Добровольцы из числа инженеров и архитекторов хотят решить самую нерешаемую проблему Эвереста: убрать свалку человеческих отходов
Подняться на Эверест становится всё проще. Лучшее оборудование, инфраструктура, помощь неутомимых гидов заполнило гору отважными туристами. В 2016 году там прошло более 36000 человек, что на 34% больше, чем приезжало в 2015-м.
Повышение интереса к горе Эверест прибыльно для Непала. Каждый из альпинистов тратит от $30 000 до $100 000 на это предприятие, в зависимости от выбора лицензий и сопровождающих. Но больше людей — это значит, больше отходов, включая и отходы жизнедеятельности человека. Да, да — какахи. Много каках.
Ежегодно в базовом лагере горы Эверест скапливается по 12000 кг человеческих экскрементов. Там они и остаются вонять в синих бочках, оборудованных туалетными сидениями, до тех пор, пока шерпы не переправят его в Горакшеп, замёрзшее дно озера, ставшее специализированной свалкой Эвереста. В 2014 году правительство Непала постановило, что альпинисты должны покидать гору с 8 кг мусора или оплачивать пошлину в $4000, однако избыток отходов жизнедеятельности остаётся другой проблемой.
Носильщик с отходами спускается с базового лагеря Эвереста
Мусор и отходы жизнедеятельности на Эвересте
«Меня это поразило эмоционально», — рассказал мне Гарри Портер [Garry Porter; кстати, porter по-английски — носильщик / прим. перев.], опытный альпинист и инженер компании Боинг на пенсии. «Мы побывали в самой удивительной стране мира, прошли это путешествие, и смотрели, как они уносят наши какахи. Получается какой-то дисбаланс, — добавляет Портер. — И что, это наша прощальная дань жителям Непала?»
Гарри Портер на Эвересте
Семь лет назад Портер решил сделать какахи своей проблемой, и стал сооснователем проекта "Биогаз Эвереста", полагающегося на добровольцев, инженеров и архитекторов, работающих с самой неподатливой проблемой горы. И время для её решения уже давно настало. В исследовании от 2012 года двух источников воды близ Горакшепа, проведённом Национальным научным фондом, было обнаружено, что один из них не соответствует стандартам для питьевой воды Всемирной организации здравоохранения.
«Нельзя сваливать экскременты в открытых ямах рядом с источниками воды, не ожидая появления проблем с окружающей средой», — сказал Портер.
Как они планируют решить эту проблему? Превратить все отходы в энергию при помощи «биогазового метантанка».
Метантанки не представляют собой что-то особенное, но цели своей они достигают. «Это не какая-то новая высокая технология», — предупредил Портер. Это просто резервуар, заполненный бактериями, питающимися органическими отходами. Они вырабатывают метан в качестве побочного продукта деятельности, а также жидкое удобрение. Этот газ можно собрать и использовать для подпитки всего, от чайных домиков на Эвересте до ноутбуков, потому что на Эвересте есть и интернет.
Изображение метантанка для получения биогаза
Теоретически, Эверест можно обеспечить бесперебойной какашечной энергией. Но гора не даст сделать этого слишком легко. Чтобы эти бактерии чувствовали себя хорошо и питались с аппетитом, им должно быть тепло; они активны только при температуре экосистемы от 20 до 30 °C. В базовом лагере, расположенном на высоте в 5300 м над уровнем моря, температура регулярно опускается до нуля. Портер говорит, что метантанки используются на всей территории Непала, Китая и Индии, но не так высоко в горах. Если эту технологию можно адаптировать для одного из самых негостеприимных климатов в мире, её можно будет применять и на других горах, испытывающих проблемы с отходами.
Команде нужен был способ поддерживать метантанк в тепле круглосуточно и при помощи готового оборудования, которое можно приобрести на месте. Портер хочет, чтобы этот проект полностью был реализован в Непале — вплоть до последнего аккумулятора. «Мы хотим, чтобы этот проект был непальским. Мы строим его за свой счёт и отдаём им ключи от него», — рассказал он мне.
Решением стала солнечная батарея на 8,5 кВт, похожая на те, что люди ставят у себя на крышах домов, купленная в Катманду. Солнечная батарея, присоединённая к 48 двухвольтовым аккумуляторам, создаёт достаточно электричества для того, чтобы согревать метантанк в течение ночи.
«Мы готовы испытать эту схему, клиент готов поучаствовать в проекте, но нам нужно собрать денег», — говорит Портер, хотя при нашем разговоре он не был готов оценить стоимость проекта. Проект пока находится в стадии прототипа, но команда, скооперировавшись с Университетами из Сиэтла и Катманду, доказала, что метантанк способен работать с человеческими отходами и выдавать метан, по крайней мере при оптимальных температурных условиях в лаборатории.
Команда уже продумывает следующие шаги. Портер не хочет позволять использовать удобрение, пока не проверит его на содержание патогенов человека — от норовирусов до холеры. Если болезнетворные микроорганизмы сумеют выжить в метантанке, удобрение не будет безопасным для использования при выращивании зерновых на корм людям.
Хозяева чайного домика в Непале
Проект биогаза Эвереста работал с двумя непальскими организациями, комитетом Сагарматхи по контролю над загрязнениями и комитетом Сагарматхи по управлению буферной зоной национального парка, чтобы гарантировать соответствие схемы установки стандартам этих организаций, и возможность сбора установок на месте непальскими рабочими.
«Они сказали: Больше всего нас интересует, когда вы уже сможете начать, поскольку то, что делают тут альпинисты, является неуважением к горе», — добавил Портер.
Некоторые альпинисты считают, что в последнее время гора превратилась из места паломничества искателей приключений в туристическую приманку для богатых. Но, вне зависимости от того, чем стал Эверест, его современное наследие было построено на спинах часто безымянных и невидимых шерпов. Проект биогаза Эвереста, кажется, начинает потихоньку оплачивать этот долг.
Уважение Портера к Эвересту очевидно, и он уверен в том, что проект с биогазом ждёт успех. «Как мы можем защитить гору, чтобы она была доступна и моим детям, и детям моих детей? — спрашивает Портер. — Для меня это просто вопрос будущего».
Комментарии (136)
yukon39
01.02.2018 10:25+11Проект биогаза Эвереста, кажется, начинает потихоньку оплачивать этот долг.
Минутку. 36 тысяч человек при минимальной лицензии в 30 тысяч долларов дают 1 миллиард долларов. Как по мне, то это довольно ощутимо «оплачивает этот долг».
Судя по представленным в статье фотографиям вышеуказанный миллиард даже на десятую часть не идет на содержание инфраструктуры Эвереста. И есть стойкое ощущение, что гору не уважают в первую очередь те, кто получает за неё нехилые (а по меркам Непала космические) деньги.San_tit
01.02.2018 10:34+2Более того, этот проект оставит без работы тех, кто зарабатывает копейку на спуске отходов. И, думаю, люди этим зарабатывают не от больших возможностей и перспектив.
nehrung
01.02.2018 11:19этот проект оставит без работы
Мало ли профессий исчезает… Вот например, 2000 лет назад была такая уважаемая и редкостная профессия — умение делить в римских цифрах. Переучатся, ничего страшного.
А по делу — недавно прочитал, что на вершине Эвереста сумел побывать вертолёт (какой-то из Еврокоптеров). Вот и решение проблемы вывоза — правда, разовое, но за те деньги, что тут упомянуты, ничто не мешает сделать его постоянным.Tarson
01.02.2018 14:37можно по идее большими дронами все спустить. Минус вес пилотов и нет трупов при аварии.
kAIST
01.02.2018 17:28Дроны не могут нормально работать на такой высоте. Поднять его вручную чтоб он там полетал то можно, но чтоб он груз от туда спустил, вряд ли. КПД при низком давлении значительно падает, никаких аккумуляторов не хватит на полет, тем более с грузом.
KiloLeo
01.02.2018 19:52Так ему же с грузом ВНИЗ лететь надо. Дрон самолётного типа просто спланирует, даже без мотора. Дрон вертолётного типа тоже может авторотировать.
voyager-1
01.02.2018 20:21Так ему же с грузом ВНИЗ лететь надо.
Только дрону всё равно нужно ВЗЛЕТЕТЬ, причём с грузом. На 6 км может забираться всего несколько вертолётов, и садиться на такой высоте им запрещено, так как с управляемостью становится всё плохо. «Вертолёт» же на батарейках на такой высоте «не взлетит», в обоих смыслах вообще.
Дрон самолётного типа просто спланирует, даже без мотора.
Да, осталось только заслать туда шерпов, чтобы они рядом с каждой кучей мусора взлётную полосу для дронов построили.
Дрон вертолётного типа тоже может авторотировать.
На авторотации можно лететь только практически вертикально в низ. У Эвереста в большинстве мест нет таких крутых склонов на всём протяжении спуска, чтобы так до основания долететь.KiloLeo
01.02.2018 23:00Катапульта для запуска и всего-то делов. Автожир на авторотации может планировать практически так же как и планер. При том, что автожир с отключённым тянущим винтом от вертолёта с остановленным мотором отличается лишь наличием руля высоты на хвостовом оперении.
kAIST
01.02.2018 21:15Не забывайте ещё про ветер. На борьбу с ним уходит приличное количество энергии.
Вообще, в дронами в последнее время так же много хайпа, их пытаются везде пропихнуть, но только в единицах случаях это реально и оправданно.
Googlist
02.02.2018 00:38На воздушньіх шарах же. И недорого.
vconst
02.02.2018 15:56Кстати да.
Наверх поднимается пластиковая оболочка шара и сжатый гелий в баллонах. Сколько будет примерно весить такая конструкция, чтобы поднять человека?
Улетит он неизвестно куда, но к нему можно прикрепить радиопередатчик с датчиком GPS и табличку — что делать с трупом, если его найдет посторонний.iig
02.02.2018 16:13Сколько будет примерно весить такая конструкция, чтобы поднять человека?
В микро-варианте:
sharlar16.blogspot.com/2015/02/massa.html
170 грамм — груз. 144 грамма — шарики.
В макро-варианте — нужно добавить баллоны, такелаж, учесть поправку на давление в горах. Больше веса человека.vconst
02.02.2018 16:20То есть, команда из 5 человек — может справиться с одним трупом за одну ходку. То есть не мало, но по силам если получится привлечь достаточно средств.
iig
02.02.2018 16:30Шар то они прицепят, только улететь он может куда угодно, причем скорее всего в совершенно недоступную расщелину, куда ни пешком, ни вертолетом не попасть.
vconst
02.02.2018 16:33Чем это хуже того, что с трупами делают сейчас? Их точно также скидывают в расселины и закидывают камнями.
iig
02.02.2018 16:58Чем это хуже того, что с трупами делают сейчас?
5 человек, рискуя жизнью, проводят обряд, в результате которого труп может оказаться где угодно — в ущелье, реке, у кого-то в огороде. Результат не тот же. Сейчас он просто лежит в виде мумии.vconst
02.02.2018 17:00Шейпы каждый день рискуют своей жизнью за деньги, они с этого живут — хорошо это или плохо. Нанять их для спуска трупа, мало чем отличается от найми для подъема.
Пусть и в огороде, передатчик обеспечивает слежение, табличка с предупреждением, можно хорошо проинформировать округу на этот счет. Это все чисто технические проблемы.iig
02.02.2018 17:24В том то и разница, что результат непредсказуем. Несмотря на затраты $$$$ (кто это компенсирует?) и риск для участников. Так то шерпы, таская по тропе рюкзаки, не особенно рискуют.
vconst
02.02.2018 17:31Промышленные альпинисты тоже рискуют каждый день.
Результат — труп улетел с тропы и скрылся с глаз, что и требовалось.
Учитывая лярды, которые приносит Эверест Непалу — они могла бы найти для этого немного денег. Или найти меценатов.iig
02.02.2018 17:40Результат — труп улетел с тропы и скрылся с глаз, что и требовалось.
Не уверен, что это кому-то требовалось. Если бы они лежали прямо на тропе — их уже эвакуировали бы (6 человек и носилки. никакого хайтека, дешево и сердито).
Учитывая лярды, которые приносит Эверест Непалу
Уже писали, последние 000 в слове лярд лишние.
bakhtiyarov
02.02.2018 20:20Скинуть в расщелину или заложить камнями на порядок легче, чем затащить 50кг барахла на высоту 6-7-8 километров.
Если шар с телом ветром зашвырнет в Китай — будет дипломатический скандал :-)
Если шар финиширует в отдалении от тропы, то его никто потом не найдет(да и не будет пытаться, это выльется в 2-хнедельную экспедицию по местам, где никто не бывал), весной тело смоет на ближайший ледник и проблемы с питьевой водой могут возникнуть намного ниже, чем в базовом лагере.
unclejocker
01.02.2018 15:36Веротолет был специально допилен в одном экземпляре. С тех пор он успел разбиться и сейчас вертолетов способных на такое нет.
А шерпы не пропадут, там по закону для подъема кроме лицензии каждый турист обязан нанять какое то количество носильщиков, не важно, есть им что нести или нет. Власти заботятся о занятости.nehrung
01.02.2018 21:45В единственном — ну и что? Сделают ещё… Главное — подтверждена принципиальная возможность зависнуть над точкой на высоте почти 9 км. А там уж будет несложно взять на борт пару грузчиков в кислородных масках и одежде с подогревом.
В день по несколько рейсов — и через месяц склоны Эвереста удастся очистить от трупов, которые потом по-человечески похоронить (мне именно это кажется важнее проблемы какашек).er1
01.02.2018 22:48На Эверест залетела максимально облегчённая машина, поэтому «взять на борт пару грузчиков» для неё непосильно. Так же, как и вывезти сколько-нибудь внушительный груз. Кроме того, весьма неиллюзорный риск там и разбиться, вот это будет ориентир, это не какие-то зелёные ботинки!
MedicusAmicus
01.02.2018 11:35Кому-то все равно придется доставлять отходы в метатанк и обслуживать его.
Маловероятно, что каждый туалет будет расположен рядом со станцией переработки.
И удобрения тоже сами себя вниз не понесут. А на тех высотах, кмк, естественное разложение биологических отходов весьма небыстрое.
Если летучие мыши «производят» мумиё, то с человеками — будет загадка потомкам.unC0Rr
01.02.2018 12:57И удобрения тоже сами себя вниз не понесут
Собственно, почему нет? Они уже наверху, вниз могут течь за счёт гравитации, достаточно трубопровода.coturnix19
01.02.2018 13:41Если бы не сложная «сейсмическая обстановка», можно было-бы вообще фуникулер построить.
NiTr0_ua
01.02.2018 16:09не могут — температура сильно ниже нуля, + лавины/оползни/прочее, негативно влияющее на трубопровод, + невозможность за вменяемые деньги сколь-либо заглубить трубопровод.
inferrna
01.02.2018 17:481. Гибкая гофра с термокабелем.
2. Г####пушка (пакуем мёрзлое в «снаряд»), подпираем пыжом и выстреливаем.
3. Можно перед спуском подсушить какахи в теплице: построить куб из стекла с тройными стенками и снабдить слабой вентиляцией, влага в таких условиях будет очень быстро улетучиваться.
ну, это такие несерьёзные варианты на правах мозгового штурма.NiTr0_ua
01.02.2018 17:53+3Гибкая гофра с термокабелем.
первая же лавина снесет.
а вот пушка — дешево и сердито… правда, недалеко улетит, дальше пары км навряд получится запулить, + невысокая точность и неизбежная потеря части массы в полете ввиду низкой прочности субстанции, но все же.tyomitch
01.02.2018 19:19+1неизбежная потеря части массы в полете
Как будто бы что-то плохоеNiTr0_ua
01.02.2018 22:36ну если однократно пульнуть оно какбы и не страшно, а если на регулярной основе — получится не совсем эстетичная широкая коричневая дорожка от пушки до места приземления, причем чем ближе к пушке — тем шире дорожка…
хотя можно конечно и бочками пулять, чтобы не разлеталось, и примитивный ТРД прилепить еще, но…
sainomori
02.02.2018 19:04не «неизбежная потеря части массы», а «проект озеленения подножий эвереста»!
KiloLeo
02.02.2018 22:532. Г####пушка — это прекрасно. Вопрос лишь кто будет формовать «снаряды» под нужный калибр?
postgree
01.02.2018 11:35Они зарабатывают на подъёме в первую очередь, а спуск уже вторичен.
И, думаю, люди этим зарабатывают не от больших возможностей и перспектив.
Люди выполняют эту работу, потому что деньги платят.
И, если честно, я совсем не понял, сколько в итоге зарабатывают сами носильщики. Но даже быстро нагугленная цифра в 20$ в день скорее всего является сильно больше среднего по данному региону.sim2q
01.02.2018 12:40> 20$ в день скорее всего является сильно больше среднего по данному региону.
на порядок
DiSi
02.02.2018 19:03Сам пермит стоит 11000$ если в сезон. Но к нему добавляются еще и ряд дополнительных платежей:
- Участие офицера связи: $ 3000 с команды
- Плата за услуги туоператора — $ 2500 с команды (обычно входит в стоимость услуг турагенства)
- Обязательное участие в восхождении каждого альпиниста одного горного гида — шерпы — $ 4000 с каждого альпиниста
- Взнос в медицинскую службу Базового лагеря: $ 100 с человека
- Пермит на восхождение: $ 11 000 за человека в команде в не зависимости от количества участников команды (Изменение вступило в силу с 1 января 2015 года ). Со стороны Китая стоимость пермита: $9950 для каждого в команде от 4 человек или 19500 $ для каждого в команде до 3 человек.
- Залоговый экологический сбор: $ 4000 с команды (возвращается после вывоза командой своего экспедиционного мусора с Эвереста (но возвращается не всегда...)
- Работа шерп на ледопаде Кхумбу (команда Icefall Doctors): $ 2500 с команды или $600 на одного человека Изменение 2016 года
- Работа шерп по прокладке перил выше ледопада Кхумбу: $ 150 с человека
- Прогноз погоды: от $ 0 до $ 1000
- Священная церемония Пуджа (молитва за успешное восхождение): $ 300
взято отсюда http://4sport.ua/articles?id=13514
спортивные, не комерческие восхождения могут быть на уровне 18 -20К
да и некоторые коммерческие к которым можно присоедениться "За свои" — разделяя минимальные общие платежи типа того-же базлагеря, и расходов на офицера связи вот например 19.500$ https://kuluarpohod.com/routes/climbing-everest/ ( и 30 К за полный пакет)
а зарабатывают там может и копейки но полностью все кто живут там живут на 99% из обслуживания туризма и носить кроме мусора достаточно чего… если кто хочет на треке выпить баночку пепси или съесть риса так это пепси и этот рис перед этим несется дня 4 а то и больше на своем горбу местными… ну и баночка потом несется вниз.
bakhtiyarov
01.02.2018 11:35Небольшое занудство: 30 тысяч $ — цена не лицензии на восхождение, а всего мероприятия, включая билеты, шерпов, жратву и прочее.
По ссылке пишут, что сам пермит обойдется в 70к$ для группы из 7 человек и 25к$ для одиночки.
Что интересно, в следующем абзаце пишут, что пермиты приносят 3 млн.$ в экономику Непала. Каким образом 36 тысяч человек по 10 тысяч долларов минимум дают жалкие 3 млн мне все ещё непонятно.iig
01.02.2018 12:47-1Тут что-то не то с нулями. 36 000 человек в год — это 100 человек в день, без учета погоды. Скорее, это посетители базового лагеря, но не все, кто туда поднимаются, намереваются штурмовать гору. 3млн/25к = 120. 100 заявленных попыток в год — это более реальные цифры.
bakhtiyarov
01.02.2018 13:31+136000 — оказывается это все посетители региона.
Статистика говорит, что за 2017 взошли 648. Это 61% от всех вышедших из базового лагеря.
Из этих 648 440 — из Непала.
Думаю, что большинство из них — клиенты коммерческих фирм, и им пермит оформляется на группу, а это ~ 10к$. 440 * 10к = 4.4 млн. Уже похоже на правду.
voyager-1
01.02.2018 16:49Тут что-то не то с нулями. 36 000 человек в год — это 100 человек в день, без учета погоды.
Тоже цифра показалась неадекватной, только по другой причине: смертной при восхождении на Эверест — 5,7%, то есть при таком потоке там бы уже давно вся вершина не мусором была бы засыпана, а трупами.
Между прочим в позапрошлом году при восхождении на горную цепь, где расположен Эверест в сумме погибло 24 человека — больше чем астронавтов за всю историю освоения космоса! При этом полёт на Марс с риском выше 3% для NASA — это уже ай яй яй, очень плохо. А то что с Аннапурны 38% не возвращаются — да и хрен с ними, с этими альпинистами, никого они не интересуют.
У нас тоже тыкают в NASA что они потеряли больше астронавтов, чем мы космонавтов (4 против 14 человек), при этом совершенно забывая об минимум 78 человек погибших при подготовке ракеты к запуску, которые между прочим были военными и рисковали не по собственному решению (в отличие от космонавтов, самих выбиравших себе профессию). Ещё 8 человек погибли ровно спустя 3 года, ещё 44 тут — и это далеко не все, последний смертельный случай в нашей космической отрасли меньше года назад случился.iig
01.02.2018 17:01Альпинист рискует только своей жизнью (и жизнью напарника), но это их осознанный выбор. Действия не участвующих в восхождении влияния на него не оказывают.
Жизнь космонавта зависит в том числе и от огромного количества неподконтрольных ему человеческих факторов.
Так что это сравнение ниочем.voyager-1
01.02.2018 17:34Альпинист рискует только своей жизнью (и жизнью напарника), но это их осознанный выбор.
Не всегда группа ограничивается 2 людьми, скажем решение восходить/не восходить в зависимости от погоды принимает руководитель группы, а решение влияет на всех.
Действия не участвующих в восхождении влияния на него не оказывают.
Зато на них влияют такие природные факторы как разломы в ледьниках, в которые альпинисты могут провалиться, лавины под которые они могут попасть и другие погодные условия, которые могут привести к их гибели.
Жизнь космонавта зависит в том числе и от огромного количества неподконтрольных ему человеческих факторов.
Да, природа — это не «человеческий фактор», но на них альпинисты также сами никак повлиять не в состоянии.
Так что это сравнение ниочем.
А я лично разницы не вижу — восхождения на горы также государствами часто финансируются, а кроме этого я существенных аргументов не допускать риска для экспедиций NASA не видел.
stanislavkulikov
01.02.2018 18:35А в чём суть претензии то? Все знают про уровень смертности на Эвересте и поэтому туда и идут. Это испытание, которое люди сами себе выбирают: или подняться или умереть. И если бы это было проще, то стало бы нафиг никому не нужно.
У космонавтов/астронавтов же смысл в том, что бы успешно выполнить задание и им умирать совсем не хочется (да и плюс их миссии стоят громадных денег) и поэтому чем меньше риска, тем лучше для них.
Т.е. одни идут преодолеть себя и смерть, а другие просто выполняют работу.voyager-1
01.02.2018 19:16У космонавтов/астронавтов же смысл в том, что бы успешно выполнить задание и им умирать совсем не хочется
Мне почему-то кажется что никому из восходящих на Эверест тоже войти в эти 5,7% не хочется, все про себя думают «ну со мной-то такого никогда не сможет случиться». В космос летают конечно по более разумным причинам, но то что риск летального исхода при этом есть — они знают, и даже в числе других тренировок нештатных ситуаций проходят и тренировки на случай гибели одного из членов экипажа (как будут общаться с прессой, куда денут труп и т.п.)
Т.е. одни идут преодолеть себя и смерть, а другие просто выполняют работу.
Нет такого, вам так только кажется издали. Космонавты в ходе тренировок на тренажёрах виртуально «гибнут» бесчисленное число раз. Скажем Кристофер Хэдфилд в своей книге рассказывает как его жену пригласило NASA на тренировку его собственной гибели, после чего они с женой решили что ей лучше не ездить в Европу в отпуск во время его полёта, чтобы в случае чего она была рядом с детьми, чтобы детям о случившемся сообщила она, а не какой-нибудь репортёр.
Но вообще не в этом всём суть. Меня беспокоит почему люди, которые в большинстве роль космонавта для себя никогда и не рассматривали, считают себя вправе запрещать совершенно другой категории людей рисковать своей жизнью ради науки/исследования космоса? Тех кого не взяли ещё можно понять — тут банальная зависть, но что движет первую группу?Welran
02.02.2018 07:11Меня беспокоит почему люди, которые в большинстве роль космонавта для себя никогда и не рассматривали, считают себя вправе запрещать совершенно другой категории людей рисковать своей жизнью ради науки/исследования космоса?
Потому что отвечать за смерть космонавтов будут именно они. Конец карьеры и всё такое.
famiak
02.02.2018 00:39Ну, в общем то, да, хрен с ними, с альпинистами. Не понимаю, чего с ними так носятся да ещё и спасают за государственный счёт — люди добровольно идут на смерть, туда им и дорога.
bakhtiyarov
02.02.2018 09:24РФ — редкое исключение, где МЧС обязано спасать граждан за счет бюджета. Во всех остальных странах перед тем как выслать вертолет у вас поинтересуются за чей счет банкет.
iig
02.02.2018 12:05Ну как бы потому и берут внушительную сумму за разрешение на восхождение. Типа страховка.
bakhtiyarov
02.02.2018 12:07Не-не, мухи отдельно, котлеты отдельно.
Пермит — разрешение на восхождение. Страховым полисом не является и в случае ЧП, твоя жизнь — твои проблемы.
t3hk0d3
02.02.2018 19:04В целом соглашусть.
Но хочу указать на некоторые неточности — «Катастрофа Неделина» никакого отношения к космонавтике не имеет.
ads83
04.02.2018 23:00По поводу сравнения "3% Марса vs 5,7% Эвереста". Возможно, дело в том, что на подготовку
космоастронавта NASA тратит ощутимые деньги. В зарплату, тренажеры и массажисток командира корабля вбухано сколько-то миллионов долларов. И подготовить другого нужно время. Поэтому терять его — расходы.
А альпинист для Непала — как комета. Прилетел, побыл нанебосклоне, улетел. В его подготовку не вкладывается никто (государство может и возместит часть расходов кому-то, но не платит зарплату за восхождения), желающих много -> альпинисты не так ценны.
P.S. Мои измышления относятся к ценности альпинистов с точки зрения государств. С точки зрения родственников, да и общечеловеческой, их жизнь не менее ценна, чем, скажем, автомобилиста.FirExpl
05.02.2018 08:25+1Есть ещё такой фактор, что НАСА это публичная организация и провал с гибелью человека отразится на её репутации и финансировании. А правительству Непала от гибели очередного альпиниста ни холодно, ни жарко. Даже скорее лишняя реклама которая привлечёт очередных экстрималов готовых покорить «смертельную тропу».
Ilyato
02.02.2018 19:03Все цифры есть в тексте.
Или уноси с собой 8 кг мусора или плати 4000$. Признаться вынести 8 кг мусора за 4000$ и я бы не отказался…Тем более нести нам не много, в основном грузы на яках возят.
Polarisru
01.02.2018 12:35+много. Сдается мне, что все это входит в стоимость услуг, но услуги почему-то не оказываются. Так что лучшее, что альпинисты могли бы сделать в этом случае — это проголосовать ногами и не ездить в Непал.
mark_ablov
01.02.2018 12:42$30к затраты на восхождение. А 36 тысяч человек просто прошлись по базовому лагерю (на высоте 5000+ метров). Им это стоило куда меньше, сотни долларов, а не тысячи. И при этом непальскому правительству почти ничего не перепало.
Daniyar94
01.02.2018 18:46+1Был в Базовом Лагере в прошлом году. Налоги для туристов просто бешенные, если хочешь подняться на вершину 20-30% от всего бюджета уйдет на оплачивание лицензии для восхода. Дальше деньги просто напросто разворовываются коррумпированным государством, ни Шерпа (народ живущий в районе Евереста и таскающий все расходные материалы туда-сюда), ни какие-либо местные организации эти деньги не получают, и не видят вообще.
Такой вот расклад к сожалению.konchok
05.02.2018 11:47Нужно просто понимать как это работает. Непал феодальное государство, там есть кланы нескольких уровней, которые стригут оброк с посетителей. На местном уровне эта мафия работает под эгидой национальных парков и получает деньги за вход в нацпарк, с гестхаусов, гидов-портеров итд — любых местных услуг. И есть мафия в Катманду, она стрижёт за разрешения на восхождения и на местности никак потом не проявляется. Понятно что убирать никто не хочет — портерам на горе платят только сами туристы/агенства за конкретные услуги, сверху дополнительно они не получают ничего из этих многотысячных разрешений на восхождение. Наверху /типа/ распределяют эти деньги в бюджет и дотируют нетуристические районы и справедливо считают что местные должны убирать свои какашки сами.
duqu
02.02.2018 08:36Если посмотреть на ссылку в статье, то станет ясно, что речь идет об общем количестве треккеров, посетивших нац. парк Сагарматха. Число непосредственно восхождений на Эверест на несколько порядков меньше. Узкое погодное окно в считанные дни ежегодно не позволяет посетить гору такому огромному количеству любителей просто физически. Реальная статистика такого порядка. И в этой статистике около трети — обеспечение (местные шерпы и гиды, которые не платят пошлину, а зарабатывают из нее).
В статье смешано сразу куча проблем и цифр.
Так что относительно оплаты долга — не очень корректно делать выводы. А в указанные и в 30к входит работа шерп, снаряжение для провешивания трасс, место в промежуточном лагере, заброска снаряжения, обеспечение лагеря, в т.ч. и вертолетами. Для примера, вызов вертушки для стоит $2500-3000.
Пермит же на обычный трек с тимсом стоит примерно $30-40 точную цифру забыл, но точно меньше 4000 непальских рупий. Итого меньше 1М. Что весьма небольшая сумма для решения всех проблем, особенно в таких труднодоступных условиях.
К тому же, проблема экологии в популярных высокогорных регионах, конечно, стоит остро, но горы мусора — не только заслуга туристов. Местные, к сожалению, очень часто весьма небрежно относятся к экологии. Кучи пластика, оберток, тлеющей под УФ синтетической одежды — в равной степени следствие небрежного отношения местных жителей к окружающей природе, чему не раз был свидетелем.
dbagaev
02.02.2018 19:0336 тысяч человек, насколько я понял, приходят в базовый лагерь Эвереста на высоте 5400. Это можно сделать практически бесплатно, заплатив пару десятков долларов за вход в национальный парк. 30 тысяч стоит разрешение взойти на вершину, а таких восходителей едва наберется тысяча в год.
Проблема в том, что вытащить отдельно все отходы с высоты, когда они уже оказались там, очень сложно. По большому счету, надо бы обязывать посетителей делать это самостоятельно. В Южной Америке есть такой национальный парк, в котором для сохранения девственности природы все посетители обязаны унести с собой все, что принесли, включая плоды дейтельности организма. Причем на выходе их встречает специальный патруль, пересчитывающий кулечки с жидким и твердым, и выписывающий штрафы, если найдет несоответствия.
Вторая проблема в том, что непальцы и индусы действительно наплевательски относятся к мусору, они жили в нем веками и продолжают жить сейчас. Просто в последние десятилетия мусор перестал разлагаться. И когда местные начинают решать проблему загрязнения, она уже практичесик не решаема обычной уборкой территории. Увы.
Третья проблема в том, что в Непале живет внезапно 30 миллионов людей. При этом уровень развития инфраструктуры там ниже плинтуса, и эти «миллиарды Эвереста» имеют скорее всего более банальное применение в виде новых дорог и электрических сетей. Ну и про коррупцию тоже мы помним.
FirExpl
01.02.2018 11:37+6Луддиты 21 века: «Понапридумывают всякой херни и простым работягам говна потаскать не дают!»
stalinets
01.02.2018 13:19+2Вот интересно. Мы же на IT-ресурсе, так почему нельзя решить проблему по-ITшному?
Поставить на горе с десяток автономных зарядных станций для коптеров на солнечной батарее. Чтобы не заносило снегом, предусмотреть дворники типа автомобильных и подогрев для размораживания. Собрать их внизу, на точки закинуть вертолётом. Литиевые аккумуляторы укутать в толстый бокс с пенопластом и предусмотреть подогрев, чтобы не переохлаждались.
Разработать подходящий большой коптер, способный в условиях холода, ветра и низкой плотности атмосферы поднимать несколько килограммов груза, имеющий дистанционный манипулятор.
И посадить человек 5, которые будут в VR-очках с геймпадами в руках просто каждый день в подходящую погоду летать над горой, собирая мусор манипулятором.
Труп эвакуировать таким образом будет сложно, слишком дорогой коптер понадобится; а вот говно, пустые баллоны, упаковку от еды и пр — почему нет?
Ещё с помощью этой системы можно будет подкинуть замерзающим туристам термос с горячим чаем и баллон кислорода, при необходимости, что должно снизить смертность на горе.bakhtiyarov
01.02.2018 13:44Резкий порыв ветра, бах — и минус 5000$, и плюс 10 кг мусора :-)
Ну и плюс основная проблема не в бутылках из под пива, раскиданных по горе. Проблема — мешки с отходами, их даже собирать не надо, вот они, в БЛ лежат. Надо взять и отнести вниз.
Гонять дополнительный рейс вертолета, раз в месяц видимо дорого. Дешевле заплатить шерпам и они отнесут все это в озеро.
Уверены, что разработка и эксплуатация дрона, способного отвезти 1 тонну в месяц с 5000+м будет дешевле вертолета?
yurisv3
01.02.2018 14:14+1— Мы же на IT-ресурсе
Да. и IT-шники предположительно люди технически более-менее грамотные. И поэтому должны бы знать, что полет на несущем винте(ах) принципиально ограничен значительно более низким потолком, чем полет крылатый — в силу срыва воздушного потока с лопастей.
У взрослых вертолетов потолок порядка 6 тыс. метров просто лететь, если с посадкой — 4-4.5 тыс. метров
Дронам-фитюлькам даже на высоте БЛ (> 5 тыс м) ловить нечего, чисто по высоте.
По погоде — разобьет ветром о скалы, там очень турбулентная атмосфера — как-то даже и говорить неловко, вроде должен понимать человек, что это не коворкинг со смузи, ан нет…stalinets
01.02.2018 16:54+1Вопрос упирается в конкретную конструкцию.
Чтобы защитить от бросков ветра в момент подхвтаа мусора, можно сделать 3-4 длинных ноги из стеклопластика, на которые он будет приземляться аккуратно над обнаруженным мусором в позе паука (широко стоящие точки опоры, низко сидящий центр тяжести), прежде чем начать работать с манипулятором. Чтобы не на весу это делать.
Если проблема срыва потока — ок, делаем большие винты с большой площадью, которые будут медленно вращаться. Помните, как выглядел «коптер», на котором профессиональный велосипедист поднялся в воздух, взяв приз Сикорского? Там, конечно, перебор (винты слишком огромные), но сделать что-то среднее можно.
Разведку можно вести более дешёвыми лёгкими самолётиками, а на конкретные координаты с мусором уже отправлять тяжёлый коптер. Кстати, сбросить термос и кислород можно было бы и с самолётика.
Предусмотреть защиту винтов, на выступающих частях поставить некие демпферы удара (резинки, пружинки), чтобы даже если ветер перевернёт и уронит на землю — достаточно было его поставить в вертикальное положение (другим дроном позже, например), и он полетел бы дальше.
По поводу устройчивости на ветру — уже сейчас есть прекрасные алгоритмы, парирующие броски ветра.
По поводу стоимости — это да, раз люди дешевле, то вряд ли будут заморачиваться.
С другой стороны, наверняка немало людей оплатят лишние несколько тыс.долларов за услугу «дрон с чаем и кислородом по вызову».er1
01.02.2018 22:57Вы себе плохо представляете ветер на таких высотах. Восходящий поток воздуха над горой способен резко поднять и привести к штопору стотонный боинг 707, вы там хотите летать на лёгкой технике?
Большая площадь винтов — это и большая парусносить, в условиях ветра это…
arheops
02.02.2018 06:46Для парирования ветра надо быстрые винты.
А для высоты — медленные.
Врятли получится компромисс.
yurisv3
02.02.2018 07:26На уровне БЛ ветер до 285 км/ч, за исключением коротких сезонных «окон» (когда в качестве альтернативы поливает дождь).
Алгоооритмы… Детский сад.
Хорошо, что у вас, детей асфальта, дальше диванных балаболий дело не идет. Это вам неICOравнина, тут климат иной(с)
gleb_kudr
01.02.2018 14:21+1Самое эффективное — весь этот мусор сжигать с наддувом. Да, дым и т.д. Но по сравнению с долиной Катманду это такой мизер для глобальной экологической обстановки, что даже говорить не стоит. А локально все это легко рассеивается ветром.
konchok
01.02.2018 14:57+1Мы строим его за свой счёт и отдаём им ключи от него
Этот Портер просто наивный чукотский юноша. Зная Непал, чтобы там что-то работало ему лично придётся сидеть круглый год на этом баке с какашками.
amarao
01.02.2018 17:46+1Вы это говорите по личному опыту или просто с целью унизить страну?
По моим наблюдениям (circa 2016) технологии стремительно проникают в страну и очень активно используются. Буквально каждый второй guest house имел солнечный водогрей, а каждый четвёртый использовал солнечные батареи для освещения ночью.
Главной же проблемой для страны является то, что большая часть жителей не знает ни «как лучше», ни «как можно по-другому». А копировать у соседей они умеют, и очень хорошо.konchok
05.02.2018 09:15— Хочу купить в деревню Кукуево нанотрактор и отдать ключи Васе!!!
— Да там же всё сломают-разворуют
— Вы унижаете страну!!!
— …
1Tiger1
01.02.2018 17:03Как решить проблему спуска с горы с экстримальным климатом большого количества какашек?
Варианты:
1) Вынести какашки вручную.
2) Замутить стартап, покричать об экологии, бесплатной энергии, несправедливости к носильщикам и будущем потомков. Собрать деньги. Взять существующую технологию и сказать что все работает, правда в лабораторных условиях. Придумать как греть баки до нужной температуры, при этом затраты энергии на обогрев не факт что будут меньше энергии от биограза. Но это не важно, ведь главное что обеспечим гору энергией (а как ее передавать). Проблему уборки результата решить через первый вариант, ведь это уже не мерзкие какашки а полезное удобрение, носильщикам уже гораздо приятнее. На собранные деньги затащить на высокую гору кучу строительных материалов да еще и стройку там организовать. Потом просто нужно забить на проблемы обслуживания всего этого, ремонта и поддержания в рабочем состоянии с помощью широкого жеста «Мы хотим, чтобы этот проект был непальским. Мы строим его за свой счёт и отдаём им ключи от него», потому что даже ежу понятно что проект никогда не окупиться по сравнению с 1 пунктом а обслуживание его будет жрать деньги тоннами. Сняться в десятке передач и стать спасителем непала и гор в целом. Потом желательно уехать подальше, в те же горы и обрубить связь, чтобы лет через 10 репортеры не надоедали вопросами «А кто весь этот мусор, который вы занесли на гору и который развалился через 5 лет от ветра и снега и потому что никто не собирался его обслуживать, должен убрать?». Потом спуститься с гор и устроить новый крутой стартап по уборке биореакторов с высокой горы.
DaneSoul
01.02.2018 18:09+2Микробиологический процесс разложения органики идет с выделением тепла, если хорошо утеплить баки, чтобы потеря была минимальная, они сами себя разогреют.
vanxant
01.02.2018 23:08Вот тоже подумал, что ЛОСы как-то работают, хотя в них по несколько месяцев задувают воздух при -30
DaneSoul
02.02.2018 00:09Технологию очистных сооружений глубоко не копал, но точно знаю что в промышленных ферментерах с аэрацией и перемешиванием, проблема не сохранить тепло, а наоборот его отвести, чтобы не было перегрева.
Кстати, если отказаться от задачи синтеза метана, который идет в анаэробных условиях, то при принудительной аэрации процесс биоразложения можно значительно ускорить.
DmitrySpb79
01.02.2018 20:44Мужик конечно молодец, но проблема имхо надумана.
Если с одного туриста действительно берется 30000-100000$ (кстати это со всех так, или только американцы так платят?:), то при средней зарплате в Непале в 200$/мес, за эту сумму мусор от этого туриста можно год вывозить. Да и дополнительная пошлина в 4000$ явно не соответствует затратам на утилизацию — просто тупо пополняют бюджет.
Давно слышал похожие жалобы про Африку — чем беднее страна, тем больше обдирают туристов.
Nikita001
01.02.2018 20:49Элементарная катапульта или требушет решит вопрос. Нашли проблему, госсподи...
lingvo
01.02.2018 22:13Технология автоматического вертикального взлета и посадки на ракетных двигателях отработана, как СпейсХ, так и тем же Запатой. Расчистить в базовом лагере площадку 10 на 10м и можно хоть каждый день по 100-500 кг поднимать и опускать. Я думаю будет гораздо экономичней квадрокоптеров.
er1
01.02.2018 23:00… и при каждой посадке базовый лагерь очищается набегающим потоком выхлопа. Гениально. И опять чертов ветер, который и на уровне моря периодически мешает лететь ракете, а там…
lingvo
02.02.2018 09:53Я ж не прадлагаю Falcon 9 туда сажать, а что-нибудь поменьше.
И ветер не проблема, сколько его порывы. Вон, когда SpaceX ступени на баржи сажает, там волнение не меньше 3-х метров часто. Значит приличный боковой ветер есть и ракета его парирует. Если на высоте базового лагеря такая же ситуация — сильный, постоянный ветер, то для ракеты это не должна быть такая большая проблема.
yurisv3
02.02.2018 11:33при каждой посадке базовый лагерь очищается набегающим потоком выхлопа
… от альпинистов и их имущества
avost
01.02.2018 22:30Не с туриста, это заявка на восхождение. И их не так уж много. А вот туриков, приносящих основное говно и мусор — те самые десятки тысяч и они ничего не платят.
9660
02.02.2018 06:35Ну вот с их и брать, скажем, 1К$ за посещение базового лагеря.
На спуске предъявил 10кг мусора — деньги вертают.avost
05.02.2018 13:34Для этого надо пограничные пункты с КСП вокруг горы установить и пограничников с собаками. Это дикие горы, большинство туриков водят, конечно, одинаковыми тропами, но если поставить на них пункты сбора килбаксов, просто протопчут новые.
9660
05.02.2018 13:53Реально? Я думал на высоту 5К не так много дорог.
И вообще в базовый обычных гулятелей забрасывают вертолетом.
ru_vlad
01.02.2018 23:07Были предложения использовать парапланы для аварийных спусков, но на сколько помню технически нормально не реализовали.
А если вспомнить мусор, так возьмите наш Эльбрус, там его убрать нормально не могут, лично видел.
Sun-ami
02.02.2018 00:44Проблему мусора, испражнений, и многие другие решила бы постройка канатной дороги малой грузоподъёмности (достаточно даже 5 кг на пролёт), с приводом от ветряков. Но вот только вид испортит, поэтому не станут строить.
bro-dev
02.02.2018 00:55А там нету чего то типо реки, с гор обычно они есть, вот по ней можно сплавлять. Ну а если там ниже 0 то можно просто рядом еще 1 эверест построить тока из говна.
GreenGoblin
02.02.2018 04:20Да нет никакой такой проблемы. Эта гора огромна, жалким нескольким сотням находящихся там одновременно человек потребуется миллион лет, чтобы её засрать. Очередная зеленая глупость.
iig
02.02.2018 12:10Гора огромная, а мест, где можно присесть — мизер. Если не убирать — будет огромная гора и свинарник вокруг тропы и лагеря.
Demiurgos
02.02.2018 10:41Может есть более технологичное решение? Например: Билл Гейтс хочет помочь перерабатывать канализационный сток
ro_land
02.02.2018 19:03В первом же абзаце вводите людей в заблуждение:
Лучшее оборудование, инфраструктура, помощь неутомимых гидов заполнило гору отважными туристами.
Тут говорится про тех, кто совершает восхождение (сотки человек в год), а тут —В 2016 году там прошло более 36000 человек, что на 34% больше, чем приезжало в 2015-м.
про тех кто проходит трек в том регионе, включая посещение базового лагеря.konchok
05.02.2018 09:2536000 это те кто был в Everest national park, для посещения базового лагеря не нужно покупать восхождение.
siryoshka
А что будут делать с трупами альпинистов, многие из них стали местными мемами и маяками для новых героев.
Javian
Оставить археологам будущего.
zookko
Их понемногу скидывают в пропасти или закладывают камнями. «Зелёные ботинки» уже примерно на треть завален камнями.
Sly_tom_cat
Ботинки то еще видны? А то не гуд без такого известного ориентира?