Поэтому единственный способ добиться успеха для новых игроков рынка смартфонов в России – давить ценой. Не просто даже давить, а ДАВИТЬ. Да, это непросто. И на первых порах некоторым компаниям даже приходится продавать устройства в ноль. То есть ваще без прибыли. Зато это дает возможность познакомить широкие народные массы со своей продукцией, завоевать некий имидж и получить хоть какую-то заметную долю рынка.
А теперь давайте посмотрим, что случилось осенью 2017 года.
В Россию пришли сразу два новых крупных производителя смартфонов. Речь идет не о каких-то там безымянных китайских брендах с непроизносимыми названиями, а, на минуточку, об Oppo и Vivo. Если кто не знает, это поистине гигантские и далеко не бедные компании. Обе они входят в китайский холдинг BBK. По итогам 2016 года Oppo стала лидером китайского рынка смартфонов, заткнув за пояс Huawei, Samsung, Apple и так далее по списку.
Однако лидерство у себя в Китае еще не означает умение понимать, чувствовать иные рынки – в частности, российский. Что Oppo, что Vivo провели гламурные пафосные презентации в Москве. Oppo даже сделала своим лицом Егора Крида, который теперь люто, бешено форсит сами понимаете какие смартфоны. Незадолго до этого он точно так же форсил Samsung, а теперь вот поливает елеем Oppo, постя соответствующие фоточки в Twitter с iPhone (подробнее здесь).
Казалось бы, причем здесь Его Крид? Его фоточки с iPhone служат своего рода прелюдией к тому треш-угару, которым сопровождается выход Oppo и Vivo на российский рынок. Потому что смартфоны обоих этих брендов будут продаваться через… крупную федеральную розницу. С ее конскими накрутками в размере 30-40 процентов, о которых давно слагаются печальные легенды. Собственно, федеральная розница – это самый ужасный, непоследовательный, тупиковый путь для вывода нового недешевого (ключевой момент!) бренда смартфонов на российский рынок. Потому что: имени у такого бренда пока нет, его имиджевый заряд равен нулю, народ его не знает; в то же время, привлекать покупателей ценой не выйдет ну просто никак – из-за тех самых конских накруток. Которые добавляются даже не к цене смартфона в Китае, а к цене смартфона после пересечения российской границы – уже после уплаты НДС (+18%), Михалковского сбора (+1%) и прочих накладных расходов, связанных с официальным импортом электроники через границу РФ. Как следствие, цена по сравнению с заводской растет после растаможки и накруток «федералов» если и не в два раза, то в полтора – точно. В итоге видим следующую картину: смартфоны Oppo среднего уровня, которым красная цена – 15 тысяч рублей, стоят на полке какого-нибудь «Связного» за 25 тысяч. Аналогичная ситуация с моделями Vivo – самый дешевый на полке федеральной розницы оценен в 22 тысячи. Предлагая при этом дешевый HD-экран! Опять же: такой смартфон может стоить тысяч 10-12, но уж никак не 22.
Vivo V7 с HD-экраном за 22 тысячи рублей. Ранее продавать смартфоны с такими дисплеями за много денег могла себе позволить только Apple. А теперь вот еще и Vivo. Но то, что позволено Apple, малореально в случае китайских игроков с продуктами абсолютно средних свойств и качеств
Что в итоге? История наверняка повторится. Oppo в 2013 году уже приходила в Россию – и ровно по той же схеме: с помпой бессмысленных крутых презентаций, кучей пафоса в рекламе. И с конскими ценниками в каналах продаж в виде крупной федеральной розницы. И примерно через год с рынка логично вылетела. Думается, уже в 2018 (максимум – в 2019) компания Oppo снова нас покинет. Вместе со своей сестричкой Vivo.
Была ли у Oppo и Vivo альтернатива? Конечно, была. Вместо архаичной схемы с федеральной розницей можно было задействовать продажи через интернет, как поступают все «нормальные» китайцы. Для начала – тот же AliExpress. Или хотя бы комбинировать эти варианты. Именно так делает, например, китайская же Doogee. Ее флагманские смартфоны можно найти в том числе и в федеральной рознице. Оно и понятно: на большие продажи этих моделей никто и не рассчитывает, это просто, скажем так, демонстрация возможностей. Для этих же целей «АвтоВАЗ» в свое время выпускал «Лады» с кожаным салоном и двухлитровыми движками Opel – понятно, что это штучный и никому особо не нужный товар, зато он позволяет заявить о себе как о более серьезном производителе. А недорогие модели Doogee, в свою очередь, доступны на AliExpress. За счет этого достигается максимально возможное снижение цены. Достаточно сказать, что на AliExpress за 7 тысяч рублей можно купить модель Doogee с двойной задней камерой, металлическим корпусом, сканером отпечатков пальцев. И самое главное (чего нет ни в Oppo, ни в Vivo, ни даже в Meizu и Xiaomi) – с защитой от воды (стандарт IP68) и ударов.
Из всего перечисленного в том же Vivo V7, что предлагается в России, есть только сканер. Защиты от воды, металла и сдвоенной камеры нет – и это при цене в 22 тысячи рублей! У Oppo – то же самое (то есть ничего нет), только уже при цене в 25 тысяч. Зато сладкоголосый Егор Крид на прессухе спел, ага. И расплатятся за его пение покупатели смартфонов Oppo – ведь затраты на маркетинг так или иначе заложены в цену устройств.
Doogee S30 за 7 тысяч рублей на «Али». Двойная камера, сканер отпечатков и даже защита от воды и ударов – и все это за 7 тысяч. С гарантией и сертификацией в России – все как положено
Скажете, что Oppo и Vivo можно с тем же успехом купить на AliExpress? Oppo по неизвестным причинам на этой площадке отсутствует, а некоторые модели Vivo – да, можно. В несертифицированном и нерусифицированном виде, да еще и без гарантии. Та же Doogee гарантию в таком случае – при покупке на AliExpress – дает. И предлагает там именно сертифицированные аппараты.
С некоторых пор – с середины декабря 2017 года – так же поступает и Xiaomi. Этому производителю надоело работать с российским дистрибьютором и федеральной розницей. Цены оказываются такими, что завоевание рынка идет черепашьими темпами. То ли дело прямые продажи через «Али»: сертифицированный Xiaomi Redmi 5A с гарантией там по акции стоил менее 6 тысяч рублей (сейчас – уже чуть больше 6 тысяч рублей). В федеральной рознице его бы продавали тысяч за 9. Что очень дорого: никакого металла и сканера отпечатков пальцев в этой модели нет, защита от воды и ударов также не полагается, а конкурировать ей придется с теми же защищенными моделями Doogee, где все это имеется. При равной цене Xiaomi теоретически может взять силой бренда, а при на половину более высокой цене смыса в покупке смартфона Xiaomi вообще теряется.
Официальный российский Xiaomi Redmi 5A с гарантией стоит на «Али» 6 200 рублей. А в оффлайновой рознице стоил бы в полтора раза дороже
Для примера – сравнение Xiaomi и Doogee ценой в районе 7 тысяч рублей с Vivo за 22 тысячи. Делайте выводы. По основным параметрам Vivo сливает, кое в чем выигрывает, но это никак не оправдывает в три раза (!) более высокую цену.
Ну и еще один пример. Осенью на российский рынок тихонько так без помпы вышел немецкий бренд AGM – под ним продаются гражданские версии защищенных военных смартфонов, изначально созданные для Бундесвера. Продажи – опять-таки только через AliExpress. Смартфоны у AGM весьма навороченные, с оригинальными самсунговскими AMOLED-экранами, хорошими камерами, достойным железом Qualcomm (а не глючных жрущий энергию MediaTek), и даже датчиками загрязнения воздуха. На AliExpress удалось поставить ценник на них в районе 30 тысяч рублей. Если бы продажи шли через федеральную розницу, то было бы тысяч 45. А то и все 50.
Работа VOC-датчика в AGM X2. Этот смартфон – товар штучный, дорогой и рассчитанный на особых ценителей, и все же грамотный выбор канала продаж позволил не задирать цену до совсем уж неприличного уровня
И опять же просто для понимания степени треш-угара – сравнение AGM X2 с Oppo F5 6Gb. Оба стоят «тридцатку», но первый предлагается на «Али», второй – в официальной федеральной рознице. У Oppo круче только фронтальная камера, что важно разве что для аудитории уровня «фанаты Егора Крида и его шефа Тимати».
Словом, времена-то поменялись, а купающиеся в своем величии на китайском рынке Oppo и Vivo этого не заметили. И в России их ждет… да фиаско их ждет – если, конечно, они в срочном порядке не изменят подход к «завоеванию» нашего рынка. Не изменят – будут биты. Причём с двух сторон: в нижнем сегменте – мелкими дерзкими гопниками вроде Doogee, а в верхнем – более серьезными и технически продвинутыми брендами вроде AGM. Которые хоть и не приглашают на свои пафосные презентации модных певцов ртом в виде фальшивых амбассадоров, но зато продают более функциональные и во всех смыслах более интересные модели. И самое главное – в два-три раза дешевле. Таковы уж нынешние реалии рынка. Пафос никто больше не ценит.
Комментарии (34)
lobzanoff
25.12.2017 14:10Ну, это счастье скоро кончится… :( Скоро введут пошлину 30% на посылки дороже 20 евро + 18% НДС, и цены почти сравняются. Впрочем, в местной рознице скорее всего на фоне этого еще выше задерут цены, но легче от этого не становится. Так что торопитесь, кто не успел раньше, халява скоро закончится.
ARD8S
25.12.2017 14:13Так что торопитесь, кто не успел раньше, халява скоро закончится.
Ну вот ОК. Человек купил дуги на али. Он сломался через месяц. Что с ним делать? Где СЦ? Кто-нибудь возьмётся за ремонт их аппаратов кроме сервисов из Москвы и Санкт-Петербурга?
Ладно если человек шарит, часть проблем можно решить заказом запчастей на али и феном. По факту даже этот самый тмалл посылает телефоны с гарантией, но или их никто не отремонтирует по «гарантии» или скрипя зубами и потрепав покупателю нервы.
Смартфон это такая штука, которая реально воплощает в себе риск поломки, надёжных мало.
Вот если бы главный козырь этих новых китайцев — полноформатная экспансия, а именно, вместо пустой рекламы- два года гарантии в СЦ многих городов РФ, тогда да, рынок их бы принял. Так в своё время престижио себе сделал продажи и сейчас их недорогие аппараты неплохо покупают даже с 1 летней гарантией.
В магазин, хоть если что, свой кирпич можно принести и сдать, обменяв на другой или забрать деньги, остальное — проблемы магазина. Попробуйте вернуть что-нибудь али/моллу через месяц-два после покупки. Хотя некоторые наши интернет-магазины (нормальные, федеральные, а не кидалы-однодневки) продают вместе как китайские версии, так и глобальные. Китайские могут пустить по акции, например. Те же сяо, но без работающего у нас LTE. Наши «оффлайны» спокойно могут так же динамить с гарантией, но если что, на них можно хоть пожаловаться.ed007
25.12.2017 14:56Смартфон это такая штука, которая реально воплощает в себе риск поломки
Не сказал бы. Гарантийный ремонт покрывает лишь заводской брак. Большая часть поломок — вода, удар — не имеют гарантии. А простой платный ремонт за счет юзера делается в любой мастерской.
denticulus
25.12.2017 15:24Покупал планшет Хуавей на Алиэкспресс. Через полгода отказал тачскрин. Написал продавцу, тот сказал «отправляйте». Отправил, через 1,5 месяца получил планшет с новым стеклом. Расходы на отправку мизерные.
Nalivai
25.12.2017 15:40По заводскому браку легко берут по гарантии, иногда даже с пересылкой за счет продавца, но даже если и нет — пересылка не очень дорогая.
Barnaby
25.12.2017 16:54Он сломался через месяц. Что с ним делать? Где СЦ?
СЦ в
КитаеРФ, отправляешь его назад почтой и ок. Я в Германию железо отправлял, не так уж это и сложно.
Смартфон это такая штука, которая реально воплощает в себе риск поломки, надёжных мало.
Из 3х смартфонов ни один не сломался, 2 морально устарели. Что вообще там может сломаться если он изначально не бракованный и не кидать его об стенку?
ARD8S
25.12.2017 20:38Это если у вас есть определённая доля везения и попадётся хороший товар и добросовестный продавец с QC, но больно уж много их развелось, как только красочно они себя не называют и official store и direct sales store (имя бренда), но не все реально будут помогать после 15 дней, когда покупатель уже не сможет открыть спор. Большинство продавцов брендами третьего эшелона тупо отмолчится. В после поломки в течение года в итоге имеем- гарантия две недели или вообще нет, если не повезёт. И не предъявишь никому и ничего, покупатель с дохлым планшетом/смартфоном и т.д… Я знаком с сервисниками и они на хлебушек себе этим неплохо зарабатывают (именно на ремонте %random brand% китайской электроники, т.к. запчастей полно), и сам балуюсь, бывает. Понятно, что ведущие китайские бренды вполне надёжны, но и с ними тоже проблемы есть, а заводской брак не всегда проявляется сразу. Да уж что там продавцы, даже служба поддержки али не всегда выручает покупателей, даже в случае очевидно заводского брака или несоответствия товара. Продавцы даже с коронами и шильдиками «надёжный бренд/продавец» порой играют в молчанку или корчат из себя баранов «искренне не понимая», что он них хотят на английском и тем более на «гуглоанглийском».
Ariez
25.12.2017 22:29Не знаю, я видимо тоже что-то делаю не так. Заказанные из-за бугра давным-давно Nexus 4 проработали 2,5 года у меня, 3,5 — у супруги, во всех случаях просто умер аккумулятор и еще что-то (за счет чего телефоны начали сильно глючить при падении заряда ниже 70%, при этом одна смена аккума не помогла) + морально устарели. Сменил на Meizu Note M2 (опять не ростест), сменил через год потому что исходно модель была не особо удачной в смысле быстродействия (при этом никаких реальных нареканий или брака не было, до сих пор лежит запасным). Сейчас — заказанный из Китая Xiaomi mi5s, уже больше года. Единственное нарекание — разбитый дисплей из-за моей криворукости — кстати, впервые среди всех смартфонов, которые у меня были))))
Werevolf
26.12.2017 11:21О, 5s. А датчик отпечатков пальцев у вас тоже кривой и работает с 10 раза, или все норм?
ARD8S
26.12.2017 12:07По выборке среди знакомых ремонтников и своей ~1200-1500 устройств за три года, пришёл к выводу, что брак китайщины, выпускаемой под разными брендами третьего эшелона и ниже ~10-15% в течение года. По приходу с китая ~20-30% сразу. Второго эшелона ~5-10%. Сяо и мейзу всё-таки считаются лидерами китайского смартфонодельства, как и хуавей с леново. По ним статистику не собирал, ибо они, обычно идут мимо «рукодельщиков». Но знаю, что некоторые модели выходят весьма неудачными и перекашивают статистику. У перебрендированных китайцев, которыми торгуют у нас примерно те же ~10-15%, но их хотя бы можно вернуть по явному браку в магазин.
Ariez
26.12.2017 17:37Может быть, я такой выборки, разумеется, не проводил, я могу оперировать только собственным опытом + опытом супруги и родителей, у которых тоже сяоси, сяоми и хуавей ))
ARD8S
26.12.2017 21:41Тут ещё и везение, даже с сяо и мейзу, не говоря уж о других, у кого-то всё хорошо, кому-то из миллионов продавцов взудмается не проверить и послать брак, у кого-то проблема вылезет позже, а кому-то помятый или вообще дуля вместо телефона (самое обидное) и спор в пользу продавца. Всяко бывает. Даже с молла косячные бывает приходят хотя их, по идее, должны открывать и проверять, когда вкладывают зарядник. Если кто-то считает, что риска заказывать на али нет и что там сплошная халява- то они не правы. Просто чью-то экономию уже кто-то оплатил своим огорчением.
Leonid62
25.12.2017 14:25Мне просто очень нравится эта статья. Аналогичные проблемы бизнеса можно найти в любой сфере, от продуктов до ресторанов.
Ugrum
25.12.2017 14:51Осенью на российский рынок тихонько так без помпы вышел немецкий бренд AGM – под ним продаются гражданские версии защищенных военных смартфонов, изначально созданные для Бундесвера…
Этот смартфон – товар штучный, дорогой и рассчитанный на особых ценителей, и все же грамотный выбор канала продаж позволил не задирать цену до совсем уж неприличного уровня…
серьезными и технически продвинутыми брендами вроде AGM......Шо, опять?
Вы чему — нибудь учитесь, в принципе? Посмотрите комментарии к прошлой статейке про эту срань, лень повторяться. Г-жу Торшину и Блюдио вам не повторить.
eandr_67
25.12.2017 15:06Весь смысл статьи — в очередной раз попытаться навесить на уши лохам маркетинговую сказочку про «гражданские версии защищенных военных смартфонов, изначально созданные для Бундесвера».
Skerrigan
25.12.2017 15:18Ну после Хамви (да-да, Хаммер — это гражданская версия, если кто не знал) так и пошло-поехало — пример же был подобного. Вполне реальный. Но как всегда, набежали маркешлюхи и дискредитировали данный подход.
alexeystar
25.12.2017 16:18«Маркетинговой сказочке» отведено полабзаца в конце, так что не усугубляйте.
eandr_67
25.12.2017 16:48Стандартный приём подобных материалов: когда в кучу более-менее достоверной информации вставляется совсем немного безусловной лжи, выдаваемой за информацию.
Именно ради того, чтобы это ложь была проглочена, вокруг неё и городят густую дымовую завесу реальных фактов.
Ugrum
26.12.2017 14:54«Маркетинговой сказочке» отведено полабзаца в конце, так что не усугубляйте.
Т.е. вы хотите сказать, то если смешать варенье и говно в пропорции 10 к 1, то на выходе мы получим не 11 частей говна, а вполне употребимый продукт?
SandroSmith
25.12.2017 16:46А где же ссылочка в конце «только у нас doogee s30 всего на 200 рублей дороже али»?
Conscience
25.12.2017 19:41В этой статье рекламировался АГМ Х2, а как написано выше — «продажи только через алиэкспресс».
copypasta
25.12.2017 18:02А публикация материалов, содержащих информацию, не соответствующую действительности, не запрещена правилами GT?
overmind88
25.12.2017 18:12Oppo уже выходили на российский рынок 4-5 лет назад, но и тогда не смогли
alexeystar
26.12.2017 07:19-1В статье это упоминается. Не смогли ровно по той же причине, по которой не смогут сейчас.
betrachtung
26.12.2017 09:20Главная проблема китайских смартфонов в том, что они сделаны для китайцев.
Большинство китайских смартфонов имеет либо дизайн с более или менее заметными нотками айфона (хотя в последнее время ситуация заметно улучшилась — китайские бренды пусть и не обретают собственное лицо, но переходят от закоса под айфон к просто безликим обмылкам), либо «внедорожный» дизайн, за который любой турист засмеёт.
В плане софта всё ещё печальней. Дизайн поперёк всех гайдлайнов (и сам с собой даже не сочетающийся), поломанное юзабилити (свёрнутые уведомления, помойка на рабочем столе, перепутанные настройки и куча других мелочей, кажущихся неважными, но дико раздражающих при использовании), закономерные проблемы со стабильностью и совместимостью в случае, если к китайским дизайнерам присоединились китайские программисты в своём желании переработать андроид под китайские нужды — ну и, конечно же, помойка из мусорных приложений, включая китайский антивирус, китайское облако, китайский магазин тем и прочие невероятно полезные вещи.
Стоит заметить, что китайского пользователя такой подход вполне устраивает, завязка на китайские сервисы его не напрягает, китайский дизайн ему ближе и привычней западного, ну и подход «напихать побольше куцых и корявых приложений, которые потом не убрать, и выдать это за преимущество», видимо, китайцы одобряют. А вот на Западе это выливается в то, что первым шагом перед использованием становится перепрошивка — и, соответственно, китайские телефоны приобретают либо очень экономные и нетребовательные люди, либо гики, готовые немного повозиться ради отличного «железа» за копейки.
Ах да, ещё из-за того, что средний рост на Востоке заметно меньше европейского — и так же меньше размер рук — китайский рынок тяготеет к однозначно двуручным смартфонам (с планшетным сценарием использования). Потому что если тебе уже и 4.6" сложно управлять одной рукой, то лучше сразу взять 6".
Однако, есть и китайские производители, ориентированные на западного потребителя — например, HMD Global (Nokia). У них тоже далеко не всё гладко, плюс они заметно дороже, чем, скажем, Xiaomi с такими же характеристиками, зато для простого пользователя вне Китая они подходят на ура. У меня сейчас коллеги повально берут Nokia 6. Сам я подумывал о восьмёрке, но она не очень удобна.
Fermalion
Статья называется «Типичные ошибки», но по факту, ошибка здесь рассмотрена только одна.
Конечно, фактор цены и каналов сбыта важен, но единственная ли это туча на горизонте новых китайских игроков?
alexeystar
Не единственная, конечно, но ключевая. Канал — это же ключевое в продажах.