В 2015-м на GT была статья Дрон в законе. Летай, но помни о проблемах и угрозах связанных с полетами дронов:
если по неосторожности сделать что-то не так или забыть о простых правилах, можно столкнуться с неприятностями. В лучшем случае пользователь рискует попросту потерять дрон, в худшем – нажить проблемы с законом. Об этом сегодня и поговорим.

Отечественные законотворцы часто для решения возникшего вопроса копируют решения других стран, столкнувшихся с этим раньше, нередко творчески переработав до неузнаваемости или абсурда. Одной из таких стран является США, где назрел очередной вопрос к владельцам гражданских дронов. Можно ожидать в ближайшие годы возникновение такого же вопроса и у нас.

Недавно на ресурсе AirGuide была опубликована статья о проблемах ВВС США из-за дронов: они летают над авиабазами и почти сталкиваются с истребителями, стоимостью 250 млн. долларов.

image

Глава Боевого авиационного командования ВВС США хочет получить разрешение на борьбу с гражданскими дронами, в том числе, и сбивать те, которые угрожают полетам боевой авиации. Два недавних инцидента, один из которых с участием F-22 Raptor, показал, что военные беззащитны перед лицом потенциально дорогостоящих неприятностей.

Генерал Джеймс Холмс, глава авиационного командования, был процитирован Aviation Week, в котором описываются два последних инцидента с участием дронов. Во-первых, F-22 Raptor, шедший на посадку, почти столкнулся с неким небольшим коммерческим беспилотным летательным аппаратом. И на той же неделе сотрудники службы безопасности ВВС наблюдали, как гражданский дрон, прежде чем исчезнуть, пролетел над периметром авиабазы и вдоль зоны стоянки и обслуживания самолётов.

Летающие беспилотники над авиабазами в Соединенных Штатах уже незаконны, но принятие мер против них в данное время, в том числе такие как дистанционное отключение или стрельба по ним, является вопросом федерального уровня, и в настоящее время только федеральные гражданские агентства могут воздействовать на гражданские беспилотные летательные аппараты.

В обоих случаях Холмс отметил, что военно-воздушные силы фактически не имеют законной силы делать что-либо с беспилотными летательными аппаратами, в частности, стрелять в них. Беспилотные летательные аппараты представляют собой четыре основных типа угроз: от шпионажа до косвенных и прямых нападений.

image

Графика, изображающая беспилотные атаки роя дронов. Источник: Techniques for Combined Arms for Air Defense.

Одной из тактик нападения может быть атака роя дронов, террористическая или организованная враждебным государством, наносящая ущерб авиабазе или войскам.

«Представьте себе мир, в котором летает несколько сотен дронов, и один из моих F-22 падает, засосав в двигатель одного из них. Мне нужны полномочия, чтобы справиться с этим», сказал генерал Холмс во время визита в Конгресс США.

image

GT:Боевое применение мультикоптера в Сирии

Все чаще небольшие коммерческие дроны используются в современных горячих точках террористами и повстанцами, и даже правительственными войсками из Ирака и Сирии. С 2015 года Армия США изучает способы борьбы с новой угрозой — испытывает новые типы зенитных орудий и лазерное оружие.


image

Коптер уничтоженный экспериментальной лазерной системой.

Устройства, которые могут уничтожать беспилотные летательные аппараты, в том числе принуждение их к посадке, в настоящее время, находятся на полевой эксплуатации в Ираке для борьбы с беспилотными «бомбардировщиками» ИГИЛ. Инженеры Исламского государства добились большого успеха в оснащении коммерчески доступных дронов приспособлениями для сбрасывания ручных гранат, артиллерийских мин и других импровизированных боеприпасов.


Если генерал Холмс добьется намеченной цели, то служба безопасности ВВС вскоре может использовать такое оружие, как Battle Labs DroneDefender.

Комментарии (29)


  1. mitasamodel
    05.08.2017 22:47
    -2

    Летающие беспилотники над авиабазами в Соединенных Штатах уже незаконны, но принятие мер против них в данное время, в том числе такие как дистанционное отключение или стрельба по ним, является вопросом федерального уровня, и в настоящее время только федеральные гражданские агентства могут воздействовать на гражданские беспилотные летательные аппараты.
    Ох уж эти Законы и необходимость им следовать. Им бы да нашу ГосДуму, проблем бы у них не было с принятием всех нужных законов.
    Им бы нашего Президента (главу Исполнительной власти), и не было бы у них проблем с исполнением даже незаконных решений.
    Им бы наших Верховного и Конституционного Судов, и не было бы у них никаких проблем вообще.

    Глупые Америкашки…


    1. uas9
      05.08.2017 23:45

      загнивают там, бедолаги!


  1. Eklykti
    06.08.2017 00:24
    -2

    Истребитель стоимостью 250 мегабаксов боится дрона стоимостью в миллион раз меньше. Отличненько!


    1. Nubus
      06.08.2017 00:48
      +8

      Ну да, а БОИНГи и прочие коммерческие авиалайнеры бояться бесплатных птиц.


    1. Whisky667
      06.08.2017 01:08
      +2

      Он, конечно, не упадет от столкновения с игрушкой, как и гражданский лайнер, но будет выведен из строя, и потребует дорогостоящего ремонта двигателя, скорее всего в заводских условиях, если коптер таки затянет внутрь.


      1. Garbus
        06.08.2017 05:04
        +2

        Ну шанс затягивания кажется весьма не высоким, все же скорости приличные, и это надо налететь практически воздухозаборником на коптер.
        Но вообще кажется странным, что аэропорт/база, не в курсе каждой летающей мухи в пределах видимости. Ведь недорогие авиамодели клепаются давно и успешно, будучи дешевле и быстрее коптеров. Видать просто пока «петух не клюнул» в виде использования их именно для диверсий. А не просто желающих снять красивый кадр, по дурости залетая в опасные зоны.


        1. vasimv
          06.08.2017 07:47
          +2

          У авиамоделей не было автопилотов, до появления коптеров, которые подтолкнули развитие полетных контроллеров и их программного обеспечения, поэтому никто и не озаботился до этого.


          1. teifo
            06.08.2017 08:37

            А самое главное не было камер поснимать. Без них дрон не особо и нужен.


          1. Garbus
            06.08.2017 08:39

            О чем и речь. Аппаратная база была вполне достаточной во еще времена первых массовых GSM телефонов, а когда еще подешевев пошло в массы, только начали гадать как быть.


            1. Rumlin Автор
              06.08.2017 09:13

              Без камеры полеты были в небольшом радиусе вокруг управляющего. Плюс навык управления мультикоптером намного проще (автоматизировано), чем моделью самолета, которую легко разбить по неопытности.


        1. SinsI
          06.08.2017 12:55
          +1

          >Но вообще кажется странным, что аэропорт/база, не в курсе каждой летающей мухи в пределах видимости.

          А чем их отслеживать?

          Дальность современного радара, что на истребителях — 120км. Размах крыла того, что они обнаруживают — 15м.

          Дроны имеют размеры порядка 30 см, что в 50 раз меньше, т.е. истребители бы их обнаруживали с расстояния в 2.4км. Также, дроны во-многом сделаны из пластика, т.е. их вполне можно считать «стелс».
          К тому же они прекрасно летают у самой земли, где радары не работают.

          Соответственно, просто на то, чтобы обнаруживать их — военные базы надо будет буквально нашпиговать радарной и прочей подобной техникой, что потребует миллиарды и миллиарды долларов.
          Так что вполне возможно, что эти миллиарды долларов военные и хотят.


          1. Zergos_Z
            07.08.2017 12:47

            Конечно, ведь если бы хотели решить реальную проблему, то навесили бы над базой маскировочную сетку, и глушили-бы все частоты, кроме своих собственных — все это довольно дешево.


        1. Whisky667
          06.08.2017 21:14

          Даже если не затянет — будет ремонт, просто не такой основательный. Сломать радиопрозрачный обтекатель РЛС, нанести небольшие структурные повреждения (и ободрать радиополглощающее покрытие) — запросто, это не относительно мягкая птица.
          Хотя сам факт, что они летают на территории авиабазы — трэш, конечно. Странно, что законодательной базы для применения контрмер до сих пор нет.


          1. Eklykti
            07.08.2017 01:43

            И чем законодательная база поможет против вероятного противника, который под видом мимокрокодила пригнал фуру с дронами к твоей базе и всех их разом выпустил с расчётом подставиться под взлетающую авиацию?


            1. Whisky667
              07.08.2017 02:08

              Статья как бы о том, что из-за несовершенства законодательной базы не могут отстреливать одиночные дроны, которые представляют угрозу навигации и запускаются китайскими шпионами из соседнего леса, а вы про полноценное такое нападение, которое, очевидно, и рассматриваться будет соответствующе.


            1. hokum13
              07.08.2017 10:03

              А толку? Дроны эти могут висеть в воздухе от силы пол часа. Ну первую взлетающую пару собьют. А дальше что? Взвод охранения аэропорта из личного стрелкового оружия справится с ними за 15 минут. Дальше включат глушилки и изменят направление взлета (для защиты от автопилотов).

              Ну и если уж говорить про «вероятного противника», то основную угрозу для него представляют самолеты с авианосцев, а к ним мимокрокодил так просто не подплывет.


    1. General_Failure
      06.08.2017 09:51
      +1

      Если скорости с авиационных поднять до космических, то титановые пластины начинают бояться пенопластовых утеплителей


      1. Caseor
        06.08.2017 13:07

        Да, но пена ударила не с космической скоростью по крылу, удар был по углепластиковой панели, а не титановой, пена была пенополиуретановая, а не пенопластовая.


  1. Anton23
    06.08.2017 08:12

    Есть еще 1 способ — выдворение дрона за пределы базы. Берется 4 дрона, к ним вешается сетка, они летят за «чужаком», и депортируют его за пределы базы. А то ведь реально может быть шпион.


  1. Monoroch
    06.08.2017 11:11
    +1

    Как то всегда считал, что в воздушном пространстве авиабазы, собьют вообще всё что угодно, если оно нарушило закрытую зону.


    1. dobrobelko
      06.08.2017 18:27

      В США нет понятия закрытого воздушного пространства над авиабазами. Есть MOA — Military Operations Areas, в которым залетать VFR трафику (визуальные правила полетов) можно даже когда они активны, хотя это и не рекомендуется. Сами базы находятся в контролируемом воздушном пространстве, обычно класса D, потолок которого 2500 футов над поверхностью, выше можно летать без ограничений. Бывают случаи посадок небольших самолетах на базах в случае возникновения неполадок, не сбивают :) Другое дело что полеты дронов в контролируемом воздушном пространстве запрещены, хотя можно попробовать получить вейвер от FAA, если убедить их, что это не скажется на безопасности: https://www.faa.gov/uas/beyond_the_basics/#waiver. Само собой получить вейвер на полеты рядом с базой вряд ли получится.


  1. chapsam
    06.08.2017 11:38

    Где-то тут писалось о том, что военным авиабазам и гражданским аэропортам разрешается «глушить» дроны. То есть дрон становится неуправляемым и просто зависает на месте, пока не сядет аккум


    1. Squoworode
      06.08.2017 15:16

      Почему зависает? Радиотишина — вполне предсказуемая ситуация и должна быть предусмотрена в базовой прошивке. Если не знаем, где дом — аккуратно садимся прямо вниз, например.


      1. chapsam
        06.08.2017 15:24

        в той заметке было именно о «глушении». На самом деле технических подробностей не знаю, а искать заметку с приложения архинеудобно(


    1. betrachtung
      06.08.2017 15:57

      Они не глушат дроны, просто у дронов есть списки бесполётных зон. Поэтому возле Кремля, например, GPS показывает, что в аэропорт приехал.


      1. OnYourLips
        06.08.2017 21:22

        Они не глушат дроны, просто у дронов есть списки бесполётных зон.
        И никто не мешает владельцу дрона не настраивать такой список запретных зон или даже сделать сложную программу полета для автопилота через Mission Planer.


        1. Garbus
          07.08.2017 04:40

          Ну с заглушенным GPS надо будет ориентироваться уже другим способом, что снижает точность (возможно). Можно конечно поступить хитрее и ориентироваться заодно на радиомаяки ВПП, что принесет еще кучу сложностей. Ведь отключать их «просто так» из за дрона это наверняка не просто, особенно если вдруг какой самолет на посадку заходит.


  1. betrachtung
    06.08.2017 16:00

    В тему: неназванный союзник США использовал ракету Patriot стоимостью $3400000 для того, чтобы сбить дрон стоимостью $200.


    1. Ugrum
      07.08.2017 16:31

      В тему: неназванный союзник США использовал ракету Patriot стоимостью $3400000 для того, чтобы сбить дрон стоимостью $200.

      Ну если дрон мог нанести ущерб (прямой или косвенный) на сумму большую, чем стоимость Patriot"а, и других средств не было, то вполне оправданный вариант действий.