Я сразу отказался от всех полуготовых решений, типа amoCRM (удобная, но нам рановато пока), ShugarCRM (кривая и медленная, вызывает невроз) и др., потому что я люблю, чтобы софт подстраивался под мой бизнес, а не бизнес-процессы подстраивались под софт (да и на первых порах нужно что-то по проще с низкой стоимостью внедрения). Так что — только гугл-док, только хардкор!

На создание этой системы ушло часа 3 — не больше. Давайте расскажу, как работает:
1. На листе «Активности» у нас исходные данные — мы указываем, все контакты по какому проекту, когда, что обсуждали и как изменился статус проекта. (Проекты, разумеется, выбираются из выпадающего списка — можно сделать кликнув по ячейке правой кнопкой -> проверка данных, и в графе «Правила» указать столбец со списком проектов, который у нас на странице «Лиды»)

2. Лиды — Это сводный лист со всеми проектами и статусами по ним. Взглянув на него сразу понятно, в каком состоянии продажи компании (даты последних контактов подсвечиваются в зависимости от свежести. Чем дольше не пинговал контакт, тем он белее) Это делается «Условным форматированием» во вкладке «Градиент»). Самое удобное, это то, что к каждому проекту подтягивается информация о последнем контакте и всегда видно, чем завершился последний контакт и чего ждать дальше.

3. Ну и, конечно, планирование: лист «План контактов». Тут все просто — пишем проект, дату будущего контакта и тему. Статус указывает, произошел контакт или еще нет, либо плановый контакт отменен.

На листе «Звонки на сегодня» уже поинтереснее в плане формул — выбирается с одной стороны все будущие контакты (а те, что на сегодня подсвечиваем цветом: в условном форматировании ставим, что условие равно =today() ) а во втором столбце подсвечиваем красным те, что просрочены. По формуле видно, что как только статус на странице с плановыми контактами изменится на «Проведен» или «Отменен», из списка пропущенных они уйдут.

Таким образом, чтобы всегда быть в курсе происходящего и видеть картинку по всем проектам, мне достаточно просто записывать результаты всех своих контактов, заполнять план контактов и отмечать, когда они произошли.
Скажу вам, что после начала учета видение бизнеса меняется кардинальным образом, как и подход к продажам. Контакты с лидами становятся периодическими и системными (а не только во время панических атак на тему «Мы скоро разоримся!111!!!!»).
Сам шаблон файла можете скачать тут.
Всем успешного ведения внутренних продаж!
Комментарии (28)
 - Delphinum14.06.2017 14:26+3- Всегда любил простые, минималистичные решения конкретных задач, да еще и реализованных прикладными специалистами, а не программистами. Они есть квинтэссенция программного представления предмета. 
 
 Сейчас вас, автор, будут пытаться убеждать, что вы велосипедодел, но вы не обращайте внимания, на хабре 90% народа болеют «гугломанией» и «современностеканьем». - pkondaurov14.06.2017 14:53+1- Спасибо за добрые слова! 
 Но на сколько успел заметить, публика тут объективная.
 Что касается велосипедов и готовых решений — то тут руководствуюсь такой логикой: На одной чаше весов усилия по решению моей потребности теми инструментами, которые уже знаю, а на другой — поиск, изучение, тестирование и внедрение новых.
 Обычно выбираю то, что наиболее выгодно. Когда в похожей табличке по учету показателей бизнеса моего друга все начало дико тормозить, я переписал фотмулы, чтобы массивы перемножались не все на всех, а чтобы формула динамически считала только заполненные ячейки и перемножала их. Этого хватит на полгода-год, а потом, если сильно тормозить начнет и пределы оптимизации будут исчерпаны, то посмотрим в сторону 1С (убереги боже) или еще какой системы учета. А то гляди, может бизнес попрет, и сможет позволить себе разработку, то и свою напишем уже по-взрослому :-) - Delphinum15.06.2017 00:57- Взрослые дяди так и ведут бизнес: сначала просто и быстро, затем, если дело пошло в гору, переписывают и подстраиваются под требования. Просто среди программистов многие любят преждевременно оптимизировать то, что возможно завтра вообще не взлетит. 
 
  - myemuk14.06.2017 21:23- Да, помню деньки, когда программирование еще не было моим делом. Так одной небольшой фирме сделал всю бухгалтерию и учет товара на складах и магазинах в Excel. Было несколько файлов, и данные перетекали из одного файла в другой при необходимости. 
 
- habradante14.06.2017 14:42+2- Вспоминается статья Джоэла Спольски о том для чего писался Excel и что при его написании планы по его доработке и, фактически, весь таск-трекер, велся в том же самом Excel. 
 На мой взгляд, люди просто мало представляют себе возможности уже написанного софта и начинают переизобретать то, что уже давно есть.
 Вы, автор, молодец.
 - Vrankevich14.06.2017 15:03- Да вам тут versus баттл можно устраивать https://habrahabr.ru/company/regionsoft/blog/329986/ 
 
 Конечно, поделка у вас так себе, и претензий к ней много. Но для первого раза кому-то может и сгодится. - pkondaurov14.06.2017 15:12+1- Статья интересная, но мне кажется, некорректно сравнивать таблицы и специализированные решения. Это как мерседес и ходули. Все зависит от задачи и ресурсов на ее решение. 
 Табличные решения подходят на ранних стадиях бизнеса и могут дать очень много профита и такой контроль над бизнесом, который и в крупных предприятиях с дорогими решениями не всегда достижим.
 
 По поводу несовершенности решения — тут полностью согласен. Давно заметил, что лучший для меня путь — это создать первую версию с хоть какими-то показателями, а дальше в течении нескольких месяцев таблицы начинают перерождаться, оптимизироваться, дополняться. В общем, Agile — в действии - SADKO14.06.2017 15:42- +1 коробочную\заказную CRM ещё надо внедрить, и этот процесс никогда не бывает безкровным, о чём интеграторы и разработчики предпочитают молчать в тряпочку… 
 
 Сколько видел я акксессно-ёксельных велосипедов, у всех была общая черта, при всей своей неказистости. они таки ездили! В смысле ускоряли, а не тормозили бизнес…
 
 
 - paranoya_prod14.06.2017 15:34+1- Что будете делать когда Гугл скажет, что больше не сможет добавить новых строк на лист «Активности»? 
 Что будете делать когда выпадающий список проектов в столбце «Проект» не сможет вместить ещё одну строку?
 Список проектов для столбца «Проект» генерируется полностью автоматически или приходится поправлять формулу так, чтобы она при добавлении нового проекта включала нужный диапазон? - pkondaurov14.06.2017 15:41- это совсем простые вопросы :-) 
 1. Когда список активностей станет слишком большим, его можно будет скрыть. А если насколько большим, что не вместит один лист гугла (но я не видел еще нижнего края гугл-таблицы), то их можно будет просто вынести в другую таблицу, ведь список активностей актуален в небольшом временнОм горизонте.
 2. Проекты в выпадающем списке уже сейчас в шаблоне, который по ссылке, выбираются из справочников, а туда попадают только те, чей статус «Активен» :-) - paranoya_prod14.06.2017 19:43+1- Сколько человек работает в этой «CRM»? Если больше одного, то как система себя ведёт при одновременном редактировании?  - pkondaurov14.06.2017 22:47- Сейчас редактирую только я, смотрят все посвещенные. Есть другая таблица, которую одновременно ведут 5 человек, проблем не было. Гугл показывает, что ячейка занята, значит нужно выбрать следующую  - paranoya_prod15.06.2017 11:04+1- Задумывались над созданием аналитики, воронки продаж или лога по одному проекту для анализа почему он застрял или соскочил?  - pkondaurov15.06.2017 14:57- Лог есть, для этого на листе активности можно отфильтровать записи по конкретному Лиду. Воронку ещё не считал, думаю, позже прикручу 
 
 
 
 
 
 - diomas14.06.2017 16:44- Значения для подстановки Проекта в листе Активности почему-то ссылаются на диапазон в листе Справочники, хотя эти данные уже есть на самом листе Проекты. 
 - То есть сейчас, когда я добавил новый проект, я должен продублировать его название на листе Справочники чтобы я мог выбрать его на листе Активности. 
 - Но это только начало. Когда вы разберетесь, как подставлять данные, обнаружите, что в результате многократных вставок/удалений строк в таблице-источнике диапазон подстановки, который сейчас указан как - 'Справочники'!A2:A1000, собьется на что-то типа- 'Справочники'!A10:A986и при добавлении в эту таблицу новых строк вы их опять не увидите в подстановке. В экселе это решается тем, что можно указать диапазон как- 'Справочники'!A2:A$, но в гуглдоках такой возможности нет. А там придется вляпаться в Google Apps Script... - pkondaurov14.06.2017 18:04- Значения для подстановки берутся из справочников, а туда попадают формулой с листа "лиды" и берутся только те, которые отмечены как "активные". Это сделал для того, чтобы проще было выбирать и список был короткий. 
 Также я сделал инструмент для своей ит-студии, у нас цикл продажи 4-6 месяцев. Не будет у нас 1000 проектов ближайшие 5 лет, а если будет, мы на совсем другие решения перейдем. Это же статья о том, как сделать CRM за три часа дня малого и среднего бизнеса, а не о том, как создать универсальную лучшую CRM на годы вперёд
 
 - olku14.06.2017 17:27- Эл.таблицы — до сих пор самая популярная БД в мире. Добавлю, что файл того же OpenOffice — это БД с доступом по UNO API. 
 - Shakhmin14.06.2017 19:09-1- Все начинают с таблиц 
 А вот когда вас станет несколько (ещё лучше конкурирующих), да каждый решит применить свои фильтры, а руководитель захочет отчёты, то вы планово перейдете в таблицы в какой-либо бд.
 Причем одной из важных задач будет не перенос данных, а перенос сложившейся логики, которая притянута к гуглотаблицам.
 Хотите делать своё — это хорошо. Даже свой велосипед — он свой и любимый. А вот в будущее лучше смотреть из расчета, что эти таблицы — это прототип, с помощью которого вы определите стартовый функционал вашей будущей crm
 - Ps crm — это не таблица и не бд, это в первую очередь идеология  - pkondaurov14.06.2017 20:21- Про идеологию согласен, именно поэтому сделал ее сам и так, как вижу правильным дня своего бизнеса. По сути важно только то, как вводятся исходные данные и какой уровень детализации этих данных. Все остальное это только удобное их представление, которое можно переделывать хоть каждый месяц, пока не найдется оптимальная модель для работы, а вот уже ее можно будет прогать по взрослому, либо настаивать под нее специализированные решения  - Shakhmin14.06.2017 20:54+1- Дальнейшее следование идеологии повлечет за собой планирование (в том числе действий, необходимых для привлечения необходимого дохода/оборота), например на основании воронки продаж, и разработки вашей методики оценки затрат на каждого клиента (цифры показывают, что некоторые мозгоклюи — очень выгодные клиенты, а вот от некоторых зайчиков лучше бы отказаться) 
 В табличках это делается витиевато ) - pkondaurov14.06.2017 21:27- да, я жду с нетерпением того дня, когда таблица с клиентами, средний чек которых от 3 до 10 млн начнет не выдерживать переполнения, и придется переводить этот шестизарядный семистрел на полноценную CRM платформу :-) 
 Такие сложности не страшные :-)
 
 А если серьезно, то считаю, что все должно быть своевременно. Страшнейший грех айтишников (а я сам из них и у меня целая студия) — это преждевременная оптимизация. Так хочется все заранее и наперед и по-хорошему сделать. А бизнесу в данный момент нужно совсем не много
 
 
 
 - salsaly414.06.2017 21:48+2- В середине-конце девяностых в Саратове был такой опсос — Саратовская Система Сотовой Связи. Абонентов у них на максимуме было что-то около четырех тысяч. 
 
 Биллинг был на Excel.
 - dgeluh15.06.2017 13:24- У меня такая была в эксцеле, 2001-2003 год. Как только вырастаешь -сразу ищешь более удобное решение. Но вариант да, приемлем и прост. Вполне может закрыть ИП или мелкий бизнес. 
 - surVrus16.06.2017 11:09-1- Огромное спасибо! Я сам перепробовал множество разного софта в своей работе. 
 И сейчас перебираюсь полностью на инструменты гугла. ОТ использования продуктов микрософт отказался почти полностью.
 С точки зрения системологии и инженерии продукты (сервисы) гугла построены оптимально.
 Мне нужна система для лабораторного журнала при разработке сложной химической продукции — за 2-3 часа я сделал такую систему и тоже на таблицах Гугла. Специализированные решения от Agilent и иных *удаков имеют меньший функционал и крайне неудобны в работе.
 Управление проектами уровня 2-3 млн рублей, государственное дофинансирование R&D работ 5-10 млн рублей, технические проекты уровня предприятия (5-10 млн рублей) — все прекрасно реализуется на GSuite.
 Это с точки зрения бизнес-процессов. Инструмент модульный, простой, оптимальный.
 В Аспекте работы командой или одиночкой: сначала есть таблицы и документы, делай сам. Потом я перешел на корпоративный вариант (платный, по 4 евро на рыло) — инструменты остались те же самые, просто возрос функционал. Читал недавно про более продвинутые планы — тот же подход. Все просто, ясно и шаг за шагом.
 Главное — можно работать командой, дистанционно, одновременно. и НЕ НАДО «пердолить осла» с информатиками, чтобы получить такую возможность. Все работает БЕЗ приглашения каких то специалистов и танцов с софтом и железом.
 в Аспекте функционала: есть все, что НЕОБХОДИМО. Рюшечки — можно допилить. Кстати, я вчера задумался (пока этап анализ идеи) над программой, которая бы реализовала систему MRP и остальной учетный функционал типа 1С, только на инструментах гугла. Не бух учет! А именно контролинг! В виде открытой платформы, модульной, причем со встроенными системами работы с технологиями финтех (блокчейн, DAO). Было бы очень прикольно нужно.
 в Аспекте программирования:
 основа — nonSQL базы данных. Что еще нужно лучше? А что ЕСТЬ реально лучше?
 проблемы масштабирования решаются модернизацией инструмента до более высокой версии. Гугл, если что, вроде работает, как система, с немаленькой нагрузкой…
 фреймворки для архитектуры — все есть
 языки — какие не лень, те и применяй
 работа на таблетах и телефонах — вроде как реализовано.
 более-менее все стандартизировано — да.
 система безопасности — тоже есть. Вопрос тут спорный, но есть простой критерий: проведите аудит своей локальной системы на том же уровне, что гугл — тогда можно сравнивать, кто лучше.
 Как-то так…
 Еще раз, огромное спасибо!
 
           
 
Analitik_Telecom
Хэштеги в метках. Милота какая :-) Не хватает #яумамыпрограммист #гольнавыдумкихитра