Недавно мне предлагали написать кейс для одной компании, но я был вынужден отказаться от выгодного предложения, поскольку никогда ранее не занимался их написанием. Но ситуация меня задела, так что я решил научиться этому делу. Сегодня публикую свой первый опытный образец. Он написан на основе идеи, почерпнутой на сайте Гарвардской бизнес-школы.
Вообще, метод кейсов (Case study, Case method) — это метод ситуационного анализа, техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. На протяжении длительного времени занимает ключевую позицию в управленческом образовании. Метод был впервые применён в Гарвардской бизнес-школе (Harvard Business School) в 1924 году.
В декабре 1996 года Marvel Comics, одна из самых старых компаний издателей комиксов, объявила о банкротстве. Команда Marvel Entertainment LLC, ранее Marvel Enterprises and Toy Biz, Inc. (американская компания индустрии развлечений, образованная от слияния «Marvel Entertainment Group, Inc.» и «Toy Biz, Inc.» в 1998 году), известная своей вселенной супер-героев, включающей Человека-паука, Халка, Людей Икс и Железного человека, должна пересмотреть свою маркетинговую стратегию. Как Marvel удалось пройти путь от банкротства до продажи Disney за $4 млрд? Было ли возрождение Marvel просто случайностью? Какие маркетинговые стратегии позволили Marvel повторить свой успех? Как пришлось изменить свою бизнес-модель?
География: США.
Сфера деятельности: искусство, развлечения, издательское дело.
Количество сотрудников: около 200.
Успехи компании Marvel на протяжении всего ее существования объясняются рядом невероятно талантливых авторов и художников, которые выводили компанию на первое место. Такими сотрудниками даже был придуман так называемый «метод Марвел», заключающийся в том, что автор придумывает сюжет, художник его рисует и продумает тонкие детали сюжета, диалогов и даже персонажей, а затем автор завершает процесс окончательной шлифовкой сюжета и диалогов.
Таким же образом большинство ее неудач можно смело отнести к промашкам менеджмента. В 1980х в результате редакционных прений часть «звездных» авторов Marvel уходит к конкурентам DC, что и послужило своеобразным началом конца Marvel Comics. В 1986 году компанию продали посредственной медиа компании New World Entertainment, производившей фильмы B-класса, а в январе 1989 года, Рональд Перельман, корпоративный рейдер известный своим враждебным поглощением Revlon и наездами на Salomon Brothers, купил Marvel за $82,5 млн, потратив всего $10,5 млн собственных средств. Со своей репутацией и привычкой к leveraged-buyout (покупка компаний в кредит), Перельман считал Marvel недооцененной, и по старой схеме решил быстро устранить убыточные направления бизнеса и оптимизировать операционную деятельность.
В первый год под управлением Перельмана, чистая прибыль Marvel выросла с $2,4 млн до $5,4 млн, в то время как доходы увеличились с $68,8 до $81,8 млн. Далее в 1991 году, Перельман продал 40% акций в ходе первичного публичного размещения, которое принесло $70 млн, $30 млн из которых были потрачены на выплату задолженностей, а остальные освоены в качестве «специального дивиденда». Одновременно, он выпускает серию «мусорных» облигаций, на продажу от которых был куплен ряд компаний.
Первые две ошибки произошли от надежд Marvel заработать на спекулятивном безумии коллекционеров, увеличив количество ежемесячных изданий с 45 до 1403 в некоторые месяца, и резком увеличении цены с $1.25 до $4 за некоторые выпуски (причем предыдущий владелец Marvel, в течение трех лет до продажи, поднял цены с $0.65 до $1). В результате, дорогие и плохо написанные и иллюстрированные комиксы наводнили рынок. В это время маниакальное стремление Marvel заработать, под руководством Перельмана, привело к модификации всей отрасли. Производители, вдохновленные Marvel, издавали премиум комиксы с вычурными обложками и дополнительными материалами. Зачастую комиксы продавались уже подписанные авторами и иллюстраторами.
Некоторые экспериментировали, что приводило к курьезным случаям, когда один выпуск мог появиться с 13 различными обложками. В краткосрочной перспективе, эта стратегия принесла финансовый успех, а цена акций Marvel достигла своего пика в ноябре 1994 года с $34,25 за акцию. Однако процветание не продлилось долго, разочарованные коллекционеры оценили влияние законов спроса и предложения, не найдя в новых комиксах ни высокого качества, ни редкости. Таким образом, спекулятивный пузырь лопнул и продажи в следующем году упали на 19% по всем каналам распространения. А поклонники комиксов почувствовали себя обманутыми Marvel.
В результате перепроизводства, а также специфики дистрибуции комиксов больше половины магазинов, продающих комиксы вышли из бизнеса, а руководитель Marvel, тем временем обвинив в снижении продаж крупнейших дистрибьюторов Capital City Distribution и Diamond Comic Distributors, купил Hero’s World, вскоре ставший единственным дистрибьютором Marvel Comics. В ответ большинство других крупных издателей подписали эксклюзивные сделки с Diamond, заставив многих других попросту выйти из бизнеса. Поняв ошибку, Marvel вышла из дистрибьюторского бизнеса и подписала аналогичный контракт, тем самым оставив Diamond единственным дистрибьютором четырех крупнейших игроков рынка — Marvel, DC, Dark Horse и Image Comics.
Непрофильные приобретения также внесли свою лепту в разрушение компании. Пытаясь стимулировать рост бизнеса за счет приобретений, Рональд Перельман решил диверсифицировать компанию. Была куплена Fleer, второй по величине производитель спортивных и развлекательных карточек в июле 1992 года за $286 млн, и в марте 1995 года Skybox Trading Card Company за $150 млн. После банкротства Marvel, эти компании были проданы за чисто символическую сумму в $26 млн в совокупности. В марте 1993 года Перельман приобрел 46% акций компании Toy Biz, разрабатывающей и продающей детские игрушки, в обмен на исключительную, бессрочную и безвозмездную лицензию на использование всех героев Marvel.
Также в числе приобретений оказались Panini Group (наклейки), половина Welsh Publishing Group (Барби и Симпсоны), Malibu Publishing (Планета обезьян). Планировалось создание Marvel Software, чтобы войти в растущий рынок программного обеспечения и совместное предприятие с Planet Hollywood, для создания серии тематических ресторанов. Все эти сделки финансировались с большими объемами задолженности и увеличением значительного долгового бремени Marvel. Обратите внимание на устойчивый рост долга с огромным всплеском в 1995 году.
Из вышеупомянутых приобретений, соглашение с Toy Biz выглядит особенно опрометчивым. Напомню, что Marvel получила только 46% акций в обмен на эксклюзивные права на игрушечную продукцию всех своих персонажей.
Хотя Toy Biz делали только фигурки, соглашение охватывало любые игрушки, в связи с чем Marvel пришлось порвать все предыдущие соглашения с другими производителями, что никак не заменило потери от роялти, так как Toy Biz делали игрушки бесплатно. В итоге Marvel потеряла важную статью дохода. Как это ни парадоксально, но именно Toy Biz в конечном итоге стала компанией, которая помогла Marvel выкарабкаться из ее последующего банкротства.
Несмотря на финансовые проблемы, Marvel, действительно, достигла своей цели стать диверсифицированной компанией, а приобретения помогли замаскировать финансовые проблемы и замазать снижение продаж комиксов. Хотя диверсификация теоретически защищает от спада части бизнеса, в 1995 году Marvel потеряла $48,5 млн, в основном из-за потерь в издательском сегменте. Отрицание проблем продолжалось до 1996 года, когда компания объявила о банкротстве, воспользовавшись главой 11 Кодекса о банкротстве США.
Вообще говоря, финансовое положение Marvel значительно подорвал период с конца 1992 до конца 1995 года. Общие расходы выросли до 419%, оборачиваемость запасов сократилась на 26%, дневные продажи выросли на 37%, а общий объем запасов вырос до 406%. Еще более драматично, что счета к оплате выросли на 603% за этот период, что безусловно привело к удлинению цикла оплаты. В начале периода можно было бы предположить, что Рональд Перельман просто не видел текущих проблем, но к концу 1995 года он, несомненно, знал, что у компании большие проблемы, а это было за год до банкротства.
В следующей части кейса будут описаны подробности процедуры банкротства. Не переключайтесь.
UPD
Бизнес-кейс. Чудесное воскрешение Marvel (часть 2).
Бизнес-кейс. Чудесное воскрешение Marvel (часть 3)
Вообще, метод кейсов (Case study, Case method) — это метод ситуационного анализа, техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. На протяжении длительного времени занимает ключевую позицию в управленческом образовании. Метод был впервые применён в Гарвардской бизнес-школе (Harvard Business School) в 1924 году.
Краткое описание
В декабре 1996 года Marvel Comics, одна из самых старых компаний издателей комиксов, объявила о банкротстве. Команда Marvel Entertainment LLC, ранее Marvel Enterprises and Toy Biz, Inc. (американская компания индустрии развлечений, образованная от слияния «Marvel Entertainment Group, Inc.» и «Toy Biz, Inc.» в 1998 году), известная своей вселенной супер-героев, включающей Человека-паука, Халка, Людей Икс и Железного человека, должна пересмотреть свою маркетинговую стратегию. Как Marvel удалось пройти путь от банкротства до продажи Disney за $4 млрд? Было ли возрождение Marvel просто случайностью? Какие маркетинговые стратегии позволили Marvel повторить свой успех? Как пришлось изменить свою бизнес-модель?
Сеттинг
География: США.
Сфера деятельности: искусство, развлечения, издательское дело.
Количество сотрудников: около 200.
Проблема
Успехи компании Marvel на протяжении всего ее существования объясняются рядом невероятно талантливых авторов и художников, которые выводили компанию на первое место. Такими сотрудниками даже был придуман так называемый «метод Марвел», заключающийся в том, что автор придумывает сюжет, художник его рисует и продумает тонкие детали сюжета, диалогов и даже персонажей, а затем автор завершает процесс окончательной шлифовкой сюжета и диалогов.
Таким же образом большинство ее неудач можно смело отнести к промашкам менеджмента. В 1980х в результате редакционных прений часть «звездных» авторов Marvel уходит к конкурентам DC, что и послужило своеобразным началом конца Marvel Comics. В 1986 году компанию продали посредственной медиа компании New World Entertainment, производившей фильмы B-класса, а в январе 1989 года, Рональд Перельман, корпоративный рейдер известный своим враждебным поглощением Revlon и наездами на Salomon Brothers, купил Marvel за $82,5 млн, потратив всего $10,5 млн собственных средств. Со своей репутацией и привычкой к leveraged-buyout (покупка компаний в кредит), Перельман считал Marvel недооцененной, и по старой схеме решил быстро устранить убыточные направления бизнеса и оптимизировать операционную деятельность.
В первый год под управлением Перельмана, чистая прибыль Marvel выросла с $2,4 млн до $5,4 млн, в то время как доходы увеличились с $68,8 до $81,8 млн. Далее в 1991 году, Перельман продал 40% акций в ходе первичного публичного размещения, которое принесло $70 млн, $30 млн из которых были потрачены на выплату задолженностей, а остальные освоены в качестве «специального дивиденда». Одновременно, он выпускает серию «мусорных» облигаций, на продажу от которых был куплен ряд компаний.
В русской Википедии предлагается точка зрения в которой «Перельман помог вернуть к жизни Marvel», но английская более точна, описывая последующее банкротство Marvel именно как результат махинаций и ошибок Рональда Перельмана.В то время как его первые шаги по управлению Marvel казались успешными, он дал толчок четырем стратегическим сдвигам, которые скорей всего и привели к финансовому краху Marvel.
- Во-первых, он попытался ускорить рост выручки за счет увеличения цены комиксов в несколько раз, что является достаточно очевидной ошибкой, если учесть историю появления комиксов как жанра. Первоначальная популярность комиксов пришлась на время депрессии 1930х, когда они появились в качестве дешевой формы развлечения для детей бедных слоев населения.
- Во-вторых, Перельман инициировал быстрое увеличение номенклатуры комиксов в попытке захватить большую часть рынка и уменьшения издержек на их производство, в связи с чем снизилось качество продуктов компании.
- В-третьих, он обвинил в снижении продаж дистрибьюторов Marvel Comics и совершил ряд действий, нанесших значительный ущерб как дистрибьюторам, так и розничным продавцам.
- В-четвертых, приступил к серии несвоевременных приобретений, направленных на создание целой развлекательной империи Marvel, что привело к отвлечению от основного бизнеса компании и размыванию баланса.
Первые две ошибки произошли от надежд Marvel заработать на спекулятивном безумии коллекционеров, увеличив количество ежемесячных изданий с 45 до 1403 в некоторые месяца, и резком увеличении цены с $1.25 до $4 за некоторые выпуски (причем предыдущий владелец Marvel, в течение трех лет до продажи, поднял цены с $0.65 до $1). В результате, дорогие и плохо написанные и иллюстрированные комиксы наводнили рынок. В это время маниакальное стремление Marvel заработать, под руководством Перельмана, привело к модификации всей отрасли. Производители, вдохновленные Marvel, издавали премиум комиксы с вычурными обложками и дополнительными материалами. Зачастую комиксы продавались уже подписанные авторами и иллюстраторами.
Некоторые экспериментировали, что приводило к курьезным случаям, когда один выпуск мог появиться с 13 различными обложками. В краткосрочной перспективе, эта стратегия принесла финансовый успех, а цена акций Marvel достигла своего пика в ноябре 1994 года с $34,25 за акцию. Однако процветание не продлилось долго, разочарованные коллекционеры оценили влияние законов спроса и предложения, не найдя в новых комиксах ни высокого качества, ни редкости. Таким образом, спекулятивный пузырь лопнул и продажи в следующем году упали на 19% по всем каналам распространения. А поклонники комиксов почувствовали себя обманутыми Marvel.
В результате перепроизводства, а также специфики дистрибуции комиксов больше половины магазинов, продающих комиксы вышли из бизнеса, а руководитель Marvel, тем временем обвинив в снижении продаж крупнейших дистрибьюторов Capital City Distribution и Diamond Comic Distributors, купил Hero’s World, вскоре ставший единственным дистрибьютором Marvel Comics. В ответ большинство других крупных издателей подписали эксклюзивные сделки с Diamond, заставив многих других попросту выйти из бизнеса. Поняв ошибку, Marvel вышла из дистрибьюторского бизнеса и подписала аналогичный контракт, тем самым оставив Diamond единственным дистрибьютором четырех крупнейших игроков рынка — Marvel, DC, Dark Horse и Image Comics.
Непрофильные приобретения также внесли свою лепту в разрушение компании. Пытаясь стимулировать рост бизнеса за счет приобретений, Рональд Перельман решил диверсифицировать компанию. Была куплена Fleer, второй по величине производитель спортивных и развлекательных карточек в июле 1992 года за $286 млн, и в марте 1995 года Skybox Trading Card Company за $150 млн. После банкротства Marvel, эти компании были проданы за чисто символическую сумму в $26 млн в совокупности. В марте 1993 года Перельман приобрел 46% акций компании Toy Biz, разрабатывающей и продающей детские игрушки, в обмен на исключительную, бессрочную и безвозмездную лицензию на использование всех героев Marvel.
Также в числе приобретений оказались Panini Group (наклейки), половина Welsh Publishing Group (Барби и Симпсоны), Malibu Publishing (Планета обезьян). Планировалось создание Marvel Software, чтобы войти в растущий рынок программного обеспечения и совместное предприятие с Planet Hollywood, для создания серии тематических ресторанов. Все эти сделки финансировались с большими объемами задолженности и увеличением значительного долгового бремени Marvel. Обратите внимание на устойчивый рост долга с огромным всплеском в 1995 году.
Из вышеупомянутых приобретений, соглашение с Toy Biz выглядит особенно опрометчивым. Напомню, что Marvel получила только 46% акций в обмен на эксклюзивные права на игрушечную продукцию всех своих персонажей.
Хотя Toy Biz делали только фигурки, соглашение охватывало любые игрушки, в связи с чем Marvel пришлось порвать все предыдущие соглашения с другими производителями, что никак не заменило потери от роялти, так как Toy Biz делали игрушки бесплатно. В итоге Marvel потеряла важную статью дохода. Как это ни парадоксально, но именно Toy Biz в конечном итоге стала компанией, которая помогла Marvel выкарабкаться из ее последующего банкротства.
Несмотря на финансовые проблемы, Marvel, действительно, достигла своей цели стать диверсифицированной компанией, а приобретения помогли замаскировать финансовые проблемы и замазать снижение продаж комиксов. Хотя диверсификация теоретически защищает от спада части бизнеса, в 1995 году Marvel потеряла $48,5 млн, в основном из-за потерь в издательском сегменте. Отрицание проблем продолжалось до 1996 года, когда компания объявила о банкротстве, воспользовавшись главой 11 Кодекса о банкротстве США.
Вообще говоря, финансовое положение Marvel значительно подорвал период с конца 1992 до конца 1995 года. Общие расходы выросли до 419%, оборачиваемость запасов сократилась на 26%, дневные продажи выросли на 37%, а общий объем запасов вырос до 406%. Еще более драматично, что счета к оплате выросли на 603% за этот период, что безусловно привело к удлинению цикла оплаты. В начале периода можно было бы предположить, что Рональд Перельман просто не видел текущих проблем, но к концу 1995 года он, несомненно, знал, что у компании большие проблемы, а это было за год до банкротства.
В следующей части кейса будут описаны подробности процедуры банкротства. Не переключайтесь.
UPD
Бизнес-кейс. Чудесное воскрешение Marvel (часть 2).
Бизнес-кейс. Чудесное воскрешение Marvel (часть 3)