Хочу предложить Хабру свою версию нерекурсивного алгоритма генерации всех разбиений целого числа в лексикографическом порядке. Толчком послужила майская заметка. В предлагаемом алгоритме также идея переноса крайне правого элемента.

Причины по которым захотелось предложить свой вариант алгоритма в том, что во всех увиденных мной алгоритмах на каждом шагу есть поиск по массиву. Мне показалось это несколько избыточным. Сам алгоритм будем рассматривать как описание перестановки единичных кубиков (квадратиков) на плоскости (справа налево) и их периодическое рассыпание по горизонтальной оси.

Подробности ниже.

Сначала картинка, поясняющая алгоритм
image

Начало Алгоритма

Имеем массив x_massiv размерности NN из 1 (квадратики все лежат в один ряд по оси X) — индекс это X координата, значение массива x_massiv это количество кубиков. Введем следующие дополнительные переменные:

  • координату куда ставить кубик to_x
  • координату откуда снимать кубик from_x
  • количество кубиков которые надо рассыпать ost и ost1

Первое число в разбиении может быть от 2 до NN, поэтому используем цикл For hh = 2… NN

Оно может повториться в разбиении еще несколько раз, поэтому используем еще один цикл
For JJ = 1… kol_hh (kol_hh = Int(NN / hh) — целая часть) в котором формируем от одного и более элементов. Перед началом основного цикла имеем заполненный прямоугольник (размеры hh на jj). Рассчитываем значения ost,ost1 = NN — hh * jj — остатки которые надо разносить в основном цикле и начальные координаты

  • from_x = NN — jj * (hh — 1)
  • to_x = jj + 1

Основной цикл

Переставляем кубик из места from_x на место to_x (x_massiv(from_x)-- и x_massiv(to_x)++) проверка на выход из основного цикла по условиям:

  • x_massiv(to_x) = hh
  • или ost <= 1
  • или x_massiv(to_x — 1) = hh And to_x = from_x

Пересчет from_x и to_x в зависимости от независимых условий:

  • x_massiv(from_x) >2 условие для рассыпания
    x_massiv(from_x) <=2 рассыпать не надо
  • Близость to_x и from_x
  • размер остатка ost1

Все возможные комбинации условий (подробности в исходных кодах). Поиск по массиву нужен не всегда. Считаю это плюсом. При необходимости идет пересчет остатка разбиения ost1.

  • Если необходимо, проводится поиск to_x. интервал поиска меньше чем 1..NN. to_x ищется как координата с наименьшем значением, поиск по убыванию (справа налево)
  • Если необходимо, проводится рассыпание остатков, правее того места стало где больше 2 кубиков (условия видны из текста vbs скрипта и/или go программы)

конец основного цикла
конец цикла jj
конец цикла hh

Понимаю, что описание достаточно корявое, т.к. это перевод с языка программирования на естественный. Для тех кто знаком с синтаксисом Vb Vbf Vbs возможно проще сразу смотреть скрипт, для остальных — текст на go. Плюс картинка.

У меня массивы ниже начинаются с 1.

Пример алгоритма на vbs

VBS-скрипт (для Win) — запуск лучше делать как открыть в командной строке:

Алгоритм на vbs
Dim ii , jj , kkk  
Dim summ , str_rez, iii
Dim from_x  , to_x 
Dim ost , ost1  , flag_poisk  , flag_razb  
Dim kol_razb  , kol_poisk  
Dim hh  , kol_hh  
str_rez = inputbox ( "Введите число для разбиений N")
if str_rez <> vbNullString then
 if IsNumeric (str_rez) then
   NN = cint(str_rez)
 else
   WScript.Quit
 end if 
else
  WScript.Quit
end if
ReDim x_massiv(NN)  
For ii = 1 To NN - 1
  x_massiv(ii) = 1
Next
str_rez = vbNullString
        For iii = 1 To NN
              str_rez = str_rez + "1;"
        Next
    '''вывод
     WScript.Echo str_rez
kol_razb = 1
For hh = 2 To NN ' - 1
  kol_hh = Int(NN / hh)
  For jj = 1 To kol_hh
    ''' инициализация
     For ii = 1 To jj
        x_massiv(ii) = hh
     Next    
     from_x = NN - jj * (hh - 1)
     to_x = jj + 1
     ost = NN - hh * jj
     ost1 = ost
     For ii = to_x To from_x
        x_massiv(ii) = 1
     Next 
    Do
        str_rez = vbNullString
        For iii = 1 To from_x
           If x_massiv(iii) > 0 Then
              str_rez = str_rez + CStr(x_massiv(iii)) + ";"
           Else
             Exit For
           End If
        Next
    '''вывод
       WScript.Echo str_rez
     kol_razb = kol_razb + 1
     If ost <= 1 Then
        Exit Do
     End If
     ''' перенос  начинаем переставлять кубики 
     ''' из места from_x на место to_x
     x_massiv(from_x) = x_massiv(from_x) - 1
     x_massiv(to_x) = x_massiv(to_x) + 1
     If x_massiv(to_x) = hh Then
        Exit Do
     End If
     If x_massiv(to_x - 1) = hh And to_x = from_x Then
        Exit Do
     End If
     flag_poisk = False
     flag_razb = False          
     If x_massiv(to_x) > 2 Then
          If to_x + 1 = from_x Then
             ost1 = x_massiv(from_x)
             If ost1 = 0 Then
                from_x = from_x - 1
                flag_poisk = True
             Else
                If ost1 = 1 Then
                   flag_poisk = True
                Else
                   flag_razb = True
                   ost1 = x_massiv(from_x)
                   from_x = to_x + ost1
                   to_x = to_x + 1
                End If
             End If
          Else  ''' to_x + 1 != from_x
                flag_razb = True
                ost1 = ost1 - x_massiv(to_x)
                from_x = to_x + ost1
                to_x = to_x + 1
          End If
     Else
         If x_massiv(from_x) = 0 Then
            from_x = from_x - 1
         End If
         If to_x + 1 < from_x Then
            to_x = to_x + 1
            ost1 = ost1 - 2
         Else
            flag_poisk = True
         End If
     End If
        If flag_poisk Then
           kol_poisk = kol_poisk + 1
           flag_poisk = False
           summ = x_massiv(from_x)
           ''поиск to_x.  интервал меньше чем 1..NN
           For kkk = from_x - 1 To jj + 1 Step -1
             summ = summ + x_massiv(kkk)
            If x_massiv(kkk) < x_massiv(kkk - 1) Then    
               to_x = kkk
               ost1 = summ
               flag_poisk = True
               Exit For
            End If
           Next
           If Not flag_poisk Then
             to_x = jj + 1
             ost1 = ost
           End If
        End If  ''' flag_poisk
        If flag_razb Then  '' рассыпаем
           For kkk = to_x To from_x
                x_massiv(kkk) = 1
           Next
        End If
    Loop
   Next  
Next  
   MsgBox "Разбиений = " + CStr(kol_razb) + vbCrLf + " Поисков =" + CStr(kol_poisk)
 


Пример алгоритм на golang (как умею, языком только балуюсь)

Запустить можно на golang.org/#:

Алгоритм на golang
//разбиение целого числа в лексикографическом порядке
// razbien_int project main.go
package main
import (
	"fmt"
)

func main() {
	var massiv [100]int32
	var NN, HH, kol_HH int32
	var ii, jj, kol_poisk, kol_per, kol_rez int32
	var from_x, to_x int32 // указатели откуда и куда переносим 1
	var ost, ost1, summ int32
	var flag_poisk, flag_per byte

	NN = 20 // число которое разбиваем  <=100

	kol_poisk = 0 //кол-во поисков
	kol_per = 0   //кол-во рассыпаний переукладок
	fmt.Println("NN =", NN)
	for ii = 1; ii <= NN; ii++ {
		massiv[ii] = 1
	}
	from_x = NN
	///	pr_mass(NN)
	fmt.Println(massiv[1:NN]) // печать 1
	kol_rez = 1               /// первый результат

	for HH = 2; HH <= NN; HH++ { // величина превого элемента в разбиении
		kol_HH = NN / HH // максимальное число повторов первого элемента HH
		for jj = 1; jj <= kol_HH; jj++ {
			// ini 1 заполнение первым элементом
			for ii = 1; ii <= jj; ii++ {
				massiv[ii] = HH
			}
			from_x = NN - jj*(HH-1)
			to_x = jj + 1
			ost = NN - HH*jj
			ost1 = ost
			// ini 2 заполнение хвоста 1
			for ii = to_x; ii <= from_x; ii++ {
				massiv[ii] = 1
			}
			// сформирован массив из первых значений HH и 1
			// основной цикл
			for {
				fmt.Println(massiv[1 : from_x+1]) // печать
				///pr_mass(from_x)
				kol_rez++
				if ost <= 1 {
					break
				}
				massiv[from_x]--
				massiv[to_x]++
				if massiv[to_x] == HH {
					break
				}
				if massiv[to_x-1] == HH && to_x == from_x {
					break
				}
				flag_poisk = 0
				flag_per = 0
				if massiv[to_x] > 2 {
					if to_x+1 == from_x {
						ost1 = massiv[from_x]
						if ost1 == 0 {
							from_x--
							flag_poisk = 1
						} else {
							if ost1 == 1 {
								flag_poisk = 1
							} else {
								flag_per = 1
								ost1 = massiv[from_x]
								from_x = to_x + ost1
								to_x++
							}
						}
					} else { /// to_x+1 != from_x
						flag_per = 1
						ost1 = ost1 - massiv[to_x]
						from_x = to_x + ost1
						to_x++
					}
				} else { /// <=2
					if massiv[from_x] == 0 {
						from_x--
					}
					if to_x+1 < from_x {
						to_x++
						ost1 = ost1 - 2
					} else {
						flag_poisk = 1
					}
				}
				if flag_poisk == 1 {
					kol_poisk++
					flag_poisk = 0
					summ = massiv[from_x]
					for kkk := from_x - 1; kkk >= jj+1; kkk-- {
						summ = summ + massiv[kkk]
						if massiv[kkk] < massiv[kkk-1] {
							to_x = kkk
							ost1 = summ
							flag_poisk = 1
							break
						}
					}
					if flag_poisk == 0 {
						to_x = jj + 1
						ost1 = ost
					}
				}
				if flag_per == 1 {
					kol_per++ ///  рассыпаем
					for kkk := to_x; kkk <= from_x; kkk++ {
						massiv[kkk] = 1
					}
				}
			}
		}
	}
	fmt.Println("Число разбиений =", kol_rez)
	fmt.Println("количество поисков =", kol_poisk)
	fmt.Println("количество рассыпаний =", kol_per)
}


Наблюдение

  • Доля поисков в общем числе разбиений немногим более одной трети (для чисел менее 30)
  • С ростом разбиваемого числа доля поисков снижается до одной четверти (для чисел более 70), за 100 не переходил
  • Возможно, снижение числа поисков несколько ускоряет алгоритм, но с другой стороны делает его чуть сложнее

Для тех кто добрался до конца заметки: если рассматривать количество кубиков по оси Y (вертикальной), то их количество будет тоже лексикографическим разбиением числа, но уже в обратном порядке. Это меня удивляет.

Ссылки:
[1] В.Липский. Комбинаторика для программистов. (Москва, издательство Мир, 1988. стр 63)

Комментарии (3)


  1. Sinatr
    04.10.2017 11:14

    нерекурсивного алгоритма генерации всех разбиений целого числа в лексикографическом порядке
    Разбиение числа нашел, а что за «порядок» такой? И еще хотелось бы понять, в куда данные знания можно применить. По тегам только эта статья и находится, теги тут вообще наобум чтоли или где-то мой косяк?


    1. SemenovVV Автор
      04.10.2017 11:58
      -2

      лексикографический порядок, статья в вики
      ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA
      зачем задавать вопросы, ответ на которые легко ищется поиском в яндексе или гугле?


      1. domix32
        04.10.2017 12:53

        Потому что пояснения от того кто это применял быстрее и содержательнее чем многостраничные выдачи гуглояндексов?