Процесс создания переводного и оригинального контента не слишком сильно отличаются между собой: по-настоящему качественный перевод требует не только знания языка, но и творческого усилия. Если перед автором оригинального текста стоит задача четко изложить свои мысли на, как правило, родном для него языке, то переводчик в равной степени должен понимать, что хотел сказать автор — и уметь пересказать это в соответствии с нормами целевого языка так, чтобы это было приятно читать.

Типичные трудности перевода

Классический пример симбиоза знания языка и творческого начала в ходе перевода — деятельность братьев Стругацких. Кроме создания собственных произведений, они оба работали как переводчики с английского и японского под псевдонимами С. Бережков, С. Победин и С. Витин. И если вы читали советские издания Азимова «Как им было весело», Нортон «Саргассы в космосе» или Уиндема «День триффидов» — то это были переводы Стругацких.

Как организовать работу с текстом


Самое удивительное в работе переводчика то, что если это не инструкция к микроволновке или утюгу, то по сложности, между переводами записи в блоге и книги разница невелика. Основные отличия — в объемах. Фактически, все вышесказанное сводится к простой и банальной истине: если автор первоисточника должен обладать знаниями по теме и высоким уровнем владения языком, то переводчик — знаниями по теме и уровнем владения двумя языками.

Давайте рассмотрим сферическую ситуацию в вакууме перевода с английского на русский, когда переводчик является носителем русского языка.

Подводные камни перевода с английского на русский находятся в области принадлежности этих языков к различным группам. Английский относится к группе аналитических языков, а русский — к группе синтетических (флективных) языков. Проще говоря, каждый знает, что русский и английский имеют радикально отличные нормы словообразования, расстановки слов в предложении и так далее.

Объективно, качественный перевод на любой язык формируется из следующих аспектов:

  • содержательная часть первоисточника;
  • соответствие конечного перевода первоисточнику;
  • уровень владения языком оригинала со стороны переводчика;
  • уровень владения конечным языком со стороны переводчика.

Даже если предлагаемый к переводу текст кажется вам, как читателю, простым, как заказчику вам нужно уделить максимум внимания на нескольких этапах:

  • подбор исполнителя;
  • проверка результата на фактические ошибки;
  • проверка результата на стилистические ошибки.

Подбор исполнителя


Назовем несколько базовых признаков, по которым предпочтительнее выбирать переводчика для локализации самого проекта и контента в нем.

Первое. Если вы переводите на неаналитический язык, то желательно, чтобы переводчик был его носителем. Очевидно, что лучше, чем сам носитель, его не может знать никто. В этих языках нет жесткого порядка слов и правил построения предложений, поэтому у иностранцев уходят годы или даже десятилетия на их полное изучение.

Второе. Избегайте экзотических направлений перевода. Если по какой-то причине менеджеру проекта «стрельнуло» устроить перевод с иврита на китайский, то налейте ему чаю и успокойте, видимо, у него стресс, и он не отдает себе отчета. Оптимальный вариант сделать «крепкую» локализацию на английском и при добавлении новых экзотических языков отталкиваться уже от нее. При этом вы вполне можете найти переводчиков, работающих в области менее стандартных языковых пар, но сформированных географически и исторически. Такими парами можно назвать испанский-португальский, немецкий-французский, немецкий-турецкий и так далее. Вас могут убеждать, что подобный подход избыточен, и в вашем распоряжении будут специалисты, которые справятся с поставленной задачей, но это неоправданный риск.

Третье. Фриланс — это минное поле. Хороший переводчик на фрилансе почти как единорог: все верят в его существование, но мало кто видел. При этом если вам нужен перевод высшего класса, то объем выполненных работ в портфолио переводчика — это совершенно не показатель того, что вы получите желаемое. Очень часто люди, которые работают качественно, банально не способны перевести такое количество текстов в пересчете на рабочие дни. Поэтому если вы в первый раз ищите исполнителя на свой проект, то вам придется потратить значительное количество времени и усилий на подбор подходящего человека.

Вы столкнетесь с тем, что часть потенциальных исполнителей откажется выполнять тестовое задание на несколько килознаков бесплатно, часть согласится, а потом пропадет с радаров, а еще часть — попытается вас обмануть, выполнив тестовое задание с особым старанием, которого не будет наблюдаться в ходе работы. Еще есть категория переводчиков, которые готовы браться за любую работу, даже не вникая в суть заказа. Уже после старта оказывается, что у них не хватает профильных знаний или желания разбираться в теме.

Четвертое. Не все агентства одинаково полезны. Агентства по переводу находятся на другом берегу от фриланса и позиционируются как более качественный сервис. Серьезным преимуществом работы с ними является то, что ваше сотрудничество может быть выведено на принципиально иной правовой уровень. Да, прямо сейчас мы говорим об официальных документах, договорах и вот всей этой бумажной волоките. Однако стоит понимать, что переводчики, по сути, везде одинаковы, а бизнес-процессы, наоборот, протекают значительно медленнее.

Проверка результата на фактические ошибки


Кроме поиска самого переводчика вам придется озаботиться поиском редактора, который бы контролировал работу локализаторов и проводил прием работы. Особенно актуально это в случаях, когда вы сами не владеете или владеете в недостаточной степени целевым языком локализации и перевода. Опять же, как и в случаях с переводчиками, лучший вариант — это носитель языка. Конечно, можно обойтись и без редактора, но оправдан подобный подход только при небольших объемах, например, при локализации интерфейса, исправить которую можно будет при помощи фидбека пользователей.

Но не стоит сваливать фактическую вычитку на потребителя: если ошибок в локализации или переводе будет слишком много, они могут отпугнуть потенциального клиента. Мы заостряем на этом внимание, так как в последние годы слишком много проектов, в погоне за сроками релиза, находятся, фактически, в состоянии «вечной беты»; разработчики на ходу «допиливают» все, что можно, начиная от функций и заканчивая дизайном и локализацией.

Проверка результата на стилистические ошибки


И если факт-чек на грубые ошибки выглядит относительно просто, то следующий аспект локализации и перевода — проверка на стилистическое соответствие нормам целевого языка, это то еще приключение.

Английский язык очень часто используется в качестве базового для UI, контентного наполнения и FAQ. Человек, который свободного говорит и читает на английском, часто не замечает различий между английским и родным вариантом текста, но для носителя целевого языка, не говорящему на языке оригинала, могут бросаться в глаза инородные элементы. Стилистические ошибки могут поджидать вас всюду: начиная от использования англоязычных конструкций, неприемлемых в целевом языке перевода, до откровенного злоупотребления англицизмами.

Англоязычные «кальки» — это отдельный бич современных переводчиков. Если приводить пример в русском языке, то очень часто в переводных материалах встречаются следующие словосочетания и конструкции. Знаете ли вы, к примеру, что устоявшаяся форма подписи «С уважением, имярек» — в действительности пример глубоко въевшегося в нашу речь англицизима?

Грамматически для постановки запятой в подписи нет никаких оснований, но ставят ее из-за «традиций», которые, как вы догадались, выросли в том числе и из англоязычной конструкции. В русском языке образца XIX века запятой не было, появилась она в веке XX, да так после «С уважением» и осталась, хотя никаких оснований быть поставленной, кроме традиций и желания выделить интонацию, у этой запятой нет. Об этом упоминается на множестве ресурсов, в том числе и на вездесущей «Грамоте.ру».

В результате англоязычный вариант:

Regards, 
Ivan Ivanov

Превратился в:

С уважением,
Иван Иванов

Хотя нет никаких причин не писать просто:

С уважением Иван Иванов

Кальки имеют способность проникать в язык и укореняться в нем («человек-овощ» от англ. «vegetable» и глагола «to vegetate» — «прозябать», «вызовы нашего времени» от англ. «challenge» — «сложная задача», «проблема») поэтому приведем еще несколько примеров калек и буквализмов, употребление которых отличает плохого переводчика от хорошего.

В английском языке крайне распространена ситуация, когда новое предложение или даже абзац, связанный по смыслу с предыдущим текстом, начинается со слова «For», которое переводится на русский «так как». Для русского языка предложения, начинающиеся с «так как» отделяются от предыдущей конструкции не точкой, а запятой. Если вы увидите в переводе «Так как», когда в оригинале написано «For», вам стоит задуматься.

Если ваш переводчик дословно сохраняет структуру абзацев текста, особенно, если текст крайне фрагментирован — это еще один повод для беспокойства. В русском языке абзац является не только способом акцентировать внимание читателя на новом отрезке текста, но так же указывает на новый цельный смысловой блок, в котором заключены предложения, тесно связанные между собой. В английском языке абзацы используются иначе, зачастую, для выделения новой мысли, какой бы мелкой она ни была. То есть, если вам нужно перевести и адаптировать не условный FAQ или руководство, а, скажем, блог вашего эксперта, в котором он делится своими соображениями и дает практические советы, то грамотный подход к формированию абзацев на целевом языке крайне важен и переводчик должен руководствоваться не структурой первоисточника, а нормами целевого языка.

Ну и очевидно, что плохого переводчика от хорошего отличает понимание и корректный перевод фразеологизмов. Справедливости ради хочется заметить, что в каждом языке есть непереводимые фразеологизмы. Например американский «Send The Elevator Back Down», который родился на Манхэтенне с его небоскребами, буквально переводится как «спустить лифт обратно вниз», а по сути означает «оказать помощь тем, кто находится ниже тебя в иерархии/в худшем положении». Или перевести «Earworm» так, чтобы он гармонично вписался в текст, если и не сложно, то уж точно бывает проблематично.

Итого


Не рассчитывайте найти хорошего переводчика с первой попытки, если только он не достался вам по надёжной рекомендации. Процесс чтения на другом языке и процесс перевода с этого языка — это абсолютно разные вещи. Если вы считаете, что это неправда — попробуйте перевести любой англоязычный текст или новость на русский так, чтобы ничего в ней не выдавало иностранное происхождение. И вы удивитесь, насколько сложно бывает письменно адаптировать текст на другой язык.

В работе по переводу и локализации всегда нужно уделять внимание не только конечной стоимости и длительности работ, но и мелочам. Практически все зависит от степени вовлеченности переводчика в процесс: чем более он замотивирован сделать идеальный перевод и адаптацию, чем больше контекста имеет, тем лучше для вас.

Объемное портфолио исполнителя не всегда означает качественную работу. Если вы считаете, что ваши тексты имеют принципиально иной уровень сложности на фоне многочисленных руководств и FAQ, которые обычно и переводят, то количество выполненных подрядчиком проектов — это не тот показатель, на который следует ориентироваться. Нужно смотреть и на их сложность.

Любая работа по переводу требует времени, причем много времени. Если вы прочитали этот текст за 15 минут, это не значит, что его можно перевести за час и даже за два. Обычная скорость хорошего переводчика — это 8-10 тысяч знаков на языке оригинала за рабочий день. Есть монстры, которые переводят в разы больше, но в этом случае увеличивается вероятность брака.

Самое главное — это внимание, терпение и наличие времени. Невозможно локализовать проект или выполнить перевод солидного пласта контента в экстремально сжатые сроки так, чтобы потом не было стыдно за результат. Поэтому никогда не следует откладывать эти мероприятия в долгий ящик в надежде, что оно «как-нибудь само по-быстрому рассосется». Не рассосется.

Комментарии (31)


  1. Zakyann
    04.08.2017 00:07
    -3

    Сильно проще, когда сам достаточно хорошо знаешь исходящий. Как в нашем случае — English. Заказали платно! тестовый текст и выбрали максимально качественный результат + вычитывание результата нэтивом. Результат получился достаточно хорошим.


    1. Lokalise Автор
      04.08.2017 00:09

      Что у вас за проект, если не секрет?


      1. Idot
        04.08.2017 09:07

        А статья о том, как не знающему китайский язык получить качественный перевод на китайский будет?


        1. Lokalise Автор
          04.08.2017 09:27

          Интересующихся много? Будет тогда.


          1. ghost404
            04.08.2017 10:23

            Интересует японский


            1. Lokalise Автор
              04.08.2017 10:39
              +3

              Принято! Остался корейский, нужно рассказать кому?


              1. Idot
                04.08.2017 10:43
                +1

                Можно в одной статье, во всех этих странах используют иероглифы.
                (хотя можно и три статьи :))


                1. AnutaU
                  04.08.2017 19:37

                  Если переводить на корейский, зачем иероглифы?


                  1. Idot
                    04.08.2017 20:29

                    В Южной Корее очень ограниченно, но используются иероглифы. В Северной Корее от них окончательно отказались.


                    1. AnutaU
                      05.08.2017 09:13

                      Допустим, если переводить с корейского, ещё может что-то изредка попасться. Печать какая-нибудь замысловатая или ещё что-то. Но если наоборот, то зачем? Как-то сложно представить настолько специфическое задание для переводчика.

                      В общем, хороший переводчик, конечно, будет знать какое-то количество иероглифов, но это же не характерная особенность корейского.

                      А статью я бы тоже с интересом прочла.


                      1. ghost404
                        05.08.2017 09:49

                        А что тут представлять?
                        Если компания хочет выходить на мировой рынок, то ей нужно переводить на другие языки:


                        • Документациию к своему оборудованию или ПО
                        • UI программного обеспечения
                        • UI сайта

                        Стандартом для Российских компаний является наличие документов на русском и английском языках. Следующим как правило идут немецкий, французский и итальянский.
                        Если компания хочет развивать свою деятельность на востоке, то к этому списку очень быстро добавляются такие специфические языки как японский, китайский, корейский и арабский.
                        Всё делается для пользователей.
                        Вам ведь легче читать инструкцию на русском языке чем на английском, по например, эксплуатации стиральной машины произведенной в Японии, японский компанией.


                        1. AnutaU
                          05.08.2017 10:50

                          Вы не уловили суть вопроса. Ну, перевели документацию на корейский, хорошо. Иероглифы в какой момент появятся?

                          Ай, что тут обсуждать вообще. Одна будет статья про дальневосточные языки или три, не так и важно. Предлагаю на этом остановиться.


    1. vadimr
      04.08.2017 01:55
      +11

      Вы это на каком языке сейчас написали?


      1. LoadRunner
        04.08.2017 10:03
        +2

        На нэтиве.


  1. pda0
    04.08.2017 02:01

    Хотя нет никаких причин не писать просто

    Есть, конечно. Письмо — потомок бумажного документа, где подпись ставилась отдельно. А в одно строку, да ещё и без точки после «уважением» вы ломаете однозначность интерпретации, становится не понятно, кого же тут именно уважают.

    Предыдущий вариант не сильно лучше. А то и по-хуже. Запятая превращает его в обращение и уважать начинают уже самого Иванова.


  1. stranger777
    04.08.2017 03:48

    «Send The Elevator Back Down» по смысловой нагрузке фразы перевод «подать руку помощи» будет наиболее адекватным, с учётом того, что руку помощи подают обычно уже упавшему, чтобы мог встать. Немножко образного мышления — и всего-то. Да, не буквально, зато по сути.


    1. Lelik13a
      04.08.2017 05:07

      Не соглашусь. «Подать руку помощи» предполагает активное участие и усилие, тогда как «отправить лифт вниз» практически не требует усилий и отправляющему особо не интересен результат. По моему, стоит переводить как есть и при необходимости сопроводить сноской.


      1. Idot
        04.08.2017 08:01

        Потому правильный перевод — "кинуть спасательный круг", в этом случае, от кинувшего тоже не требуется дальнейшее участие.


  1. bopoh13
    04.08.2017 10:45

    С уважением,
    Иван Иванов
    Поголовно в каждом входящем. Иногда в названии каждое слово с заглавной буквы пишут ;)


  1. Zet_Roy
    04.08.2017 13:10
    -1

    Вы слишком озабоченные качеством перевода, все равно даже если перевод корявый смысл сохраняется, не имеет смысла искать хорошего переводчика и переплачивать, главное чтобы переведенный текст легко читался.
    А найти идеального переводчика невозможно.


    1. Lokalise Автор
      04.08.2017 13:12
      +1

      Идеальных не бывает, но надо хотя бы стараться. Кривой перевод не сильно лучше кривого функционала, правильно?


      1. Zet_Roy
        04.08.2017 14:50

        Вот смотри, иностранец никогда не поймет словосочетание «духовные скрепы», переводчик просто подумает что тут написано «духовка скрепка», в английском языке таких словосочетаний тьма. Я не думаю что в мире найдется человек который сможет перевести все смыслы слов.
        На мой взгляд чтобы существено улучшить качество текста, нужно нанимать по 5-10 человек на один текст, например первый переводчик перевел, второй проверят перевод и вносит свои правки и так далее, итерацией за итерацией текст будет улучшатся до читабельного вида, так разные люди и у них всех разный опыт, они внесут более осмысленный перевод чем один человек, потом они меняются местами на другом проекте и так они будут один одного обучать и улучать, коллективный разум так сказать.


        1. Lokalise Автор
          04.08.2017 15:58

          Абсолютно верно!


    1. Idot
      04.08.2017 13:20

      Корявый перевод при всех равных будет продаваться несколько хуже.
      Конечно, если нет конкурентов, и у клиента нет выбора, то возможно и наплевать. Но, если есть конкуренты и выбор, то это превращается в заметный фактор.


    1. DrParanoia
      04.08.2017 13:31
      +3

      Корявый перевод сразу ассоциируется с не качественным продуктом и может отпугнуть пользователя. Иногда лучше повременить с добавлением нового языка чем добавить его «абы как».


    1. Zakyann
      05.08.2017 00:42

      Идеально не получится. Даже к родному языку могут быть претензии (см. первый пост). Однако это не повод к нему стремится.


  1. BoyanBr
    04.08.2017 19:22

    Вы столкнетесь с тем, что часть потенциальных исполнителей откажется выполнять тестовое задание на несколько килознаков бесплатно, часть согласится, а потом пропадет с радаров, а еще часть — попытается вас обмануть, выполнив тестовое задание с особым старанием, которого не будет наблюдаться в ходе работы.


    Интересно почему надо выполнять бесплатно тестовое задание «на несколько килознаков». Дальше сами пишете:
    Обычная скорость хорошего переводчика — это 8-10 тысяч знаков на языке оригинала за рабочий день.


    Если «несколько килознаков» означает 4000 — 5000, значит, по-вашему, согласиться работать полдня бесплатно — это плохо и непрофесионально?

    И вообще, в статье не увидел одну основную причину трудности найти хорошего переводчика: заказчик не готов платить адекватно.


    1. andorro
      05.08.2017 17:01
      +1

      Вы сейчас выразили типичную позицию уставшего честного фрилансера, который видит заказчиков, кроме самых крупных, и готовых платить всем подряд уже на уровне тестового (редкий зверь, кстати. Если вообще существующий), как какое-то суетливое стадо неуверенных в себе леммингов. Мол, вот он я, такой хороший — не сомневайтесь, оплачивайте тестовые.

      С другой стороны, заказчик видит вас среди 50 откликов на Апворке, и понимает, по своему предыдущему опыту или опыту других, что 10 из них — развод, 10 — некомпетентны, 10 не потянут проект — и т.д. Не говоря уже о тех, кто могут расстараться на тестовом, а потом делать фактическую работу спустя рукава, или сливая фрилансеру подешевле — как от этого платное тестовое защитит? А теперь умножьте его на 50. Все ли бизнесы обладают толщиной кошелька и нервов, чтобы для найма одного фрилансера выложить его зарплату за месяц-два вперёд? Не говоря уж о затратах на проверку 50 работ. Возможно, вы бы хотели, чтобы все бизнесы были такими, но этого не будет. И не потому, что бизнесы какие-то неправильные — а потому, что они существуют не для удовлетворения ваших нужд. А своих, в первую очередь.

      Я не защищаю бесплатные тестовые, кстати. Они имеют смысл. По короткой переписке в 90% случаев можно понять, кто заслуживает таких условий, а за чью пробу сил вы платить не готовы. Просто как фрилансер, я, например, не испытываю вообще никаких проблем с заказчиками, которые не готовы мне оплачивать тестовые. Если, допустим, у меня есть свободные полдня, то я лучше потрачу их на бесплатное тестовое, которое может принести мне работу в будущем, чем буду сидеть и подсчитывать упущенные барыши — лучше 20%, что эти полдня себя окупят, чем гарантированное ничего.

      С другой стороны, я уже давно практически не делаю тестовых, а в редких случаях, когда они требуются, легко добиваюсь их оплаты. Это вопрос профессиональных и личных качеств фрилансера в больше степени, чем каких-то заданных свойств заказчика. Я на этом рынке также свободен, как и клиенты — если мне нужна оплата тестового, а клиент не идёт на это, то я могу себе позволить от клиента отказаться. А если не могу отказаться даже так — то я иду и делаю тестовое. В любом случае, это мой выбор, а не «заказчик не готов платить адекватно». Такой проблемы вообще не существует, откровенно говоря. Редкий заказчик, который на это правда не готов, не заслуживает огорчения по нему, верно же? А с остальными всегда можно договориться, если есть, что выложить на стол переговоров кроме ожиданий.


      1. Zakyann
        06.08.2017 00:25

        Мы за тестовые платили. Проще один раз заплатить за тестовый кусок и найти нормального переводчика. Потому как как раз таки нормальные могут за бесплатный тест не взяться.


        1. andorro
          06.08.2017 08:48

          Как вообще в любых рыночных отношениях (а торг вокруг даже тестового — рыночные отношения), решает баланс спроса-предложения. Если вы, трезво оценив привлекательность вашего предложения, решили, что нужный вам переводчик бесплатно на вас не клюнёт, то вы молодцы, что вложились в поисках на тестовое. С другой стороны, бывает, что заманчивость заказа такова, что даже балованные профессионалы не стыдятся уделить время без гарантий оплаты и найма.

          При этом фрилансеры, как правило, упускают из вида маленькую деталь: обычно, это на одного заказчика приходится по 20-50+ откликов, а не по 20-50+ клиентов на фрилансера. И это заказчику приходится иметь дело с тем, что до 80% и выше из них — либо скам, либо спам, либо просто не подходят. Как минимум, это требует разборчивости с оплатой тестовых — как максимум, делает возможными ситуации, когда заказчик вообще не считает нужным за испытательные задачи платить.

          Я, конечно, за взвешенный и индивидуальный подход. Оплачивать тестовые для серьёзных соискателей надо, но это подразумевает отбор на уровне хоть какого-то общения, позволяющего понять, кто стоит риска рублём, а кто — нет. Но всё-таки работодатели ничего никому не обязаны на этом этапе. И если имя фрилансера ещё не обеспечило ему очередь из заказов (а таким тестовые ни в каком виде, обычно, не интересны), то полезно будет понимать — что это рынок заказчика, а не исполнителя.


  1. Wild_ButcheR
    08.08.2017 09:06

    Чем лучше локализатор изучает продукт, тем меньше брака — это истина, да. Но время не ждет…