Мой опыт работы с региональными и федеральными компаниями (а их в моей карьере было несколько сотен за почти 15 лет) показывает, что несмотря на объемы производства и число штатных работников, отделы продаж и маркетинга либо представлены 1-2 сотрудниками, либо самими владельцами бизнеса.
Владелец зачастую хорошо разбирается в производстве, но не понимает в продажах. А маркетологи – совсем наоборот. Но все видят проблему низких продаж именно в сайте, поэтому заказывают аудит. SEO, юзабилити, технический, комплексный. Какой? Не важно.
Если заказчик обращается к экспертному мнению, это в большинстве случаев сигнал, что все уже плохо. И здесь требуется не аудит сайта, а анализ ситуации, в которой оказалась компания. Сайт это только «точка кипения», т.к. разработку и продвижение обычно отдают на аутсорс и контролировать эти процессы на 100% невозможно.
То есть со стороны владельца бизнеса проблем внутри предприятия не видно (станки работают, люди пашут), а виноваты разработчики и прочие сеошники. Именно поэтому заказывается аудит веб-сайта.
В чем основная беда полученных аудитов?
Дешевый аудит не поможет. На детальный анализ не будет времени и основное содержание окажется «водой» или общими фразами без аргументов и примеров.
Дорогие и подробные документы либо некому внедрять, либо на 90% они содержат то, что даст только 10% результата. Это не только дорого, но и долго – от 2 недель работы специалиста (а мы помним, что все уже плохо). Копаться в запятых, когда у тебя продажи встали – смерти подобно.
Аудиты – это во многом про цифры, конверсию, динамику. Штука в том, что большая часть малого бизнеса получает на свой сайт весьма скромную аудиторию. Поэтому важно изучать не количество заказов, звонков, писем, а их содержание. Чем меньше у вас клиентов, тем выше ценность каждого из них. О конверсии здесь вообще говорить бесполезно, т.к. «потуги» ее повышения на 3%-5% при числе покупок 100 в месяц это смешно.
Сайт и предприятие часто живут своими отдельными жизнями. Поэтому эксперт видит только картинку, а какие бизнес-процессы идут внутри компании, ему неизвестно. На мой взгляд, сайт это образ компании в интернете, поэтому если внутри все хорошо, то и с сайтом будет все более-менее нормально.
Как итог то, что получает заказчик в результате анализа – это не окончательный документ, а всего лишь предположения и умозаключения эксперта. Который, как я уже говорил выше, часто не разбирается в бизнесе клиента и может получить неверную «вводную». Поэтому для меня аудит – это долгосрочная двусторонняя консультация, а не «сделал, сдал и забыл».
Два главных момента:
- Не оправдавшиеся ожидания. Клиент видит проблему именно в сайте и хочет получить волшебную таблетку, а в итоге видит текст на 30-40 страниц, который для него бесполезен.
- Сайт это только один из каналов коммуникаций. И не всегда самый главный. Зачастую нужен полный анализ тематики или альтернативное решение, в результате которого можно получить быстрый результат за вменяемые деньги (к примеру, можно не рвать задницу за топ-10, а дать рекламу на площадках, которые уже там).
Мысль, которую хочется донести владельцам бизнеса: в ситуации, когда все плохо, не нужно выбирать между видами аудитов – комплексным, юзабилити, SEO и прочими.
Нужно остановиться, оглядеться и пару дней провести за анализом того, где вы находитесь, куда хотите прийти. А эксперт поможет понять, реальны ли ваши ожидания, и если да, то какие финансы, сроки и инструменты для этого подойдут.
Два дня аналитики вместо беготни и «текучки» ничего не ухудшат. Всего один свежий взгляд со стороны поможет избежать краха. И это будет сравнительно быстро и недорого.
Комментарии (16)
kopyrin
12.09.2017 09:17+2Нужен общий обзор каналов продаж компании. Если сайт дает менее 5% продаж то смысл вообще о нем думать? Может с этого начинать аудит?
wilelf Автор
12.09.2017 09:18+1Нужно делать анализ процессов в компании. Не только продажи. Если чуть глубже — анализ тематики. И это тоже аудит. Но не только сайта.
Бывает так, что на падающем рынке пытаются поднять продажи. К примеру, ежедневники продают ;).
shurupkirov
13.09.2017 12:56+15% от миллиарда разве плохая цифра?
IronVoVik
13.09.2017 10:39+1Проблема еще и в том, что зачастую у среднего и малого бизнеса просто нет денег на глобальный аудит и устранение косяков, выявленных в ходе такого анализа. Как вы уже говорили, они хотят волшебную таблетку за 5 копеек — чтоб проглотил и сразу все было хорошо, а не так чтобы полностью менять стратегию бизнеса… ну и по итогу виноваты разработчики и прочие сеошники ))
wilelf Автор
13.09.2017 10:39Так штука в том, что не нужно глобального. Нужно всю систему показать целиком предпринимателю, чтобы было понятно, где затык.
Matusalem
13.09.2017 14:46Роль и значение сайта не упирается только в продажи. Официальные сайты малого и среднего бизнеса отличаются низкой посещаемостью и по большей части служат ссылкой в топе поисковой выдачи по ключевому (низкочастотному) запросу. С ростом культуры потребительства в интернете пользователи всё чаще пробивают инфу о компании с которой намерены иметь дело. Поэтому будут искать упоминания о компании на различных ресурсах и важно чтобы среди этих ресурсов был и официальный сайт.
Привязывать продажи только к одному единственному сайту (интернет-магазину) очень недальновидно учитывая то, сколько существует каналов коммуникации с целевой аудиторией. Сейчас задача сайта не сводится к тому чтобы найти покупателя и показать ему товар. Эту функцию малый бизнес все больше перекладывает на продвижение в соцсетях и прочих ресурсах. Важно чтобы сайт вызвал доверие, убедил покупателя принять окончательное решение о покупке.
Из этого можно сделать следующие заключения:
— Компании у которых есть официальный сайт (с современным дизайном) выглядят более серьезными и вызывают доверие клиентов.
— Сайт должен быть визуально привлекательным. Мы всё еще покупаем глазами. Поэтому нужно уметь подать товар.
— Сайт должен информировать о преимуществах товара, продукта, быть информативным. Минимум воды. Никто не любит воду.
— К сайту должна быть привязана сеть профилей на сторонних ресурсах (включая платные аккаунты на посещаемых досках объявлений). На сайт должны ссылаться группы из соцсетей и микроблогов, чтобы потенциальный покупатель мог убедится в том, что компания работает серьезно (хотя это не всегда аргумент). Часть компаний с которыми доводилось работать основную часть продаж (и переходов на сайт) получают именно от рекламы в соцсетях.
Еще один важный момент. Блоги и микроблоги. Многие их даже не рассматривают ссылаясь на низкую конверсию. Но это отличный способ заявить о своем бизнесе, который косвенно влияет на продажи (+ ссылки в поисковой выдаче).
Чем наполнять? Нужно готовить полезные(!) тематические и околотематические посты, снабженные качественными фотоматериалами или видео.
Зачем это нужно? Сегодня потребители ценят экспертность и открытость. Через блог можно показать как все устроено изнутри, с какими проблемами сталкивается бизнес и как эти проблемы решаются. Тогда бизнес не просто делает и продаёт что-то, он начинает обучать и действительно нести миссию. Это хорошая возможность охватить и привлечь дополнительную аудиторию. Таким образом удастся не просто рассказать о своей миссии (это стало модным «Миссия нашей компании заключается...» и бла-бла-бла. А по факту просто слова, ноль без палочки, а не миссия), а показать что она на самом деле есть и что компания ей следует.
Сайт может показать активность компании, продемонстрировать, что компания развивается. Внедрили. Сделали. Запустили. Побывали. Тестируем. Разрабатываем. Делаем так и так. Для того чтобы… Все это важно для потребителя. Нас ведь привлекают именно такие компании (и люди), которые что-то делают. За этим приятно и интересно наблюдать. Пусть не всегда получается и все ладится. Мы готовы простить маленькие погрешности, если видим что происходит работа над собой. Инфа с сайта транслируется в те-же соцсети и микроблоги.
Но проблема действительно может заключаться не в сайте или продвижении, а в самом продукте. Производство может работать как часы, а продажи падать. Поэтому собственнику не помешает узнать, как изменился мир пока он был сосредоточен на производстве. Может он отшивает штаны клёш, когда все надели скинни? Что происходит с рынком? Что покупают, а что перестали покупать? Что происходит с платежеспособностью целевой аудитории? Что не устраивает их в товаре: цена, дизайн, характеристики? Важно выявить это и устранить.
Выявить проблему можно попытаться с помощью тех же опросов в соцсетях. Конечно, если подписчики — живые люди, а не нагнанные фейковые аккаунты.wilelf Автор
13.09.2017 14:47Все верно. Нужна полная картинка ниши, чтобы понять место предприятия в ней.
Osaka
14.09.2017 14:53+1Не считаю что в 99% случаев аудит сайта бесполезен. И не считаю что аудит в основном заказывают когда продажи встали. При этом, я не продаю аудиты, а покупаю.
Аудит полезен и его нужно проводить регулярно, если
— сайт является основным или одним из основных каналов продаж
— сайт часто меняется и допиливается без глобального плана развития
— по результататм аудита компания готова вносить в сайт исправления.
В итоге, заплатить за аудит 5-20 тыс. и получить относительный рост конверсии на 10% (с 2% до 2,2%) или рост SEO-трафика на те же 10% — вполне нормально, это окупается. Конечно, аудит не волшебная палочка, которая вытащит компанию из пещеры. Конечно, вбухать в аудит 100 тыс, если это 30% месячного оборота компании — маразм. В остальном, всё в порядке.wilelf Автор
14.09.2017 15:39Я специально указал, что несколько провокационная тема и слегка утрировал ситуацию. Спасибо за отличный комментарий.
shurupkirov
проблема в том, что большая часть "экспертов" хочет как раз продать отчет и на этом ауф видерзеен
Даже тот же Яндекс, у них для средних и крупных игроков рекламного рынка есть продукт "Аудит юзабилити сайта". Так вот, с каждым годом он становится все хуже и хуже в плане качества аудита и серьезности выводов из него
wilelf Автор
Да, именно так всё и обстоит. Хуже всего то, что не выясняются настоящие потребности клиента. В том числе и в момент разработки сайта. Сайт-то тоже не всегда нужен. Есть альтернативы.