В статье хочу поделиться опытом поступления и обучения на отделелении второго высшего образования на мехмате МГУ. Он же — инженерный поток или вечернее отделение. В свое время очень была нужна информация, но подробных отзывов в инете было очень мало.
Дело было в учебном году 2012/2013 годов — довольно давно, сейчас ситуация могла уже сильно поменяться.
Для начала пару слов о поступлении. Раньше было устное собеседование (до 2012 года), нужно было доказывать и рассказывать всю школьную математику + немного высшей. С 2012 года сделали письменный экзамен, что, на мой взгляд, более прозрачно и понятно. Примеры заданий прошлых годов выкладываются на сайт приемной комиссии вместе с решениями. Сами задания довольно простые, но, как водится, с мехматовскими подковырками. Смысл экзамена — скорее заставить задуматься людей, готовящихся поступать. Пройти несложно — нужно не получить 2, т.е. решить хотя бы одну задачу. Я бы советовал относиться к экзамену как к возможности проверить свою готовность к обучению, заодно повторить основные разделы школьной математики, логарифмы, геометрию, алгебру. Чем больше вы вспомните, тем проще будет учиться. Иначе будьте готовы полностью «выпасть» из процесса уже в первые месяцы учебы. Примерно 60-70% на письменном экзамене скажет, что вы в общем готовы. 100% говорит об очень хорошей «живой» подготовке. Сейчас, согласно сайту мехмата, на вступительном экзамене предлагаются уже варианты дневного отделения.
Обучение, как можно увидеть на сайте вечернего мехмата, идет 5 дней в неделю с 18:30 по 21:50 полноценные 2 семестра в течение 4 лет. Программа обучения близка к программе дневного отделения, в плане охвата по темам, но темп и глубина изложения сильно отличаются. Как выразился один из преподавателей, темп «ураганный». Одна моя сокурсница имела возможность сравнить лекции по матану на дневном и вечернем отделении, оказалось, на дневном на каждую тему тратится гораздо больше времени и все «разжевывается». У нас же освещались только основные вопросы по каждой теме и те — довольно быстро. Кстати, все преподаватели вечернего отделения — те же самые обычные сотрудники мехмата, которые преподают или преподавали на дневном отделении.
Сессии проходят два раза в год, в конце семестров, как у дневного отделения. Это неудобно, т.к. при отсутствии контроля в середине семестра (коллоквиумов), к концу семестра накапливается прилично материала и подготовиться по всем темам становится довольно проблематично. Но можно копить долги, за несдачу экзаменов не отчисляют.
Нагрузка, я считаю, средняя. Посещение занятий на вечернем мехмате, как и на дневном, во многом ключ к успеху. Во всех смыслах. Те, предметы, которыми я занимался, т.е. ходил на занятия и делал домашку, я спокойно сдавал в сессию, на что забивал — сдавать было сложно. Например, как программист, я забил на занятия по программированию в первом семестре. Для зачета пришлось написать пару прог на Си, которые были проверены на предмет авторства и приняты, но сдать экзамен без подготовки не получилось (были специфические темы — шифрование RSA). В целом, все прекрасно понимают ситуацию вечерников, и, что уже прошло время былой популярности инженерного потока в советские времена, когда он был востребован среди выпускников втузов.
После 1-го семестра остались только те, кто, по разным причинам, могли посвятить вечера образованию. Я отучился 1 семестр, и еще в одном семестре прослушал, по большому счету, два курса — матан и дискретную математику. Я бросил именно из-за отсутствия возможности и нежелания «платить» 4 годами вечеров будней. Но то, что хотел, я получил — поварился слегка в атмосфере мехмата, пообщался, позанимался, повысил математическую грамотность, понял ряд вещей для себя.
У меня техническое образование со средней втузовской математикой. Я был отличник по всем математическим предметам, но это вовсе не создало уверенности и понимания математики. Поэтому хотелось подтянуть понимание и прикоснуться к настоящей, возможно, лучшей математической школе в стране. Спрашивал у ребят, по каким причинам поступали. Были такие причины — требуется на работе, нужно для карьеры, нужно для каких-то проектов. У некоторых, как и у меня, был еще комплекс недостаточной предыдущей подготовки, при наличии склонности к математике и желания ей заниматься серьезно.
В чем плюсы для себя: раньше мне читать книгу по математике было очень сложно (кроме, может быть, Фихтенгольца). Однако, прослушав лекцию, тот же самый материал в книге воспринимается на ура. Система обучения создает в голове картинку взаимосвязи дисциплин и их основные моменты, чего не было во втузе.
В чем минусы: сейчас идет тенденция к все более абстрактному изложению всех предметов, особенно это касается алгебры. Это четко видно по литературе. Легко можно читать Фихтенгольца, в его книгах обилие текста и примеров. С книгами Зорича такое уже не пройдет, вам придется пробиваться через сложные абстракции и примеры на доказательство, а не расчет физических задач. Для практиков и непосвященных это существенно осложняет понимание базовых дисциплин. Но это тендеция всей современной математики. Для себя решил по возможности ориентироваться на издания 40-х и 50-х годов, после них уже переходить к современным книгам.
На закуску — книги, которые довольно близки к читаемым курсам и могут быть полезны в самостоятельной работе по лекциям 1-го курса:
Матан
Зорич, 2-тома,
Фихтенгольц, 3 тома,
Архипов Садовничий Чубариков, 1 том,
Алгебра
Курош,
Винберг,
Кострикин, Введение в алгебру
Геометрия
Александров,
Моденов,
Делоне
Дискретная математика
Яблонский
Дело было в учебном году 2012/2013 годов — довольно давно, сейчас ситуация могла уже сильно поменяться.
Для начала пару слов о поступлении. Раньше было устное собеседование (до 2012 года), нужно было доказывать и рассказывать всю школьную математику + немного высшей. С 2012 года сделали письменный экзамен, что, на мой взгляд, более прозрачно и понятно. Примеры заданий прошлых годов выкладываются на сайт приемной комиссии вместе с решениями. Сами задания довольно простые, но, как водится, с мехматовскими подковырками. Смысл экзамена — скорее заставить задуматься людей, готовящихся поступать. Пройти несложно — нужно не получить 2, т.е. решить хотя бы одну задачу. Я бы советовал относиться к экзамену как к возможности проверить свою готовность к обучению, заодно повторить основные разделы школьной математики, логарифмы, геометрию, алгебру. Чем больше вы вспомните, тем проще будет учиться. Иначе будьте готовы полностью «выпасть» из процесса уже в первые месяцы учебы. Примерно 60-70% на письменном экзамене скажет, что вы в общем готовы. 100% говорит об очень хорошей «живой» подготовке. Сейчас, согласно сайту мехмата, на вступительном экзамене предлагаются уже варианты дневного отделения.
Обучение, как можно увидеть на сайте вечернего мехмата, идет 5 дней в неделю с 18:30 по 21:50 полноценные 2 семестра в течение 4 лет. Программа обучения близка к программе дневного отделения, в плане охвата по темам, но темп и глубина изложения сильно отличаются. Как выразился один из преподавателей, темп «ураганный». Одна моя сокурсница имела возможность сравнить лекции по матану на дневном и вечернем отделении, оказалось, на дневном на каждую тему тратится гораздо больше времени и все «разжевывается». У нас же освещались только основные вопросы по каждой теме и те — довольно быстро. Кстати, все преподаватели вечернего отделения — те же самые обычные сотрудники мехмата, которые преподают или преподавали на дневном отделении.
Сессии проходят два раза в год, в конце семестров, как у дневного отделения. Это неудобно, т.к. при отсутствии контроля в середине семестра (коллоквиумов), к концу семестра накапливается прилично материала и подготовиться по всем темам становится довольно проблематично. Но можно копить долги, за несдачу экзаменов не отчисляют.
Нагрузка, я считаю, средняя. Посещение занятий на вечернем мехмате, как и на дневном, во многом ключ к успеху. Во всех смыслах. Те, предметы, которыми я занимался, т.е. ходил на занятия и делал домашку, я спокойно сдавал в сессию, на что забивал — сдавать было сложно. Например, как программист, я забил на занятия по программированию в первом семестре. Для зачета пришлось написать пару прог на Си, которые были проверены на предмет авторства и приняты, но сдать экзамен без подготовки не получилось (были специфические темы — шифрование RSA). В целом, все прекрасно понимают ситуацию вечерников, и, что уже прошло время былой популярности инженерного потока в советские времена, когда он был востребован среди выпускников втузов.
После 1-го семестра остались только те, кто, по разным причинам, могли посвятить вечера образованию. Я отучился 1 семестр, и еще в одном семестре прослушал, по большому счету, два курса — матан и дискретную математику. Я бросил именно из-за отсутствия возможности и нежелания «платить» 4 годами вечеров будней. Но то, что хотел, я получил — поварился слегка в атмосфере мехмата, пообщался, позанимался, повысил математическую грамотность, понял ряд вещей для себя.
У меня техническое образование со средней втузовской математикой. Я был отличник по всем математическим предметам, но это вовсе не создало уверенности и понимания математики. Поэтому хотелось подтянуть понимание и прикоснуться к настоящей, возможно, лучшей математической школе в стране. Спрашивал у ребят, по каким причинам поступали. Были такие причины — требуется на работе, нужно для карьеры, нужно для каких-то проектов. У некоторых, как и у меня, был еще комплекс недостаточной предыдущей подготовки, при наличии склонности к математике и желания ей заниматься серьезно.
В чем плюсы для себя: раньше мне читать книгу по математике было очень сложно (кроме, может быть, Фихтенгольца). Однако, прослушав лекцию, тот же самый материал в книге воспринимается на ура. Система обучения создает в голове картинку взаимосвязи дисциплин и их основные моменты, чего не было во втузе.
В чем минусы: сейчас идет тенденция к все более абстрактному изложению всех предметов, особенно это касается алгебры. Это четко видно по литературе. Легко можно читать Фихтенгольца, в его книгах обилие текста и примеров. С книгами Зорича такое уже не пройдет, вам придется пробиваться через сложные абстракции и примеры на доказательство, а не расчет физических задач. Для практиков и непосвященных это существенно осложняет понимание базовых дисциплин. Но это тендеция всей современной математики. Для себя решил по возможности ориентироваться на издания 40-х и 50-х годов, после них уже переходить к современным книгам.
На закуску — книги, которые довольно близки к читаемым курсам и могут быть полезны в самостоятельной работе по лекциям 1-го курса:
Матан
Зорич, 2-тома,
Фихтенгольц, 3 тома,
Архипов Садовничий Чубариков, 1 том,
Алгебра
Курош,
Винберг,
Кострикин, Введение в алгебру
Геометрия
Александров,
Моденов,
Делоне
Дискретная математика
Яблонский
Комментарии (8)
LeshaRB
08.12.2017 14:51Не совсем понял, в чем смысл статьи…
knigarnya Автор
08.12.2017 15:11В свое время очень была нужна информация, но было очень мало в инете подробных отзывов об втором высшем мехмата. Вдруг кто-то рассматривает вариант получения такого образования или не знал о нем. Основая идея в этом.
lubitelfoto
08.12.2017 16:04+1Спасибо. Как раз думаю поступать летом на второе высшее мехмат или на вмк — информации действительно очень мало. Вопрос реально ли людям «средних умов» там учиться для меня острый. Проблем с математикой не было, но по учебникам далеко не все ясно. По Вашей статье понятно, что таки можно при наличии свободного времени.
kambala
я в этой ситуации пошел в НМУ, первый семестр пока идет плюс-минус нормально
knigarnya Автор
Я об НМУ позже узнал, но там уже совсем другой уровень. Многие с самого мехмата туда ходят, в параллель дневному обучению. В НМУ жесткая абтсрактная математика во всей красе. Не мой вариант, хотя, если сразу так выстроить мозги, это самый правильный и современный вариант )