Вороны делают разумные вещи — используют инструменты, решают головоломки и узнают человека по лицу. Общие предки человека и птиц пошли по разному эволюционному пути. Мозг человека и других приматов отличается от мозга птиц, но вороны, тем не менее, способны считать. Как они это делают?

Исследователи Тюбингенского университета имплантировали воронам нейросенсоры и научили играть в игру, связанную со счётом. Птицы в трёх случаях из четырёх правильно сопоставляли количество черных точек на экране.

image
Ворона считает

На экране воронам показывали серый круг с чёрными точками в нём — от одной до пяти. Экран гас, и появлялся новый серый круг, с таким же или отличным количеством точек. В случае, если количество точек не изменилось, ворона клевала экран и получала вкусный приз.

Воронам не показывали символы — это не были точки с одинаковым расположением, как в домино. Диаметр и расположение точек были произвольными. Воронам важно было правильно посчитать количество, а не узнать знакомую картинку.

В половине случаев количество точек на втором изображении было равным их количеству на первом. В 75% случаев вороны угадывали, и большую часть ошибок они допускали при различии двух изображений на одну точку. Это подтверждает закон Вебера — Фехнера.
Закон Вебера — Фехнера — эмпирический психофизиологический закон, заключающийся в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.

Люстра, в которой восемь лампочек, кажется нам настолько же ярче люстры из четырёх лампочек, насколько люстра из четырёх ярче люстры из двух. Если добавить к люстре из двух лампочек одну, прирост яркости будет значительным. Если добавить одну лампочку к двенадцати — мы его не заметим. Вороны легко отличали одну точку от двух, но ошибались, когда нужно было отличить четыре от пяти точек.

В процессе игры за работой пятисот отдельных нейронов в мозге ворон следили датчики. Около сотни нейронов менялись в зависимости от числа точек на изображении. Каждому числу соответствовали разные комбинации. Закон Вебера — Фехнера продемонстрировал себя в действии: комбинация нейронов числа «четыре» не всегда помогала вороне отличить число «пять», но «один» ворона легко отличала от «двух».

Исследователи отметили, что на нейронном уровне процесс определения количества у ворон работает, как у приматов, но это происходит в разных частях мозга.

Комментарии (0)