image

На Форсайт флоте 2015 было озвучено несколько интересных проектов в сфере обеспечения безопасности, которые в последствии были объединены в одно большое направление – SafeCityNET. Главная идея направления — это реализация на ограниченной территории (города) комплекса мероприятий, открывающих в перспективе новые рынки для предпринимателей из сферы безопасности и дающих им возможность реализовывать свои услуги и продукты по принципу uber модели. В этой заметке я хотел бы коротко рассмотреть 3 ключевых понятия, из которых на мой взгляд складывается направление SafeCityNET:

  1. Инфраструктура «умный город»
  2. Сервисная платформа
  3. Рынок сервисов безопасности

Далее рассмотрим более подробно каждое из понятий.

Инфраструктура «умный город»

Уже сегодня многие крупные мировые города развиваются по принципу «умного города», в котором довольно важную роль играет ИКТ составляющая. С практической точки зрения это означает, что в будущем города будут представлять собою сеть различных сенсоров и датчиков, которые в режиме реального времени собирают информацию о происходящем вокруг и передают её в центр обработки данных (ЦОД) для последующего анализа и хранения. При этом в тот же самый ЦОД может поставляться информация из открытых источников, например, медико-статистическая информация о состоянии здоровья населения из медицинских учреждений, статистика и аналитика из МВД, статистика по пожарной безопасности и прочая открытая (не персональные данные) информация из различных федеральных и муниципальных органов.

Сервисная платформа

Только лишь собирать данные с «умного города» недостаточно. Очень важно огромный поток слабоструктурированной и разнородной информации правильно обработать, чтобы в дальнейшем данные превратились в полезную информацию, с которой можно проводить исследования и делать качественную аналитику. Для этого существует большое множество различных способов обработки данных, которые можно условно объединить в один термин BigData. По сути, сервисная платформа представляет собой центр обработки данных с мощными серверами и командой аналитиков-разработчиков, которые создают софт для «переваривания» данных с «умного города» в понятную и доступную информацию, которую в дальнейшем можно использовать для обеспечения безопасности на заданной территории.

Рынок сервисов безопасности

Итак, мы имеем собранную и готовую для использования информацию о «состоянии» города в режиме реального времени. Что же с ней можно сделать с точки зрения безопасности? В нашей группе SafeNET был озвучен проект «Навигатор безопасности», суть которого заключается в следующем. Допустим ваш ребёнок каждый день возвращается из школы домой по заранее спланированному маршруту. По какой-то причине (задержался в гостях) ребёнку предстоит пройти совсем по другому маршруту, да ещё и в тёмное время суток. Обычно в такой ситуации родители стараются провожать своих детей, чтобы исключить вероятность каких-либо угроз для ребёнка, но имея установленное на телефоне приложение «навигатор безопасности», вы можете заказать через него услугу «безопасный маршрут» для своего ребёнка. Вы вводите данные о вашем ребёнке (место положения, профиль в соц. сетях), опции по безопасности, которые хотели бы получить (защита от побоев, ДТП, похищения и т.д.) и сервис автоматически прокладывает безопасный маршрут до дома, который гарантирует 96%-ную безопасность в соответствии с заданными параметрами, параллельно выставляя вам счёт на оплату. Причём за те доли секунды, пока происходит прокладка маршрута, сервис проводит следующие действия:

  1. Обращается к сервисной платформе и запрашивает нужные данные;
  2. Анализирует их и просчитывает вероятности тех или иных угроз на маршруте;
  3. Высчитывает наиболее безопасный маршрут;
  4. При необходимости, выполняет активные действия, для обеспечения безопасности на маршруте (высылает дрон или оперативную группу);
  5. Предоставляет маршрут конечному пользователю со своими рекомендациями;
  6. Контролирует клиента на всём протяжении маршрута и оценивает вероятностную картину угроз в режиме реального времени, используя данные с сервисной платформы.

Как следствие, конечный пользователь получает безопасный маршрут и гарантии безопасности со стороны компании сервис-провайдера.

Данный пример является частным случаем использования сервисной платформы для реализации одного конкретного сервиса. Таких сервисов в перспективе может быть десятки и сотни, в зависимости от запросов со стороны общества и трактовки самого понятия «безопасность», которое на протяжении времени явно будет меняться. Таким образом, сервисная платформа становится некой инфраструктурной единицей, позволяющей на своей основе создавать новые рынки услуг безопасности, которые будут востребованы в недалёком будущем.

Комментарии (2)


  1. Falland
    23.06.2015 22:19

    Спасибо за интересную статью.
    Тема очень интересная, я немного с ней знаком: мой друг активно работает в этой сфере. Он кстаи ваш тезка.

    Скажите пожалуйста, в примере с ребенком. Как система будет реагировать на непредвиденные ситуации, но без непосредственной опасности. Ну скажем, если ребенок захочет поиграть в парке или раскрасить ближайшую стену графити? А что предпримет система, если ребенок решит перейти дорогу на красный свет?
    Другими словами, предусмотрена ли в системе «защита от дурака» и если да, то как она устроена.


    1. twitik Автор
      23.06.2015 23:05

      Вы будете удивлены, но я знаком с Александром. Он помогал мне с этой статьёй. В конце концов группа людей, занимающихся SafeCityNET не так велика, как хотелось бы :) pnhpt

      Дело в том, что «навигатор безопасности» изначально задумывался как сервис по защите от внешних угроз в первую очередь. То есть, например, от нападения хулиганов. Но никто не мешает реализовать сервис, который мог бы мониторить и защищать муниципальную собственность (стена в вашем примере). Например, яркая вспышка света или громкий звук сирены могут запросто отпугнуть подростков, решивших сделать граффити на стене дома. При этом идентифицировать потенциальных нарушителей не так уж и сложно, оперируя данными с камер видеонаблюдения.

      С красным светом чуть более сложная история, но и тут есть масса возможностей. Если вдруг ребёнок отвлёкся на свой смартфон (или ещё на что-то) и начал переходить дорогу на красный свет, то условный сервис безопасности может выдать тревожный сигнал на тот же телефон или сильную вибрацию на наручные часы. Либо отправить сигнал тревоги в МВД, чтобы ведомство в свою очередь оперативно вмешалась в управление автомобилями, которые в этот момент подъезжаю к злополучному перекрёстку, снизив их скорость до безопасного уровня.

      Конечно всё это возможно только в случае внедрение серьёзной ИКТ инфраструктуры внутри города, которая тесно взаимодействует с гаджетами пользователей. Но думаю, что именно в этом и есть будущее крупных городов.