Сегодня расскажем, как пришли к необходимости создания единой UI/UX-системы для разных приложений одного из наших заказчиков. О том, какие принципы в нее заложили и как технологично дизайн-экосистему упаковали.

image

Надеемся, наш опыт будет интересен UI/UX дизайнерам, фронтэндерам, а также бренд-менеджерам, которые на собственном опыте сталкиваются с подобными задачами.

Когда нужна экосистема. Наш опыт


Много лет для одного заказчика мы делаем большое множество ИТ-проектов различной степени сложности и направленности (публичные/внутренние). На данный момент проектов более 30. В процессе происходили значительные изменения в дизайне, вплоть до смены основных корпоративных цветов. И по факту до некоторого момента дизайн и разработка велись “стихийно”, то есть просто брали и делали каждый проект “с чистого листа”.

Последствия для нас — разработчиков – вы и сами легко можете спрогнозировать:

Вас неизбежно ждет неоднородный и постоянно требующийся новый дизайн для новых модулей.

  • Если меняется фирменный стиль, то нужно бежать и менять дизайн всего. Но более реалистично – у вас будет зоопарк. (Приоритеты, ресурсы, бюджеты – вам его обязательно обеспечат).
  • Дизайнерам нужно будет постоянно контролировать фронтендеров. А им придется писать много повторяемого кода (но это отдельная большая история, и о ней мы вам расскажем отдельно)

Для заказчика такой несистемный подход тоже плачевен:

  • Пользователи испытывают неудобство в работе. Когда одному и тому же человеку приходится использовать несколько систем с неоднородным UX и в каждой из них элементы управления ведут себя немного по-разному, неизбежно возникают “трения” (frictions), количество которых и характеризует UX как хороший или плохой. Такого рода “трения” воспринимаются пользователем очень болезненно, потому что не дают работать “в потоке”.

    Так как у нас бизнес-системы, пользователи вынужденно их используют. Тем не менее “производительность” труда явно не на максимуме.

  • Качество коммуникаций, в том числе маркетинговых, у компании далеко от идеала.
    Компании тщательно следят за соответствием всех своих носителей фирменному стилю. В толстом бренд-буке в деталях описывают нецифровые носители — от визиток до сувенирных кружек в фирменном стиле. А цифровые коммуникации компании зачастую не в состоянии регламентировать и привести к единому виду. И так цифровые носители “помогают” размывать бренд.

Язык дизайна. Этапы создания


Осознание бесперспективности текущего пути в один прекрасный момент привело нас к мысли о том, что нужна система. И вот как мы ее последовательно строили.

Этап 1. Определяем основные принципы


1. Единство.

Язык дизайна — это система. И он должен работать как система — понял принципы один раз, и дальше пользуешься ими на автомате.

  • Единая сетка и расположение ключевых элементов управления.
  • Единые обозначения для типовых данных. Деньги, даты, статусы, текст, время, периоды…
  • Единые акценты, которые подсказывают правильную последовательность действий в любом из приложений системы.

image

image

2. Простота и функциональность.

Наш дизайн-язык — для деловой коммуникации. Это не декоративный жанр. Поэтому:

  • Избавляем интерфейсы от всех нефункциональных “красивостей”, которые не несут полезной функции.
  • Используем минимум иконок. Как правило они не облегчают пользователю жизнь, а заставляют играть в «угадайку».

Совсем отказаться от них мы не смогли, но используем только самый минимум необходимых, и не как самостоятельное “сообщение”, а как иллюстрация информации на странице. Иконки одни и те же во всех системах, и их список четко определен в UI KIT.

image

3. Проактивность.

Сокращаем трудозатраты пользователя для получения результата за счет того, что UI “ведет” пользователя по нужному пути?

  • Используем интуитивно-понятные ассоциации.

    Не каждый сразу вспомнит, что такое CVC-код, но всем понятно, что такое «три цифры на обороте карты», поэтому на страничках онлайн-оплаты размещают изображение банковской карты.
    В нашем случае, для сотрудников авиакомпании, которые занимаются анализом проданных перевозок, отображение данных было сверстано по стандартам составления маршрутных квитанций (по-простому – билета).

image

  • Учитываем восприятие цветов человеком при выборе цветовых решений в интерфейсах.
    К примеру, в финансах принято красным обозначать расходы. Поэтому, когда мы делаем финансовую систему, в которой будут работать бухгалтера, мы будем «раскрашивать» для них деньги так, как им привычно. И так нужно действовать с каждой аудиторией.

image

4. Гибкость.

Система — это организм. Она способна перестроиться под новые реалии, не разрушаясь.

  • Поддерживает развитие функционала.
  • Поддерживает разные платформы — веб, мобильность.

    image
  • Оставляет пространство для “творчества”.
    Можно сделать специальное оформление к праздникам, или маркетинговой акции.

image

image

image

Этап 2. Собираем UI Kit


Практическим воплощением принципов экосистемы стало создание единого UI Kit. Для типизации всех элементов интерфейса мы проанализировали все некогда сделанные для заказчика проекты:

  • выделили все типы функционала и необходимые элементы,
  • привели их в соответствие с текущим фирменным стилем заказчика, который будет актуален в ближайшие несколько лет,
    и на основании этой информации спроектировали UI Kit.

Фактически UI Kit – это продолжение бренд-бука заказчика, только для цифровых носителей. В нем собраны все типовые страницы, элементы управления и их возможные состояния, а также полный сет необходимых иконок. Он позволяет выполнять те же задачи, что и обычный бренд-бук: повышать узнаваемость бренда, создавать определенный образ компании — только в “цифре”.

image

image

Дальнейшие проекты дизайнеры строят на основе данного каталога, продумывая лишь уникальные для конкретного проекта вещи. Как следствие, дизайнер теперь больше времени тратит именно на проектирование приложения, проработку вопросов эргономики и usability, а не занимается стайлингом.

От дизайна к разработке


Дальнейшее развитие проекта в большей степени ложится на плечи разработчиков. Дизайнеры выступают в роли заказчиков, цензоров и контролеров технологической оболочки UI Kit, которую делают уже фронтэндеры. Так как эта статья у нас дизайн-ориентированная, сейчас мы обозначим следующие шаги, а детальный технический рассказ мы вынесем в отдельную статью. Продолжение: “Дизайн-экосистема: слово фронтэндерам” — уже уже на подходе.

Этап 3. Технологично упаковываем


Жирный плюс в кассу дизайн-экосистемы — возможность переиспользовать код. Конечно же мы хотим написать код один раз, сэкономив время на внедрение.

Но нужно помнить, что и внедрений будет не одно. UI Kit – это не железобетонная плита и его обновление будет продолжаться и после того, как реализованы конечные системы. Иногда даже после того, как они ушли в фазу сопровождения из фазы активной разработки. Поэтому важно сделать так, чтобы разработчики имели возможность узнавать об обновлениях UI Kit, понимали, что именно изменилось и насколько сложно будет внедрить эти изменения в их проект, могли оценивать и планировать работу по внедрению этих изменений.

Помимо изменений в дизайне возможны и ошибки в css, воплощающем спроектированный дизайн. И эти ошибки хорошо бы делать и исправлять в одном месте, а не в каждой системе.

Решение данной задачи достаточно очевидное — создаем библиотеку, реализующую концепции разработанного дизайна. Физически это выглядит как тема для bootstrap, упакованная в приватный npm-пакет. Разработчики устанавливают ее “поверх” bootstrap и получают нужный им дизайн.



Этап 4. Создаем «документацию»


Вместо долгих инструкций мы создали демо-приложение, в котором показаны все возможности библиотеки и приведены примеры верстки, необходимой для реализации тех или иных элементов. В нем же заказчики могут вживую “пощупать” ту или иную идею дизайна еще до того, как она разошлась по конечным приложениям. И, если необходимо, внести какие-либо дополнительные пожелания.



Этап 5. Обеспечиваем версионность


Тотальную и безболезненную. Но этому будет посвящена уже наша следующая история. Передаем эстафетную палочку фронтэндерам.

Итого в результате дизайн-части проекта:


  • Мы научились создавать собственный «язык» дизайна, адаптированный под специфику экосистемы ИТ-сервисов заказчика.
  • На опыте ИТ-сервисов конкретного заказчика превратили зоопарк в единую экосистему. Разработали единую концепцию UX, что позволит минимизировать “трение” при работе с нашими системами.
  • Создали UI Kit, который позволяет заказчику поддерживать и развивать все свои системы в едином стиле, а для наших дизайнеров сокращает временные затраты при работе над дизайном.
  • Реализовали распространение обновлений библиотеки в виде npm-пакета, что в сочетании с грамотным версионированием помогает исправлять огрехи и актуализировать дизайн безболезненно и изолированно на каждом проекте.
  • Исчерпывающе проиллюстрировали работу библиотеки через демо-приложение, что позволяет разработчикам нередко обходиться не только без дизайнеров, но даже без верстальщиков.

Продолжение следует...


В следующем посте расскажем про подробности фронт-энд части решения. Оставайтесь на связи.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (5)


  1. teifo
    06.06.2017 05:19

    Интересно, а зачем в картинке к пункт 3, такое странное использование RUBцифры? На мой любительский взгляд это сочетание сливается и превращается в какую-то абракадабру и требуется усилие, чтобы понять, что это какая-то сумма.


  1. mmxdesign
    06.06.2017 06:45

    На чем делали демо-приложение? Есть ли какой нибудь генератор шаблонов аля sphinx-doc?


  1. eastbanctech
    06.06.2017 06:46

    Делали на нашей основной технологии — Angular 4. Генераторы и прочие магические штуки не использовали. Цель была в том, чтобы сделать именно полноценное интерактивное приложение, с которым:
    а. Смогут "играться" заказчики, чтобы пощупать новую идею дизайна до того, как она попала в конечное приложение. И чтобы они это делали именно в настоящем приложении, а не в полуинтерактивном прототипе в Axure или подобных инструментах.
    b. Смогут "играться" разработчики, и которое будет простым настолько, что в его коде будут видны именно возможные варианты работа с ui kit и код, необходимый для этого. То есть это очень просто приложение, которые наши разработчики могут вытянуть из git, очень легко собрать, и очень легко в нем разобраться. А так же использовать его как готовый boilerplate, на котором они могут попробовать различные свои идеи.


  1. igor_botvinyev
    06.06.2017 13:35
    -4

    Всем привет, друзья!

    Мы разработчики сервиса видео аналитики Userx для анализа мобильного приложения, чтобы изучать поведение пользователей.

    Регистрируйтесь на http://userx.pro/ru/, чтобы получить trial-версию
    Первые 50 зарегистрированных пользователей получат бесплатно полную версию продукта.


    1. eastbanctech
      06.06.2017 13:52

      Будем иметь ввиду. Спасибо.