Сейчас об автомомобилях с полностью автономной системой управления не говорит и не пишет только ленивый. Новые компании, которые занимаются разработкой таких систем, появляются буквально каждый день. Немудрено, ведь такие стартапы, достигнувшие определенных результатов, выкупают за десятки и сотни миллионов долларов США технологические корпорации. Эксперты предрекают робомобилям успех, по мнению многих специалистов, именно они станут транспортом будущего.
Внедрение машин с полностью автономной системой управления может принести много хорошего. Например, замена обычных авто роботами может сохранить около 600 000 жизней вплоть до 2045 года, поскольку считается, что аварий в случае популяризации робомобилей будет гораздо меньше, основная причина ДТП — человеческий фактор. Есть и еще плюсы. Например, аналитики из ряда компаний, включая Strategy Analytics, утверждают, что приход киберавто позволит расширить объем глобальной экономики, увеличив его на $7 триллионов в течение трех десятков лет. Только в экономику США к 2050 году автомобили с автоматической системой управления помогут «влить» примерно $2 триллиона.
Понятно, что большая часть доходов и славы достанется тем компаниям, кто сможет первым выпустить надежный и, главное, массовый робомобиль. По этой причине современные компании очень стараются выйти вперед. Пока что лучше всех это получается у Google, но корпорации наступают на пятки и другие разработчики, включая Tesla Motors, Toyota, Mercedes, Volvo, КАМАЗ и ряд других компаний.
Откуда же возьмутся все эти триллионы долларов? Аналитики указывают на несколько возможных причин роста глобальной экономики, некоторые из которых довольно очевидны, другие — нет.
Одна из причин — Big Data, огромное количество данных, генерируемое робомобилями. Ведь робомобили работают со все большим количеством информации. С течением времени эта тенденция будет лишь усиливаться, в «облака» автомобильных компаний и сервисов будет поступать все больше «дорожной» информации. Как зовут водителя, какое у него сейчас настроение, где он сейчас находится, куда направляется, какая погода, много ли пробок на дорогах — это лишь малая толика того, что будет храниться и обрабатываться на серверах транспортных компаний. В целом, обработка данных — сфера, которая неуклонно расширяется. И к 2030 году объем этого рынка только лишь за счет умных автомобилей вырастет на $750 млн долларов США. Хранение, структурирование, анализ информации — все это очень важно.
Может показаться, что людей в технологических компаниях будут постепенно заменять роботизированные системы (собственно, это, скорее всего, действительно так). Ведь уже сейчас роботы разного рода могут выполнять стандартную работу обычного клерка. Но эти же роботы и связанные с ними системы требуют профилактического ухода, ремонта и постоянного мониторинга. И чем больше таких систем — тем больше будет требоваться специалистов, тем больше станет появляться рабочих мест.
Привычные рабочие места, например, водителей-дальнобойщиков, водителей городского общественного транспорта будут уходить в прошлое. Например, в ближайшие пять лет только в США автоматизация может оставить без работы около 4 млн человек. Но вместе с этим, появится гораздо больше новых рабочих мест на новых высокотехнологических предприятиях, заводах и фабриках.
Какой бы умной не была машина, в ближайшие десятки лет сама себя она не отремонтирует. Возможно, когда-то и появятся саморемонтирующиеся автомобили, но это произойдет очень-очень нескоро. А ведь в умном автомобиле гораздо больше элементов, которые нуждаются в обслуживании, чем в стандартной машине. Это уже не только чисто автомобильное железо, но и компьютерные системы. Все идет к тому, что вряд ли обычный автомобилист через 5-10 лет будет в состоянии починить свой высокотехнологический транспорт. Для этого понадобится специальное оборудование и образование. Автомеханикам придется делать гораздо больше, чем сейчас, причем им понадобятся знания и умения из сферы информационных технологий. И речь идет не об «операторе ПК», а специалисте, который может восстанавливать сложные компьютерные системы. Чем больше будет робомобилей, тем больше понадобится специалистов нового типа.
Скорее всего, большинство робомобилей будут электрическими или водородными. Во всяком случае, уже сейчас ряд государств планирует при помощи законодательства постепенно менять баланс в пользу электромобилей. Соответственно, необходимые и разного рода элементы и системы для таких машин, а значит — требуются специалисты по их созданию, производственные мощности, логистика и т.п. В качестве примера можно привести «Гигафабрику» Tesla Inc., которая уже сейчас серьезно меняет расклад в сфере производства литиевых аккумуляторов. В дальнейшем таких производств будет все больше, так что вся привычная конфигурация производственной экономики, имеющей отношение к робомобилям будет меняться.
Будут появляться и другие специальности, о которых сейчас пока ничего не известно. Сейчас сложно предсказать, что это будут за профессии и сколько новых специалистов понадобится, поскольку будущее слишком уж туманное. Тем не менее, уже ясно, что к 2020 году на дорогах общего пользования начнут появляться первые полноценные робомобили, так что экономика станет меняться лет через 5. С течением времени эти изменения будут все заметнее, сама сфера «робомобилестроения» будет расширяться, начнут генерироваться финансовые потоки, связанные с этими изменениями. Ну а через несколько десятков лет глобальная экономика получит те самые дополнительные триллионы долларов США, о которых шла речь выше.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Комментарии (29)
NIKOSV
05.06.2017 01:35-2Пока что лучше всех это получается у Google, но корпорации наступают на пятки и другие разработчики, включая Tesla Motors, Toyota, Mercedes, Volvo, КАМАЗ и ряд других компаний.
Если верить Бобуку, а тема робомобилей ему не далека, как раз дальше всех продвинулись традиционные авто производители — Вольво, Мерседес. БМВ, GM, Тойота, а то, что делает Гугл, Тесла, Убер — детский сад.
Andy_Big
05.06.2017 01:56+5КАМАЗ наступает на пятки Гуглу в области робомобилей? Серьезно?
hdfan2
05.06.2017 09:39+2КАМАЗ переедет гугломобиль и не заметит.
TheShock
05.06.2017 11:46Это если будет автоматизированная система управления?
mazahakajay
05.06.2017 15:22+2Третий закон робототехники. Если робомобиль пустой, то он угрожает жизни Камаза. Камаз пытается спасаться.
hdfan2
06.06.2017 08:191. Камаз не может причинить вред себе или другому Камазу или своим бездействием допустить, чтобы ему или другому Камазу был причинен вред.
2. Камаз может повиноваться приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону. А может и не повиноваться.
3. Камазу наплевать на остальных участников дорожного движения.
Hellsy22
05.06.2017 03:28+2Все идет к тому, что вряд ли обычный автомобилист через 5-10 лет будет в состоянии починить свой высокотехнологический транспорт.
Полагаю, что самодиагностика и блочный ремонт решат эту проблему.
А вообще статья — вода на воде.Cast_iron
07.06.2017 15:14Уже представляю: вздулся конденсатор, окислился контакт — весь блок под замену.
Правда, это уже сейчас практикуется у многих автопроизводителей для механических деталей.Hellsy22
07.06.2017 22:38Равно как и для ПК. Технически никто же не мешает рядовому пользователю освоить реболлинг.
Jaromir
05.06.2017 04:44+2Если не будут поворачивать на перекрестке на зеленый и нагло так ехать на меня, мол, «шевели булками, пешеход» — то тогда я присоединяюсь к движению «За робоавто. Против человеков-водителей». Где поставить подпись?
lash05
05.06.2017 09:16+1Как зовут водителя, какое у него сейчас настроение
— версию нейросети еще можно принять за имя, но какое у нейросети настроение?
kostus1974
05.06.2017 11:29Tesla Motors, Toyota, Mercedes, Volvo, КАМАЗ
это такой тест у психиатра — что здесь лишнее, в этом ряду ))SLY_G
05.06.2017 16:29-1КАМАЗ испытывает беспилотник уже два года.
Вы сомневаетесь в интеллекте российских программистов? Так мы постоянно побеждаем на различных международных соревнованиях.
Я уж не говорю о том, что КАМАЗ в ралли 14 раз побеждали.
Мне кажется, уже можно потихоньку переставать поливать себя грязью.kostus1974
05.06.2017 16:46вы сомневаетесь, что я верю в программистов? я верю.
я не верю, что команда, работающая на камазе — это наши программисты. если наши, то я не верю, что эта команда лучше или сравнима по потенциалу с командой гугл-вольво-мерседес-итп.
всё-таки лучшие уже работают в вольво. грустно, но факт. единицы из оставшихся — исключение, и потому очень заетное.
я знаю, что последняя модель камаза, с помпой показанная на годичной давности автосалоне — это предыдущая модель грузовика от мерседес с шильдиком от камаза.
я знаю, что у этого чемпионского камаза от камаза — только шильдик. остальное — либо импортное, либо очень специальное в единичном экземпляре.
чтобы что-то делать толковое, надо прежде всего снять с себя розовые очки и перестать всем доказывать, что мы лучшие. это не так, к моему сожалению.
Igor_O
05.06.2017 16:50Ну это смотря, какой результат теста правильный. Я бы, например, Тойоту выкинул. Только она к нормальным большим грузовикам, формально, не имеет отношения. Даже Тесла какие-то опытные образцы пытается делать…
Igor_O
05.06.2017 12:02Главный вопрос, сколько из тех триллионов долларов в США, например, будет потрачено на переподготовку и трудоустройство полутора миллионов дальнобойщиков, полумиллиона водителей развозных фургонов, миллиона таксистов и почти миллиона водителей автобусов? И главный вопрос — куда их трудоустраивать? Не очень верится, что легко переобучить 50-ти летнего водителя школьного автобуса на калибровщика лидаров с опытом поиска и устранения неполадок на CAN-шине.
Да и вообще, математика очень странная. Больше похоже на математику, которой дот-комы привлекали инвесторов в конце 90-х.
Снижение смертности на дорогах — вообще общемировая тенденция последние много лет. Уже сейчас Тесла, с официально одним погибшим при езде с автопилотом (еще один погибший в Китае, но это же не США, и еще непонятки в Германии в двух ДТП, одно из которых — с туристическим автобусом, в котором, по чистой случайности, никто не погиб), далеко не лидер по безопасности. На данный момент есть несколько моделей легковых автомобилей среднего класса, в которых все еще за 5+ лет и десятки миллионов машино-километров никто не погиб…
Вообще, надрессировать хомо-сапиенсов на безопасное вождение — намного проще, чем научить автопилот распознавать велосипеды и мотоциклы (кстати, у живых водителей, тоже очень большие проблемы с распознаванием велосипедистов и мотоциклистов).
В общем, автопилот на межгороде на специально оборудованной трассе со специальной разметкой и оповещением автопилотов о местах проведения дорожных работ и прочих помехах — очень хорошая идея. Автопилот в реальном живом городе — по-моему еще очень сильно рано. Автопилот в центре города типа Нью-Йорка, Токио или Москвы — не надо, пожалуйста!
DistortNeo
05.06.2017 13:57> Главный вопрос, сколько из тех триллионов долларов в США, например, будет потрачено на переподготовку и трудоустройство полутора миллионов дальнобойщиков, полумиллиона водителей развозных фургонов, миллиона таксистов и почти миллиона водителей автобусов? И главный вопрос — куда их трудоустраивать? Не очень верится, что легко переобучить 50-ти летнего водителя школьного автобуса на калибровщика лидаров с опытом поиска и устранения неполадок на CAN-шине.
Не вижу проблемы. К тому моменту, как робомобили окончательно войдут в массы, эти все эти водители будут уже на пенсии. Дальнобойщики не останутся вмиг не у дел, этот процесс будет идти постепенно.
А вообще посмотрите на динамику занятых в сфере сельского хозяйства или промышленности в США (гуглится легко). Почему-то никого не беспокоит, что рабочих мест из года в года становится всё меньше и меньше из-за повышения технологичности труда.
> Снижение смертности на дорогах — вообще общемировая тенденция последние много лет.
Главная причина появления автопилотов — экономическая. Безопасность же здесь приводится чисто из политических соображений.
> В общем, автопилот на межгороде на специально оборудованной трассе со специальной разметкой и оповещением автопилотов о местах проведения дорожных работ и прочих помехах — очень хорошая идея. Автопилот в реальном живом городе — по-моему еще очень сильно рано. Автопилот в центре города типа Нью-Йорка, Токио или Москвы — не надо, пожалуйста!
Думаю, так поначалу и будет в переходный период: международные терминалы, между которыми самостоятельно ездят грузовики, а локально грузы будут развозить люди.Igor_O
05.06.2017 14:58К тому моменту, как робомобили окончательно войдут в массы, эти все эти водители будут уже на пенсии. Дальнобойщики не останутся вмиг не у дел, этот процесс будет идти постепенно.
Ну так и триллионы долларов в экономику «вольются» не сразу. И как быть дальнобойщикам, которым сейчас 25-30? Им до пенсии работать еще лет 50-60 (глядя на тенденции повышения пенсионного возраста)?
Еще один момент — «создание» одного рабочего места обходится в среднем больше полумиллиона долларов. Т.е. может получиться очень интересная ситуация, когда трудоустраивать водителей уже как-то надо, а деньги «еще не пошли»…
Почему-то никого не беспокоит, что рабочих мест из года в года становится всё меньше и меньше из-за повышения технологичности труда.
Почему никого не беспокоит? Очень многих. Другое дело, что основное сокращение произошло в конце 19-го века, когда паровые трактора начали внедрять в сельское хозяйство. Тогда и бунты были, и толпы бродяг по всей Европе, которых как могли отлавливали и припахивали на принудительные работы… Тогда еще было куда припахать — дороги строить железные и автомобильные, форму шить военным…
Думаю, так поначалу и будет в переходный период
Дык в том и дело, что уже не будет — уже сразу пытаются делать автомобили, которые будут полностью самостоятельно ездить по обычным дорогам…DistortNeo
05.06.2017 15:34> И как быть дальнобойщикам, которым сейчас 25-30?
Они-то как раз успеют сменить сферу деятельности. Достаточно донести до людей идею, что не стоит идти в дальнобойщики. В 25-30 лет ещё не поздно менять сферу деятельности и получать образование. Ну или эмигрировать в какую-нибудь менее развитую страну, где эксплуатация робомобилей обходится дороже наёмного труда, с соответствующим снижением уровня жизни.
> Еще один момент — «создание» одного рабочего места обходится в среднем больше полумиллиона долларов. Т.е. может получиться очень интересная ситуация, когда трудоустраивать водителей уже как-то надо, а деньги «еще не пошли»…
А разве создание рабочих мест не регулируется рыночными механизмами?
> Дык в том и дело, что уже не будет — уже сразу пытаются делать автомобили, которые будут полностью самостоятельно ездить по обычным дорогам…
А учёные пытаются излечить рак и СПИД. Я не верю, что в ближайшие 10 лет робомобили смогут отобрать существенное количество рабочих мест.
Igor_O
05.06.2017 16:34Они-то как раз успеют сменить сферу деятельности.
И вдруг некому станет возить грузы…
А разве создание рабочих мест не регулируется рыночными механизмами?
Регулируется. Но в этом случае все _новые_ рабочие места создаются во Вьетнаме и Анголе. Уже даже не в Китае и на Филиппинах. Не думаю, что много дальнобойщиков из США захотят переехать работать в Анголу на зарплату 300 долларов в год.
Я не верю, что в ближайшие 10 лет робомобили смогут отобрать существенное количество рабочих мест.
А зачем они тогда нужны, кроме попила бюджетов? Лучше бы оборудовали полосу для саморулящегося транспорта между нью-йорком и СФ, СФ и ЛА. Уже бы была какая-то конкретная, ощутимая, заметная польза и стимул покупать автомобили, пусть с минималистичным, но автопилотом, чтобы можно было выехать на эту полосу, ткнуть кнопку и спать, читать книжку, писать смс-ки…
SeryiKot86
06.06.2017 00:08Интересно насколько стремительно будет происходить переход на роботизированные системы? Не получится ли такое, что когда несколько крупных автопроизводителей выставят на продажу вполне доступный полноценный автопилот это убьет спрос на авто с ручным управлением, их будет нереально продать даже на вторичном рынке и нереально дорого переоборудовать? Возможно близок тот момент когда нужно склониться от автокредита в сторону автолизинга?
maybe_im_a_leo
11.06.2017 03:09Я думаю, что будет скорее тоже самое, что и с автоматической коробкой передач.
Т.е. оно очевидно более user-friendly, но автомобили с механикой чуть дешевле и всегда найдутся их преверженцы (по объективным и субъективным причинам).
NIKOSV
Вангую таргитированные adsence бигборды показывающие рекламу в зависимости кто и куда направляется.
Wolframium13
Надеюсь, выпустят адблок для лобового стекла.
Oplkill
Для них вероятно всего выпустят ограничивающий закон, тк они будут отвлекать внимание водителей, что может привести к авариям
PHmaster
Робоводителей?
SLY_G
Если человек не ведёт автомобиль, ему не нужно смотреть наружу. Билборды вообще могут вымереть.
Igor_O
Дуглас Адамс был большим провидцем… Вспоминается в его Dirk Gently's Holistic Detective Agency видеомагнитофон из параллельной вселенной — видеомагнитофон не записывал передачи и ничего не проигрывал, это был робот, который сидел в кресле и смотрел по телевизору передачи, которые ему сказали посмотреть хозяева. За счет этого хозяевам становилось не нужно смотреть эти передачи по телевизору.
Так и здесь, сделать в робоавтомобиле дополнительную камеру для смотрения на билборды. А к этой камере прикрутить автоматическую покупалку, которая будет покупать товаров и услуг на заданную хозяином сумму. Причем, адресом доставки будет сразу ближайшая к складу поставщика свалка, чтоб не забивать хламом дом.