Сегодня исполняется 10 лет Школе анализа данных Яндекса. Девять лет назад я в неё поступил, семь лет назад выпустился и в том же 2010 году, 21 июля, я стал сотрудником ООО «Яндекс».
С тех пор мы все сильно изменились: и я, и Яндекс, и ШАД. Но есть несколько уроков, которые я вынес из стен Школы, которые до сих пор оказываются для меня актуальными и вряд ли перестанут быть таковыми.
Изначально я написал этот пост в личном канале медиума, но затем коллеги убедили меня, что имеет смысл поделиться им с Хабром. Возможно, текст получился слишком высокопарным, но такая уж штука юбилей, что без толики высокопарности не получается.
Поступал я в Школу, только-только закончив третий курс кафедры прикладной математики МЭИ. Вообще-то тогда говорили, что создатели Школы рассчитывают на выпускников-бакалавров — то есть выпускников четвёртого курса. Так что я изрядно рисковал.
Комиссия собеседующих на устном экзамене впечатляла: Илья Борисович Мучник, maxim_babenko, Лена Бунина. Илья Борисович задавал мне вопросы по теории вероятностей, а затем и по математической статистике. И тут выяснилось, что статистики я совершенно не знаю, ведь её проходят на четвёртом курсе!
Я тогда просто признался в том, что ничего об этом не знаю и точно не отвечу ни на один вопрос. Неожиданным стало то, что Илья Борисович в конце оценил моё выступление по своим дисциплинам чрезвычайно высоко. Было довольно необычно, учитывая, что одну из этих дисциплин я совершенно не знал. Уж по крайней мере, такая оценка не укладывалась в привычные критерии, знакомые мне по школе или институту.
Затем я понял, что это ведь очень логично. Комиссия сразу смогла понять ограниченность моего знания; важно и то, что был понятный способ эту ограниченность преодолеть (перейти на четвёртый курс и всё узнать). Намного хуже не знать границы своего знания, чем просто чего-то не знать.
Когда человек осознаёт ограниченность своего знания, он понимает, в каких вопросах является некомпетентным и когда ему не стоит принимать решений; знает, в каком направлении ему стоит двигаться, чтобы раздвигать границы собственной осведомлённости; не отнимает времени у людей, которых мог бы смутить неоправданной уверенностью в своих силах.
Интеллектуальная честность — это главное. И Илья Борисович был первым человеком, который меня этому научил.
Помню, очень гордился собой, когда за первый учебный час на занятиях по C++ решил пять задачек из десяти. Некоторые мои знакомые, выходя из аудитории одновременно со мной, очень скептически высказывались о своих способностях. Впоследствии я узнал, что они решили кто тоже по пять, кто по семь. А Женя Ремизов, например, решил тогда все десять.
Дурная привычка — считать себя самым лучшим, самым умным и самым классным. Считать себя достигшим успеха. Особенно подобные мысли вредят молодым людям в возрасте двадцати лет, когда они не только ничего не умеют, но еще и не имеют возможности в этом убедиться. Такая иллюзия если к чему и может привести, то только к деградации.
В средней школе легко мнить себя очень умным и относить изредка (раз в год) случающиеся провальные выступления на районных олимпиадах на счёт стечения обстоятельств. Занятия в институте тоже не всегда могут что-то изменить в этом мировоззрении.
Тем удивительнее вынырнуть из такого комфортного ощущения и встретить людей, которые умеют то же, что и ты, но не считают себя суперпрофессионалами. Ещё удивительнее встретить людей, которые умеют значительно больше и одновременно крайне критически себя воспринимают. Это был какой-то совсем новый и незнакомый для меня тип мышления.
Любопытно было и то, что многие мои однокурсники в Школе являлись выпускниками мехмата или, например, кандидатами наук. Разумеется, с такими прекрасными людьми было бессмысленно состязаться в учёбе: они просто были лучше меня, и так продолжалось на протяжении всего времени обучения. Вот это уже оказалось совсем новым ощущением: учиться рядом с людьми, которые на голову тебя превосходят буквально во всех аспектах, и одновременно понимать, что всё нормально и, более того, классно.
Выяснилось, что человек действительно учится только тогда, когда находится рядом с кем-то, кто умеет больше него. Выяснилось, что более классный человек рядом — не повод завидовать или грустить, а единственно возможная ситуация, способствующая развитию. Ошибаться — нормально; не знать — нормально, ведь в мире просто такое количество самых разных знаний, что не в человеческих силах быть в курсе всего. Здорово, что в Школе есть много людей, у которых можно поучиться — и среди учеников, и среди учителей.
Ещё один отличный эффект от такого соседства — понимание, что с задачей можно справиться. Ты непосредственно наблюдаешь людей, которые делают то же самое, но справляются. В итоге появляется надежда, что однажды справишься и ты.
Когда молодые люди, уже и так совмещающие учёбу в вузе с работой, приходят в ШАД, чтобы посвящать еще три-четыре вечера в неделю (9–12 часов!) дополнительным занятиям, а кроме того, неизвестно сколько времени тратят на выполнение домашних заданий — это само по себе вызывает некоторое недоумение. Зачем им идти в ШАД? Они и без того учатся во в меру престижных вузах, которые, конечно же, дают им все необходимые знания и навыки для успешной будущей жизни и профессиональной деятельности, не так ли? А некие дополнительные знания — зачем они им? Это ведь лишняя трата сил на какие-то непонятные и никому не нужные дисциплины, которые практикующие программисты вообще никогда не применяют, разве нет?
Удивительно, но люди, приходящие в ШАД, настолько далеки от подобных мыслей, насколько вообще возможно. Их влечёт не какая-то непосредственная выгода от приобретаемых знаний; их влечёт Неизведанное.
Как только мы задаём себе вопрос в духе «Зачем мне эта дисциплина, когда я и без неё прекрасно трудоустроюсь?», мы отказываем себе в возможности бесконечного развития, в счастье вечно быть в начале бесконечности; напротив, мы ограничиваем себя нелепыми рамками, которые в основном определяются степенью нашего нынешнего невежества.
Оказывается, единственный возможный способ держать себя в постоянном интеллектуальном тонусе — постоянно сомневаться в своём знании; узнавать что-то новое, пробовать себя в новых дисциплинах, знакомиться с теми, кто в чём-нибудь разбирается лучше тебя. Всё время искать новые вызовы и новые области, в которых человек ещё не силён и которые могут неожиданно изменить его жизнь и мировоззрение, а через него и других людей, — именно таким путём идут все великие люди.
Этот путь выбирают и те, кто приходит в Школу, пусть даже не всем из нас суждено стать великими.
На выпускном Миша Левин сказал достаточно неожиданные для меня слова. Сейчас я не могу воспроизвести их в точности, но по сути Миша сказал следующее:
— Вы многое знаете и многое умеете. Когда вы придёте на свою новую работу, распространяйте те хорошие мысли и идеи, которыми вы теперь обладаете: учите людей вокруг себя алгоритмам, хорошему коду, машинному обучению. Вы знаете это всё и за счёт этого можете делать ваш коллектив лучше.
Более вероятно было ожидать фраз о том, например, что нам ещё многому нужно научиться. Но прозвучало именно то, что прозвучало. Мысль, что только-только выпустившиеся из Школы ребята могут чему-то там научить аксакалов, уже находящихся в стенах компании, была для меня достаточно революционной.
Здесь есть два аспекта, на которых нужно остановиться.
Первый: выпускники ШАД действительно разбираются в некоторых вещах. Школа даёт хорошее образование, в том числе в области чистого программирования и алгоритмов. Так что да, выпускник ШАД владеет хорошим стилем программирования, знает языки, классические алгоритмы и поэтому может положительным образом влиять на процессы разработки.
Второй: совершенно неважно, от кого именно исходит здравая идея. Намного более важно, насколько она в действительности хороша. И задача любого действующего специалиста — быть восприимчивым к сути новых идей, безотносительно их источника, ведь в противном случае он впадёт в грех джастификационизма.
Всё вышесказанное можно суммировать следующим образом. Для успешной жизни после учёбы человеку нужно не так уж и много:
Всё это даёт своим ученикам Школа. И все эти мысли очень ёмко выразил Миша своими словами: вы можете; идите и делайте!
С тех пор мы все сильно изменились: и я, и Яндекс, и ШАД. Но есть несколько уроков, которые я вынес из стен Школы, которые до сих пор оказываются для меня актуальными и вряд ли перестанут быть таковыми.
Изначально я написал этот пост в личном канале медиума, но затем коллеги убедили меня, что имеет смысл поделиться им с Хабром. Возможно, текст получился слишком высокопарным, но такая уж штука юбилей, что без толики высокопарности не получается.
Ограниченность знания
Поступал я в Школу, только-только закончив третий курс кафедры прикладной математики МЭИ. Вообще-то тогда говорили, что создатели Школы рассчитывают на выпускников-бакалавров — то есть выпускников четвёртого курса. Так что я изрядно рисковал.
Комиссия собеседующих на устном экзамене впечатляла: Илья Борисович Мучник, maxim_babenko, Лена Бунина. Илья Борисович задавал мне вопросы по теории вероятностей, а затем и по математической статистике. И тут выяснилось, что статистики я совершенно не знаю, ведь её проходят на четвёртом курсе!
Я тогда просто признался в том, что ничего об этом не знаю и точно не отвечу ни на один вопрос. Неожиданным стало то, что Илья Борисович в конце оценил моё выступление по своим дисциплинам чрезвычайно высоко. Было довольно необычно, учитывая, что одну из этих дисциплин я совершенно не знал. Уж по крайней мере, такая оценка не укладывалась в привычные критерии, знакомые мне по школе или институту.
Затем я понял, что это ведь очень логично. Комиссия сразу смогла понять ограниченность моего знания; важно и то, что был понятный способ эту ограниченность преодолеть (перейти на четвёртый курс и всё узнать). Намного хуже не знать границы своего знания, чем просто чего-то не знать.
Максим Бабенко, Елена Бунина, Аркадий Волож, Илья Мучник и Григорий Кондаков
Когда человек осознаёт ограниченность своего знания, он понимает, в каких вопросах является некомпетентным и когда ему не стоит принимать решений; знает, в каком направлении ему стоит двигаться, чтобы раздвигать границы собственной осведомлённости; не отнимает времени у людей, которых мог бы смутить неоправданной уверенностью в своих силах.
Интеллектуальная честность — это главное. И Илья Борисович был первым человеком, который меня этому научил.
Люди
Помню, очень гордился собой, когда за первый учебный час на занятиях по C++ решил пять задачек из десяти. Некоторые мои знакомые, выходя из аудитории одновременно со мной, очень скептически высказывались о своих способностях. Впоследствии я узнал, что они решили кто тоже по пять, кто по семь. А Женя Ремизов, например, решил тогда все десять.
Дурная привычка — считать себя самым лучшим, самым умным и самым классным. Считать себя достигшим успеха. Особенно подобные мысли вредят молодым людям в возрасте двадцати лет, когда они не только ничего не умеют, но еще и не имеют возможности в этом убедиться. Такая иллюзия если к чему и может привести, то только к деградации.
В средней школе легко мнить себя очень умным и относить изредка (раз в год) случающиеся провальные выступления на районных олимпиадах на счёт стечения обстоятельств. Занятия в институте тоже не всегда могут что-то изменить в этом мировоззрении.
Студенты ШАД в 2016 году
Тем удивительнее вынырнуть из такого комфортного ощущения и встретить людей, которые умеют то же, что и ты, но не считают себя суперпрофессионалами. Ещё удивительнее встретить людей, которые умеют значительно больше и одновременно крайне критически себя воспринимают. Это был какой-то совсем новый и незнакомый для меня тип мышления.
Любопытно было и то, что многие мои однокурсники в Школе являлись выпускниками мехмата или, например, кандидатами наук. Разумеется, с такими прекрасными людьми было бессмысленно состязаться в учёбе: они просто были лучше меня, и так продолжалось на протяжении всего времени обучения. Вот это уже оказалось совсем новым ощущением: учиться рядом с людьми, которые на голову тебя превосходят буквально во всех аспектах, и одновременно понимать, что всё нормально и, более того, классно.
Выяснилось, что человек действительно учится только тогда, когда находится рядом с кем-то, кто умеет больше него. Выяснилось, что более классный человек рядом — не повод завидовать или грустить, а единственно возможная ситуация, способствующая развитию. Ошибаться — нормально; не знать — нормально, ведь в мире просто такое количество самых разных знаний, что не в человеческих силах быть в курсе всего. Здорово, что в Школе есть много людей, у которых можно поучиться — и среди учеников, и среди учителей.
Ещё один отличный эффект от такого соседства — понимание, что с задачей можно справиться. Ты непосредственно наблюдаешь людей, которые делают то же самое, но справляются. В итоге появляется надежда, что однажды справишься и ты.
Атмосфера
Когда молодые люди, уже и так совмещающие учёбу в вузе с работой, приходят в ШАД, чтобы посвящать еще три-четыре вечера в неделю (9–12 часов!) дополнительным занятиям, а кроме того, неизвестно сколько времени тратят на выполнение домашних заданий — это само по себе вызывает некоторое недоумение. Зачем им идти в ШАД? Они и без того учатся во в меру престижных вузах, которые, конечно же, дают им все необходимые знания и навыки для успешной будущей жизни и профессиональной деятельности, не так ли? А некие дополнительные знания — зачем они им? Это ведь лишняя трата сил на какие-то непонятные и никому не нужные дисциплины, которые практикующие программисты вообще никогда не применяют, разве нет?
Удивительно, но люди, приходящие в ШАД, настолько далеки от подобных мыслей, насколько вообще возможно. Их влечёт не какая-то непосредственная выгода от приобретаемых знаний; их влечёт Неизведанное.
Илья iseg Сегалович и Аркадий Волож на третьем выпускном ШАД
Как только мы задаём себе вопрос в духе «Зачем мне эта дисциплина, когда я и без неё прекрасно трудоустроюсь?», мы отказываем себе в возможности бесконечного развития, в счастье вечно быть в начале бесконечности; напротив, мы ограничиваем себя нелепыми рамками, которые в основном определяются степенью нашего нынешнего невежества.
Оказывается, единственный возможный способ держать себя в постоянном интеллектуальном тонусе — постоянно сомневаться в своём знании; узнавать что-то новое, пробовать себя в новых дисциплинах, знакомиться с теми, кто в чём-нибудь разбирается лучше тебя. Всё время искать новые вызовы и новые области, в которых человек ещё не силён и которые могут неожиданно изменить его жизнь и мировоззрение, а через него и других людей, — именно таким путём идут все великие люди.
Этот путь выбирают и те, кто приходит в Школу, пусть даже не всем из нас суждено стать великими.
Изменить мир может каждый
На выпускном Миша Левин сказал достаточно неожиданные для меня слова. Сейчас я не могу воспроизвести их в точности, но по сути Миша сказал следующее:
— Вы многое знаете и многое умеете. Когда вы придёте на свою новую работу, распространяйте те хорошие мысли и идеи, которыми вы теперь обладаете: учите людей вокруг себя алгоритмам, хорошему коду, машинному обучению. Вы знаете это всё и за счёт этого можете делать ваш коллектив лучше.
Более вероятно было ожидать фраз о том, например, что нам ещё многому нужно научиться. Но прозвучало именно то, что прозвучало. Мысль, что только-только выпустившиеся из Школы ребята могут чему-то там научить аксакалов, уже находящихся в стенах компании, была для меня достаточно революционной.
Михаил Левин, выпускник первого потока ШАД
Здесь есть два аспекта, на которых нужно остановиться.
Первый: выпускники ШАД действительно разбираются в некоторых вещах. Школа даёт хорошее образование, в том числе в области чистого программирования и алгоритмов. Так что да, выпускник ШАД владеет хорошим стилем программирования, знает языки, классические алгоритмы и поэтому может положительным образом влиять на процессы разработки.
Второй: совершенно неважно, от кого именно исходит здравая идея. Намного более важно, насколько она в действительности хороша. И задача любого действующего специалиста — быть восприимчивым к сути новых идей, безотносительно их источника, ведь в противном случае он впадёт в грех джастификационизма.
Всё вышесказанное можно суммировать следующим образом. Для успешной жизни после учёбы человеку нужно не так уж и много:
- собственно современные знания,
- способность получать знания самостоятельно, развивать их и сомневаться в них,
- уверенность для того, чтобы свои знания и умения применять на практике для изменения окружающей действительности и себя.
Всё это даёт своим ученикам Школа. И все эти мысли очень ёмко выразил Миша своими словами: вы можете; идите и делайте!
Поделиться с друзьями
takovoy
Вы молодцы! Жаль возможности нет быть с вами, приходится учиться самостоятельно.