Опубликовал RurouniJones 17 марта 2009 года

Приветствую. Если вы попали на эту страницу по собственному желанию и намерению, то имейте в виду, что это сокращённая, немного более современная версия статьи Эрика Рэймонда «Умный способ задавать вопросы» — отличного, но длинноватого текста.

С другой стороны, если вас отправил на эту страницу кто-то другой и вы хотите быстро понять, что тут происходит, то читайте дальше.

Как правильно задавать вопросы


Вкратце:

  • Не спрашивайте разрешения
  • Расскажите подробности
  • Задавайте уместные вопросы
  • Будьте вежливым
  • Ждите

В этой статье участников беседы назовём Терри и Гонад (в честь гипотетических игроделов из серии юмористических обзоров игр «Без знаков препинания»). Терри будет вечно страдающим помощником на IRC-канале Spiffy, а Гонад будет тем, кто просит помощи (неумело).

1 — Не спрашивайте разрешения


Это многих раздражает. На ряде каналов работают специальные боты, которые выдают целую тираду о том, что не нужно спрашивать разрешения. Так что разберёмся с этим в первую очередь.

[16:00] * Гонад присоединился к каналу #spiffy-help
[16:00] * Тема: «Добро пожаловать на канал помощи spiffy. Последняя версия 1.5»
[16:00] <Гонад> Можно задать вопрос о Spiffy?
[16:01] * Терри тихо всхлипнул в углу

Посмотрим сначала на самое очевидное. Весь канал посвящён помощи в работе со Spiffy, это указано в названии канала и в теме. Думаете, что кто-то затаил злобу лично к вам — и поэтому не ответит? (злоба может появиться позже, но сейчас пока всё в порядке). Конечно, вам помогут. Просто сразу задавайте вопрос.

Что должен был сказать Гонад:

[16:00] * Гонад присоединился к каналу #spiffy-help
[16:00] * Тема: «Добро пожаловать на канал помощи spiffy. Последняя версия 1.5»
[16:00] <Гонад> Всем привет, у меня проблема с ...

Что сразу подводит нас к следующей теме.

2 — Расскажите подробности


Продолжим предложение Гонада из предыдущего пункта.

[16:00] * Гонад присоединился к каналу #spiffy-help
[16:00] * Тема: «Добро пожаловать на канал помощи spiffy. Последняя версия 1.5»
[16:00] <Гонад> Всем привет, у меня Spiffy выдаёт страницу с ошибкой, в чём дело?
[16:03] <Терри> Погоди секунду, я установлю телепатическую связь с твоим мозгом и выясню, о чём ты говоришь. Предупреждаю, это может привести к потере контроля над двигательными функциями.

Мораль истории: «Помощники не телепаты». Когда вы сообщаете о проблеме, им нужны какие-то подробности, чтобы двигаться дальше. Предпочтительно что-нибудь или всё из следующего:

  • Страница с ошибкой (или выдача).
  • Порядок действий, которые привели к появлению этой страницы и что ожидалось вместо неё.
  • Версия ПО со всеми установленными плагинами. Если думаете, что это имеет значение, укажите версию ОС и базы данных, если она используется.

Замечание относительно публикации страницы с ошибкой или выдачи. Такие вещи обычно гигантского размера, так что если вы напрямую опубликуете их на канале, то будете выглядеть как клоун на похоронах. Вместо этого выложите полный текст на сайтах, специально предназначенных для этого, вроде Pastie, Pastebin или Gist, а затем опубликуйте URL на канале. На этих сайтах также поддерживается очень полезная подсветка синтаксиса.

Если проблема сложная или описание шагов требует длинного описания, то опубликуйте в IRC краткое содержание, а более детальное — в тексте по ссылке.

Так что ещё раз посмотрим, что должен был сделать Гонад.

[16:00] * Гонад присоединился к каналу #spiffy-help
[16:00] * Тема: «Добро пожаловать на канал помощи spiffy. Последняя версия 1.5»
[16:00] <Гонад> Всем привет, у меня появляется страница с ошибкой в новой версии Spiffy 1.5, когда я пытаюсь создать второго админа. Шаги и подробности здесь: pastie.org/417957
[16:02] <Терри> Ух ты, насколько хорошо оформленная просьба о помощи, я бегу, БЕГУ вам на помощь.

И все будут жить долго и счастливо.

3 — Задавайте уместные вопросы


Я тусуюсь на нескольких каналах по программированию и постоянно то тут, то там мы видим вопросы такого типа:

[16:00] * Гонад присоединился к каналу #programming
[16:00] * Тема: «Добро пожаловать на новый канал #programming»
[16:02] <Гонад> Привет, парни, как создать поисковую систему / форум / приложение для моделирования гидродинамики контура охлаждения термоядерного реактора
[16:07] <Терри> Просто задавая такой вопрос вы показали свою собственную беспомощность, и теперь мне придётся игнорировать вас до тепловой смерти Вселенной.

Возьмём эквивалент из реального мира. В вашем городке есть местный клуб здоровяков, покрытых машинных маслом, которые любят возиться с автомобильными движками: настраивать их, чинить и так далее. Они встречаются каждый вечер. Теперь представьте, что кто-то заходит в их автомастерскую и спрашивает: «Эй, ребята, я хочу спроектировать и построить двигатель, можете вкратце объяснить, как это сделать? У меня есть блокнот и всё такое».

Радуйтесь, что в онлайне у вас хотя бы какая-то анонимность — и вы защищены от немедленной физической расправы.

У нас канал помощи, что обычно предполагает ответы на технические вопросы. Иногда поступают нетехнические вопросы, но не спрашивайте ничего такого, что требует полных бизнес/технических спецификаций или четырёхлетнего курса образования для ответа.

На эту тему можно почитать сайт Help Vampire (который очень забавный и лучше иллюстрирован, чем эта статья). Убедитесь, что не будете таким персонажем.

4 — Будьте вежливым


Здравый смысл говорит, что если вы находитесь в положении человека, который зависит от доброты незнакомцев, то вам полагается быть вежливым к ним.

Помните, сколько вы заплатили за контракт по поддержке своего софта? Именно. 99,99% помощников в чатах помогают бесплатно. Это добровольцы и обычно приятные люди, которые делают свою работу, потому что испытывают некое приятное чувство, оказывая помощь другим. Уподобляясь идиоту, вы действительно отбиваете у них желание продолжать свои благородные усилия.

Примеры плохого поведения:

  • Высокомерие.
  • Отказ/игнорирование ответов, потому что они не мгновенно решают проблему или требуют от вас немножко использования мозга.
  • Отсутствие собственных размышлений и ожидание, что вас покормят с ложки. (Не погуглить свою проблему перед задаванием вопроса — типичный пример).

5 – Ждите


Это интернет, здесь много часовых поясов. Поэтому на вопросы необязательно отвечают мгновенно. Ещё раз посмотрим на Гонада.

[16:00] * Гонад присоединился к каналу #spiffy-help
[16:00] * Тема: «Добро пожаловать на канал помощи spiffy. Последняя версия 1.5»
[16:00] <Гонад> Привет, парни, в какой настройке конфигурации Spiffy включается поддержка электронной почты?
[16:01] <Гонад> Кто-нибудь?
[16:04] <Гонад> Привет?
[16:09] <Гонад> Отлично, со мной не разговаривают
[16:10] * Гонад покинул канал #spiffy-help
[16:11] <Терри> Всем привет, изобретал лекарство от рака, теперь вернулся — кому-нибудь нужна помощь?

Иногда ответы приходят через несколько часов или дней на относительно тихих каналах, так что задайте вопрос и ждите. Большинство людей укажут ваш ник при ответе, так что убедитесь, что IRC-клиент настроен на оповещение при упоминании вашего ника.

Заключение


Если вы здесь и действительно всё прочитали, то поздравляю. Теперь вы знаете достаточно, чтобы не быть идиотом и не попадать в игнор, задавая любой вопрос в IRC. Но это только первый шаг; Я по-прежнему рекомендую статью Эрика Рэймонда «Умный способ задавать вопросы» для более полного объяснения всех деталей… давайте, не нужно довольствоваться тем, что есть — и получите полное раскрытие темы.

Примеры из реального мира


Время для весёлого конкурса. Сможете сказать, какие правила нарушены в следующих примерах из реального мира? (Имена изменены для защиты… невиновных).

#passenger на irc.freenode.net
[21:58] <Гонад> что не так с этой фигнёй?
[21:58] <Гонад> *** Exception Errno::EPIPE in Passenger RequestHandler (сломанный конвейер)
#kubuntu-offtopic на irc.freenode.net
[03:55] > Гонад присоединился к этому каналу (***).
[03:55] <Гонад> привет… pls, как скачать и извлечь музыку с youtube?
[03:58] > Гонад покинул канал.
[04:02] <Терри> Хм. Тактика спросил-убегай.

Комментарии (12)


  1. sayber
    18.12.2017 12:05

    Не думал, что «Ирка» еще жива.
    Последний раз в году 2006 открывал. Да и тогда там уже было людно, как в деревушке на окраине мира.


    1. EndUser
      18.12.2017 14:53

      Живая. Вероятность дождаться ответа 1:20. Вероятность получить/найти решение 1:10 из тех 1:20, то есть всего 1:100.
      Но для простых вопросов, вроде «затупил с синтаксисом; невнятная документация; я всегда думал, что там тангенс; почему не List» вероятности 1:10 и 1:3 соответственно, что действительно, бывает, помогает со ступорами.


    1. dartraiden
      18.12.2017 15:25

      Всё, что описано в статье, применимо и к Jabber/Discord/что-там-ещё-популярно-сейчас


      1. sayber
        18.12.2017 15:37

        Slack / Telegram / Gitter
        Jabber/Discord — сейчас скорее для геймеров больше приспособлен. Хотя насчет первого не уверен.

        Понятно что применимо к современным способам коммуникации, но ведь я не об этом говорил.


  1. hdfan2
    18.12.2017 12:55

    Всё это актуально и для других способов общения — форумов и т.д. От себя добавлю ещё одну сильно раздражающую особенность, присущую почему-то только русскоязычным посетителям на англоязычных форумах. Это постоянные извинения за свой английский. Если где-нибудь в конце сообщения (а иногда и в самом начале) видите «Sorry for my english», можно ручаться, что это кто-то с бывшей 1/6 части суши. При этом само сообщение может быть на вполне нормальном английском. Блин, чувак, да всем насрать на твой английский, если можно понять, о чём ты! Те же индусы или кто ещё там лепят такую хрень, что с трудом можно понять, чего они хотят, и даже не думают извиняться! Противно такое читать, честное слово.


    1. VJean
      19.12.2017 16:38

      А что такого? Человек сразу пояснил, что плохо владеет языком, и скорее всего перевод выполнен через онлайн переводчик, который может очень сильно исковеркать суть сообщения или вообще «побить» текстовку. Что приводит к «сломанному телефону» и недопониманию обеих сторон.
      Куда больше веселит, когда на англоязычном форуме разговаривающие на одном языке используют английский, и зачастую через онлайн переводчики. Либо ЧСВ суппорта: «English only», и инглиш только литературный и грамматически «чистый».
      Встречалось также когда русскоязычный разработчик начисто игнорировал русский язык вплоть до перманентного бана спрашивающих.


  1. 027
    18.12.2017 13:53
    +1

    Еще одна крайне раздражающая мода: «я извиняюсь, чтобы не плодить темы, спрошу тут». Их в детстве в угол, что ли, ставили за создание тем на форумах?
    При этом лютый оффтопик их вовсе не смущает.


    1. Peregrinus
      18.12.2017 14:56

      Значит они уже создавали темы и получали ответы от старожилов в духе «Поиском пользоваться не умеешь, это уже обсуждалось в 'Вопросы и ответы. Часть 999' где-то между первой с сто первой страницей». Грубость, зазнайство и вахтёрство это тоже отличительная черта наших форумов.


      1. andreishe
        18.12.2017 23:47

        Угу, по какой-то причине, примерно на половине форумов вместо создания отдельного раздела для хоть сколько-нибудь популярных тем, заводят один тред, в который призывают всех писать (и искать там ответы). При этом объясняют это необходимостью "структурирования информации".


        1. Rumlin
          20.12.2017 15:55

          Одна тема удобна для получения уведомлений на e-mail тому кто постоянно такое отслеживает.


      1. Myxach
        19.12.2017 03:35

        Вы не находите взаимосвязь между «Грубость, зазнайство и вахтёрство » и «Извинением за английский и боязнь создать отдельную тему?


  1. getnaked
    18.12.2017 15:56

    6. Оставьте отзыв, если предложенное решение помогло или если сами его нашли.