В комментариях к прошлому посту разгорелся нешуточный спор, из которого можно сделать вывод, что не все видят разницу между «спамом» и нормальной рассылкой.

image

Что же такое спам?


Единого официального определения спама нет. Мне ближе то, которое принято в Spamhaus:
Спам — это незапрашиваемая массовая рассылка.

Сообщение является спамом, если подписчик не дал осознанного, явного согласия на получение рассылки, от которой можно отписаться в любой момент. Незаметная, установленная по умолчанию галочка возле поля ввода электронной почты — это неосознанное и неявное согласие, а следовательно, спам.

Чтобы проверить, относится ли ваша рассылка к спаму, ответьте на три вопроса:

Осознанно ли пользователь подписался на рассылку?

(и подписался ли вообще)

Да. Отлично, но расслабляться еще рано.

Нет. Ваша рассылка — «спам». Без вариантов.

Из этого правила есть только одно исключение — вы высылаете пользователю важную для него информацию и при этом он является вашим клиентом.

Чтобы было понятнее, приведу пример:

Клиент купил доступ к онлайн-вебинару, но время проведения перенесли на час. В этом случае вполне нормально и даже хорошо, если вы пришлете сообщение с уведомлением, а по прошествии вебинара — запись или дополнительные материалы, на которые ссылались и обещали прислать.

Предупредите пользователя о том, что будете держать в курсе об изменении времени и вышлите материалы еще до того, как он укажет свой электронный адрес.

Если на предыдущий вопрос вы ответили утвердительно, то двигаемся дальше.

Есть ли в вашем письме ссылка отписки?



Да. Поздравляем, у вас легальная рассылка, но это еще не значит, что она не спамная.

Нет. Одного осознанного согласия на получение рассылки мало. Отсутствие ссылки отписки достаточное условие для того чтобы попасть в черный список Spamhaus или другой базы.

Если на два предыдущих вопроса вы ответили утвердительно, то правила, установленные Spamhaus, CAN-SPAM Act и т.п. вы выполнили. С юридической точки зрения, к вам претензий не будет и если кто-то и пожалуется в спам базу на рассылку, то вы сможете вытащить ее из черного списка.

Но этого мало. Пользователь по своему усмотрению может отправить письмо в папку «спам», что отрицательно скажется на вашей репутации и рейтинге у почтового клиента.

Чтобы подписчики реже отправляли письма в «спам», контент, который вы рассылаете, должен быть релевантным.

Релевантность — спорное и абстрактное понятие. Нельзя однозначно сказать, что если контент соответствует определенным признакам, то он релевантный. Для одной части аудитории он действительно будет таковым, для другой нет.

Контент можно назвать релевантным, если подписчик находит его информативным, привлекательным, полезным или развлекательным. В идеале, контент, который вы рассылаете приносит пользу, несет какую-то ценность, и главное — подписчик хочет видеть его в почтовой ящике.

Релевантный ли контент вы рассылаете?


Да. Если и здесь вы ответили да, поздравляю, ваши письма не спам.

Я так думаю. Частая ошибка маркетологов измерять интересы целевой аудитории по себе и считать, что если мне интересно что-то, то и моим клиентам тоже. В большинстве случаев это не так. Если вы на 100% не уверены, что этот контент интересен вашей аудитории, рассылайте его с осторожностью, наблюдайте за показателями open и spam rate в динамике.

Нет. Даже если пользователи и подписались на вашу рассылку, это не значит, что они хотят ее получать. Просто в какой-то момент по какой-то причине они дали вам на это разрешение. Возможно, рассылка не оправдала их ожидания и теперь она для них спам.

Если вы видите, что spam rate рассылки превышает средние значения или растет от письма к письму, постарайтесь как можно быстрее выяснить причину и устраните ее.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (22)


  1. WolfTheGrey
    11.05.2017 16:02

    И ещё добавил бы. Делайте настройку получаемой информации и настройку частоты получения писем! Особенно для крупных интернет-магазинов полезно.


  1. Barafu
    11.05.2017 16:53
    +6

    Есть такие деятели, у которых в рассылке есть кнопка для отписаться. Но либо по нажатию на неё предлагают сначала зарегистрироваться на сайте, либо рассылка исчезает, а через пару месяцев начинается снова. Вот их я точно не поленюсь вручную отправить во все спамбазы, которые я знаю. И ещё пишу на них жалобу в саппорт почтовиков всегда.


    1. symbix
      12.05.2017 03:47
      +2

      Точно так же надо поступать с теми, кто для отписки требует ввода логина-пароля.


      Ссылка для отписки должна работать без какой-либо аутентификации.


  1. hdfan2
    11.05.2017 18:37
    +2

    Спам — это незапрашиваемая массовая рассылка.

    Почему именно массовая? Если кто-то вручную его строчит, то это не спам? Любое письмо, которое я явно не просил мне слать — спам.


    1. mailung
      11.05.2017 18:41

      Если письмо прислали только вам и больше никому, то spamhaus или другие спам базы не включат отправителя в свой черный список. Массовость рассылки необходимое условие.

      Но с точки зрения пользователя, вы правы, любое сообщение, которое вы не хотите видеть у себя в ящике — спам.


  1. kxl
    11.05.2017 23:09

    Для меня спам — это нежелательная почта, т.е. та почта, которую я не желаю получать. Неважно, подписался я на рассылку или нет. Поясню о подписке: В момент, когда произошла подписка — почта была, возможно, нужна… Потом рассылка превратилась в УГ… И нежелательный материал в ней если не весь, то значителен или даже преобладает. И это уже спам! Который я не запрашивал.


    1. kxl
      11.05.2017 23:20

      А вообще, очень интересно, когда сместилось Окно Овертона? Помню, когда спам был нежелательным, а сейчас он уже не запрашиваемый…


    1. internewsmaker
      12.05.2017 11:16

      Получается вы разошлись во взглядах на тему писем с автором рассылки. И теперь письма в вашем понимании спам. А вот автор об этом не догадывается. Вы катались на велосипеде. Потом купили мотоцикл и теперь письма про жизнь на велике вам не интересна. Как то так ))


      1. kxl
        12.05.2017 20:13

        тут аналогия другая скорее… подписался на навигацию… для велика, с каждым письмом проезжал сколько- то в нужном направлении, но постепенно либо уволят не туда, либо чтобы найти указатель его нужно прикопать в куче прошлогодней листвы…


        1. kxl
          12.05.2017 20:14

          откопать…


    1. Scarred
      15.05.2017 12:02

      В момент, когда произошла подписка — почта была, возможно, нужна…

      значит это не спам


      Потом рассылка превратилась в УГ…

      по вашему мнению, не нравится — отпишись


      И это уже спам! Который я не запрашивал.

      Запросили. То что конкретная рассылка перестала быть нужно лично вам, автор не знает. Я телепатов пока не встречал.


      Разумеется, если в рассылке нет ссылки для отписки, или она не работает, или требует регистрации (частенько с подпиской на новые рассылки) или еще каких-то дополнительных действий, то такую рассылку нужно отправлять в спам-базы. НО называть спамом рассылку на которую сам осознанно подписался — это неправильно...


      Вспомнил еще вариант когда нормальная рассылка превращается в спам: автор набрал подписчиков и продал рассылку рекламщикам. В этом случае то же в спам-базу...


  1. White_Scorpion
    12.05.2017 09:39
    -1

    Грань между спамом и рассылкой — слишком тонка, чтобы её можно было точно сформулировать словами =).


  1. Victor_Grigoryev
    12.05.2017 11:16
    +1

    Странное дело творится.

    Вот пользователь регистрируется на сайте. Иногда его даже спрашивают, хочет ли он видеть рассылку у себя на почте, но, чёрт подери, 90% сайтов всё равно продолжают слать всякую ерунду. Не раз было, когда я спокойно искал кнопку отписки, но некоторые гиганты рекламной мысли всё равно продолжают слать мусор через какое-то время.

    Так вот, дорогие владельцы магазинов или порталов любой степени паршивости, знайте: любая рассылка без спроса — спам. Спам и ещё раз спам. Жечь вас надо синим пламенем за засорение почты, какие бы отмазки вы сами себе бы не придумывали, мол, обязательность наличия в спам-базах или массовости рассылок. Это такой же мусор, как и бумажки в подъездах, люди годами устают их выбрасывать, а они всё приходят и приходят.


  1. slava2017
    12.05.2017 11:16
    +1

    А я, оказывается, добрая, пока ни на кого никуда не нажаловалась. Зато имеется пухлый список настроенных правил, по которым десятка два дятлов улетают автоматом на удаление.


  1. BadBourbon
    12.05.2017 11:16
    +1

    Большинство сайтов и эл.сервисов, не стесняясь присылают свои рассылки даже если ты на них не подписался, и даже очень часто даже если отписался то всё равно присылают, например этим грешит hh и mail, тем более не раз замечал если ты где то на mail в их сервисах, засветил свой email, то спам рассылка тебе горантированна.


    1. symbix
      13.05.2017 05:48

      На тему мейла есть хорошая русская поговорка про то, что не воняет, если не трогать. :-)


      1. BadBourbon
        15.05.2017 14:30

        К сожалению, приходиться использовать, потому что первый email был зарегистрирован на mail.ru
        ещё в 2000-ых.


  1. nick_volynkin
    12.05.2017 13:04

    не все видят разницу между «спамом» и нормальной рассылкой

    Получатели обычно сразу видят эту разницу. Кто не видит, так это авторы спама. Слова «нежелательное» и «спам» они могут заменять звучными терминами «релевантность» и «контент».


    1. mailung
      12.05.2017 13:06

      Получатели, конечно, видят. Не видят только те, кто делает рассылки.


      1. nick_volynkin
        12.05.2017 13:23

        Возможно, я чего-то важного не понимаю, но сейчас мне кажется, что никто по своей воле не хочет смотреть, слушать или читать рекламу. А большинство рассылок имеют своей целью что-то продать. Значит для этих рассылок ответ на вопрос «не спам ли вы шлёте» — «да, именно спам».


        Опять же, в моём субъективном мировоззрении, обычные люди (к которым я принадлежу) и маркетологи находятся по разные стороны баррикад:


        • Цель маркетологов — представить продукт привлекательно и продать его, при этом остаться в рамках закона и не вызвать ненависть к себе и продукту выше какого-то порога.
        • Цель обычного человека — сохранить свободу воли и тратить деньги на то, что ему действительно нужно, а о продукте знать всю правду, особенно неприятную.

        Я понимаю, что всё это звучит несколько параноидально, но как уж есть.


        Уведомления об изменениях в календаре и разных других событиях, касающихся конкретного человека — это вообще другая категория.


  1. Vld_Sergio
    15.05.2017 12:02

    Не все спамообучалки видят разницу между спамом и просто большим количеством писем. Когда компания, например, отсылает контрагентам каждое утро 5 тысяч e-mail, с документами, в интервал времени от 0800 до 1000, в один прекрасный момент среди контрагентов заведется «крупная корпорация» с ящиком на mail.ru или на gmail.com, после чего попадание вашего домена в спам-листы — вопрос времени.


  1. ThomasMorg
    17.05.2017 11:47

    Все логично и верно в статье. Как по мне, релевантность является ключевым показателем.