Рисунок NASA
Администрация Трампа предлагает приватизировать американский сегмент МКС и передать его для использования частным фирмам по окончании срока эксплуатации в 2025 году. В связи с этим встаёт вопрос — что делать с российским сегментом? Оказывается, здесь тоже возможен вариант с коммерческим использованием. Например, генеральный директор компании «С7 космические транспортные системы» Сергей Сопов рассказал в интервью газете «Известия» о планах создания орбитального космодрома.
«Роскосмос», NASA и другие космические агентства планируют создать на окололунной орбите посещаемую станцию. Соответственно средств на эксплуатацию сразу двух станций — МКС и у Луны — не хватит ни у России, ни у США. В этой связи все государства — участники проекта МКС заинтересованы в привлечении частных компаний к работе на низкой околоземной орбите. Мы готовы сотрудничать с «Роскосмосом» в этом вопросе. Для нас российский сегмент МКС представляет интерес как научная и промышленная площадка, где можно наладить уникальные производства, сборку космических аппаратов,? организовать «хаб» для дальнейшей экспансии — освоения Луны и Марса.
По мнению бизнесмена, межпланетные корабли и зонды выгоднее и безопаснее собирать из мелких модулей прямо на орбите, а экипажи сначала доставлять на станцию и оттуда перевозить на корабль, который летит, допустим, к Луне. То есть орбитальный космодром будет работать как перевалочная база для полётов в дальний космос.
Сергей Сопов считает, что его компания может осуществлять доставку грузов к Луне и Марсу с помощью буксира с ядерной энергодвигательной установкой (ЯЭРДУ) мегаваттного класса. Чтобы обойти международный запрет на использование ядерных систем на низкой околоземной орбите, Сопов предлагает в перспективе увеличить высоту полета МКС до 600 км.
Теперь компания «С7 космические транспортные системы» намерена обратиться к «Роскосмосу» с предложением сдать российскую часть станции в концессию.
В 2016 году материнское предприятие ЗАО «Группа компаний „С7“» Владислава Филёва купило у Sea Launch плавучий космодром «Морской старт» и товарный знак Sea Launch. Пока сделка не закрыта, компания предлагает на рынке услуги по выводу спутников на ракетах-носителях «Зенит» с Байконура («Наземный старт»). ООО «С7 космические транспортные системы» является оператором проекта.
Первые две ступени ракеты-носителя для компании изготавливает предприятие «Южмаш» (город Днепр). Сейчас сделан заказ на 12 «Зенитов», один находится в производстве. Окончательная сборка осуществляется в США.
Сергей Сопов считает, что использование дешёвых двухступенчатых ракет «Зенит» выгоднее, чем трёхступенчатые дорогие носителей вроде «Союз-5» (по сути, потолстевшая ракета «Зенит»), а также выгоднее ракет с возвращаемой ступенью вроде Falcon 9 от SpaceX: «В теории известно, что эффективность многоразовой системы начинается с шести стартов в год. Если запусков меньше, то целесообразнее использовать дешевую одноразовую ракету», — сказал Сопов.
Гендиректор компании говорит, что представляет «С7 космические транспортные системы» как первую космическую транспортную компанию мира, если в наличии будут следующие элементы:
- Дешёвый и надёжный носитель с запусками с экватора по программе «Морской старт», а также с Байконура по программе «Наземный старт»;
- Инфраструктура на низкой околоземной орбите в виде МКС;
- Транспортные средства для межорбитальных и межпланетных перевозок с ЯЭРДУ.
Комментарии (79)
zloddey
13.02.2018 14:12Вот когда сделаете ядерный космический двигатель, тогда и поговорим
То есть, конечно, планы интересные, но хотелось бы видеть не только слова, но и конкретные шаги в этом направлении. Жаль, что журналист либо не спросил, ведутся ли какие-либо работы в этом направлении, либо не включил ответы в итоговое интервью. Так что невозможно сказать, насколько реалистичны эти заявления про атомные буксиры
miravingin
13.02.2018 15:01Я, возможно, ошибаюсь. Но вот недавно как раз читал на эту тему в википедии.
Ядерный ракетный двигатель
Там вкратце говорится, что и США и СССР сделали ЯРД, и хорошенько испытали все аспекты. Проблемы были больше с финансированием. Поэтому реального запуска не произошло.zloddey
13.02.2018 15:37От лица К.О. замечу, что компания С7 — это не США и не СССР. Вопрос именно в том, есть ли у них свои собственные наработки в этом направлении, или же мы прочитали про очередную пустопорожнюю фантазию.
Tyusha
13.02.2018 16:18+4Мечты товарищей из С7 понесли их куда-то уж совсем далеко. Это называется прожектёрство. Им хотя бы «Морской старт» сдюжить, уже было бы очень хорошо.
KinsleR
14.02.2018 10:33Тут скорее вопрос сколько им нужно выделить из бюджета, чтобы появился хотя бы план сделанный за ночь студентом…
kraidiky
13.02.2018 15:29В прошлом году были новости о сдачу на испытания ТВЭЛ-а к нему и про трубки охладителя что-то. Но вот какой прогресс в этом адово сложном деле неизвестно, и когда будет готово не знают, думаю, даже они. Хорошо если С7 проект подтянет, потому что у правительства что-то семь пятниц на неделе по поводу того какой финансирование ещё подрезать.
Tyusha
13.02.2018 16:23Вы путаете ЯРД и орбитальный ядерный реактор. Как я понимаю, ЯРД после экспериментов 60-70 годов сейчас забросили все. Нет ни одной сколько-нибудь серьёзной активной программы.
Serge3leo
13.02.2018 16:36+1Ядрёный буксир, по ТЗ, он с ядрёным реактором и элипестрическим двигуном ;)
Tyusha
13.02.2018 17:34+1Это замечательный и реальный проект. Мне кажется у России здесь отличный задел. Мы явно просираем конкуренцию по выводу на орбиту. Нет ли смысла сосредоточиться на это ядрёном буксире и космической энергетике вообще, где мы всё ещё вне конкуренции? Может наступает время разделения специализаций в космосе, и надо успеть застолбить эту нишу.
Ollrite888
15.02.2018 18:07Это замечательный и реальный проект. Мне кажется у России здесь отличный задел.
Согласен, что у России есть отличный задел. Но на счёт проекта я думаю немного поторопились!
Во-первых, нужно создать по настоящему долговременные космические модули, а не как сейчас — 5 лет прошло и давай их ремонтировать!
Во-вторых, нет службы подстраховки по гарантированному выводу на орбиту. Согласно статистике запусков существует вероятность аварии!
В-третьих, Сопов предлагает в перспективе увеличить высоту полета МКС до 600 км. Но, уже с 500 км начинается внутренний Радиационный пояс Земли и как показал опыт на МКС, предложенная Орбитальная космическая станция будет фонить уже через 7-10 лет. То, есть нужно делать «радиационную защиту» — а её тоже нет!
tnenergy
13.02.2018 21:03В прошлом году были новости о сдачу на испытания ТВЭЛ-а
Новость была не в прошлом году, а аж в 2014.
В прошлом году реактор уже был засекречен, и новостей по нему никаких не было.
SomaTayron
14.02.2018 09:36вообще то не про трубки, так как охладитель (эксперимент «капля-2», проведенный на МКС пару лет назад) не трубчатый, а струйный. Но это не тема, для обсуждений на форумах
scorpius_13
14.02.2018 09:58А что, разве они решили проблему с капельным охлаждением?
Там же только до стадии математического моделирования дошли года два назад, не?
Alexsandr_SE
13.02.2018 15:01Откуда цифры про 6-ть запусков для многоразовых ракет? С виду пара тройка запусков уже должна экономить финансы.
BlackMokona
13.02.2018 15:25Скажу больше, цена Зенита от C-7 выше цены Протона и Фалькона!
http://s7space.ru/news/sergey-sopov-kommercheskiy-zapusk-s-morskogo-starta-budet-stoit-65-76-mln-podrobnee-na-tass-http-tas/?sphrase_id=54
"СЕРГЕЙ СОПОВ: КОММЕРЧЕСКИЙ ЗАПУСК С "МОРСКОГО СТАРТА" БУДЕТ СТОИТЬ $65–76 МЛН"
Протон-М 65 миллионов, Фалькон-9(без скидки за БУ) 62 миллиона.
Bedal
13.02.2018 16:22Экономию нужно считать не раскладкой на одну-две штуки, это лукаво, и шаттлы это уже продемонстрировали.
Экономия от многоразовости происходит тогда, когда число запусков значительно превышает число изготавливаемых РН при максимальной загрузке производства. Потому как именно и только в этом и есть экономия: меньше производства, включая всю инфраструктуру. Превышение нужно очень значительное, так как восстановление и подготовка к повторному пуску тоже стоят. То есть для настоящей отдачи от многоразовости требуется выполнение двух условий сразу: максимальная загрузка производства и максимальная загрузка восстановления.
У шаттлов число запусков было приличным, как ни крути — но загрузки производства не было, нагрузка была неравномерной и низкой. Потому и цена получилась большой. Плюс та же фигня с восстановлением.Alexsandr_SE
13.02.2018 16:32Шатлы по конструкции были весьма дорогими в обслуживании. Маск сейчас большей частью спасает первые ступени ракет, а не саму "полезную нагрузку". Есть ли расчеты со стороны фирмы Маска про себестоимость и кол-во необходимых повторных запусков?
Bedal
13.02.2018 18:44Я всего лишь показал, куда надо смотреть для настоящей оценки эконосии от многоразовости.
Hardcoin
13.02.2018 17:16В мире есть спрос на десятки запусков. Если они достаточно дешёвые и предсказуемые. А если они по 75 миллионов, то ни многоразовые, ни одноразовые просто не займут долю рынка. Фальконы оттянут на себя.
Nordosten
15.02.2018 02:36Экономия от многоразовости происходит тогда, когда число запусков значительно превышает число изготавливаемых РН при максимальной загрузке производства.
Кстати, именно по этой причине ESA не решается перейти на многоразовые ракеты. Мол построили пару ступеней и заводы простаивают. Однако, когда Маск и Безос в игре им придется меняться или загибаться.
Bedal
15.02.2018 14:16Да, и потому же Маск так тянет в проекты с тысячами спутников. При сохранении обычных масштабов, подобных нынешним — многоразовость может не оправдаться. Пока, по крайней мере, она для него убыточна. Единственно — запас слетавших ступеней вроде бы позволяет спокойно модернизировать завод под выпуск block5, не останавливая эксплуатацию существующих. Сколько здесь правды, а сколько маркетинга — вот уж не знаю.
Olga_Voronova
15.02.2018 14:37Пока, по крайней мере, она для него убыточна.
Откуда информация?Bedal
15.02.2018 15:38Сейчас сходу не дам ссылку, было в одном из интервью Маска к выпуску Block5 про то, что его и делают, чтобы это стало выгодным, а до того — отладка технологии. Впрочем, это и очевидно: количество повторно слетавших невелико, это ну никак не может пока быть выгодным. И двухразовые — это ещё не многоразовые :-)
Olga_Voronova
15.02.2018 16:47С такой точки зрения возможно. Скажем так пока идет отладка технологии, повторные пуски не увеличивают прибыль. Но вряд ли убыточны для компании.
Bedal
15.02.2018 17:23Планово-убыточны, что тут подлежит оспариванию-то?
И, повторюсь, даже после отладки технологии это будет эффективно только тогда, когда число пусков будет существенно превышать предельную производительность завода по изготовлению РН. А это — много. Производство, рассчитанное на выпуск одной штуки в год, как было с шаттлами — выгодным может быть только при очень специальных условиях, потому что получаются большие внутренние простои.
Потому Маск и пытается инициировать проекты с большим числом выведений. Может, и получится, потому как при наличии инструмента — может и спрос найтись.
Laney1
13.02.2018 15:42Сергей Сопов считает, что использование дешёвых двухступенчатых ракет «Зенит» выгоднее, чем трёхступенчатые дорогие носителей вроде «Союз-5»
насколько я помню, разработчики этого самого ЯЭРДУ пришли к выводу в своей научной статье, что его выгоднее всего использовать с тяжелой ракетой вроде Falcon Heavy.
Вообще эти рассуждения выглядят как плохой косплей Маска, ни на чем не основанный набор баззвордов
ToshiruWang
13.02.2018 17:10Зато сегодня, по информации Известий, мы запустили
«МКС 1390 км сухих грузов, 890 км топлива, 420 км воды и 46 км кислорода в баллонах.»
И такая замечательная информация прошла мимо GT.Hardcoin
13.02.2018 17:20+1Рядовые запуски мало кому интересны. Если он чем-то необычен (дешевле в полтора раза, обкатывается новая ракета, вернули ступень на землю или ещё что-то подобное) — другое дело.
vconst
13.02.2018 17:23+4МКС 1390 км сухих грузов, 890 км топлива, 420 км воды и 46 км кислорода в баллонах
В отличии от всякий Масков — мы теперь возим воду километрами! И правда, замечательная новость.UJIb9I4AnJIbIrUH
13.02.2018 19:01+1Следующая новость будет иметь заголовок "Национальная орбитальная станция рассчитана на 30 световых лет эксплуатации".
lingvo
13.02.2018 19:17«МКС 1390 км сухих грузов, 890 км топлива, 420 км воды и 46 км кислорода в баллонах.» — это навскидку стоимость груза ну от силы на 100 тысяч баксов. А угробили при этом ракету «Союз-2.1а», которая стоит миллионы. Если раньше я считал это нормальным, то сегодня — нет.
alexmeloman
14.02.2018 09:56Тут принято восхвалять Маска, отмечая бурными аплодисментами любой его запуск, даже «рядовой» (как написано у комментатора ниже). Но наши рядовые — это не такие же рядовые, как у Маска, там они рядовее. Но если неудача, то все меняется местами.
kolyan222
14.02.2018 11:35Но наши рядовые — это не такие же рядовые
Вот тут Вы правы. У нас даже во время рядовых пусков постоянно проблемы. Вот только в это воскресенье грузовой корабль никуда не полетел, автоматика отменила команду на запуск, в итоге запустили только со второй попытки (вчера). Хорошо хоть автоматика в этот раз сработала и ракета цела осталась.
metric_ghost
14.02.2018 10:23А что в этой информации замечательного, кроме ошибок в единицах измерения? В очередной раз запуск был перенесён, в очередной раз не удалось проверить «короткую» схему полёта к МКС — и правда, столько интересного и прошло мимо, эх…
ToshiruWang
14.02.2018 13:10Интересны тут «Известия», которые кто-то может ещё считать солидным изданием (с редакторов, там и корректорами всякими) и которые, вроде, не первый раз пишут о грузах, а тут вот не одна опечатка, а прямо таки целый кусок написан. не приходя в сознание.
Arxitektor
13.02.2018 20:02Рядовые запуски мало кому интересны.
Изначально пуск должен был быть не рядовым.
Стыковка по 3 часовой 2-х витковой схеме. Что как мне кажется довольно быстро.
Но пуск перенесли и окно закрылось.
Пришлось лететь как обычно.
А за сколько союзы стыкуются сколько времени от момента старта до стыковки? и какое полное время от момента посадки в союз до выхода экипажа из шлюза на станции?
Сама трансляция
zolern
С одной стороны имеем мелкую ракетку Зенит, с другой — не более шести запуска в год (чтоб было выгоднее Фалкона). Я что-то не понимаю или только на то чтобы вывести в космос космический корабль по частям уйдет несколько десятков лет?
AbnormalHead
Для доставки элементов космического корабля будут выгодны сверхтяжелые РН.
К моменту возникновения такой потребности (строительства станции или корабля) уже может оказаться, что существует конкуренция между 3 — 4-мя различными сверхтяжелыми РН.
Tyusha
Вы правильно понимаете ракету «Зенит»? Это носитель уверенного среднего класса, заметно превосходящий тот же «Союз», выходящий пилотируемые корабли на низкую орбиту.
zipo
По поводу многоразовости, то думаю имеется ввиду для компании оператора. Т.е. если заказов меньше 6 в год, то для оператора не выгодна многоразовость ступени.
А если заказов больше, то становится выгодно использовать многоразовую ступень.