:29Интересный взгляд. Конкретизирует «прекрасное».
Скажите, а часто так бывает, что клиент отказывается от первого результата логотипа и начинает придумывать новые концепции?
zahmTOD
16.03.2017 17:41Тоже часто использую аналогии при общении с клиентом — одежда, авто, архитектура, что клиенту ближе. Но это больше для того, чтобы убедить клиента что ты профи, и тебе можно доверять ).
А вот со студиями сложнее. Иногда такие брифы пространные приходят, что приходится уже методом тыка работать, закидывать драфтами, пока не «откроется путь».
misato
16.03.2017 19:09В целом вы пишите верные вещи, но акцент на логотипе в этой статье, на мой взгляд, ошибочен. Впрочем, вы ведь продаёте логотипы, поэтому вам это может быть простительно.
Логотип — всего лишь часть более комплексного инструмента — стиля. Вы говорите, что логотип «должен соответствовать». Это верно, и он должен соответствовать как раз этому стилю. А уж будет это дорогой фирменный стиль купленный за миллионы, или что-то, сложившееся само собой, эволюционным способом — неважно.
Далее, то же самое рассуждение: зачем вообще нужен стиль и почему он иногда складывается сам? Как и все остальное — он появляется, когда он нужен для решения определенных задач, чаще всего бизнес-задач, но некоммерческие тоже реализуются теми же самыми способами — маркетинговыми.
Стиль должен соответствовать маркетингу, бизнес или небизнес (бюджетное учреждение, фонд, частный заказчик) должен понимать, как он достигает своих уставных целей и зачем ему для этого какой-то определённый стиль. Может быть он вообще не нужен — это довольно нередкий случай!
И вот когда в проекте видна эта логическая цепочка, когда есть некоторое представление о том, как всё должно продаваться или развиваться, всем и так понятно, какие для этого нужны инструменты, нужен фрак или кроссовки. Таким образом, в правильной ситуации разработка логотипа — это вообще не задача, а так, технический момент в реализации маркетинга. В прочих ситуациях разработка логотипа просто не нужна. Если ни у кого нет к нему никаких требований, кроме абстрактных или общих представлений о прекрасном — значит он просто не нужен.
TyVik
16.03.2017 23:13+2Извините, но так и не понял как выдвигать требования. Вот сейчас мне как раз нужен логотип для своего домашнего проекта-игрушки, но как мне понять чего я хочу и как это объяснить исполнителю? Грубо говоря, если я скажу «мне нужен любой логотип, отражающий тематику, который можно было бы поставить на фавиконку. Готов потратить (условно) 1000 рублей». С этим уже можно будет обратиться к дизайнеру?
zahmTOD
17.03.2017 13:14мне нужен любой логотип, отражающий тематику, который можно было бы поставить на фавиконку. Готов потратить (условно) 1000 рублей
Да, к хорошему дизайнеру можно ). Но при этом будте готовы много рассказать о продукте, предпологаемой ЦА и другую инфу. Чтобы диз потратил примерно 5 минут на чтение )
Artanis2943
17.03.2017 16:45Грубо говоря, да.
Что типа: нужен логотип для домашнего проекта-игрушки. Рассказываешь что за игрушка и поехали. Хорошо, если дизайнер потом спросит какие вам лично логотипы нравятся.
v2065925
Я пытаюсь выведать у клиента те логотипы, которые ему нравится. И пытаюсь уточнить почему именно они и чем. Это небольшая точка начала отсчета)) Согласен, четких правил нет и быть не может. Иногда для полета фантазии помогает сама жизнь и дрибл)